Международная инвестиционная система
Источниками международного инвестиционного права
являются, в частности, двусторонние международные соглашения о содействии и защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также многосторонние соглашения:
— Вашингтонская конвенция о порядке разрешения споров между государством и лицом другого государства 1965 года;
— Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года;
— Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ), действующее в системе ВТО.
Источники международного инвестиционного права. К источникам международного инвестиционного права относятся международные договоры, международно-правовые обычаи и акты международных организаций. Широкое распространение получили, в частности, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений).
В 1992 году МБРР и МВФ издали сборник, содержащий примерные (рекомендуемые) проформы соглашений о поощрении и защите инвестиций (Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment). В текст двусторонних инвестиционных соглашений, как правило, включаются следующие вопросы: внутренний правовой режим в отношении иностранного инвестора и иностранных инвестиций (избирается «принцип-стандарт» предоставления национального режима); гарантии государства-импортера от политических рисков для иностранных инвестиций; порядок рассмотрения инвестиционных споров и т.п. В международных договорах содержатся также нормы, касающиеся предотвращения ограничительной деловой практики, контроля за использованием цен в системах многонациональных предприятий (ТНК/ТНБ), различных аспектов инвестиционного климата, права на конвертацию доходов и репатриацию инвестиций.
Кроме указанных договоров, источниками международного инвестиционного права являются, в частности, двусторонние международные соглашения об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве и некоторые другие.
Договоры о поселении определяют правовой режим приема (доступа) иностранных инвестиций, их «учреждения» в национальной экономике; правовой режим резидентов (физических и юридических лиц), включая правила в отношении имущества иностранцев.
В договорах об избежании двойного налогообложения государства договариваются о налогообложении определенных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположенного на территории другого государства. С помощью таких соглашений достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов и имущества, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима налогообложения, исключается повторное взимание налогов.
Существует ряд многосторонних (преимущественно региональных) инвестиционных соглашений, например Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года, заключенное в рамках СНГ.
В Андской (Картахенской) группе был принят Единый инвестиционный кодекс, в котором предусмотрен общий порядок получения разрешений на осуществление инвестиций, определены отрасли экономики, закрытые для иностранных инвестиций, создан институциональный механизм для согласованной инвестиционной политики. В Европе действует Договор к Энергетической хартии (Россия планирует присоединиться к нему).
По инициативе МБРР в 1985 году была подписана так называемая Сеульская конвенция, на основе которой в 1988 году учреждено Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
К многосторонним соглашениям, являющимся источниками международного инвестиционного права, следует отнести также Вашингтонскую конвенцию о порядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 года; Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМС), действующее в системе ВТО.
Международное инвестиционное право в значительной части не прямо регулирует сферу перемещения инвестиций, а опосредованно -задавая рамки внутригосударственному праву, содействуя внедрению в национальные системы права унифицированных норм.
Отдельные международные договоры «включаются» в цепь правоотношений, находящихся в системе внутригосударственного права. Международное кредитное соглашение способствует внедрению кредитных связей в банковские механизмы. На этой основе возникают гражданско-правовые и иные отношения между банками разных стран, которые применяют национальные нормы гражданского, административного, финансового законодательства.
Компетенция государств в том, что касается национальных инвестиций на иностранной территории, сводится к вопросу: запретить или разрешить, стимулировать или ограничивать вывоз капитала. Поведение, правила функционирования национальных инвесторов на иностранной территории регулируются иностранным правом, которое и создает соответствующий режим для иностранных инвестиций (принцип территориальности регулирования инвестиций).
Различные государства по-разному подходят к отнесению инвестиций к разряду прямых или непрямых. Общепринято, что прямыми называются такие инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над предприятием.
Фактор контроля обычно связывают с участием инвестора в предприятии, которое материализуется во владении определенным количеством акций или долей участия. Так, например, во Франции к прямым относятся инвестиции, превышающие 20%, а в США -10% уставного капитала предприятия.
Внутреннее право многих развитых стран в основном либерально в том, что касается регулирования иностранных инвестиций. Эти государства предоставляют максимальную свободу для перемещения инвестиций, устраняя препятствия к движению капиталов.
Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государстве, но порядок их решения может быть более сложным — с переходом от заявительного к разрешительному.
Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении потенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санкций) в ответ на нарушение норм международного права.
В ряде государств, как правило, это государства-импортеры инвестиций, существует разрешительный порядок инвестирования резидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.
Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.
Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государстве, но порядок их решения может быть более сложным — с переходом от заявительного к разрешительному.
Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении потенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санкций) в ответ на нарушение норм международного права.
В ряде государств, как правило, это государства-импортеры инвестиций, существует разрешительный порядок инвестирования резидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.
Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.
По внутригосударственному законодательству в вопросах приема и защиты иностранных инвестиций может применяться стандарт национального режима, т.е. тот же режим, который предоставляется внутренним инвестициям.
11. Предмет регулирования права иностранных инвестиций; виды инвестиций; основания возникновения конфликта квалификаций, способы его разрешения.
Предмет регулирования права иностранных инвестиций — отношения, возникающие в связи с основными гарантиями прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также регулирующие условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов.
1. По источнику (гос-ные, частные, иностранные, смешанные)
2. По хар-ру (реальные, фин-вые, интел-ные, альтерн-ные)
3. По хар-ру управления инвестициями со стороны инвестора (прямые, косвенные (портфельные))
Прямые инвестиции вложение денежных средств (инвестиции) с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности.
Косвенные- не получают прямого контроля инвестора. Акции приобретаются в целях получения дохода, связанного с деят-тью конкретного предприятия. инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.
Венчурные- ещё более высоки риск вложений, чем традиционные инвестиции. они вкладываются в перспективные высокотехнологичные проекты. Вклад производится на ранныих стадиях развития проекта. Как правило, имеют высокий инвестиционный возврат.
4. По периоду инвест. (долгосрочные-больше 1 года, краткосрочные-до 1 года)
5. По сроку окупаемости (быстроокупаемые, среднеокупаемые, медленноокупаемые)
6. По степени риска (низкорисковые, среднериск., высокориск.)
7. по уровню ликвидности (низколикв., среднеликв., высоколикв.)
8. По виду объкта граж-кого правоотнош. (ден-ные требования, бизнесс концессии и пр.)
9. По позиции жизненного цикла предприятия (начальные инвестиции, экстенсивные инвестиции, реинвестиции);
Конфликт квалификаций — проблема понятий.
Основанием возникновения конфликта квалификация является различный смысл правовых понятий.
Согласно нормам Англии и Франции право собственности на индивидуально
определенную вещь переходит в момент достижения между сторонами соглашения о продаже, по праву же ФРГ для перенесения права собственности с отчуждателя на приобретателя вещи, даже если она и индивидуально определена в момент заключения договора, требуется передача приобретателю при согласии обеих сторон на переход права собственности.
Факт различий в содержании понятий, а иногда и юридической природе в целом, обусловливает постановку и разрешение проблемы понятий в международном частном праве.
Для окончательного разрешения правоотношения по существу, следовательно, далеко не безразлично, какими коллизионными принципами будет руководствоваться суд в целях отыскания применимого к отношению права, а последнее напрямую зависит от того, какими категориями суд оперирует в вопросе квалификаций.
Если суд в силу принципов, свойственных отечественной правовой системе (скажем, английской или индийской), определит, что исковую давность следует толковать как институт процессуального права, он обязан применить нормы национального правопорядка, поскольку в процессуальных отношениях нет места выбору права. Квалификация же рассматриваемого института в качестве категории материального права (допустим, это сделает французский, германский, российский или украинский суд), позволяет обратиться к иностранному праву.
Вывод же, например, украинского суда о применении норм иностранного правопорядка (Франции, ФРГ, Англии или России) заставит его в зависимости от фактического состава предоставить значительные вариации по срокам: во Франции — 10 лет, в Англии — 6 лет, в ФРГ — 2 года, в России — 3 года, странах—участницах Нью-Йоркской конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г. — 4 года.
§ 6. Международное инвестиционное право
Существуют различные классификации инвестиций государственные и частные; в материальной, нематериальной и денежной форме.
В составе финансовых инвестиций выделяют так называемые портфельные инвестиции — вложения денег в набор (портфель) разнообразных ценных бумаг в целях повышения доходности и снижения экономического риска, в расчете на дивиденды, на получение прибыли. Их правовое регулирование связано с функционированием рынка ценных бумаг.
Инвестиции, дающие инвестору контроль над объектом, право участвовать в управлении им, называются прямыми (или предпринимательскими) инвестициями
Режимы правового регулирования прямых и портфельных инвестиций различаются. Проблема зачастую заключаются в том, какие именно инвестиции следует считать прямыми, а какие — портфельными.
В системе МАИ Г, например, к прямым относятся инвестиции, производимые по договорам инвесторов с принимающей 1. стороной о разделе продукции; об участии в проекте; об участии в управлении предприятием; о коммерческой концессии (франчайзинга); на строительство под ключ; по лицензионным договорам; по договорам финансовой аренды (лизинга); по договорам целевого займа; некоторые другие.
В международной инвестиционной системе можно выделить три уровня взаимоотношений: частноправовой уровень, на котором взаимодействуют в инвестиционных правоотношениях частные лица разных стран; публично-правовой уровень, на котором взаимодействуют между собой публичные лица — государства, межгосударственные организации; так называемые диагональные, или смешанные, взаимоотношения, в которых взаимодействуют частное лицо, с одной стороны, и публичное — с другой.
Инвестиции, которые направляются в зарубежные страны и накапливаются там, образуют своеобразную «вторую экономику». Эта экономика, с одной стороны, функционирует по праву страны размещения инвестиций, а с другой стороны, находится под контролем инвесторов — нерезидентов, вложивших свои средства (в стране размещения инвестиций эти лица — иностранцы). Следовательно, в стране размещения появляется некий «иностранный сектор» экономики — в том смысле, что он управляется иностранными лицами. Это и порождает про-блему правового статуса иностранных инвестиций и иностранных инвесторов.
Международно-правовые нормы, регулирующие отношения в сфере международных инвестиционных отношений, составляют МИП. Международное инвестиционное право — институт, или подотрасль, МЭП.
Предметом регулирования МИП являются, в частности, следующие группы правоотношений между публичными лицами: 1) трансграничное движение инвестиций; 2) внутренние правовые режимы, в рамках которых вращаются «вещи» и «лица», т. е. инвестиции и инвесторы; 3) правовые основы функционирования международной инвестиционной системы в целом.
Субъектами МИП являются публичные лица — государства и международные организации Круг инвесторов (операторов) шире. Инвесторами чаще всего выступают частные лица, и прежде всего многонациональные предприятия — ТНК и их разновидность — транснациональные банки.
В настоящее время в МИП в качестве преобладающего метода регулирования применяется метод двустороннего регулирования международных инвестиционных отношений Однако в дополнение к нему в отдельных вопросах все интенсивнее используется метод многостороннего регулирования.
На двустороннем уровне в международной инвестиционной системе широкое распространение получили: соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений); так называемые договоры о поселении, определяющие правовой режим приема (доступа) иностранных инвестиций и инвесторов; договоры об избежании двойного налогообложения и лр.
На многостороннем уровне наиболее важными являются, в частности, следующие акты: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.; Сеульская конвенция 1985 г., учредившая МАИ Г; Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) 1994 г., которое действует в рамках ВТО, и др.
Некоторые нормы МИП были зафиксированы в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г
В 1992 г. МБРР принял «Руководящие принципы в отношении режима иностранных инвестиций».
Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т. п.
По внутригосударственному законодательству в вопросах приема и защиты иностранных инвестиций может применяться принцип (стандарт) национального режима, т. е. тот же ре-жим, который предоставляется внутренним инвестициям.
Часто государства на взаимной основе предоставляют друг другу в инвестиционной сфере одновременно и режим наибольшего благоприятствования, и национальный режим. Инвестор в таком случае пользуется режимом, который окажется более выгодным для него.
Средствами внутригосударственного права решаются не только вопросы приема и защиты инвестиций, но и гарантий инвестициям. Вопросами гарантий озабочены преимущественно государства национальной принадлежности инвестиций (экспортеры инвестиций), а не государства их размещения (импортеры инвестиций).
С определенной долей условности можно вывести некоторые основные принципы МИП: свобода экспорта инвестиций; свобода применения защитных мер при импорте инвестиций; зашита инвестиций; «территориальность» регулирования ино-странных инвестиций; государственный и международный контроль за движением инвестиций; ненанесение ущерба ин-вестициями экономике принимающей страны; недопущение экспроприации (национализации) иностранных инвестиций без соответствующей компенсации; свобода перевода доходов и дивидендов от инвестиций за пределы страны базирования; суброгация, т. е. переход права требования возмещения в слу-чаях ущерба инвестициям от частного инвестора к государству инвестора; устранение двойного налогообложения.
В международном инвестиционном праве прослеживается общая для международного права тенденция; все новые и новые вопросы когда-то исключительно внутренней компетенции государств переходят под контроль и регулирование средствами международного права.
Несмотря на пробелы, которые все еще имеются в международно-правовом регулировании МЭО, можно констатировать становление МЭП как международно-правовой отрасли со своими институтами и подотраслями состоялось.
Международная инвестиционная деятельность;
Инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты, предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
Коммерческий (маркетинговый) — анализ инвестиций, в ходе которого анализируется рынок сбыта и спрос на продукцию проекта, а также рынок закупаемой для проекта продукции (прежде всего цена).
Инвестиции на мировом рынке существуют в виде:
1. Зарубежные — вложения средств в объекты инвестирования за пределами данной страны (облигации других стран, акции зарубежных компаний).
2. Иностранные — иностранные граждане, юридические лица, государства («Макдональдс», «Баскин-Робинс» и др.).
3. Международные — международная валютно-кредитная система (международный валютный фонд, международный банк реконструкции и развития, международная ассоциация развития, международная финансовая корпорация, многостороннее агентство по гарантии инвестиций).
4. Совместные — инвестиции осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.
Функциональное деление международных инвестиций:
4. резервные активы (монетарное золото, специальные права заимствования, иностранная валюта, резервы МВФ).
Основные формы международных инвестиций:
а. открытие за рубежом предприятий, дочерних компаний, филиалов;
б. создание совместных предприятий на контрактной основе;
в. совместные разработки природных ресурсов;
г. закупка или приватизация предприятий страны, принимающей иностранный капитал.
а. акционерные ценные бумаги;
б. долговые ценные бумаги:
г. казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и другие;
д. финансовые дериваты.
3. Ссудный капитал
Субъект международного инвестирования — реципиент — это предприятие, организация, использующие инвестиции.
Объектами иностранных инвестиций являются:
— вновь создаваемые и модернизируемые и оборотные средства во всех отраслях и сферах;
— целевые денежные вклады;
— права на интеллектуальные ценности;
В настоящие время возникают такие формы международного бизнеса обеспечивающие деятельность на зарубежных рынках без вывоза капитала, которые основываются на использовании договорных отношений, при которых границу пересекают продукты творческой деятельности, новые знания, технические проекты.
•Управление по контракту
•Подрядное производство (производство по контракту)
Факторы способствующие международному инвестированию:
1. Стабильность государственной политики-поддержки предпринимательства.
2. Льготный налоговый режим.
3. Меры, способствующие притоку финансовых средств в сферу бизнеса.
4. Создание инновационных центров.
5. Развитая сеть фирмы для оказания финансовой помощи предпринимателям.
6. Консультативные центры.
7. Эффективная система защиты интеллектуальной собственности.
8. Упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности.
9. Повышение качества рабочей силы.
10. Обеспеченность информационной технологией и средствами коммуникаций.
11. Ориентиры на достижение успеха.
12. Свобода творчества и т.д.
В ряде стран нет специальных законов, регулирующих иностранные инвестиции (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Италия и др.)
Международный инвестиционный менеджмент
Субъекты международного инвестиционного менеджмента
Инвестиционная деятельность – это совокупность действий инвесторов и участников инвестиций по их реализации. Главный субъект инвестиционной деятельности, который принимает решение относительно вложения собственных, привлеченных или заемных интеллектуальных или имущественных ценностей в объекты инвестирования – это инвестор.
Главный мотив формирования международного инвестиционного портфеля — поиск приемлемой ставки доходности на инвестированные средства, а также стремление инвесторов снизить уровень риска посредством географической диверсификации инвестиционного портфеля.
Субъектами международного инвестиционного менеджмента являются индивидуальные, институциональные, корпоративные инвесторы и правительство. Эти группы отличаются между собой масштабом управляемых ресурсов, характером и методами принятия решений. Индивидуальные инвесторы самостоятельно и без каких-либо посредников осуществляют инвестиционную деятельность. Институциональные инвесторы — это финансовые посредники, аккумулирующие средства от индивидуальных инвесторов и осуществляют особую инвестиционную деятельность, обычно с ценными бумагами. Институциональные инвесторы представлены инвестиционными фондами и компаниями, пенсионными фондами, страховыми компаниями, взаимными фондами, а также банками. Корпоративные инвесторы –это организации и предприятия разных отраслей экономики.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Международный инвестиционный менеджмент реализует свою основную цель и ключевые задачи через реализацию определенных функций.
Функции международного инвестиционного менеджмента как управленческой системы
Как управленческая система, международный инвестиционный менеджмент выполняет функции, определенные комплексным характером системы управления инвестициями в целом. Эти функции – составные элементы любого управленческого процесса независимо от специфики деятельности предприятия, его размеров или формы собственности.
Общие функции международного инвестиционного менеджмента:
- разработка стратегии инвестиционной деятельности;
- построение организационной структуры, обеспечивающей выбор и реализацию решений относительно всех аспектов инвестирования;
- создание эффективной информационной системы, которая обеспечивает обоснование альтернатив осуществления инвестиционной деятельности;
- анализ всех аспектов инвестирования;
- планирование инвестиционной деятельности предприятия и ее основных направлений;
- организация эффективной системы по стимулированию реализации управленческих решений в сфере инвестиций;
- контроль реализации принятых инвестиционных решений.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Функции международного инвестиционного менеджмента как специальной области управления
Будучи специальной областью управления, международный инвестиционный менеджмент выполняет функции, определенные конкретным объектом существующей системы управления. В теории менеджмента такие функции принято называть специфическими.
В общем виде среди специфических функций международного инвестиционного менеджмента можно назвать следующие:
- организация управления реальными международными инвестициями;
- организация управления финансовыми международными инвестициями;
- формирование портфеля инвестиционных ресурсов;
- управление денежным потоком от международной инвестиционной деятельности.
Перечисленные функции представляют собой агрегированный вид, при этом каждую из данных функций можно конкретизировать в зависимости от специфики инвестиций отдельного предприятия. Такая конкретизация подразумевает построение в каждой организации многоуровневой функциональной системы управления инвестиционной деятельностью.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь