Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таможенное обеспечение груза

Обеспечение уплаты таможенных платежей: таможня нас бережёт от нас самих

Большинство операций, подразумевающих перемещение грузов через таможенную границу, сводятся к импорту и экспорту. Авансовые платежи продавцам и необходимость найти крупные суммы для уплаты таможенных сборов задолго до момента конечной реализации товара часто останавливают начинающих предпринимателей от заключения выгодных, но растянутых во времени сделок.

Для поиска свежих бизнес идей можно покопаться в более сложных режимах ВЭД, к примеру, переработка вне таможенной территории, транзит и прочее. В отличие от простого импорта/экспорта, где для очистки товаров необходимо 100%-ное авансовое внесение таможенных платежей, в двух последних случаях субъекты ВЭД сталкиваются с понятием обеспечения таможенных платежей.

Что представляет собой таможенное обеспечение по ТК ТС

По ТК ТС таможенное обеспечение подразумевает выпуск товара с таможни без фактической отправки таможенных платежей, а под определённые гарантии со стороны декларанта.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

При каких условиях применяется

Все случаи применения обеспечения можно разделить на безусловные и исключительные.

Первые всегда применяются при следующих режимах внешнеэкономической деятельности:

  • таможенный транзит;
  • переработка вне таможенной территории;

Прикрываясь транзитом и переработкой, некоторые предприниматели фактически осуществляют беспошлинный импорт и экспорт: товар всегда может «застрять» на территории РФ во время транзита, и наоборот — «рассосаться» за рубежом во время переработки.

Исключительные — термин говорит сам за себя. Это отдельно взятые таможенные прецеденты, связанные с различными временными межгосударственными договорённостями, форс-мажорами, переходными этапами и другими случаями, когда таможенные органы и субъект внешнеэкономической деятельности не могут в отведённые сроки однозначно договориться, в каком размере должны быть уплачены таможенные платежи (при этом задерживать товар на таможне юридически причин нет). Пример расчёта таможенных платежей онлайн калькулятором вот тут, а документы, необходимые для ведения внешнеэкономической деятельности вы найдёте в специальном разделе нашего ресурса.

Классификация исключительных случаев применения таможенного обеспечения довольно условна:

  • Изменение сроков уплаты таможенных платежей, предусмотренное международными договорами;
  • Выпуск товаров с последующими экспертизами (экспертизы в широком понимании: пробы продукции, дополнительные проверки, получение дополнительных сертификатов, подтверждений стоимости и прочее);
  • Выпуск товаров, отнесённых к условно выпущенным (когда товары должны быть размещены на таможенный склад, но фактически не могут быть там размещены);
  • Прочие случаи (таможенное регулирование это не сборник правил, а живой процесс, где каждый неоднозначный случай обязан быть рассмотрен индивидуально, однако на это уходит время, а таможенные органы не имеют права задерживать товар дольше, чем это предусмотрено законодательством РФ).

Отдельным пунктом выделяют:

  • Таможенное обеспечение для субъектов хозяйствования, занимающихся таможенной деятельностью: таможенные представители, владельцы СВХ, МБТ, собственники таможенных складов, уполномоченные экономические операторы, таможенные перевозчики.

Генеральное обеспечение

Если субъект ВЭД планирует в течение длительного времени работать в режиме, подразумевающем использование таможенного обеспечения, или покрыть соответствующим видом деятельности большую территорию, связанную с привлечением нескольких таможенных органов, то для облегчения работы он может оформить Генеральное обеспечение таможенных платежей (ГТО).

ГТО — это своего рода абонемент, который подтверждается одним из таможенных органов и признаётся остальными, задействованными в схеме поставок. ГТО действует на обозначенной территории определённый промежуток времени. Один таможенный орган принимает генеральное обеспечение и выдаёт подтверждения для предоставления в остальные задействованные таможенные органы.

В генеральном таможенном обеспечении как документе указывается:

  • Таможенный орган-принципал (который принял и подтвердил обеспечение);
  • Субъект ВЭД, его предоставивший;
  • Сумма обеспечения;
  • Срок действия;
  • Перечень таможенных операций, которые покрываются ГТО;
  • Если есть таможенный орган, в котором совершается несколько операций, то дополнительно указывается сумма, которую покрывает ГТО по данному органу.

Размер обеспечения

Размер таможенного обеспечения для безусловных случаев определяется согласно кодам ТН ВЭД без учёта преференций и льгот:

  1. Для таможенного транзита – полная пошлина и НДС, обязательные к оплате при импорте;
  2. При вывозе для переработки – полная экспортная пошлина (если применима), обязательная к оплате при экспорте. О документах, подтверждающих экспорт, читайте здесь. Эта информация будет особенно полезна начинающим участникам ВЭД;
  3. Для подакцизного товара в РФ существуют отдельные требования по размеру таможенного обеспечения, сейчас это определённые фиксированные суммы. Ставки акцизов вы можете посмотреть в предыдущей статье.
  • При процедуре таможенного транзита принимаются во внимание таможенные ставки государств Таможенного Союза. Если они отличаются от ставок РФ, то к расчёту принимается максимальная, как если бы товар оказался на территории этого государства с максимальной ставкой.
  • Для исключительных случаев размер таможенного обеспечения рассчитывается, исходя из имеющихся данных о товаре, при наличии нескольких вариантов к расчёту приминается максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.
  • В случае если субъект ВЭД подозревается в определённом виде мошенничества, то к базовой максимальной сумме прибавляются размеры потенциально применимых штрафов, которые бы были применены, если случай мошенничества был бы подтвержден.
  • Для случаев, когда нет исходных данных для подсчёта потенциальных пошлин (не подтверждена стоимость, нет данных по коду), — применяется информация по стоимости аналогичного, на взгляд таможни, товара.

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

Таможенное обеспечение — это своего рода залог, где субъект ВЭД выступает залогодателем, а таможенный орган залогодержателем. К этим отношениям могут привлекаться третьи стороны – поручители.

Теперь о видах залогов — они же способы обеспечения.

Залог имущества

Оформляется в виде договора о залоге имущества между таможней и декларантом (юр. лицом).

  • ранее заложенное имущество;
  • имущество, находящееся за пределами РФ;
  • быстро портящиеся товары;
  • объекты и продукцию энергетической промышленности.

Банковская гарантия

Может быть предоставлена банком, страховой или другой кредитной организацией, включённой в реестр таможенных гарантов. В течение трёх дней таможенный орган обязан проверить поданную гарантию и подтвердить её, или отказаться принять.

Отказом для принятия банковской гарантии может послужить неправильное оформление документов или превышение сумы общего лимита гаранта. Поэтому лучше справки по своему потенциальному гаранту уточнять заранее на таможне.

Поручительство

Смысл поручительства, как способа обеспечения уплаты таможенных платежей, такой же, как и банковской гарантии, только гарант не включён в таможенный реестр, и предложение рассматривается не 3, а 15 дней.

Для того чтобы таможня одобрила поручителя, необходимо, чтобы он отправил на таможню предложение рассмотреть его кандидатуру, приложив проект трёхстороннего договора поручительства или двухстороннего договора плюс согласие декларанта принять поручительство.

Желание поручителя стать гарантом опять же должно быть подкреплено надёжной банковской гарантией.

Внесение денежного залога на счёт ФК

Отправив всю сумму, необходимо получить таможенную расписку, которую потом нужно предоставить в конкретный таможенный орган для получения гарантии. Хотя деньги и лежат у таможни на счету, отдельно взятый таможенный орган об этом ничего не знает.

При возникновении полных или частичных обязательств по гарантии возможны следующие варианты движения средств:

  • Сумма пошлин и налогов вычитается из внесённой суммы залога и засчитывается в счёт уплаты будущих таможенных платежей (оставшиеся деньги по истечению срока исполнения обязательств возвращаются плательщику или засчитываются в счёт будущих операций);
  • Сумма пошлин и налогов отдельно вносится плательщиком, а сумма залога возвращается ему в полном объёме (или по желанию засчитываются в счёт будущих операций);
Читать еще:  Сверка с таможней образец заявления

Самым простым способом получения таможенного обеспечения на первый взгляд является денежный залог, но это экономически выгодно только, если суммы небольшие и в конечном итоге платежи действительно будут подлежать оплате.

Для случаев, когда пошлины и налоги все же не будут удержаны, лучше воздержаться от беспроцентного замораживания крупных сумм на счетах таможни и воспользоваться одним из видов неденежных залогов.

Возможные проблемы

Для новичка в сфере ВЭД информация о существовании таможенного обеспечения может показаться сложной и противоречивой, однако, на практике процесс сводится к нескольким простым действиям.

Вот мнение специалиста на тему способов обеспечения уплаты таможенных платежей:

При слаженной деятельности проблем организационного характера появляются редко, в отличие от финансовых. Последние же возникают в тех случаях, когда у таможенных органов появляется почва для увеличения суммы таможенного обеспечения. Чтобы предотвратить подобные спекуляции со стороны таможни необходимо заранее подготовить всю информацию по товару и согласовать коды ТН ВЭД в тарифном отделе своей региональной таможни.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Таможенная процедура таможенного транзита

Общее о таможенном транзите

Таможенный транзит согласно ст. 142 Таможенного кодекса ЕАЭС – это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Под таможенным органом в данном случае подразумевается таможенный пост, поскольку совершение таможенных операций, связанных с регистрацией, выпуском транзитных деклараций и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, происходит на таможенных постах.

Таким образом, таможенный транзит может иметь место лишь в том случае, если перевозка товаров связана с перемещением из региона деятельности одного таможенного поста в регион деятельности другого таможенного поста.

Перевозка (транспортировка) товаров в пределах региона одного таможенного поста осуществляется без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита. В этом случае должностные лица таможенного поста применяют, как правило, таможенное наблюдение как меру, обеспечивающую проведение таможенного контроля.

Правом ЕАЭС определено, что под таможенную процедуру таможенного транзита помещаются:

  • иностранные товары (таких таможенных транзитов больше всего);
  • товары ЕАЭС в определённых случаях;
  • иностранные товары и товары ЕАЭС, если перемещение осуществляется через территории государств, не являющиеся государствами-членами ЕАЭС (не применяется при перевозке товаров воздушным транспортом, когда аэропорт отправления и аэропорт назначения располагаются на территории ЕАЭС).

Условия таможенного транзита

Сам по себе таможенный транзит сопровождает транспортировку товаров, поэтому необходимо наличие договора перевозки или экспедирования между грузоотправителем и грузополучателем товаров. Как следствие, требуется наличие транспортных (перевозочных) документов, а также транспортного средства, отвечающего требованиям к перевозке: наличие цельных грузовых отсеков без повреждений с возможностью наложения средств таможенной идентификации (пломб).

Ещё одним условием таможенного транзита является наличие обеспечения уплаты таможенных платежей. Данное обеспечение в РФ может быть предоставлено в форме поручительства или в виде банковской гарантии, либо в виде денежного залога. Сумма обеспечения рассчитывается, исходя из суммы таможенных платежей, которые подлежали бы уплате в случае помещения иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или помещения товаров ЕАЭС под таможенную процедуру экспорта (для товаров, в отношении которых предусмотрена уплата вывозных таможенных пошлин).

Сегодня в качестве таможенного обеспечения прибегают в основном к форме поручительства, особенно при перевозке товаров по территории РФ. Схема предоставления поручительства в данной ситуации достаточно проста и не требует больших финансовых и временных затрат. Приказ ФТС России Приказ ФТС России от 10.02.2012 № 245 регламентирует действия должностных лиц таможенных органов при работе с поручительством.

Так, существует страховая компания «Арсенал», которая заключила договор поручительства с ФТС России на достаточно крупную сумму и в рамках этого договора эта компания заключает с заинтересованными лицами – декларантами, перевозчиками, экспедиторами – дополнительные соглашения к данному договору поручительства, регистрируя их в ФТС России. За заключение допсоглашения на один таможенный транзит СК «Арсенал» взимает страховую премию по прейскуранту. Далее декларант в транзитной декларации при её подаче на таможенный пост в гр. 52 указывает регистрационный номер этого допсоглашения, тем самым подтверждая предоставление таможенного обеспечения при таможенном транзите.

Альтернативой заключения договорных отношений с СК «Арсенал» является заключение договора перевозки с транспортными компаниями, имеющими Carnet TIR (книжку МДП, международных дорожных перевозок). Наличие таких книжек МДП при таможенном транзите является свидетельством таможенного обеспечения от Международной ассоциации автомобильных перевозчиков. Но необходимо отметить, что есть случаи, когда книжка МДП не может быть применена: при таможенном транзите крепкого алкоголя и табачных сигарет.

Случаи, когда таможенное обеспечение при таможенном транзите не предоставляется, определены пунктом 4 статьи 146 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Наконец, последнее важное условие таможенного транзита – соблюдение запретов и ограничений, установленных как на уровне ЕАЭС, так и на уровне законодательства РФ. Если, например, на какие-либо товары при транспортировке необходимо получение разрешений (лицензий), то предоставление таких документов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита обязательно.

Возможности нашего Таможенного представителя

ООО «СБ Карго» имеет контакты с агентами СК «Арсенал», что позволяет экономить время на заключении допсоглашений договоров поручительства при таможенном транзите. Также Таможенный представитель ООО «СБ Карго» помогает своим клиентам в вопросах оформления денежного залога и сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите.

Таможенный перевозчик. Назначение. Порядок получения статуса таможенного перевозчика

Таможенный перевозчик — юридическое лицо государства — члена таможенного союза, отвечающее условиям включения в Реестр.

Статус таможенного перевозчика позволяет перевозить товары по всей территории Таможенного союза без применения мер по обеспечению соблюдения таможенного транзита (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, таможенное сопровождение).

Статус таможенного перевозчика подтверждается свидетельством о включении в реестр таможенных перевозчиков, которое выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Срок действия свидетельства не ограничивается. Единственное условие – это ежегодное подтверждение обеспечения уплаты таможенных платежей любым из способов, будь то банковская гарантия, денежные средства (деньги), либо договор поручительства.

Деятельность таможенного перевозчика регламентируется статьями 18-22, 224 и 367 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 54, 55, 57, 58, 59, 66-68 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также положениями Административного регламента по исполнению государственной функции по ведению реестра таможенных перевозчиков, в части не противоречащей Таможенному кодексу таможенного союза.

В зависимости от территориальных масштабов своей деятельности, таможенные перевозчики могут быть:

— общероссийскими (при планируемых перевозках товаров по всей территории РФ либо в рамках регионов двух и более региональных таможенных управлений);

Читать еще:  Отчетность в таможню при экспорте

— региональными (при планируемых перевозках товаров между всеми таможенными органами одного регионального таможенного управления или конкретными таможенными органами одного регионального таможенного управления).

Соответственно за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков необходимо обращаться в ФТС России либо региональное таможенное управление.

Таможенный перевозчик вправе осуществлять перевозку товаров любыми видами транспорта, о чем необходимо заявить на стадии обращения в таможенный орган за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.

Для того чтобы стать таможенным перевозчиком и получить свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков необходимо соблюсти ряд условий и представить в ФТС России заявление о включении в реестр таможенных перевозчиков по форме и перечень документов, подтверждающий соблюдение условий, необходимых для включения в реестр и сведения представленные в заявление.

Заявление о включении в реестр таможенных перевозчиков должно содержать:

1) обращение в таможенный орган с просьбой о включении в реестр таможенных перевозчиков;

2) сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о месте нахождения (почтовый адрес и иные контактные данные), об открытых банковских счетах заявителя;

3) сведения о сроке осуществления заявителем деятельности по перевозке грузов;

4) сведения о находящихся во владении и пользовании заявителя транспортных средствах международной перевозки (общее количество, сведения о допущении указанных транспортных средств к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями), которые предполагается использовать заявителем при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика, в том числе о транспортных средствах, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

5) сведения об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов.

К заявлению о включении в реестр таможенных перевозчиков прилагаются разрешительные документы на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на основании соответствующих разрешений (лицензий), а также подтверждающие заявленные сведения следующие документы:

1) учредительные документы заявителя;

2) документ, подтверждающий факт внесения записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц;

3) свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

4) документы, подтверждающие право владения и пользования заявителя транспортными средствами международной перевозки, которые предполагается использовать при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика;

5) свидетельства о допущении транспортных средств международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, если они имеются;

6) документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере, установленном ТК ТС;

7) подтверждения из банков об открытых в них счетах заявителя;

8) договоры перевозки грузов, подтверждающие осуществление заявителем деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на дату обращения в таможенный орган.

Условиями включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков являются:

1) осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 (двух) лет на день обращения в таможенный орган;

2) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;

3) наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа (лицензия на осуществление перевозок грузов морским (речным) транспортом и удостоверение допуска к международным автомобильным перевозкам (выдаются в подразделениях Ространснадзора Минтранса России по месту регистрации юридического лица), лицензия на осуществление перевозок воздушным транспортом грузов (выдается Федеральным агентством воздушного транспорта Минтранса России));

4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (ПТС, свидетельства о регистрации транспортных средств, договора аренды, договора лизинга воздушных и морских судов и т.д.);

6) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней (имеется ввиду задолженность перед таможенными органами по неуплате таможенных пошлин, налогов в случае недостоверного декларирования, либо полной или частичной недоставки товаров при совершении перевозок товаров под таможенным контролем);

7) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.1 (предоставление недостоверных сведений таможенным органам или недостоверное декларирование) и (или) частью 1 статьи 16.9 (полная или частичная недоставка товаров) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при условии, что сумма наложенных административных штрафов, в том числе в совокупности, составила 250 000 рублей и более, за исключением случая, если в течение года, предшествующего последнему административному правонарушению, количество перевозок по процедуре таможенного транзита превысило 4 000 перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, либо 300 перевозок, осуществляемых воздушным транспортом, либо 5 000 перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом, либо 100 перевозок, осуществляемых водным транспортом, сумма наложенных административных штрафов в совокупности должна составлять более 800 000 рублей: на момент подачи заявления о включении в реестр таможенных перевозчиков (на день регистрации заявления в ФТС России, присвоении ему входящего номера) у заявителя не должно быть вступивших в силу дел об административных правонарушениях по вышеуказанным статьям в течение года, предшествующего подаче заявления.

Организация может выбрать один из следующих способов предоставления обеспечения: банковская гарантия (БГ), договор поручительства (ДП) или внесение на счет ФТС России денежных средств (депозит).

Таможенный перевозчик обязан:

1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий;

3) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьями 227 и 228 настоящего Кодекса;

4) не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию;

5) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами осуществляются на основе договора. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого таможенного перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие отправителя товаров или экспедитора являются противоправными и могут повлечь уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела. Таможенный перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.

Читать еще:  Порядок приостановления проведения таможенной экспертизы

Особенности таможенного оформления грузов: правила, этапы, документы и сроки процедуры

Все коммерческие партии товаров, перевозимые через границу, подлежат таможенному контролю. Перемещение грузов осуществляется с соблюдением нормативных требований. Основным правилом таможенного оформления является предоставление корректных и достоверных сведений о товаре. При несоблюдении данного условия товар может быть задержан, а на получателя наложена административная ответственность.

Таможенное оформление может проводиться либо непосредственно владельцем (декларантом) груза, либо таможенным представителем, действующим от имени декларанта и по его поручению.

Правовое регулирование вопросов таможенного оформления

В России вопросы таможенного оформления относятся к компетенции Федеральной таможенной службы (ФТС). В своей работе она руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • федеральными конституционными законами;
  • федеральными законами;
  • актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • международными договорами Российской Федерации;
  • Таможенным кодексом Евразийского экономического союза;
  • нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела.

На территории Евразийского экономического союза, в состав которого входит и РФ, введены единые правила таможенного регулирования, изложенные в Таможенном кодексе ЕАЭС.

Правовые акты в области морских грузовых перевозок:

  • Кодекс торгового мореплавания РФ [1] .
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» [2] и другие.

Правовые акты в области авиаперевозок грузов:

  • Воздушный кодекс РФ [3] .
  • Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» [4] и другие.

Правовые акты в области автомобильных перевозок:

  • Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации» [5] .
  • Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» [6] .
  • Постановление Правительства РФ «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок» [7] .
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» [8] .

Правовые акты в области железнодорожных перевозок грузов:

  • Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» [9] .
  • Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [10] и другие.

Таможенные процедуры

Как говорилось ранее, все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю и по выбору владельца или уполномоченного лица подлежат определенной таможенной процедуре. Декларант вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую.

Существует несколько видов таможенных процедур:

  • таможенный транзит;
  • экспорт;
  • выпуск для внутреннего потребления (импорт);
  • реэкспорт и реимпорт;
  • временный ввоз и временный вывоз;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка вне таможенной территории;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • беспошлинная торговля;
  • таможенный склад;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства.

Важно знать!

Не все задержанные таможней товары остаются на складах временного хранения. Например, экзотических животных, ввозимых через московские аэропорты, в случае нарушения таможенных правил перевозки могут отправить на передержку в специализированный питомник.

Этапы таможенного оформления

В качестве ключевых этапов таможенного оформления можно выделить следующие:

  1. Регистрация и выпуск деклараций на товары . Очень важно, чтобы предоставленный комплект документов и сведений для подачи декларации на товары был полным и достоверным. Предоставление ложных сведений влечет за собой административную ответственность и наложение штрафов, а иногда и изъятие товара.
  2. Проверка кода ТН ВЭД и соблюдение правил нетарифного регулирования . Классификация товаров применяется для осуществления мер таможенно-тарифного (исчисление таможенных пошлин, налогов и сборов) и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также для соблюдения налогового законодательства (в случаях сокращения ставки НДС). При выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет их классификацию.
  3. Проверка правильности заявленной таможенной стоимости . Часто владельцами товаров движет желание снизить таможенные платежи, и они заявляют заниженную стоимость товара в декларации. Таможенные органы вправе потребовать документы, подтверждающие таможенную стоимость и ценообразование товара, а также проверить их достоверность путем запроса в контролирующие органы страны-экспортера. Поэтому такая уловка может быть раскрыта, а это повлечет за собой серьезные неприятности.
  4. Таможенные платежи . Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов возникает у владельца в момент пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза. Основанием выпуска товаров является соблюдение всех мер нетарифного регулирования и уплата таможенных пошлин и налогов.
  5. Валютный контроль заключается в соблюдении сроков перечисления валютной выручки на счета уполномоченных банков, подписавших паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. Проводится с целью проверки перечисления денежных средств за рубеж и возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами за неввезенный товар.

Список необходимых документов

Для таможенного оформления товара необходимо предъявить следующие документы:

  • Внешнеторговый договор, соглашение на поставку и другие.
  • Товарно-транспортные документы.
  • Документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара.
  • Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.
  • Рублевые или валютные платежные поручения.
  • Для валютного контроля и определения таможенной стоимости товара — паспорт сделки, а также документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров.
  • Документы, подтверждающие соблюдение запретов, ограничений и мер нетарифного регулирования (лицензии на импорт-экспорт товаров, сертификаты безопасности, гигиенические сертификаты, ветеринарные или фитосанитарные свидетельства, сертификаты соответствия и так далее).
  • Доверенность на лицо, которое представляет организацию в таможенных органах.
  • Данные о компании (пакет уставных документов, свидетельство из налоговой инспекции о постановке на учет, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр, выписка (коды статистики), банковская справка о наличии расчетного счета).

В случае импорта необходимы:

  • Экспортная декларация.
  • Сертификаты формы «А», «СТ-1» (при наличии).
  • Прайс-лист, предоставляемый отправителем.

В случае экспорта необходимы:

  • Счета-фактуры, счета-проформы, контракт о заключении внешнеэкономической сделки.
  • Контракт на закупку на территории РФ.
  • Спецификации, упаковочные листы.
  • Carnet TIR (документ таможенного транзита), CMR (международная товарно-транспортная накладная).
  • Калькуляция стоимости товара.
  • Техническая документация на товар с подробными характеристиками и серийными номерами.

Комплект документов определяется характером груза. Выше перечислены лишь основные документы, необходимые для таможенного оформления.

Сроки таможенного оформления

Согласно действующим нормам законодательства, таможенное оформление товаров должно быть завершено таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации при соблюдении условий выпуска. Однако этот срок может быть продлен (например, если требуется экспертиза товара), что может быть крайне критичным для продуктов питания и других товаров, имеющих срок годности.

Если организация не занимается экспортно-импортными операциями регулярно и в больших объемах, то, вероятнее всего, она не имеет в штате специалистов по таможенному оформлению и сертификации. С экономической точки зрения в этом случае целесообразно обращаться к услугам таможенных брокеров (представителей). При выборе представителя важно выяснить географию его работы и типы выполняемых им грузоперевозок (авиа, авто, ж/д, морские), его приоритеты в товарной номенклатуре (какие виды грузов он оформляет наиболее часто), минимальные объемы перевозимых с его участием грузов, а также используемые в его практике аспекты складской логистики и страхования грузов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector