Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Капитальное строительство в бюджетной организации

В учете бюджетных и казенных учреждений муниципального образования на счетах 106.10 «Вложения в недвижимое имущество учреждения» и 106.20 «Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения» числятся затраты на разработку проектно-сметной документации. Строительство (создание) объектов основных средств по данной документации по различным причинам начинаться не будет. Капитальные вложения в виде ПСД, осуществленные в целях строительства детского сада и в целях оснащения пожарной сигнализацией существующего детского сада. В силу определенных нормативных актов строительство и оснащение в соответствии с разработанными ПСД отменилось. Каковы первичные документы, на основании которых в бухгалтерском (бюджетном) учете может быть отражено списание рассматриваемых затрат?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание проектно-сметной документации может быть отражено в бухгалтерском (бюджетном) учете бюджетных (казенных) учреждений на основании Акта о списании (ф. 0504104), утвержденного руководителем. При этом решение о списании должно быть согласовано с уполномоченным органом.

Обоснование вывода:
Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
В случае, если ранее разработанная проектно-сметная документация (далее — ПСД) не будет использоваться по прямому назначению, в том числе при создании объекта нефинансового актива, то расходы, связанные с ее разработкой, не смогут сформировать фактических затрат на его создание. Следовательно, логично предположить, что такие затраты должны быть списаны с балансового учета. Такой подход будет соответствовать требованиям п. 4 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), согласно которому при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Следовательно, списание имущества, закрепленного за казенным, бюджетным учреждениями на праве оперативного управления (в том числе, затрат на разработку ПСД), может быть произведено только по согласованию с собственником имущества в лице уполномоченного органа по управлению имуществом. В отдельных случаях для списания затрат на разработку ПСД от уполномоченного органа должно быть получено заключение о прекращении реализации целевой программы (бюджетных инвестиций) по соответствующему объекту (сотрите письма Минфина России от 18.04.2014 N 02-06-10/18171, от 16.04.2014 N 02-06-10/17450).
Отметим, что порядок списания имущества субъекта РФ, муниципального образования (в том числе и перечень документов, необходимых для списания) должен быть определен соответствующим органом по управлению имуществом на уровне конкретного публично-правового образования.
На уровне конкретного публично-правового образования может быть разработан нормативный документ, регламентирующий порядок принятия решения о списании произведенных ранее капитальных вложений*(1). При этом значимость разработки на муниципальном уровне соответствующих порядков подтверждается мнением уполномоченных органов*(2).
Перечень форм первичных учетных документов, используемых казенными и бюджетными учреждениями и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Методические указания). Согласно Методическим указаниям Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (далее — Акт о списании (ф. 0504104)) составляется комиссией по поступлению и выбытию активов на основании принятого ею решения о необходимости списания объектов основных средств, нематериальных активов, иных материальных ценностей (кроме сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением). Учитывая, что перечень нефинансовых активов, списание которых может быть оформлено Актом о списании (ф. 0504104), не является исчерпывающим, а также положения п. 22 Инструкции N 157н, списание вложений в нефинансовые активы может быть отражено в бухгалтерском (бюджетном) учете бюджетных (казенных) учреждений на основании Акта о списании (ф. 0504104), утвержденного руководителем. При этом решение о списании должно быть согласовано с уполномоченным органом.

Читать еще:  Неоплаченный уставной капитал

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

24 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, постановление Администрации города Перми от 01.10.2015 N 704 «Об утверждении Порядка принятия решений о списании произведенных ранее капитальных вложений (затрат) в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Перми, которые не были созданы», Решение Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 20.10.2016 г. N 115 «Об утверждении Порядка списания имущества и затрат по прекращенному или не осуществленному строительству и благоустройству».
*(2) Смотрите, например, решение Тверской городской Думы от 26.03.2014 N 104 «Об отчете контрольно-счетной палаты города Твери о проведении выборочной проверки эффективности использования средств, затраченных из городского бюджета в период с 2009 по 2012 годы на подготовку проектно-изыскательских работ, разработку проектно-сметной документации, проведение госэкспертизы для строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности в рамках адресных инвестиционных программ».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Учет расходов на текущий и капитальный ремонт в учреждениях госсектора

Каждое здание рано или поздно нуждается в ремонте. Со временем изнашиваются конструкции и материалы, которые использовались при строительстве и отделке. Ремонт здания — это прежде всего безопасность людей, которые в нем находятся. В статье рассмотрим особенности учета ремонта в учреждениях госсектора.

Ремонт бывает капитальный и текущий. Разграничить понятия текущего и капитального ремонта объектов капитального строительства помогут следующие нормативно-правовые акты:

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
  • Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279;
  • Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ MAC 81-35.200, утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

Учет текущего ремонта

Сначала о ремонте текущем. На основании ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, в процессе их эксплуатации должен проводиться текущий ремонт.

Текущий ремонт зданий, сооружений проводится для того, чтобы обеспечить их надлежащее техническое состояние.

Согласно п. 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР № 279, к текущему ремонту зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их частей и инженерного оборудования от преждевременного износа. Для этого должны проводиться профилактические мероприятия и устранение мелких повреждений и неисправностей.

В Приложении 3 к Постановлению Госстроя СССР № 279 можно найти перечень текущих ремонтных работ. В него, например, входит:

  • ремонт отмостки вокруг здания с восстановлением до 20% общей площади отмостки;
  • расшивка раствором мелких трещин в кирпичных стенах;
  • антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций;
  • смена неисправных оконных и дверных приборов;
  • окраска помещений и отдельных конструкций.

Текущий ремонт объектов основных средств учреждения может быть выполнен как силами учреждения, так и в рамках договора подряда.

Незначительные текущие ремонтные работы могут в учреждении проводиться своими силами. Если в штате имеется рабочий по обслуживанию здания, то для проведения мелкого текущего ремонта не требуется заключение дополнительного гражданско-правового договора, так как работник получает заработную плату. В этом случае для ремонта могут понадобиться только расходные строительные материалы.

Заключая договор на приобретение строительных материалов необходимо руководствоваться федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Расходы учреждения на приобретение строительных материалов относятся на статью 340 КОСГУ «Увеличение стоимости материальных запасов».

Учет приобретенных строительных материалов нужно оформить бухгалтерскими записями:

1. Перечисление денежных средств в счет погашения задолженности перед поставщиком:

2. Принятие к учету строительных материалов. Строительные материалы принимаются к учету по фактической стоимости, в данном случае равной сумме, которая уплачена поставщику:

3. Списание израсходованных строительных материалов. Основанием для списания служит Акт о списании материальных запасов ф. 0504230. Расходы на ремонт объектов основных средств учреждением могут быть отнесены:

Читать еще:  Отрицательный показатель собственного капитала

— на себестоимость готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг

— на финансовый результат текущего года

Если учреждение осуществляет текущий ремонт с привлечением подрядчика, то договор также заключается с соблюдением положений федеральных законов 44-ФЗ, 223-ФЗ. В соответствии со ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, работа выполняется из материалов подрядчика, его силами и средствами.

Например, бюджетным учреждением заключен договор с подрядной организацией на покраску фасада здания учреждения на общую сумму 200 000 руб. Заключенным договором предусмотрена уплата авансового платежа в размере 50 000 руб. В учетной политике бюджетного учреждения прописано, что затраты на ремонт объектов нефинансовых активов учитываются в составе накладных расходов. Следующие бухгалтерские записи возникнут в учете учреждения:

1. Перечислен аванс подрядчику за проведение ремонтных работ

Учет операций с незавершенными вложениями в объекты основных средств

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Вопрос:

Бюджетное учреждение осуществляло строительство объекта, однако работы не были завершены, недостроенный объект законсервирован.

Как осуществить консервацию объекта незавершенного строительства и отразить связанные с этим расходы?

Необходимость проведения работ по консервации объекта незавершенного строительства связано с приостановлением строительства на длительный срок, которое может быть вызвано разными причинами, среди которых и недостаточное финансирование.

В пункте 4 ст. 52 ГрК РФ сказано, что при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 № 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Исходя из ст. 752 ГК РФ если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, то заказчик обязан:

  • оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы;
  • возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

Согласно требованиям порядков № 132н [1] и 209н [2] расходы (операции) по консервации объекта незавершенного строительства отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанного в целях бухгалтерского учета с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Вопрос:

В бухгалтерском учете в настоящее время учитываются расходы, связанные с оплатой проектно-сметной документации по объекту незавершенного строительства.

В общем случае решение о принятии и выбытии активов, в том числе капитальных вложений, принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, подтверждающих совершенные факты хозяйственной жизни.

Как и на основании каких документов бюджетное учреждение может списать затраты на подготовку проектно-сметной документации по строительству этого объекта?

В силу ч. 2 ст. 79 БК РФ принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности субъекта РФ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ [3] , п. 7 Инструкции № 157н [4] совершение факта хозяйственной жизни подтверждается первичным учетным документом.

Статья 3 Федерального закона № 402-ФЗ к фактам хозяйственной жизни относит сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Поэтому принятие решения о списании капитальных вложений является фактом хозяйственной жизни, подлежащим оформлению бухгалтерскими записями в учете. Законодательством не предусмотрено отражение корреспонденций в бухгалтерском учете в отсутствие первичных учетных документов. Ответственность за оформление документального подтверждения факта хозяйственной жизни несет лицо, ответственное за его совершение.

Операции по списанию расходов по вложениям в нефинансовые активы, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения, отражаются в соответствии с п. 53 Инструкции № 174н [5] , содержащим следующую корреспонденцию счетов:

Признание расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы (не признаны активами), в том числе в сумме:

– расходов по разработке проектно-сметной документации;

– расходов на строительно-монтажные работы;

При этом выбытие с бухгалтерского учета капитальных вложений в сумме затрат на проектную документацию возможно в случае принятия решения:

  • либо о списании объектов незавершенного строительства;
  • либо о прекращении (нецелесообразности осуществления) вложений в сумме затрат, признанных затратами текущего финансового года (затратами некапитального характера).
Читать еще:  Замена дверей капитальный или текущий ремонт

Расходы по вложениям в нефинансовые активы, не приведшие к созданию объекта основного средства, подлежат списанию при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта.

Однако результаты работ по подготовке проектно-сметной документации, выраженные в виде карт (схем), графиков, чертежей, которые могут использоваться в деятельности учреждения неоднократно и (или) постоянно, являются самостоятельными объектами бухгалтерского учета – объектами нематериальных активов.

По мнению Минфина (Письмо от 25.01.2019 № 02-06-10/4327), решение об отнесении на финансовый результат текущего года затрат по разработке проектно-сметной документации, ранее произведенных в рамках реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта РФ, принимается учреждением на основании решения о досрочном прекращении реализации инвестиционного проекта органа, принявшего в установленном порядке решение о финансовом обеспечении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства за счет средств бюджета. Такое решение выносится в отношении расходов во незавершенные вложения в нефинансовые активы, в результате которых:

  • не созданы объекты строительства (объекты незавершенного строительства);
  • не предполагается дальнейшее возведение таких объектов.

[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.

[2] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[4] Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Капитальное строительство в бюджетной организации

Дата публикации 22.06.2015

За казенным учреждением числятся объекты незавершенного строительства на 106 счете за 2006 год, сейчас их необходимо списать. Как это правильно сделать? Какие подтверждающие документы казенное учреждение должно предоставить главному распорядителю бюджетных средств для подтверждения списания капитальных вложений прошлых лет?

Согласно п. 34 Инструкции № 162н (утв. приказом Минфина России от 06 декабря 2010 г. № 162н) списание произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по разработке проектно-сметной документации, строительно-монтажным работам и иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), при наличии решения уполномоченного органа отражается по дебету счета 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 010611410 «Уменьшение вложений в основные средства – недвижимое имущество учреждения».

Следовательно, действующее законодательство о ведении учета в государственных (муниципальных) казенных учреждениях допускает только один вариант списания незавершенных объектов капстроительства в качестве чрезвычайных расходов.

Кроме того, списание возможно только на основании решения уполномоченного органа по управлению имуществом.

Согласно п. 3.32 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, далее – приказ № 49) по незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

При этом проверяется:

    • не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
    • состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

Согласно п. 3.34 приказа № 49 на прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Таким образом, инвентаризацию объектов незавершенного капитального строительства следовало проводить регулярно в установленном порядке с обязательным документальным отражением не только фактически выполненных работ, но и причин прекращения строительства. Именно эти результаты инвентаризации и следовало своевременно предоставлять главному распорядителю бюджетных средств для принятия решения о списании или о выделении средств на продолжение строительства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector