Bynets.ru

Журнал финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязательная продажа валютной выручки отменена

Обязательная продажа валютной выручки по новым законам в 2020 году

На очередном заседании Госдумы было выдвинуто предложении о введении обязательной продажи валютной выручки.

Обязательная продажа валютной выручки

Депутаты внесли в Думу проект закона об обязательной продаже валютной выручки физическими и юридическими лицами. В проекте рассматривается обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов, кроме случаев установленных Центробанком РФ.

Такой закон, на данный момент не действующий, предусматривал подобные меры для предпринимателей всех рангов.

О каком законе идет речь

Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже. Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.

Чем обосновано предложение депутатов

В декабре 2014 года депутатами от фракции «Справедливая Россия» был внесен на рассмотрение законопроект. Согласно ему рассматривается процедура введения обязательной продажи валютного дохода в размере 50 процентов.

Такая статья законопроекта действовала на территории РФ с 2004 и была отменена. Предлагаемые меры направлены на укрепление и поддержку национальной валюты, за счет ее увеличения на внутреннем рынке. Рассматривается возможность производить продажу выручки в семидневный срок с того момента, когда она поступила на банковский счет резидента. Контроль за сроками и точные нормативы предполагали отдать под контроль Центробанка.

Чем обосновано отклонение проекта в 2020 году

Проект отклонили, более того, в правительстве и Центробанке считают, что возвращение к системе обязательной продажи в таком объеме могут существенно снизить возможные перспективы вложения иностранного капитала в российскую экономику. А также приведут к снижению курса внутренней валюты, так как резидентов РФ будут пугать возможные меры по усилению контроля за капиталовложениями.

По мнению депутатов Госдумы, введение подобных мер простимулирует инфляцию, затруднит для субъектов предпринимательской деятельности доступность денежных средств, дестабилизирует инвестиционную политику страны. Все это приведет к дестабилизации экономического положения в стране, тогда как стабильность рынка должна обеспечиваться адекватными поступками, в том числе в сфере экономики и денежной политики.

Кроме того, как отмечают эксперты, курс внутригосударственной валюты уже прошел критическую точку нижней стоимости. Теперь маловероятно, что цены на нефтепродукты сильно упадут, в связи с чем ясно, что рубль не будет падать ниже. Обеспечивать этим законопроектом борьбу с инфляцией и ростом цен нецелесообразно, в экономике наметилась стабилизация и курс на рост рубля.

На данный момент

На данный момент Центробанк РФ утвердил нормы обязательной продажи валютной выручки, в которых говорится о снижении до нулевого значения норматива обязательной продажи части валютной выручки.

Принятое Центробанком решение обусловлено состоянием российской экономики, которая характеризуется ростом и позитивной динамикой, профицитом госбюджета, систематическим превышением предложений валюты над спросом внутри страны.

Мнение экспертов

Некоторое время назад руководство страны убедило предпринимателей не затягивать продажу своей валютной выручки, что стабилизировало курс рубля. При этом такие меры не предусмотрены законодательно.

Решение обязать в законодательном порядке продавать валюту может сильно ударить по производителю. Крупным предпринимателям для сохранения и наращивания оборотов производства необходим этот ресурс. Если и применять подобные меры, то в обязательном порядке к госкомпаниям через советы директоров.

Эксперты считают, что такое решение уменьшит инвестиционную привлекательность российской экономики. Кроме того, возникает еще одна сторона вопроса – бюрократическая. Если такой законопроект будет принят, он вызовет увеличение валютных контролеров во всех банках РФ, соответственно, разрастание бюрократического аппарата. Нужно будет контролировать каждую сделку, а есть ли на это средства?

Процедура получения валютной выручки

Когда резидент РФ заключает договор с экспортной компанией, на оказание услуг, продажу товаров, услуг и т. д. оплатой в результате вашей деятельности будет определенная сумма. Это и называется валютная выручка.

Для ее получения необходимо узаконить деятельность и правильно оформить документацию: открыть валютный счет в банке. В свою очередь, банк на основании договора откроет для вас:

  • текущий валютный счет;
  • транзитный валютный счет;
  • специальный транзитный валютный счет.

Дальнейшая процедура осуществляется так:

  1. Вы уведомляете налоговую службу, о том, что открыли валютный счет. Если не сделать этого вовремя, налоговая имеет право оштрафовать вашу организацию. Кроме того, не забывайте, что о каждом счете вы должны сообщить отдельно. Это требование оговаривается отдельно.
  2. О счетах филиалов сообщается дополнительно; если вы не сделаете этого, налоговая имеет право оштрафовать вас
  3. Подписанный контракт и нотариально заверенную копию нужно представить в банк, где вы открыли счета.
  4. Банк оформляет паспорт сделки, документ валютного контроля, содержащий все сведения о движении валютных средств.

Возможные причины отказа

На основании некоторых причин банк может отказать в оформлении паспорта сделки, а это делает все предыдущие мероприятия недействительными:

  1. Несоответствие данных, которые содержатся в контракте, сведениям, содержащимся в паспорте сделки.
  2. Непредусмотренные требованиями закона РФ валютные операции, содержащиеся в контракте.
  3. Оформление ПС с нарушением установленных норм и правил.
  4. Отсутствие в контракте условий, которые предусматривают поступление средств на счет экспортера в банке.
  5. Предоставление контракта и иных документов без сопроводительного документа на русском языке.
  6. Отсутствие копий специального разрешения.

Досье резидента

После оформления паспорта сделки на его основании составляется досье резидента, которое представляет собой основной документ, служащий для учета операций, связанных с поступлением денежных средств в иностранной валюте на счет резидента.

Осуществляя таможенное декларирование товаров, обязан предоставить в таможенный орган грузовую таможенную декларацию и оригинал паспорта клиента.

Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров.

В банковском досье резидента должны быть документы:

  • оригинал паспорта сделки;
  • копия контракта;
  • учетные карточки;
  • копия грузовой таможенной декларации;
  • иные документы.
Читать еще:  Уе это валюта

Как мы видим, правительство Российской Федерации считает введение законопроекта об обязательной продаже валютной выручки нецелесообразным, ведущим в тупик. Это хороший знак для экономики – благосостояние и стабильность достигается адекватными методами.

Особенности валютной выручки

Каждый финансист должен четко понимать, что представляет собой валютная выручка и каковы ее особенности. В современном понимании этот термин означает сумму полученных средств, заработанных в результате экспорта различных товаров и оказания услуг, торговли ценными бумагами. Доходы, получаемые резидентами от международных кредитов, также относятся к валютной выручке.

В законодательстве Российской Федерации подробно прописаны процедуры, связанные с регулированием валютной выручки.

Политика в этой сфере во многом зависит от положения национальной валюты относительно основных мировых (доллара, евро, фунта, йены и др.). Например, если в государстве пропагандируется валютная монополия, выручка в полном объеме остается в этом государстве. Такую позицию занимает, например, Китай.

Если валюта полностью конвертируется в другие мировые валюты, то ею может распоряжаться по своему усмотрению сам экспортер. Если существуют ограничения на конвертируемость валюты государства, то выручка распределяется между экспортером и государством.

В российских законах прописано, что определенная доля валютной выручки резидента подлежит обязательной перепродаже. На каких условиях происходит ее продажа? С какой целью закреплена в законе мера по обязательной продаже? Есть ли исключения из правила? Чтобы ответить на эти и другие возникающие вопросы, нужно подробно изучить законодательство и существующую практику.

Обязательная продажа определенной части

Валютная выручка и действия с ней регулируются различными документами: инструкциями Центробанка, законами (федеральными и региональными), подзаконными актами министерств и ведомств.

Главное условие, которое закреплено в этих законах — обязательная продажа валютной выручки, которая получена резидентами на таможенной территории Российской Федерации.

Законом устанавливается минимальная доля, которая должна подлежать обязательной перепродаже. Поскольку российский рубль не является полностью конвертируемой валютой, то в пользу страны необходимо продать от 10% до 30% от общего объема валютной выручки. Осуществляется такая продажа резидентами (физическими или юридическими лицами).

Продажа свыше 30% нецелесообразна,так как повлечет значительный отток иностранного капитала из нашей страны.

Особенности обязательной перепродажи устанавливаются в законах. Это делается, чтобы права резидентов не нарушались, но при этом государству поступала определенная доля денежных средств от деятельности, выполняемой на ее территории.

Она может продаваться следующими способами:

  • банкам и кредитным организациям, уполномоченным на это ЦБ РФ;
  • посредством валютных бирж;
  • Центробанку РФ без посредников.

Среди предлагаемых вариантов, чаще всего, используется продажа через уполномоченные банки, так как это наиболее просто и доступно. Центральный банк для некоторых особых случаев устанавливает индивидуальный размер продаваемой части валютной выручки.

Особенности продажи

Чтобы выполнить продажу обязательной части валютной выручки, необходимо знать, по какому курсу можно это сделать. Для этого используется тот курс валюты другого государства по отношению к национальной валюте, который зафиксирован на внутреннем рынке в РФ. Он фиксируется на момент продажи, и по нему происходят все дальнейшие расчеты.

Обязательная продажа части валютной выручки в некоторых случаях может быть отменена или изменен ее порядок. Например, она снижается, если резидентом осуществлялись платежи и определенные виды расходов в валюте другой страны. Однако учитываются только платежи, связанные со сделками данного резидента.

В документах прописаны ситуации, когда резидента могут освободить от обязательной перепродажи. Например, в нынешних условиях валютная выручка от экспорта вообще не предполагает обязательной продажи.

Полная сумма (брутто-выручка) перечисляется на открытый счет резидента, выполняющего операции с валютой. Транзитный счет для таких операций оформляется в банке, уполномоченном на это ЦБ РФ. Далее с указанного счета происходит обязательная перепродажа денежных средств в определенной доле. Курс выбирается действующий на момент продажи. Все, что остается после продажи, перечисляется на другой счет экспортера.

Как определяется общий размер?

Чтобы получить доход, государству необходимо правильно рассчитать базу, с которой будет происходить обязательная продажа. Это определяется тем, какие товары или услуги предлагает своим покупателям экспортер, каков уровень цен на них, условиями сделки, а также действующими межправительственными соглашениями и сделками. Большое значение имеет тот курс, по которому осуществлялись продажа товаров и предоставление услуг.

Показатели размера выручки в валюте имеют значение не только при расчете дохода государства. Валютная выручка показывает реальную эффективность экспорта в стране. Чистый размер нетто-выручки — это остаток брутто-выручки, образовавшийся в результате вычитания накладных расходов. Это расходы на транспортировку, хранение, страховку товара, комиссионные платежи и обязательные сборы на таможне.

Репатриация выручки, полученной в валюте

Репатриация валютной выручки осуществляется регулярно — это один из механизмов контроля внешнеэкономической деятельности резидентов. Наряду с обязательной продажей выручки, другие меры по контролю и воздействию на экспортеров позволяют влиять на положение российской валюты, привлекать или сокращать количество экспорта.

Резиденты в случае, если они выполняют внешнеэкономические операции, обязаны делать возврат валюты на территорию РФ после ее получения. Необходимо ввозить ту валюту, которая выручена в результате продажи товаров и предоставления услуг вне страны. Также осуществляется возврат валюты, оплаченной за работы и товары, которые не были предоставлены.

Сроки репатриации прописывается в законе и подробнее раскрываются в заключенных внешнеэкономических договорах резидентов. Репатриация валютной выручки устанавливается с целью регулирования оттока капитала из страны.

Какова позиция России по отношению к экспортерам?

В последнее время все чаще появляется информация о том, что позиция Центрального Банка по отношению к экспортерам валюты изменилась. В конце 2015 года было принято решение о том, что произойдет отмена обязательной продажи части выручки.

Целью таких действий Центрального банка является переход экономики страны к общему денежному режиму. Только в случае отмены обязательной продажи валютные операции России не будут ограничены, и может быть достигнута абсолютная конвертируемость российского рубля.

Если ранее валютная выручка, полученная экспортерами, должна была обязательно быть продана в размере от 10 до 30%, то сейчас такая мера экономической ситуацией не обоснована и может быть отменена.

Читать еще:  Ф 173 изменение валюты баланса

В результате принятия этих решений экспортеры получат следующие преимущества:

  • упрощается документооборот;
  • отсутствует необходимость открытия и обслуживания специальных банковских счетов для осуществления операций по продаже;
  • сокращается время на выполнение операции.

Цель всех этих действий: укрепление российской валюты на мировом валютном рынке. Валютный рынок предполагается максимально либерализовать, ослабив влияние других валют.

Стоит отметить, что такая позиция предполагает достаточно высокие цены на нефть. В случае, если ситуация со среднемировыми ценами на черное золото поменяется, меры по отмене обязательной продажи части валютной выручки вновь могут быть изменены.

Валютная либерализация-2020: к чему готовиться гражданам и предприятиям

Зарубежные счета открывать белорусам уже разрешили, но воспользоваться ими в полной мере пока нельзя.

Проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020 год, который подготовил Национальный банк, предусматривает, что валютная либерализация будет продолжена. У населения могут появиться возможности, которых никогда ранее не было.

Нацбанк отменяет валютные запреты

Валютное законодательство, начиная с «лихих» 90-х, в Беларуси было довольно жесткое. Валюты в стране не хватало, происходили из-за этого разные кризисы, и по этой причине многие сделки в валютной сфере подпадали под госрегулирование и контроль.

Часть экспортной выручки нужно было обязательно продавать, покупать валюту можно было только на цели, разрешенные государством. При этом сроки возврата субъектами хозяйствования валютной выручки в страну также определялись государством.

После стабилизации валютной ситуации на рубеже 2014-2015 годов Нацбанк постепенно стал отменять перечисленные ограничения и смягчать регулирование в валютной сфере.

Законодательные сроки репатриации валютной выручки были расширены, постепенно отменили ее обязательную продажу, а затем государство отказалось от целевой покупки иностранной валюты на внутреннем рынке.

Еще пять лет назад, когда действовали все эти ограничения, топ-менеджеры банков не верили в скорую их отмену, но валютная либерализация все же состоялась.

Сейчас Нацбанк готовит очередной ее этап — судя по всему, завершающий.

В нижнюю палату парламента внесен проект новой редакции закона о валютном регулировании. Документ предусматривает дальнейшую либерализацию валютного законодательства, рассказал, отвечая на вопросы БелаПАН, заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Калечиц.

Он напомнил, что в марте этого года население получило возможность свободно открывать расчетные счета за рубежом, но при этом в законодательстве все еще сохраняются валютные ограничения как для физических, так и для юридических лиц.

«Меры валютного регулирования, которые сохраняются, — разрешительный принцип открытия зарубежных счетов для юридических лиц. Кроме этого, физическим лицам также сейчас нужно получать разрешение Нацбанка по операциям, которые связаны с движением капитала», — сообщил Калечиц.

После принятия нового закона о валютном регулировании, добавил он, эти меры будут отменены.

«Разрешительный принцип будет заменен на регистрационный. Можно будет с использованием специальной электронной системы зайти в свой личный кабинет, зарегистрировать внешнеэкономическую операцию и потом совершенно свободно их совершить», — рассказал Калечиц.

Он также обратил внимание, что после принятия нового закона о валютном регулировании планируется отменить законодательные сроки возврата валютной выручки в страну.

«Законодательные сроки репатриации валютной выручки будут заменены на договорные, которые станут прописываться в договорах между субъектами валютных операций (резидентом или нерезидентом)», — отметил Калечиц.

Историческое событие

Эксперты, которые давно консультируют как граждан, так и предприятия по вопросам соблюдения валютного законодательства, приветствуют грядущие изменения.

По их мнению, мартовское решение, в результате которого граждане получили возможность свободно открывать расчетные счета за границей, уже принесло населению ощутимую пользу.

Белорусы, которые работают за пределами родной страны, сейчас свободно открывают зарубежный счет и легально получают зарплату на этот счет, отметила в беседе с корреспондентом БелаПАН адвокат, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Елена Сапего.

«До марта ситуация была противоположной — гражданам разрешения на открытие зарубежных счетов, как правило, не выдавались, и наши соотечественники не могли легально получать зарплату за пределами страны. Весной этого года ситуация изменилась, и это очень хорошо», — подчеркнула Сапего.

При этом эксперт отметила, что для граждан все еще сохраняются ограничения на капитальные операции — белорусы пока не имеют права свободно инвестировать в доходные ценные бумаги (акции) за рубежом, размещать депозиты.

Кроме этого, согласно действующему законодательству, для предоставления займа нерезиденту на срок свыше 180 дней необходимо разрешение Нацбанка.

«У нас был случай, когда клиент хотел предоставить такой заем нерезиденту, при этом условия договора давали возможность получить процентный доход выше, чем по депозиту в белорусском банке. Однако Нацбанк посчитал такое инвестирование валюты не эффективным (как мы понимаем), не выдал такое разрешение, а гражданин не получил доход», — рассказал БелаПАН адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Алексей Король.

Еще одна вероятная форма капитальных операций за рубежом — покупка физическими лицами недвижимости за пределами страны.

«Граждане, на наш взгляд, теоретически, в случае такой необходимости, удовлетворят свою потребность в заключении таких сделок вне зависимости от того, получат они разрешение на такие операции или нет. Валютная либерализация позволит сделать для белорусов доступными операции с зарубежной недвижимостью», — отметила Сапего.

Комментируя валютную либерализацию для предприятий, эксперты обращают внимание, что сейчас юрлица должны вернуть валютную выручку в течение 180 дней (после заключения экспортной сделки) либо получить разрешение Нацбанка на продление этого срока.

Белорусские компании сами всегда заинтересованы получить экспортную выручку как можно быстрее, говорит Король. Однако в некоторых случаях, продолжает эксперт, реагируя на требования внешнего рынка, белорусские экспортеры продают продукцию на условиях ее полной оплаты через длительный промежуток времени.

«Поэтому нужно уходить от законодательных сроков репатриации валютной выручки и разрешать, как это есть в цивилизованных странах, субъектам хозяйствования самостоятельно договариваться об условиях завершения внешнеэкономических сделок», — подчеркнул Король.

Читать еще:  Комиссия банка в валюте проводки

В целом, считают эксперты, если будет реализована либерализация в том виде, в котором анонсируется Нацбанком, это будет почти идеальной ситуацией в сфере валютного регулирования.

«Мы так долго жили в условиях валютных ограничений, что плохо представляем, как жить в условиях свободы. Когда очередной этап валютной либерализации завершится, это будет историческое событие», — резюмировала Елена Сапего.

Минфин не будет требовать возврата рублевой выручки из-за рубежа с 2020 года

Минфин опубликовал первый законопроект из пакета по либерализации валютного контроля. С 2020 года предлагается отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юрлиц — фактически она сохраняется для госучреждений, работающих через счета казначейства.

Проектом предусмотрено снятие ограничений на получение физлицами на свои зарубежные счета средств нерезидентов, отмена отчетности в ФНС физлиц по использованию сумм на зарубежных счетах общей суммой до 600 тыс. руб. в год. Последнее не решает проблем физлиц, «живущих на две страны»,— но от выехавших за пределы России более чем на полгода Минфин ничего требовать уже не намерен.

Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вчера опубликован на сайте regulations.gov.ru. По данным “Ъ”, это первый законопроект о валютной либерализации, подготовленный Минфином, впрочем, другие идеи ведомства на этот счет пока неизвестны, а сам проект полноценной валютной либерализацией считаться вряд ли может. Законопроект касается двух аспектов валютного контроля — валютного контроля операций в рублях и использования физлицами зарубежных счетов.

В случае с рублями идея Минфина радикальна: проект фактически отменяет необходимость возврата (репатриации) выручки по внешнеторговым контрактам в случае, если они исполняются в валюте Российской Федерации. «Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса. В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами»,— пояснили в пресс-службе ведомства: поправки подготовлены «в рамках решения задачи снижения административной нагрузки на экспортеров, что позволяет создать более комфортные условия для расширения несырьевого экспорта из РФ».

Вероятность беспроблемной отмены части валютного контроля для рублей, очевидно, велика — под флагом расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах. Исключение, исходя из текста документа, сделано для резидентов, «являющихся участниками бюджетного процесса федерального уровня», ФГБУ и ФГУП — работающих через счета казначейства.

Возможные последствия отмены репатриации рублей пока сложно оценить. Теоретически это может улучшить возможности для бизнеса за пределами РФ «дочек» российских банков и увеличить обороты российской валюты в ЕС и Китае при экспортных сделках. Вряд ли происходящее быстро повлияет на практику экспорта нефти, газа, нефтепродуктов и металла из РФ — эти рынки существуют в «долларовом» режиме десятилетиями.

Вторая идея Минфина — распространять режим счетов (вкладов) в иностранных банках на «иные организации финансового рынка». Очевидно, что в первую очередь речь идет о небанковских кредитных организациях, брокерах и фондах. Но с реализацией этого положения могут возникнуть разногласия: определение «организаций финансового рынка» в РФ не всегда совпадает с определениями других юрисдикций.

В случае с физлицами ключевой момент законопроекта Минфина — снятие требования зачисления средств от нерезидентов на счета, открытые за пределами РФ, только через «уполномоченные банки», то есть банки РФ с валютной лицензией. Проект прямо предполагает возможность зачисления (в этом случае только на иностранные банковские счета физлиц-резидентов) «без ограничений» денежных средств от нерезидентов — в случае, если банки расположены в государствах-членах ОЭСР и FATF и это государство обменивается с ФНС России в автоматическом режиме информацией по многостороннему соглашению от 29 октября 2014 года или другим договорам. Списки «разрешенных» юрисдикций будет публиковать ФНС на своем сайте. Физлицам-резидентам также разрешается напрямую, а не через российские банки, получать на зарубежные счета выигрыши (например, в лотерею) и доходы от продаж драгметаллов с «металлических» счетов.

Режим информирования ФНС о счетах физлиц и движении средств по ним также предполагается несколько упростить. Для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, уведомления предполагается отменить вообще. Для физлиц — «полноценных» резидентов России ФНС не придется уведомлять о движении средств в случае, если на таком счете остается менее 600 тыс. руб. (или эквивалента в валюте) или в год общий объем операций по этому счету не превышал ту же сумму.

Если в случае с репатриацией валютной выручки идеи Минфина выглядят революционно, то в случае с физлицами — нет. Поправки в отношении физлиц не отменяют проблем с неэквивалентностью понятий «резидента» в понимании закона о валютном контроле, Налогового кодекса и других законов — эту проблему, созданную в России искусственными правовыми конструкциями 2014–2017 годов по мотивам кампании «возврата капиталов в РФ», рано или поздно придется решать. Кроме того, «безотчетный» лимит в 600 тыс. руб. в год по зарубежному счету физлица не выглядит рациональным. Для «живущих на две страны» представителей среднего класса и предпринимателей он просто мал, а национальные режимы контроля более крупных операций в ОЭСР и FATF и так снимают проблемы с «контролем отмывания». К тому же международный автоматический обмен финансовой информацией с 2019 года, в сущности, позволяет вообще отменить необходимость декларирования зарубежных счетов — предполагается, что ФНС будет получать данные о счетах и части трансакций вне зависимости от желания их владельцев. Возможно, с накоплением практики обмена Минфин поменяет позицию — в проекте все нововведения вступают в силу с 1 января 2020 года, обмен уже будет полноценно действовать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector