Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Продажа валютной выручки 2020

Валютная либерализация-2020: к чему готовиться гражданам и предприятиям

Зарубежные счета открывать белорусам уже разрешили, но воспользоваться ими в полной мере пока нельзя.

Проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020 год, который подготовил Национальный банк, предусматривает, что валютная либерализация будет продолжена. У населения могут появиться возможности, которых никогда ранее не было.

Нацбанк отменяет валютные запреты

Валютное законодательство, начиная с «лихих» 90-х, в Беларуси было довольно жесткое. Валюты в стране не хватало, происходили из-за этого разные кризисы, и по этой причине многие сделки в валютной сфере подпадали под госрегулирование и контроль.

Часть экспортной выручки нужно было обязательно продавать, покупать валюту можно было только на цели, разрешенные государством. При этом сроки возврата субъектами хозяйствования валютной выручки в страну также определялись государством.

После стабилизации валютной ситуации на рубеже 2014-2015 годов Нацбанк постепенно стал отменять перечисленные ограничения и смягчать регулирование в валютной сфере.

Законодательные сроки репатриации валютной выручки были расширены, постепенно отменили ее обязательную продажу, а затем государство отказалось от целевой покупки иностранной валюты на внутреннем рынке.

Еще пять лет назад, когда действовали все эти ограничения, топ-менеджеры банков не верили в скорую их отмену, но валютная либерализация все же состоялась.

Сейчас Нацбанк готовит очередной ее этап — судя по всему, завершающий.

В нижнюю палату парламента внесен проект новой редакции закона о валютном регулировании. Документ предусматривает дальнейшую либерализацию валютного законодательства, рассказал, отвечая на вопросы БелаПАН, заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Калечиц.

Он напомнил, что в марте этого года население получило возможность свободно открывать расчетные счета за рубежом, но при этом в законодательстве все еще сохраняются валютные ограничения как для физических, так и для юридических лиц.

«Меры валютного регулирования, которые сохраняются, — разрешительный принцип открытия зарубежных счетов для юридических лиц. Кроме этого, физическим лицам также сейчас нужно получать разрешение Нацбанка по операциям, которые связаны с движением капитала», — сообщил Калечиц.

После принятия нового закона о валютном регулировании, добавил он, эти меры будут отменены.

«Разрешительный принцип будет заменен на регистрационный. Можно будет с использованием специальной электронной системы зайти в свой личный кабинет, зарегистрировать внешнеэкономическую операцию и потом совершенно свободно их совершить», — рассказал Калечиц.

Он также обратил внимание, что после принятия нового закона о валютном регулировании планируется отменить законодательные сроки возврата валютной выручки в страну.

«Законодательные сроки репатриации валютной выручки будут заменены на договорные, которые станут прописываться в договорах между субъектами валютных операций (резидентом или нерезидентом)», — отметил Калечиц.

Историческое событие

Эксперты, которые давно консультируют как граждан, так и предприятия по вопросам соблюдения валютного законодательства, приветствуют грядущие изменения.

По их мнению, мартовское решение, в результате которого граждане получили возможность свободно открывать расчетные счета за границей, уже принесло населению ощутимую пользу.

Белорусы, которые работают за пределами родной страны, сейчас свободно открывают зарубежный счет и легально получают зарплату на этот счет, отметила в беседе с корреспондентом БелаПАН адвокат, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Елена Сапего.

«До марта ситуация была противоположной — гражданам разрешения на открытие зарубежных счетов, как правило, не выдавались, и наши соотечественники не могли легально получать зарплату за пределами страны. Весной этого года ситуация изменилась, и это очень хорошо», — подчеркнула Сапего.

При этом эксперт отметила, что для граждан все еще сохраняются ограничения на капитальные операции — белорусы пока не имеют права свободно инвестировать в доходные ценные бумаги (акции) за рубежом, размещать депозиты.

Кроме этого, согласно действующему законодательству, для предоставления займа нерезиденту на срок свыше 180 дней необходимо разрешение Нацбанка.

«У нас был случай, когда клиент хотел предоставить такой заем нерезиденту, при этом условия договора давали возможность получить процентный доход выше, чем по депозиту в белорусском банке. Однако Нацбанк посчитал такое инвестирование валюты не эффективным (как мы понимаем), не выдал такое разрешение, а гражданин не получил доход», — рассказал БелаПАН адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Алексей Король.

Еще одна вероятная форма капитальных операций за рубежом — покупка физическими лицами недвижимости за пределами страны.

«Граждане, на наш взгляд, теоретически, в случае такой необходимости, удовлетворят свою потребность в заключении таких сделок вне зависимости от того, получат они разрешение на такие операции или нет. Валютная либерализация позволит сделать для белорусов доступными операции с зарубежной недвижимостью», — отметила Сапего.

Комментируя валютную либерализацию для предприятий, эксперты обращают внимание, что сейчас юрлица должны вернуть валютную выручку в течение 180 дней (после заключения экспортной сделки) либо получить разрешение Нацбанка на продление этого срока.

Белорусские компании сами всегда заинтересованы получить экспортную выручку как можно быстрее, говорит Король. Однако в некоторых случаях, продолжает эксперт, реагируя на требования внешнего рынка, белорусские экспортеры продают продукцию на условиях ее полной оплаты через длительный промежуток времени.

«Поэтому нужно уходить от законодательных сроков репатриации валютной выручки и разрешать, как это есть в цивилизованных странах, субъектам хозяйствования самостоятельно договариваться об условиях завершения внешнеэкономических сделок», — подчеркнул Король.

В целом, считают эксперты, если будет реализована либерализация в том виде, в котором анонсируется Нацбанком, это будет почти идеальной ситуацией в сфере валютного регулирования.

«Мы так долго жили в условиях валютных ограничений, что плохо представляем, как жить в условиях свободы. Когда очередной этап валютной либерализации завершится, это будет историческое событие», — резюмировала Елена Сапего.

Минфин не будет требовать возврата рублевой выручки из-за рубежа с 2020 года

Минфин опубликовал первый законопроект из пакета по либерализации валютного контроля. С 2020 года предлагается отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юрлиц — фактически она сохраняется для госучреждений, работающих через счета казначейства.

Проектом предусмотрено снятие ограничений на получение физлицами на свои зарубежные счета средств нерезидентов, отмена отчетности в ФНС физлиц по использованию сумм на зарубежных счетах общей суммой до 600 тыс. руб. в год. Последнее не решает проблем физлиц, «живущих на две страны»,— но от выехавших за пределы России более чем на полгода Минфин ничего требовать уже не намерен.

Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вчера опубликован на сайте regulations.gov.ru. По данным “Ъ”, это первый законопроект о валютной либерализации, подготовленный Минфином, впрочем, другие идеи ведомства на этот счет пока неизвестны, а сам проект полноценной валютной либерализацией считаться вряд ли может. Законопроект касается двух аспектов валютного контроля — валютного контроля операций в рублях и использования физлицами зарубежных счетов.

Читать еще:  Конверсия валюты проводки рб

В случае с рублями идея Минфина радикальна: проект фактически отменяет необходимость возврата (репатриации) выручки по внешнеторговым контрактам в случае, если они исполняются в валюте Российской Федерации. «Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса. В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами»,— пояснили в пресс-службе ведомства: поправки подготовлены «в рамках решения задачи снижения административной нагрузки на экспортеров, что позволяет создать более комфортные условия для расширения несырьевого экспорта из РФ».

Вероятность беспроблемной отмены части валютного контроля для рублей, очевидно, велика — под флагом расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах. Исключение, исходя из текста документа, сделано для резидентов, «являющихся участниками бюджетного процесса федерального уровня», ФГБУ и ФГУП — работающих через счета казначейства.

Возможные последствия отмены репатриации рублей пока сложно оценить. Теоретически это может улучшить возможности для бизнеса за пределами РФ «дочек» российских банков и увеличить обороты российской валюты в ЕС и Китае при экспортных сделках. Вряд ли происходящее быстро повлияет на практику экспорта нефти, газа, нефтепродуктов и металла из РФ — эти рынки существуют в «долларовом» режиме десятилетиями.

Вторая идея Минфина — распространять режим счетов (вкладов) в иностранных банках на «иные организации финансового рынка». Очевидно, что в первую очередь речь идет о небанковских кредитных организациях, брокерах и фондах. Но с реализацией этого положения могут возникнуть разногласия: определение «организаций финансового рынка» в РФ не всегда совпадает с определениями других юрисдикций.

В случае с физлицами ключевой момент законопроекта Минфина — снятие требования зачисления средств от нерезидентов на счета, открытые за пределами РФ, только через «уполномоченные банки», то есть банки РФ с валютной лицензией. Проект прямо предполагает возможность зачисления (в этом случае только на иностранные банковские счета физлиц-резидентов) «без ограничений» денежных средств от нерезидентов — в случае, если банки расположены в государствах-членах ОЭСР и FATF и это государство обменивается с ФНС России в автоматическом режиме информацией по многостороннему соглашению от 29 октября 2014 года или другим договорам. Списки «разрешенных» юрисдикций будет публиковать ФНС на своем сайте. Физлицам-резидентам также разрешается напрямую, а не через российские банки, получать на зарубежные счета выигрыши (например, в лотерею) и доходы от продаж драгметаллов с «металлических» счетов.

Режим информирования ФНС о счетах физлиц и движении средств по ним также предполагается несколько упростить. Для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, уведомления предполагается отменить вообще. Для физлиц — «полноценных» резидентов России ФНС не придется уведомлять о движении средств в случае, если на таком счете остается менее 600 тыс. руб. (или эквивалента в валюте) или в год общий объем операций по этому счету не превышал ту же сумму.

Если в случае с репатриацией валютной выручки идеи Минфина выглядят революционно, то в случае с физлицами — нет. Поправки в отношении физлиц не отменяют проблем с неэквивалентностью понятий «резидента» в понимании закона о валютном контроле, Налогового кодекса и других законов — эту проблему, созданную в России искусственными правовыми конструкциями 2014–2017 годов по мотивам кампании «возврата капиталов в РФ», рано или поздно придется решать. Кроме того, «безотчетный» лимит в 600 тыс. руб. в год по зарубежному счету физлица не выглядит рациональным. Для «живущих на две страны» представителей среднего класса и предпринимателей он просто мал, а национальные режимы контроля более крупных операций в ОЭСР и FATF и так снимают проблемы с «контролем отмывания». К тому же международный автоматический обмен финансовой информацией с 2019 года, в сущности, позволяет вообще отменить необходимость декларирования зарубежных счетов — предполагается, что ФНС будет получать данные о счетах и части трансакций вне зависимости от желания их владельцев. Возможно, с накоплением практики обмена Минфин поменяет позицию — в проекте все нововведения вступают в силу с 1 января 2020 года, обмен уже будет полноценно действовать.

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Читать еще:  Списание дебиторской задолженности в валюте

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  • Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
  • Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств — резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Читать еще:  Коды видов валютных операций 2020

ЦБ начал продажу валюты из ФНБ

Минфин начал работу по продаже иностранной валюты из Фонда национального благосостояния, говорится в поступившем в РБК сообщении ведомства. Это происходит для реализации сделки по покупке контрольного пакета акций Сбербанка. Непосредственно операции по продаже будет совершать Центробанк.

В ФНБ 16 марта перечислили дополнительные нефтегазовые доходы, которые были получены Россией в соответствии с бюджетным правилом, по которому в фонд уходят средства от продажи нефти свыше $42 за баррель. В результате общий объем ФНБ достиг 12,2 трлн руб.

Продажа валюты из ФНБ пройдет на фоне обвала рубля. Накануне в ходе торгов на бирже доллар подорожал до более чем 80 руб., евро пересекло отметку в 88 руб.

После обвала цен на нефть и начала падения рубля 9 марта Минфин объявил о готовности начать продажу валюты из ФНБ. Спустя сутки ЦБ сам приступил к упреждающей продаже валюты из собственных резервов для поддержки курса рубля.

В соответствии с комментарием Банка России, регулятор будет использовать особый механизм из-за волатильности на рынке. ЦБ пояснил, что начнет продавать валюту, полученную от продажи Сбербанка, на внутреннем рынке прямо сейчас. Эти продажи будут рассчитываться исходя из объема выпадающего предложения валюты при снижении цен на нефть Urals ниже $25 за баррель. Сейчас баррель Urals оценивается примерно в $19, сообщило Argus Media. Этот механизм будет действовать до 30 сентября. Действия в рамках подготовки сделки по покупке акций «Сбербанка» будут проходить параллельно с обычной продажей валютных активов ФНБ в соответствии с бюджетным правилом, что увеличит общий объем продаваемой валюты.

Исходя из данных Минфина, недополученная выручка от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа от текущих цен ниже $25 за баррель Urals составляет ориентировочно в пределах $3 млрд за месяц. На эту сумму могут вырасти продажи валюты ЦБ, но, если цена Urals достигает $25, эти дополнительные продажи прекращаются. Для ЦБ триггером, запускающим дополнительные продажи валюты, стали уровни $25 по нефти и 80–81 по доллар/рубль. В сентябре 2019 года ЦБ публиковал рисковый сценарий, который исходил из нефти по $25 в 2020 году и расчетного курса более 90 руб. за доллар, исходя из допущения о фиксированном импорте в рублевом выражении.

Цена сделки по выкупу Сбербанка составляет 2,2–2,3 трлн руб., исходя из котировок банка за последний месяц. Валютные активы ФНБ будут сначала конвертированы в рубли на балансе Центробанка, а затем эти рубли перечислены Банку России, писал в феврале РБК, но после обвала рубля схема могла поменяться.

«Чтобы приобрести рублевые [активы], нужно будет конвертировать эти валютные активы. Конвертация изначально будет происходить на балансе Центрального банка», — говорил тогда замминистра финансов Владимир Колычев.

Говоря о возможных объемах продаж, главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович отметил, что может быть продано около $30 млрд.

«Данный объем валютных продаж является весьма существенным для российского рынка. Если предположить, что данные объемы продаж будут равномерно распределены по месяцам до сентября, то в рамках данного механизма ЦБ может дополнительно продавать на рынке порядка $5,7 млрд на ежемесячной основе. В совокупности в рамках реализации бюджетного правила, а также продаж валюты от сделки с пакетом акций Сбербанка при нефти ниже $25 в ближайшее время, вероятно в конце марта — начале апреля, ежедневные объемы продаж валюты могут вырасти в два-три раза, до уровней $250–300 млн», — пояснил эксперт.

По мнению Покатовича, продажа такого количества валюты может оказать существенную поддержку курсу рубля, вернув его в двухнедельной перспективе в диапазон 75–80 руб. за доллар. Однако если цена на нефть закрепится ниже $25, а отток капитала из России усилится, то курс рубля может снизиться, перейдя в диапазон 80–85 руб. за доллар.

Если смотреть на текущую ситуацию, то суммы, которая идет от сделки по продаже Сбербанка, должно хватить, чтобы все основные проблемы с долларовой ликвидностью в России по крайней мере на горизонте нескольких месяцев — полугода закрыть, считает начальник центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин. «Хотя в структуре рынка могут быть определенные сбои, может быть дефицит структурной ликвидности в отдельных сегментах, и здесь, возможно, необходима более тонкая настройка, где происходят разрывы ликвидности, возможно, дополнительные инструменты все же понадобятся», — добавил он.

Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин назвал предложенный ЦБ механизм хорошей идеей. «Идея в том, что не надо переходить к жестким мерам. Вспомните 2014 год, была обратная ситуация: ЦБ всеми силами пытался стабилизировать рубль, «спалили» 150 млрд руб. резервов, а в итоге рубль все равно пришлось отпустить. Вопрос в том, чтобы сбалансировать необходимое количество мер, которое позволит при минимальных затратах оказать достаточное влияние на рынок», — объяснил он.

Текущий курс доллара на Мосбирже составляет 80,8 руб./доллар, ЦБ установлен официальный курс на 19 марта в 77,2 руб. Соответственно, Минфин должен будет продать порядка $28–29 млрд (в ФНБ сейчас примерно $150 млрд). Из сообщения Минфина не ясно, будет ли продаваться валюта непосредственно на рынок или же Банку России. В любом случае ЦБ обещал параллельно продавать валюту, полученную от Минфина, на рынке. В феврале он говорил, что будет продавать эту валюту постепенно, в течение трех-семи лет, однако теперь, учитывая глубину просадки рубля, эти продажи могут быть форсированы.

ЦБ также продает на рынке валюту в упреждающем режиме по бюджетному правилу (он начал продажи, не дожидаясь Минфина, который должен начать реализацию долларов в объеме недополученных нефтегазовых доходов бюджета с апреля). 17 марта ЦБ продал из собственных резервов валюты примерно в эквиваленте $74 млн (в пересчете на месяц это $2,2 млрд). Это около 3,7% среднедневного объема валютных торгов на Мосбирже. Рынок считает, что продажи валюты ЦБ слишком малы, для того чтобы поддержать рубль. У ЦБ есть право проводить валютные интервенции независимо от Минфина и бюджетного правила в целях поддержания финансовой стабильности, но он этим правом еще не пользовался ни разу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector