Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международное инвестиционное право

Источниками международного инвестиционного права

являются, в частности, двусторонние международные соглашения о содействии и защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также многосторонние соглашения:

— Вашингтонская конвенция о порядке разрешения споров между государством и лицом другого государства 1965 года;

— Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года;

— Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ), действующее в системе ВТО.

Источники международного инвестиционного права. К источ­никам международного инвестиционного права относятся международ­ные договоры, международно-правовые обычаи и акты международ­ных организаций. Широкое распространение получили, в частности, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвести­ций (капиталовложений).

В 1992 году МБРР и МВФ издали сборник, содержащий пример­ные (рекомендуемые) проформы соглашений о поощрении и защите инвестиций (Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment). В текст двусторонних инвестиционных соглашений, как правило, включаются следующие вопросы: внутренний правовой режим в отно­шении иностранного инвестора и иностранных инвестиций (избирается «принцип-стандарт» предоставления национального режима); гаран­тии государства-импортера от политических рисков для иностранных инвестиций; порядок рассмотрения инвестиционных споров и т.п. В международных договорах содержатся также нормы, касающи­еся предотвращения ограничительной деловой практики, контроля за использованием цен в системах многонациональных предприятий (ТНК/ТНБ), различных аспектов инвестиционного климата, права на конвертацию доходов и репатриацию инвестиций.

Кроме указанных договоров, источниками международного инве­стиционного права являются, в частности, двусторонние между­народные соглашения об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономиче­ском и промышленном сотрудничестве и некоторые другие.

Договоры о поселении определяют правовой режим приема (доступа) иностранных инвестиций, их «учреждения» в национальной экономике; правовой режим резидентов (физических и юридиче­ских лиц), включая правила в отношении имущества иностранцев.

В договорах об избежании двойного налогообложения государ­ства договариваются о налогообложении определенных видов дохо­дов, получаемых юридическими и физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположен­ного на территории другого государства. С помощью таких соглаше­ний достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов и имущества, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима нало­гообложения, исключается повторное взимание налогов.

Существует ряд многосторонних (преимущественно региональных) инвестиционных соглашений, например Соглашение о сотрудниче­стве в области инвестиционной деятельности 1993 года, заключенное в рамках СНГ.

В Андской (Картахенской) группе был принят Единый инвести­ционный кодекс, в котором предусмотрен общий порядок получения разрешений на осуществление инвестиций, определены отрасли экономики, закрытые для иностранных инвестиций, создан институ­циональный механизм для согласованной инвестиционной полити­ки. В Европе действует Договор к Энергетической хартии (Россия планирует присоединиться к нему).

По инициативе МБРР в 1985 году была подписана так называемая Сеульская конвенция, на основе которой в 1988 году учреждено Много­стороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

К многосторонним соглашениям, являющимся источниками между­народного инвестиционного права, следует отнести также Вашингтон­скую конвенцию о порядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 года; Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМС), действующее в системе ВТО.

Международное инвестиционное право в значительной части не прямо регулирует сферу перемещения инвестиций, а опосредованно -задавая рамки внутригосударственному праву, содействуя внедрению в национальные системы права унифицированных норм.

Отдельные международные договоры «включаются» в цепь право­отношений, находящихся в системе внутригосударственного права. Международное кредитное соглашение способствует внедрению кредитных связей в банковские механизмы. На этой основе возни­кают гражданско-правовые и иные отношения между банками раз­ных стран, которые применяют национальные нормы гражданского, административного, финансового законодательства.

Компетенция государств в том, что касается национальных инве­стиций на иностранной территории, сводится к вопросу: запретить или разрешить, стимулировать или ограничивать вывоз капитала. Поведение, правила функционирования национальных инвесторов на иностранной территории регулируются иностранным правом, кото­рое и создает соответствующий режим для иностранных инвестиций (принцип территориальности регулирования инвестиций).

Различные государства по-разному подходят к отнесению инве­стиций к разряду прямых или непрямых. Общепринято, что прямыми называются такие инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над предприятием.

Фактор контроля обычно связывают с участием инвестора в пред­приятии, которое материализуется во владении определенным ко­личеством акций или долей участия. Так, например, во Франции к прямым относятся инвестиции, превышающие 20%, а в США -10% уставного капитала предприятия.

Внутреннее право многих развитых стран в основном либерально в том, что касается регулирования иностранных инвестиций. Эти государства предоставляют максимальную свободу для перемещения инвестиций, устраняя препятствия к движению капиталов.

Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государ­стве, но порядок их решения может быть более сложным — с пере­ходом от заявительного к разрешительному.

Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении по­тенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санк­ций) в ответ на нарушение норм международного права.

В ряде государств, как правило, это государства-импортеры ин­вестиций, существует разрешительный порядок инвестирования ре­зидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.

Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.

Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государ­стве, но порядок их решения может быть более сложным — с пере­ходом от заявительного к разрешительному.

Читать еще:  Реинвестиция прибыли это

Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении по­тенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санк­ций) в ответ на нарушение норм международного права.

В ряде государств, как правило, это государства-импортеры ин­вестиций, существует разрешительный порядок инвестирования ре­зидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.

Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.

По внутригосударственному законодательству в вопросах приема и защиты иностранных инвестиций может применяться стандарт национального режима, т.е. тот же режим, который предоставляется внутренним инвестициям.

11. Предмет регулирования права иностранных инвестиций; виды ин­вестиций; основания возникновения конфликта квалификаций, способы его разрешения.

Предмет регулирования права иностранных инвестиций — отношения, возникающие в связи с основными гарантиями прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также регулирующие условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов.

1. По источнику (гос-ные, частные, иностранные, смешанные)

2. По хар-ру (реальные, фин-вые, интел-ные, альтерн-ные)

3. По хар-ру управления инвестициями со стороны инвестора (прямые, косвенные (портфельные))

Прямые инвестиции вложение денежных средств (инвестиции) с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности.

Косвенные- не получают прямого контроля инвестора. Акции приобретаются в целях получения дохода, связанного с деят-тью конкретного предприятия. инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.

Венчурные- ещё более высоки риск вложений, чем традиционные инвестиции. они вкладываются в перспективные высокотехнологичные проекты. Вклад производится на ранныих стадиях развития проекта. Как правило, имеют высокий инвестиционный возврат.

4. По периоду инвест. (долгосрочные-больше 1 года, краткосрочные-до 1 года)

5. По сроку окупаемости (быстроокупаемые, среднеокупаемые, медленноокупаемые)

6. По степени риска (низкорисковые, среднериск., высокориск.)

7. по уровню ликвидности (низколикв., среднеликв., высоколикв.)

8. По виду объкта граж-кого правоотнош. (ден-ные требования, бизнесс концессии и пр.)

9. По позиции жизненного цикла предприятия (начальные инвестиции, экстенсивные инвестиции, реинвестиции);

Конфликт квалификаций — проблема понятий.

Основанием возникновения конфликта квалификация является различный смысл правовых понятий.

Согласно нормам Англии и Франции право собственности на индивидуально

определенную вещь переходит в момент достижения между сторонами соглашения о продаже, по праву же ФРГ для перенесения права собственности с отчуждателя на приобретателя вещи, даже если она и индивидуально определена в момент заключения договора, требуется передача приобретателю при согласии обеих сторон на переход права собственности.

Факт различий в содержании понятий, а иногда и юридической природе в целом, обусловливает постановку и разрешение проблемы понятий в международном частном праве.

Для окончательного разрешения правоотношения по существу, следовательно, далеко не безразлично, какими коллизионными принципами будет руководствоваться суд в целях отыскания применимого к отношению права, а последнее напрямую зависит от того, какими категориями суд оперирует в вопросе квалификаций.

Если суд в силу принципов, свойственных отечественной правовой системе (скажем, английской или индийской), определит, что исковую давность следует толковать как институт процессуального права, он обязан применить нормы национального правопорядка, поскольку в процессуальных отношениях нет места выбору права. Квалификация же рассматриваемого института в качестве категории материального права (допустим, это сделает французский, германский, российский или украинский суд), позволяет обратиться к иностранному праву.

Вывод же, например, украинского суда о применении норм иностранного правопорядка (Франции, ФРГ, Англии или России) заставит его в зависимости от фактического состава предоставить значительные вариации по срокам: во Франции — 10 лет, в Англии — 6 лет, в ФРГ — 2 года, в России — 3 года, странах—участницах Нью-Йоркской конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г. — 4 года.

Торетические основы международного инвестиционного права

Содержание:

Право инвестиционной направленности

Международное инвестиционное право обычно стоит рассматривать, как определенную систему норм национального и международного права, в свою очередь образующих специальное правовое регулирование международной инвестиционной деятельности в качестве одного из основных видов предпринимательства на международном общемировом уровне. Понятия инвестиций, а также деятельности инвестиционной направленности, лица, которое является инвестором, инвестиционного процесса в праве являются одними из самых важных для осмысления содержания международного права инвестиционного характера.

В ходе становления каких-либо правовых институтов данной отрасли достаточно сильно увеличивалось значение взаимодействия норм национального и, что самое главное международного уровня, соотношения коммерческой, а также инвестиционной деятельности, разграничения конкретных правовых понятий оборота в торговле, и, конечно, инвестиционного процесса.

Понятия международной деятельности инвестиционного характера и международного инвестиционного процесса в свое время никаким образом, не являются идентичными, и обусловленными конкретными особенностями развития знаний о месте международного инвестиционного права как в специальной системе МЭП, так и в системе МФП.

Обычно предмет науки инвестиционного международного права включает:

  • публичные инвестиционные отношения международной направленности в мировой экономике, а также на каких-либо национальных рынках;
  • международно-правовые документы правового порядка (которые бывают как двусторонними, так и многосторонними международными договорами и, конечно, конвенциями), имеющие прямое отношение к контролированию международных инвестиционных отношений;
  • нормы законодательства национального характера о зарубежных инвестициях, их налогообложении, специальные договора концессионного порядка.

Иностранная наука

Стоит отметить, что иностранная наука инвестиционного права международной направленности в большей мере имеет разные школы, которые в свое время относят международное инвестиционное право или к публичному, или к частичному праву. Такая известная личность, как Георг Шварценбергер вместе со своей школой «международного экономического права» занялся обоснованием международного публично-правового процесса контролирования международных инвестиционных отношений; Д. Уортли, а также его «манчестерская» школа обосновывают «регулирование международных инвестиционных отношений частно правового характера».

Читать еще:  Инвестиционные процессы в российской экономике

Наука отечественной направленности международного инвестиционного права, в которой приняли участие В. П. Мозолин, М. И. Кулагин, А. Г. Богатырев, Г. К. Дмитриева, В. М. Шумилов. Все эти личности являются сторонниками концепции публичного инвестиционного права международного характера и международного частного инвестиционного права. Но при этом М. М. Богуславский, Н. Н. Вознесенская, Н. Г. Доронина, Е. В. Кабатова, Н. Г. Семилютина, С. А. Сосна, Е. А. Шебанова, Ю. М. Юмашев и иных занимаются тем, что отстаивают концепцию национального правового контроля отношений, которые достаточно тесно связаны с иностранным инвестированием.

Международное право инвестиционного порядка

Международному праву инвестиционного порядка, как определенной системе национальных и, что наиболее важно международных норм финансирования инвестиционного оборота, а также формирования, распределения, и, конечно, применения финансовых средств в международном движении капиталов, присуща специальная комплексность методов правового регулирования, порождающая разные формы регламентации, использования, и распределения денежных средств в хозяйственном обороте мирового уровня.

В большинстве случаев, к конкретным источникам международного инвестиционного права можно отнести такие:

  • определенный обычай международной направленности, как один из главных источников в системе международного права и международного инвестиционного права;
  • международные договоры, которые в свое время выступает как наиболее совершенный и распространенный источник, и, конечно специальная форма осуществляющая контролирование международных инвестиционных отношений;
  • международные договоры двустороннего характера, а также конкретные соглашения о поощрении и гарантии инвестиций;
  • международные двусторонние соглашения свидетельствующие об избежании налогообложения двойного типа;
  • многосторонние договоры и конвенции международной направленности.

К последним обычно относятся:

  • Специальная конвенция занимающаяся решением инвестиционных споров между государствами и частными лицами иных государств (которая в свою очередь заключена в городе Вашингтоне в 1965 году);
  • Конвенция об учреждении «Многостороннего (международного) агентства по гарантии (страхованию) инвестиций» (заключена в городе Сеуле в 1985 году);
  • Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации (ВТО) 1994 года;
  • Соглашение по специальным торговым аспектам зарубежных инвестиций (ТРИМ) от 1994 года;
  • Соглашение об конкретном учреждении Международного валютного фонда (МВФ) 1944 года;
  • Специальные соглашение свидетельствующие об учреждении Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 1944 года;
  • Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) 1990 года.

Стоит помнить, что также источниками обычно являются конкретная Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3281 XXIX от 1974 года 12 декабря-Хартия прав экономического характера и обязанностей государств, и иных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, и международных учреждений системы ООН.

Система определенных правовых принципов международно характера, которые в свое время закладываются в основе правового контролирования международных инвестиционных отношений, включают конкретные принципы права общей направленности, основные принципы современного международного права, принципы международного экономического права, принципы международного инвестиционного права.

Принципы международного инвестиционного права в международной сфере составляют:

  • принцип свободы импорта, а также экспорта тех или иных инвестиций;
  • принцип охраны и, конечно, гарантии инвестиций;
  • принцип осуществляющий свободу использования каких-либо защитных мер в процессе импорта и экспорта инвестиций;
  • принцип государственного и, что самое главное международного регулирования за экспортом, и импортом инвестиций;
  • принцип государственно-территориального контроля правовой направленности каких-либо зарубежных инвестиций;
  • принцип свидетельствующие о не нанесении вреда зарубежным инвестированием экономике «государства, которые в свою очередь является принимающим» («некоммерческие риски»):
  • принцип свободы перевода доходов и, конечно, определенных дивидендов от инвестиций из страны инвестирования;
  • принцип права требования возмещения ущерба инвестициям от лица, которые является частным инвестором к государству или «Агентству международной направленности по конкретной гарантии (которая также называется страхованием) инвестиций», то есть своего рода переход прав от страхователя к страховщику;
  • принцип налогообложения льготного порядка;
  • принцип «избежания» двойного налогообложения любых инвестиций;
  • принцип специального льготного таможенного обложения;
  • принцип недискриминации;
  • принцип «режима наиболее благоприятствуемой нации»;
  • принцип «режима национального характера».

Глава 2. Международное инвестиционное право

2.2. Международное инвестиционное право: от неконвенционных норм к договорным

2.2.4. Понятие МИП, его система и источники

Юридическая природа иностранных инвестиционных отношений такова, что они нуждаются в особом двухуровневом правовом регулировании. Иностранные инвестиции, имея частноправовой характер, нуждаются одновременно как в национально-правовом, так и в международно-правовом регулировании. Данная концепция, впервые разработанная А.Г. Богатыревым [107], правильно отражает суть правовой регламентации иностранных инвестиций. Двухуровневый метод регулирования иностранной инвестиционной деятельности, основанный на приоритетном применении норм международных договоров в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривает, как отмечает М.М. Богуславский, сочетание международно-правового и внутреннего (национального) регулирования.

По причине разнородности своих субъектов МИП гораздо шире и объемнее в отношении своей правосубъектности, поэтому оно не укладывается только в рамки международного публичного права. Принципиально особой его чертой выступает участие в международных инвестиционных отношениях различных по своей юридической сущности субъектов. В зависимости от субъектного состава международные инвестиционные отношения носят как публично-правовой, так и частноправовой характер; они существуют между государствами и международными организациями, между государствами и юридическими, физическими лицами из других государств, между государствами и транснациональными корпорациями, а также между юридическими и физическими лицами различных государств, т.е. разнородными по своему национальному происхождению хозяйствующими субъектами.

Роль и место международного инвестиционного права не нашли пока в полном объеме, с чисто формальной точки зрения, должного нормативно-правового закрепления. Поэтому некоторые ученые воздерживаются от признания МИП как подотрасли МЭП. Но тем не менее становление и развитие договорных форм и методов международно-правового регулирования иностранных инвестиций обусловили формирование МИП как самостоятельной подотрасли МЭП. Думается, МИП не может рассматриваться как часть имущественного права в системе МЭП [108]. Во-первых, такой подход явно недооценивает ведущую роль иностранных инвестиций в развитии современных международных экономических отношений. Во-вторых, имущественный характер международных инвестиционных отношений сам по себе не является достаточным основанием для того, чтобы обозначить МИП как подраздел международного имущественного права в системе МЭП.

Читать еще:  Инвестиционная безопасность региона

Выделение международного инвестиционного права как самостоятельной подотрасли МЭП основано на наличии критериев, которые общеприняты теорией и практикой современного международного права при разработке новых отраслей, подотраслей и институтов. Предметом МИП являются совокупность международных многосторонних, региональных, двусторонних правоотношений, субъектами которых выступают государства, международные межправительственные организации, другие субъекты международного права. Система МИП охватывает различные институты, принципы, нормы и правила в сфере правового режима иностранных инвестиций. В частности, можно выделить институт международного арбитражного права иностранных инвестиций. Однако говорить о формировании глобального инвестиционного права, действующего по универсальным юридическим принципам и нормам, пока рано.

Источники международного инвестиционного права имеют свою определенную специфику, которая выражается в гармоничном сочетании и взаимодействии конвенционных норм с нормами «мягкого права», которые имеют рекомендательный характер. Международно-правовой анализ международных двусторонних, региональных и многосторонних договоров, регулирующих иностранные инвестиции, показывает, что они направлены на консолидацию системы международного инвестиционного права. Источники МИП юридически закрепляют принципы, нормы и правила, которые определяют правовой режим иностранных инвестиций с момента их запуска и учреждения до момента их ликвидации. Международное инвестиционное право охватывает совокупность правовых источников договорного и недоговорного характера.

Билет № 28. Понятие и источники международного инвестиционного права.

Иностранные инвестиции – материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли.

1. Прямые – создание совместных предприятий и предприятий, на 100% принадлежащих иностранным инвесторам

2. Косвенные (портфельные) – не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги

Инвестиционные отношения регулируются на двух уровнях:

1. Международно-правовой – заключение международных соглашений.

a. Осуществляется на:

i. Универсальном уровне – предусмотрено в

1. Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных поров между государствами и иностранными лицами 1965 г. Учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами

2. в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Предоставляет международным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Конвенции известны два типа рисков:

a. Традиционные – связанные с переводом валют (кроме девальвации), экспроприацией или аналгичными мерами, войной, революцией, гос. Переворотами

b. Конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

ii. Региональном уровне – договоры заключенные в рамках СНГ:

1. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. – предусматривает сотрудничество в сфере инвестиционной деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции, предоставление иностранным инвесторам прав на приобретение иностранных ценных бумаг.

2. Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. – определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим, им предоставляются гарантии от изменений законодательства

iii. Двустороннем уровне – наиболее гибкий инструмент регулирования инвестиционных онтш ений. РФ заключила более 30 таких соглашений с США, Францией, Канадой, Италией и др.)

1. Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения, которые разделяют налоговую юрисдикцию государств.

2. Внутригосударственный – основан на национальных законодательных актах. В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об инвестициях, такие отношения регулируются специальными законодательными актами.

a. Правовое регулирование данной сферы осуществляется преимущественно материально-правовым методом.

В отношении иностранных инвесторов устанавливаются режимы:

1. Национальный режим

2. Режим наибольшего благоприятствования

3. Преференциальный режим – предусматривает инвестирование в особо крупных размерах в особо важные отрасли экономики и предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В законодательстве большинства государств закреплено положение о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства.

В РФ она сформулирована следующим образом: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения в связи с изменением законодательства должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Государства как правило ограничивают допуск иностранного капитала в определенные отрасли экономики: разработка недр.

Серьезной проблемой является возможность национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации имущества иностранной частной собственности. При этом государство должно выплатить компенсацию пострадавшему лицу. Условия национализации устанавливаются во внутригосударственном праве. Это социально-экономическая мера, а не наказание отдельных лиц. Двусторонние договоры между государствами признаны решить эту проблему, устанавливая отказ государства от изъятия иностранного капитала путем национализации.

В РФ отсутствует системное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают:

1. ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

2. ФЗ «Об иностранных инвестициях»

3. Указы президента, постановления Правительства

Иностранные инвесторы пользуются национальным режимом, в интересах развития экономики им может быть предоставлен преференциальный режим.

Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах:

СЭЗ –обособленная территория государств, где созданы особые условия хозяйствования путем совместного предпринимательства с иностранными инвесторами.

СЭЗ можно разделить на три вида:

1. Свободные промышленные зоны – создаются в странах с развивающейся рыночной экономикой и представляют собой территории, где действуют льготный правовой режим в сфере торгового, валютного, таможенного и налогового регулирования.

2. Внешнеторговые зоны – предназначены для обеспечения дополнительных валютных поступлений за счет создаваемых логистических складов, перевалки транзитных грузов, невзимания пошлин и НДС.

3. Технологические парки и технополисы – способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе международного сотрудничества в области внедрения результатов фундаментальных наук и разработки новых технологий. Характерно для США.

СЭЗ можно разделить на:

1. Замкнутый (анклавный) – полностью ориентирован на экспорт (Китай)

2. Интеграционный – связанный не только с внешним рынком, но и с национальной экономикой (США)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector