Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обособленное подразделение в одном муниципальном образовании

Несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании

ФНС России в письме от 25.04.2019 № БС-4-11/8062@ рассказала, может ли компания выбрать ответственное обособленное подразделение, по месту учета которого она может перечислять НДФЛ и представлять отчетность по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ по всем обособленным подразделениям, расположенным на территории одного муниципального образования.

Налоговики рассмотрели следующую ситуацию. У компании в одном муниципальном образовании есть три обособленных подразделения, каждое из которых поставлено на учет в налоговом органе по месту их нахождения. Компания решила выбрать из этих трех подразделений одно ответственное, через которое она будет производить уплату НДФЛ и представлять отчетность. Однако налоговый орган отказал ей в праве выбора ответственного обособленного подразделения. Компанию интересовало, правомерен ли такой отказ.

НДФЛ и отчетность — по месту учета обособленных подразделений

В общем случае организации, в состав которых входят обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Но если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании (городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Отчетность по НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений организация представляет в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Учитывая эти положения, налоговики пришли к следующему выводу. Поскольку организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения. Справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ, заполненные по каждому обособленному подразделению, тоже должны быть представлены по месту учета каждого обособленного подразделения. Специалисты налогового ведомства также отметили, что глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих компаниям, имеющим обособленные подразделения, поставленные на учет в налоговых органах, право самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога, а также представление справок по форме 2-НДФЛ и расчета по форме 6-НДФЛ.

Аналогичные выводы содержатся в письме ФНС России от 27.03.2018 № ГД-4-11/5666@.

Ответственное подразделение — только для налога на прибыль

Отметим, что понятие ответственного обособленного подразделения применяется только для целей налога на прибыль. Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ в общем случае уплата налога на прибыль в региональный бюджет производится исходя из доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение. Но если несколько подразделений расположено в одном субъекте РФ, компания может выбрать одно из них, через которое будет платить налог исходя из доли прибыли, исчисленной по совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ. Такое подразделение считается ответственным обособленным подразделением (письмо ФНС России от 13.09.2017 № СД-4-3/18247). В налоговый орган по месту учета этого подразделения представляется декларация по налогу на прибыль в отношении всей группы подразделений, по которым уплачивается налог через ответственное подразделение (п. 1.4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

Что касается НДФЛ, то постановка всех обособленных подразделений на основании п. 4 ст. 83 НК РФ на учет в налоговом органе по месту нахождения одного обособленного подразделения не означает, что это подразделение становится ответственным обособленным подразделением. Просто поскольку все подразделения состоят на учете в одном налоговом органе, именно туда и представляется отчетность по НДФЛ и уплачивается сам налог.

Обратите внимание: в письме от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314 Минфин России разъяснил, что постановка на учет в налоговом органе, выбранном организацией в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ, осуществляется после получения этим налоговым органом сведений о снятии с учета организации по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. Таким образом, если компания хочет по трем обособленным подразделениям, расположенным в одном муниципальном образовании, уплачивать НДФЛ и представлять отчетность только в один налоговый орган, она должна снять с учета два обособленных подразделения в налоговых органах по месту их нахождения и поставить их на учет в налоговый орган по месту нахождения третьего обособленного подразделения.

Несколько обособленных подразделений в одном регионе: можно ли платить НДФЛ одной платежкой

Если у организации есть обособленное подразделение (ОП), то НДФЛ за тех, кто в нем работает, должен быть уплачен по месту нахождения этого ОП (Пункт 7 ст. 226 НК РФ). То есть нужно оформить отдельную платежку. Если же ОП несколько, но все они находятся на территории одного муниципального образования, то хотелось бы платить НДФЛ одной платежкой за всех работников этих ОП. Когда такое возможно?

Все обособленные подразделения — в одном муниципальном образовании и в одной ИФНС

При открытии в одном муниципальном образовании нескольких обособленных подразделений ставить их на учет вы можете каждое по отдельности (Пункт 1 ст. 83 НК РФ) либо по месту нахождения одного из них (ответственного) в одной налоговой инспекции (Пункт 4 ст. 83 НК РФ). В последнем случае в налоговую по месту нахождения организации, кроме сообщения о создании обособленного подразделения, нужно направить уведомление о выборе налогового органа, где вы собираетесь встать на учет (по форме N 1-6-Учет) (Письмо ФНС России от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@).
Но какой бы вариант вы ни выбрали, КПП разных ОП будут отличаться последними цифрами (Пункт 1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика). Поэтому налоговики и требуют оформления по каждому ОП своей платежки (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@). Так что же, оформить один документ на всех не получится?
В свое время Минфин России указывал на то, что оформлять одно платежное поручение можно, только если КПП ваших ОП совпадают (Письмо Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153). Однако трудно представить, когда налоговая может присвоить одинаковые коды. Позже появились разъяснения о том, что уплатить НДФЛ за всех работников одной платежкой можно, если в одном муниципальном образовании вы ставили на учет все свои ОП «через» одно (Письма Минфина России от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33, от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295).
А в ФНС России считают, что разные КПП подразделений в любом случае не препятствие для уплаты НДФЛ одним платежным документом.

Из авторитетных источников
Котов Кирилл Владимирович, советник отдела налогообложения физических лиц Управления налогообложения ФНС России
«Если обособленные подразделения организации расположены в одном муниципальном образовании и состоят на учете в одном налоговом органе, то НДФЛ за всех работающих в них сотрудников может быть уплачен одним платежным поручением. При этом не имеет значения, какой КПП вы в нем укажете, поскольку в любом случае налог поступит в бюджет нужного муниципального образования».

Таким образом, если все ваши обособленные подразделения находятся в одном муниципальном образовании и состоят на учете в одной налоговой инспекции, то заплатить НДФЛ за занятых в них работников можно одним платежным документом. И неважно, как вы регистрировали эти ОП — каждое по отдельности или все через ответственное ОП. Однако у налоговиков на местах вполне могут возникнуть вопросы.

Читать еще:  Глава муниципального образования киров

ОП в одном муниципальном образовании, но на учете в разных инспекциях

Разные ОП организации, расположенные на территории одного муниципального образования, могут состоять на учете в разных налоговых органах. Например, большие города обычно разделены на районы. В таких городах могут действовать несколько налоговых инспекций, которым подведомственны территории, не являющиеся муниципальными образованиями (Часть 3 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования — городской округ г. Рязань Рязанской области, принят Решением Рязанского городского совета от 30.06.2006 N 470-III; п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 6 Устава г. Нижнего Новгорода). На первый взгляд при уплате налога через любое подразделение в такой ситуации он все равно попадет в бюджет этого города (этого муниципального образования). Однако в дальнейшем налоговикам будет сложно распределить перечисленные суммы по нужным ОП. Ведь если вы заплатите налог за всех работников в одной инспекции, в другой неминуемо очень скоро возникнут вопросы — почему вы не платите ничего им.
Поэтому если обособленные подразделения организации состоят на учете в разных налоговых инспекциях одного муниципального образования, то для каждой инспекции оформите свои платежки. То есть за работников тех подразделений, которые курирует одна налоговая, заплатите налог одной платежкой, а тех, которые находятся в ведении другого налогового органа, — другой.

Одна инспекция — не равно одно муниципальное образование. Бывает, что она обслуживает несколько районов, населенных пунктов и т.д. И если ваши ОП находятся в разных муниципальных образованиях, то, даже если они состоят на учете в одной налоговой, одной платежкой здесь не обойтись. Ведь тогда уплачивать налог нужно в разные бюджеты, а значит, для каждого придется оформлять свой документ.

Обособленные подразделения

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

Читать еще:  Решение представительного собрания вологодского муниципального района

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

НДФЛ: теперь по принципу «одного окна»

С 1 января 2020 года упростилось администрирование НДФЛ для организаций с обособленными подразделениями. Порядок уплаты налога и сдачи отчётности максимально приблизили к тому, что установлен для налога на прибыль. Разберёмся, кто и как может воспользоваться новшествами.

Новые правила уплаты налога

Новые правила уплаты НДФЛ и сдачи отчётности — справок 2-НДФЛ и расчётов 6-НДФЛ — установлены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ, который внес поправки в п. 7 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ. Обновлённые редакции вступили в силу 1 января 2020 года.

Компании с несколькими обособленными подразделениями

Теперь налоговые агенты — организации с обособленными подразделениями могут перечислять НДФЛ не по каждой «обособке», а централизовано — через ответственное подразделение или непосредственно через головную организацию. Но правило действует только в случае, если и сама организация, и обособленные подразделения (или несколько подразделений) находятся в одном муниципальном образовании, то есть имеют один ОКТМО.

А значит, новый порядок не действует, когда организация и подразделения или несколько подразделений находятся в разных районах городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (письмо ФНС России от 27.12.2019 № БС-4-11/27059@).

Читать еще:  Закон хабаровского края о муниципальной службе

Также новый порядок не распространяется на ИП, поскольку у ИП не может быть обособленных подразделений.

Считается, что организация находится там, где размещается её постоянно действующий исполнительный орган: генеральный директор, директор, президент. Этот населённый пункт должен быть указан в уставе организации (ст. 54 ГК РФ).

А местом нахождения подразделения признаётся место, где организация ведёт деятельность через это обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Если обособленные подразделения располагаются в том же муниципальном образовании, что и центральный офис, то назначить одно из них ответственным и перечислять через него НДФЛ по всем «обособкам» нельзя. В такой ситуации роль централизованного плательщика может выполнять только головная организация.

Назначить обособленное подразделение ответственным и переводить через него НДФЛ за все «обособки» по данному ОКТМО можно только в том случае, если сама организация находится в другом муниципальном образовании.

Компании с одним обособленным подразделением

В п. 7 ст. 226 НК РФ говорится только об организациях с несколькими обособленными подразделениями. Если строго следовать тексту НК РФ, выходит, что если у компании только одна «обособка» с тем же ОКТМО, что «голова», перейти на новый порядок уплаты НДФЛ она не может.

Исправлять эту недоработку законодателя пришлось ФНС. Ведомство уточнило, что компании с одним обособленным подразделением тоже могут перейти на централизованную уплату НДФЛ, если у подразделения тот же ОКТМО, что и у головной организации (п. 2 письма ФНС от 15.11.2019 № БС-4-11/23247).

В этом же письме ФНС пояснила, что при переходе на централизованную уплату НДФЛ налог надо перечислять в бюджет одной платёжкой — без разбивки по суммам — и с указанием ОКТМО ответственного плательщика: головной организации или ответственной «обособки».

Мы обобщили информацию по централизованной уплате НДФЛ в таблице.

Новые правила отчётности

Один ОКТМО — один ответственный за отчёт

Схожий алгоритм законодатели попытались зафиксировать и в части отчётности. С 2020 года компании с обособленными подразделениями могут сдавать справки 2-НДФЛ и расчёты 6-НДФЛ централизованно через головную организацию или через ответственное обособленное подразделение (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Ограничения здесь те же самые: все подразделения, за которые отчетность сдается по принципу «одного окна», должны иметь одинаковый ОКТМО, т. е. находиться в одном муниципальном образовании. При этом если «обособки» находятся в том же муниципалитете, что и головная организация, то отчётность можно сдавать только через центральный офис. Назначить ответственное ОП в таком случае нельзя.

Причем здесь законодатели допустили ту же недоработку: в НК речь идет исключительно об организациях с несколькими обособленными подразделениями. Но эту оплошность ФНС России исправила уже упоминавшимся письмом от 15.11.2019 № БС-4-11/23247, указав, что компании с одной «обособкой» тоже могут сдавать отчётность централизованно через головной офис, если находятся в одном с ним муниципалитете.

Один расчёт или несколько?

Непосредственно из текста НК неясно, как подавать централизованную отчетность (п. 2 ст. 230 НК РФ). Нужно ли на каждое подразделение сдавать свой расчёт или всю информацию включать в единый документ?

Эти моменты специалисты ФНС или Минфина тоже пока не прояснили. Из писем ФНС можно сделать вывод, что подавать нужно один документ со сведениями обо всех доходах, которые выплатили «подведомственные» подразделения (см. письма от 27.12.2019 № БС-4-11/27059@, от 11.12.2019 № БС-4-11/25485@ и от 10.12.2019 № БС-4-11/25356@).

Это согласуется со ст. 230 НК РФ, где слова «расчёт» и «документ» используются в единственном числе. И, на первый взгляд, не противоречит Порядку заполнения 6-НДФЛ, где есть требование «разбивать» данные исключительно по ОКТМО (п. 1.10 Порядка заполнения 6-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@). А раз у всех «подведомственных» подразделений ОКТМО один, то можно заполнить и один расчёт 6-НДФЛ. Это с одной стороны.

С другой стороны, в п. 2.2 Порядка говорится: если расчёт заполняет организация с обособленными подразделениями, то на титульном листе указывается КПП по месту учёта организации по месту нахождения её ОП.

Получается, что указать на едином расчёте КПП ответственной «обособки» или «головы» при действующем Порядке заполнения невозможно. Придётся оформлять несколько комплектов расчёта.

Это противоречие ФНС попыталась устранить, отметив, что расчёт надо заполнять один — по ОКТМО, а в поле КПП указывать код по месту учёта ответственной «обособки» (письмо ФНС от 25.12.2019 № БС-4-11/26751@). Но это решает проблему лишь частично, т.к. не оговаривает ситуацию, когда расчёт за подразделения подаёт головная организация из того же муниципалитета. Будем надеяться, что и в этой части ФНС пойдет навстречу налоговым агентам, разрешив формировать единый расчёт с указанием КПП центрального офиса.

Учитывать ли договоры ГПХ?

Есть и ещё одна недоработка: устанавливая принцип «одного окна» для расчёта 6-НДФЛ, законодатель почему-то указал только на доходы работников подразделений. Тогда как по общему правилу в него включаются также данные о доходах по договорам ГПХ.

По этому поводу пока нет никаких, даже косвенных разъяснений. В своих письмах ФНС цитирует п. 2 ст. 230 НК РФ как есть, упоминая только про работников. В то же время в Порядке заполнения 6-НДФЛ не говорится, что нужно заполнять отдельный расчёт по выплатам ГПХ. Поэтому полагаем, что в «централизованный» 6-НДФЛ можно включать не только выплаты в пользу работников, но и доходы по договорам ГПХ.

Как перейти на новый порядок

Здесь тоже всё неоднозначно. О переходе на централизованную сдачу отчётности и уплату НДФЛ нужно уведомить все налоговые, в которых организация состоит на учёте по месту нахождения обособленных подразделений (п. 2 ст. 230 НК РФ). При этом не оговорено, что уведомлять нужно инспекции лишь на той территории, где будет применяться новый порядок.

Другими словами, строго по букве НК РФ, если у организации, к примеру, два подразделения в Иркутске и одно в Хабаровске, то при переходе на принцип «одного окна» она должна направить уведомления сразу в три ИФНС (в Иркутск по месту нахождения каждого из подразделений и в Хабаровск). Учитывая, что налоговые органы — единая и централизованная система (п. 1 ст. 30 НК РФ), такой порядок уведомления явно избыточен. Что и подтвердила ФНС России, которая указала, что подать уведомление о переходе на централизованную уплату НДФЛ нужно только один раз — в «ответственное» подразделение (головную организацию). Все дальнейшие извещения ИФНС разошлёт сама (письма ФНС России от 27.12.2019 № БС-4-11/27059@ и от 16.12.2019 № БС-4-11/25885@).

Что касается сроков подачи уведомления о переходе на централизованную уплату НДФЛ, то НК предписывает это делать до 1 января очередного года (п. 2 ст. 230 НК РФ). Но поскольку 1 января — всегда выходной день, то крайний срок переносится на первый рабочий день года (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). А в отношении 2020 года это можно было сделать аж до конца января (письмо ФНС России от 25.12.2019 № БС-4-11/26740). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 06.12.2019 № ММВ-7-11/622@.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector