Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крупная сделка для муниципального унитарного предприятия

Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения

  • On 08.10.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Конкурс, Статьи, ФАС

В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки. Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника. При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.

При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Какая сделка является крупной

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

А вот для унитарных предприятий крупная сделка — это сделка стоимостью от 5 млн. рублей. Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО. Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью — закон № 14-ФЗ. Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной.

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку — крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ. Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.

Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно.

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно. В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной. И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется. В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии. Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.

Читать еще:  Капитал муниципального унитарного предприятия

Имеет ли право унитарное предприятие заключать указанные сделки без согласия собственника предприятия?

Уставной фонд унитарного предприятия составляет 2 млн рублей.Унитарное предприятие заключает сделки, связанные с приобретением ,отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет менее 10% уставного фонда, с одним и тем же контрагентом в отношении одноименных товаров и предполагает их заключения неоднократно в течение месяца, квартала, полугодия.

Порядок деятельности унитарного предприятия регулируется нормами ГК, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее-Закон) и иными норм.-прав. актами.

В соответствии со ст. 3 Закона, Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

В соответствии со ст.18 Закона, Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Согласно с п. 15 ст. 20 Закона, Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие в случаях, предусмотренных Законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.

Статьей 23 Закона установлено, что Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Таким образом, в Законе перечислены ограничения на совершения сделок унитарным предприятием без согласия Собственника. Дополнительные ограничения на совершения сделок могут быть установлены Уставом унитарного предприятия.

Исходя из Вашего вопроса, если осуществляемые Вами сделки, связаны с видами деятельности и целями предприятия, то Вы имеете право заключать такие сделки без согласия Собственника.

Однако для полного заключения, Вам следует просмотреть Устав униитарного предприятия на предмет содержания в нем каких-либо ограничений в совершении сделок помимо установленных в Законе.

Крупная сделка для ФГУП’ов

Статьей 23 Федерального закона 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.

Статья так коряво сформулирована, что непонятно какую стоимость применять.

Что из указанного — 10 % уставного фонда унитарного предприятия или 50 тыс. МРОТ — стоит применять для определения крупной сделки? При уставном фонде в 500 млн. — крупной будет сделка свыше 50 млн. руб., а 50 тыс МРОТ — это 5 млн. руб.

Кто-нибудь сталкивался с таким вопросом?

  • 4850
  • рейтинг

Англо-американское договорное право

Правовой режим недвижимого имущества

Гражданское право: актуальные вопросы и основные проблемы

Комментарии (8)

В письме Минэкономразвития России от 16.04.2014 N д08и-728 (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153884/) изложена позиция, что для крупных сделок ФГУПов должны соблюдаться одновременно оба критерия.
Росимущество впоследствии также отразило эту мысль в письме от 05.10.2015 N ИА-03/41274 (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189870/), где указало, что «. согласованию с собственником подлежат все возмездные сделки федерального государственного унитарного предприятия с ценой, превышающей меньшую из двух следующих величин: 5000000 (пять миллионов) рублей или 10 процентов уставного фонда предприятия.»

Читать еще:  Денежное содержание муниципального служащего

На мой взгляд, это неверное толкование.
По смыслу п. 2 ст. 2 Закона 161-ФЗ под термином «унитарные предприятия» (который использован и ст. 23) понимаются как предприятия на праве хозведения, так и казенные предприятия.
Соответственно, для предприятий на праве хозведения должен применяться критерий по размеру от уставного фонда, а критерий по МРОТ установлен для казенных предприятий (поскольку у них нет УФ).
Практика, если мне не изменяет память, была также настроена на такое толкование.

Lex semper intendit quod convenit rationi (Закон всегда имеет в виду то, что соответствует разуму)

По-моему, надо иметь особо извращенный склад ума, чтобы понять данную фразу МЭРа, так как поняло ее Росимущество.

« соответствует хотя бы одному из критериев »

Да уж, хотел бы я знать, как они сделали такой вывод.

СОГЛАСОВЫВАТЬ ИЛИ НЕ СОГЛАСОВЫВАТЬ? ПРОБЛЕМЫ СОГЛАСОВАНИЯ КРУПНЫХ СДЕЛОК УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Гелена Хохлова, заместитель генерального директора по юридическим вопросам ФГУП «НИИ ПП», магистр частного права.

Унитарные предприятия распоряжаются движимым имуществом самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 295 ГК РФ). Одним из таких исключений являются крупные сделки, решение о заключении которых принимается с согласия собственника имущества предприятия (п. 3 ст. 23 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее — Закон). Юридическая неточность норм о согласовании крупных сделок с движимым имуществом унитарного предприятия зачастую затрудняет ведение основной деятельности предприятия и создает возможность бюрократического произвола.

Понятия и термины

В п. 1 ст. 23 Закона дается следующее легальное определение крупной сделки — это сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Поскольку деньги на расчетном счете — имущественное право требования клиента к банку, формально любая возмездная сделка с денежными расчетами может быть признана направленной на приобретение или отчуждение имущества — наличных или безналичных денег: в случае реализации товаров, работ, услуг приобретаются деньги, а в случае приобретения товаров, работ, услуг отчуждаются деньги.

Следует обратить внимание на то, что крупной может быть признана не только сделка, но и несколько взаимосвязанных сделок (п. 1 ст. 23 Закона). Критерий взаимосвязанности не раскрыт. Поэтому государственные органы могут трактовать данный критерий достаточно широко: взаимосвязь может определяться по поставщику (исполнителю), типу сделок, виду имущества и пр. Вместе с тем, на мой взгляд, для определения наличия или отсутствия взаимосвязи между сделками следует принимать во внимание тот конечный результат, на который они направлены. Так, например, если комплектующие детали закупаются по нескольким сделкам у одного поставщика, но для производства различных изделий (по различным заказам), то сделки не должны признаваться взаимосвязанными.

Оформление отношений по ремонту помещений с ремонтной организацией несколькими сделками может рассматриваться как взаимосвязанные сделки, т.к. они направлены на достижение одной и той же цели. Также ясно, что при оформлении одной научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы несколькими сделками (в несколько этапов) критерий взаимосвязанности будет налицо. Это относится и к договорам на поставку продукции. Законодатель не дал временных интервалов, в течение которых следует рассматривать взаимосвязь сделок, поэтому формально при ежегодном продлении договора дополнительными соглашениями следует принимать во внимание сумму всего договора нарастающим итогом.

Есть ли исключения?

Не сделано никаких исключений из правила о согласовании крупных сделок. Вместе с тем заключение сделки может быть обязательно для предприятия. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» размещение оборонного заказа проводится на конкурсной основе, за исключением работ по поддержанию мобилизационных мощностей.

Однако в случае, если претенденты на участие в конкурсе на размещение заказа отсутствуют, а также в случае, если по результатам проведения указанного конкурса не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями.

Оборонный заказ и заключение государственного контракта (контракта) на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций в случае, если размещение оборонного заказа не влечет за собой убытков от его выполнения. Исходя из изложенного, возникает следующий практический вопрос: должно ли предприятие согласовывать принятие государственного оборонного заказа к размещению, если размер государственного заказа превышает установленный критерий крупной сделки? По всей видимости, нет.

Нормы о согласовании сделок с собственником носят императивный характер, но эти нормы направлены на регулирование частных отношений. Нормы же об обязательности размещения гособоронзаказа не просто императивны, но приняты для обеспечения публичного (общественного), а не частного интереса. Поэтому отношения по процессу размещения гособоронзаказа регулируются в первую очередь публично-правовыми императивами, и государство-собственник (лицо, выступающее в гражданском обороте на общих основаниях) уступает место государству-суверену (лицу, имеющему право применять власть и силу). Хотя чиновники зачастую требуют согласования подобных крупных сделок.

Читать еще:  Расчет муниципального долга

Несколько иначе обстоит дело с заключением государственных контрактов на поставки (работы) для государственных нужд на аукционах. Ведь в соответствии со ст. 527 ГК РФ заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом (п. 2).

Формирование заказов и размещение поставок продукции для федеральных государственных нужд осуществляется в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

Поэтому, исходя из положений ст. 23 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», участие в открытых и (или) закрытых торгах, конкурсах, аукционах, если в результате победы на них предприятие будет обязано заключить государственный контракт, отвечающий критериям крупной сделки, должно согласовываться с собственником в установленном порядке.

В Российском космическом агентстве проводится согласование сделок на разработку и поставку вооружения и военной техники для Космических войск, хотя данные государственные контракты и выполняются в рамках Государственного оборонного заказа и обязательны для заключения и исполнения унитарными предприятиями, а участие в конкурсах и аукционах на выполнение поставок или работ для государственных нужд не согласовывается.

Стоимостной критерий крупной сделки

Таким образом, представляется важным внесение изменений в положения ст. 23 Закона: следует уточнить, что понимается под «имуществом», определить исключения из правил о согласовании, если крупная сделка подлежит обязательному заключению предприятием, а также более определенно выразить имущественный критерий.

Не все предприятия увеличили свои уставные фонды до размеров, установленных п. 3 ст. 12 Закона: размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия (500 тыс. руб.); размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия (100 тыс. руб.). Поэтому может возникнуть вопрос: исходя из какого размера уставного фонда — фактического или установленного в законе — следует рассчитывать стоимость имущества по крупной сделке?

Уставным фондом предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов (п. 1 ст. 12 Закона), и, соответственно, законодатель в ст. 23 «Крупная сделка» установил ту минимальную стоимость имущества, которая для данного конкретного предприятия (в зависимости от величины его уставного фонда) является крупной и подлежит согласованию при приобретении или отчуждении (относительный критерий). Вместе с тем законодатель установил, что минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия должен составлять, соответственно, 500 тыс. руб. и 100 тыс. руб. Из этого можно сделать вывод, что и нижняя граница стоимости имущества, определяемая для целей крупной сделки, может исчисляться исходя из указанных в Законе критериев и составляет 50 тыс. руб. и 10 тыс. руб. соответственно. Для предприятий, чей уставной фонд превышает установленный законом размер, крупная сделка определяется исходя из 10% фактического размера уставного фонда, если эта величина не превышает абсолютного критерия определения величины имущества для целей крупной сделки. При решении вопроса об обязательности согласования сделки как крупной может возникнуть вопрос, какой размер МРОТ принимается в расчет. Вопросы минимального размера оплаты труда регулируются Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», где установлено, что до внесения изменений в соответствующие нормативные акты исходя из базовой суммы, равной 100 рублям, производится исчисление размера налогов, сборов, штрафов и иных платежей, платежей по гражданско-правовым обязательствам определенных в МРОТ. Поэтому размер крупной сделки в зависимости от МРОТ должен исчисляться исходя из базовой суммы 100 рублей. Такой размер составит 5000 тыс. руб.

Исходя из изложенного, для определения размера крупной сделки установлено два критерия: относительный — превышение 10% уставного фонда (т.е. от 50 тыс. руб. и 10 тыс. руб. для государственных и муниципальных предприятий соответственно) и абсолютный — превышение пяти миллионов рублей. Сделка является крупной, если стоимость приобретаемого или отчуждаемого превышает хотя бы один критерий.

Если размер уставного фонда предприятия составляет 10000 тыс. руб., то предприятие обязано согласовывать сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, стоимость которого составляет более 1000 тыс. руб., т.е. более десяти процентов уставного фонда. Если же размер уставного фонда предприятия составляет 60000 тыс. руб., то предприятие обязано согласовывать сделки свыше 50000 тыс. руб., т.е. в случаях, когда стоимость имущества более чем в 50 тысяч раз превышает установленный МРОТ.

Ведущая рубрики Ольга Плешанова,
магистр частного права

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector