Bynets.ru

Журнал финансиста
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционная политика зарубежных стран

JustEconomic

Экономические нормы

Инвестиционная политика зарубежных стран

Инвестиции выполняют важнейшую структурообразующую функцию в экономической системе государства. Будущая структура экономики зависит от того, в какие отрасли вкладываются инвестиционные средства. К примеру, большой объем инвестиционных средств может приходиться на производящие металлургическую продукцию заводы, либо напротив, на расширение производства комбинатов, занимающихся легкой текстильной промышленностью.

Зарубежная и отечественная практика доказывает, что в доминирующих случаях именно прибыльность является важнейшим структурообразующим критерием, определяющим приоритетность инвестиций.

Негосударственные источники инвестиций направляются, прежде всего, в высокорентабельные отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала.

Правительства США и других стран не явно, но управляют экономикой и финансами, поддерживая социально-экономическое равновесие общества, баланс интересов центрального правительства и местной власти, предпринимателей, населения при приоритете интересов безопасности всей нации в целом. Несмотря на то, что весь огромный деловой мир, за исключением небольшого госсектора, активно регулирует и управляет всей его деятельностью гибкой системой законодательства, использованием экономических стимулов и интересов предпринимателей, государственной поддержкой и стимулированием инвестиционно-строительной деятельности.

Исходным пунктом современной экономической политики западных стран является тезис: «Чтобы конкурентоспособной была экономика, конкурентоспособными должны быть условия ее функционирования. Не может быть передового хозяйства там, где отсталые условия расширенного воспроизводства, то есть его пропорции, формы организации, взаимосвязи между различными отраслями и фазами, методы регулирования и стимулирования».

В конце ХХ в. конкуренция товаров и услуг выступает вторичной, поскольку первичной стала конкуренция различных типов промышленной политики и различных макроэкономических моделей. На практике принципу «равной поддержки» сейчас следуют все развитые страны. И распространяется этот принцип на все без исключения сферы экономики, но особенно на инвестиции и инновационную деятельность, информационные сети и инфраструктуру.

Мировой опыт свидетельствует, что не рынок ведет к процветанию. Успешное развитие экономики зависит от уровня научного обеспечения производства, степени совершенствования его организационных форм, качества подготовки кадров, их заинтересованности в конечных результатах труда.

Не случайно, что из 30 государств мира, имеющих численность населения 25 млн. чел. и выше и общую численность 4,2 млрд. чел., только 7 стран с общей численностью населения 700 млн. чел. производили на душу населения ВВП больше, чем его производилось в СССР.[8]

И ни рынок, ни частная собственность, ни наличие более благоприятных внешнеполитических условий существования большинства капиталистических государств не обеспечили им возможности достичь уровня развития, адекватного союзной экономике. Наоборот, капитализация России отбросила ее на десятилетия назад, позволила многим другим государствам превзойти ее в экономическом развитии.

Государственное вмешательство в инвестиционную сферу экономики за рубежом давно стало нормой, и его методы систематически совершенствуются. Так, Франция и Германия ориентируют государственную экономическую политику на выравнивание региональной экономической дифференциации, т. о. используют, кроме отраслевого метода распределения денежных средств, еще и государственный, поскольку считают его более эффективным.

Во Франции отношения государства и регионов строятся на контрактной основе в рамках национальной системы планирования с целью государственного содействия экономическому развитию регионов. Каждый регион заключает с государством плановые контракты, которые привязывают обе стороны к определенной программе инвестиций и вносятся в качестве приоритета в национальный план государства. Повышенное внимание уделяется предоставлению дополнительных средств наиболее проблемным регионам. Реализация такой политики осуществляется в виде реструктуризации экономики регионов посредством содействия улучшению региональной инфраструктуры и созданию рабочих мест в приоритетных отраслях при помощи инвестиционных грантов.

Все большую озабоченность государственных органов на Западе начинают вызывать и процессы глобализации экономики. В меняющихся экономических условиях соревнование за мировое лидерство возглавляют те страны, у которых более оптимальная инвестиционная политика и отлажен механизм ее реализации. Это Япония, США, Германия и другие участники «большой семерки». Интересен в этой связи опыт США, которые не лишают себя выгоды, обеспечиваемой за счет государственной поддержки ключевых факторов конкурентоспособности.

Инвестиционные вложения в обновление основных производственных фондов на примере филиала СУ-45 ОАО Гомельпромстрой
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного .

Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Инвестиционная привлекательность предприятия для инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода обусловлен уровнем рисков невозврата .

Государственная инвестиционная политика: опыт зарубежных стран

Анализ государственной инвестиционной политики, проводимой в странах с рыночной экономикой, свидетельствует, что она не сводится к созданию общих условий инвестиционной деятельности, часто называемой инвестиционным климатом, а предусматривает активную роль государства в создании системы долгосрочного финансирования экономики. Многие развитые страны, в том числе государства Евросоюза, хотя и предъявляют к иностранным государствам жесткие требования по минимизации государственного вмешательства в экономику, сами проводят активную государственную протекционистскую политику. Это вызвано тем, что решение ряда инвестиционных задач, поставленных государством, неизбежно требует такого вмешательства.

Читать еще:  Социально экономический анализ инвестиционных проектов

Государственное финансирование экономики за рубежом осуществляется при помощи разнообразных, в том числе и программно — целевых, методов и распределяется по различным секторам экономики, для чего используются различные типы специальных государственных финансовых институтов.

Для Финляндии и Италии, например, характерно активное государственное субсидирование промышленности. Причем государственная поддержка в этих странах ориентирована на оказание содействия экспорту, включая прямое финансирование. В Италии для реализации этих целей создана государственная акционерная страховая компания «Саче», которая в 1998 г. была преобразована в Государственный институт по страхованию внешнеторговых операций, наделенный имущественной и административной самостоятельностью. В дополнение к традиционным операциям по средне — и долгосрочному страхованию экспорта Институт предоставляет также гарантии по прямым инвестициям и бартерным сделкам. Кроме того, для осуществления государственной поддержки по субсидированию процентных ставок при кредитовании экспорта в Италии действует специальная государственная финансовая компания «Симест».

В Финляндии краткосрочное финансирование экспорта в основном осуществляется коммерческими банками, однако средне — и долгосрочным финансированием занимаются специальные организации, предоставляющие кредиты как на коммерческих, так и на льготных условиях, а также осуществляющие дотационное финансирование. Большое внимание в Финляндии уделяется привлечению иностранного капитала, необходимого для стимулирования роста экономики, поэтому государство оказывает необходимую поддержку иностранным инвесторам, планирующим осуществлять деятельность в экономически менее развитых районах Финляндии. Такая поддержка оказывается при помощи региональных фондов развития, координаторами деятельности которых выступают различные министерства. Кроме того, в Финляндии действуют и некоторые другие специализированные фонды, основная цель деятельности которых заключается в содействии привлечению иностранных инвестиций и поддержке венчурных финских проектов за рубежом.

Франция и Германия ориентируют государственную экономическую политику на выравнивание региональной экономической дифференциации, т. используют, кроме отраслевого метода распределения денежных средств, еще и региональный, поскольку считают его более эффективным.

Во Франции отношения государства и регионов строятся на контрактной основе в рамках национальной системы планирования с целью государственного содействия экономическому развитию регионов. Каждый регион заключает с государством плановые контракты, которые привязывают обе стороны к определенной программе инвестиций и вносятся в качестве приоритета в национальный план государства. повышенное внимание уделяется предоставлению дополнительных средств наиболее проблемным регионам.

Реализация такой политики осуществляется в виде реструктуризации экономики регионов посредством содействия улучшению региональной инфраструктуры и созданию рабочих мест в приоритетных отраслях при помощи инвестиционных грантов. Конституционный механизм согласования интересов федерации и земель в деле регионального развития — общегосударственная задача «Улучшение структуры региональной экономики» — действует в соответствии с общим планом, разрабатываемым федеральными и земельными органами власти и утверждаемым Бундестагом. Эта система превращает федеральный уровень власти в участника региональной политики, но при этом она организована таким образом, чтобы не затронуть преимущественную роль земель в обеспечении собственного развития.

На основе французского и немецкого опыта принцип государственного финансирования для выравнивания диспропорций между различными регионами уже используется и на уровне Евросоюза, для чего был создан специальный Структурный Фонд ЕС. Он аккумулирует средства всех государств — членов Евросоюза, а их получателями являются только государства, на территории которых находятся наиболее проблемные, с точки зрения экономического развития, регионы. Таким образом, дальнейшая европейская экономическая и политическая интеграция не мешает осуществлять и совершенствовать меры государственной поддержки экономики.

Средства таких фондов пополняются не только за счет поступлений из бюджета, но и путем привлечения свободных средств Австрийского национального банка.

Япония и Китай для финансирования наиболее важных структурных проектов в экономике, строящегося, в основном, по отраслевому принципу, активно используют как собственно бюджетные средства, так и различные формы сбережений граждан, находящихся под ответственностью государства.

Кредитование экономики в Китае возложено на банковскую систему. Двумя основными видами кредитования являются кредитование коммерческое и, отличное от него, «политическое». В сфере коммерческого кредитования процентные ставки по кредитам, а также направления кредитования формируются на основе рыночных принципов. «Политическое кредитование» призвано играть роль основного инструмента осуществления государственной экономической политики, для чего в Китае сформированы три государственных банка развития, обслуживающие цели государственной политики. Источником формирования средств для «политического кредитования» главным образом является государственный бюджет.

В Японии бюджетный дефицит на всех уровнях, а также государственные предприятия и учреждения в значительной мере финансируются из сбережений граждан, поскольку главным подписчиком государственных облигаций на первичном рынке и главным покупателем на вторичном является «Бюро доверительных фондов», которое управляет государственной пенсионной системой и сберегательными и страховыми вкладами граждан в почтово-сберегательные кассы.

Средства Бюро и государственные облигации используются для финансирования крупномасштабных проектов развития инфраструктуры, в которых частный сектор не имеет прямого коммерческого интереса. Такое финансирование осуществляется через Программу инвестиций и займов, принимаемую ежегодно парламентом как часть государственного бюджета.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности: опыт зарубежных стран

В настоящее время устойчивый рост объема инвестиций и их эффективное использование являются не столько тактической, сколько стратегической задачей. Ее успешное решение предполагает всесторонний учет характерной инвестиционному процессу сложной взаимосвязи многих элементов инвестиционной сферы. При этом, как показывает опыт экономически развитых стран, последовательная реализация взаимосвязи микро- и макроэкономического воспроизводства становится возможной лишь с опорой и на рынок как саморегулируемую систему, и на регулирующую инвестиционную деятельность государства.

Читать еще:  Инвестиции в ниокр это

Соревнование за мировое лидерство возглавляют страны, сумевшие сформировать оптимальную инвестиционную политику и наладившие механизм ее реализации. К их числу относятся, в частности, Япония, США, Германия и другие участники «большой семерки». Для этих стран государственное вмешательство в инвестиционную сферу экономики давно стало нормой и его методы систематически совершенствуются. Наиболее интересным в вопросах регулирования инвестиционной деятельности представляется опыт США, Великобритании, Германии, Японии и Франции. Это те страны, экономические стратегии развития которых могли бы послужить, как нам кажется, наглядным примером для Республики Казахстан.

Главными приоритетами американской инвестиционной политики являются привлечение инвестиций в США, а также стимулирование внешних инвестиций с целью создания дополнительных рабочих мест и восстановления экономики. В этой связи основным приоритетом федерального правительства, органов власти на уровне штатов и на муниципальном уровне выступают максимальная поддержка потенциальных инвесторов и создание эффективных стимулов для инвестирования. В частности, таких как предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготного банковского кредитования, инновационных грантов и др.

В силу федеративного устройства государства регулирование вопросов иностранных инвестиций в США осуществляется на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне штатов. На федеральном уровне обычно устанавливаются общие требования, а конкретные предписания в отношении участия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствующих штатов устанавливаются органами местного управления. Работу по привлечению иностранных инвестиций каждый штат строит самостоятельно на основании долгосрочных и краткосрочных программ, которые разрабатываются в соответствии с местным законодательством и с учетом местных особенностей и потребностей. Каждый штат имеет собственные программы по привлечению внутренних и иностранных инвестиций, поскольку в силу сложившейся практики федеральное правительство не играет активной роли при определении целей экономического развития того или иного региона страны. Местные администрации самостоятельно определяют перспективные направления промышленного развития за счет как государственных, так и привлеченных средств [1].

Проводимая в США политика, за отдельными исключениями, обеспечивает предоставление равных условий хозяйствования иностранным и национальным инвесторам. Например, иностранные инвесторы могут свободно вкладывать свои средства в большинство отраслей экономики страны, а также выводить основной капитал и прибыли.

В США регулирование инвестиционных процессов в определенных рамках осуществляет государство. Из валовых капиталовложений в экономику США на долю государства приходится более 20%, из них 12% идет на инвестиции из федерального бюджета. Влияние государства на инвестиционную деятельность осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как льготные ставки налога на прибыль, политика ускоренной амортизации, стимулирование отдельных категорий инвестиций [2].

США целенаправленно развивают международное сотрудничество в инвестиционной сфере. Так, в 2013 году активно проводилась работа по созданию Трансатлантической зоны свободной торговли (TAFTA), или Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP), как зоны свободной торговли между Америкой и Европейским Союзом. Следует отметить, что впервые данная инициатива была предложена в 1990-х годах, а повторно — в 2007 году. И только в 2013 году начались переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Это партнерство потенциально представляет самую большую зону свободной торговли, охватывающую 46% мирового ВВП. Ожидается, что инвестиционное партнерство будет способствовать появлению 400 тысяч новых рабочих мест, а ежегодный прирост ВВП будет составлять 160 млрд. долларов для ЕС и 128 млрд. долларов для США [3].

В регулировании инвестиционной деятельности Германии особое место отводится инвестиционным компаниям, деятельность которых регулируется Законом об инвестиционных компаниях (1970 г.). Эти кoмпaнии являются кpeдитными yчpeждeниями. Поэтому на них pacпpocтpaняютcя вce зaкoнoдaтeльныe нopмы, oтнocящиecя к кpeдитным yчpeждeниям. Схема организации коллективных инвестиций в Германии весьма похожа на схему функционирования траста в Великобритании. Основное отличие заключается в том, что немецкая управляющая компания в обязательном порядке должна быть кредитной организацией и подпадать под сферу действия банковского регулирования и контроля [5].

Во Франции, несмотря на отсутствие специального закона, регулирующего иностранные инвестиции, действует система «предварительного уведомления властей о намерениях продления сроков апробации». Она в основном распространяется на инвесторов из стран, не являющихся членами ЕС, но участвующих в деятельности французской компании. Кроме того, в законодательстве Франции существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями, что объясняется применением более льготного регулирования в отношении последних. Это связано с тем, что, несмотря на значительное упрощение процедуры регулирования иностранных инвестиций, для большинства операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций на территории Франции, по-прежнему требуется предварительное уведомление о намерениях или предварительное разрешение [6].

Читать еще:  Инвестиционная экономическая политика

Основными методами регулирования инвестиционной деятельности в Великобритании, Франции, Германии и Японии выступают:

  • регулирование общего объема капиталовложений. Это главный метод управления инвестиционным процессом, осуществляемый через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политику;
  • выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, к примеру, с помощью инвестиционного кредита;
  • прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов крупнейших корпораций.

Такие страны как Франция и Германия государственную экономическую политику ориентируют на выравнивание региональной экономической дифференциации. То есть помимо отраслевого метода распределения денежных средств используют еще и государственный, поскольку считают его более эффективным.

В Германии в практике регионального инвестирования используется понятие «общественная задача», что соответствует понятию «целевая программа». В новых (восточных) федеральных землях разработаны целевые правила «Улучшение региональной хозяйственной структуры», что способствовало стимулированию инвестиций путем предоставления субсидий на развитие инфраструктуры из федерального и земельных бюджетов, а также Европейского фонда регионального развития.

Во Франции отношения между государством и регионами строятся на контрактной основе в рамках национальной системы планирования. Именно так государство оказывает содействие экономическому развитию регионов. Каждый регион заключает с государством плановые контракты, которые привязывают обе стороны к определенной программе инвестиций. Затем они вносятся в национальный план государства в качестве приоритета. При этом дополнительные средства стараются выделять наиболее проблемным регионам. Реализация такой политики осуществляется в виде реструктуризации экономики регионов. Для этого с помощью выделяемых инвестиционных грантов оказывается содействие улучшению региональной инфраструктуры и созданию рабочих мест в приоритетных отраслях экономики [7].

Япония и Китай для финансирования наиболее важных структурных проектов в экономике, строящихся преимущественно по отраслевому принципу, активно используют бюджетные средства и различные формы сбережений граждан, находящихся под ответственностью государства.

В Китае кредитование экономики возложено на банковскую систему. Основными видами кредитования являются коммерческое и политическое кредитование. При коммерческом кредитовании процентные ставки по кредитам, а также направления кредитования формируются на основе рыночных принципов. «Политическое кредитование» призвано исполнять роль основного инструмента осуществления государственной экономической политики. Для этого в Китае создано три государственных банка развития. При этом основным источником формирования средств для «политического кредитования» является государственный бюджет [8].

В Японии бюджетный дефицит на всех уровнях, а также государственные предприятия в значительной мере финансируются из сбережений граждан, поскольку главным подписчиком государственных облигаций на первичном рынке и главным покупателем на вторичном является «Бюро доверительных фондов». Бюро управляет государственной пенсионной системой, сберегательными и страховыми вкладами граждан в почтово-сберегательные кассы. Средства Бюро и государственные облигации используются для финансирования крупномасштабных проектов развития инфраструктуры, в которых частный сектор не имеет прямого коммерческого интереса. Такое финансирование осуществляется через Программу инвестиций и займов, принимаемую парламентом страны ежегодно.

Следует отметить, что сравнительный анализ ряда стран по таким показателям, как наличие созданного агентства по продвижению иностранного капитала в экономику, выполняемые им функции, наличие зон свободной торговли, система взаимосвязей между государственным и частным секторами, меры поддержки иностранных инвестиций и гарантий для иностранных инвесторов, схемы взаимосвязи всех участников в инвестиционном процессе, ограничения сфер для проникновений иностранного капитала в целях безопасности, региональная дифференциация стимулов показали сходную картину в инструментах и методах применяемой политики.

Таким образом, в экономически развитых странах мира, как впрочем, и в Казахстане, на осуществляемую инвестиционную политику и ее нормативно-правовое обеспечение сильнейшее влияние оказывают происходящие в последние годы интеграционные процессы. Это является общей, объединяющей чертой в регулировании инвестиционной деятельности в Казахстане и в зарубежных странах. Однако имеются и некоторые отличия, которые в процессе формирования эффективной инвестиционной модели можно было бы использовать в казахстанских условиях.

1. Норкотт Д. Принятие инвестиционных решений / Пер. с англ.; Под ред. А. Н. Шохина – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. — 247 с.

2. Foreign Direct Investment Position in the United States. Survey of Current Business, September 2008.- P. 102

3. Законодательство об иностранных инвестициях в 2013 году. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации // www.ved.gov.ru

4. Financial Services Act 1986 // Halsbury’s Statutes. London, 1986. – Р. 167

5. Абрамов А. Опыт немецкого законодательства о депозитарной деятельности // Депозитариум, 1999 г., № 6. – С. 35-44

6. Societes Commerciales, Memento pratique Francis Lefebvre, Editions Francis Lefebvre, 2010

7. Index of economic Freedom // The Heritage Foundation, Washington, 2009 www.heritage.org/Index/pdf/Index09Full.pdf

8. Каменнов П.Б. Китай в XXI веке. Глобализация интересов безопасности / Под ред. Г.Ф.Чуприна- М., 2012. – 258 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector