Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Номер платежки в счет фактуре

Организация часто обнаруживает неточности в счетах-фактурах, поступающих от контрагентов. Самые частые ошибки: в наименовании организации, в номере и дате платежного поручения (в случае внесения предоплаты). Также некоторые счета-фактуры приходят не в оригинале, а факсом или по электронной почте. Поставщики, как правило, игнорируют письменные запросы об исправлении счетов-фактур. Какие ошибки в заполнении счетов-фактур будут являться причиной отказа в вычете НДС? Можно ли вносить в счета-фактуры исправления самим от руки, к примеру изменить номер и дату платежного поручения?

Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на плательщиков НДС.
Счета-фактуры могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету только при выполнении требований, установленных п.п. 5, 5.1, 6 ст. 169, а корректировочные счета-фактура — при выполнении требований, установленных п.п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Перечисленными нормами ст. 169 НК РФ установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, в том числе выставленных при получении предварительной оплаты, и в корректировочных счетах-фактурах. Наличие ошибок в обязательных реквизитах таких счетов-фактур может являться основанием для отказа в предоставлении налогового вычета по суммам налога, заявленным в них.
Форма и состав показателей счета-фактуры установлены Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Правила, Постановление N 1137).
Согласно п. 7 Правил в счета-фактуры, составленные с даты вступления в силу Постановления N 1137 на бумажном носителе или в электронном виде, исправления вносятся продавцом (в том числе при наличии уведомлений, составленных покупателями об уточнении счета-фактуры в электронном виде) путем составления новых экземпляров счетов-фактур.
В новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей, указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, где указываются порядковый номер исправления и дата исправления. Остальные показатели нового экземпляра счета-фактуры, в том числе новые (первоначально не заполненные) или уточненные (измененные), указываются в соответствии с Постановлением N 1137.
Счет-фактура с внесенными в него исправлениями подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными уполномоченными в установленном порядке лицами или индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
При этом вычет по исправленному счету-фактуре покупатель сможет получить только в налоговом периоде исправления счета-фактуры (смотрите письма Минфина России от 02.11.2011 N 03-07-11/294, от 01.09.2011 N 03-07-11/236).
Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 24.04.2012 N 03-07-09/41).
При выявлении таких ошибок новые экземпляры счетов-фактур не составляются (абзац 4 п. 7 Правил).
Отметим, что согласно п. 2 Постановления N 1137 исправления в счета-фактуры, составленные до даты вступления в силу Постановления N 1137, вносятся продавцом в порядке, установленном на дату составления таких счетов-фактур.
Минфин России в качестве ошибок, которые не могут служить основанием для отказа в принятии к вычету суммы НДС, указывает, например: сокращение слов «проспект», «дом»; проставление между названием улицы и номером дома запятой; неточного индекса, то есть незначительные ошибки (письма Минфина России от 09.11.2011 N 03-07-09/41, от 07.06.2010 N 03-07-09/36).
Специалисты Минфина России неоднократно признавали, что ошибки в порядковых номерах счетов-фактур не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету (письма Минфина России от 22.05.2012 N 03-07-09/59, от 15.05.2012 N 03-07-09/53, от 15.05.2012 N 03-07-09/52).
К примеру, в постановлении ФАС Уральского округа от 28.12.2011 N Ф09-8650/11 суд указал, что такие обстоятельства, как неисполнение налоговых обязанностей поставщиком, недостатки в оформлении счетов-фактур (отсутствие хронологической последовательности в нумерации в ряде счетов-фактур), не опровергают реальности хозяйственных операций и не свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды.
В постановлении президиума ВАС РФ от 28.01.2008 N 12064/07 суд отметил, что отсутствие в оплаченных счетах-фактурах адреса и идентификационного номера не может являться отказом в налоговом вычете, поскольку в них содержатся иные сведения о продавце, покупателе, наименовании, количестве товара, его стоимости и сумме НДС, то есть все данные, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет; кроме того, имеются платежные документы, восполняющие пробелы в дефектных счетах-фактурах и подтверждающие уплату сумм налога в цене товаров (работ, услуг).
При этом арбитражные суды оценивают ошибки в счетах-фактурах с точки зрения того, насколько они мешают осуществлению операций налогового контроля, возможности определения контрагентов по сделке, их адреса, объект сделки, цену товара, а также сумму начисленного налога (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2008 N А66-8265/2007, ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10521/08-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.2012 N Ф02-1880/12 по делу N А78-7227/2011, ФАС Поволжского округа от 13.02.2012 N Ф06-316/12 по делу N А65-25778/2010, ФАС Московского округа от 27.02.2009 N КА-А40/695-09, от 14.04.2008 N КА-А40/1757-08).
Таким образом, считаем, что в случае получения счета-фактуры, в котором присутствует ошибка в наименовании организации или ошибочное указание номера или даты платежного документа, необходимо к журналу учета полученных и выставленных счетов-фактур приложить бухгалтерскую справку, указав в ней ошибку и дату ее обнаружения, при этом направить соответствующий письменный запрос контрагенту на предоставление исправленного счета-фактуры.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии события налогового правонарушения.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлено несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученных им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием предоставить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При этом не исключено, что налоговые органы будут отказывать в вычете, в таком случае налогоплательщику придется отстаивать свою позицию в судах, которые зачастую в своих решениях поддерживают налогоплательщика, при условии, что сведения в счете-фактуре на вычет по НДС не влияют, и если на основании других имеющихся данных можно установить субъект сделки.

Читать еще:  Образец платежки на прибыль 2020

К сведению:
Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком. Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138 утверждены форматы документов по НДС в электронном виде.
Следует отметить, что используемая в указанной норме формулировка «по взаимному согласию сторон сделки» означает добровольность применения электронной формы составления и выставления счета-фактуры, при этом способ выражения взаимного согласия сторон сделки на составление счета-фактуры в электронном виде Налоговый кодекс не регулирует. Такое согласие может быть оформлено с учетом применяемых в предпринимательской деятельности правил поведения (обычаев делового оборота), в том числе посредством обмена документами без составления одного документа, подписанного сторонами, выполнением действий, свидетельствующих о согласии на составление счетов-фактур в электронном виде (смотрите письмо Минфина России от 01.08.2011 N 03-07-09/26).
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ).
Согласно ст. 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью, может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе (смотрите письма Минфина России от 11.01.2012 N 03-02-07/1-2, от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1).
В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом, если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью.
На практике одним из актуальных вопросов является следующий: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, полученному по факсу? При этом однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Официальная точка зрения по этому поводу контролирующими ведомствами не высказывалась.
Налоговая инспекция может отказать организации в вычете НДС на основании такого счета-фактуры, сославшись на ст. 169 НК РФ. Счет-фактура, полученный по факсу, не является оригиналом и, значит, не может служить основанием для налогового вычета. Представители Минфина России поддерживают эту позицию. Также некоторые суды разделяют точку зрения контролирующих ведомств (оговоримся, что имеющаяся арбитражная практика касается получения факсом «старой» формы счета-фактуры, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914). Они указывают, что основанием для налогового вычета может быть только оригинал счета-фактуры. До тех пор, пока оригинал этого документа не получен, принимать «входной» НДС к вычету организация не вправе. Вычет должен быть перенесен на тот налоговый период, в котором оригинал счета-фактуры поступит от поставщика (постановления ФАС Поволжского округа от 07.06.2008 N А55-11510/2007 и от 18.03.2008 N А55-11507/2007-31).
Вместе с тем есть судебные решения, где судьи указывают, что организация, принимая к вычету НДС по счету-фактуре, полученному по факсу, действует правомерно (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29.10.2007 N А31-396/2007-16, ФАС Уральского округа от 09.06.2008 N Ф09-4137/08-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2006 N Ф04-599/2006(19980-А27-6)). Ведь ни глава 21 НК РФ, ни Постановление N 1137 не содержат требований о регистрации в книге покупок исключительно оригиналов счетов-фактур.
Таким образом, организации придется самой решать, принимать к вычету НДС по счету-фактуре, полученному по факсу, или нет. Если она выберет первый вариант, то могут возникнуть разногласия с проверяющими. Тогда организации придется отстаивать свою позицию в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Бабинцев Алексей

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

14 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Счет-фактура без номера платежного документа: в вычете НДС. отказать?

Вопрос о необходимости указывать в счете-фактуре номер платежного поручения, если получены платежи в счет предстоящих поставок, до сих пор волнует налогоплательщиков. Многочисленные судебные споры тому подтверждение. И только недавно Президиум ВАС РФ 1 высказал свою точку зрения: отказать в вычете нельзя, если оплата и отгрузка произошли в одном налоговом периоде.

Казалось бы, безобидный на первый взгляд реквизит — номер платежного документа — может повлиять на решение о предоставлении вычета НДС.

Правовые последствия несоблюдения п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ установлены в п. 2 ст. 169 НК РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного в указанных пунктах, не могут служить основанием для принятия уплаченных сумм налога к вычету или возмещению.

Напомним, что в подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ установлено следующее. Номер платежного документа указывается в счете-фактуре, если платежи получены в счет предстоящих поставок. Другими словами, строка «номер платежно-расчетного документа» в счете-фактуре заполняется, если речь идет об авансовых платежах или предоплате.

Читать еще:  Платежное поручение пенсионный фонд

Налоговики 2 трактуют это положение по-своему и настаивают на обязательном включении в счет-фактуру номера платежного поручения независимо от периодов предоплаты и отгрузки, включая случаи, когда данные мероприятия осуществлены в одном налоговом периоде. Его отсутствие влечет отказ в предоставлении вычета НДС. В результате спор решается в суде.

Цена вопроса нередко зашкаливает за десятки миллионов. Так случилось с одной московской организацией, которой отказали в вычете на сумму более 14 млн руб. Суды трех инстанций согласились с налоговиками: счет-фактура составлен с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ (не содержит номера платежного документа), вычет не положен 3 . Решения принимались без учета того, что оплата и отгрузка произошли в одном налоговом периоде.

Правда, удивительно, что ФАС Московского округа, участвовавший в разрешении спора, по другим спорам принимал прямо противоположные решения. Например, в постановлении от 14.08.2008 № КА-А40/6296-08 он отверг довод налогового органа о необходимости отражать в счете-фактуре реквизиты платежно-расчетного документа, отметив, что оплата произведена в том же налоговом периоде, в котором налогоплательщику выставлен спорный документ. Аналогичные выводы содержались и в его постановлениях от 13.08.2007, 20.08.2007 № КА-А40/8047-07, от 09.11.2006 № КА-А40/10960-06 и т.д. Более того, в постановлении от 03.05.2007 и 10.05.2007 № КА-А40/3433-07 указано, что обсуждаемая строка 5 счета-фактуры должна быть заполнена, если получен аванс в счет предстоящих поставок. Поскольку оплата произведена и счета-фактуры выписаны в одном и том же налоговом периоде, заполнять данную строку не обязательно.

Что заставило московских арбитров изменить свою позицию, остается загадкой. Вместе с тем такой оборот событий позволил Президиуму ВАС РФ поставить точку в спорах.

Позиция ВАС РФ

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура признается документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Основанием для непринятия сумм налога к вычету или возмещению является невыполнение требований п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ. Согласно подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа. Однако ВАС РФ заметил, что это требование действует только при определенных в данной статье условиях: при получении авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Таким образом, ст. 169 НК РФ не предусматривает обязанности отражать в счетах-фактурах номер платежно-расчетного документа, если полученный платеж не считается авансовым либо иным платежом в счет предстоящих поставок. Платеж, поступивший налогоплательщику в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая реализация товаров, не может быть признан авансовым. Данная правовая позиция была выражена Президиумом ВАС РФ еще три года назад в постановлении от 27.02.2006 № 10927/05 (такое толкование и применение норм права связано исключительно с определением налоговой базы по авансовым платежам и, следовательно, не распространяется на порядок заполнения счетов-фактур).

Президиум ВАС РФ отметил, что налоговое регулирование по авансовым и иным платежам, полученным в счет предстоящих поставок, предусматривается в отношении продавца. Значит, если полученный платеж не признается авансовым, у продавца отсутствует предусмотренная ст. 169 НК РФ обязанность указывать в счете-фактуре соответствующий номер платежно-расчетного документа.

Руководствуясь изложенным, Президиум ВАС РФ отменил решения нижестоящих судов об отказе в налоговом вычете и обязал налоговый орган вернуть организации сумму НДС.

Подводя итог, отметим, что поступление денег в том же периоде, в котором выписан счет-фактура и отгружен товар (выполнены работы, оказаны услуги), несмотря на условие о предоплате в договоре, также не лишает налогоплательщика права претендовать на вычет.

Затронув тему правильности заполнения счета-фактуры, в частности указания номера платежного поручения, нелишне будет обратить внимание на основания, по которым налоговики пытаются отказать в налоговых вычетах, а судебные инстанции принимают решения в пользу налогоплательщиков.

Счет-фактура не признается составленным с нарушением требований п. 5 ст. 169 НК РФ, если в нем указан номер платежно-расчетного документа, а авансовые платежи не поступали (постановления ФАС Московского округа от 04.06.2007 и 06.06.2007 № КА-А40/4888- 07, Восточно-Сибирского округа от 09.11.2006 № А19-8053/06-20-Ф02-5893/06-С1, от 11.01.2006 № А19-16386/05-20-Ф02-6752/05-С1).

Отражение в счете-фактуре неверных реквизитов платежных поручений не имеет правового значения и не является основанием для отказа в вычете (постановление ФАС Поволжского округа от 13.09.2006 № А12-14317/05-С36).

Неверно указанные даты платежных документов в счетах-фактурах не могут быть основанием для признания их составленными с нарушением правил подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 06.03.2008 № КА-А40/1208- 08, от 27.05.2008 № КА-А41/ 4647-08).

Указание в строке 5 «к рас­четно-платежному документу» счета- фактуры, выставленного при реализации товаров, по которым были получены авансы, только трех последних цифр номера платежно­го поручения нарушением не считается (постановления ФАС Московского округа от 12.11.2008 № КА-А40/10505-08-П, от 10.04.2008 № КА- А40/12284-07, от 20.11.2007 № КА- А40/ 12103-07, Северо-Западного округа от 24.10.2006 № А56-34430/2005, Центрального округа от 21.03.2007 А64-3504/ 06-15).

К сведению

Судебные решения, в которых право на вычет НДС по операциям с предоплатой поставлено в зависимость в том числе от указания номера платежного документа в счете-фактуре:

постановления ФАС Московского округа от 18.11.2008 № КА-А40/10766-08 и № А40-10662/08-139-28, Восточно-Сибирского округа от 10.10.2006 № А19-10352/06-50-Ф02-5243/ 06-С1, Западно-Сибирского округа от 16.08.2005 № Ф04-5207/ 2005(13801-А46-27), Северо-Западного округа от 15.01.2007 № А56-20445/2006, Уральского округа от 09.03.2007 № Ф09-1313/07-С2.

1 Постановление Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 № ВАС-10022/08.

2 Письмо Минфина России от 20.01.2004 № 04-03-11/07.

3 Решения Арбитражного суда города Москвы от 01.02.2007, от 22.02.2008 № А40-24808-06-141-187, постановления ФАС Московского округа от 16.08.2007 № КА-А40-7674-07, от 03.10.2008 № КА-А40/9349-08-11, постановление Де­вя­то­го Апелляционного арбитражного суда от 28.04.2008 № 09АП-3973/2008-АК.

Авансовый счет-фактура: не так прост, как кажется

Казалось бы, порядок заполнения и выставления счетов-фактур на аванс давно определен и никаких неясностей быть уже не должно. Но нет. На практике до сих пор всплывают вопросы, которые по-прежнему не имеют однозначного ответа. Разъяснить некоторые из них мы попросили специалиста ФНС Думинскую Ольгу Сергеевну.

Читать еще:  Статус платежки 08

— Организация получила от продавца счет-фактуру на перечисленный ему денежный аванс, в котором не указаны дата и номер платежного поручения. Согласно Правилам заполнения счетов-фактур строка 5 в авансовых счетах-фактурах должна быть заполнена обязательно. Но в 2012 г. Минфин говорил, что этот реквизит может отсутствовать. Ольга Сергеевна, поясните, пожалуйста, насколько безопасно придерживаться этой позиции сейчас?

— При получении предоплаты в денежной форме в строке 5 авансового счета-фактуры следует указать реквизиты (номер и дату составления) платежно-расчетного документа или кассового чека. Причем если аванс был перечислен несколькими платежными документами, то в строку 5 нужно вписать реквизиты каждого из них. Если же предоплата была получена в неденежной форме, в этой строке следует ставить прочерк.

Однако если по каким-то причинам продавец при получении аванса в денежной форме в строке 5 поставит прочерк или оставит ее незаполненной, то при условии правильного заполнения остальных показателей счета-фактуры отказа в вычете быть не должно. Такая ошибка не препятствует при налоговой проверке идентификации продавца и покупателя, стоимости поставки, ставки НДС, суммы налога и прочих необходимых сведений.

— Нередко покупатель просит продавца товара перенести ранее уплаченный аванс с одного договора на другой. В таком случае некоторые ком пании-продавцы авансовый счет-фактуру, ранее зарегистрированный в книге продаж, регистрируют на «переброшенную» сумму теперь уже в книге покупок. А в периоде переноса части аванса на другой договор выставляют новый авансовый счет-фактуру на эту сумму и вновь исчисляют с нее НДС.

Возникает вопрос: как в таком случае заполнить строку 5 «К платежно-расчетному документу»? Что должно быть в этой строке счета-фактуры на аванс: реквизиты платежного поручения или прочерк?

— Перенос аванса с одного договора на другой не изменяет его природы. Ведь фактически деньги, перечисленные ранее, так и остались денежным авансом. А в соответствии с действующими Правилами заполнения счетов-фактур при получении предоплаты в денежной форме строка 5 должна содержать реквизиты соответствующего платежного поручения (кассового чека). А значит, и новый счет-фактура на аванс должен быть составлен с указанием платежных реквизитов на сумму предоплаты, полученной по первому договору.

В то же время, как уже было сказано, ошибки в заполнении строки 5 авансового счета-фактуры не должны являться основанием для отказа в вычете НДС.

Полный текст интервью читайте в ГК, 2019, № 7, с.32.

Нумерация платежных поручений

Нумерация платежных поручений

Похожие публикации

Законодательством не установлено конкретных правил нумерации платежных поручений. Соответственно, и ответственности за ее нарушение тоже нет. Однако, правильно, если нумерация – возрастающая и сквозная, без пропусков и хаотичного расположения цифр. Налоговая инспекция может обратить на это пристальное внимание, так как нумерация платежных поручений зачастую искажается по причине ошибки и, как следствие, не учета операций по перечислению денег.

Нумерация платежных поручений: общие особенности

Номер платежного поручения ставится в поле № 3 платежки (формы 0401060 по ОКУД) и является обязательным реквизитом.

Обычно, организации оформляют платежные поручения через специальные банковские и бухгалтерские программы. Нумерация платежных поручений здесь происходит автоматически. Поэтому, задумываться над номерами нет нужды.

Закон не устанавливает определенного правила нумерации платежек. Однако, есть определенные требования к виду номера:

  1. Приложение № 11 Положения банка РФ № 383-П «О правилах перевода денег» от 19 июня 2012 г. определяет максимальное количество цифр в номере электронной платежки — 6 символов.
  2. Для платежек, оформленных на бумаге, положение не устанавливает ограничение по количеству символов. Однако, последние три цифры номера платежного поручения должны быть отличны от нуля, так как банковскими программами все номера платежек идентифицируются по трем последним цифрам. Об этом сказано в письме ЦБ РФ № 59-Т «О значении реквизита 3 «№»…» от 03.04.2013 г.

Платежки с номерами больше трех цифр, могут привести к определенным сложностям, связанным с отражением документа в другой документации. К примеру, в счетах-фактурах.

При налоговых проверках инспектор обращает особое внимание на номер платежки, он подтверждает факт оплаты и играет роль в формировании НДС. Если данные платежного поручения отсутствуют в определенных видах документации, инспекция может не принять их для расчета, тогда придется с ней судиться, чтобы доказать свою правоту.

Нумерация платежных поручений с нового года или с середины отчетного периода

Согласно практике, предприятия ежегодно начинают нумерацию платежных поручений с начала года заново. Двойных номеров платежек быть не может, так как каждый год отличается друг от друга. Это необязательное условие, если платежей немного, то и сквозная нумерация не запрещена.

Центробанк устанавливает только одно ограничение – последние 3 цифры не могут содержать цифру ноль, как выше было сказано, платежки идентифицируются по 3 последним цифрам, и, например, №1000 – неправильный номер платежного поручения, т.к. в банке его прочтут «нулевым» – 000. Верное указание – №1001 или №1002.

Кстати, нередко у хозяйствующих субъектов возникает вопрос, можно ли в счете-фактуре указать трехзначный номер платежки, если она содержит изначально 4 цифры (к примеру, платежка прошла под номером 2323, а в банковской выписке значится 323). Да, можно. Об этом, в частности, сказано в письме Минфина от 19.09.2014 №03-07-09/46986 со ссылкой на все то же письмо ЦБ №59-Т. По мнению финансистов, так как платежка идентифицируется по трем последним цифрам, указание в счете-фактуре 3 цифр вместо 4-х не является основанием для отказа в принятии к вычету НДС.

Если с середины года на предприятии возникла необходимость начать нумерацию с нуля, сделать это можно закрепив действие специальной справкой, с указанием причин. Объективными причинами выступают:

  • Изменение норм относительно бухучета.
  • Внедрение новых вариантов учета.
  • Реорганизация компании.
  • Внедрение инновационных стандартов.
  • Смена вида деятельности предприятия.

Изменения в регистрах бухучета рекомендуется подтверждать справками с обозначением причины. Если есть сомнения о правомерности составления подобной документации, можно проконсультироваться по этому поводу в налоговую инспекцию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector