Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговая запросила карточки бухгалтерских счетов

Нужно ли представлять налоговикам регистры бухучета

Тему статьи предложила Елена Владимировна Ткаченко, главный бухгалтер ООО «Молпродкомплект», г. Барнаул.

Кроме первичных документов, налоговики при проведении выездных и камеральных налоговых проверок могут потребовать представить им и регистры, причем не только налогового учета, но и бухгалтерского. Насколько законно истребование инспекцией регистров бухучета?

Камеральная проверка: когда налоговики вправе истребовать бухучетные регистры

Основные правила истребования документов при проведении камеральной проверки закреплены в ст. 88 НК РФ. И там прямо не предусмотрено представление проверяющим бухгалтерских регистров.

В то же время в 2012 г. Высший арбитражный суд указал, что налоговый орган вправе истребовать любые документы, подтверждающие достоверность данных проверяемой декларации, если в ходе ее камеральной проверки выявлены несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у инспекции документах, полученных ею в ходе налогового контрол я Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 14951/11 .

ВНИМАНИЕ

Документы инспекция может требовать лишь тогда, когда обнаруженные ею несоответствия и противоречия указывают на занижение суммы НДС к уплате или на завышение суммы налога к возмещени ю п. 8.1 ст. 88 НК РФ .

Важно лишь, чтобы истребуемые документы имели непосредственное отношение к выявленным ошибка м Постановление ФАС ПО от 07.03.2012 № А12-13971/2011 .

Если ошибок, противоречий и несоответствий при камеральной проверке не было обнаружено, то инспекторы не могут требовать от налогоплательщика представления дополнительных документо в Постановления Президиума ВАС от 11.11.2008 № 7307/08 ; ФАС МО от 28.04.2012 № А40-87461/11-99-409 , от 07.04.2010 № КА-А40/3003-10 (в том числе и регистров бухучета). Так, однажды суд указал, что поскольку при камеральной проверке не было выявлено ошибок и противоречий, то инспекция не имела права запрашивать оборотно-сальдовые ведомост и Постановление ФАС ПО от 10.09.2013 № А65-406/2013 .

При проведении камеральной проверки НДС-декларации с 2015 г. Налоговый кодекс дает проверяющим прямую возможность истребовать первичные и иные документы в случае выявления ошибок, несоответствий и противоречи й п. 8.1 ст. 88 НК РФ .

Поскольку Налоговый кодекс делает упор на возможность истребования документов, отличных от первичных, правомерность истребования регистров бухучета не должна вызывать споров. Главное — чтобы такие регистры имели отношение к указанным в декларации операциям.

По разъяснениям налоговой службы, данным в 2012 г., налоговые органы при проведении камеральной проверки НДС-декларации не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документам и Письмо ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ . Исходя из этого, некоторые бухгалтеры делают вывод, что в рамках камеральной проверки НДС-декларации инспекторы вообще не могут запрашивать бухучетные регистры, ведь к первичным документам они не относятся. Однако это не так — просто эти разъяснения надо правильно понимать.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В Письме ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ идет речь о том, что в число документов, которые не могут истребоваться в принципе при проведении камеральной проверки, входят документы, для составления которых налогоплательщик должен провести определенную работу, например по систематизации и анализу информации.

Понятно, что регистры налогового и бухгалтерского учета к этим документам не относятся, ведь такие регистры уже есть в организации. Подход, в который заложена принципиальная возможность истребования регистров бухучета, основан на общем правиле о том, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в числе прочего документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборо в подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ .

Упомянутые рекомендации, данные налоговой службой в 2012 г., достаточно универсальны и не противоречат нормам ст. 88 НК РФ, предусматривающей при определенных условиях право налогового органа запрашивать регистры учета при проведении камеральных проверо к ” .

Как видим, инспекторы могут истребовать у налогоплательщиков регистры бухгалтерского учета. Но только в случае обнаружения в проверяемой декларации ошибок, несоответствий и противоречий.

Также налоговики вправе требовать любые документы, в том числе и регистры бухучета, если они подтверждают право на налоговые льготы, заявленные в деклараци и п. 6 ст. 88 НК РФ . Но это редкий случай.

Читать еще:  Карточка бухгалтерских счетов по контрагенту

Выездная проверка: истребование регистров бухучета тоже возможно

При проведении выездной проверки по какому-либо налогу (к примеру, по НДС, по налогу на прибыль, по налогу на имущество) инспекторы могут изучать, в частности, и регистры бухучета.

Так, в рекомендациях по проведению выездных налоговых проверо к утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 , разработанных на основе норм ст. 89 НК, инспекторам предписано анализировать практически все документы, имеющие отношение к предмету проверки. В числе прочего указаны и приказ об учетной политике, и рабочий план счетов бухучета, и утвержденные формы регистров бухучета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.) п. 5.1 Рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок, утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 . По каждому нарушению в акте проверки в случае необходимости должен быть указан порядок отражения операций в регистрах бухгалтерского и налогового учет а подп. «а», «б» п. 3.2 Требований (приложение № 24 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) .

Документов, которые налоговики могут затребовать при выездной проверке, — вагон и маленькая тележка. И регистры бухучета — не исключение

Судебная практика подтверждает правомерность требований инспекторов представить им регистры бухучета в случаях, если они имеют отношение к предмету проверк и см., например, Постановление ФАС СЗО от 28.02.2013 № А13-3557/2012 . Один из арбитражных судов указал, что в организации подтверждением данных учета по налогу на прибыль являются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учет а Постановление ФАС ЦО от 30.07.2013 № А64-5847/2012 . Следовательно, все документы, содержащие информацию, которая может быть использована инспекцией при проведении проверки, она имеет право требоват ь Постановления Президиума ВАС от 05.02.2013 № 11890/12 , от 08.04.2008 № 15333/07 ; 9 ААС от 28.01.2015 № 09АП-54933/2014 ; ФАС МО от 13.02.2014 № А40-8274/13 , от 09.09.2013 № А40-149427/12-140-1074 .

Если же ваша организация не ведет те или иные регистры бухучета, то даже если налоговики будут их требовать, не спешите создавать несуществующие регистры. Направьте в инспекцию те регистры, которые у вас есть. А по несуществующим сделайте письменное пояснение, что конкретно эти запрошенные регистры бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой ваша организация не ведет. Штрафа за непредставление таких документов быть не должн о Письмо Минфина от 25.01.2012 № 07-02-06/10 .

В одном из споров рассматривался случай, когда инспекция в рамках выездной проверки запросила расшифровку строк форм бухгалтерской отчетности. Организация такую расшифровку не представила, и инспекция затребовала с нее штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный докумен т п. 1 ст. 126 НК РФ . Однако суд счел, что такие расшифровки не относятся ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов. Поэтому у организаций нет обязанности их представлять. А значит, штрафовать организацию не за что Постановление АС МО от 09.02.2015 № А40-32972/14 .

При выездной проверке инспекция иногда требует представить заверенные копии документов уже после того, как видела вживую их подлинники. Некоторые бухгалтеры считают, что раз документы уже были представлены инспекции для ознакомления, то их повторный запрос незаконе н п. 5 ст. 93 НК РФ . Однако это не так. Во-первых, допуск проверяющих к ознакомлению с оригиналами документов не равнозначен представлению им таких документов. А во-вторых, даже если бы инспекция взяла ваши документы к себе, а затем вернула, она имеет право истребовать копии таких документо в п. 5 ст. 93 НК РФ .

Напомним, что по общему правилу для представления документов дается 10 рабочих дней со дня получения требовани я п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ . За необоснованный отказ или непредставление документов в установленные сроки инспекция может оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный докумен т ст. 126 НК РФ . А на руководителя (главного бухгалтера) могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб. статьи 2.4, 15.6 КоАП РФ

Читать еще:  Подтверждение оплаты банковской картой

Карточки бухгалтерских счетов для налоговой

kartochki_dlya_nalogovoy.jpg

Похожие публикации

Почти каждой компании доводилось получать требование от ИФНС о необходимости представления документов по различным поводам – проверкам деятельности фирмы или партнеров, с которыми она взаимодействует. Обычно требования инспекции стандартны: предприятие или ИП должны представить инспектору документы по списку к определенному сроку. Рассмотрим, какую документацию подавать следует обязательно, а по какому запросу можно отказать.

Правовые аспекты

Ст. 31 НК РФ определяется набор форм, которые ИФНС вправе затребовать – это документы, служащие основой для расчета налогов и подтверждающие их достоверность, а также своевременность платежей. Право их требования у подвергаемых проверке предприятий определяет ст. 93 НК РФ, а сведения о работе проверяемой фирмы могут запрашиваться у ее партнеров или других лиц (ст. 93.1 НК РФ).

В НК РФ не приводится точный список документов, обязательных к представлению, лишь указано, что на их основе исчисляются налоги (п. 6 ст. 23 НК РФ). Список документов, которые инспекторы имеют право затребовать, открыт. Однако это не значит, что ИФНС может сослаться на потребность в любых документах, и у компании автоматически образуется обязанность их подачи.

Подтверждающими сведения налогового учета (НУ) и являющимися обязательными к представлению в ИФНС, считаются (ст. 313 НК РФ):

3) расчеты базы налога.

Карточка бухгалтерских счетов не входит в этот список, но зачастую ИФНС требует ее наряду с другими бухгалтерскими формами.

Если налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов

Казалось бы, предприятие не обязано представлять ИФНС карточки бухучета, но не так все однозначно. Существует немало руководящих документов, регламентирующих представление регистров бухучета в различных ситуациях. Например, в письме Минфина РФ от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228 отмечается, что при выездной проверке ИФНС полномочна проверять регистры бухучета и НУ, ведение которых закреплено в УП для целей налогообложения. Решение АС Центрального округа от 29.07.2015 № А35-1029/2014 отмечает, что НК РФ (ст. 21, 54, 93, 313) обязывает компании вести регистры бухучета, а у ИФНС есть право проверки тех из них, что ведутся в утвержденном порядке и на базе положений УП. Непредставление документов, ведение которых для целей НУ не является обязательным (и не закреплено в УП), не влечет налоговой ответственности.

Хотя карточки счетов не относятся к разряду подобных форм, компании могут их предоставлять, если считают необходимым. На практике чаще так и случается, особенно, если в требовании четко прописано, какие из них необходимы для проверки. Если же требование получено с формулировкой «по обоснованной необходимости», компании часто отказывают в представлении документов, мотивируя как раз необоснованность, поскольку НК РФ никак не комментирует подобную формулировку. В таком случае важно не игнорировать требование ИФНС, а отправить письменный отказ, указывая в нем, например, несостоятельность запроса или несоответствие информации в карточках критериям, предъявляемым НК.

Карточки бухгалтерских счетов по контрагенту для налоговой

При встречной проверке ИФНС не вправе запрашивать карточки бухгалтерских счетов в качестве подтверждающих операции с проверяемым контрагентом. Минфином РФ даны разъяснения, что запрашивать могут лишь документы, относящиеся к деятельности контрагента. В карточках же приводится информация о компании, следовательно, она вправе их не представлять.

Пример

При встречной проверке у компании затребованы документы, подтверждающие проведение сделок:

  • счета-фактуры;
  • договор;
  • платежное поручение;
  • ПКО;
  • акт приема-передачи к договору;
  • выписку из книги продаж;
  • карточки бухгалтерских счетов 62, 90.

Компания, подготовив документы, непосредственно относящиеся к операциям с контрагентом, отказалась предоставить карточки, мотивируя в сопроводительной записке необоснованностью требования по их представлению, поскольку они не служат основанием для расчета и уплаты налогов проверяемого партнера (пп. 11 ст. 21 НК РФ).

ИФНС расценила действия компании, как отказ от предъявления данных, и оштрафовала (ст. 129.1 НК РФ). Компанией была инициирована процедура досудебного урегулирования спора, но вышестоящий орган (УФНС) встал на сторону инспекции.

Разбирательство продолжилось в суде, окончившись вынесением решения в пользу компании. Суд решил, что карточки бухсчетов 62 и 90, запрошенные ИФНС, в рассматриваемой ситуации не могут быть признаны документами, которые компания обязана представить ИФНС для проверки контрагента.

Читать еще:  Карточка ос 1 образец заполнения

Суд основывал свои выводы исходя из того, что карточки счетов 62 и 90, являясь документами бухучета компании:

  • не касаются деятельности контрагента;
  • не связаны с расчетом и уплатой налогов, т. е., не будучи первичными документами или учетными регистрами, не подтверждают данные НУ.

Имеющиеся в карточках сведения не могут признаваться информацией, необходимой к представлению в ИФНС для налогового контроля партнера, а, так как карточки счетов не являются обязательными для целей НУ, компания-заявитель не несет ответственности за их непредставление. (Решение АС Республики Бурятия от 05.03.2013 № А10-2526/2012).

Вопрос: При проведении налоговой проверки проверяющие потребовали представления карточек бухгалтерских счетов по расчётам с контрагентом. Проверяющая организация отказалась представить карточки бухгалтерских счетов. Насколько правомерно наложение штрафа по статье 129.1 НК РФ? («Практический бухгалтерский учет», N 1, январь 2014 г.)

При проведении налоговой проверки проверяющие потребовали представления карточек бухгалтерских счетов по расчётам с контрагентом. Проверяющая организация отказалась представить карточки бухгалтерских счетов. Насколько правомерно наложение штрафа по статье 129.1 НК РФ?

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Налоговики вправе потребовать представления, в частности:

— документов и информации относительно деятельности её контрагента — в рамках проводимой в отношении его налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

— документов и информации относительно конкретной сделки с контрагентом в случае, если в не рамок налоговой проверки возникает обоснованная необходимость получения этих документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);

Требование о представлении указанных документов (информации) направляется организации через налоговый орган в котором она состоит на учёте (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);

Организация, получившая такое требование, в течение пяти рабочих дней обязана либо представить истребуемые документы (информацию), либо сообщить инспекции о том, что не располагает ими (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

За отказ от представлении запрашиваемых документов или за непредставление их в установленные сроки организация, располагающая указанными документами (информацией), может быть привлечена к ответственности по статье 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа 5 000 или 20 000 руб., если правонарушение совершено повторно в течение года.

Таким образом налоговики вправе истребовать только те документы и информацию, которые непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента либо конкретной индивидуально определенной сделки.

Карточки бухгалтерских счетов это регистры бухгалтерского учета предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и её контрагентом. Карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении её контрагента.

Непредставление карточек счетов бухгалтерского учёта не образует состав правонарушения, установленный статьёй 129.1 НК РФ.

Таким образом, решение налоговых органов о привлечении организации к ответственности по статье 129.1 НК РФ может быть оспорено в суде.

Специалисты ООО «Smart Solution»

1 января 2014 г.

«Практический бухгалтерский учет», N 1, январь 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Практический бухгалтерский учет»

ООО Издательский дом «Бухгалтерия и банки»

Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector