Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о стратегических инвестициях

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ
«О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

С изменениями и дополнениями от:

28 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г., 3 февраля, 12 марта, 4 ноября 2014 г., 1, 18 июля 2017 г., 31 мая, 28 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 2 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О порядке применения настоящего Федерального закона см. разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2013 г.

Президент Российской Федерации

29 апреля 2008 г.

Определен порядок иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данный порядок должен, с одной стороны, обеспечить защиту национальных интересов РФ, а с другой — способствовать формированию в РФ предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.

Сделки по приобретению голосующих акций (доли в уставном капитале) стратегически важной организации нуждаются в предварительном согласовании. Это же относится ко всем сделкам, в результате которых иностранный инвестор приобретает контроль над стратегически важной организацией. Решение о предварительном согласовании сделки будет приниматься Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, возглавляемой Председателем Правительства РФ, и оформляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за иностранными инвестициями.

Определены признаки нахождения хозяйственного общества под контролем, виды сделок, на которые распространяется действие данного ФЗ, а также приведен перечень из сорока двух видов деятельности, имеющих стратегическое значение. Например, стратегически важной признана деятельность в атомной, космической и авиационной отраслях, а также в сферах производства и оборота вооружения, военной и специальной техники, в области геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения. В перечень также включены телевизионное и радиовещание, издательская и полиграфическая деятельность, оказание услуг естественными монополиями, за исключением субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи и услуг по передаче тепловой и электрической энергии по распределительным сетям. Услуги провайдеров в указанный перечень не включены.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, и его действие не распространяется на сделки, совершенные до дня его вступления в силу.

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 мая 2008 г. N 96, в «Парламентской газете» от 15 мая 2008 г. N 33, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 18 ст. 1940

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 6. Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Статья 6 ФЗ от 29.04.2008 N 57-ФЗ . Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

Статья 6. Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

Читать еще:  Инвестиционный портфель организации

В целях настоящего Федерального закона к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся следующие виды деятельности:

1) выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

2) выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;

3) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев ее осуществления хозяйственными обществами, основная деятельность которых связана с производством пищевых продуктов;

4) размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, за исключением деятельности по эксплуатации радиационных источников, осуществляемой хозяйственными обществами в гражданском секторе экономики, для которых указанная деятельность не является основной;

5) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;

6) обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;

7) использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

8) проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

9) конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

10) проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;

10.1) деятельность по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

11) подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

12) подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств, за исключением этого вида деятельности, осуществляемого банками, в уставном капитале которых отсутствует доля (вклад) Российской Федерации;

13) подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, за исключением этого вида деятельности, осуществляемого банками, в уставном капитале которых отсутствует доля (вклад) Российской Федерации;

14) предоставление услуг в области шифрования информации, за исключением этого вида деятельности, осуществляемого банками, в уставном капитале которых отсутствует доля (вклад) Российской Федерации;

15) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);

16) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

17) разработка вооружения и военной техники;

18) производство вооружения и военной техники;

19) ремонт вооружения и военной техники;

20) утилизация вооружения и военной техники;

21) торговля вооружением и военной техникой;

22) производство оружия и основных частей огнестрельного оружия (за исключением производства холодного, гражданского и служебного оружия);

23) производство патронов к оружию и составных частей патронов (за исключением производства патронов к гражданскому и служебному оружию);

24) торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к оружию (за исключением торговли холодным, гражданским и служебным оружием и патронами к гражданскому и служебному оружию);

25) разработка и производство боеприпасов и их составных частей;

26) утилизация боеприпасов и их составных частей;

27) производство взрывчатых материалов промышленного назначения и деятельность по их распространению;

28) деятельность по обеспечению авиационной безопасности;

29) космическая деятельность;

30) разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

31) производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

32) ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (за исключением ремонта узлов и агрегатов, выполняемого организациями гражданской авиации);

33) испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

34) осуществление телевизионного вещания на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более половины численности населения субъекта Российской Федерации;

35) осуществление радиовещания на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более половины численности населения субъекта Российской Федерации;

36) оказание услуг хозяйствующим субъектом, включенным в реестр субъектов естественных монополий, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», за исключением субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуг по передаче тепловой энергии и передаче электрической энергии по распределительным сетям, услуг в портах в Российской Федерации;

Читать еще:  Финансовый план инвестиционного проекта

37) осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение:

а) в географических границах Российской Федерации на рынке услуг связи (за исключением услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет»);

б) на территориях пяти и более субъектов Российской Федерации на рынке услуг фиксированной телефонной связи;

в) в географических границах городов федерального значения на рынке услуг фиксированной телефонной связи;

г) по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

38) производство и реализация металлов, сплавов со специальными свойствами, сырья и материалов, используемых при производстве вооружения и военной техники;

39) геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения;

40) добыча (вылов) водных биологических ресурсов;

41) осуществление хозяйствующим субъектом полиграфической деятельности, если такой хозяйствующий субъект способен обеспечить печатание не менее чем двухсот миллионов листов-оттисков в месяц;

42) осуществление хозяйствующим субъектом деятельности редакции, и (или) издателя, и (или) учредителя периодического печатного издания в случае, если совокупный тираж выпускаемой продукции, вышедшей в свет в течение одного года, предшествующего совершению сделки или подаче соответствующего ходатайства, составил не менее чем:

а) пятнадцать миллионов экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью два и более раза в неделю;

б) два с половиной миллиона экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью один раз в неделю, один раз в две недели или один раз в три недели;

в) семьсот тысяч экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью один раз в месяц или один раз в два месяца;

г) триста тысяч экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью один раз в квартал и реже;

43) деятельность по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, осуществляемая специализированными организациями;

44) деятельность по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, осуществляемая подразделениями транспортной безопасности;

45) деятельность по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляемая аттестующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;

46) осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, являющимся оператором электронной площадки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Зачем владельцам компаний-стратегов отчитываться об иностранных паспортах

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила устранить «правовую неопределенность» для владельцев акций стратегических предприятий, получивших иностранный паспорт, — им придется сообщать в ФАС о новом гражданстве. Уведомление о разработке соответствующего законопроекта ФАС опубликовала на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов.

Предполагается, что российский гражданин, контролирующий стратегическое предприятие, должен будет подать ходатайство в ФАС в течение трех месяцев со дня приобретения гражданства другой страны, подтвердила РБК начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС Олеся Мильчакова.

Наличие иностранного паспорта не редкость для российских миллиардеров из списка Forbes: например, за последние годы паспорта других стран получили Олег Дерипаска (Кипр) и Роман Абрамович (Израиль), Аркадий Волож и десятки других богатых россиян (Мальта). И это только ставшие известными случаи, в реальности бизнесменов, имеющих иностранные паспорта, скорее всего, больше.

Пробел в регулировании

Изменения предлагается внести в 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В основном этот закон регулирует сделки, связанные с получением иностранным инвестором контроля над стратегической компанией, напоминает старший юрист международной фирмы Herbert Smith Freehills Роман ​Чураков. Иностранные инвесторы обязаны, например, согласовывать с правительственной комиссией сделки по покупке более 50% акций стратегических предприятий. «Иностранный инвестор, намеренный совершить такую сделку, должен получить предварительное согласование правительственной комиссии. В противном случае такая сделка является недействительной», — пояснил юрист.

В июле 2017 года в 57-ФЗ были внесены поправки, включившие в понятие «иностранный инвестор» российских граждан, у которых есть и другое гражданство. Но поправки не уточняли, что делать россиянину, который уже владеет или распоряжается акциями (долями) в капитале стратегического предприятия и затем приобретает второе гражданство. Речь идет о тех владельцах, которые «стали иностранными инвесторами в понимании положений закона № 57-ФЗ», говорится в уведомлении ФАС. Под понятие иностранного инвестора с 2017 года попадают не только россияне со вторым паспортом, но и граждане, получившие статус лица без гражданства (при условии, что они постоянно проживают за пределами России), иными словами, лишившиеся российского гражданства.

Какие компании попадут под поправки

Стратегическими в формулировке 57-ФЗ могут оказаться многие компании — зачастую даже сотрудники предприятий «не знают о наличии у него статуса стратегического, что может повлечь нарушение ими требований закона», писали эксперты PwC (*.pdf). Чтобы предприятие признавалось стратегическим, оно должно быть зарегистрировано в России и заниматься хотя бы одним из прописанных в этом законе видов деятельности. Всего их 46, в том числе «выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления»; «деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний»; работа с ядерными установками и радиоактивными источниками; техническое обслуживание и распространение шифровальных средств; разработка, производство, торговля и ремонт вооружений и военной техники; космическая деятельность; работа с авиационной техникой; геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения; теле- и радиовещание, которое затрагивает более чем половину населения какого-либо российского региона; вылов биологических ресурсов. Кроме того, закон распространяется и на компании, занимающие доминирующее положение на рынке услуг фиксированной телефонной связи (в масштабах городов федерального значения или пяти и более регионов).

Читать еще:  Инвестиции в реальные и финансовые активы

Перечня стратегических предприятий в формулировке 57-ФЗ не существует, то есть это открытый список. В России есть официально утверждаемый президентом перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в который входит около 70 оборонных и госкомпаний, но этот список не связан с 57-ФЗ, а проистекает из закона о приватизации.

Законопроект ФАС призван сделать законодательство об иностранных инвестициях более понятным и «по сути, не предусматривает введение какого-то нового порядка», сказала РБК Олеся Мильчакова. «Законопроектом конкретизирован один из случаев приобретения контроля иностранного инвестора по «иным основаниям». При этом, как и сейчас, предполагается, что физическое лицо должно будет подать ходатайство о приобретении контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в течение трех месяцев со дня приобретения гражданства иностранного государства либо, соответственно, статуса лица без гражданства», — указала Мильчакова.

Поправки ФАС призваны устранить пробел в законодательстве, говорит старший юрист антимонопольной практики международной фирмы Dentons Валерия Пономарева. «Законом на данный момент однозначно не разрешен вопрос о том, следует ли согласовывать и по какой процедуре получение иного гражданства россиянином, который уже распоряжается акциями (долями) стратегического общества. ФАС получала запросы в связи с этим и, по всей видимости, посчитала необходимым прямо урегулировать это в законе», — отметила юрист.

Пресс-служба ФАС не ответила на вопрос, есть ли конкретные случаи, когда российский бизнесмен владеет долей в стратегическом предприятии (с точки зрения 57-ФЗ) и получил иностранное гражданство, в связи с чем стал «иностранным инвестором».

Чем обернутся поправки

Предлагаемый законопроект уточняет последствия смены статуса гражданина уже после того, как он произвел инвестицию в стратегическое предприятие, пояснил РБК партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин. «Если на момент инвестирования он являлся российским гражданином, но впоследствии получил иностранное гражданство, то по идее, заложенной в законопроекте, на него должен распространяться такой же правовой режим, как и на иностранных инвесторов», — пояснил Водолагин.

О последствиях предложения ФАС для бизнеса можно будет говорить, когда будет определен точный формат регулирования — уведомление или ходатайство, указал в беседе с РБК Чураков из Herbert Smith Freehills. «Обычно уведомление не требует согласований со стороны госорганов и подается постфактум. Ходатайство, напротив, подается заранее и требует согласования. Какой способ регулирования будет выбран, будет зависеть от многих факторов, включая лоббистские возможности бизнеса», — пояснил он.

В дальнейшем ФАС может предложить обязать владельцев стратегических предприятий при получении второго гражданства снижать свою долю до 50%, допустил Водолагин. «Это самый первый этап разработки законопроекта. Возможны разные режимы регулирования. ФАС может обязать инвесторов отдать часть акций. Есть такой порядок, что если инвестор получил имущество на законных основаниях, но не имеет право им владеть, он должен продать его», — напомнил юрист.

Однако из нынешнего уведомления не следует, что россиян — владельцев стратегических компаний обяжут снижать свою долю при получении иного гражданства, отмечает Пономарева. «Это не означает, что при получении второго гражданства [предпринимателям] автоматически нужно будет продавать или иным образом отчуждать свои акции стратегических российских предприятий», — пояснила Пономарева.

Предложение ФАС «дискриминационное» по отношению к части российских граждан — к тем, у кого есть и другое гражданство, убежден юрист, партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. «С точки зрения российского законодательства неважно, сколько у вас иностранных паспортов: если вы гражданин России, то в контексте своих прав и обязанностей должны рассматриваться исключительно как российский гражданин», — подчеркивает он (именно поэтому в июне президент подписал закон, по которому россияне с двойным гражданством не могут пользоваться льготами для иностранных инвесторов). В данном случае речь идет о дискриминации таких российских граждан, поскольку ФАС хочет наложить на них дополнительные обязанности или ущемить в правах, считает юрист.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector