Bynets.ru

Журнал финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг

Рассчитываем нормативные затраты

Каждый заказчик ежегодно формирует план закупок, в котором должны отражаться цели приобретения тех или иных товаров, работ или услуг, конкретные требования к ним, а также нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов, органов, управляющих внебюджетными фондами, а также казенных учреждений. Так как планирование закупочной деятельности находится в неразрывной связи с планированием бюджета, понятие нормативных затрат (НЗ) имеет очень важное значение.

Сущность нормативных затрат

Нормативные затраты — это прямой инструмент для расчета количественных показателей закупки. Они используются в целях обоснования объекта торгов. Заказчики должны лимитировать объемы закупаемой продукции и делать это посредством расчета НЗ, а результаты вычислений с применением количественных и ценовых нормативов должны быть в пределах доведенных бюджетных обязательств.

Порядок расчета регулируют федеральные государственные органы, выпуская приказ или распоряжение. Утверждаются НЗ ответственным уполномоченным должностным лицом, представляющим госорган.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях НЗ регламентируются ПП РФ от 13.10.14 № 1047, устанавливающим общие правила. Нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, подведомственного территориальному муниципалитету, определяются ПП РФ (Правила) от 20.10.2014 № 1084. Правилами определяются:

  • расчетные формулы и порядок их применения на практике;
  • порядок расчета без применения формул.

Возможность изменять видовые признаки расходов, а также добавлять собственные (п. 5 Общих правил № 1047) для учреждений исключена.

Если порядок определения в Правилах не установлен, то они рассчитываются способом, обозначенным ФГО.

Нормативные затраты для бюджетных учреждений в 2020 году также должны быть отражены в сформированных после доведения им бюджетных лимитов планах-графиках и планах закупок (ст. 17 44-ФЗ). При нормировании закупочной деятельности БУ и АУ ответственным специалистам (контрактный управляющий или контрактная служба) необходимо руководствоваться актами главных распорядителей бюджетных средств:

  • ведомственный перечень;
  • на выполнение функций.

На основании этих двух документов представители заказчика получают полное правовое представление о потребительских, количественных и ценовых свойствах планируемой к приобретению продукции.

Расчет нормативных затрат

Существует ряд способов расчета:

  1. бесформульный;
  2. формульный — с применением формул без количественных и ценовых нормативов на товары, работы или услуги;
  3. формульный с применением нормативов, определяющих количество и цену товаров, работ или услуг, утвержденных Постановлением № 1084 либо федеральными государственными органами.

При первом способе в пунктах 103-106 Правил Постановления Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 предусматривается порядок измерения в денежном выражении (например, проектно-сметная документация или рассчитанные фактические расходы в отчетном периоде — финансовом году).

Во втором способе применяется формула:

Знз = Vлбо * К, где

  • Знз — НЗ по соответствующему товару/работе/услуге;
  • Vлбо — объем принятых лимитов БО отчетного периода по контрактам на поставку соответствующих ТРУ;
  • К — повышающий коэффициент, например, коэффициент инфляции.

Для этого способа в ведомственном перечне ФГО также утверждается определение НЗ в денежном выражении.

В бюджетных и автономных учреждениях, для которых НЗ выступают индикатором, определяющим объем годового финансового бюджетного обеспечения, необходимого для выполнения ими государственного (муниципального) задания, применяется следующая расчетная формула:

Nj = N * Kt * Vj * Ke, где

  • N — НЗ на выполнение определенной единицы работы;
  • Kt — корректирующий коэффициент (территориальный);
  • Vj — объем выполняемой работы;
  • Ke — коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат. Он определяется на основании рекомендаций Минфина организациями, выступающими в роли ГРБС, в целях обоснования выделяемых из бюджета ассигнований на очередной отчетный финансовый год и плановый период.

В третьем способе рассчитываются НЗ для следующих групп должностей:

  • согласно п. 5 Правил, не требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей, размер которых не утвержден в рамках постановления № 1084. Для данной группы необходимо в обязательном порядке определить и утвердить НЗ в ведомственном акте нормативы количества и цены;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей (п. 5 Правил). Их размер также не утвержден положениями постановления № 1084;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей по п. 5 Правил, размер которых утвержден постановлением № 1084.

Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги

Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги в соответствующем финансовом году определяются по следующей формуле:

, где

— нормативные затраты, определенные для j-той группы затрат на единицу государственной услуги на соответствующий финансовый год.

Состав групп затрат определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с учетом особенностей оказания соответствующей государственной услуги.

При определении нормативных затрат на оказание государственной услуги учитываются:

— нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;

— нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:

— нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;

— нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;

— иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.

Распределение нормативных затрат на общехозяйственные нужды по отдельным услугам рекомендуется осуществлять в соответствии с вышеуказанными методами.

Читать еще:  При проведении аудита муниципальных унитарных предприятий

В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат:

— нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);

— нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у Учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг (далее — нормативные затраты на содержание недвижимого имущества);

— нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее — нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества);

— нормативные затраты на приобретение услуг связи;

— нормативные затраты на приобретение транспортных услуг;

— нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников Учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги);

— прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала по категориям с учетом норм труда, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги, в соответствии с действующей системой оплаты труда.

Нормативные затраты на материальные запасы определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае их утверждения) или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают в себя затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги.

Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании государственных услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества:

— нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;

— нормативные затраты на горячее водоснабжение;

— нормативные затраты на теплоснабжение;

— нормативные затраты на электроснабжение.

В случае заключения энергосервисного договора (контракта) дополнительно к указанным нормативным затратам определяются нормативные затраты на оплату исполнения энергосервисного договора (контракта), на величину которых снижаются нормативные затраты по видам энергетических ресурсов.

Для определения нормативных затрат на коммунальные услуги, по возможности, рекомендуется устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг на единицу государственной услуги для группы учреждений, находящихся в однотипных зданиях и оказывающих одинаковый набор услуг.

В составе нормативных затрат на коммунальные услуги учитываются:

— нормативные затраты на потребление электрической энергии в размере 90 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

— нормативные затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей.

Нормативные затраты на оплату исполнения энергосервисного договора (контракта) определяются как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов Учреждения, определенный условиями энергосервисного договора (контракта).

Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

— нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

— нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;

— нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;

— прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.

Нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

— нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;

— нормативные затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги;

— нормативные затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— прочие нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.

Нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников Учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются, исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем Учреждения, с учетом действующей системы оплаты труда.

В случае если Учреждение оказывает несколько государственных услуг, распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:

— пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;

— пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если государственные услуги, оказываемые Учреждением, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс. чел. посещений и т.д.), либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одна государственная услуга измеряется в чел., а другая в тыс. чел., то единицы изменения первой государственной услуги могут быть переведены в тыс. чел. путем умножения объема соответствующей государственной услуги на 1000);

Читать еще:  Денежное содержание муниципального служащего состоит из

— пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей Учреждения между оказываемыми государственными услугами);

— путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну государственную услугу (или часть оказываемых Учреждением государственных услуг), выделенную(ых) в качестве основной(ых) услуги для Учреждения;

— пропорционально иному выбранному показателю.

Как рассчитать нормативные затраты

Нормативные затраты — это специфический показатель, при помощи которого учредитель определяет объем финансового обеспечения учреждения на соответствующий финансовый год. Норматив используется для исчисления объема субсидии на муниципальное задание. Порядок подсчета имеет ряд особенностей.

Суть и предназначение

Норматив затрат используется как отдельный показатель расчетного алгоритма, чтобы определить объем финансирования учреждений бюджетной сферы. Учредитель или иной уполномоченный субъект определяет норму расхода на выполнение конкретной услуги или работы. Затем эта норма пересчитывается с учетом фактических реалий и характеристик получателя финансирования.

Простой пример: учредитель — муниципальный отдел образования. Сначала РОО исчисляет нормативные затраты на 2020 год для подведомственных организаций. То есть стоимость образовательной госуслуги из расчета на одного учащегося. После исчисления норматива объем финансового обеспечения исчисляется как произведение стоимости услуги и количества учащихся в конкретном учреждении.

Допустим, стоимость услуги на 1 ученика — 100 000 рублей.

Ключевая суть нормативных затрат заключается в том, чтобы определить один стандарт для всех. То есть усреднить или уравнять порядок финансирования, чтобы обеспечить справедливость.

Правовые основы регулирования

При формировании стандартов финансирования распорядителям бюджетных средств важно учитывать действующие рекомендации и нормативы. Конкретных ссылок на законодательные акты нет. Единый порядок расчетов и исчисления устанавливают учредители и профильные министерства. Какие требования учитывать при расчетах:

  1. Порядок формирования и финансового обеспечения, утвержденный Правительством, порядки, утвержденные региональными и муниципальными органами власти, в ведомственном подчинении которых находятся учреждения.
  2. Общие требования и правила к определению норматива трат, определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в конкретной сфере деятельности или отрасли. То есть отраслевые правила и рекомендации.

При исчислении затратных норм учредитель руководствуется законодательными требованиями и отраслевыми правилами. Например, муниципальный отдел образования, исчисляя нормативные затраты для бюджетных учреждений, руководствуется:

  • Постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640 (ред. от 09.07.2019) — требования федерального уровня;
  • Порядком формирования и финансового обеспечения госзадания, утвержденным на региональном и муниципальном уровнях;
  • отраслевыми рекомендациями и правилами. Это Приказы Минпросвещения России от 20.11.2018 № 235 и № 237.

Например, при расчете нормативных затрат учреждений культуры или здравоохранения следует учитывать отраслевые рекомендации профильных министерств и ведомств.

Кто рассчитывает

Обязанность по исчислению нормативов издержек лежит на учредителе либо на органе власти, осуществляющем полномочия и функции учредителя. Но это не значит, что иные организации и ведомства не вправе принимать участие в расчете. Для исчисления стандартов задействуют:

  1. Учредителя или распорядителя бюджетных средств. Только эта категория участников бюджетного процесса наделена полномочиями по распределению и доведению финансирования.
  2. Централизованные бухгалтерии и расчетные центры. Участвуют в исчислении как функциональная единица. То есть выполняют расчеты, выкладки, сбор и обработку информации, необходимой для подсчета.
  3. Учреждения — получателей субсидий. Получатель финансирования обязан принимать участие в подсчетах. Это необходимо, чтобы довести до учредителя фактические потребности в финансировании. Например, чтобы рассчитать нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, в отношении которого доведено госзадание.

Принципы расчета

Требования к расчету нормативных издержек определяются с учетом места нахождения, специфики деятельности и отраслевой принадлежности, но выделяют несколько единых принципов.

Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги

Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги в соответствующем финансовом году определяются по следующей формуле:

, где

— нормативные затраты, определенные для j-той группы затрат на единицу государственной услуги на соответствующий финансовый год.

Состав групп затрат определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с учетом особенностей оказания соответствующей государственной услуги.

При определении нормативных затрат на оказание государственной услуги учитываются:

— нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;

— нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:

— нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;

— нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;

— иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.

Распределение нормативных затрат на общехозяйственные нужды по отдельным услугам рекомендуется осуществлять в соответствии с вышеуказанными методами.

В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат:

— нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);

— нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у Учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг (далее — нормативные затраты на содержание недвижимого имущества);

Читать еще:  Закон иркутской области о муниципальной службе

— нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее — нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества);

— нормативные затраты на приобретение услуг связи;

— нормативные затраты на приобретение транспортных услуг;

— нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников Учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги);

— прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала по категориям с учетом норм труда, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги, в соответствии с действующей системой оплаты труда.

Нормативные затраты на материальные запасы определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае их утверждения) или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают в себя затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги.

Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании государственных услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества:

— нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;

— нормативные затраты на горячее водоснабжение;

— нормативные затраты на теплоснабжение;

— нормативные затраты на электроснабжение.

В случае заключения энергосервисного договора (контракта) дополнительно к указанным нормативным затратам определяются нормативные затраты на оплату исполнения энергосервисного договора (контракта), на величину которых снижаются нормативные затраты по видам энергетических ресурсов.

Для определения нормативных затрат на коммунальные услуги, по возможности, рекомендуется устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг на единицу государственной услуги для группы учреждений, находящихся в однотипных зданиях и оказывающих одинаковый набор услуг.

В составе нормативных затрат на коммунальные услуги учитываются:

— нормативные затраты на потребление электрической энергии в размере 90 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

— нормативные затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей.

Нормативные затраты на оплату исполнения энергосервисного договора (контракта) определяются как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов Учреждения, определенный условиями энергосервисного договора (контракта).

Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

— нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

— нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;

— нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;

— прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.

Нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

— нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;

— нормативные затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги;

— нормативные затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— прочие нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.

Нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников Учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются, исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем Учреждения, с учетом действующей системы оплаты труда.

В случае если Учреждение оказывает несколько государственных услуг, распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:

— пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;

— пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если государственные услуги, оказываемые Учреждением, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс. чел. посещений и т.д.), либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одна государственная услуга измеряется в чел., а другая в тыс. чел., то единицы изменения первой государственной услуги могут быть переведены в тыс. чел. путем умножения объема соответствующей государственной услуги на 1000);

— пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей Учреждения между оказываемыми государственными услугами);

— путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну государственную услугу (или часть оказываемых Учреждением государственных услуг), выделенную(ых) в качестве основной(ых) услуги для Учреждения;

— пропорционально иному выбранному показателю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector