Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таможенный режим свободной таможенной зоны это

Свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона представляет собой специальный режим, который предусматривает беспошлинное перемещение через границу иностранных товаров. К такому грузу не применяются ограничения на ввоз или вывоз. Использование российских товаров регламентируется таможенным режимом экспорта. При этом компании вносят в казну только акциз и освобождаются от ввозных пошлин.

Решение о создании свободной зоны принимает правительство. Если в процессе ее функционирования будут нарушены законодательные нормы, то соответствующее решение отменяется и зона подлежит ликвидации на протяжении полугода.

Особенности функционирования

Главная особенность свободной зоны состоит в том, что помещенные под соответствующий режим товары рассматриваются с точки зрения таможенных платежей как находящиеся за пределами таможенной границы. При этом свободная зона остается частью российской территории и зоной таможенного контроля.

В ее пределах могут работать зарегистрированные компании и частные предприниматели, которые включены в специальный реестр резидентов. Попасть в него могут только лица, прошедшие регистрацию в соответствующем муниципальном образовании. Кроме того, нужно оформить соглашение с местным органом управления, в котором будет прописана их будущая деятельность.

Какие товары подпадают под специальный режим?

Под специальный режим подпадают товары предназначенные для:

  • использования резидентами, в том числе и в коммерческих целях;
  • иностранцев, которые заключили с резидентами соглашение, предусматривающее хранение груза на складе в пределах свободной зоны.

Если иностранный груз был переработан, результатом чего является увеличение его стоимости на 30% (электроники на 15%) и изменение кода классификации, то считается, что он произведен в свободной зоне. На этот товар выдается соответствующий сертификат происхождения и при его вывозе из свободной зоны предприниматель освобождается от уплаты пошлины. Кроме того, к такому грузу не применяются различные ограничения экономического характера.

Что касается иностранных товаров, которые были сначала ввезены в страну, а потом вывезены за ее пределы, то пошлины за их перемещение не взимаются. Причем неважно, подвергались они переработке или нет. Но условием применения специального таможенного режима является заявление декларанта о своем намерении впоследствии вывезти товар из страны.

Классификация свободных таможенных зон

Различают две разновидности свободных таможенных зон: портовую и логистическую зоны. Эти понятия являются относительно новыми для российского законодательства. Портовая зона представляет собой особую таможенную зону, расположенную в речном или морском порту. Также она может создаваться в аэропорту, выполняющем международные перевозки. Прилегающая к этим объектам зона также считается свободной. Исключение составляют территории, на которых возведены комплексы для обслуживания пассажиров.

Тогда как логистическая зона формируется на территории, которая непосредственно прилегает к пункту пропуска через границу. Отличительной чертой этой разновидности свободной зоны выступает тот факт, что ввезенные на ее территорию товары не подлежат декларированию. Если же груз пересекает границы свободной зоны, которая не относится к портовой или логистической, то сведения о нем необходимо внести в декларацию.

Свободная таможенная зона — это. Таможенная территория. Таможенный кодекс

Для решения стратегических задач современные государства часто создают на своей территории свободные (особые) экономические зоны. СЭЗ (ОЭЗ) могут располагаться в пределах и под юрисдикцией одной или нескольких стран, которые входят в состав союза. Однако они имеют особый статус, поскольку в них обеспечивается облегчение ведения предпринимательской деятельности для иностранных, а также национальных субъектов. В мировой практике свободная таможенная зона — это одна из широко используемых процедур. В пределах СТЗ иностранные товары могут располагаться на протяжении определенного периода времени без взимания пошлин и налогов, а также без применения к ним мер нетарифного регулирования.

Введение

Функционирование свободных зон регулируется международным законодательством, в частности Киотской конвенцией 1979 года. В Таможенном кодексе ТС ЕврАзЭС нашли отражение некоторые элементы ее новой редакции. Последняя вступила в силу 3 февраля 2006 года. Например, статья 202 ТК ТС ЕврАзЭС закрепляет такие виды процедуры, как СТЗ и свободный склад. В РФ действуют особые экономические зоны, созданные на основе федеральных законов. ОЭЗ представляют собой части территории России, которые отличаются юридическим статусом и льготными условиями ведения предпринимательской деятельности. В некоторых из них может применяться процедура СТЗ.

Основные цели и виды

В мировой практике основной задачей создания особых зон является решение общеэкономических, внешнеторговых, социальных и научно-технических проблем. Статья 3 Федерального закона «Об ОЭЗ в РФ» посвящена целям ОЭЗ. Среди них: развитие обрабатывающей промышленности, высокотехнологических отраслей, туризма, транспортной инфраструктуры, коммерциализация результатов научной деятельности и производство новых видов товаров.

К продукции на территории ОЭЗ могут применяться различные процедуры. Среди них свободная таможенная зона. Это процедура, при которой иностранная продукция не облагается налогами в течение определенного промежутка времени.

В мировой практике выделяют следующие цели создания ОЭЗ:

  • Привлечение зарубежных инвестиций и передовых технологий.
  • Создание рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров.
  • Апробация новых методов организации труда.
  • Минимизация затрат.
  • Улучшение доступа к объектам инфраструктуры.
  • Снижение затрат на наем рабочих.
  • Уменьшение количества административных барьеров.
  • Развитие регионов и приближение производства к потребителю.
Читать еще:  Ндс на таможенную пошлину

Существует несколько классификаций ОЭЗ. Основной считается группировка по видам хозяйственной деятельности. В этой классификации выделяют торговые, промышленные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные ОЭЗ.

Таможенный режим свободной таможенной зоны: нормативная база

В пределах государственной границы России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана действует общий ТК ТС ЕврАзЭС. Также рассматриваемый вопрос регламентирует «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории ТС и таможенной процедуры СТЗ». Понятие СЭЗ тождественно ранее принятому в РФ термину ОЭЗ. Однако срок существования последних не мог быть продлен.

Таможенная территория

Данное понятие является центральным для тем, связанных с международной торговлей и инвестированием, поскольку они предполагают пересечение товарами, услугами и капиталом государственных границ. Таможенная территория представляет собой все сухопутное, воздушное и водное пространство страны. Она может также включать искусственные острова, сооружения и установки. Согласно ТК ТС ЕврАзЭС таможенная территория включает сухопутное, воздушное и водное пространство России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. В нее также включаются все искусственные острова, сооружения, установки, в отношении которых данные государства обладают исключительной юрисдикцией.

В законодательстве РФ

Таможенный кодекс ТС ЕврАзЭС (статья 202) включает СТЗ в систему процедур, применяемых в России. Всего их семнадцать. Заключает список специальная таможенная процедура. Правоотношения относительно функционирования особых (специальных) экономических зон регулирует федеральный закон «Об ОЭЗ в РФ» и «Соглашение о СЭЗ». Свободная таможенная зона – это отдельная процедура. Она не может применяться в некоторых видах СЭЗ. Перемещение товаров из и в СТЗ производится с разрешения таможенных органов. Продукция может находится здесь на протяжении всего срока существования СЭЗ.

Не утратили свою актуальность и три ранее принятых закона:

  • «Об ОЭЗ в Калининградской области».
  • «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  • «Об ОЭЗ в Магаданской области».

Операции с товарами

Как мы уже говорили, свободная таможенная зона – это отдельная процедура в рамках СЭЗ. Ее регламентация содержится в нормативно-правовой базе ТС ЕврАзЭС. Ввоз товаров на территорию склада возможен только после того, как резидент предоставил сведения о них в письменной форме. На территории СТЗ можно осматривать и измерять товары, а также предпринимать все необходимые действия для обеспечения их сохранности. При условии наличия соглашения об осуществлении деятельности в СЭЗ уполномоченные в отношении продукции лица могут проводить обработку продукции, ее сборку, подготовку к транспортировке и дальнейшей продаже. В отношении товаров могут совершаться сделки, которые предусматривают передачу прав собственности на них.

Значение для отечественной экономики

В развивающихся странах свободная таможенная зона – это в первую очередь источник роста. Она помогает национальной экономике выйти на новую ступень индустриализации промышленности, позволяет производимым товарам продаваться за границей. В развитых странах таможенный кодекс может ставить приоритетом создания СТЗ укрепление отдельных регионов и отраслей. То есть данный режим рассматривается ими в качестве способа сбалансирования экономики.

Таможенная процедура «свободная таможенная зона» в РФ имеет свои особенности. В прошлом эксперты часто отмечали политизированность использования СТЗ в ущерб их экономической сущности, непоследовательность и отсутствие четкой стратегии их создания. Поэтому иногда в России можно было даже говорить о негативном влиянии некоторых свободных таможенных зон на развитие регионов. Местные товары оказывались просто не в состоянии конкурировать с дешевой беспошлинной импортной продукцией.

Для того чтобы СТЗ приносили пользу экономике, в государстве должны быть подготовлены составляющие инфраструктуры, производственные мощности и правовая база. Зарубежная практика применения процедуры позволяет говорить о необходимости разработки четких целей и задач создания подобных зон. Нужно понимать, что бездумное копирование иностранных моделей является недопустимым. Условия и проблемы в каждом государстве отличаются, поэтому шаблоны оказываются малоэффективными и могут даже привести к дискредитации самой идеи создания СТЗ.

Проблемы

Анализируя мировой опыт, можно выделить несколько ошибок в создании СТЗ. Среди них:

  • Отсутствие четкой проработки целей и задач функционирования СТЗ.
  • Смешение внешнеэкономического и инвестиционного аспекта.
  • Отсутствие отдельной государственной властной структуры, которая бы регулировала ввоз товаров на территорию СТЗ.
  • Завышенный масштаб землеотвода под создание свободных таможенных зон.
  • Отсутствие подготовительного периода, в течение которого в регионе налаживается хозяйственная инфраструктура, и финансово-экономического обоснования создания СТЗ в конкретном регионе.

Сложные моменты в РФ

Кроме того, в России существует целый ряд внутренних проблем, которые препятствуют успешному функционированию свободных таможенных зон на благо страны. Самыми главными среди них считаются следующие:

  • В РФ пока не созданы комфортные условия для работы иностранных специалистов.
  • Высокий уровень риска при инвестировании.
  • Гораздо более продолжительные сроки окупаемости проектов по сравнению с развитыми странами.
  • Недостаточность гарантий возврата вложенных инвестиций.
  • Проблема переработки продукции, которая ориентирована на экспорт.
  • Неэффективное транспортное сообщение с удаленными регионами, что делает продукцию последних неконкурентоспособной.
  • Демографические проблемы.
Читать еще:  Авансовые платежи в таможню кбк

Перспективы развития режима в РФ

Опыт зарубежных стран показывает, что основной проблемой при создании ОЭЗ является неправильный выбор местоположения зоны, неэффективные институциональные связи между государственными органами, причастными к функционированию льготных режимов, и неразвитость базовых элементов инфраструктуры (транспорта, электроснабжения, телекоммуникаций). Нужно понимать, что сам по себе регион после начала применения процедуры СТЗ развиваться не начнет. Зоны социального плана нужно выделять отдельно. Также важно уменьшать количество административных барьеров. Бумажная волокита и бюрократия никогда не способствуют успешному функционированию свободных таможенных зон. Важна и последовательность политического курса государства, свидетельством чего является и продолжительность предоставления льгот. Мировая практика показывает, что при создании СТЗ нужно руководствоваться следующими принципами:

  • активизация предпринимательства;
  • прибыльность инвестирования;
  • конкурентоспособность бизнеса по сравнению с другими территориями благодаря современным формам и методам организации деятельности;
  • единство предпринимательской и управленческой инициативы, соответствие структуры ОЭЗ реальным экономическим условиям;
  • наличие проработанной законодательной базы.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что СТЗ является действенным инструментам инвестиционной и инновационной политики. Данная процедура может быть успешно использована для развития государства и сбалансирования хозяйства его отдельных регионов. Однако важно рациональное и последовательное установление этого режима. Только в этом случае создание СТЗ может способствовать стабильности экономической системы. Административно-правовой контроль в свободных таможенных зонах должен быть направлен на обеспечение равного доступа к инфраструктуре всех субъектов, защиту конкуренции, а также на обеспечение благоприятного климата для инвестирования.

В РФ формирование СТЗ может стать достаточно перспективным направлением международного сотрудничества. Такие зоны могут привести к притоку иностранных инвестиций, укрепить экономический и научный потенциал государства. Однако в РФ существуют и проблемы, связанные с применением данной процедуры. Для их устранения необходимо совершенствование инфраструктуры, улучшение законодательной базы (первым шагом стало принятие ТК ТС ЕврАзЭС) и проработка стратегии создания СТЗ. При разрешении указанных проблем свободные таможенные зоны могут стать одним из инновационных инструментов государственной политики развития экономики.

О товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, их потреблении и отнесении к товарам ЕАЭС

В связи с обращением Департамент налоговой и таможенной политики (далее — Департамент) сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, разъяснение законодательства Российской Федерации не относится к полномочиям Минфина России

Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ ратифицирован Договор о Таможенном кодексе Союза (далее — Кодекс). Кодекс вступил в силу с 1 января 2018 г.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 205 Кодекса в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее — СТЗ), и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ на территории свободной (специальной, особой) экономической зоны (далее — СЭЗ), допускается совершение любых операций, включая потребление товаров иное, чем расходование (потребление) товаров при совершении операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 205 Кодекса, в случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией (далее — соответственно иное потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, ЕЭК).

Случаи иного потребления товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, определены в решении Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 г. N 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее — Решение).

Пункт 1 перечня случаев иного потребления товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ (Приложение N 1 к Решению), касается потребления товаров при создании на территории СЭЗ объектов недвижимости в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ, которые становятся составной и неотъемлемой частью таких объектов. В этом случае такие товары считаются потребленными, если объекты недвижимости, при создании которых они использованы, введены в эксплуатацию и зарегистрированы на праве собственности за резидентом СЭЗ в соответствии с законодательством государств — членов Союза, а если это установлено законодательством государств-членов, — и эксплуатировались таким резидентом СЭЗ не менее срока, установленного законодательством государств-членов.

Действие таможенной процедуры СТЗ в отношении таких товаров завершается в соответствии с подпунктом 4 пункта 1, подпунктом 3 пункта 10, абзацем вторым пункта 11 статьи 207 Кодекса.

При этом абзацем вторым пункта 11 статьи 207 Кодекса установлено, что порядок завершения действия таможенной процедуры СТЗ в случаях иного потребления товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ (далее — Порядок), определяется ЕЭК.

Читать еще:  Что такое таможенный приходный ордер

Данный Порядок утвержден Решением.

Поскольку товары, указанные в пункте 1 Приложения N 1 к Решению, становятся составной и неотъемлемой частью объектов недвижимости и считаются потребленными, их признание товарами Союза не предусмотрено.

Данный тескст не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше.

ПИСЬМО Министерства финансов Российской Федерации от 17 января 2018 г. N 03-10-09/1929

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Р.А.СААКЯН

Таможенная процедура СТЗ

СТЗ – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

СТЗ определяется самим резидентом, администрацией СЭЗ и согласовывается с таможней.

Требования к СТЗ: в пределы включаются только производственные, складские помещения и площадки для транспортных средств с товарами, а при обосновании – комнаты мастеров, технологов, выставочные залы и иные помещения.

Оборудование СТЗ: круглосуточная охрана (сигнализация, сторожа, видеонаблюдение), обозначение (разметка) на местности, КПП если СТЗ не может представлять собой единую территорию (состоит из сооружений, помещений, удаленных друг от друга).

Под таможенную процедуру СТЗ могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры

При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

Операции с товарами:

Потребление товаров, операции по переработке товаров, по изготовлению товаров, ремонту, по отбору проб и образцов, складирование (хранение, дробление, накопление); погрузка (разгрузка), операции для сохранности товаров (сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка); операции по передаче прав владения, пользования, распоряжения товарами.

С разрешения таможенного органа допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в следующих случаях:

2) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по их техническому испытанию, исследованию, тестированию, проверке, в том числе предусмотренных производственным процессом, а также для их демонстрации в качестве образцов;

3) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для совершения таможенных операций по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенном органе, правомочном в соответствии с законодательством государства-члена о таможенном регулировании совершать таможенные операции в отношении таких товаров;

4) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для собственных производственных и технологических нужд. Условия, при которых допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, а также часть территории государства-члена, на которую допускается такой вывоз, определяются Комиссией;

5) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку и иные операции, определяемые Комиссией, при условии, что на территории этой СЭЗ в отношении таких товаров отсутствуют условия и возможность совершения таких операций. Случаи и условия, когда допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, определяются Комиссией.

При прекращении функционирования СЭЗ или территории, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, при реализации инвестиционного проекта, оборудование, введенное в эксплуатацию, товары, использованные для создания объектов недвижимости, снимаются с таможенного контроля без помещения под иные таможенные процедуры без уплаты пошлин, налогов.

Завершение таможенной процедуры СТЗ:

иностранные товары вывозятся в неизменном состоянии за пределы таможенного союза – реэкспорт (без уплаты пошлин, налогов)

товары, изготовленные с использованием иностранных товаров, не признанные товарами Союза и вывозимые за пределы ТС – реэкспорт (без уплаты пошлин, налогов);

товары ТС вывозятся за пределы ТС- экспорт (уплата пошлин для ограниченного перечня товаров);

товары Союза выпускаются на территорию Союза в неизменном состоянии – реимпорт (без пошлин и налогов);

товары, изготовленные только из товаров Союза, не вывозимые за пределы Союза – реимпорт (без уплаты);

таможенный склад (без уплаты), переработка на таможенной территории (без уплаты), переработка для внутреннего потребления (с уплатой ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки), временный ввоз (допуск) (с условным, полным или частичным освобождением от уплаты платежей, с последующим реэкспортом), беспошлинная торговля (реализация товаров физ. лицам без уплаты таможенных пошлин), уничтожение (без уплаты), отказ в пользу государства (без уплаты).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector