Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международные инвестиционные отношения

Международные инвестиционные отношения

(Губарева А. В.) («Международное публичное и частное право», 2014, N 1)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Губарева Анна Викторовна, доцент кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.

Существование двух измерений права — права частного и права публичного — накладывает свой отпечаток на экономическую сущность внешнеэкономической деятельности. Для права внешнеэкономическая деятельность — это не только отношения по обмену объектами гражданских прав между национальными экономиками (частноправовые отношения), но и отношения по контролю над международной миграцией объектов гражданских прав (публично-правовые отношения). В статье автором рассматриваются специфические во внешнеэкономической практике отношения — международные инвестиционные отношения.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические отношения, внешнеэкономическое право, предмет внешнеэкономического права, международные инвестиционные отношения, инвестиции.

International investment relations A. V. Gubareva

The existence of two dimensions of the law — Public and Private Law — affects the economic nature of the foreign trade. The legal aspect of foreign trade includes not only exchange in civil rights objects between the national economics (private legal relations) but the control over their migration as well (public legal relations). The author deals in the article with the specific area of the foreign trade relations — international investment.

Key words: foreign trade activity, foreign trade relations, foreign trade law, subject of foreign trade law, international investment relations, investments.

1.1. Поскольку внешнеэкономическая деятельность в первую очередь (и это прямо следует из названия) является экономической, то в основу классификации отношений, входящих в предмет правового регулирования внешнеэкономических отношений, должен быть положен экономический критерий. При этом необходимо учесть и тот факт, что такой критерий должен иметь юридическое наполнение и значимость — он должен предопределять соответствующий правовой режим, применяемый к классифицируемым отношениям. Деление отношений по виду осуществляемой деятельности и по объектам гражданских прав, в отношении которых она осуществляется, несмотря на сочетание экономико-правовых характеристик, является классификацией второго уровня. Обращение правовой науки к достижениям экономической науки в настоящее время происходит практически во всех отраслях права: право обогащается новыми терминами (инвестиции, свопы , инсайдерская информация, сделки РЕПО, производные финансовые инструменты, опционы и т. д.), рыночная экономика информационного общества представляет собой просто фабрику, производящую все новые и новые виды отношений, которые должны быть урегулированы и защищены правом. Симбиоз правовой и экономической наук (т. н. экономический анализ права) зародился в США, но в континентальной Европе до сих пор воспринимается неоднозначно . ——————————— См., например: проект информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Об отдельных вопросах разрешения споров из договоров процентного свопа». URL: http://arbitr. ru/upimg/ 957CCFD549A7380EE23DEA9807CA97B9_ Проект_ИП_своп. pdf. Профессор Франц Быдлински, считающийся одним из крупнейших европейских цивилистов, например, утверждает, что экономический анализ «в юридическом смысле ничего не способен прояснить» (см.: Быдлински Ф. Основные положения учения о юридическом методе / Пер. с нем. // Вестник гражданского права. 2006. Т. 6. N 1. С. 198).

1.2. Одной из важнейших правовых проблем инвестиционных отношений является понятие инвестиций. Несмотря на наличие нескольких легальных определений этого понятия, в доктрине укоренилось мнение, что инвестиции — это типичное экономическое понятие, крайне абстрактное, не имеющее конкретного правового наполнения . В настоящее время данная точка зрения подтверждена и правоприменительной практикой Высшего Арбитражного Суда РФ. В мотивировочной части Постановления N 12444/12 от 5 февраля 2013 г. указано, что «понятие «инвестиции» не имеет собственного строгого или общепризнанного юридического содержания, а потому при использовании в наименованиях договоров оно может обозначать разнообразные отношения, складывающиеся между участниками гражданского оборота» . ——————————— Суханов Е. А. Перспективы развития гражданского законодательства в России: планы и современные реалии: интернет-интервью. URL: http://www. consultant. ru/law/ interview/sukhanov/. http://kad. arbitr. ru/PdfDocument/ 79b7c0f6-52a0-48d9- 97ab-86e69684c4af/ A32-24023-2011_20130205_ Reshenija%20i%20postanovlenija. pdf.

Подобный подход не является в настоящее время общепризнанным в российской правовой науке. В то же время он не противоречит ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», согласно которой иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации, в т. ч. денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Более того, утверждение об отсутствии определенного содержания понятия «инвестиции» подтверждается и международными договорами. В частности, преамбула Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) гласит, что иностранные инвестиции имеют четкое целевое назначение — стимулирование экономического развития принимающего государства. В соответствии со ст. 12 Конвенции «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» (Сеул, 1985) инвестициями признаются все виды капиталовложений. При этом иностранными инвестициями могут быть признаны инвестиции, поступившие от гражданина принимающего инвестиции государства, если они переводятся из-за рубежа (п. «c» ст. 13 Сеульской конвенции) . ——————————— Россия подписала Конвенцию 16 июня 1992 г., но не ратифицировала ее // СПС «КонсультантПлюс». СПС «КонсультантПлюс». В российской правовой науке неоднократно высказывались предложения о внедрении дополнительного критерия отнесения инвестиций к категории «иностранные инвестиции» — критерия происхождения инвестируемого капитала (см.: Бублик В. А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ: проблемы теории, законотворчества и правоприменения. Екатеринбург, 1999. С. 127 — 128; Дораев М. Г. Государственное регулирование иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики: правовые вопросы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2012). Такой критерий позволил бы распространить на инвестиции российских граждан, поступившие из-за рубежа, режим иностранных инвестиций, что способствовало бы возвращению в российскую экономику вывезенного капитала. Кроме того, контроль за участием иностранного капитала в российской экономике стал бы более гибким и учитывал бы опосредованное инвестирование капитала иностранных суверенных фондов. Однако до настоящего времени законодательство России не учитывает такой критерий в полном объеме.

Таким образом, «в основе инвестирования могут лежать договоры, имеющие различную правовую природу» , а с учетом темпов развития экономических отношений и неизбежного появления новых финансовых инструментов инвестирование не может быть раз и навсегда ограничено каким-либо перечнем видов договоров . ——————————— Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 36. Там же.

Вышеизложенное позволяет определить иностранные инвестиции как вложенные в экономику принимающего государства объекты гражданских прав, произведенные за его пределами, либо права на которые возникли за пределами принимающего государства, с целью извлечения прибыли и способствующие его экономическому развитию. Международные инвестиционные отношения, соответственно, понимаются нами как отношения, возникающие в процессе вложения иностранных инвестиций. Анализ действующего законодательства РФ и практики иностранных государств позволяет сделать вывод, что международные инвестиционные отношения необходимо разделить на две группы: — отношения по привлечению в страну иностранных инвестиций (импорт иностранных инвестиции) и — отношения по вывозу инвестиций за рубеж (экспорт инвестиции). 1.3. Россия — одно из богатейших государств по запасам природных ресурсов, однако существенно технологически отстает от развитых стран. Привлечение иностранных инвестиций — практически единственная возможность преодолеть сырьевое проклятье и попасть в когорту развитых постиндустриальных государств. Фактически в настоящее время Российская Федерация испытывает инвестиционный голод и нуждается в большом объеме инвестиций. Правительство РФ предпринимает разнообразные меры для повышения инвестиционной привлекательности страны: учрежден пост инвестиционного омбудсмена , вносятся поправки в Гражданский кодекс РФ , создается Российское агентство по привлечению инвестиций в регионы . Но высокий уровень политических рисков, коррупции и недоверие к российской судебной и правоохранительной системам нивелируют все позитивные изменения в правовом регулировании иностранных инвестиций. ——————————— http://www. rg. ru/2010/ 10/18/ombudsmen-anons. html Так, Федеральным законом от 30 сент. 2013 г. N 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (опубликован: Российская газета. 2013. 4 окт.) внесены изменения в раздел VI Кодекса «Международное частное право». О том, что Правительством Российской Федерации рассматривается вопрос о создании такого Агентства, сообщил Председатель Правительства Д. А. Медведев, выступая на Международном инвестиционном форуме в Сочи 28 сент. 2013 г. См.: http://www. rg. ru/2013/ 09/28/reg-ufo/agentstvo. html.

Читать еще:  Инвестиционный вычет регионы

В рамках деятельности по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций в Российскую Федерацию иностранным инвесторам устанавливается режим наибольшего благоприятствования, т. е. правовой режим иностранных юридических лиц не может быть менее благоприятным, чем правовой режим иностранных инвесторов из любых третьих стран. Кроме того, иностранным инвесторам предоставляются дополнительные гарантии, которые отсутствуют у национальных инвесторов: — право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу; — право на компенсацию при реквизиции и национализации; — гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, срок до семи лет, применяется к коммерческим организациям, в уставном капитале которых свыше 25% иностранных инвестиций; — право на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества, в т. ч. валюты, и информации. 1.4. В целях защиты стратегических секторов национальной экономики в соответствии с общепринятой международной практикой законодательством Российской Федерации предусмотрен особый порядок допуска иностранных инвесторов в те отрасли экономики России, которые считаются стратегическими, соответственно, в которых участие иностранного капитала является весьма чувствительным . ——————————— Подробнее см.: Дораев М. Г. Указ. соч.; Мироненко А. А. Иностранные инвестиции в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации // Юридический мир. 2012. N 5; Губин Е. П. Рецензия на монографию М. Г. Дораева «Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы)» // Предпринимательское право. 2012. N 4.

Инвестиционное сотрудничество

Что такое инвестиционное сотрудничество?

Инвестиционное сотрудничество является одним из видов международных экономических партнерских отношений, которые имеют устойчивый характер и распространяются за рамками границ самих государств. Суть заключается в объединении совместных усилий двух или нескольких стран для достижения таких целей, которые бы пошли на пользу им всем. При этом задействуются необходимые материально-технические и денежные ресурсы. На сегодняшний день существует масса видов таких отношений.

Основные виды международных инвестиционных отношений

  • Вся суть современных рыночных отношений в основном заключается в экспорте (вывозе) или импорте (ввозе) услуг или товаров. Данная внешнеэкономическая связь является основной формой партнёрства между несколькими странами и образует этим такой вид деятельности, как международная торговля. Способность стран к выходу торговли на международный уровень говорит о том, что они экономически развиваются. Поскольку многие государства теперь нуждаются в международном товарообмене, заключение подобных договоров позволяет удовлетворить потребности одной страны, а второй при этом иметь некий доход с этой помощи.
  • Ещё одним из основных видов международных экономических отношений является международные производственные кооперации. Суть таких экономических отношений заключается в создании какой-либо продукции совместными усилиями. Например, одна из стран производит необходимые компоненты к готовой продукции. А другая страна завершает процесс изготовления на основе этих компонентов. Международные производственные связи представляют собой очень прочные партнёрские отношения, в которых участвуют самостоятельные предприятия государств.
  • Международным научно-техническим отношениям является такой вид партнёрских отношений, при котором объединяются усилия нескольких стран для развития научно-технического прогресса. Как правило, он имеет возмездный характер. Цели достигаются благодаря совместному планированию, анализу, созданию каких-либо проектов в научно-технической зоне.
  • Международный инвестиционный вид партнёрских отношений строится на основе объединения совместных усилий двух или больше государств. Целью таких отношений является досижение лучших результатов в экономической сфере за счёт взаимных интересов. Происходит межгосударственное разделение труда, происходит обновление экономической структуры участвующих производств. Основными направлениями международных инвестиционных сотрудничеств как правило является нефтедобывная промышленность, металлургическая и экономическая сфера деятельности, транспортные объекты, добыча полезных ископаемых и.т.д. Также деятельность может быть направлена на заграничные предприятия государств, которые нуждаются в расширении, реконструкции, модернизации и при этом требуют вмешательства нескольких стран для достижения желаемых результатов.
  • Общие производственные предприятия действуют на основе объединения необходимых человеческих и технических ресурсов минимум двух государств. В результате подобного слияния образовывается новое предприятие. Если во время экономического прогресса у одной из стран уровень капитала составит 100%, то это предприятие перестаёт быть совместным достоянием и приобретает автономность. Лидирующими странами в создании общих межгосударственных предприятий являются Германия, Америка, Великобритания, Швеция, Финляндия. Наиболее эксплуатируемые отросли в данном виде партнёрских отношений является табачная и пищевая промышленность, энергетическая, транспортная, торговая деятельность, общепиты.
  • Партнёрство на основе разделения между государствами определённой продукции. Такой вид международных экономических связей заключается в частичном или полном финансировании определённого проекта. При этом иностранными партнёрами покрываются поточные расходы финансируемого предприятия.
  • Международные отношения, которые заключаются в переработке предоставленного сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию. Происходит по принципу экспорта в определённое государство сырья, которое там подвергается производственной обработке. После чего происходит импорт полуфабрикатов или готовой продукции. Алюминиевая промышленность, нефтеперерабатывающие компании активно прибегают к данному виду партнёрства.
  • Международные экономические отношения, которые заключаются в подписании договора между государствами, в результате которого в аренду и эксплуатацию одно государство берёт у другого на нужное время часть земельных ресурсов, эксплуатирует природные ресурсы этого государства, различные предприятия или иные объекты хозяйственной деятельности. При данном виде партнерства взаимно удовлетворяются интересы обеих стран, заключивших соглашение.
  • Сфера международного туризма на сегодняшний день является весьма выгодной и процветающей формой международных рыночных отношений. Сама по себе туристическая предпринимательская деятельность является источником поступления денежной валюты в бюджет страны. При этом данная отросль отлично обеспечивает уровень занятости среди населения. Западноевропейские государства являются лидерами в развитии международного туризма, поскольку около 70% всемирного туристического оборота выпадает именно на этот регион.
  • Лизинговый вид международного сотрудничества заключается в том, что между несколькими государствами заключает международный договор, на основании которого долгосрочного арендования транспортных средств. При этом на время действия договора за арендодателем держится право на собственность предмета договора. Лизинговые операции успешно осуществляются такими лидирующими странами, как Германия, Америка, Япония.
  • Франчайзинговый международные партнёрские отношения предствляет собой систему отношений, на основе заключения определённых контрактов между несколькими государствами. Механизм таких отношений заключается в том, что одно государство представляет собой франчайзер-компанию, которая предоставляет франчайзи-компании другой страны право на использование определённой торговой марки и полный пакет обязательств и прав. То есть выдают франшизу. При этом за компанией-франчайзи закрепляется полная экономическая и юридическая самостоятельность, как обладателя покупки.

Таким образом, любые международные виды инвестиционных сотрудничеств несут позитивный характер для обеих стран, заключивших между собой определённый договор. В результате чего получают выгодные последствия таких отношений, поднимают экономический уровень государства, выводят имеющиеся производства на уровень нового формата, создают новые прибыльные проекты, обеспечивают себе новое место на международном торговом рынке. При этом, любое международное сотрудничество нуждается во вложении денежных ресурсов. Но при успешном достижении поставленных задач государство получает высокий доход, который полностью покрывает предыдущие растраты.

Методологический комментарий к международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (РПБ6).

Общие понятия статистики международной инвестиционной позиции

Международная инвестиционная позиция (МИП) представляет собой статистический отчет, отражающий на определенный момент времени стоимость финансовых требований резидентов к нерезидентам, а также золота в слитках, служащего резервным активом, и обязательств резидентов перед нерезидентами.

В МИП отражаются остатки активов и обязательств на отчетную дату, а также изменения за период, которые произошли в результате операций, стоимостных изменений (переоценки) и прочих изменений.

Изменения в результате операций показывают чистые изменения иностранных активов/обязательств, которые произошли в результате финансовых операций между резидентами и нерезидентами с этими активами/обязательствами. Эти операции отражаются в финансовом счете платежного баланса.

Изменения в результате переоценки и прочие изменения отражают изменения, не связанные с финансовыми операциями между резидентами и нерезидентами. В составе изменений в результате переоценки учитываются чистые изменения в объеме активов/обязательств в результате изменения валютных курсов и уровня цен на финансовые инструменты. В прочие изменения включаются все остальные изменения в объеме активов/обязательств. К ним относятся: изменения в результате списания активов или обязательств; переклассификация (перераспределение) между институциональными секторами или функциональными категориями; изменения, вызванные сменой резидентной принадлежности институциональной единицы.

Разница между внешними финансовыми активами и обязательствами представляет собой чистую инвестиционную позицию, которая может быть положительной — страна является чистым кредитором по отношению к остальному миру — или отрицательной — страна является чистым заемщиком.

Структура и характеристика международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Данные МИП Российской Федерации распространяются (публикуются) в нескольких презентациях, имеющих различные группировки данных и степень их детализации.

Читать еще:  План реализации инвестиционного проекта

Основные агрегаты. Презентация представляет собой набор главных компонентов международной инвестиционной позиции.

Стандартные компоненты. Перечень компонентов для данной презентации определен Международным Валютным Фондом (МВФ) и является стандартным для всех стран при передаче данных в МВФ в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД). Он является наиболее подробным и включает собственно стандартные компоненты и дополнительные статьи. Стандартные компоненты представляют собой неотъемлемые компоненты системы, учитываемые при расчете результирующих показателей.

Дополнительные статьи — компоненты, которые составляются в зависимости от конкретных экономических условий. В презентации стандартных компонентов дополнительные статьи выделяются курсивом.

Финансовые активы и обязательства в стандартном представлении МИП классифицируются следующим образом:

— по функциональным категориям — прямые инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, прочие инвестиции, международные резервы (резервные активы);

— по финансовым инструментам — инструменты участия в капитале и паи инвестиционных фондов, долговые ценные бумаги, опционы, контракты форвардного типа, прочие финансовые активы и обязательства;

— по институциональным секторам и подсекторам — центральный банк; банки; органы государственного управления; прочие секторы, в состав которых включаются другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

— по срокам погашения (в случае долговых инструментов): долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года) и краткосрочные (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию).

Дополнительно разрабатываются основные агрегаты МИП в распределении на позиции в национальной валюте и в иностранной валюте, а также валютная структура внешних долговых требований и внешних долговых обязательств, которая включает классификацию по секторам, срокам и видам валют (российский рубль, доллар США и евро). Кроме того, разрабатывается МИП в разрезе финансовых инструментов и институциональных секторов с выделением сектора нефинансовых организаций.

Функциональные категории и финансовые инструменты

Иностранные инвестиции классифицируются в МИП на активы и обязательства, распределяемые в соответствии с экономической моделью поведения инвесторов по функциональным категориям (на прямые, портфельные и прочие инвестиции, производные финансовые инструменты, резервные активы), которые, в свою очередь, детализируются по видам финансовых инструментов, охватывающих полный перечень финансовых взаимоотношений с нерезидентами.

Прямые инвестиции

Прямые инвестиции — это категория иностранных инвестиций, которые осуществляются институциональной единицей-резидентом одной страны с целью осуществления контроля или приобретения устойчивого влияния на управление предприятием, расположенным в другой стране.

Непосредственные отношения прямого инвестирования возникают, когда прямой инвестор напрямую владеет инструментами участия в капитале, обеспечивающих ему 10 и более процентов голосов в управлении предприятием прямого инвестирования.

Прямые инвестиции учитываются в форме участия в капитале (котируемые и некотируемые акции, доли, паи, недвижимость), реинвестирования доходов и долговых инструментов (ценные бумаги, ссуды и займы), исключая операции с долговыми инструментами между финансовыми посредниками, связанными отношениями прямого инвестирования.

К прямым инвестициям относятся операции по приобретению предприятием прямого инвестирования долевых и долговых инструментов своего прямого инвестора (обратное инвестирование) и операции между сестринскими предприятиями. К сестринским относятся те предприятия, которые находятся под контролем или влиянием одного и того же непосредственного или косвенного инвестора, но не имеют никакого контроля или влияния друг на друга.

Портфельные инвестиции

Портфельные инвестиции — категория иностранных инвестиций в обращающиеся долговые ценные бумаги и ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале, кроме тех, которые включены в прямые инвестиции и резервные активы.

Производные финансовые инструменты

Производные финансовые инструменты — финансовые инструменты, которые привязаны к другим специфическим инструментам, показателям или биржевым товарам и с помощью которых на финансовых рынках могут перепродаваться финансовые риски независимо от базового инструмента. Выделяются две категории производных финансовых инструментов: опционы и контракты форвардного типа.

Прочие инвестиции

Прочие инвестиции представляют собой остаточную категорию финансовых инструментов, которые не включены в категории прямых и портфельных инвестиций, производных финансовых инструментов и резервных активов. В их составе выделяются: прочее участие в капитале, наличная валюта и депозиты, ссуды и займы, страховые и пенсионные программы, программы стандартных гарантий, торговые кредиты и авансы, специальные права заимствования (СДР) в части обязательств, прочая дебиторская/кредиторская задолженность (включая задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам по акциям российских предприятий, принадлежащим иностранным портфельным инвесторам).

Резервные активы

Резервные активы представляют собой высоколиквидные иностранные активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях. Резервные активы включают: монетарное золото, СДР, резервную позицию в МВФ и прочие резервные активы (наличная валюта и депозиты, ценные бумаги, прочие требования).

Институциональные секторы

Институциональные секторы и подсекторы в международной инвестиционной позиции соотносятся с сектором (подсектором) резидентов, а не с сектором контрагентов, то есть в случае активов это сектор (подсектор) российского инвестора или кредитора и в случае обязательств — сектор (подсектор) российского эмитента или заемщика.

Центральный банк представлен Центральным банком Российской Федерации.

Банки — кредитные организации (кроме небанковских кредитных организаций) и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» без учета его деятельности в качестве агента Правительства Российской Федерации.

Органы государственного управления — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные органы управления.

Прочие секторы — аналитическая группировка, включающая другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ):

— другие финансовые организации — небанковские кредитные организации и иные организации, для которых основной вид деятельности — предоставление финансовых услуг;

— нефинансовые организации — предприятия, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг. К нефинансовым организациям относятся юридические лица, а также квазикорпорации — организации, действующие без образования юридического лица (отделения и представительства организаций-нерезидентов, условные единицы-резиденты, владеющие недвижимостью);

— домашние хозяйства — институциональные единицы, состоящие из одного физического лица или группы физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ) — институциональные единицы, являющиеся нерыночными производителями, созданные для оказания социальных услуг домашним хозяйствам. К ним относятся благотворительные общества, профсоюзы, профессиональные и научные общества, религиозные учреждения и т.п.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Последние тенденции и ключевые вопросы по международным инвестиционным соглашениям

Иностранные инвестиции являются одним из ключевых факторов, определяющих международные экономические отношения в эпоху глобализации. Как результат, международные соглашения, стимулирующие и защищающие инвестиции, приобретают в мире все большое значение.

В отсутствие глобальных инвестиционных правил международные инвестиционные соглашения (МИС) заключаются на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях. Как результат появилась весьма многополярная и многоуровневая система инвестиционных соглашений, состоящих, по состоянию на 2008 г., более чем из 5500 соглашений, из которых 2600 – двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС), 2750 – двусторонние налоговые соглашения, около 250 – соглашения о свободной торговле (ФТА) и другие соглашения о сотрудничестве с инвестиционными положениями. В то время, когда новые соглашения заключаются, а старые договоры пересматриваются, эта система растет и усложняется как в объеме. К этому прибавляется существенное увеличение в последнее время споров между государством и инвестором, имеющих результатом развитие прецедентного права, которое все труднее анализировать и которое страдает противоречиями.

Система международных инвестиционных соглашений

Параллельно устойчивому росту прямых иностранных инвестиций (ПИИ) все более увеличивается и усложняется система МИС (см. рис. 1). Увеличение числа договоров было весьма скромным в период с даты заключения первого ДИС в 1959 г. до середины 90-х годов XX в., однако затем система МИС начала довольно быстро распространяться. Принимая во внимание, что до середины 90-х годов XX в. МИСы в основном оформлялись в виде ДИС, последняя пара лет ознаменовалась увеличением ФТА и других договоров по экономическому сотрудничеству, включающих инвестиционные положения.

Традиционно развитые страны являлись основными действующими лицами в системе МИС. Семь из десяти государств, подписавших международные соглашения, – развитые страны (см. рис. 2). Однако в последнее время произошло изменение в сторону увеличения роли развивающихся и переходных экономик. Увеличение ПИИ со стороны государств Юга означает, что развивающиеся страны становятся принимающими экономиками. Некоторые развивающиеся экономики (Бразилия, Китай, Индия, Российская Федерация, Южная Африка) стали важными внешними инвесторами. Это означает новую фазу глобализации, при которой растущее число развивающихся и переходных экономик эволюционировали с позиции импортера капиталов, стали более сильными игроками в глобальной экономике. Многие внешние инвестиции очень часто направляются в другие развивающиеся страны и страны с переходными экономиками в том же регионе.

Читать еще:  Чистые инвестиции амортизация

Эволюционирующий статус данных государств, возможно, будет иметь последствия в отношении позиции этих государств при переговорах по поводу МИС. Данные страны в настоящее время должны рассматривать вопросы, посвященные не только привлечению и защите ПИИ, но и по защите своих инвесторов за границей.

Сложность системы международных инвестиционных соглашений

Система МИС становится все более сложной. Инвестиционные положения все чаще формулируются и включаются в соглашения, охватывающие широкий круг вопросов, посвященных в основном торговле товарами и услугами, а также и исключительным правам, положениям о конкуренции, политике правительственных поставок, временным вхождениям для юридических лиц, прозрачности, окружающей среде, трудовым правам.

Все больше стран предпочитают предусматривать положения о защите инвестиций в контексте более объемных соглашений ФТА, где инвестиционные условия являются частью системы экономической интеграции. Хотя система ДИС продолжает оставаться более многочисленной, чем ФТА (см. рис. 3), последние занимают все большее место в системе МИС по сравнению с положением, существовавшем десять лет назад (см. рис. 4). В результате система МИС становится более многогранной и сложной.

В то же время появилось новое поколение ДИС, базирующихся на новых американских и канадских моделях ДИС. Инновации в данных моделях приводят к большей сложности, потому что они стремятся определить правоотношения, объем и область применения МИС. В качестве примера можно привести недавние положения, проясняющие значение фразы «честный и справедливый режим» и концепцию «косвенная экспроприация». Эффект от подобного прояснения может привести к сужению области действия положений, по сравнению с тем, если бы подобное прояснение отсутствовало. Таким образом, более комплексное положение может оказаться менее точным. С другой стороны, усиливающаяся сложность, возможно, является результатом попытки установить более строгие обязательства. Например, некоторые нормы, касающиеся исполнения обязательств, стали более комплексными, так как государства попытались расширить область применения норм, для того чтобы включить нормы, выходящие за пределы, установленные Соглашением ВТО по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМ).

Другой риск, распространения МИС на всех уровнях связан с пересечением и иногда с противоречиями в инвестиционных обязательствах. Это, например, может наблюдаться между ДИС, региональными соглашениями о сотрудничестве, ФТА и национальными инвестиционными законами. Эти обязательства могут стать своеобразной чашей со спагетти, в которой трудно разобраться. Положения о режиме наибольшего благоприятствования лишь усугубляют положение. Например, страны – члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) могут иметь инвестиционные правоотношения в соответствии с региональными инвестиционными соглашениями АСЕАН, в соответствии с ДИС, заключенными с другими членами АСЕАН, в соответствии с ФТА, заключенными с Соединенными Штатами, в соответствии с соглашениями с Международным валютным фондом и ВТО. Гармонизация этих норм и формирование согласованной стратегии по инвестиционным вопросам является существенным фактором для поддержания стабильного и предсказуемого инвестиционного климата, а также для избегания риска существования норм, которые переплетаются и противоречат друг другу на национальном, двустороннем, региональном и многостороннем уровнях.

Возрастающая активность в МИС сопровождается увеличением споров между инвестором и государством. К июню 2008 г. количество зарегистрированных споров, основанных на соглашениях, достигло 300 (см. рис. 5). Эти споры в основном подавались в Международный центр по урегулированию споров (МЦУИС) и в соответствии с арбитражными правилами Комиссии ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ). Финансовые последствия при разрешении спора между инвестором и государством могут быть существенными и с точки зрения судебных издержек, и с точки зрения вынесенного решения. Издержки, связанные с отстаиванием собственной позиции, также стоят денег. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут быть особенно уязвимы при подаче исков с большими суммами.

Вызовы для развивающихся стран и стран с переходной экономикой

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой часто испытывают недостаток в человеческих ресурсах, необходимых в процессе переговоров по соглашениям, которые бы адекватно отражали их интересы и потребности. В результате данные страны часто ведут переговоры, не имея знаний достаточных, чтобы получить уступки, которые могли бы получить, или, не до конца понимая последствий соглашения, они в итоге его заключают. Вызовы, кроме того, усиливаются и другими тенденциями, существующими в настоящее время в международной инвестиционной системе. Они выражаются в растущем количестве МИС, возрастающей сложности МИС и в увеличении споров между инвестором и государством, передаваемых на судебное разбирательство.

Другой вызов в отношении принимающих развивающихся стран и стран с переходной экономикой состоит в вопросе о том, как усилить развивающую составляющую МИС. Несмотря на то, что МИС стремятся обеспечить защиту инвестиций, их содержание явно сфокусировано на юридической защите, предоставляемой иностранным инвесторам. Большинство МИС посвящено защите инвестиций, в то время как инвестиционное стимулирование воспринимается только как побочный эффект при защите, предоставляемой иностранным инвесторам. Следовательно, МИС справедливо не уравновешивают права и интересы иностранных инвесторов с правами и интересами принимающего государства. Данная проблема становится все более существенной, поскольку многие развивающиеся страны подняли вопросы относительно реального воздействия и эффективности МИС в привлечении инвестиционного потока.

Включение развивающей составляющей потребует добавления нового, не всегда встречающихся в МИС норм, включающих внутренние национальные мероприятия. Подобные средства могут охватывать широкий спектр вопросов: прозрачность и обмен информацией по инвестициям; наращивание связей между иностранными инвесторами и национальными компаниями; строительная и техническая помощь; предоставление страхования инвестиций; упрощение неформальных препятствий для инвестиций; объединение действий по стимулированию инвестиций; доступ к капиталу; финансовые и налоговые стимулы; установление институционального механизма по координации соответствующих мероприятий.

МИС страны должны быть согласованы с их национальным экономическим положением и законодательством. Чем больше структура и содержание МИС отражает экономическое положение принимающей стороны, тем больше соглашение может способствовать достижению определенных государственных целей. Это влечет создание скоординированного национального подхода по отношению к инвестициям и по их вкладу в развитие.

Роль ЮНКТАД в постановке данных вызовов

Рабочая программа ЮНКТАД по международным инвестиционным соглашениям направлена на помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в более глубоком понимании процесса инвестиционного нормотворчества, того перечня вопросов, которые необходимо рассматривать, понимать возможности и опасности для договаривающихся сторон при заключении МИС, и особенно в гарантии того, что интересы экономического развития адекватно отражены в этих соглашениях.

Более общая цель Рабочей программы – помочь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их попытках привлечь иностранный капитал посредством заключения МИС и извлечь выгоду из этого, а также эффективнее интегрировать их в глобальную экономику и в итоге достигнуть цели развития тысячелетия. Данная цель была подтверждена на XII Конференции ЮНКТАД в Аккре в апреле 2008 г., которая призвала ЮНКТАД продолжать помогать развивающимся странам участвовать в дебатах по поводу МИС и сконцентрироваться на развивающей составляющей данных соглашений.

Быстрое распространение МИС и сложность затрагиваемых проблем требует, чтобы политические деятели и участники переговоров от развивающихся стран и стран с переходной экономикой, как и другие заинтересованные лица и гражданское общество, были, насколько это возможно, знакомы с ключевыми вопросами в международном инвестиционном нормотворчестве, особенно с развивающей составляющей, а также с основными концепциями и опциями, предусмотренными в международных инвестиционных договорах. Перечень вопросов, которые нужно рассмотреть, часто не соответствует реальной способности развивающихся стран и стран с переходной экономикой и с точки зрения политики развития, и с точки зрения перспектив для переговоров и реализации договоров.

Чтобы ответить данным вызовам, Рабочая программа ЮНКТАД по МИС проводит исследования и анализ политики в форме публикаций, отслеживающих последние тенденции и появляющиеся вопросы в международном инвестиционном нормотворчестве, а также предоставляет анализ перспектив развития. Рабочая программа также осуществляет техническую поддержку, направленную на более глубокое понимание роли нормотворческой деятельности для инвестиций и созидательной силы при переговорах о МИС. Это осуществляется посредством дистанционных обучающих курсов, региональных тренингов по переговорам МИС и тренингов по ведению инвестиционных споров.
Перевод Н.В.Морозовой

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector