Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аудит муниципальных предприятий

Обязано ли унитарное предприятие проводить обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности

Унитарное предприятие обязано проводить обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если собственник имущества унитарного предприятия принял решение о проведении обязательного ежегодного аудита унитарного предприятия.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Федеральный закон N 307-ФЗ) обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Читать еще:  161 фз о муниципальных

В Письме Минэкономразвития России от 04.04.2011 N Д06-1874 разъяснено, что по вопросу о необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия необходимо обращаться к собственнику имущества такого государственного унитарного предприятия.

Следовательно, унитарное предприятие обязано проводить обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если собственник имущества унитарного предприятия принял решение о проведении обязательного ежегодного аудита унитарного предприятия.

О проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственным унитарным предприятием (ГУП); о необходимости проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП в случае принятия собственником имущества ГУП решения о проведении да

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере имущественных отношений, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

1. По вопросу проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственным унитарным предприятием сообщаем следующее.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулируются специальным законом — Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ).
В ст. 20 Закона N 161-ФЗ закреплены основные права собственника имущества унитарного предприятия, в том числе право принимать решение о проведении аудиторских проверок, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг.

В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона N 161-ФЗ бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия.

Таким образом, по вопросу о необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия необходимо обращаться к собственнику имущества такого государственного унитарного предприятия.

2. По вопросу, является аудит обязательным или инициативным в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ, сообщаем следующее.

Читать еще:  Деятельность государственных муниципальных образовательных учреждений образования

Пунктом 16 ч. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Аудиторская деятельность регламентируется Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно.

Таким образом, по мнению Департамента, в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности указанного предприятия такой аудит будет являться обязательным.

3. По вопросу о способе размещения заказа в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия, порядке заключения такого договора сообщаем следующее.

Случаи проведения обязательного аудита и порядок заключения договора на проведение обязательного аудита установлены в ст. 5 Закона N 307-ФЗ.

Часть 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ содержит императивные нормы, в том числе для государственных унитарных предприятий в части заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности таких предприятий. Так, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий заключается по итогам размещения заказов путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).

Следует отметить, что Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установлены ст. 10 Закона N 94-ФЗ: путем размещения заказа у единственного исполнителя, путем запроса котировок, путем проведения конкурса или путем проведения аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Вместе с тем следует отметить, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются государственными и муниципальными заказчиками, проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий не является государственными и муниципальными нуждами.

На основании изложенного с учетом норм ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ при отборе лиц в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий размещение заказа, по мнению Департамента, возможно только путем проведения открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ. При этом, по мнению Департамента, Закон N 94-ФЗ применяется только в части установления порядка отбора государственными унитарными предприятиями лиц для проведения обязательного аудита.

Читать еще:  Типовой договор с руководителем муниципального учреждения

Письмо МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ от 4 апреля 2011 г. N Д06-1874

Приложение. Порядок определения случаев обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий района

Порядок
определения случаев обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий района
(утв. постановлением администрации Пичаевского района Тамбовской области
от 29 декабря 2012 г. N 1185)

С изменениями и дополнениями от:

14 марта 2016 г.

1. Муниципальные унитарные предприятия района обязаны ежегодно проводить аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия района проводится по итогам финансового года не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Пичаевского района Тамбовской области от 14 марта 2016 г. N 101 пункт 3 изложен в новой редакции

3. Муниципальные унитарные предприятия района самостоятельно осуществляют размещение заказа на оказание услуг по проведению ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности путём проведения торгов в форме открытого конкурса, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления порядка отбора муниципальными унитарными предприятиями района лиц для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

4. Договор на проведение ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заключается муниципальным унитарным предприятием района по итогам торгов в форме открытого конкурса.

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Пичаевского района Тамбовской области от 14 марта 2016 г. N 101 пункт 5 изложен в новой редакции

5. Администрация района утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг по результатам открытого конкурса, указанного в пункте 3 настоящего Порядка.

6. Оплата услуг аудитора производится за счет собственных средств муниципального унитарного предприятия района.

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Пичаевского района Тамбовской области от 14 марта 2016 г. N 101 пункт 7 изложен в новой редакции

7. Муниципальные унитарные предприятия района, которые проводят ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляют в администрацию района заверенные надлежащим образом копию отчёта аудитора и копию аудиторского заключения в течение десяти рабочих дней со дня их подписания, но не менее чем за пять рабочих дней до дня проведения балансовой комиссии.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector