Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологические налоги и платежи

Экологический налог с 2020 года в России

Экологический налог в России с 2020 года закрепляется в Налоговом Кодексе РФ. Он распространяется на те субъекты хозяйственной деятельности, которые наносят ущерб окружающей среде. Из этого правила есть исключение. Ниже о том, кого коснутся изменения, по каким ставкам им придется уплачивать налоги, и кто исключен из-под налогообложения.

Кто будет платить экологический налог?

Он распространяется на организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, занимающиеся хозяйственной и другой деятельностью в России, из-за которой причиняется вред окружающей среде.

На практике это означает, что налог придется уплачивать всем, кто образует отходы. Исключение делается для твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО). За их утилизацию население уплачивает плату региональным операторам. А вот с них и будет взыматься налог в бюджет государства.

Кроме этого, экологический налог не должны уплачивать субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица, деятельность которых:

  1. Не загрязняет окружающую среду, они не находятся на учете в природоохранных ведомствах, например, в Росприроднадзоре;
  2. Реализуется на объектах IV категории;
  3. Образует исключительно ТКО.

Указанную IV категорию нужно подтверждать документально. Для этого необходимо получить свидетельство о постановке на учет.

Территориальные налоговые органы самостоятельно ставят на учет все субъекты хозяйственной деятельности, которые подпадают под экологическое налогообложение. Предпринимателям не нужно дополнительно заниматься этим вопросом, идти и подавать заявления в ФНС.

Что признается объектом налогообложения?

Таким объектом признается загрязнение окружающей среды, которое произошло в результате:

  1. Выбросы загрязнений в атмосферу;
  2. Слив в водоемы сточных вод, если в их составе есть загрязняющие вещества;
  3. Образования и обращения с отходами I-V класса опасности.

Из объектов налогообложения исключается загрязнение окружающей среды, если:

  1. Деятельность финансируется государственным бюджетом любого уровня;
  2. Образуются отходы на объектах, которые не причиняют вреда природе;
  3. Отходы после накопления отходов утилизируются в течение 11 месяцев с момента образования.

Во втором случае потребуется официальное заключение. Для этого понадобится экспертиза, согласование с местным природоохранным ведомством, получение от него соответствующего документального подтверждения.

С чего рассчитывается база для начисления экологического налога?

На каждом субъекте хозяйственной деятельности ведется подсчет объемов выбросов, которые загрязняют окружающую среду, а также образуемых и размещенных отходов. Данные заносятся в соответствующие журналы строгой отчетности. Именно эти объемы загрязняющих отходов и станут базой, с которой будут рассчитываться и удерживаться фискальные платежи.

При этом из объема образуемых отходов будет вычитаться та масса, которая отправлена на переработку и утилизацию. Это дает возможность субъектам хозяйственной деятельности снижать налогооблагаемую базу за счет оперативной утилизации вредных отходов и выбросов.

Кроме того, следует учитывать, что ставки экологического налога существенно выросли, если сравнивать их с экологическим сбором. Например, для диоксинов они составляют 13,4 млрд р. на 1 тонну.

Уже в 2021 году ставки для экологического налогообложения будут регулярно корректироваться. Их будут умножать на коэффициент, который учитывает изменение потребительской стоимости товаров в стране.

Также применяется и коэффициент 2 при расчете суммы фискального сбора, если деятельность предприятия осуществляется на охраняемой законом территории. Изменяется коэффициент и в случае принятия предприятия мер по снижению загрязнений окружающей среды. По мнению Законодателя, это будет стимулировать ускорение внедрения очистных технологий.

Как рассчитывать и платить экологический налог?

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год. Его размер рассчитывается для каждого объекта посредством умножения налогооблагаемой базы, предусмотренной ставки и соответствующих коэффициентов. Полученные результаты по каждому объекту суммируются.

Законодатель обязывает в течение года вносить авансовые платежи по экологическому налогу. От этой обязанности освобождаются субъекты, применяющие спецрежимы. Авансовые платежи вносятся ежеквартально в размере 25% от уплаченного налога за предыдущий период. По итогам периода доплачивается разница фискального сбора между периодами (текущим и предыдущим).

Уменьшить размер налога можно на размер затрат, которые пошли в связи с мероприятиями, целью которых было уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Эти расходы обязательно подтверждаются документально.

Сроки уплаты экологического налога

Срок уплаты экологического налога:

  1. За год – до 25 марта отчетного периода (ранее был до 1 марта);
  2. Авансовый платеж – до 25 числа каждого месяца, который следует за отчетным кварталом.

Налоговые декларации также нужно сдавать не позднее 25 марта отчетного года. Указанная в них информация перепроверяется сотрудниками налоговых органов с данными, которые получают фискалы из Росприроднадзора.

Штраф за неуплату эконалога

Если налог не уплачен, на субъект хозяйственной деятельности накладывается штраф:

  1. В размере 20% от неуплаченной суммы – за неумышленную просрочку;
  2. В размере 40% от неуплаченной суммы – за умышленные действия. Также начисляется неустойка.

Если сумма несвоевременно уплаченных фискальных сборов превысила 5 млн р. за 3 года, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. Размер неустойки составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день существования задолженности.

Заключение

Экологический налог – это плата за недобросовестную утилизацию отходов, отсутствие эффективных мероприятий, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Их внедрение позволит снизить налогооблагаемую базу, что сразу решает две проблемы – уменьшает фискальные платежи и повышает экологическую эффективность предприятия.

Экологические платежи: кто их должен вносить и по ним отчитываться

Среди всех платежей, отчетность по которым ложится на плечи бухгалтера, экологические платежи являются, пожалуй, самыми запутанными. При этом за неуплату и за непредставление отчетности установлены весьма внушительные штрафы. Должны ли перечислять экологические платежи организации, которые не занимаются промышленным производством, и вся деятельность которых ведется в офисе? Как таким организациям рассчитывать экологические платежи, и какую отчетность в связи с этим нужно представлять? Давайте разбираться.

Правовые основы

Когда речь заходит об экологических платежах, или, как они официально называются, плата за негативное воздействие на окружающую среду, бухгалтеру нужно отложить в сторону Налоговый кодекс, и обратиться к другим нормативным документам. А именно к Федеральным законам от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также к КоАП РФ.

Помимо этого нужно помнить о том, что отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду контролирует специальный государственный орган — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирует своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей.

В то же время, изучая документы, связанные с платежами за негативное воздействие на окружающую среду, надо учитывать, что названные полномочия переданы Росприроднадзору только в середине 2010 года. До этого данные функции выполняла другая Федеральная служба — Ростехнадзор. И именно она выпускала нормативные правовые акты, которыми утверждены действующие формы и которые регулируют порядок подготовки отчетности. Речь идет о приказе Ростехнадзора от 05.04.07 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Именно этим приказом и надо пользоваться при составлении отчетности.

Читать еще:  Фсс заполнить платежное поручение онлайн

За что и кому надо отчитываться

Итак, с юридическими основаниями разобрались, перейдем теперь к самому главному вопросу: кто должен отчитываться по экологическим платежам?

Формальный ответ на этот вопрос мы найдем в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден упомянутым выше приказом Ростехнадзора № 204. Так, согласно этому документу, расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как видим, законодательство выделяет три категории воздействия, которые влекут обязанность представления отчетности — выбросы, сбросы и размещение. Давайте разберемся, что это означает на практике, в повседневной жизни.

Ситуация 1. Арендуем офис или иное помещение.

Начнем с самой распространенной ситуации — аренды офисного или иного помещения. В такой ситуации весь мусор и прочие отходы арендатор обычно выбрасывает в мусорные контейнеры арендодателя. Такая ситуация, как правило, зафиксирована в договоре аренды. Более того, часто в обязанности арендодателя входит даже самостоятельный сбор этих отходов со сданных в аренду площадей.

Для целей экологических платежей это означает, что организация никакого размещения отходов не производит, а значит, обязанности по перечислению платежей и представлению отчетности в Росприроднадзор в связи с этой деятельностью у нее не возникает. Ведь плату за размещение отходов вносит их собственник. А в данном случае на основании договора аренды отходы помещаются в контейнеры, арендатору не принадлежащие. Соответственно, и обязанности по внесению платы за такие отходы у арендатора не возникает (письмо Ростехнадзора от 12.02.07 № 04-09/169).

Ситуация 2. Владеем офисом или другим помещением

Рассмотрим теперь другую ситуацию — организация владеет офисным или иным помещением, где располагается сама или сдает эти помещения в аренду. И в том, и в другом случае, мусор и прочие бытовые отходы помещаются в специальные контейнеры. Затем мусор вывозит специализированная организация на основании договора. В таком случае обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую зависит от формулировок в договоре с организацией, вывозящей мусор.

Так, если по этому договору организация предоставляет собственнику помещения контейнер в пользование, а потом забирает его заполненным и вывозит на не принадлежащий собственнику помещения объект размещения (свалку, полигон и т п.), то размещением отходов занимается не собственник помещения, а специализированная организация. А значит, собственник помещения по данным отходам не должен вносить плату за негативное воздействие и представлять отчетность в Росприроднадзор. Такова позиция Высшего арбитражного суда (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.09 № 14561/08, от 20.07.10 № 4433/10, от 12.07.11 № 1752/11).

Еще лучше, если в договоре будет прямо указано, что право собственности на отходы переходит к специализированной организации (письмо Ростехнадзора от 27.04.07 № 04-09/455).

Ситуация 3. Владеем транспортом

Рассмотрим еще одну весьма распространенную ситуацию — организация использует в своей деятельности автотранспорт. В таком случае у нее появляется обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом не важно, собственный транспорт использует организация, арендованный или находящийся в лизинге. Во всех этих случаях бухгалтеру нужно будет рассчитать экологические платежи. Делается это следующим образом: потребленный объем топлива умножается на ставку и на специальный коэффициент, установленный законом о бюджете.

Обратите внимание: подсчет потребленного топлива ведется в тоннах. Одна тонна бензина — это примерно 1 300 литров. Данный показатель зависит от плотности бензина, которая в свою очередь зависит от температуры окружающего воздуха — летом ниже, зимой выше. Плотность бензина может колебаться в пределах 740-775 кг на тонну. Соответственно, количество литров в тонне определяется путем деления плотности бензина на 1 млн. и возведения получившегося частного в минус первую степень. Например, при плотности топлива 740 в одной тонне бензина будет 1 351 литр, а при плотности 775 — 1290 литров.

Ставка платы за негативное воздействие утверждена еще в 2005 году постановлением Правительства РФ от 01.07.05 № 410 и зависит от вида топлива, потребляемого автомобилем. Для бензина, например, ставка 1,3 рубля за тонну, а для дизтоплива — 2,5 рубля. Но каждый год эти ставки еще корректируются специальным коэффициентом. Например, в 2012 году он равен 2,05 (Федеральный закон от 30.11.11 № 371-ФЗ), а в 2013 — 2,2 (Федеральный закон от 03.12.12 № 216-ФЗ).

Вносить плату следует ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557).

У организаций, использующих транспорт, помимо обязанности рассчитать и внести плату, возникает обязанность и по представлению отчетности в органы Росприроднадзора. Таким организациям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, нужно направить расчет по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 № 204 (см. письмо Ростехнадзора от 02.08.07 № 04-09/1037).

Здесь же заметим, что в отношении данного вида отходов никаких лимитов организации утверждать не требуется, т.к. предельно допустимые нормы содержания отходов в выхлопе контролируются при прохождении транспортными средствами периодического государственного технического осмотра. И если данные параметры не соответствуют установленным, то эксплуатация транспортных средств просто запрещена.

Какие штрафы грозят нарушителям

В заключение нашего краткого обзора скажем несколько слов об ответственности за нарушение правил внесения платежей и представления отчетности по ним. Как и в случае с налогами, ответственность в данном случае установлена как за неуплату (несвоевременную уплату), так и за непредставление (несвоевременное представление) отчетности.

Но, в отличие от налоговых штрафов, суммы тут куда значительнее. Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности в органы Росприроднадзора, штраф налагается по статье 8.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.10 по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ) и составляет для юридических лиц от 20 до 100 тысяч рублей!

Штраф за невнесение экологических платежей также весьма внушительный — от 50 до 100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Читать еще:  Оформление платежных поручений по страховым взносам

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Что значит для России новый экологический налог?

Российское министерство финансов опубликовало законопроект, предусматривающий введение альтернативы неналоговым платежам за выбросы в окружающую среду – экологического налога. Если документ будет принят, то поправки в Налоговый кодекс вступят в силу уже 1 января 2020 года. Не является ли это преддверием «налога на воздух»?

Российское министерство финансов опубликовало законопроект, предусматривающий введение альтернативы неналоговым платежам за выбросы в окружающую среду – экологического налога. Если документ будет принят, то поправки в Налоговый кодекс вступят в силу уже 1 января 2020 года. Не является ли это преддверием «налога на воздух»?

Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что промышленное производство редко является экологически чистым видом деятельности. Экологический сбор сегодня платят многие компании, которые не утилизируют продукты производства самостоятельно. Для некоторых компаний это и вовсе невозможно – как из-за дороговизны процедуры утилизации, так и потому, что они не могут отвечать за утилизацию выведенной на рынок продукции.

Параллельно с этим с предприятий взимается плата за вред окружающей среде, расчет которой регулируется законом «Об охране окружающей среды». Платеж этот также является неналоговым и распространяется на компании, чья деятельность связана с причинением вреда окружающей среде: за выбросы в воздух и сбросы в воду вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов.

Рост неналоговой нагрузки еще в прошлом году обеспокоил бизнес, который даже обращался в правительство с просьбой о систематизации таких платежей. Накануне же стало известно, что Минфин России избрал наиболее радикальную меру систематизации – введение нового экологического налога.

Налог вместо сбора

Разработанный министерством законопроект уже опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Документ предусматривает введение поправок в Налоговый кодекс – дополнение его главой «Экологический налог». В пояснительной записке к законопроекту сказано, что новый налог должен заместить собой сборы за вред окружающей среде.

Из-за августовского «бестемья» заголовки о новом налоге заняли первые места на главных страницах сетевых СМИ, вызвав легкую панику у тех, кто не потрудился вникнуть в проблему. Между тем речь идет просто о замене сбора с предприятий налогом для повышения платежной дисциплины – ответственность за невыплату налогов выше, чем за невыплату сборов.

Существующий в настоящее время неналоговый платеж – плата за негативное воздействие на окружающую среду, – регулируемый природоохранным законодательством Российской Федерации, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в Налоговый кодекс Российской Федерации,

– совершенно резонно сказано в записке.

Минфин полагает, что новый налог необходим, так как качество взимания сбора оставляет желать лучшего, а в результате приходится финансировать различные экологические программы не только из собранных средств, но и из федерального или региональных бюджетов. Документ предполагает, в частности, отказ от существующих ныне норм индивидуального расчета суммы платежей и введение фиксированных налоговых ставок за выброс вредных веществ в атмосферу, сброс загрязнений в воду и размещение отходов производства по классу их опасности.

Читать еще:  Неправильное назначение платежа в платежном поручении

Налоговой базой нового законопроекта будет объем или масса загрязняющих веществ – выброшенных в атмосферу или водные объекты, а также размещенных за вычетом направленных на переработку. Документ предполагает, что налоговую базу налогоплательщик определяет самостоятельно, а также на основе данных производственного экологического контроля.

Так, например, за тонну выбросов сероводорода налогоплательщику придется заплатить 686,2 руб., за тонну хлора – 181,6 руб., а вот свинец и его соединения обойдутся уже существенно дороже – 18,2 тыс. рублей за тонну. Есть в перечне и крайне «дорогие» вещества: тонна выбросов бензапирена, если этот факт будет установлен, должна обойтись предприятию в 5,47 млн рублей, анилина – 5,95 млн рублей.

Фото: Alexey Soloukhin / Shutterstock.com

Ключевым отличием экологического налога от неналоговых сборов станет ответственность. В пояснительной записке сказано, что по ныне действующим законам у плательщика нет достаточных стимулов к внесению платежей. Иначе говоря, платежи, по мнению Минфина, часто просто не платятся. Перенос экологических платежей в налогооблагаемую базу будет означать возможность применения к недобросовестному налогоплательщику мер налоговой, административной и даже уголовной ответственности. Эта «дубина», как считает Минфин, сразу позволит резко увеличить собираемость.

О чем просил бизнес

В марте 2018 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и «Опора России» написали письмо премьеру Дмитрию Медведеву, в котором заявили о недовольстве ростом неналоговых платежей и просили систематизировать эти отчисления в виде отдельного законопроекта. Еще тогда представители этих бизнес-объединений указывали, что не поддерживают включение экологических платежей в Налоговый кодекс.

Обсуждение этого закона ведется уже третий год. Законопроект о систематизации неналоговых платежей при этом существует и даже был в конце 2017 года согласован Минфином и Минэкономразвития. Документ предполагал разделение платежей на налоговые и неналоговые, а также регламентировал их включение в реестры и определял порядок уплаты.

Примечательно, что до принятия этого законопроекта был введен мораторий на введение новых платежей, однако, по мнению представителей бизнес-объединений, мораторий этот не работал.

«На сегодняшний день сохраняется ситуация с введением новых неналоговых платежей и увеличением размеров действующих», – написали тогда представители РСПП, ТПП и «Опоры России» (выдержки приводил «Коммерсант»).

Рабочая версия законопроекта по неналоговым платежам касалась регулирования около 50 платежей. По данным Минфина, нагрузка на бизнес составила бы 0,7-0,8% ВВП. Бизнес тогда предупреждал, что «упаковка» всех неналоговых платежей в Налоговый кодекс не приведет ни к чему хорошему: говорилось о росте налоговой и административной нагрузки на бизнес хотя бы в части применения обеспечительных мер к предприятиям. Кроме этого, был риск «десистематизации» платежей при включении в налоговую систему – вместо отдельного порядка в неналоговой системе могла (и может) возникнуть неразбериха при переводе их в налоговую – это требует переработки отраслевого законодательства.

В ФНС тогда также говорили о сложности включения в налоговую систему неналоговых платежей. Занимавшая тогда должность замглавы ведомства Наталья Завилова отмечала, что привести сборы к налоговому знаменателю по образцу Налогового кодекса вообще невозможно. И хотя такая мера могла бы повысить платежную дисциплину бизнеса, но неизбежно привела бы к большим тратам из бюджета, росту нагрузки на налоговые органы и перекраиванию законодательства.

Полумеры Минфина

Президент «Опоры России» Александр Калинин рассказал в интервью Царьграду, что инициатива Минфина по переводу неналоговых платежей в налоговую систему не только потребует дальнейшей проработки, но и не вносит порядка.

Это не новость для бизнеса, потому что мы обсуждали вопрос упорядочивания неналоговых платежей почти два года. И итоги дискуссии такие, что часть неналоговых платежей – их немного, но они серьезные, в частности, экологические, утилизационные сборы – погрузить в Налоговый кодекс. Это даст более жесткий контроль над соблюдением российского природоохранного законодательства, меньше станет возможности уклоняться для тех, кто загрязняет окружающую среду,

А. Калинин. Фото: www.globallookpress.com

По его словам, с внесением экологических платежей в Налоговый кодекс бизнес получит больше гарантий, но и больше контроля, произойдет рост административной нагрузки.

По фискальной нагрузке – дьявол кроется в деталях, однако административная нагрузка точно увеличится. Тут и уголовное преследование, пени, штрафы, контроль за своевременностью уплаты, начисления. Все это теперь переходит в ведение ФНС,

– сказал господин Калинин, указавший также на недостаток проработки механизма платежей.

Минфин один блок, получается, прописывает, делает его прозрачным, ужесточает контроль, а вот второго блока у нас как не было, так и нет. Мы считаем, что должен быть внесен еще один пакет. У нас совершенно нигде не прописано, как финансируется деятельность тех предприятий, которые занимаются утилизацией. Получается, что деньги в бюджет будут поступать, а вот по каким каналам их будут получать утилизационные организации – непонятно, у нас этого механизма не создано,

– отметил глава «Опоры России».

Калинин напомнил, что не так давно возникла неловкая ситуация, когда в Россию приезжала утилизационная фирма из Скандинавии, которая построила там три завода по утилизации очень вредного вида отходов – батареек. Представители фирмы предлагали построить завод в Подмосковье и спросили, как предприятие будет получать деньги от утилизационного сбора. Они с удивлением узнали, что в России такого механизма не существует, отметил Калинин.

У них деньги от утилизационного сбора аккумулируются в некоммерческих структурах, а затем делятся в разных пропорциях, утвержденных правительством, и передаются заводам,

По словам Калинина, плюсом законопроекта является его прозрачность и предсказуемость для бизнеса, так как налоги вводятся через парламент. Минусом документа он назвал серьезное ужесточение контроля. Он отметил, что теперь нужно переходить к дебатам о том, как новый налог будет устанавливаться, рассчитываться, взиматься и в какой степени он станет расширением фискальной нагрузки на бизнес.

Отметим, что глава Минфина Антон Силуанов ранее обещал не расширять налоговую нагрузку. В то же время для систематизации неналоговых платежей был выбран именно такой вариант – введение нового налога. И хотя документ еще не доработан, в нем могут оказаться поправки как в сторону послабления, так и в сторону ужесточения нагрузки на бизнес, одно можно сказать точно – правительство намеревается расширить свой контроль в этой сфере и заявляет об этом существенно раньше, чем готовы все аспекты.

Самое главное – непонятен механизм трансляции собранных денег через бюджет на экологические программы. Без обеспечения прозрачности этой системы сам налог остается бессмысленным побором, очередной нагрузкой на бизнес.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector