Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ввоз товаров из стран таможенного союза

Как рассчитать и уплатить НДС при импорте из стран Таможенного союза

Начисляя НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза , нужно руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе и приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

А на официальном сайте ФНС России в разделе «Таможенный союз» можно посмотреть все международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Кто платит налог

Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из стран – участниц Таможенного союза , обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или освобождены от этого налога (п. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ).

Не платят НДС при импорте лишь граждане, которые ввозят товары для личных нужд и целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 6 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Другое дело, что есть случаи, когда ввозимые товары налогом не облагаются. В частности, платить НДС не придется, если ввозят товары:

  • в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
  • освобожденные от налогообложения. Их перечень приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ. Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях;
  • при передаче в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому).

Об этом сказано в пункте 6 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, пунктах 13 и 25 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подпункте 3 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса РФ.

Внимание: чтобы проверить, облагается ввезенный товар НДС или нет, ориентируйтесь строго на статью 150 Налогового кодекса РФ. Применять статью 149 в данном случае неправильно.

Дело в том, что некоторые товары, которые не облагаются налогом при продаже в России – то есть те, что названы в статье 149 Налогового кодекса РФ, – могут облагаться НДС при ввозе. То есть верно определить, платить НДС с ввезенного товара или нет, можно только по статье 150 Налогового кодекса РФ.

Например, лом и отходы черных металлов поименованы в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но не названы в статье 150 того же кодекса. Поэтому при ввозе таких товаров в Россию НДС нужно заплатить. А при продаже – нет. Такие разъяснения дает ФНС России в письме от 18 сентября 2014 г. № ГД-18-3/1260.

Ситуация: кто должен заплатить НДС при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза по посредническому договору: посредник или импортер?

При ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должен заплатить импортер – собственник товаров.

Поясним. По действующим правилам при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза по посредническим договорам НДС платит российская организация, к которой переходит право собственности на товары. Поэтому налог при ввозе товаров из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии российская организация – импортер должна заплатить самостоятельно.

Это следует из положений пунктов 13, 13.3 Приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Такие же разъяснения контролирующие ведомства давали и до заключения этого договора (письма Минфина России от 15 августа 2005 г. № 03-04-08/237 и ФНС России от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/842).

Начисленную при ввозе сумму НДС нужно отразить в декларации по косвенным налогам, форма которой утверждена приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Посредники эту декларацию не составляют – ее тоже обязаны сдавать импортеры – собственники ввозимых товаров (п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, п. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Сумма НДС, указанная в декларации по косвенным налогам, переносится в строку 160 раздела 3 общей декларации по НДС. После этого импортер – собственник ввозимых товаров может принять уплаченный налог к вычету.

Ситуация: нужно ли платить НДС при ввозе товара из страны – участницы Таможенного союза? Право собственности на товар к покупателю не перешло. Покупатель возвращает товар, поскольку условия сделки не исполнены

По действующим правилам при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС платит импортер – собственник товаров. А собственником признается российская организация, к которой перешло право собственности на товары в соответствии с условиями договора (контракта). Об этом сказано в пункте 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Право собственности на товары у покупателя возникает с момента их передачи, если договором не предусмотрено иное (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Когда же особые условия в договоре прописаны (например, право собственности переходит после оплаты), то, пока они не выполнены, покупатель собственником товара не является. А значит, при таких обстоятельствах платить НДС при ввозе товара импортер не должен.

Поскольку возвращаемый товар на балансе покупателя не числился, то при возврате товаров продавцу реализации не происходит. А значит, не возникает и объект обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Как платить налог

При импорте товаров на территорию России НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. Данное правило действует и для ввоза из стран – участниц Таможенного союза (п. 4 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Но если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) покупатели платят налог на таможне, то при импорте из Таможенного союза НДС надо перечислить в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, п. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Перечислять НДС через инспекцию нужно:

  • с товаров, которые изготовлены в странах – участницах Таможенного союза и ввозятся в Россию,
  • с товаров, которые изготовлены в других странах и выпущены в свободное обращение на территории Таможенного союза.

Ситуация: нужно ли начислить НДС со стоимости работ или услуг, которые белорусская (казахская, армянская, киргизская) организация оказывает российской организации? Белорусская (казахская, армянская, киргизская) организация не состоит в России на налоговом учете

Ответ на этот вопрос зависит от вида выполняемых работ (оказываемых услуг) и от того, какое государство признается местом реализации этих работ (услуг).

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является территория той страны, в которой организация-исполнитель зарегистрирована в качестве налогоплательщика (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Исключение предусмотрено для работ (услуг), перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Например, местом реализации рекламных (маркетинговых, юридических, консультационных и т. п.) услуг считается территория государства, где зарегистрирован их покупатель или заказчик (подп. 4 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Если местом реализации услуг является территория России, то заказчик услуг, оказанных белорусской (казахской, армянской, киргизской) организацией, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму входного налога заказчик вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Читать еще:  Счет учета таможенных платежей

Если же местом реализации услуг не является территория России, то объект обложения НДС по российскому законодательству не возникает (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Сумму НДС (его аналога), уплаченную иностранным контрагентам по законодательству других государств, к вычету не принимайте. Вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, на суммы налогов, уплаченных за рубежом, не распространяются.

В ситуациях, когда белорусская (казахская, армянская, киргизская) организация выполняет работы для российской организации по переработке давальческого сырья с последующим вывозом продуктов переработки в Россию, белорусская (казахская, армянская, киргизская) сторона должна будет начислить налог по ставке 0 процентов. При этом налоговой базой признается стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (с учетом акциза, если товар подакцизный). Об этом сказано в пункте 31 и разделе II приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Местом выполнения работ признается территория стран – участниц Таможенного союза. Если в дальнейшем продукты переработки будут ввезены на территорию России, то российская организация должна будет начислить НДС по ввезенным продуктам переработки, исходя из стоимости оказанных ей услуг в порядке, предусмотренном для импорта товаров из стран – участниц Таможенного союза. Это следует из положений пункта 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Пример, как отразить в бухучете суммы НДС со стоимости услуг, оказанных российской организации белорусской организацией. Местом реализации услуг является территория Республики Беларусь. Белорусская организация не состоит в России на налоговом учете

ООО «Альфа» ведет в России деятельность, облагаемую НДС. «Альфа» заключила договор с белорусской транспортной компанией на перевозку материалов по территории Республики Беларусь (из г. Минска в г. Брест). Стоимость транспортных услуг составляет 35 400 руб. (в т. ч. НДС – 5400 руб.).

Местом реализации транспортных услуг является территория Республики Беларусь (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

НДС со стоимости транспортных услуг был предъявлен организации по законодательству иностранного государства (а не в соответствии с российским законодательством). Поэтому сумму входного НДС бухгалтер «Альфы» к вычету не принял. В бухучете сумму налога бухгалтер включил в состав расходов.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76
– 30 000 руб. – отражены расходы по транспортировке материалов на территории Республики Беларусь;

Дебет 19 Кредит 76
– 5400 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная транспортной компанией;

Дебет 20 Кредит 19
– 5400 руб. – отнесена сумма входного НДС на производственные расходы.

Ставка НДС

Ставку НДС для ввезенных товаров надо определять по общим российским правилам (п. 17 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть либо 10 , либо 18 процентов – зависит от вида ввозимой продукции (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Дата определения налоговой базы

Налоговую базу определяйте на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета. В частности, на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключение – импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации определять налоговую базу нужно несколько раз, на каждую из дат лизингового платежа, прописанных в договоре. Важно: даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют. Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Расчет НДС

Сумму НДС, которую нужно заплатить в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:

Движение товаров между странами ЕАЭС — на что стоит обратить внимание?

На сегодняшний день странами-участницами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Сам союз как международная организация был создан с целью развития и стимуляции национальных экономик, облегчения движения товаров, рабочей силы и инвестиций. Основной документ, регулирующий работу данного объединения, «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 г.

Рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание предпринимателям при совершении сделок с товарами внутри ЕАЭС.

Пошлины и таможенное оформление

В целях создания эффективно работающего внутреннего рынка союза страны-участницы при экспорте/импорте между государствами не применяют таможенные пошлины, систему нетарифного регулирования и прочие запреты и ограничения (ст.28 Договора о ЕАЭС). Это относится не только к товарам, страной происхождения которых является одно из государств Союза, но и к товарам, импортированным в ЕАЭС и выпущенным в свободное обращение (т.е. полностью очищенным с точки зрения таможни).

Казалось бы, требования к оформлению экспорта/импорта сведены к минимуму, пошлин нет. При чем здесь таможня? Однако данные послабления не отменяют полностью таможенный контроль. Кроме того, одной из важнейших функций таможенных служб является ведение статистики по движению грузов. Поэтому участники сделки заполняют специальный документ — статистическую форму учета перемещения товаров (ст.278 ФЗ-289 «О таможенном регулировании»).

Срок предоставления информации — не позднее 8 рабочих дней по окончании отчетного месяца (месяца, в течении которого была проведена сделка и отгрузка товара). Структура документа утверждена постановлением
Правительства РФ №1329 от 07.12.2015 г. (приложение 1). Статформа подается в электронном виде через личный кабинет участника ВЭД, либо на бумажном носителе. С наиболее подробной инструкцией по внесению информации в данный документ можно ознакомиться на официальном сайте ФТС РФ.

Следует отметить, что по ряду товаров Правительство РФ принимает отдельные решения, отменяющие упрощения и требующие оформлять грузы по классической схеме декларирования. Например, общий порядок таможенного оформления действует при экспорте из России нефти и нефтепродуктов товарных позиций, указанных в постановлении № 529 от 01.07.2011 г. Поэтому участникам сделки следует заранее удостовериться в том, попадает их груз в исключения или нет.

НДС и возмещение налогов

В соответствии с Приложением №18 к Договору о ЕАЭС, при осуществлении сделки между компаниями из разных стран союза и экспорте товара в рамках стран-участниц применяется нулевая ставка НДС, а также предоставляется освобождение от уплаты акцизов.

Возникнет ли необходимость у покупателя уплачивать НДС? Да. В случае сделки между двумя юридическими лицами двух государств-членов ЕАЭС, налог на добавленную стоимость взимается уполномоченным органом той страны, на территорию которой был импортирован товар, по месту налоговой регистрации собственника груза. В России такой структурой является Федеральная налоговая служба. База для исчисления платежа определяется на день постановки продукции на учет, в соответствии с ее стоимостью в контракте. Напомним, ставка налога в РФ составляет 18%, в Казахстане и Киргизии — 12%, в Белоруссии и Армении — 20%.

Для подтверждения правомерности применения нулевого НДС в налоговые органы необходимо предоставить ряд документов:
— договор купли-продажи, в котором покупателем значится компания другой страны-участника ЕАЭС;
— подтверждение из банка о получении продавцом денег за проданный товар;
— транспортные документы, подтверждающие доставку груза;
— заявление о ввозе товара и уплате покупателем НДС в стране импортера (с отметкой налогового органа).
Срок подачи документов — 180 дней с момента отгрузки.

Читать еще:  Положение о федеральной таможенной службе 2020

При совершении сделок между предпринимателями разных стран-участниц ЕАЭС часто возникает вопрос: возможно ли в данной ситуации возмещение НДС экспортеру? Особенно актуальна эта проблема в случае, если осуществляется перепродажа товара, ранее ввезенного на территорию Союза из-за границы.

Например, первоначальный покупатель — фирма, зарегистрированная в Казахстане, — уплачивает пошлины и налоги за импортируемый из Евросоюза товар при таможенном оформлении в полном объеме. В результате иностранный груз приобретает статус товара Союза. Далее казахская фирма заключает договор купли-продажи с клиентом из РФ, в котором выступает как экспортер. При этом в контракте указывается стоимость товара без налога на добавленную стоимость. Получается, что участник сделки из Казахстана теряет уплаченную при растаможке сумму НДС. Можно ли ее возместить, аналогично возмещению при экспорте за границу Союза?

Возмещение экспортеру налога возможно в случае предоставления документов, указанных выше, которые одновременно подтверждают применение нулевого НДС. Главным документом для фискальных органов в данном случае будет подтверждение об уплате НДС в стране-импортере, предоставленное на бумажном носителе или в электронном виде. В результате экспортеру производится возврат уплаченных ранее на таможне платежей.

Разочаруем начинающих участников ВЭД, зарегистрированных в России, — осуществить схему таможенного оформления в стране с более низким, чем в РФ, НДС и в дальнейшем ввезти груз в Россию не получится. Согласно ст.83 Таможенного кодекса ЕАЭС, декларантом иностранных товаров, пересекающих границу Союза, могут выступать только зарегистрированные в определенном порядке лица того государства, на территорию которого товар импортируется. Принцип территориальной принадлежности относится и к работе таможенных представителей, участвующих в процессе импорта груза.

Отметим, что основная масса таможенных брокеров не работает со статформами, и вопросы оформления и возмещения НДС решаются участниками сделки самостоятельно. Однако для правильного и беспроблемного проведения подобного рода сделок с товарами, страной происхождения которых не является ЕАЭС, необходим полный, правильно оформленный пакет документов по растаможке. Опытные специалисты нашей компании могут помочь вам в данном вопросе, а также проконсультировать в случае перепродажи оформленного товара в другую страну ЕАЭС.

НДС при импорте

По общему правилу, ввоз товаров на территорию РФ облагается НДС. Причем уплачивать ввозной НДС должны абсолютно все импортеры: плательщики НДС, освобожденные от обязанностей плательщиков НДС, а также организации и ИП на спецрежимах (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается. Например, если в Россию ввозятся медицинские товары, реализация которых не облагается НДС в нашей стране (п. 2 ст. 150 НК РФ).

Ставка НДС при импорте товаров

В 2020 году ввозимые в РФ товары облагаются НДС по ставке 10% или 20%. Если, например, реализация определенного товара внутри страны облагается НДС по ставке 20%, то при ввозе такого товара НДС уплачивается по такой же ставке.

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

Сумма НДС определяется по следующей формуле.

Представление декларации при импорте товаров из стран ЕАЭС

Декларация по импортному НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС (утв. Приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765@) представляется в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров на территорию РФ. Например, за февральский импорт нужно отчитаться перед ИФНС не позднее 20.03.2020.

Декларация по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС представляется в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если средняя численность работников организации/ИП превышает 100 человек за предшествующий год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если же эта численность не превышает 100 человек, то декларацию можно сдать на бумаге.

Уплата НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС уплачивается не позднее срока представления соответствующей декларации. Например, если товар ввезен в Россию в марте 2020 г., то перечислить ввозной НДС нужно не позднее 20.04.2020.

При перечислении платежей по данному налогу в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК.

НДС при импорте товаров из других стран (не из ЕАЭС)

В этом случае получателем импортного НДС является таможня.

Ввозной НДС рассчитывается следующим образом (ст. 160 НК РФ).

НДС при импорте услуг

Приобретая услуги у иностранца, заказчик в некоторых ситуациях должен будет уплатить НДС в бюджет как налоговый агент. Обязанности налогового агента возникают, если местом реализации услуг признается территория РФ (ст. 148 НК РФ). Налог удерживается из суммы, перечисляемой иностранному исполнителю, и он получает в качестве дохода сумму за минусом НДС.

НДС при импорте услуг уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Перечисляется такой НДС на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. При этом в поле 101 платежного поручения («статус») указывается «02».

По итогам квартала, в котором был удержан агентский НДС при импорте услуг, нужно отчитаться перед ИФНС, представив обычную декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Импортный НДС можно принять к вычету

Плательщики внутреннего НДС могут взять к вычету импортный НДС после принятия ввезенных товаров на учет и уплаты данного налога в бюджет. Принятие НДС по импорту к вычету производится на основании документов, подтверждающих уплату этого налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг.

Импорт из стран таможенного союза

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2012, N 6

Таможенный союз трех государств — Белоруссии, Казахстана и России действует почти полтора года, с 1 июля 2010 г. В рамках Таможенного союза отменен таможенный контроль и таможенное оформление перемещения товаров, работ, услуг между странами-участницами. В России на границах с Белоруссией и Казахстаном ликвидируются таможенные посты и пункты таможенного контроля. Тем не менее понятия «экспорт» и «импорт» для российских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность со странами Таможенного союза, не упраздняются. Это связано с тем, что любой экспорт или импорт в Российской Федерации подлежит обложению косвенными налогами (НДС и акцизами). Взимание же косвенных налогов по экспортно-импортным операциям в Таможенном союзе имеет свои особенности.

Основы косвенного налогообложения в Таможенном союзе определены Соглашением от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение). В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. N 36 данный документ действует с 1 июля 2010 г.

Под косвенными налогами в ТС понимаются налог на добавленную стоимость и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор) (ст. 1 Соглашения).

При импорте товаров на территорию одного государства — участника ТС с территории другого косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера (ст. 3 Соглашения).

Обратите внимание: НДС и акцизы взимаются налоговыми, а не таможенными органами страны-импортера, как при обычном импорте. Это объясняется тем, что по внутренним операциям Таможенного союза таможенный контроль и таможенное оформление товаров отменены. Единственным исключением является уплата акцизов по ввозимым из Таможенного союза товарам, маркированным акцизными марками (ст. 186.1 НК). Как правило, к таким товарам относится алкогольная и табачная продукция. Акциз взимается таможенными органами страны-импортера в течение 5-ти дней со дня принятия на учет указанных товаров (п. п. 3, 4 ст. 186.1 НК).

Читать еще:  Проводка таможенной декларации

Отметим также, что косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства — участника ТС товаров, которые в соответствии с законодательством данного государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения). Проще говоря, национальные льготы по косвенным налогам сохраняют свое действие и в Таможенном союзе.

Например, не подлежит налогообложению НДС ввоз технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, по перечню, утверждаемому Правительством РФ (п. 7 ст. 150 НК). Список столь уникальных активов приведен в Постановлении Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 372.

Специальная декларация

Вполне логично, что при импорте товаров в Россию с территории государств — членов Таможенного союза участникам ВЭД придется заполнять специальную декларацию по косвенным налогам (НДС и акцизам). Ее форма, равно как и Порядок заполнения, утверждены Приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. N 69н.

Декларация имеет унифицированный вид и включает в себя титульный лист, два основных раздела и одно Приложение. В разд. 1 отражается НДС по импортированным товарам, а разд. 2 и Приложение посвящены акцизам.

В разд. 1 кроме общей суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет, раскрывается информация о суммах налога по отдельным операциям. В частности, указываются данные в отношении приобретенных товаров, продуктов переработки, товаров, являющихся результатом выполнения работ или полученных по договору товарного кредита (товарного займа), а также товаров (предметов лизинга), ввозимых по договору лизинга. Отдельно по строке 040 разд. 1 отражается стоимость импортированных товаров, не подлежащих налогообложению НДС (освобождаемых от налогообложения).

Раздел 2 и Приложение представляются только при осуществлении операций с подакцизными товарами. В Приложении приводится расчет налоговой базы по каждому виду подакцизного товара.

Особенности исчисления и уплаты косвенных налогов, а также представления отчетности по экспортно-импортным операциям установлены Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Протокол). В России данный документ ратифицирован Законом от 19 мая 2010 г. N 98-ФЗ и считается вступившим в силу с 1 июля 2010 г.

При импорте товаров из стран Таможенного союза НДС и акцизы должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы (п. 1 ст. 2 Протокола). При этом согласно п. 5 ст. 2 Протокола суммы косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле исчисляются по налоговым ставкам, установленным законодательством государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары. То есть при ввозе товаров в Россию НДС уплачивается по ставкам 10 или 18 процентов в зависимости от вида ввозимого товара, а акцизы — по ставкам, установленным ст. 193 Налогового кодекса.

Фирма-импортер самостоятельно рассчитывает налоговую базу по НДС и акцизам (п. п. 2, 3 и 4 ст. 2 Протокола). Причем база по НДС определяется как стоимость ввезенных товаров на дату их оприходования плюс сумма акцизов (п. 2 ст. 2 Протокола).

Уплатить начисленные налоги в соответствии с п. 7 ст. 2 Протокола следует до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ввезенных товаров на учет или при наступлении срока лизингового платежа. Исключение в данном случае составляют лишь маркируемые подакцизные товары, по которым сроки уплаты определяются национальным законодательством.

В тот же срок в налоговую инспекцию необходимо представить специальную декларацию по косвенным налогам за соответствующий месяц (п. 8 ст. 2 Протокола). Даже в том случае, если фирма-импортер отчитывается по обычному НДС поквартально, специальную декларацию по импорту все равно нужно подавать помесячно. Правда, данная обязанность снимается с налогоплательщика, если в отчетном месяце он не принимал на учет импортированные товары или у него не наступил срок платежа по договору лизинга по ввезенным предметам лизинга. Представлять специальную декларацию в налоговые органы можно на бумаге или в электронном виде. Организации, которые отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, а также те компании, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий год превышает 100 человек, обязаны сдавать декларацию только в электронном виде (п. 6 Приложения 2 к Приказу Минфина России от 7 июля 2010 г. N 69н).

Пакет сопутствующих документов

Помимо декларации до 20-го числа месяца, следующего за месяцем оприходования ввезенных товаров, в налоговый орган нужно представить (п. 8 Протокола):

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в четырех экземплярах (на бумажном носителе) и в электронном виде. Его форма утверждена Приложением 1 к Протоколу от 11 декабря 2009 г. «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов»;
  • выписку банка, подтверждающую фактическую уплату налогов по импортированным товарам, или иной документ, удостоверяющий исполнение обязательств по уплате косвенных налогов.

Обратите внимание: при наличии переплаты по НДС налоговый орган может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из Таможенного союза (пп. 2 п. 8 ст. 2 Протокола). В этом случае представлять банковскую выписку не нужно;

  • транспортные (товаросопроводительные) документы поставщиков, которые подтверждают перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого;
  • счета-фактуры, если их выставление (выписка) предусмотрено национальным законодательством при отгрузке товаров;
  • договоры (контракты), на основании которых приобретены импортируемые товары;
  • информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены. Его можно не представлять, если все необходимые сведения отражены в договоре, на основании которого товар ввозится в Россию;
  • договоры комиссии, поручения или агентский договор (если они заключались);
  • договоры поставки или посреднические, когда поставщик (посредник) из одной страны Таможенного союза, а отгрузка (ввоз) — из другой.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде заверенных копий.

«Импортный» лизинг и режимы налогообложения

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и уплаты косвенных налогов на примере приобретения объекта ОС из страны Таможенного союза по договору лизинга российскими организациями, применяющими различные режимы налогообложения.

Пример для общей системы налогообложения. Российская организация ООО «Комдорсервис» приобрела универсальный трактор Минского тракторного завода у белорусской лизинговой компании «ЗАО «Беллизинг». Цена трактора 1 200 000 руб., расчеты ведутся в рублях. Договор лизинга заключен на 5 лет (60 месяцев), месячный лизинговый платеж составляет 20 000 руб. (1 200 000 : 60). Лизинговые платежи уплачиваются со следующего месяца после приема-передачи имущества лизингополучателю по акту. По окончании договора лизинга имущество переходит в собственность лизингополучателя.

В лизинговом договоре указаны все необходимые сведения о происхождении ввозимого имущества, поэтому информационное сообщение не представляется. ЗАО «Беллизинг» осуществляет деятельность в России через постоянное представительство, поэтому ООО «Комдорсервис» не исполняет обязанности налогового агента по доходам нерезидента у источника в России (пп. 7 п. 1 ст. 309 и п. 2 ст. 310 НК).

С другой стороны, ООО «Комдорсервис» должно исполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК, ст. 2 Протокола), то есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму налога агент вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК).

В бухгалтерском учете ООО «Комдорсервис» будут сделаны следующие записи:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector