Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Снятие требования об уплате капитализированных платежей

ВАС РФ готовит разъяснения о капитализации платежей

Президиум Высшего арбитражного суда РФ на состоявшемся недавно заседании рассмотрел проект информационного письма «О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве». Поговорим о проблемах, затронутых на заседании.

Прежде чем перейти к обсуждению проекта информационного письма (далее — проект), приведем основные положения законодательства о капитализации платежей при банкротстве.

Правовая база

В статье 64 ГК РФ установлено, что при ликвидации юридического лица в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Капитализация средств осуществляется в целях их дальнейших выплат в пользу как застрахованных, так и иных лиц, имеющих право на получение возмещения.

Согласно ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) размер названных требований определяется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за десять лет. Если возраст гражданина превышает 70 лет, период капитализации повременных платежей — десять лет. В пункте 3 ст. 135 Закона о банкротстве предусмотрено, что с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. В этом случае требование также удовлетворяется в первую очередь.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при ликвидации страхователь — юридическое лицо обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ. Капитализация средств в такой ситуации осуществляется в целях их дальнейших выплат в пользу застрахованных лиц, имеющих право на получение возмещения. Страховщиком по данному виду страхования является ФСС России, который обязан аккумулировать данные платежи.

Справка

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 № 867 утвержден Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением ФСС России от 30.07.2001 № 72 утверждена Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц — страхователей.

Ранее ВАС РФ уже разъяснял применение законодательства, связанного с капитализацией платежей. Этому вопросу посвящены постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» (далее — постановление Пленума ВАС РФ № 57), от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“» и письмо ВАС РФ от 18.08.98 № С5-7/УЗ-645 «О Федеральном законе „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“».

Право голоса ФСС России

ФСС России предоставляет обеспечение по данному виду страхования застрахованным и иным лицам, имеющим право на страховые выплаты. На основании п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ Фонд соцстраха имеет право требования к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате ему капитализированной суммы. В проекте сказано, что такое требование предъявляется и представляется в деле о банкротстве в соответствии с п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 57. Фонду предоставляется право голоса на собрании кредиторов согласно п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве.

Участие налоговой службы

Как уже отмечалось, на основании п. 3 ст. 135 Закона о банкротстве к Российской Федерации переходит право требования гражданина, который не является застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты, и перед которым должник несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, в сумме капитализированных платежей. В этом случае исходя из п. 5 постановления Пленума ВАС РФ № 57 указанное требование от имени государства вправе предъявить должнику Федеральная налоговая служба как орган, уполномоченный представлять в делах о банкротстве требования Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам, в том числе по выплате капитализированных платежей. Данное разъяснение основано на положении п. 2 постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротствае».

Гражданин передает право требования

В пункте 3 проекта разъяснена процедура передачи гражданином государству своего права требования к должнику в сумме капитализированных платежей. Арбитражные суды, рассматривающие дела о банкротстве, обязаны разъяснять всем гражданам, имеющим такие требования, о наличии у них права давать согласие на переход требований к Российской Федерации, а также о последствиях согласия в виде перехода обязанности по выплате повременных платежей к государству. Граждане могут выразить согласие путем сообщения об этом арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве. При наличии согласия об этом указывается в судебном акте, который может быть вынесен без привлечения лиц, участвующих в деле. Этот судебный акт можно обжаловать.

В проекте обращается внимание на то, что соответствующее обязательство должника переходит к РФ в полном объеме, включая не уплаченные платежи за периоды до такого перехода.

Рассмотрев заявление, суд может обязать государство, к которому перешло обязательство должника, выплачивать гражданину периодические пожизненные ежемесячные платежи, в том числе взыскать накопившиеся просроченные платежи. Арбитражный суд должен выдать исполнительный лист на взыскание названных платежей, который подлежит исполнению Минфином России в порядке, установленном ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.

Справка

В статье 242.2. БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В статье, в частности, сказано, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении их в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся изменения в сводную бюджетную роспись.

Заявление гражданина рассматривается судьей в судебном заседании с извещением заявителя и Российской Федерации в лице Минфина России. Это ведомство в части рассмотрения указанного заявления пользуется правами лица, участвующего в деле о банкротстве. В проекте обращается внимание на то, что гражданин вправе подать заявление о переходе своего требования к государству и после завершения конкурсного производства. Это обстоятельство не препятствует суду удовлетворить данное заявление.

В проекте также отмечается, что в силу ч. 2 ст. 27 АПК РФ споры между гражданином и Российской Федерацией о последующем изменении размера возмещения вреда неподведомственны арбитражным судам.

Порядок удовлетворения требований

В статье 135 Закона о банкротстве установлены размер и порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди. В пункте 4 проекта разъяснено, что положения названной статьи распространяются на требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, независимо от даты их возникновения. Это относится и к требованиям, возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве. По текущим требованиям такого рода в конкурсном производстве осуществляются ежемесячные платежи в очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.

Справка

Согласно п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности.

В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц.

Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

Читать еще:  Реконструкция модернизация капитальный ремонт понятие различие

В третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Из содержания приведенного пункта следует, что требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, по текущим платежам удовлетворяются в четвертую очередь. В проекте говорится, что капитализация платежей по таким текущим требованиям производится одновременно с капитализацией платежей по требованиям первой очереди, включенным в реестр требований кредиторов.

Снятие требования об уплате капитализированных платежей

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 августа 1999 года N 02-10/09-3919

[О капитализированных платежах ликвидируемых предприятий
для возмещения вреда потерпевшим на производстве]

Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Фонду социального страхования Российской Федерации предоставлено право аккумулировать капитализированные платежи ликвидируемых предприятий для возмещения вреда потерпевшим на производстве после вступления закона в силу.

Вместе с тем, уже в ходе предварительной регистрации работодателей (страхователей), обязанных уплачивать суммы возмещения вреда потерпевшим от трудовых увечий и профессиональных заболеваний, выявляются случаи ликвидации или несостоятельности (банкротства) предприятий, которые предлагают капитализировать средства для последующих выплат потерпевшим исполнительному органу Фонда.

При этом работодатели (страхователи) . в своих действиях руководствуются статьей 107 Федерального закона от 8 января 1998 года N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и переуступке потерпевшим его права требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей Российской Федерации или принятием арбитражным судом решения о капитализации этих средств в возмещение вреда исполнительным органом Фонда.

В связи с изложенным, а также в целях обеспечения выплат в возмещение вреда после вступления в силу Федерального закона от 24.07.99 N 125-ФЗ потерпевшим ликвидированных предприятий, решение о капитализации указанных средств в каждом конкретном случае должно приниматься управляющим отделением, исходя из обстоятельств дела и наличия средств у ликвидируемого предприятия.

Ликвидируемое предприятие (ликвидационная комиссия) или конкурсный управляющий, призванные в установленном законом порядке ответственными за причинение вреда, на основании законодательства Российской Федерации по возмещению вреда, должны капитализировать платежи для последующих выплат пострадавшим от трудового увечья или профессионального заболевания.

Порядок передачи капитализированных платежей уполномоченному на такие действия исполнительному органу Фонда целесообразно производить путем оформления Договора (примерная форма Договора прилагается) между председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) или конкурсным управляющим .и исполнительным органом Фонда. К договору прилагаются заявления потерпевших об их согласии на переход права требования к должнику Российской Федерации. После принятия решения о передаче капитализированных платежей ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна в письменном виде уведомить исполнительный орган Фонда о предстоящей ликвидации предприятия.

Представить надлежащим образом заверенные копии документов, касающиеся ликвидации предприятия (в случае принудительной ликвидации — копии искового заявления, решения или определения арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и назначении конкурсного управляющего, об утверждении отчета конкурсного управляющего и выписки об исключении предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц), а также списки потерпевших в зависимости от их намерения получать капитализированные платежи в возмещение вреда:

а) непосредственно самим потерпевшим (при урегулировании этого вопроса между ликвидационной комиссией (ликвидатором) и каждым потерпевшим в отдельности);

б) через исполнительный орган Фонда.

Список потерпевших, изъявивших желание получать выплаты в возмещение вреда в дальнейшем, в исполнительном органе Фонда составляется по установленным формам в соответствии с приказом Фонда от 09.09.98 N 152.

Помимо списка потерпевших, желающих получить капитализированные платежи единовременно, представляются все документы, подтверждающие факт перечисления капитализированных платежей данной категории потерпевших (надлежащим образом заверенные копии договоров, заявлений потерпевших, платежные поручения о переводе указанных средств потерпевшему и т.п.).

В личных (учетных) делах потерпевших, получающих выплаты в возмещение вреда в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, которые подготавливаются для передачи исполнительному органу Фонда, должны находиться все необходимые документы, перечень которых установлен пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ, а также указаниями Фонда (от 16.06.99 N 02-10/05-2889).

Личные (учетные) дела потерпевших передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) в исполнительный орган Фонда в течение 10 дней после перечисления капитализированных платежей на банковский счет исполнительного органа Фонда.

Расчеты денежных средств, подлежащих капитализации по каждому потерпевшему в случае ликвидации работодателя (страхователя), следует проводить на основании статьи 106 и 107 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ; письма Фонда от 20.01.98 N 02-10/09-144 (по таблицам коэффициентов для определения капитализируемых сумм, подлежащих внесению в органы государственного страхования, утверждены 15.06.95 Росгосстрахом), а также на условиях согласованного применения иных официально признанных методик, в том числе методом прямого счета.

Все расчеты по капитализируемым средствам следует производить с учетом расходов по выплатам возмещения вреда, .которые ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана выплатить потерпевшему в соответствии с заключением бюро или главного бюро МСЭ на дату ликвидации предприятия (исключения его из единого Государственного реестра юридических лиц).

Капитализированные суммы включают в себя наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда и дополнительными расходами, затраты связанные с доставкой получателями, назначенных им платежей, а также на содержание работников исполнительных органов Фонда, осуществляющих эти выплаты.

Результаты расчетов сумм возмещения вреда оформляются актом, подписанным председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) и управляющим исполнительного органа Фонда. При установлении необоснованности проведенных расчетов и несоответствия их действующему законодательству составляется соответствующий акт разногласий.

Каждый получатель .письменно уведомляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) о том, что назначенные ему выплаты в возмещение вреда будут производиться соответствующим исполнительным органом Фонда. При этом определяется, каким образом будут производиться дальнейшие платежи в возмещение вреда потерпевшему (почтовым переводом, перечислением средств на лицевой счет в отделении Сбербанка).

Не позднее месячного срока до ликвидации предприятия ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна письменно уведомить исполнительный орган Фонда о дате и времени проведения организационного собрания.

Потерпевшие, имеющие право на выплаты, обращаются в исполнительный орган Фонда с заявлением о продолжении им выплат в возмещение вреда (с указанием почтовых или иных реквизитов).

Расчет ежемесячных сумм в возмещение вреда осуществляется в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24.11.95 N 180-ФЗ, а также комментарием к «Рекомендациям по перерасчету сумм возмещения заработка в связи с ростом стоимости жизни и увеличением минимального размера оплаты труда» (письмо Фонда от 01.07.99 N 02-10/05-3190).

Задолженность по возмещению вреда потерпевшим должна быть погашена ликвидационной комиссией (ликвидатором) на дату ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет исполнительному органу Фонда надлежащим образом заверенные копии финансовых документов, подтверждающие факт погашения задолженности по каждому потерпевшему.

В случае отсутствия задолженности ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляют справку за подписью председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) и главного бухгалтера (бухгалтера).

В случае перечисления ликвидационной комиссией (ликвидатором) исполнительному органу Фонда суммы капитализируемых средств частями (до завершения периода ликвидации предприятия) к договору прилагается график передачи средств, утвержденный председателем ликвидационной комиссии и согласованный с управляющим исполнительного органа Фонда.

Ответственность за несвоевременное перечисление капитализированных платежей в полном объеме несет председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Не допускается замена капитализированных денежных средств ценными бумагами (акциями или облигациями) или имуществом ликвидируемого юридического лица.

Выплаты в возмещение вреда потерпевшим производятся исполнительным органом Фонда только после поступления сумм капитализированных платежей на банковский счет исполнительного органа Фонда.

Капитализированные платежи, поступившие от ликвидированных юридических лиц на выплаты в возмещение вреда до введения в действие Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ хранятся на текущем счете, открываемом в учреждении Сбербанка России. С указанного счета производятся только текущие расходы по выплатам в возмещение вреда потерпевшим на производстве. Остаток временно свободных капитализированных средств может размещаться на депозитных вкладах в учреждениях Сбербанка России.

Читать еще:  Собственный капитал в балансе это

Полученные доходы должны зачисляться на пополнение фонда капитализированных средств.

В бухгалтерском учете эти средства учитываются на балансовых счетах: 55 «Специальные счета в банках», субсчет 4 — «Капитализированные средства ликвидированных предприятий» и 88/5 «Фонд потребления».

Приложение. Примерный договор

Приложение
к письму Фонда
социального страхования
Российской Федерации
от 9 августа 1999 года

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 ноября 2006 г. N 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей»

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 ноября 2006 г. N 57
«О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей»

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему постановлению

В связи с возникшими в судебной практике вопросами о порядке установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

При рассмотрении дел о банкротстве должников (организаций и индивидуальных предпринимателей), являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, следует учитывать, что порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве, подлежит применению в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию.

2. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон об обязательном страховании) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом о социальном страховании.

Вместе с тем названный Закон не ограничивает право застрахованных на возмещение вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, превышающей обеспечение по страхованию.

Таким образом, в деле о банкротстве должника-страхователя по обязательному социальному страхованию требования лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в связи с наступлением страхового случая, могут быть учтены в качестве требований кредиторов первой очереди только в части, превышающей обеспечение по страхованию (страховое возмещение вреда), на которое указанные лица имеют право в соответствии с Законом об обязательном страховании.

При этом имеется в виду, что застрахованный и иные лица, имеющие право на получение страховых выплат (лица, потерявшие кормильца, и др.), вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая (пункт 2 статьи 15 Закона об обязательном страховании).

3. Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.

Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 17.11.2000 N 863 «Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Во исполнение пункта 2 названного постановления Фондом социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утверждена «Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей» (далее — Методика расчета размера капитализируемых платежей), положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина — кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.

4. Требования граждан, перед которыми должник, признанный банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и которые не являются застрахованными или иными лицами, имеющими право на получение соответствующих страховых выплат по обязательному социальному страхованию, а также требования застрахованных лиц в части, превышающей обеспечение по страхованию, относятся к требованиям кредиторов первой очереди и подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном статьей 135 Закона о банкротстве. Размер повременных платежей, причитающихся указанным кредиторам и подлежащих капитализации, определяется согласно статье 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

5. В силу пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве с согласия гражданина его право требования к должнику переходит к Российской Федерации и подлежит удовлетворению в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданами переходят к Российской Федерации и исполняются в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласия Российской Федерации на переход к ней обязательств должника не требуется.

По смыслу пункта 1 статьи 135 Закона о банкротстве капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании пункта 1 статьи 1085, пункта 1 статьи 1092 ГК РФ в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь.

В таких случаях Методика расчета размера капитализируемых платежей применению не подлежит.

В связи с изложенным при рассмотрении дел о банкротстве нужно исходить из следующего. Если с согласия гражданина, перед которым должник несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, и который не является застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты, принадлежащее ему требование перешло к Российской Федерации, от ее имени предъявить должнику данное требование в виде капитализированных платежей вправе Федеральная налоговая служба как орган, уполномоченный представлять требования Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в делах о банкротстве. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, направляет названному органу соответствующее уведомление.

При этом обязанности, перешедшие к Российской Федерации, исполняются за счет казны Российской Федерации, а после определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты, — указанным органом.

6. Согласно пункту 2 статьи 1093 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Процедура ликвидации юридического лица, в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве, начинается с момента признания его банкротом и открытия конкурсного производства. С указанного момента лица, имеющие к должнику требование, которое основано на причинении вреда жизни или здоровью, вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об установлении их требований в размере капитализированной суммы. В процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления капитализация повременных платежей не производится.

При заключении мирового соглашения в процедуре конкурсного производства капитализированная сумма не подлежит выплате кредиторам первой очереди, поскольку деятельность должника — юридического лица — не прекращается. В указанном случае по смыслу пункта 1 статьи 158 Закона о банкротстве подлежит погашению задолженность перед кредиторами первой очереди, образовавшаяся за период до заключения мирового соглашения.

Читать еще:  Уставный капитал благотворительного фонда

Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы, касающиеся порядка установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей. В частности, рассмотрен случай, когда должником является страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В деле о банкротстве такого должника следует учитывать, что порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве, подлежит применению в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию. Таким образом, требования лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в связи с наступлением страхового случая, могут быть учтены в качестве требований кредиторов первой очереди только в части, превышающей обеспечение по страхованию (страховое возмещение вреда), на которое указанные лица имеют право в соответствии с Законом об обязательном страховании. При этом Фонд социального страхования РФ, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы. Соответствующее требование Фонда не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к РФ, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.

Требования граждан, перед которыми должник, признанный банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и которые не являются застрахованными или иными лицами, имеющими право на получение соответствующих страховых выплат по обязательному социальному страхованию, а также требования застрахованных лиц в части, превышающей обеспечение по страхованию, относятся к требованиям кредиторов первой очереди и подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном ст. 135 Закона о банкротстве, по смыслу которой капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании п. 1 ст. 1085, п. 1 ст. 1092 ГК РФ в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь. В таких случаях Методика расчета размера капитализируемых платежей применению не подлежит. В связи с изложенным при рассмотрении дел о банкротстве нужно исходить из следующего. Если с согласия гражданина, перед которым должник несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, и который не является застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты, принадлежащее ему требование перешло к Российской Федерации, от ее имени предъявить должнику данное требование в виде капитализированных платежей вправе ФНС России как орган, уполномоченный представлять требования РФ по обязательным платежам и денежным обязательствам в делах о банкротстве. При этом обязанности, перешедшие к РФ, исполняются за счет казны РФ, а после определения Правительством РФ государственного органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты, — указанным органом.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 ноября 2006 г. N 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей»

Текст постановления опубликован в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2007 г., N 1

Разъяснение порядка выплаты капитализированных платежей

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2011 г. N Д06-2697
«О разъяснении порядка выплаты капитализированных платежей»

Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения порядка выплаты капитализированных платежей, возникших вследствие причинения вреда жизни и здоровью, в случае признания обязанного к их уплате лица — работодателя несостоятельным (банкротом) и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Одновременно указанным Положением предусматривается, что Минэкономразвития России обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в срок, определенный законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Министерство не вправе давать разъяснения положений, содержащихся в нормативных правовых актах.

В связи с этим Министерство вправе высказать только мнение по поставленному вопросу, которое не является обязательным для применения.

Согласно пункту 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности) предусматривается, что с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь.

В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 2009 г. N 663 «О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», а также от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в числе прочих требований по выплате капитализированных платежей гражданам.

Как бывший работник ОАО Вы являлись лицом, застрахованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон об обязательном страховании).

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании при ликвидации страхователя — юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 863.

Пунктами 6, 8 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что внесение капитализированных платежей осуществляется конкурсным управляющим по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика.

Внесенные капитализированные платежи по решению страховщика направляются для предоставления обеспечения по страхованию и формирования финансовых резервов для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На основании изложенного, вне зависимости от наличия или отсутствия у должника — страхователя необходимых средств для внесения в Фонд территориальное подразделение Фонда по месту регистрации должника-страхователя производит назначение Вам ежемесячных страховых выплат.

По вопросу обжалования действий конкурсного управляющего в деле о банкротстве ОАО считаем целесообразным отметить.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о несостоятельности рассмотрение жалоб на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, является обязанностью саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Таким образом, в случае если, по Вашему мнению, действия конкурсного управляющего нарушают Ваши права и законные интересы как кредитора в деле о банкротстве, Вы вправе обратиться с жалобой на действия указанного лица в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой является данное лицо.

Врио директора Департамента
инновационного развития и
корпоративного управления

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector