Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционный потенциал территории

Инвестиционный потенциал территории

Цуркан С.Ю., к.э.н ., доцент Игонина В.И.

НОУ ВПО «Мурманский институт экономики и права», Россия

Инвестиционный потенциал территории (на примере Мурманской области)

Инвестиционный потенциал территории — совокупность факторов, определяющих уровень рисков, возникающих при осуществлении инвестиционных проектов на данной территории, а также определяющих возможность окупаемости этих проектов и получения прибыли или, д ругими словами, привлекательность территории для инвестора, достаточность условий для открытия и развития бизнеса.

Вся совокупность факторов, составляющих инвестиционный потенциал, подразделяется на две группы: неизменяемые факторы и изменяемые факторы.

К неизменяемым факторам относятся:

• географическое положение территории (удобство расположения территории, возможность доступа к основным рынкам транспортным путям и ресурсам);

• наличие природных ресурсов.

Другими словами, это те факторы, с которыми приходится мириться. Они могут быть как в высшей степени благоприятными, так и неблагоприятными.

Изменяемые же факторы поддаются изменениям, но различаются по срокам осуществления таких изменений. В связи с этим изменяемые факторы делятся на две группы:

• медленно изменяемые факторы, такие, как транспортная и техническая инфраструктура территории (наличие дорог, портов, аэропортов, газо- и нефтепроводов, линий электропередач, средств связи, очистных сооружений) и социальная, политическая и экологическая ситуации, а также интеллектуальный потенциал территории (квалификация рабочей силы, наличие инновационных центров);

• быстро изменяемые факторы, среди которых местное законодательство (система нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории муниципального образования) и политика органов власти и управления в отношении инвесторов (например, создание системы развития и сопровождения бизнеса).

Таким образом, воздействуя на изменяемые факторы, можно изменить общий инвестиционный потенциал территории. Более того, неблагоприятные неизменяемые факторы вовсе не означают того, что территория не может стать инвестиционно привлекательной. Инвестиционная привлекательность независима от значения неизменных факторов, в том случае, если изменяемые улучшаются.

Следовательно, в основе инвестиционной политики муниципального образования должны лежать методы воздействия на изменяемые факторы.

К сожалению, это воздействие осложняется тем, что со времен тотального огосударствления в понимании этих проблем сохранилась масса заблуждений. Одним из них является представление о том, что основу экономического потенциала составляют основные фонды, т.е. здания, сооружения. Однако в постиндустриальном обществе, в котором мы сегодня живем, собственность, не способная приносить доход или удовлетворять потребности общества, имеет нулевую стоимость.

Природа этого явления понятна, поскольку на протяжении всего советского периода громадным напряжением сил целых поколений россиян создавался тот промышленный потенциал, который мы сегодня имеем.

Но, с другой стороны, эти представления выступают мощнейшим тормозом для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, так как:

• любой инвестор воспринимается органами власти как «покупатель народного достояния», следовательно, с первого дня с него стараются получить доходы еще до начала бизнеса;

• основной целью деятельности власти на местах остается создание не рабочих мест, а основных фондов;

• очень тяжело местными чиновниками воспринимаются идеи и проекты, направленные на получение непрямого экономического эффекта (энергосбережение и др );

• основные усилия предпринимаются для получения государственных инвестиций в реальный сектор, а не для инвестирования создания благоприятных условий для бизнеса,

• недооцениваются фирмы и компании, занимающиеся консалтинговыми, банковскими услугами, телекоммуникацией и т.д., которые формируют инфраструктуру бизнеса на территории.

К сожалению, такие подходы создают неблагоприятное общественное мнение в отношении самих предпринимателей, поскольку для большинства предприниматели — то не те, кто дает рабочие места, а те, кто «присвоил народное достояние».

Вторым устойчивым заблуждением является убеждение, что инвестора интересуют лишь экономические условия реализации проекта, а политическая составляющая не играет роли.

В то же время отношение власти к инвестору, ее стабильность и предсказуемость являются немаловажным фактором, определяющим риски при осуществлении предпринимательской деятельности.

Другими словами, инвестиционный потенциал территории, объем рисков осуществления предпринимательской деятельности на территории напрямую связаны с деятельностью органов власти и управления. Более того, инвестиционный потенциал территории является следствием продуманной и грамотной инвестиционной политики органов власти и управления.

Мурманская область в силу своего выгодного географического положении, природных богатств, развитой инфраструктуры и мощной энергетической системы является регионом, стоящим в центре деловых интересов российских и зарубежных нефтегазовых компаний, реализующих крупные международные проекты.

Мурманская область располагает 2 крупными аэропортами: «Мурманск» (в пос. Мурмаши ) и «Хибины» (в г. Апатиты). Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии: Мурманск — Киркенес и Мурманск — Тромсе (Норвегия), Мурманск — Рованиеми (Финляндия) — Лулео (Швеция). В ближайшей перспективе предполагается создание на базе Мурманского авиапредприятия международного транспортного аэроузла .

Область входит в число 20 субъектов Российской Федерации — крупнейших экспортеров товарной продукции. Основные потребители экспортной продукции — фирмы Норвегии, Швеции, Нидерландов, Финляндии и Швейцарии. Среди стран — импортеров наибольший удельный вес занимают Норвегия, Финляндия, Великобритания, Германия, Швеция и Нидерланды.

За первое полугодие 2005 года инвестиции в основной капитал составили 11,2 миллиардов рублей, или 112,7% к соответствующему периоду 2004 года. За 1 полугодие 2005 года в экономику области поступило 14.5 млн.долларов иностранных инвестиций или в 3.5 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, из них 3.0 млн.долларов — прямые, 11.5 млн.долларов — поpтфельные и прочие в виде кредитов. Основная доля инвестиций (54.0%) поступила в оптовую торговлю, 22.0% — в транспорт и связь, 17.0% — в рыболовство, 7.0% — на прочие виды деятельности.

Правительство Мурманской области активно работает по вопросу создания экономических зон. Имея достаточный опыт в этом направлении, Мурманская область принимает участие в объявленных Минэкономразвития конкурсах по отбору заявок на создание особых экономических зон промышленно- производственного и технико-внедренческого типа. Таким является предложение о создании на западном берегу Кольского залива промышленно-производственной зоны, ориентированной на производство, ремонт и обслуживание буровой и другой техники и платформ для работы на шельфе. Рассматривается предложение о наделении статусом особых экономических зон морских портов.

Администрацией области отрабатывается механизм региональных гарантий для привлечения инвестиций в экономику области. Значительные объемы инвестиций требуются для реализации программ обращения с радиоактивными отходами. Приоритетными сферами для инвестиций остаются по-прежнему объекты, связанные с перспективами освоения запасов углеводородного сырья шельфа Арктических морей. Новой привлекательной сферой для инвестирования является туризм, в том числе экстремальный.

Благоприятное географическое положение региона и крупная промышленность обусловили развитие всех видов транспорта и сети дорог на территории области. Имеющиеся наземные, воздушные, морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона с центром России и создают хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами. Таким образом, открытие Северного морского пути для иностранных судов и перспективы развития транзитных перевозок грузов между западно-европейскими портами и портами стран Юго-Восточной Азии и Японии могут стать важными факторами, усиливающими притягательность региона для потенциальных инвесторов.

Читать еще:  Заявка на получение инвестиций

1. Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.-480 с.: ил.

2. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент.- М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2004.-176 с.: ил.

4. Официальный сайт губернатора Ю.Евдокимова: http // www . murman . ru

Инвестиционный потенциал территории муниципального образования

Инвесторы, занимающиеся поиском места размещения своего бизнеса, всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на террито­рию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью орга­нов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.

В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации нему­ниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сво­дится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

♦ исследование инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представление его результатов потенциальным инвесторам, или маркетинг территории (подробнее об этом см. ниже);

♦ выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможно­сти подключения к инженерным и транспортным коммуникациям, а для жилищного строительства — предоставление инфраструктурно подготов­ленных площадок;

♦ экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;

♦ установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользо­вания землей и другими природными ресурсами, находящимися в муници­пальной собственности;

♦ защиту интересов инвесторов;

♦ расширение использования средств населения и иных внебюджетных источ­ников для финансирования жилищного и социально-культурного строитель­ства.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

♦ использование средств местных бюджетов для полного или частичного фи­нансирования инвестиционных проектов;

♦ разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;

♦ привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об этом см. ниже);

♦ проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Контроль целевого и эффективного использования средств местных бюдже­тов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного само­управления является работа по включению инвестиционных проектов, необхо­димых для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфе­ра и т. п. Как правило, мероприятия федеральных и региональных программ фи­нансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.

Маркетинг территории муниципального образования

Как отмечалось в главе 3, маркетинговый подход к муниципальному управле­нию является необходимым условием для привлечения инвестиций в развитие территории. В СССР вопросы размещения инвестиционных объектов решались централизованно, на уровне Госплана. В условиях рыночной экономики этот процесс носит стихийный характер, и его результат во многом зависит от слу­чайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предлагает лучший товар за меньшую цену. Маркетинг территории му­ниципального образования обеспечивает возможность привлечения инвестиций для более эффективного решения проблем социально-экономического развития. В основе инвестиционной составляющей маркетинга территории муници­пального образования, согласно мировой практике маркетинга, лежат четыре компонента — продукт, цена, позиционирование, продвижение (рис.).

Инвестиционный потенциал территории муниципального образования

ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности. Соответственно местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях (ст. 131 Конституции РФ). Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (гл. 2) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в рамках административно-территориального устройства (административно-территориальных единиц) ее субъектов в границах их муниципальных образований. К Т.м.о. относятся земли, находящиеся за пределами границ муниципального образования, но переданные ему в собственность (в том числе безвозмездно) для обеспечения развития их земель, относящихся к государственной собственности (ч. 3 ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).

Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:

1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города):

2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):

— состояние менеджмента, маркетинга.

Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата территории выделяются наиболее важные факторы на момент определения данного показателя. Высокий индекс инвестиционного климата получают город или территория, имеющие стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.

Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента — активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимо проводить определенную инвестиционную политику.

Или

Инвестиционный потенциал муниципального образования – это совокупность объективных социально-экономических свойств муниципального образования, имеющих высокую значимость для потенциальных инвесторов и способствующих развитию инвестиционных процессов, протекающих на местном (муниципальном) уровне хозяйствования. Итак, инвестиционная привлекательность определяется состоянием инвестиционного потенциала и уровнем инвестиционного риска. Инвестиционная активность – реальное развитие инвестиционной деятельности в социально-экономической системе и характеризуется интенсивностью инвестиций. [6]

Читать еще:  Рынок инвестиционных товаров

Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Важно отметить, что администрации муниципальных образований играют существенную роль в поддержке и стимулировании инвестиционной деятельности в своих регионах. Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика – один из инструментов администрации, который может оказать существенное влияние на состояние инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Ряд ученых выделяют особенности инвестирования, среди которых можно выделить:

1. высокий уровень дифференциации социально-экономического развития, обусловленный, в первую очередь, географическим положением, природными ресурсами, административными особенностями;

2. незначительные бюджетные возможности в сравнении с бюджетами других уровней;

3. низкая степень муниципального нормотворчества в области инвестиционных отношений, что, в первую очередь, связано с разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти;

4. градообразующий характер большинства инвестиций, играющих помимо финансово-экономической, важную социальную роль;

5. наличие мощных рычагов управления инженерно-кадастровой инфраструктурой;

6. наличие значительных объемов невостребованной муниципальной собственности;

7. штатные ограничения в администрациях муниципальных образований, что требует привлечения специалистов, занятых в нескольких специфических областях управления, и не позволяет в должной степени концентрироваться на реализации перспективных инвестиционных решений.

Согласно выводам экспертов наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит «планку», но не решит проблему[4].

Основное содержание и задачи муниципального управления

Содержание: муниципальное управление служит интересам муниципального управления (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующих на началах самоорганизации и самоуправления. Миссией муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Правовая основа местного самоуправления:

1)международные правовые акты (Европейская хартия о местном самоуправлении Российская Федерация подписала Европейскую Хартию местного самоуправления 27 декабря 1996 года В Европейской Хартии закреплены общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты

2) нормативные правовые акты федераль­ного значения. А)Конституция Российской Федерации б) Федеральные законы (ФЗ № 131 от 03.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») в)Указы Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда.

3) составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (уставы, законы и иные правовые акты органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации).

4) решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представи­тельных и исполнительных органов местного самоуправления, должно­стных лиц местного самоуправления (положения о бюджетном устройстве и бюджетном процес­се, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью).

Правовую основу организации и деятельности Челябинской городской Думы составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и Челябинской области, Устав города Челябинска и Регламент Челябинской городской Думы.

Основными задачами муниципального управления являются:

1) создание и развитие местного хозяйства как совокупности предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности; 2) координация их деятельности в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей; 3) создание благоприятных условий для формирования достаточной инфраструктуры; 4) разработка прогнозов развития муниципального образования; 5) образование единого экономического, социального, культурного, информационного пространства; 6) привлечение непосредственно населения к процессу управления муниципальным образованием.

Экономическое содержание и структура инвестиционного потенциала региона

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.02.2016 2016-02-15

Статья просмотрена: 1273 раза

Библиографическое описание:

Турганали, И. Т. Экономическое содержание и структура инвестиционного потенциала региона / И. Т. Турганали, А. Ш. Абдимомынова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 507-510. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26060/ (дата обращения: 11.04.2020).

В статье рассмотрены экономические содержания таких категорий как «инвестиционный потенциал», «инвестиционный климат», «инвестиционная привлекательность» и их роли в развитии региона. Выделены основные факторы инвестиционной привлекательности Казахстана.

Ключевые слова: экономика региона, инвестиционная политика, инвестиционный потенциал, инвестиционная привлекательность.

Одной из ключевых проблем инвестиционной политики для всех регионов стал поиск источников финансирования. В настоящее время существует довольно много потенциальных вариантов привлечения инвестиций в региональные инвестиционные проекты, но необходимо отметить тот факт, что не все они могут изменить ситуацию в регионе. Одним из главных показателей, определяющих инвестиционную привлекательность территории, является инвестиционный потенциал региона.

Инвестиционный потенциал рассматривается как совокупная возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооруженность труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход. Таким образом, региональный инвестиционный потенциал — это совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона[1].

С нашей точки зрения, инвестиционный потенциал региона — это совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных социально-экономической политикой региона.

Инвестиционный потенциал складывается из следующих частных потенциалов:

 ресурсно-сырьевого (средневзвешанная обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов);

 трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

 производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);

 инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса региона);

 институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

 инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

 финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);

 потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).

Ресурсно-сырьевой потенциал представляет собой совокупность накопленных запасов основных видов природно-сырьевых и материальных ресурсов, выражающую возможность инвестиционной сферы обеспечить процесс воспроизводства капитала.

Трудовой потенциал характеризует возможности инвестиционной сферы в восполнении выбывающих трудовых ресурсах с целью обеспечения инвестиционного процесса.

Читать еще:  Инвестиционные риски и методы их снижения

Производственный потенциал тесно взаимосвязан с ресурсно-сырьевым потенциалом и представляет собой совокупность средств производства, не используемых в данный момент времени (законсервированных), которые инвестиционная сфера может выделить в качестве инвестиций для воспроизводства капитала. Эти два потенциала можно объединить в один -производственный.

Инновационный потенциал характеризует уровень развития научных знаний и степень внедрения в производственно-технологические процессы достижений научно-технического прогресса.

Институциональный потенциал представляет собой степень развития ведущих институтов рыночной экономики, способствующих обеспечению функционирования механизмов инвестиционного рынка.

Инфраструктурный потенциал имеет взаимосвязь с институциональным потенциалом и представляет собой совокупность производственной и социальной инфраструктуры, способной создать необходимые условия для нормального функционирования инвестиционного процесса.

Под финансовым потенциалом понимается совокупность накопленных финансовых ресурсов, выраженных в форме денежного капитала, которую хозяйствующий субъект может выделить в целях обеспечения инвестиционного процесса.

Потребительско-сбытовой потенциал характеризует потенциально возможный объем продаж определенных товаров в границах конкретной инвестиционной сферы в течение заданного периода. Объем продаж зависит от величины спроса на товар, общей конъюнктуры рынка, доходов населения и деловой активности.

Инвестиционный потенциал региона складывается под влиянием следующих групп факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: наличие инвестиционных ресурсов, объективность факторов, степень изменяемости.

Известно, что на готовность инвестора осуществить вложения большое влияние оказывает инвестиционная привлекательность объекта инвестирования.

Инвестиционная привлекательность страны или региона — это интегральный показатель, который определяется по совокупности ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов: в страну или за ее рубежи.

На международном уровне результаты реализации инвестиционных стратегий стран и экономического развития субъекта, инвестиционная привлекательность стран, регионов и предприятий оцениваются ведущими мировыми рейтинговыми агентствами Moody’s, Fitch и Standart & Poor’s. [2].

Инвестор оценивает инвестиционную привлекательность страны или региона по движению капитала, уровню инфляции, политической, экономической, законодательной и социальной стабильности, а также по уровню и качеству человеческого капитала. Инвестиции сами по себе не работают без специалистов, без человека и человеческого капитала должного уровня и качества. И поэтому в настоящее время основные инвестиции в развитых странах направляются именно в развитие человеческого капитала.

Инвестиционная привлекательность — один из результирующих показателей оценки инвестиционного климата. Инвестиционный климат включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить эти показатели. В том случае, если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск региона, можно говорить о его инвестиционной привлекательности.

Инвестиционный климат региона можно рассматривать как «систему отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов и совокупности условий инвестиционной деятельности политического, социально-психологического, финансово-экономического, законодательного, нормативно-правового, экологического, криминального, ресурсно-сырьевого, производственного, инновационного, трудового, инфраструктурного, потребительского и институционального характера, подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск), создающие предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций, оказывающих существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков и определяющих целесообразность и эффективность инвестиций»[3].

В своих исследованиях мы проанализировали последние тенденциив области прямых иностранных инвестицийв Казахстане, и изучили мнения инвесторовоб инвестиционном климате страныи ее потенциале (исследованияинвестиционной привлекательности Казахстана, проводились компанией EY., 2014г.) [4].

Инвесторы, работающие в Казахстане, выделели основные факторы инвестиционной привлекательности, а также неблагоприятные факторы для развития инвестиционной деяиельности в Казахстане.

Основные факторы инвестиционной привлекательности:

 Стабильная макроэкономическая среда84 % респондентов из числа работающих в Казахстане инвесторовсчитают макроэкономическую стабильность самым значимымфактором инвестиционной привлекательности страны;

 Политическая и социальная стабильность. 80 % респондентов из числаработающих в Казахстане инвесторов высоко оцениваютполитическую и социальную стабильность в стране. Согласнодокладу Economist Intelligence Unit «Индекс политическойнестабильности 2012–2013» Казахстан входит в число 50 самыхполитически стабильных стран;

 Телекоммуникационная инфраструктура. 78 % работающих в стране инвесторов считают действующую телекоммуникационнуюструктуру достаточной, и только 9 % указываютна необходимость существенного повышения ее эффективности;

 Конкурентоспособные налоговые ставки. Корпоративное налогообложение является привлекательнымпо мнению 68 % респондентов из числа работающихв странеинвесторов, однако 13 % из них называютсуществующий налоговый режим неблагоприятным.Ставки корпоративного и индивидуального подоходногоналога в Казахстане считаются низкими по международнымстандартам. Ставка корпоративногоподоходного налогаравна 20 %, а ставка индивидуального — 10 %.

 Сложные условия ведения бизнеса. В последние годы в Казахстане достигнут значительныйпрогресс в области совершенствования нормативно-правовойсреды. Это подтверждается уверенным повышением позицииКазахстана в рейтинге Всемирного банка «Индекс легкости ведения бизнеса»: страна переместилась с 56-го местав 2013 году на 49-е в 2014 году.

59 % респондентов, уже работающих в Казахстане, считаютнормативно-правовую среду недостаточно прозрачной и стабильной.Действующие в стране иностранные инвесторы регулярносталкиваются со случаями неоднозначной интерпретациинорм права и их избирательного применения. Респондентывыражают сомнение в способности государственных органовразных уровней работать сообща и последовательно внедрятьстратегические инициативы. Они призывают к повышениюэффективности работы государственных органов.

 Недостаточный объем НИОКР. 51 % инвесторов, работающих в Казахстане, считают наличиеи качество НИОКР малопривлекательным фактором с точки зренияведения бизнеса в стране. Казахстан тратит только 0,2 % ВВП(меньше, чем Россия — 1 %) на научные исследования и разработки,что ниже показателя, рекомендуемого для стран с аналогичнымуровнем экономического развития (1 %—1,5 % ВВП).Согласно докладу ВЭФ «Глобальная конкурентоспособность, 2013–2014 годы» Казахстан занимает 108-е место из 144 странмира по качеству научно-исследовательских учрежденийи 92‑еместо по инновационному потенциалу. В отличиеот экономическиразвитых стран научно-исследовательскаядеятельностьв Казахстане чаще осуществляется государственнымиорганизациями, чем частными компаниями[5];

 Недостаточно развитая транспортно-логистическаяинфраструктураПо мнению 50 % работающих в Казахстане респондентов,транспортно-логистической инфраструктуре требуется модернизация.Железнодорожная сеть и автомагистрали Казахстанав целом развиты лучше, чем в других странах ЦентральнойАзии, однако наблюдается дисбаланс регионального покрытия(в отдаленных регионах, где в основном расположены производственные мощности,качество дорог плохое).

Согласно мнению респондентов, нефтегазовая отрасль останется лидером по привлечению ПИИ в ближайшие годы. При этом опрошенные инвесторы демонстрируют растущий интерес к несырьевым секторам, включая сферу деловых услуг (15 % респондентов), медико-биологическую отрасль (12 %), недвижимость (11 %), агробизнес (10 %) и телекоммуникации (6 %).

Республика Казахстан, проводя политику, направленную на поддержку инвестиционной деятельности, совершенствование ее методов и форм реализации, основной целью в данном направлении определяетобеспечение устойчивого роста инвестиций в реальный сектор экономики, создание экономических, правовых и организационных условий для инвестиционной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития страны и решение социально-экономических задач.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector