Bynets.ru

Журнал финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разница между государственной и муниципальной собственностью

Государственная недвижимость: что это такое? Чем отличается от муниципальной и приватизированной?

Сегодня речь пойдет об интересном явлении – государственной недвижимости в России. Что относится к государственной недвижимости? Как она связана с государственными функциями по ведению кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество? Как происходит продажа и аренда государственной недвижимости? Ответы на эти вопросы дадут специалисты агентства недвижимости «Аврора».

Что такое государственная недвижимость?

Понятие «государственная недвижимость» в России раскрывается как собственность, имущество РФ, субъектов РФ и представителей муниципальной власти. Перечисленные носители власти обладают правом распоряжаться относящейся к ним недвижимостью. Например, могут сдавать госнедвижимость в аренду.

Понятия «муниципальное жилье» (муниципальный жилой фонд) и «жилье социального найма» (социальное жилье) близки по смыслу к понятию «государственная недвижимость». К примеру, термин «социальное жилье» в нашей стране можно описать как способ обеспечения граждан Российской Федерации жильем, при котором собственником домовладения остается государство или муниципальный орган власти. Смешение значений на территории России связано с тем, что в нашей стране долгое время все имущество было государственным, исключая кооперативное жилье, и разницы между общественным и государственным не существовало.

Разница между государственной и приватизированной недвижимостью

Разберем отличия жилья, находящегося в собственности государства, и приватизированного жилья. Во-первых, если возникает вопрос капитального ремонта, то владелец приватизированной квартиры платит за него, а тот, кто проживает в муниципальной квартире – нет. То же самое при возникновении форс-мажорных обстоятельств, хотя зачастую государство берет на себя расходы и помогает людям, пострадавшим при наводнении, пожаре и т.д. То же правило действует в случае, когда жилье признается ветхим: приватизированная недвижимость остается частной собственностью, а за государственную недвижимость все еще несет ответственность Российская Федерация, субъект РФ или муниципалитет. Поэтому должно быть предоставлено жилье взамен ветхому.

С другой стороны, только приватизированную недвижимость можно продать.

Аренда государственной недвижимости

Социальная недвижимость (а точнее жилые помещения — квартиры), находящаяся в государственном или муниципальном жилом фонде, предоставляется гражданам по договору социального найма жилого помещения. Подробно отношения по поводу аренды государственной недвижимости в России регулирует Глава 35 Гражданского кодекса РФ.

Связь государственная недвижимости, кадастрового учета и регистрации прав

Государственный кадастровый учет, а также госрегистрация прав на недвижимое имущество прямо не связаны с государственной недвижимостью. Совпадает объект – недвижимость, тот же субъект – государство, зато различаются органы власти, выполняемые ими функции и сама суть возникающих отношений.

На вопрос о госрегистрации мы отвечаем в специальном материале: Что такое государственная регистрация?

Если у вас есть вопросы по поводу государственной недвижимости, имущества, приватизации или сделках с жильем, задайте их нашим специалистам. Мы поможем вам, а заодно добавим полезную информацию в эту статью.

Это была статья о государственной недвижимости в России. Благодарим за внимание.

Информация о любом объекте или услуге носит исключительно информационный характер, меняется в режиме on-line, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой ст. 437 (2) ГК РФ.

Телефоны +7 (4862) 63-00-14, +7 930 063-00-14 Адрес ул. Максима Горького, д. 44 (во дворе) Почта 761651@mail.ru

© 2001-2017гг., «Аврора» ООО. При перепечатке и частичном использовании материалов сайта Юристы-Орел прямая активная ссылка на orel57.ru обязательна

Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности

Тема 2. Понятие процесса муниципализации. Монопольный характер муниципальной собственности

Муниципализация – это переход в собственность муниципалитетов предприятий, недвижимости, в том числе земель, ориентированных на удовлетворение общественных потребностей от частных владельцев или от государства. Иначе говоря, муниципализация есть законодательно оформленное и доказательное в интересах территориального сообщества формирование и рост муниципальной собственности в целях хозяйственной целесообразности или развития [15, 212].

Муниципальное образование должно существовать как независимый хозяйствующий субъект, решающий задачи местного значения за счет средств местного бюджета и эффективного использования муниципальной собственности.

При всех достоинствах эксплуатации муниципальной собственности у нее имеется серьезный недостаток. Это ее вынужденно монопольный характер. Она монопольна по условию, и это обстоятельство тоже носит двойственный характер.

«С одной стороны, соединение в одних руках большинства вопросов местной жизни позволяет проводить особую политику, в том числе и политику минимально противоречивого развития. Это опирается на возможность в рамках целостности развивать одни «дела» за счет других путем перераспределения средств внутри единого хозяйства, в частности бездоходные образование, здравоохранение, социальную помощь за счет доходной сферы коммунальных услуг. Но, с другой стороны, монополизм есть монополизм, и муниципальная деятельность несет в себе все его опасности и недостатки» [15, 219].

Читать еще:  Инвентаризация казны муниципального образования

Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности

При определении критериев разграничения муниципальной и государственной собственности следует исходить из перечня вопросов государственного значения и вопросов местного значения. Попытаемся выявить основные различия между государственной и муниципальной формами собственности, которые в научной литературе проводятся по следующим основаниям [16, 80]:

1) по субъектам:субъектом права государственной собственности является народ Российской Федерации и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности — население муниципального образования и органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти;

2) по объектам:объектом права государственной собственности может быть любое имущество; объектом права муниципальной собственности — любое имущество кроме того, что может находиться только в государственной собственности;

3) по основаниям приобретения и прекращения права собственности: некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);

4) по содержанию: едва ли можно провести различия в содержании права владения и права пользования соответственно государственной и муниципальной собственностью. Что же касается права распоряжения, то в отношении части имущества, находящегося в муниципальной собственности, названное право собственника ограничено органами государственной власти. Например, государственные субвенции, являющиеся частью местного бюджета, входят в муниципальную казну и, следовательно, в муниципальную собственность, но право распоряжения ими ограничено государственными органами и требует целевого использования.

Таким образом, муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом характерных черт и признаков.

Во-первых, это негосударственная форма собственности. Относительное обособление местного самоуправления как формы народовластия порождает необходимость создания соответствующих экономических отношений как экономической основы этой формы власти.

Во-вторых, муниципальная собственность не является частной в ее классическом понимании. В состав муниципальной собственности входят социальный жилищный фонд муниципального образования, имущество местных органов власти, местные финансы, объекты, с помощью которых осуществляется коммунальное обслуживание населения, предприятий и организаций территории. К ней также относятся сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, инженерная инфраструктура, предприятия и организации местного подчинения.

В этом плане муниципальная собственность граничит с государственной собственностью, с одной стороны, и частной собственностью, с другой, образуя некий «коридор свободы» муниципального управления. В то же время она не является и смешанной формой собственности.

В-третьих, муниципальная собственность в отличие от частной не может быть ориентирована только на получение дохода. Ее размеры должны быть достаточными для нормальной жизнедеятельности населения соответствующей территории. Но это отнюдь не означает, что местные органы власти лишены права получать экономический эффект от использования муниципальной собственности, наоборот, они обязаны получать его от умелого управления данной системой. [8, 178].

С учетом особенностей и характерных признаков муниципальной собственности выделим её специфические характеристики:

1) она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности на­селения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства;

2) часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;

3) выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс;

4) создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;

5) наличие в достаточном размере муниципальной собственности обеспечивает стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии;

6) используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.

Между тем муниципальная собственность – это категория, имеющая в своей основе динамические проявления. Принимая это во внимание, муниципальную собственностьможно определить как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях, обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы. [17, 5].

Из данного определения следует, что муниципальная собственность всегда выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как хозяйственно-имущественный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс. В качестве имущественно-хозяйственного комплекса муниципальная собственность предоставляет территориальному образованию конкретные товары и услуги: тепло в домах, свет на ночных улицах, транспортные услуги. Ценность муниципальной собственности в данном отношении измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее употреблении.

В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их. Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее активного использования. [8, 180].

Читать еще:  Глава муниципального образования киров

Между этими разными сторонами муниципальной собственности существует теснейшая взаимосвязь, поскольку услуги, производимые на основе использования объектов данной формы собственности, могут оказываться населению за плату, что способствует формированию конкретных (выраженных в стоимостном измерении) экономических результатов функционирования муниципальной собственности.

Идеальной была бы ситуация, если бы все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, предоставлялись населению за плату, покрывающую их себестоимость. Однако практика показывает, что продукт, произведенный в муниципальном секторе экономики, как правило, не имеет эквивалентного обмена на денежные средства потребителей и, следовательно, изначально является убыточным (исключение составляет продукция некоторых высокоприбыльных муниципальных предприятий). Поэтому для того, чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местных коллективов, осуществлялся непрерывно, т.е. носил характер воспроизводства, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства могут быть либо предоставлены органам местного самоуправления в порядке бюджетного регулирования, либо заработаны ими самостоятельно.

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю?

Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.

В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное владение?

Что включает в себя понятие государственной и муниципальной собственности на землю?

Государственная собственность на землю

К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам. Субъекты, распоряжающиеся госсобственностью на землю являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам. К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).

РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или разрешённым видом пользования. Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ « Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.

Собственность во владении органов муниципального управления

Это самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее. Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие. Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах.

Большинство участков, которыми распоряжается мэрия – это земли, предназначенные для общего использования. Граждане их могут использовать для проезда, прохода и размещения объектов общего пользования. Некоторые виды муниципальных участков могут даваться в распоряжение индивидуальным землепользователям.

К собственности органов муниципального управления можно отнести следующие объекты (согласно девятнадцатой статье Земельного кодекса):

  • получившие таковое признание в федеральном законе и в законах субъектов РФ;
  • права муниципального владения на которые появились в период, когда совершалось разграничение госсобственности на отдельные участки земли;
  • приобретённые на основе тех положений, что указаны в гражданском законодательстве.

Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:

  1. составление заявления в муниципалитет;
  2. оформление кадастрового паспорта;
  3. регистрация участка в кадастровой палате;
  4. межевание земельного участка специалистом;
  5. составление плана дома (если он стоит на участке);
  6. выдача технической документации;
  7. обращение в Фонд единого учёта земли;
  8. постановка заявки на учёт;
  9. выдача кадастрового паспорта на землю;
  10. обращение в администрацию района.

Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

Читать еще:  Закон республики коми о муниципальной службе

Если за участок нужно заплатить, то перед тем, как проводить регистрацию права, необходимо положить обозначенную сумму на особый счёт и предоставить квитанцию о совершении платежа в муниципалитет.

Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно:

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Налоговые льготы по земельному налогу для юридических лиц обычно выше чем для физических лиц.

Налог на землю нужно уплатить в определенный срок. Подробнее об этом рассказано в нашей статье.

Родители или опекуны ребенка-инвалида могут получиь землю бесплатно. Подробности вы найдете здесь.

Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?

Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.

Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью

Формы собственности в Российской Федерации

Собственность – одно из основных понятий в структуре права, а именно по поводу законных прав и обязанностей владельцев имущества и неимущественных благ. На основании Конституции в Российской Федерации законом охраняются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Возникновение прав собственности происходит только при наличии юридического факта, зафиксированного документально.

Имущество, полностью принадлежащее органам власти на основании совместной или долевой собственности.

К числу объектов собственности Федерации относятся:

  • природные ресурсы и объекты;
  • объекты, обеспечивающие работу органов власти, в том числе казна, вооруженные силы;
  • производство оборонной направленности;
  • дороги и автомагистрали.

Муниципальная собственность

Имущество, находящееся в ведении муниципальных структур.

Муниципальная собственность имеет целевую направленность и находится под защитой государственных структур. К числу предметов ведения относятся: парки городов и строения (больницы, школы и пр.). Муниципальное имущество необходимо для решения вопросов регионального масштаба, реализации правовых функций органами самоуправления.

Отличия государственной и муниципальной форм собственности:

  • в структуру государственного имущества может входить любой предмет окружающей действительности, а в структуру муниципального – только законодательно разрешенный;
  • муниципальная собственность находится в ведении местных органов власти, государственная – в полномочиях распоряжения федеральными структурами;
  • государственная собственность может выступать предметом национализации, в отличие от муниципальной;
  • полномочия муниципального ведения могут быть ограничены федеральными представительствами.

Частная собственность

Собственность предприятий, отдельных лиц на разрешенные законом объекты и предметы владения.

К частной собственности по закону могут относиться машины и оборудование, здания и постройки, природные ресурсы, интеллектуальная деятельность.

Виды частной собственности:

  • единоличная (права по поводу владения собственным имуществом закреплены за одним лицом) – индивидуальный предприниматель;
  • коллективная (собственность нескольких лиц, распределенная по долям или пропорционально вложениям) – для организаций это общества с ограниченной или дополнительной ответственностью;
  • корпоративная (открытые акционерные общества) – собственность принадлежащая одному или нескольким лицам, но закрепленная за предприятием на правах оперативного владения.

Иные формы собственности представляют собой смешение форм, представленных в законодательстве. Так, закон не запрещает образования по типу собственности государство –предприятие. Таким образом, формы собственности различаются по субъектному составу и связи с объектом правового использования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector