Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международное регулирование иностранных инвестиций

Международное регулирование иностранных инвестиций

ТЕМА 13. Иностранные инвестиции в России и их регулирование

Состояние инвестиционного рынка РФ – самостоятельное изучение.

Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осуществляют такие международные экономические организации, какМеждународный валютный фонд (МВФ); группа Всемирного банка, в состав которой входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ряд региональных организаций, среди которых важное значение имеет Европейский банк реконструкции и развития(ЕБРР). РФ является членом этих международных экономических организаций или участвует в их деятельности.

Указанными организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности, правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров. МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами—членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАИГ.

Учитывая перспективы вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), необходимо приводить законодательную, нормативно-правовую базу привлечения и использования иностранных инвестиций в соответствие с принятым в рамках ВТО Соглашением по связанным с торговлей инвестиционным мерам(ТРИМС). Следует учитывать, что сфера охвата Соглашения ТРИМС распространяется на «инвестиционные меры, связанные только с торговлей товарами».

· страны-члены ВТО обязуются предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями (ПИИ) национальный режим, существует запрет на применение количественных ограничений;

— требование закупки или использования в процессе производства ПИИ конкретных товаров отечественного происхождения в определенных объемах или с определенной стоимостью — «требование местного компонента»;

— ограничение импорта товаров для целей производства путем увязки его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, т. е. путем ограничения доступа к иностранной валюте — «требование в отношении иностранной валюты»;

— ограничение экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции — «требование в отношении осуществления экспорта» и некоторые другие.

· разрешается странам-членам ВТО исключать связанные с торговлей инвестиционные меры исходя из задач охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, состояния платежного баланса и др.

· если в национальном законодательстве есть положения, противоречащие обязательствам по ТРИМС, то они должны быть устранены: развитыми странами — в течение 2 лет с момента присоединения к Соглашению, развивающимися странами — в течение 5 лет и наименее развитыми странами — в течение 8 лет.

Регулирование иностранных инвестиций: государственное, международное

Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 28.02.2017

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Регулирование иностранных инвестиций можно разделить на два этапа: создание благоприятных условий и прямое участие государственных органов в инвестиционной деятельности.

  • Первый этап включает в себя: установление субъектами инвестиционной деятельности разных льгот по уплате, в основном, местных налогов; защита и соблюдение интересов инвесторов; предоставление различным субъектам инвестиционного процесса льготных условий по использованию ресурсов, но не противоречащие национальному законодательству и т.д.
  • Второй этап включает в себя: утверждение, разработку и финансирование разных инвестиционных проектов, которые выполняются национальными единицами управления; размещение на основе конкурсов и тендеров для финансирования бюджетами органов самоуправления различных инвестиционных проектов иностранных инвесторов; осуществление экспертизы иностранных инвестиционных проектов; эмиссия разных муниципальных займов; привлечение в инвестиционный процесс временных законсервированных предприятий, строек, объектов, которые находятся в государственной собственности.

Все средства, которые предоставляются органами власти должны быть возвращены в срок и с уплатой процентов по их использованию, за исключением тех средств, которые были выданы на безвозмездной основе. Обязательно при любом действии местных органов власти соблюдение национального законодательства и, прежде всего, собственных интересов. Все дополнительные средства, полученные за счет данной деятельности подлежат перечислению в местный бюджет или же в национальный, в зависимости от законодательства.

Все эти два этапа регулирования иностранных инвестиций должны проходить с соблюдением национального законодательства.

МЕЖДУНАРОДНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Государственное регулирование иностранных инвестиций к началу 80-х го­дов прошлого века представляло и до сих пор представляет совокупность определенных норм, которые включали:

  1. На законодательном уровне: законодательство о собственнос­ти; бан­ковское и валютное законода­тельство; законодательство о внешнеэкономической деятель­ности; налоговое законодательство; таможенное законо­дательство; антимонопольное законо­дательство; законодательство об охране окружающей среды и другие нормативно-правовые акты.
  2. Режим дописка и функционирования инвесторов: действую­щая процедура допуска инвести­ций; предоставленный режим функционирования инвесторов; действую­щий режим защиты и безопас­ности для инвесторов; возмещение убытков при причинении вреда; дейст­вующий режим переводов и платежей, а также другие режимы.
  3. Создание свободных экономических, торговых, промышлен­ных и других зон для иностранных инвесто­ров: особые правовые, налого­вые и таможенные режимы для иностранных инвесторов, осуществляющих деятельность в стране; особенная система увеличения притока инвестиций; уменьшение государст­венного вмешательства в хо­зяйственную деятельность иностранных инвесторов и т.п.
  4. Формирование единой системы государственных и/или част­ных органов, которые отвечают за работу по привлечению и эф­фективному использованию иностранных инвестиций. Во многих госу­дарствах центральным орга­ном, который отвечает за привлече­ние и работу с иностранными инвесторами явля­ются различные специализированные агентства. Они могут быть как госу­дарственными, так и частными или смешанными.
  5. Мероприятия на всех уровнях государственной власти по формированию привлекательного образа государства и/или отдельных его территорий в глазах международной общест­венности и потенциальных инвесторов и т. д.
Читать еще:  Устав инвестиционной компании ооо

Международное регулирование иностранных инвестиций подразделяется на два уровня соглашений: региональные и многосторонние. К первым, т.е. к региональным относятся такие соглашения, которые заключается в рамках различных региональных образований (ЕС, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Североамериканская зона сво­бодной торговли, Единой экономическое пространство, Таможенный союз и т.д.)

К многосторонним относят соглашения, которые заключены в рамках разных международных организаций: Международный валютный фонд, группа Всемирного банка, Все­мирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Объединенных Наций и т.д.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли.

В перечень иностранных инвестиций входят, помимо движимого и недвижимого имущества, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуги и информация.

Инвестиции можно разделить на прямые и портфельные. Под прямыми инвестициями понимаются инвестиции, дающие возможность инвестору прямо и непосредственно участвовать в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на капитал, вложенный в это предприятие.

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на международном и национальном уровнях. К международным соглашениям в этой области относятся: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. , Сеульская Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

Эти Конвенции позволили создать международный механизм защиты прав инвесторов. Вашингтонская конвенция была принята с целью защиты инвесторов — физических и юридических лиц — от иммунитета государства-реципиента (государства, на территории которого находится объект инвестирования). Такая защита предусматривала изъятие инвестиционных споров из юрисдикции национальных судов и передачу их на рассмотрение специально созданного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

В рамках МЦУИС предусмотрено осуществление двух видов разбирательств: примирительной и арбитражной процедуры. Примирительная процедура направлена на достижение соглашения между спорящими сторонами и основана на их личном волеизъявлении. Результатом арбитражной процедуры является вынесение решения, которое обязательно для спорящих сторон и не подлежит обжалованию, за исключением случаев, которые прямо предусмотрены в Конвенции.

На основании Сеульской Конвенции, принятой с целью защиты иностранных инвесторов от некоммерческих (политических) рисков, была учреждена межгосударственная организация, занимающаяся страхованием инвестиционных рисков, — Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) . Согласно Конвенции, инвесторы заключают гарантийные соглашения с Агентством, на основании которых будут осуществляться выплаты денежных компенсаций при наступлении страхового случая.

В Конвенции определяются следующие виды некоммерческих рисков:

перевод валюты (введение государством-реципиентом ограничения на перевод валюты и прибыли, полученных в результате деятельности инвестора, за границу);

экспроприация и аналогичные меры (любые действия государства, в результате которых инвестор лишается права собственности на свои капиталовложения);

нарушение договора (отказ государства-реципиента от договора с инвестором);

Международное правовое регулирование иностранных инвестиций.

Осуществляется в формах:

В них включают определения правового режима, который предоставляется сторонами друг другу при инвестировании. Рассматриваются правила допуска иностранных юридических и физических лиц в страну реципиента капитала и объем их прав, в т.ч. права на обращение в судебные органы за защитой своих интересов. Осуществляется взаимное признание предприятий, регулируются вопросы налогообложения, выводы капитала и прибыли за границу.

Читать еще:  Долгосрочные цели инвестиционной деятельность

· соглашения об иностранных инвестициях;

Цель их заключения – обеспечение притока иностранного капитала в другие страны путем предоставления юридических гарантий от политических (некоммерческих) рисков. В числе гарантий от рисков называется следующее: гарантия о национализации предприятий с иностранным капиталом, гарантия от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибыли, гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных и иных подобных катаклизмов.

Договорах об иностранных инвестициях оговаривается режим, предоставляемый иностранным инвесторам, а также их возможность обращения за защитой своих прав в суды страны реципиента капитала, а также в международные судебные органы.

· договоры о налогообложении;

С их помощью государства-участники создают благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов, чем стимулируют инвестиционный процесс как основу экономики. Договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала. Часто в них предусматривается, что иностранный инвестор не подлежит налогообложению в стране реципиента капитала.

— региональные международные договоры.

— многосторонние международные договоры:

· Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» 11 октября 1985 г. Агентство основано в 1988 г. РФ конвенцию ратифицировала в 1992 г.

Конвенция заключена с целью урегулирования вопросов связанных с некоммерческими рисками при осуществлении инвестиций. С целью страхования таких инвестиций и учреждено МАГИ, которая занимается деятельностью по предотвращению и минимизации рисков, способствует увеличению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования инвестиций от политических и некоммерческих рисков, а также путем посредничества в спорах между инвесторами и государствами, информационного содействия в сфере инвестиций. Главная задача агентства – стимулирование потока инвестиций, следовательно, агентство дополняет деятельность международных финансовых учреждений. Основной тип деятельности – предоставление гарантий, в том числе совместное и повторное страхование от рисков. Гарантируемые агентством капиталовложения должны отвечать требованиям:

— быть экономически обоснованными и вносить весомый вклад в развитие принимающей стороны;

— соответствовать законам и правилам принимающей стороны;

— соответствовать целям и приоритетам принимающей стороны.

При предоставлении гарантий также оценивается существование условий для капиталовложений в принимающей стране. Включая наличие справедливого и равного подхода к капиталовложению и правовой защиты для него.

Страхование осуществляется от следующих некоммерческих рисков:

Это любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод ее валюты в свободно используемую валюту. При страховании данного риска возмещаются потери, возникающие в результате введения ограничений на обмен национальной валюты, а также потери, возникшие в результате длительной задержки в приобретении иностранной валюты.

— экспроприация и аналогичные меры;

Любое законодательно или административное действие (бездействие) исходящее от принимающего Правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности на свое капиталовложение. При страховании от данного вида рисков, на ряду с полной национализацией и конфискацией агентство защищает от скрытой экспроприации. При полной экспроприации капитала МАГИ выплачивает компенсацию в размере балансовой стоимости застрахованных инвестиций, а при экспроприации денежных средств размер компенсации составляет застрахованную часть замороженных средств. При этом при выплате компенсации право собственности на капиталовложения переходит к МАГИ.

Это любой отказ принимающего государства от договора с владельцем гарантии в том случае, когда владелец гарантии не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу в течение разумного периода времени. Этот вид страхования возможен только при наличии прямых контрактных отношений между инвестором и публичным субъектом. Страхование от данного вида рисков покрывает потери, возникшие в результате отказа Правительства страны от выплаты положенных компенсаций

— война и гражданские беспорядки.

Это любые военные и приравненные к ним действия на любой территории принимающей стороны. Страхование от данного вида рисков покрывает повреждения или уничтожение активов, либо полное прекращение проектов в результате военных действий, гражданских беспорядков, включая мятежи, террористические акты, революции.

По инвестициям в акционерный капитал выплачивается компенсация в размере наименьшей их 3-х величин, к которым относятся балансовая стоимость активов, либо стоимость их замены, либо стоимость их восстановления. По кредитам и гарантиям по кредитам компенсация выплачивается в размере основной суммы займа и процентов по займу, при условии, что неуплата по кредиту напрямую вызвана военными действиями. Помимо этого совет директоров квалифицированным большинством голосов может утвердить расширение сферы охвата гарантии на личные некоммерческие риски.

Читать еще:  Мсфо 40 инвестиционное имущество

До заключения агентство о гарантиях с инвестором предоставлении данной гарантии утверждается Правительством принимающей стороны по установленным для покрытия рискам. Условия каждого договора определяются по правилам, установленным советом директоров. Размер страховой премии определяется на основе анализа рисков каждого конкретного проекта.

Гарантии предоставляются на срок от 3-х до 15 лет. При этом размер страхового обеспечения может составлять до 90 % инвестированных средств.

ст.18 Конвенции предусматривает использование механизма суброгации в случае выплаты страховой суммы инвестору. Все споры, возникающие в порядке суброгации, решаются в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной приложением 2 Конвенции, либо устанавливаемой отдельным соглашением между МАГИ и соответствующим государством.

Процедура рассмотрения спора состоит в следующем: если спор не урегулирован путем переговоров в течение 120 дней, то стороны вправе передать спор на рассмотрение арбитража или по взаимному соглашению могут прибегнуть к согласительной процедуре при содействии избранного посредника. Арбитраж начинается путем уведомления истцом ответчика, при этом в уведомлении указывается характер спора, суть иска и фамилия арбитра, назначаемого истцом. В течение 30 дней ответчик должен уведомить о фамилии избранного им арбитра. После этого в течение 30 дней стороны должны избрать третьего арбитра, который будет являться председателем арбитража. Арбитражное решение является окончательным и обязательным для сторон. Оно не может стать предметом апелляции, отмены, пересмотра. То есть МАГИ является эффективным механизмом страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, предоставляя гарантии для инвестиционных проектов, реализуемы в РФ и других странах-участницах Конвенции (более 170).

· Вашингтонская Конвенция «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств»

РФ подписала Конвенцию в 1993 г., но не ратифицировала. Однако положения Конвенции становятся обязательными, поскольку перекладываются в двустороннее соглашение о поощрении и защите капиталовложений.

Она заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающих в сфере международных частных инвестиций. В отношении таких споров обычно применяется национальная юрисдикция государств, однако наличие механизма международной защиты является важной гарантией прав иностранных инвесторов, так как предоставляет им возможность независимого и беспристрастного рассмотрения споров между государством и инвестором.

В реализации Конвенции был создан МЦУИС (ИКСИД) – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Организационная структура МЦУИС включает в себя Административный совет и Секретариат.

Центр возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Административным советом по представлению Председателя совета. Центр ведет списки примирителей и арбитров, а также обеспечивает организационную сторону примирительной и арбитражной процедур. Каждое государство-участник Конвенции может назначить в каждый список по 4 человека. Председатель Административного совета еще 10 человек.

Под юрисдикцию МЦУИС подпадают инвестиционные споры между государством-членом Конвенции и частным лицом другого государства. При этом для передачи спора на рассмотрение МЦУИС требуется согласие обеих сторон, любое договаривающееся государство может признать Конвенцию действующей только в отношении определенных категорий споров.

Таким образом, спор может быть передан на рассмотрение МЦУИС, если он отвечает требованиям:

— является спором правового характера в сфере инвестиций;

— сторонами спора являются государтсво и частные субъекты. При этом хотя бы один из них относится к государству – участнику Конвенции;

— имеется письменное согласие сторон на передачу спора на рассмотрение МЦУИС.

Также спор может быть передан на рассмотрение МЦУИС, если такая возможность предусмотрена двусторонним соглашением о взаимной защите инвестиций между государством – стороной в споре и государством происхождения инвестора. Такая возможность была предусмотрена Дополнительным протоколом к Конвенции 1979 г.

Возможность передачи спора на рассмотрение МЦУИС может быть предусмотрена внутренним законодательством государства участника спора.

Для разрешения инвестиционных споров Конвенция предусматривает примирительную и арбитражную процедуры.

В случае вынесения решения МЦУИС каждое государство-участник должно его признать и исполнять установленные им финансовые обязательства.

Кроме многосторонних соглашений по вопросам инвестиций значительную роль играют договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложения. Подобные соглашения унифицируются Постановлением Правительства РФ от 09.06.01 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector