Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 12. Образовательные учреждения

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Государственные и негосударственные образовательные организации. Регулирование их деятельности законодательством РФ;

Регулирование деятельности образовательных учреждений разных видов.

Правовой статус и правовые основы деятельности образовательных учреждений.

Понятие образовательного учреждения, их типы и виды.

Определение — образовательное учреждение. Характеристика образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об образовании» одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть, т.е. система реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Образовательное учреждение — учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Для образовательного учреждения характерны следующие черты.

1. Образовательное учреждение есть всегда юридическое лицо, за исключением (временным) государственных и муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, которые пока могут и не иметь статуса юридического лица. В этом случае они выступают структурным подразделением муниципального органа управления образованием.

Как юридическое лицо, образовательные учреждения (имеющие такой статус), обладают имущественной обособленностью, ведут самостоятельную смету и имеют отдельный расчетный счет в банке. Кроме того, образовательные учреждения характеризуются организационным единством и имеют орган управления, наделенный властными полномочиями и правом совершать юридически значимые действия от имени образовательного учреждения, управлять его внутренними делами. Как и любые юридические лица, образовательные учреждения могут выступать в образовательных отношениях и в гражданском обороте от своего имени, иметь юридический адрес и наименование, нести самостоятельную имущественную ответственность по своим долгам всем принадлежащим учреждению имуществом.

2. Образовательное учреждение в гражданско-правовом отношении есть некоммерческая организация, т.е. основная – образовательная – деятельность учреждения не направлена на получение прибыли.

Вся система образовательных учреждений дифференцируется по типам, видам и организационно-правовым формам. Действующим законодательством предусматриваются следующие типы образовательных учреждений:

1) дошкольные учреждения

2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

3) учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского)

4) учреждения дополнительного образования взрослых

5) учреждения специального (коррекционного) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

б) учреждения дополнительного образования детей

7) учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). В рамках каждого типа могут создаваться учреждения различных видов (например, в рамках высшего профессионального образования могут открываться университеты, академии, институты) общего – лицеи, гимназии и т.д.)

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимся в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Читать еще:  О заимствованиях муниципальных предприятий кемеровской области

Правовой статус образовательного учреждения.

Возможности самоуправления в О.У. и компетенция О.У.

Компетенция и ответственность О.У.

Содержание и особенности правового статуса образовательного учреждения того или иного типа, вида и организационно-правовой формы обусловлены прежде всего и главным образом особенностями образовательной компетенции того уровня системы образования, в котором это учреждения находится в каждом данном случае.

Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Как уже было сказано, правовой статус, в том числе и прежде всего компетенция самого образовательного учреждения определяется тем, в «пространстве» чьей компетенции оно находится – федерального уровня, уровня субъекта РФ или уровня местного самоуправления. Исходя из этого, законодательством устанавливается следующая компетенция образовательного учреждения и соответствующая ее его правовая ответственность (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»):

1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием;

6) разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;

7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;

13) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;

15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона и иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации

.Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

В связи с растущей самостоятельностью образовательных учреждений изменяются и формы контроля в сфере образования. Наряду с процедурами лицензирования и аттестации усиливаются инспекционная и ревизионная деятельность Управления образования администрации города, органов управления образования, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, городской комиссии по делам несовершеннолетних и охране их прав в виде: комплексного и тематического инспектирования, взаимо- и самоанализа деятельности органов управления образования и образовательных учреждений по вопросам защиты прав детей в образовании, качества образования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Правовое регулирование деятельности образовательного учреждения, помимо законодательных и подзаконных актов федерального, регионального и муниципального уровня регулируется собственными нормативно-правовыми актами и, прежде всего, Уставом образовательного учреждения. локальные нормативные акты образовательных учреждений. С помощью Устава и иных локальных актов нормативно-правового характера, образовательному учреждению предоставляется возможность конкретизировать и дополнить нормы законов, указов Президента РФ, нормативно-правовых актов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления применительно к специфике образовательного учреждения.

Устав – важнейший юридический документ образовательного учреждения, определяющий статус учреждения, его отношения с учредителем и всеми участниками образовательного процесса. Устав является одним из основных организационно-правовых документов, на основании которого строится вся деятельность образовательного учреждения.

1. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

2. Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации. ( ст. 11.1 закона «об Образовании» )

Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется

9.1.4.Управление образовательным учреждением

Образовательным является учреждение, осуществляющее обра­зовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько обра­зовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспи­тание обучающихся, воспитанников.

Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации.

Деятельность государственных, муниципальных образователь­ных учреждений регулируется типовыми положениями о соответст­вующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатывае­мыми на их основе уставами.

Государственный статус образовательного учреждения устанав­ливается при его аккредитации.

Структура и требования к содержанию устава образовательного учреждения определены Законом Российской Федерации об образо­вании. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной федеральным законодательством, разрабатывается и принимается им самостоятельно.

Основы организации управления образовательным учреждением в принципе определены Законом об образовании, а высшим учебным заведением, кроме того, федеральным Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (ст. 12). Дополнительно уп­равление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется Типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреж­дений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и дру­гих вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждениям.

Читать еще:  Письмо о предоставлении муниципальной гарантии

В соответствии с Законом об образовании управление государст­венными и муниципальными учреждениями осуществляется на прин­ципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагоги­ческий совет и др. Порядок выборов этих органов и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление указанным образовательным уч­реждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят сове­том по контракту; избран коллективом образовательного учрежде­ния; избран коллективом образовательного учреждения с предвари­тельным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлени­ем совету образовательного учреждения права вето; назначен учре­дителем; нанят учредителем. В гражданском образовательном учреж­дении назначение ректора не допускается.

Полномочия совета и руководителя образовательного учрежде­ния разграничиваются в его уставе.

Непосредственное управление государственным или муници­пальным образовательным учреждением осуществляет прошедший установленную аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Статус руководителя государственного образовательного учреж­дения федерального подчинения определяется Правительством Рос­сийской Федерации.

Эти позиции отражены в типовых положениях об образователь­ных учреждениях, которые регламентируют и иные вопросы. На­пример, ряд функций совета государственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплен непосредственно в Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обуча­ющихся и др.). Типовым положением о государственном среднем спе­циальном учебном заведении определены состав его совета, возмож­ность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность созда­ния других органов; полномочия директора как органа юридического лица и распорядителя кредита и др.

Управление государственным высшим учебным заведением более детально регламентируется федеральным Законом о высшем и послевузовском образовании, Типовым положением о таком учебном заве­дении.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет. Он является выборным представительным органом. В его состав входят ректор (он же председатель учебного совета) и про­ректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.

Порядок выбора первого состава ученого совета определяется об­щим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотруд­ников и представителей других категорий работников и обучающих­ся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций.

Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных ус­тавом вуза.

В вузе могут создаваться другие советы по различным направ­лениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы дея­тельности советов определяются уставом вуза.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Порядок избрания ректора устанавливается уставом вуза.

При мотивированном отказе органа управления образования утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора, проводятся новые выборы. Если в этом случае кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке.

В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном вузе до формирования ученого совета устав соответствующего вуза утверждается государственным органом управления образованием на срок не более чем один год. С ректором такого вуза заключается трудовой договор (контракт) на этот же срок.

В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоря­жения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.

Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам вуза.

В зависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.) могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы. Порядок их избрания и полномочия определяются уставом вуза.

Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.

Кафедру возглавляет заведующий. Положения о кафедре и других подразделениях разрабатывает и утверждает вуз в порядке, предус­мотренном его уставом.

Управление муниципальным высшим учебным заведением стро­ится по той же модели, что и государственным вузом.

Основополагающим принципом управления государственным и муниципальным вузом является сочетание единоначалия и кол­легиальности.

Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Мос­ковский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он явля­ется учебно-научным и учебно-методическим центром высшего обра­зования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, органи­зация управления им регламентируется уставом, учитывающим осо­бый статус и структуру университета.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляют непосредственно его учредители или по их поручению попечительский совет, формируемый учредителями. Многие вопросы организации управления таким учреждением регламентируются в его уставе.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Читать еще:  Закон о муниципальных выборах томской области

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

Вопрос 27.Принципы управления учреждениями дополнительного образования

Управление системой дополнительного образования детей осуществляется на нескольких уровнях. На федеральном уровне – путем принятия законов, регулирующих деятельность в сфере образования, определения доли бюджетных расходов на нужды образования, утверждения программ развития образования. Правительство Российской Федерации утверждает типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, другие нормативные акты, имеющие существенное для деятельности таких учреждений. Оперативное управление системой осуществляет Министерство образования, его специальное подразделение.

На региональном и муниципальном уровнях этими вопросами занимаются органы представительной и исполнительной власти. (смотреть статью29-31закон об образовании). Непосредственное руководство учреждениями дополнительного образования осуществляют органы управления образованием — департаменты, комитеты, управления, отделы.

Управление государственными и муниципальными учреждениями, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления является совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Непосредственное управление осуществляет директор(смотреть типовое положение управление и руководство).

В статье 12 Закона Российской Федерации «Об образова­нии» указывается:

— образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечи­вающее содержание и воспитание обучающихся, воспитан­ников;

— деятельность государственных и муниципальных образо­вательных учреждений регулируется типовым положени­ем об образовательном учреждении соответствующих типов и видов и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

деятельность учреждения дополни­тельного образования детей — согласованное упорядочение раз­личных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, об­служивающей и др.), связующим центром всех видов деятельности учреждения является образовательный процесс

Понятие «управление» имеет много определений. Сегодня ка­ждый уважающий себя специалист стремится показать понима­ние принципов и средств организации, заведования, управления предприятием или учреждением — менеджмента. Многие согла­шаются с тем, что менеджмент — это искусство управления, зави­сящее не только от профессионализма человека, но и его творче­ских способностей, неординарного мышления, волевых качеств.

Первое требование к современному руководителю — он дол жен стать настоящим менеджером. Менеджер образования — это управленец, обладающий способностями находить ресур­сы, проектировать, программировать и организовывать (запус­кать) процесс образования. Этот тип руководителя отличается следующими основными чертами:

— владеет управлением как профессией;

— имеет специальное управленческое образование;

— внутренне свободен, инициативен;

— ориентируется на работу в команде единомышленников;

— критичен, готов к диалогу, дискуссиям, открыт к новой информации;

— обладает широкой эрудицией и кругозором.

уметь управлять — значит приводить к успеху других.

Другое, не менее важное требование к руководителю, — быть преобразующим лидером, уметь принимать существенные ре­шения по изменению и преобразованию. Лидер — это стратег, причем это не просто служебная роль, а личное качество, выра­жающееся в стиле поведения. Руководитель должен четко представлять свою личную мис­сию по отношению к коллективу, его развитию. А значит, руко­водитель — это человек, который умеет работать с целями (функционирования и развития учреждения в целом, с целями отдельных подразделений, с целями управления и личной управленческой деятельности) и сам должен обладать четкими и осознанными целями

Сегодня заметно возрос интерес ученых и практиков к про­блемам управления образовательными учреждениями, и осо­бенно управления его развитием. Во многом это связано с по­стоянно увеличивающимся разнообразием инновационных процессов, перестроек внутри самой системы образования — от реформирования сроков обучения, появления авторских про­грамм и нестандартных учебников до открытия новых видов образовательных учреждений, конструирования оригиналь­ных масштабных проектов.

В системе дополнительного образования детей распростра­ненной формой освоения нового (развития) стала эксперимен­тальная деятельность, проводимая инициативно отдельным учреждением по программно-методическому обеспечению об­разовательного процесса, региональными или муниципальны­ми органами управления образованием по проектированию программ развития образовательных систем или Министерст­вом образования Российской Федерации в освоении критериев и процедур аттестации.

Итак, управление — это целенаправленная деятельность, объединяющая людей, рационально организующая их усилия на достижение общих результатов (целей). Благодаря управле­нию совместная деятельность людей обретает порядок и смысл. Это утверждение относится к учреждению дополнительного об­разования детей в целом и к каждому объединению — кружок, группа, театр, секция и пр. Управление в них возникает тогда, когда они объединяются, чтобы совместно организованно, направленно добиться важных и желаемых для всех результатов.

Управленческая деятельность в образовании изменяется под воздействием социально-политических процессов в обще­стве, смены социальных потребностей и запросов, перестройки концептуальных оснований образования и появления ком­плексных программ развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector