Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объединения преобразования муниципальных образований 2020 год

Местного самоуправления в России станет меньше

Группа депутатов и сенаторов внесла в среду в Госдуму проект поправок в закон о местном самоуправлении, предусматривающий появление нового вида муниципального образования – муниципального округа. В него могут входить не менее трех объединенных общей территорией населенных пунктов, но сам округ не может быть частью муниципального района – на его территории, как и в городском округе, исключено существование двухуровневой системы местного самоуправления. При этом муниципальный округ может быть создан в случае объединения муниципального района с городским округом. Входящие в состав округа поселения утрачивают статус муниципальных образований.

Принятие поправок позволит со временем уйти от двухуровневой системы местного самоуправления, появившейся после реформы 2003–2007 гг. Но это нельзя считать главным смыслом проекта, все типы существующих муниципальных образований сохраняются, говорит соавтор поправок сенатор Вячеслав Тимченко: «У нас было семь типов муниципальных образований, теперь будет восемь. В некоторых случаях целесообразно объединять несколько поселений, их объединяли в городской округ. Но иногда это не имело смысла». В 2014 г. регионам дали возможность самостоятельно определять целесообразность создания муниципальных образований нового типа, такая же ситуация будет и сейчас, подчеркивает Тимченко.

7 видов

муниципальных образований предусматривает действующий закон о местном самоуправлении: городское и сельское поселения, муниципальный район, два вида городского округа (единый и с внутригородским делением), внутригородской район и внутригородская территория

На самом деле, отмечает председатель экспертного совета Союза российских городов Андрей Максимов, отход от двухуровневой системы начался еще в 2017 г., когда отменили ряд критериев, которым должны были соответствовать городские округа, таких как компактность, шаговая доступность, преобладание городского населения и т. д. Это позволило начать процесс преобразования территорий в городские округа и сейчас мы наблюдаем скорее его окончательную формализацию, говорит эксперт. Понятно, когда городским округом становится подмосковная Балашиха с примыкающими территориями, но если речь идет о нескольких десятках деревень на расстоянии 300–500 км, то это уже звучит странно. Интенсивность же процесса зависит от позиции губернатора, добавляет Максимов: если в Московской области в городские округа пытаются загнать всех, то в Пермском крае реформа шла более тонко.

Основная цель законопроекта – урегулировать конфликтные обстоятельства и несоответствия, которые выявились в последние годы в регионах, где запущен процесс преобразования муниципальных районов в городские округа с параллельным упразднением сельских и городских поселений, полагает Александр Пожалов из ИСЭПИ. Наиболее конфликтно такой процесс шел в Подмосковье, где создаются огромные городские округа на базе больших сельских и лесных территорий, и это вызывает объективное беспокойство населения на предмет застройки земель и утраты сельских льгот. Обновленные городские округа будут в большей степени соответствовать своему наименованию, так как вводится прямое указание, что доля городского населения там должна быть преобладающей, говорит эксперт. При этом законопроект предполагает очень длительный переходный период – до 2025 г., поэтому можно будет обойтись без новой кампанейщины и уточнять статус муниципальных образований постепенно, надеется он.

Сэкономят на сельсоветах

— У нас объединяются 14 сельских советов в один муниципальный округ. Так что сельсоветов и дум больше не будет. Кончилась советская власть, — говорит глава Макушинского района Виктор Воротынцев.

По его словам, объединение — процесс объективный. Во-первых, неуклонно сокращается население района: каждый год убывает 200-250 человек. Только в городе Макушино живет больше тысячи человек, треть сел имеет менее 500 жителей. Отсюда острый кадровый голод: найти квалифицированного руководителя местной администрации — целая проблема. Во-вторых, у сельсоветов недостаточно средств, чтобы обеспечивать нормальные условия жизни на территории. Полномочия сельсоветов сильно урезаны, в то же время их постоянно штрафуют за плохие дороги, нечищеные колодцы, темные улицы. Оплачивать штрафы нечем. За исключением райцентра, все поселения высокодотационные. Из-за этого они не могут участвовать в госпрограммах и привлекать субсидии на развитие муниципалитета на условиях софинансирования. Объединившись в округ, это сделать легче. Воротынцев уверен: переход на одноуровневую систему управления и укрепление вертикали власти положительно скажется на жизни людей.

— В районе живут чуть более 15 тысяч человек, а мы содержим 15 глав, 15 бухгалтеров, 15 специалистов, да еще в каждом сельсовете водители, техперсонал, — перечисляет он.

После преобразования штат муниципальных служащих сократится со 147 до 112 ставок. Специалисты подсчитали: только за счет этого в районе высвободится не менее 10 миллионов рублей в год. А еще уменьшится количество избирательных кампаний, на которые тоже тратятся немалые средства. Кроме того, сэкономят на документах. Например, чтобы заказать генплан одного поселения, нужно около двух миллионов рублей, на все сельсоветы — 28 миллионов. Округу столько генпланов не требуется.

Всего в состав нового муниципального образования войдут 47 населенных пунктов, в каждом останется по одному-два специалиста, а в администрации округа будет замглавы и отдел по взаимодействию с сельскими территориями. Они обеспечат оказание услуг, получение справок и других документов непосредственно в деревнях. Всех сокращенных чиновников, если они еще не на пенсии, обещают трудоустроить.

В Шумихинском районе в результате слияния 14 сельсоветов, администраций района и города надеются сэкономить 4,5 миллиона рублей в год. Здесь издержек при образовании округа может быть меньше, за счет того что около 70 процентов жителей живут в райцентре. Штатное расписание сократится на 21 единицу.

Ожидается, что в этом году подобные преобразования пройдут на всей территории Зауралья. Между тем перемены одобряют не все. Администрация Красноуральского сельсовета Юргамышского района и депутаты этого поселения обратились в совет муниципальных образований Курганской области с просьбой провести в марте общее собрание членов объединения, пригласить на него председателя облдумы и губернатора, по чьей инициативе проводится реформа.

Читать еще:  Субсидии муниципальным унитарным предприятиям

— Мы считаем, что данная инициатива не отвечает жизненным интересам сельского населения и полностью нарушает принципы местного самоуправления, — заявил «РГ» глава сельсовета Павел Дмитриев.

По мнению депутата облдумы Юрия Ярушина, экономическая целесообразность объединения продиктована временем, но процессу не хватает открытости, многие жители не знают о грядущих переменах и не понимают сути происходящего.

— Никто из сельских депутатов и глав, с которыми я беседовал, не сказал, что испытывает радость от преобразований, — говорит Ярушин. — Думаю, настроение бы поменялось, если бы мы хоть раз заслушали их на Думе и проанализировали, что изменилось на местах после укрупнения сельсоветов. Получается, не закончили одну реформу — начинаем другую.

Напомним, укрупнение сельсоветов в Зауралье началось в 2017 году.

Николай Кремлев, ведущий научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УрО РАН:

— Я еще пять лет назад предлагал для Курганской области новую структуру управления, а именно образовать в регионе шесть административных округов по примеру Москвы и ряда других субъектов РФ. Возьмем соседнюю Свердловскую область: там территория и численность населения в пять раз больше, а муниципальных образований в четыре раза меньше, чем в Курганской.

В Зауралье очень тяжеловесная административная структура, решения правительства региона до сельских поселений доходят с трудом и часто не выполняются, так как трудно обеспечить контроль и спросить за недостатки с виновных. Часто не доходят до сел в полном объеме финансовые, материальные и другие ресурсы. С одной стороны, муниципалитеты не подчиняются государственной власти, а с другой — правительство области, передав им избыточные функции, не обеспечило их финансами (налогами).

Вообще, с точки зрения теории управления в непосредственном подчинении должно быть не более семи подчиненных руководящих лиц. Поэтому преобразование муниципальных районов — эффективная мера при ограниченных ресурсах: округа смогут их концентрировать и использовать более эффективно.

В 2020 году городские муниципальные образования получат из бюджета Москвы более 6 млрд рублей

На заседании комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» был рассмотрен в части финансирования столичных органов местного самоуправления.

Заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Николай Лисин:

«Основные параметры законопроекта вы все хорошо знаете. Напомню, что основным принципом формирования межбюджетных отношений является принцип сбалансированности бюджетов внутригородских муниципальных образований. Кратко остановлюсь на запланированных объемах трансфертов.

На 2020 год они запланированы на общую сумму 6 млрд 228,2 млн рублей, на 2021 год – 5 млрд 913,4 млн рублей и на 2022 год – 5 млрд 479,5 млн рублей. В том числе в составе государственных программ: на 2020-2021 год – 1 млрд 772,8 млн рублей, на 2022 год – 1 млрд 334,7 млн рублей. В составе непрограммных направлений деятельности на 2020 год – 4 млрд 311,1 млн рублей, на 2021 год – 4 млрд 140,6 млн рублей, на 2022 – 4 млрд 144,8 млн рублей.

Мы считаем, что заложенные нормативы достаточны для выполнения расходных обязательств и обеспечения сбалансированности местных бюджетов».

Председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы» Владимир Дудочкин:

«Муниципальные образования города Москвы получили параметры бюджета и сейчас работают с цифрами. Почти 100% доходов муниципалитетов составляет налог на доходы физических лиц. Проект городского бюджета это учитывает. Возникающие вопросы мы снимаем, совместно работая над ними с Департаментом финансов города Москвы.

Как правило, запланированных им средств достаточно, чтобы покрыть все заявки муниципалитетов».

Председатель комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов, фракция партии «Единая Россия» (на фото вверху страницы):

«В проекте закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» отражены основные параметры финансирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Перечень источников формирования доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве на 2020-2022 годы остался прежним как наиболее оптимальный. Основным источником доходов местных бюджетов установлен налог на доходы физических лиц.

Нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты определены исходя из необходимости финансового обеспечения их минимальных расходов. Они рассчитаны на основании нормативов обеспечения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований.

Сегодня мы договорились с Департаментом финансов города Москвы, что проблемные муниципалитеты направят письма с обоснованием необходимого увеличения размера финансирования в Департамент и к нам в профильную комиссию Думы».

Член комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Мосгордуме Михаил Тимонов:

«Выражу мнение всех членов фракции «Справедливая Россия» в Мосгордуме: доля доходов местных бюджетов в общей структуре доходов консолидированного бюджета Москвы на 2019 год всего 0,19%, и это абсолютно недостаточно. Необходимо оперативно пересмотреть эти цифры.

Поэтому я не готов поддержать обсуждаемый законопроект. Совместно с фракциями «Яблоко» и КПРФ в Мосгордуме планируем провести межфракционный круглый стол по теме местного самоуправления, где будем настаивать на принятии программы расширения прав и полномочий муниципалитетов на ближайшие годы.

Практика принятия решений в сфере ЖКХ и благоустройства где-то «наверху», когда во дворах у людей каждый год перекладывают бордюры и зарывают газоны, порождает социальное напряжение. С этой практикой необходимо заканчивать».

Член комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению Роман Бабаян, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:

«Когда меняется плитка и газон, а жители узнают об этом по факту, это их сильно раздражает. С этим я согласен. Но я не согласен с тем, что полномочия на местном уровне необходимо расширять.

Читать еще:  Капитал муниципального предприятия

В своем округе я столкнулся с тем, что те самые люди, которые должны помогать своим жителям, кстати, живя с ними в одном подъезде или доме, ровно эти самые люди мешают! Жители идут в муниципалитет и просят детскую площадку. А им ее засыпают галькой! Люди приходят и просят шлагбаум, а им ставят такие условия, что они уже забывают, о чем просили. А если таким деятелям дать еще полномочий, то они буквально доконают своих жителей».

По итогам дискуссии члены комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению приняли к сведению проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в части вопросов финансирования органов местного самоуправления города Москвы.

Ранее на тему рассмотрения законопроекта «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в Мосгордуме:

Очередная реформа МСУ отправит в отставку всех глав и депутатов в трех районах Приморья

Власти Приморского края дали старт масштабному обновлению органов местного самоуправления (МСУ) в регионе. Первыми стали Анучинский, Пограничный и Чугуевский районы, где решено создать муниципальные округа. Все главы и поселений, и районов, а также депутаты муниципальных комитетов и районных дум в этих территориях будут вынуждены досрочно сложить свои полномочия. Это подразумевает проводимая в трех «пилотных» территориях реформа административно-территориального устройства. Как стало известно ИА PrimaMedia, новые выборы предполагается провести не позднее марта 2020 года. На местах отмечают, что спешка и отсутствие переходного периода создают проблемы, которые могут отразиться на выборах в 2021 году.

Справка: Новый вид муниципального образования – муниципальный округ – появился в российском законодательстве в мае этого года. По закону, в его состав входит не менее трех объединенных общей территорией населенных пунктов. Но при этом сам округ не становится частью муниципального района – на его территории исключено существование двухуровневой системы местного самоуправления. Муниципальные округа могут быть образованы двумя способами – путем наделения соответствующим статусом городских округов, либо в результате объединения всех поселений, входящих в состав одного муниципального района. В Приморье решено идти по второму пути.

На данный момент в Приморье 12 городских округов и 22 муниципальных района, при этом внутри каждого района имеются городские и сельские поселения.

В Приморье к реформе начали готовиться с колес. Только Госдума приняла закон, и уже на следующий день в столице ДФО на острове Русском депутаты и чиновники обсуждали с экспертами и муниципалами преобразование территорий в округа. Представителям поселений, которые будут ликвидированы, тогда определили скромное место к зрительном зале. В дискуссии участвовали муниципалы, которые делились своим успешным опытом укрупнения, а также те, кто собирался укрупниться. Достаточно взвешенную позицию тогда озвучивало академическое сообщество, представленное экспертами в области государственного и муниципального управления, а также конституционного права из Дальневосточного федерального университета, а также мастодонты муниципальной политики, ныне представляющие регион в Госдуме.

По мнению депутата Госдумы РФ Владимира Новикова, проводить преобразования нужно в тех территориях, где ситуация оставляет желать лучшего.

«Если главы считают, что все хорошо, население так считает, губернатор так считает, то не надо ломать», — считает парламентарий.

К тому же, времени подумать и оценить у регионов достаточно: федеральный закон предусматривает переходный период для анализа ситуации и принятия решения на местах до 2025 года.

Но в Приморье время на это решили не тратить и сразу же приступили к действиям. В конце июля депутаты Заксобрания Приморского края (ЗС ПК) одобрили изменения в устав региона, предусмотрев возможность для образования муниципальных округов.

Уже в сентябре появились «первые ласточки». Ими стали три территории: на заседании 11 сентября краевые депутаты рассмотрели законы об образовании трех муниципальных округов – Анучинского, Пограничного и Чугуевского.

Справка: Анучинский муниципальный округ создадут на базе Анучинского, Виноградовского, Гражданского и Чернышевского сельских поселений с центром в Анучино.

Чугуевский муниципальный округ – путем объединения Чугуевского, Кокшаровского и Шумненского сельских поселений с центром в Чугуевке.

И Пограничный муниципальный округ образуется путем объединения Пограничного городского поселения с Жариковским и Сергеевским сельскими поселениями, административным центром округа станет Пограничный.

Целесообразность этих преобразований понятная и логичная: переход к одноуровневой системе позволит консолидировать финансовые ресурсы, более грамотно ими распоряжаться, сократить затраты на содержание аппаратов, на проведение выборов, а также повысить качество управления на территории за счет централизации власти.

«Полномочия глав поселений достаточно размыты, а порой пересекаются с полномочиями главы района. После принятия законов специалисты администраций поселений продолжат выполнять свои прежние функции, но в другом качестве. Это позволит консолидировать управленческий потенциал муниципального округа. Улучшение качества управления однозначно приведет к повышению качества работы на местах и, соответственно, к улучшению качества жизни населения», — уверен руководитель фракции «Единая Россия» в Заксобрании Приморья Сергей Слепченко.

Но есть и сложности – отсутствие диалога со всеми участниками процесса и спешка внесли некоторую неопределенность и в ряды муниципалов, и на уровне краевого парламента. Несмотря на оптимистичный настрой отдельных депутатов и чиновников, не все до конца понимают, что будет дальше с передачей бюджетов, кто и когда будет проводить ликвидацию нынешних МУПов, как будут трудоустроены нынешние сотрудники администраций поселений и подведомственных учреждений.

В парламенте Приморья рассчитывают, что ясность появится на рабочей группе по реформе, которую планирует создать губернатор.

Читать еще:  Муниципальный служащий учредитель некоммерческой организации

«Принятием закона сама история создания муниципального округа не заканчивается, а только начинается. Этот процесс очень сложный и требует ручного управления, потому что принимаемый закон – верхушка айсберга», — говорит вице-спикер парламента Приморья Сергей Кузьменко.

По его мнению, нужна четко проработанная дорожная карта по переходу к муниципальному округу, и депутаты Заксобрания не должны оставаться в стороне. Вице-спикер предлагает в обязательном порядке включить в рабочую группу при губернаторе краевых депутатов:

«Это сопряжено со многими вопросами и того, как будут структурированы муниципальные округа, как будет решаться вопрос с финансовым обеспечением и содержанием. Законодательное собрание должно быть максимально вовлечено на протяжении всего процесса. Уверен, и главы не будут отказываться от нашей помощи, потому что затрагивается много болезненных и важных вопросов на территории. Как понимаю, помимо муниципальных служащих остро стоит вопрос по тем людям, которые финансировались за счет бюджетов поселений. Этот вопрос открыт и его надо прорабатывать, делать дорожную карту».

Бывший председатель социального комитета Заксобрания, депутат Игорь Чемерис считает, что создавать рабочую группу нужно было еще вчера, то есть до принятия законопроектов по конкретным территориям.

«Прежде чем принимать этот закон, нужно было его проработать на уровне рабочей группы. Тогда была бы ситуация, когда все понятно в сравнительном анализе, какие будут преимущества, сильные и слабые стороны – все понятно. Сейчас у каждого возникает свое субъективное мнение, но фактуры никакой нет. Появляется вопрос, сколько людей будет трудоустроено, сколько высвобождено. С точки зрения логики понятно, что это нужно, а сточки зрения проработки – абсолютно не проработано», — отмечает Чемерис.

Перезагрузка системы

Тем не менее, процесс уже начался, а вместе с ним и старт полной перезагрузки муниципальной системы управления. Дело в том, что в трех узаконенных муниципальных округах пройдут выборы новых органов власти.

Полномочия нынешних глав поселений и депутатов муниципальных комитетов будут действовать до 31 декабря 2019 года. С 1 января 2020 года до формирования органов местного самоуправления муниципальных округов полномочия по решению вопросов местного значения осуществляют только власти муниципального района.

А с избранием Дум муниципального округа и назначением или избранием глав полномочия нынешних депутатов и глав районов прекращаются автоматически.

«Нынешние депутаты и главы как правопреемники исполняют обязанности до момента формирования депутатского корпуса муниципального округа и до назначения нового главы, соответственно», — подтвердил директор департамента внутренней политики Приморья Даниил Гончарук.

Фактически произойдет оптимизация муниципального корпуса. Если сегодня интересы жителей всего района на местном уровне сейчас представляют порядка 50 человек: депутаты Думы Пограничного городского поселения, мункомов Жариковского, Сергеевского поселений (в среднем по 9 депутатов в каждом), а также депутаты Думы Пограничного района (19 человек). После преобразования в муниципальном округе будет сформирован единый представительный орган в составе 19 депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам.

Аналогичные процессы пройдут в Анучинском и Чугуевском округе. Думы в этих муниципальных округах будут состоять из 15 депутатов, избранных по мажоритарной системе.

К слову, главы поселений в отличие от глав районов и городов избираются на прямых выборах. Теперь же всеобщее голосование сохранится на местном уровне только в отношении депутатского корпуса округа. Принятыми законами не предусмотрены прямые выборы глав округов (которые также будут возглавлять администрации) – их определят вновь сформированные представительные органы.

Функционал упраздняемых глав поселений и депутатов мункомов, связанный с ежедневной непосредственной коммуникацией с населением (что называется, власть в шаговой доступности), по задумке краевых властей, на себя возьмут старосты.

Когда пройдут новые выборы?

Принятый краевым парламентом закон о создании Чугуевского муниципального округа вступит сразу же после опубликования. В Пограничном и Анучинском округах ситуация иная, поскольку в здесь еще не закончились избирательные кампании, и закон вступит «не ранее дня, следующего за днем окончания избирательной кампании». В Пограничном районе 8 сентября прошли досрочные выборы главы Пограничного поселения (экс-глава Олег Александров в мае был назначен руководителем района). Победителем стал самовыдвиженец, пенсионер, депутат районной думы Виктор Боровков, получивший 32,37%. Также в районе прошли дополнительные выборы депутатов мункома Пограничного поселения по двум одномандатным округам. В Анучинском районе прошли выборы главы Чернышевского сельского поселения. У них будет только полгода на то, чтобы оправдать доверие избирателей.

«В течение шести месяцев после вступления закона в силу должны пройти выборы дум муниципальных округов. Территориальные избирательные комиссии должны назначить выборы в течение 70 дней. Они будут назначены или в конце этого года или в начале следующего», — пояснил в беседе с агентством директор департамента внутренней политики Приморья Даниил Гончарук.

Предполагается, что выборы в этих новых муниципалитетах пройдут в марте. Проведение кампаний потребует дополнительных бюджетных расходов. На выборы депутатов Чугуевского МО предполагается выделить 4 млн рублей, Анучинского МО – 2,6 млн рублей, Пограничного МО – 2,7 млн рублей.

Следующими реформируемыми территориями могут стать Тернейский район, который, по словам депутата Сергея Слепченко, уже готов, а также Хасанский район, который морально к таким преобразованиям не готов.

«Мы знаем, что некоторые не хотят (преобразований – ред.), потому что местные князьки хотят иметь власть, свое поселение, и они как раз сегодня не совсем поддерживают этот процесс», — высказался о настроениях на территориях председатель комитета Заксобрания по региональной политике, законности и международному сотрудничеству Джамбулат Текиев, в округ которого входит Хасанский район.

До этого масштабная реформа МСУ в Приморье проводилась в 2014 году. Тогда в регионе были отменены прямые выборы глав городских округов и районов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector