Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о разграничении муниципального имущества

Закон о разграничении муниципального имущества

ЗАКОН
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 сентября 2008 года N 104-ОЗ

О разграничении муниципального
имущества

(с изменениями на 31 марта 2015 года)

_______________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 08 апреля 2009 года N 193-ОЗ;
Законом Амурской области от 31 марта 2015 года N 513-ОЗ.
_______________________________________________________

Принят Законодательным Собранием Амурской области
21 августа 2008 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления муниципальных образований органам государственной власти области и перечень документов, необходимых для принятия решения о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами. (статья 1 в редакции, введенной в действие от 15.04.2015 года законом Амурской области от 31 марта 2015 года N 513-ОЗ

Статья 2. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности

1. Разграничению в соответствии с настоящим Законом подлежит муниципальное имущество, которое на основании статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) может находиться в собственности муниципальных образований.

2. Разграничение имущества осуществляется между:

1) вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

2) вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

3) вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

4) муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;

5) муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

6) муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
(Пункт дополнен Законом Амурской области от 08 апреля 2009 года N 193-ОЗ)

7) муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.

8) городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов. (пункты 7-8 дополнительно добавлены законом Амурской области от 31 марта 2015 года N 513-ОЗ)

3. Разграничению между муниципальными образованиями не подлежит муниципальное имущество, которое органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны безвозмездно передать в федеральную собственность или собственность области.

4. Передача муниципального имущества в порядке разграничения из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования осуществляется на безвозмездной основе.

5. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется путем принятия перечня передаваемого муниципального имущества, утверждаемого постановлением Правительства области, принимаемым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Постановление Правительства области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями является основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество. Право собственности на муниципальное имущество, прошедшее процедуру разграничения, возникает со дня подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность.

6. Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.

Статья 3. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче

1. Органы местного самоуправления муниципального образования (далее — органы местного самоуправления), осуществляющие передачу имущества, и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, вправе создавать комиссию по формированию перечня имущества, подлежащего разграничению (далее — комиссия).

2. Комиссия формирует согласованные предложения в виде перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего передаче в порядке разграничения (далее — перечень имущества), на основании данных учета имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также иных документов, подтверждающих право собственности муниципальных образований, в собственности которых находится имущество, подлежащее передаче.

Перечень имущества разрабатывается в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона по форме согласно приложению к настоящему Закону.

В перечень имущества могут включаться муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также иное муниципальное имущество, соответствующее видам имущества, установленным законодательством Российской Федерации.

3. Перечень имущества, сформированный в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с приложенным к нему решением о согласовании органом местного самоуправления, владеющим имуществом, подлежащим передаче, направляется на согласование органу местного самоуправления, в собственность которому указанное имущество передается.

Перечень имущества должен быть прошит, пронумерован, постранично скреплен печатью органа местного самоуправления, владеющего имуществом, подлежащим передаче.

4. Орган местного самоуправления, в собственность которому подлежит передать муниципальное имущество, рассматривает представленный перечень имущества в срок, не превышающий 30 дней со дня его поступления, и при отсутствии возражений согласовывает его, в том числе постранично скрепляет своей печатью, и возвращает его органу местного самоуправления, владеющему имуществом, с приложенным к нему решением о согласовании перечня имущества.

При наличии замечаний и предложений по формированию перечня имущества орган местного самоуправления, в собственность которому подлежит передать муниципальное имущество, возвращает его без согласования с мотивированным отказом в согласовании.

Статья 4. Порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления

1. Орган местного самоуправления, в собственности которого находится имущество, подлежащее разграничению, и орган местного самоуправления, в собственность которого предлагается передать муниципальное имущество, на основании согласованных предложений ходатайствуют перед специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти области в сфере разграничения муниципальной собственности, определяемым губернатором области (далее — специально уполномоченный орган), о принятии решения о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

2. Перечень имущества, оформленный и согласованный в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, представляется на бумажном и электронном носителях с документами, указанными в статье 5 настоящего Закона.

Статья 5. Перечень документов, необходимых для принятия правового акта области о разграничении имущества

К перечню имущества прилагаются:

1) ходатайства органа местного самоуправления, в собственности которого находится имущество, подлежащее передаче в порядке разграничения, и органа местного самоуправления, в собственность которого предлагается передать муниципальное имущество, о принятии решения о разграничении имущества;

2) решения муниципальных образований о согласовании перечня муниципального имущества, подлежащего разграничению;

3) выписки из реестра муниципального имущества, содержащие сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

4) правовые акты муниципальных образований о назначении должностных лиц по подписанию от имени муниципального образования передаточного акта;

Читать еще:  Закон о муниципальных выборах томской области

5) письменное согласие муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, включенного в перечень муниципального имущества.

Статья 6. Порядок рассмотрения согласованных предложений специально уполномоченным органом

1. Специально уполномоченный орган осуществляет проверку соответствия представленных документов, установленных статьями 3 и 4 настоящего Закона, перечню и требованиям, установленным статьей 50 Федерального закона, в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления документов.

2. Специально уполномоченный орган вправе отказать в подготовке проекта правового акта о разграничении имущества в случаях:

1) представления указанных в статье 5 настоящего Закона документов не в полном объеме;

2) ненадлежащего оформления перечня имущества и документов, указанных в статье 5 настоящего Закона;

3) наличия в перечне имущества, не подлежащего разграничению.

3. Специально уполномоченный орган в срок, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) разрабатывает проект постановления Правительства области о разграничении имущества между соответствующими муниципальными образованиями и передает его с представленными в соответствии со статьей 5 настоящего Закона документами на рассмотрение Правительству области — в случае соответствия представленных документов требованиям настоящего Закона;

2) направляет в адрес органа местного самоуправления, владеющего имуществом, подлежащим передаче, уведомление с указанием нарушений, срока их устранения и повторного представления — в случае несоответствия представленных документов требованиям настоящего Закона.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

Губернатор Амурской области
Н.А.Колесов

г.Благовещенск
12 сентября 2008 года
N 104-ОЗ

Приложение

к Закону Амурской области
от 12.09.2008 N 104-O3

Форма перечня муниципального имущества,
подлежащего передаче в порядке разграничения

Таким законом до 2006 года был Федеральный закон « О разграничении государственной собственности на землю» (п.2 ст. 16 ЗК РФ).

Земельное право

Тема 3. Право собственности на землю

Тема 4. Вещные права на землю. Аренда земельных участков

Учебные вопросы

Понятие и содержание права собственности на землю.

Права и обязанности собственников земельных участков.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком и аренда земельных участков.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Права и обязанности землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей земельного сервитута.

Содержание учебных вопросов:

Понятие и содержание права собственности на землю.

Среди объектов собственности земля (земельные участки) являются особым видом недвижимости, поскольку, как и все иные природные объекты она — не рукотворный капитал, что признают даже западные экономисты, а объект естественного, природного происхождения.

Поэтому земля может именоваться земельной недвижимостью, быть объектом земельных прав и обязанностей граждан и юридических лиц и принадлежать им на праве собственности.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Рассмотрим содержание каждой формы земельной собственности как самостоятельной правовой категории.

Государственная собственность на землю.

Ее удельный вес в Российской Федерации остается еще достаточно высоким. По закону государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Государственная земельная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов Российской Федерации.

Разграничение между двумя этими видами земельной собственности еще не закончено, но уже выяснены основные принципы такого размежевания. Они названы прежде всего в Земельном кодексе РФ. В нем сказано: разграничение государственной собственности на землю Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Таким законом до 2006 года был Федеральный закон « О разграничении государственной собственности на землю» (п.2 ст. 16 ЗК РФ).

Названный закон был принят 17 июля 2001 г., вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. В данном федеральном законе был определен следующий порядок разграничения государственной собственности на землю.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.

Перечни составляются с учетом указанных в федеральном законе оснований отнесения земельных участков к той или иной форме собственности

Основаниями внесения земельных участков в перечень земель, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение их в состав:

1) земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

2) земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения, земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

3) земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подготовленные и согласованные с названными органами перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сведения о земельных участках, включенных в названные перечни, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

В настоящее время отношения по разграничению государственной собственности на землю в России регулируют закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и «О государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним», а также подзаконными актами Правительства РФ.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных на которые у названных субъектов возникло право собственности разграничении государственной собственности на землю.

Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае не достижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю разрешаются в суде. Вступившие в законную силу судебные решения являются основанием государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки.

Российская Федерация вправе также приобрести земельные участки в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п.1 ст. 17 ЗК РФ).

Находящиеся в государственной собственности земельные участки закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования либо передаются в аренду, либо в безвозмездное срочное пользование.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо те, которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Право муниципальной собственности возникает на земельные участки, включенные в состав:

1) земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

2) земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения: земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения: земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящиеся в муниципальной или в частной собственности, за исключением недвижимого имущества указанного в законе;

Читать еще:  Закон о муниципальных унитарных предприятиях

3) земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся для его приватизации в государственной собственности.

В целях развития муниципальных образований Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований, в том числе за пределами их границ (п.3 ст. 19 ЗК РФ).

Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»

Принят Государственной Думой 4 июля 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю

Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

2. Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Читать еще:  Закон о муниципальных предприятиях действующая редакция

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю

1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

2. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарии к ст. 16 ЗК РФ

1. В качестве объекта права государственной собственности комментируемой статьей называются не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков.

Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК РФ о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК РФ ст. 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Той же статьей ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Данное положение созвучно нормам ст. ст. 17, 18 ЗК РФ, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ. Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и об управлении и распоряжении землями (ст. ст. 9 — 11 ЗК РФ, Федеральный закон о введении в действие ЗК РФ и комментарий к ним).

Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, нормами Федерального закона о введении действие ЗК РФ, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.

2. Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 — 19 ЗК РФ, а также статьями Федерального закона о введении в действие ЗК РФ (см. комментарий к нему).

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» была установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» (признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.).

Новая формулировка п. 2 ст. 16 Кодекса объемна по содержанию и позволяет трактовать ее расширительно: разграничение государственной собственности на землю осуществляется с 1 июля 2006 г. в соответствии с Кодексом и любым федеральным законом, касающимся сферы земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений, возникающих в связи:

с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю;

с определением оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности;

с установлением порядка разграничения государственной собственности на землю, а также порядка разрешения споров в данной сфере.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. ст. 6 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector