Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютное таможенное законодательство

ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С переходом России к экономическим рыночным отношениям существенными и трудно контролируемыми проблемами являются невозврат валютной выручки в Российскую Федерацию от экспорта товаров и оказания услуг отечественными организациями и предприятиями. В итоге в иностранных банках собрались огромные валютные средства, которые принадлежат отечественным организациям и предприятиям, чем причиняется значимый ущерб экономической безопасности страны. Именно поэтому понадобилось создание всеохватывающей системы валютного законодательства и валютного контроля за проводимыми экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями отечественных организаций и предприятий.

Государственное регулирование в сфере валютных отношений является выражением валютной политики государства, которая представляет собой составную часть его экономической политики.

Роль валютной политики заключается в том, чтобы:

– защитить и обеспечить стабильность национальной валюты, достичь ее конвертируемости;

– приостановить утечку капитала за границу;

– обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам;

– стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений.

В настоящее время вопросам валютного регулирования в Российской Федерации необходимо уделять достаточно пристальное внимание, так как от того, насколько точно построен, продуман механизм валютного регулирования, зависит результативное функционирование всего народного хозяйства страны.

В свою очередь, создание действенного правового механизма валютного регулирования должно гарантировать приоритет обращения государственной денежной единицы Российской Федерации по отношению к денежным единицам зарубежных стран на территории России, рост конвертируемости рубля вначале на внутреннем денежном рынке, а затем на международных валютных рынках.

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих порядок исполнения международных расчетов, операций с валютными ценностями и контроля за соблюдением валютного законодательства. Валютное законодательство Российской Федерации включает в себя три блока.

К первому блоку относятся специальные законодательные и правовые документы, определяющие валютное регулирование и валютный контроль. Основным документом этого блока и валютного законодательства в целом предстает Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в силу 18 июня 2004 г. [2].

Второй блок валютного законодательства составляют законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, а также деятельность институтов, выполняющих операции с валютными ценностями, и институтов, осуществляющих функции валютного регулирования и валютного контроля.

Данный блок включает Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» [6], Федеральный закон РФ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [5], Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [1], Федеральный закон РФ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [3].

Третий блок валютного законодательства составляют законы всеобщего воздействия. К ним относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Целью базового документа валютного законодательства (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») является обеспечение исполнения единой национальной валютной политики, а также стабильности валюты Российской Федерации и устойчивости внутреннего валютного рынка России как факторов прогрессивного развития государственной экономики и международного экономического сотрудничества.

Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также устанавливает права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля [2].

В соответствии с Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» главным органом, на которого возложены обширные управленческие функции в области валютных отношений, предстаёт Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Также важным органом в области валютных отношений помимо ЦБ РФ является Правительство РФ, включая Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Федеральная таможенная служба РФ.

В ходе осуществления внешнеэкономической деятельности субъекты неизменно вступают между собой в отношения, связанные с использованием валюты и валютных ценностей. Перемещение через таможенную границу государства товаров и транспортных средств предполагает дальнейший расчет за них с возможным использованием наличных денежных средств или же ценных бумаг (как российских, так и иностранных). Кроме того, сами денежные средства в российской, а также иностранной валюте, валютные ценности, а также российские ценные бумаги сами могут выступать в качестве товаров, ценностей, перевозимых через таможенную границу.

Именно поэтому таможенные правоотношения неизменно оказываются связанными с валютно- финансовыми отношениями. И немаловажными институтами таможенного права становятся валютное регулирование и валютный контроль, регулирующие перемещение через таможенную границу иностранной валюты и иностранных ценных бумаг.

Современные механизмы валютных ограничений в РФ делятся для уполномоченных банков и для резидентов и нерезидентов. К валютным ограничениям для уполномоченных банков относится:

1) Лицензирование, то есть отдельные уполномоченные банки, имея данную лицензию имеют право на осуществление операций с иностранной валютой.

2) Отдельный порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями.

3) Возможность проведения валютных операций только через уполномоченные банки.

4) Установление лимитов по открытым валютным позициям.

К валютным ограничениям для резидентов и нерезидентов относятся:

1) Запрет на валютные операции между резидентами, за исключением строго установленного перечня. К исключениям относятся операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках; операции между комиссионерами и комитентами; операции с внешними ценными бумагами; операции связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) и др. [2]

2) Оформление паспорта сделки.

3) Ввоз/вывоз иностранной валюты. Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США [4].

4) Открытие счетов за рубежом. Резиденты, за исключением случаев, тех категорий граждан и юридических лиц, которые попали под экономические санкции, открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ. При этом резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории РФ.

Во время регулирования внешнеэкономической деятельности таможенные органы имеют широкие контрольные полномочия. Важным направлением их деятельности в сфере валютного регулирования является валютный контроль. Его необходимость вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие специфические категории товара, как денежные средства и валютные ценности. Валюта может перевозиться физическими лицами, в виде оплаты за поставку вывозимого товара может поступать на счета в кредитных учреждениях, экспортироваться для расчетов по импортным контрактам. Во всяком случае перемещение денежных средств должно совершаться в рамках, установленных действующим законодательством.

Для того, чтобы защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь ее конвертируемости; приостановить бегство капитала за границу; обеспечить поступления валюты по внешнеэкономическим сделкам из-за рубежа; стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений, государству нужно создать эффективный правовой механизм валютного регулирования.

Следовательно, нашей стране необходимо создать комплексную систему валютного контроля и валютного регулирования, которая обеспечит гибкий подход к решению проблем, появляющихся в процессе осуществления экономической политики государства и регламентирующей валютные операции.

Таким образом, валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля. Также нужно отметить, что валютное законодательство в России находится в состоянии постоянного развития и в действующие нормативные правовые акты вносятся изменения и дополнения, основная цель которых – оптимизировать механизм контроля за внешнеэкономической деятельностью.

1. О банках и банковской деятельности [Текст] : Федеральный закон РФ от 02. 12. 1990 г. № 395-1 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. О валютном регулировании и валютном контроле [Текст] : Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Читать еще:  Расчеты с поставщиками в валюте счет

3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] : Федеральный закон РФ от 08. 12. 2003 г. № 164-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

4. О проекте Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза [Текст] : Решение Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 20 мая 2010 года №271 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

5. О рынке ценных бумаг [Текст] : Федеральный закон РФ от 22. 04. 1996 г. № 39-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6. О Центральном банке Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон РФ от 10. 07. 2002 г. № 86-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

5 важных условий, которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля

каз Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» от 2 февраля 2016 года упразднил Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и передал ее функции органа валютного контроляФедеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе .

При подготовки материала к данной статье мы столкнулись с тем, что объем информации относящейся к проверкам валютных операций со стороны ФНС и ФТС – очень велик, и порой функции контролирующих органов дублируются, что приводи к некоторой путанице в понимании вопроса. В связи с этим мы немного задержались с публикацией этой статьи, а материал разбили на две части. Первая часть касается проверок валютных операций таможенными органами, а вторая будет посвящена нарушениям валютного законодательства, выявляемым налоговыми службами. Ссылку на вторую часть смотрите в конце статьи.

В настоящей статье я расскажу о том, как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля. И, могут ли налоговики и таможенники проверять одни и те же положения внешнеторгового контракта.

С Вами Ирина Степанова, кандидат экономических наук, Директор Школы Экономики и Права. В предыдущих двух статьях:

мы обсудили важные требования валютного законодательства, при нарушении которых банк обязательно сообщит в налоговую и таможенную службы, что повлечет за собой проверку вашей валютной деятельности данными контролирующими органами.

Как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля

ФТС контролирует валютные операции , связанные:

  • cперемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
  • cввозомтоваровв Российскую Федерацию
  • cвывозомтовараиз Российской Федерации .
  • следит за соответствием проводимых валютных операций валютному законодательству членов Евразийского экономического союза, Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования
  • организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям .

Деятельность ФНС , как органа валютного контроля :

  • проведениепровероксоблюдения резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентамивалютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля ( за исключениемконтроля за валютными операциями , связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации),
  • следит за соответствиемпроводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации
  • следит за соблюдениемрезидентами , не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации , и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Из вышеперечисленного видно, что к компетенции таможенной службы относится контроль за валютными операциями связанными с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза и ввозом или вывозом товара с территории РФ .

Все остальные случаи относятся к компетенции налоговой службы , в том числе и валютный контроль не связанный с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом или вывозом товаров из Российской Федерации (то есть, если Вы совершаете, к примеру, покупку товара в Европе и там же его продаете, то это будет относиться к компетенции валютного контроля ФНС) .

Отметим также, если, к примеру, во внешнеторговом контракте присутствует товар и услуга , то он будет являться объектом контроля таможенной и налоговой служб одновременно .

Итак, в плане именно валютного контроля сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ .

Какие нарушения валютного контроля можно выявить на таможне

Мы выделили 5 важных условий соблюдения валютного законодательства , которые проверяют таможенные органы .

Первое условие — комплектность документов

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. После его отмены 01.03.2018 г. УНК (уникальный номер контракта) и контракт, СПД (справку о подтверждающих документах) и сами документы, которые можно в электронном виде разместить в «Архив декларанта», чтобы не прикладывать каждый раз.

При экспорте орган ФТС выполняет обязательную проверку соответствия сведений в контракте и декларации на товары. Если отсутствует УНК или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.

При импорте орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и СПД, если УНК и контракт по каким-либо причинам не представлены — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с документами.

Второе условие – репатриация иностранной валюты и рублей

Статья 19 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле » от 10.12.2003 №173-ФЗ налагает на участников внешнеэкономической деятельности обязанность в сроки , предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейсяв соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)за переданные нерезидентам товары .
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств , уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары .

Участие таможенников в валютном контроле позволяет выявлять и пресекать нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Пример нарушения: Фирма «Х» заключает контракт на поставку оборудования с зарубежным поставщиков на 10 миллионов долларов, перечисляет аванс 5 миллионов, по факту ввозит через таможню оборудование на один миллион. Истекают сроки поставки, указанные в контракте. Ни 4 миллиона долларов не возвращены в страну, ни оборудования не поставлено. Проверка выясняет, что фирма по указанному в документах адресу не находится, складов в аренде не имеет, документов о продаже оборудования третьему лицу тоже. Таможня передает информацию в правоохранительные органы и возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

Третье условие — реальность стоимости

ФТС выявляет схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого таможня проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.

Четвертое условие – надлежащее зачисление экспортной выручки

Если нарушения условий 2 и 3 в большинстве случаев злонамеренные, то к сокрытию экспортной выручки приводит незнание или непонимание валютного законодательства. Получение информации о сокрытии экспортной выручки происходит в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Например, фирма “Y” в 2016 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. евро, что фиксирует ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. евро. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы “Y” и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. евро поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

Читать еще:  Расчеты с поставщиками в валюте

Пятое условие – законность преремещения через границу валютных ценностей

ФТС контролирует перемещении через границу валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомы те, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юридических лиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей, чем для «физиков».

! Таможенные органы играют существенную роль в области валютного контроля. Часто информация, полученная при таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений закона РФ в сфере валютных правоотношений.

Меры, принимаемые для предупреждения незаконного вывода средств за рубеж:

1. Введение и развитие электронного документооборота. В 2013 г все декларации на товары в электронном виде стали доступны банкам, т.е уже нельзя принести липовый экземпляр в банк. По данным с 01.2015 до настоящего момента почти в 6 раз уменьшилось сумма авансовых платежей по контрактам без исполнения встречных обязательств.

2. Очень эффективный механизм борьбе с нерепатриацией – это использование механизмов межведомственного и международного взаимодействия.

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер – отказ в совершении валютной операции, расторжение договора банковского счета, отказ в госрегистрации, исключение из ЕГРЮЛ, дисквалификация должностного лица.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

3. Развитие система категорирования участников ВЭД на основе риско-ориентированного подхода. Идея в том, чтобы распределить участников ВЭД по категориям – высокий риск, средний, низкий. Соответственно для категории низкого риска вводятся процедуры автодекларирования и автовыпуска грузов, а все проверки и контрольные меры сосредоточены на находящихся в категории высокого риска.

Из вышесказанного очевидно что приоритетным направлением работы ФТС при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж.

Ибо предупредить заболевание легче, чем лечить)

Или ищи потом ветра в поле)))

Проявляйте должную осмотрительность, то есть берегите репутацию, как честь – смолоду! Кстати – про должную осмотрительность – есть хороший анализ темы в нашем Обзоре Новинок валютного контроля.

Мы с Вами разобрали 5 основных условий , которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля . Думаю, что это все интересно, но возникают вопросы:

  • Что делать если Вампредъявили претензиик осуществлению валютных операцийналоговые или таможенные органы?
  • Какие аргументы предъявлятьв свою защиту с цельюсвести к нулю штрафы?
  • Как правильно выстроить работу со своими иностранными партнерами, чтобы избежать обвинений в недолжной осмотрительности при выборе контрагента?

Эти вопросы, вместе с вопросами валютного контроля ФНС, мы разберем в специально подготовленном нами Обзоре «НОВИНКИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ» №1/2018 . ТОП-10 Нарушений валютного законодательства за которые штрафует налоговая. Как минимизировать риски штрафов и проверок со стороны ФНС.

Валютное регулирование в Таможенном союзе: возможен ли уход от ответственности?

Во времена развития международного экономического интеграционного процесса многие страны стремятся создавать межгосударственные организации, которые объединяют в себе страны-соседи или, чаще всего, страны с наиболее похожим исторически сложившимся путем развития. Наиболее известны объединения: Европейский союз ( многие европейские страны, которые постепенно охватывали все более новые вопросы интеграции), Лига Арабских государств ( решают похожие вопросы, как и в ЕС); более в узких направлениях: БеНиЛюкс (таможенно-экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), ОПЕК (объединение по сырьевому принципу). Похожая организация существует на территории бывшего СССР – Содружество Независимых Государств, СНГ, которое должно решать вопросы сотрудничества между государствами, ранее входившими в СССР.

При стремлении мирового сообщества к наиболее свободной торговле стали возникать различные институты, которые регулируют данный вопрос: зоны беспошлинной торговли, свободные экономические зоны, таможенные союзы, организации, где вопрос экономического объединения вынесен на наднациональный уровень. В таком же актуальном направлении решили двигаться главы государств, которые образуют более развитые экономики на бывшем советском пространстве.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности России на современном этапе является важнейшим вопросом. Одним из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансовой сфере является валютное регулирование и валютный контроль. Причем если рассматривать перемещение денежных средств через границу как России, так и Таможенного союза, то таким инструментом будет являться валютный контроль, осуществляемый таможенными органами при взаимодействии с уполномоченными банками и Росфиннадзором. А реализация данного контроля приобретает первостепенное значение при обеспечении внешнеэкономической безопасности как страны в отдельности, так и вместе со странами, образующими Таможенный союз (ТС).

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В июне 2010 года Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. 1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана. 6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.

Таким образом, начиная с лета 2010 года на территории Российской Федерации действует новое законодательство, регулирующее отношения в области таможенного права. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010; далее – ТК ТС) Единую таможенную территорию таможенного союза (далее — таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Создание единого таможенного союза, новой формы торгово-экономической интеграции для России, Беларуси и Казахстана, предусматривающее единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В связи с этим, 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. При отмени таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза стали возникать вопросы об отмени внутренних границ вообще, de facto.

Не смотря на то, что ТК ТС предусматривает отмену таможенного контроля на внутренних границах, единую таможенную территорию, охватывающую 3 государства и подразумевает свободное обращение товаров таможенного союза (находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств — членов таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза; п. 37 ст. 4 ТК ТС) на всей территории союза.

Резюмирую вышесказанное, хочется отметить, что с начала действия ТК ТС на территории РФ возникли актуальные вопросы по основаниям, четко не урегулированным ТК ТС и иными актами союза. Одним из наиболее часто задаваемых вопросов является момент, затрагивающий компетенцию органов валютного регулирования и валютного контроля. В частности вопросы, касаемые административной ответственности резидентов и нерезидентов при осуществлении своей деятельности внутри границ Союза. Необходимо ли при экспорте продукции в страны таможенного союза регистрировать документы в валютных отделах банков и нужно ли оформлять паспорт сделки? В соответствии с какими нормативными документами планируется осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза? Важна ли декларация на товары и необходимо ли ее наличие? Существуют ли какие-нибудь льготы и послабления для компаний государств-членов Союза?

ТК ТС рассматривает вопросы, связанные непосредственно с таможенным контролям, движение товаров через таможенную границу. Что касается более узких вопросов, то многие из них не нашли свое отражение ни в кодексе ни в иных актах Союза. Можно рассмотреть следующий пример: компания А из России и компания Б из Беларуси заключили контракт на поставку товара из Беларуси в РФ. В соответствии с законодательством РФ с территории России компания А перевела на счет компании Б в Беларусь определенную сумму по контракту, которая, к примеру, составляет 100 000 долларов США. После выполненного перевода, компания Б не поставила товар и не вернула деньги. Компания А, в свою очередь, не выполнила обязательства вернуть средства в РФ в установленный законом срок и, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим у агентов валютного контроля возникают вопросы о привлечении к ответственности компанию А, но встает проблема как интерпретировать определение резидента и нерезидента в данном случае, ведь мы говорим о единой экономической территории Таможенного союза?

Читать еще:  Бухгалтерские проводки по конверсии валюты

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза (п.2 ст. 1 ТК ТС), следовательно при возникновении сомнений о необходимости открывать паспорт сделки, а так же о документах, необходимых для подтверждения осуществления валютного контроля необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации, а именно 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России 138-и «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а так же порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Ни ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ни Инструкцией 138-и не предусмотрены какие-либо послабления при оформлении между компаниями государств — членов таможенного союза. Таким образом, своевременное оформление и предоставление документов валютного контроля обеспечит беспрепятственное прохождение платежей между счетами контрагентов и своевременное исполнение обязательств по поставкам. В соответствии со статьей 19 № 173-ФЗ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза должно осуществляться в соответствии с № 173-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Как мы видим нет никаких преимуществ для резидентов стран — участниц ТС во взаимных валютно-финансовых отношениях, что в рамках Единого экономического пространства является недопустимым и, соответственно, ограничивает свободное перемещение денежных средств между странами — членами ТС.

В связи с этим при набирающем обороты Таможенном союзе валютный контроль и связанные с ним проблемы до сих пор рассматриваются в рамках каждого государства — члена ТС в отдельности, в т.ч. и России. Поэтому и было принято Соглашение «О согласованных принципах валютной политики», основной целью которого является интеграция и сотрудничество государств — членов ТС в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства. Первые шаги к интеграции в сфере валютного регулирование и валютного контроля положены заключенным в декабре 2010 г. Соглашением, которое ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 184-ФЗ «О ратификации Соглашения о согласованных принципах валютной политики. Но так как для полной интеграции валютной политики необходимо сделать очень многое, для начала при определении резидента и нерезидента государства — участника ТС учитываются нормы валютного законодательства каждого государства в отдельности, т.е. в зависимости от того, является ли лицо резидентом в данном государстве — члене ТС или не является.

Основные принципы, заложенные в данном Соглашении, и направлены на реализацию основной цели, приведению валютной политики к унификации, чтобы операции в валютно-финансовой сфере рассматривались не по отдельности, а как единое целое. Помимо этого, в рамках интеграции валютной политики стран ТС ими совместно будут разрабатываться и согласовываться:

— перечень валютных операций между резидентами, в отношении которых не будут применяться валютные ограничения;

— необходимый объем прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций;

— требования по репатриации резидентами денежных средств, подлежащих обязательному зачислению на их банковские счета, и требования к учету и контролю валютных операций;

— свободное перемещение резидентами и нерезидентами наличных денежных средств и ценных бумаг в документарной форме в пределах единой таможенной территории ТС (на сегодняшний день началом для реализации данного положения является действующий Договор от 5 июля 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза»);

— нормы об ответственности за нарушения законодательства государств — членов ТС в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Таким образом, стремление стран — членов Таможенного союза к интеграции всех сфер взаимных отношений, в т.ч. и валютно-финансовой сферы путем детализации правовых, институциональных и информационно-технических аспектов взаимодействия государств — участников Таможенного союза является положительным результатом и предпосылками для создания эффективной системы таможенного валютного контроля в Таможенном союзе.

Валютное законодательство

Основу валютного законодательства образует Закон о валютном регулировании и валютном контроле, который, в частности, определяет права и обязанности резидентов в сфере валютных отношений.

Что относится к валютному законодательству в РФ?

Ключевым законодательным актом, регулирующим валютные отношения на территории РФ или за ее пределами, если в них участвует резидент РФ, является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно статье 4 173-ФЗ к валютному законодательству РФ также могут быть отнесены другие принятые в соответствии с 173-ФЗ федеральные законы.

При этом базовые принципы использования валюты на территории РФ заложены в Гражданском кодексе РФ (статьи 140 и 317), который определяет рубль в качестве законного платежного средства на территории РФ, а также предусматривает возможность включения в состав договорных условий валютной оговорки. В остальном ГК РФ содержит отсылку к 173-ФЗ.

Валютное законодательство РФ в 2017 году: аспекты валютного регулирования

Последние изменения в 173-ФЗ, внесенные в июле 2016 года, относились к статьям 20, 22 и 23 и не касались валютного регулирования.

Вопросы валютного регулирования, освещенные в 173-ФЗ в актуальной редакции:

  • возможности и условия проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами (статья 6), между резидентами (статья 8) и между нерезидентами (статья 9).

Валютные операции между резидентами преимущественно запрещены за исключением отдельных предусмотренных 173-ФЗ случаев. По операциям между нерезидентами, а также между резидентами и нерезидентами имеются отдельные ограничения;

  • порядок купли-продажи иностранной валюты (и номинированных в иностранной валюте чеков) (статья 11).

Ключевым требованием является проведение таких операций исключительно через уполномоченные банки;

  • порядок открытия (и ведения) резидентами счетов в банках, находящихся за пределами РФ (статья 12), и нерезидентами в банках, находящихся на территории РФ (статья 13);
  • вопросы осуществления резидентами отдельных валютных операций (статья 14);
  • порядок ввоза и вывоза через границу РФ валюты, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг (статья 15).

Валютное законодательство и валютный контроль в РФ

Порядок валютного контроля в РФ определен главами 3 и 4 73-ФЗ.

Органами валютного контроля выступают Банк России (в отношении кредитных организаций и НФО) и уполномоченные Правительством РФ ФОИВ (в отношении остальных организаций). Также в отношении второй группы организаций валютный контроль осуществляют агенты валютного контроля (в первую очередь уполномоченные банки).

Права и обязанности субъектов валютного контроля представлены в статье 23 173-ФЗ .

Участники валютных операций на территории РФ обязаны вести учет по проводимым валютным операциям и предоставлять учетную информацию и необходимые документы органам (и агентам) валютного контроля, а также выполнять их предписания. Они вправе знакомиться с актами проводимых в их отношении проверок и обжаловать решения органов (и агентов) валютного контроля.

Порядок предоставления документов и учетной информации, касающейся проводимых валютных операций, предусмотрен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И .

В случае нарушения требований валютного законодательства для участников валютных операций предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с учетом изменений).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector