Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крупная сделка муниципального предприятия

О крупных сделках для казенного предприятия

Нужно ли получать согласие собственника имущества унитарному предприятию, если размер оплаты за оказанные им услуги превысит 10 млн. рублей? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Руслан Габбасов и Аркадий Серков.

Казенное предприятие собирается перезаключить договор с соседним предприятием по предоставлению ему услуги по очистке сточных вод. Сумма договора составляет более 10 млн. руб. Нужно ли казенному предприятию получать согласие собственника имущества предприятия для совершения указанной сделки?

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Следует учитывать, что деньги отнесены гражданским законодательством к имуществу (ст. 128 ГК РФ) и, следовательно, получение предприятием оплаты за услуги также является приобретением имущества.

Безусловно, можно сказать, что деньги являются особым видом имущества, выступающего и в роли собственно меры оценки самого обязательства, и в роли средства платежа, то есть практически любой возмездный договор связан с их приобретением или отчуждением. В связи с эти возникают вопросы к формулировке рассматриваемой нормы, которая говорит не о любых возмездных сделках, а описывает некую отдельную категорию.

Тем не менее большая часть судебной практики исходит из того, что договор, по которому происходит приобретение денежных средств в качестве оплаты, также подпадает под описание крупной сделки, данное в п. 1 ст. 23 Закона N 161-ФЗ. Соответственно, к таким сделкам могут относиться и договоры возмездного оказания услуг, в которых унитарное предприятие выступает исполнителем (смотрите постановление ФАС Уральского округа от 13.11.2008 N Ф09-8328/08-С5, а также решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2012 по делу N А40-13534/12-148-124, оставленное без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 N 09АП-14132/12, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 N 09АП-11992/2010, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2012 N Ф02-4541/12, постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.2012 N Ф06-9526/12, постановление ФАС Уральского округа от 28.10.2011 N Ф09-6735/11).

Для целей гражданского законодательства величина МРОТ признается равной 100 рублям (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Соответственно, для унитарного предприятия крупной является сделка, связанная с приобретением имущества стоимостью более 5 миллионов рублей.

Таким образом, с учетом сказанного выше, договор, по которому унитарное предприятие должно получить оплату в размере 10 миллионов рублей, является для него крупной сделкой, и для ее совершения требуется согласие собственника имущества предприятия (п. 3 ст. 23 Закона N 161-ФЗ).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения

  • On 08.10.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Конкурс, Статьи, ФАС

В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки. Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника. При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.

При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Читать еще:  Постановление администрации ногинского муниципального района

Какая сделка является крупной

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

А вот для унитарных предприятий крупная сделка — это сделка стоимостью от 5 млн. рублей. Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО. Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью — закон № 14-ФЗ. Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной.

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку — крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ. Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.

Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно.

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно. В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной. И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.
Читать еще:  Закон о муниципальной службе воронежской области

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется. В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии. Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.

Имеет ли право унитарное предприятие заключать указанные сделки без согласия собственника предприятия?

Уставной фонд унитарного предприятия составляет 2 млн рублей.Унитарное предприятие заключает сделки, связанные с приобретением ,отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет менее 10% уставного фонда, с одним и тем же контрагентом в отношении одноименных товаров и предполагает их заключения неоднократно в течение месяца, квартала, полугодия.

Порядок деятельности унитарного предприятия регулируется нормами ГК, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее-Закон) и иными норм.-прав. актами.

В соответствии со ст. 3 Закона, Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

В соответствии со ст.18 Закона, Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Согласно с п. 15 ст. 20 Закона, Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие в случаях, предусмотренных Законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.

Читать еще:  Передача объекта строительства в муниципальную собственность

Статьей 23 Закона установлено, что Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Таким образом, в Законе перечислены ограничения на совершения сделок унитарным предприятием без согласия Собственника. Дополнительные ограничения на совершения сделок могут быть установлены Уставом унитарного предприятия.

Исходя из Вашего вопроса, если осуществляемые Вами сделки, связаны с видами деятельности и целями предприятия, то Вы имеете право заключать такие сделки без согласия Собственника.

Однако для полного заключения, Вам следует просмотреть Устав униитарного предприятия на предмет содержания в нем каких-либо ограничений в совершении сделок помимо установленных в Законе.

Крупная сделка для ФГУП’ов

Статьей 23 Федерального закона 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.

Статья так коряво сформулирована, что непонятно какую стоимость применять.

Что из указанного — 10 % уставного фонда унитарного предприятия или 50 тыс. МРОТ — стоит применять для определения крупной сделки? При уставном фонде в 500 млн. — крупной будет сделка свыше 50 млн. руб., а 50 тыс МРОТ — это 5 млн. руб.

Кто-нибудь сталкивался с таким вопросом?

  • 4850
  • рейтинг

Англо-американское договорное право

Купля-продажа акций (доли участия в ООО)

Гражданское право: актуальные вопросы и основные проблемы

Комментарии (8)

В письме Минэкономразвития России от 16.04.2014 N д08и-728 (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153884/) изложена позиция, что для крупных сделок ФГУПов должны соблюдаться одновременно оба критерия.
Росимущество впоследствии также отразило эту мысль в письме от 05.10.2015 N ИА-03/41274 (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189870/), где указало, что «. согласованию с собственником подлежат все возмездные сделки федерального государственного унитарного предприятия с ценой, превышающей меньшую из двух следующих величин: 5000000 (пять миллионов) рублей или 10 процентов уставного фонда предприятия.»

На мой взгляд, это неверное толкование.
По смыслу п. 2 ст. 2 Закона 161-ФЗ под термином «унитарные предприятия» (который использован и ст. 23) понимаются как предприятия на праве хозведения, так и казенные предприятия.
Соответственно, для предприятий на праве хозведения должен применяться критерий по размеру от уставного фонда, а критерий по МРОТ установлен для казенных предприятий (поскольку у них нет УФ).
Практика, если мне не изменяет память, была также настроена на такое толкование.

Lex semper intendit quod convenit rationi (Закон всегда имеет в виду то, что соответствует разуму)

По-моему, надо иметь особо извращенный склад ума, чтобы понять данную фразу МЭРа, так как поняло ее Росимущество.

« соответствует хотя бы одному из критериев »

Да уж, хотел бы я знать, как они сделали такой вывод.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector