Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство как участник рынка ценных бумаг

Функции государства на рынке ценных бумаг

Государство на рынке ценных бумаг выступает в качестве эмитента, инвестора и регулятора.

Как эмитент государство выпускает ценные бумаги, которые позволяет ему решить проблему ликвидации бюджетного дефицита, а для инвесторов представляет выгодное направление вложения средств, поскольку операции с государственными ценными бумагами имеют ряд существенных налоговых льгот и сами по себе государственные бумаги отличаются значительной надежностью и защищенностью.

С начала 90-х годов в России выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

– ГКО сроком на 3, 6, 12 месяцев номиналом 1 млн. руб. выпускались с 1993 по 1998 гг.; это были беспроцентные обязательства на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо»; инвесторами могли стать как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты);

– государственные долгосрочные обязательства (ГДО) сроком обращения 30 лет (до 2021 г.); объем займа – 80 млрд. руб.; по облигациям предусмотрен купонный доход 15% от номинала, выплачиваемый один раз в год; размещались среди юридических лиц;

– облигации внутреннего государственного валютного займа были выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами; валюта займа – доллары США, номинал – 1000, 10000, 100000 долл., купонные выплаты составляли 3% от номинала, срок погашения – 1, 3, 6, 10 и 15 лет; в 1996 г. были проведена дополнительная эмиссия;

– облигации государственного сберегательного займа сроком обращения 1 год, купонные облигации на предъявителя, доход выплачивался ежеквартально, номинал 100 тыс. и 500 тыс. руб.;

– облигации государственного нерыночного займа номиналом 1 млн. руб., выпускались на бездокументарной основе и не могли обращаться на вторичном рынке, доход начислялся как процент от номинала и устанавливался МинФином не реже одного раза в год;

– государственные жилищные сертификаты – документарные именные необращаемые ценные бумаги были выпущены по решению Правительства РФ для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; ГЖС были номинированы в квадратных метрах жилой площади, срок предъявления к погашению – 1 год с момента выдачи.

Несмотря на разнообразие государственных ценных бумаг, основным видом стали облигации федерального займа (ОФЗ). МинФин РФ выпускало следующие виды ОФЗ:

1. ОФЗ-ПК (с переменным купоном), выпускались с 1995 по 1998 гг.; выплата купона осуществлялась раз в полугодие; значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходности по ГКО за последние 4 сессии (торгов);

2. ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998 г.; купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения;

3. ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999 г.; их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 г. в порядке новации; срок обращения 4-5 лет; купон выплачивался ежеквартально; ставка снижалась ежегодно (30 % в первый год, 10 % – конец срока).

4. ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга; в настоящее время выпускается именно данный вид ОФЗ.

В 2006 году в России был создан рынок ГСО (государственных сберегательных облигаций). ГСО – облигации с фиксированной процентной ставкой, которые не могут обращаться на вторичном рынке.

Эмитентом выступает МинФин РФ, организатором торг – ММВБ, уполномоченным агентом – Сбербанк России. Уполномоченный агент имеет право размещать государственные сберегательные облигации на аукционах или по закрытой подписке, а также осуществлять иные действия, которые описаны в соответствующих законодательных актах.

Приобрести ГСО могут только юридические лица – инвестиционные и пенсионные фонды, страховые организации, управляющие компании, работающие с пенсионными накоплениями, и иные государственные внебюджетные фонды.

Продажа государственных сберегательных облигаций происходит на закрытых аукционах, для покупки облигаций участники аукциона размещают два типа заявок – с указанием конкурентной цены покупки и неконкурентной заявки, в которой указывается возможность покупки государственных сберегательных облигаций по средневзвешенной цене, сложившейся в результате торгов.

Роль государства как регулятора рынка ценных бумаг весьма значительна, она может быть сведена к выполнению им следующих функций:

– идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

– установление требований к участникам рынка, выработка операционных и учетных стандартов;

– контроль за финансовой устойчивостью и безопасность рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

– создание информационной системы этого рынка, обеспечение открытости и доступности информации для инвесторов;

– формирование системы защиты инвесторов от потерь;

– предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

– предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, поскольку это приводит к отвлечению инвестиционных ресурсов на непроизводительные расходы государства.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг в России и Великобритании

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.05.2015 2015-05-04

Статья просмотрена: 3417 раз

Библиографическое описание:

Волкова, А. В. Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг в России и Великобритании / А. В. Волкова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18280/ (дата обращения: 10.04.2020).

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, фондовый рынок, биржа.

Рынок государственных ценных бумаг является одной из главных составляющих фондового рынка. В странах, где развита рыночная экономика, можно наблюдать, как рынок государственных ценных бумаг выполняет централизованное заимствование свободных денежных средств коммерческих банков, различных инвестиционных и финансовых корпораций, различных предприятий и населения. [1]

Читать еще:  Расторжение договора инвестиции

Рынок ценных бумаг это сложный механизм, целая система, включающая в себя множество аспектов. Одним из основных моментов в этом вопросе является контроль и регулирование данного рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [2]

Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

1. Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

2. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

3. Общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Обычно выделяют следующие цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур. [3]

Государство является одним из первых регулирующих сил. Оно должно сформировать эффективную политику в отношении развития и регулирования рынка ценных бумаг, что подразумевает создать определенную схему для наиболее выгодного функционирования рынка в условиях тех или иных особенностей экономики, обычаев и традиций страны.

Не смотря на то, что на первый взгляд, кажется, что государство влияет на регулирование рынка ценных бумаг во всех странах в одинаковой степени, стоит отметить, что это не так. Это видно при сравнении систем регулирования России и Великобритании.

Одна из особенностей рынка ценных бумаг заключается в том, что ценности, которые находятся в обороте этого рынка, представляют собой совокупность прав и не существуют обособлено от нормативной правовой базы, которую обеспечивает государство. Поэтому можно сказать, что государство выполняет функцию системообразования. Т.е. государство создает систему, регулирующую рынок и также эта система обеспечивает его правильное функционирование. Один из ключевых элементов системообразующей функции государства, является развитие системы правоприменения и это же является приоритетным направлением государственной политики.

Со времени образования рынка ценных бумаг, в мире стали складываться различные системы регулирования, сейчас сформировалось две модели того, как государство влияет на становление рынка ценных бумаг.

Первая из них, когда регулирование большей части рынка ценных бумаг производится именно государственными органами. И лишь только небольшая часть рынка контролируется не государством, а различными органами по контролю, надзору и т. д. (по другому их называют саморегулируемые организации). Их суть заключается в том, что государство дает им право устанавливать свои правила при проверке и контроле. Пример такой страны — Франция.

Вторая модель — такая ситуация в стране, когда больший объем РЦБ передается саморегулируемым организациям. В таком случае, в контроле больший смысл играют переговоры между участниками рынка, различные согласования и договоренности, при этом, государство выступает не просто в роли наблюдателя за таким процессом, но и оно всё же остается основным контролером, и имеет право вмешаться в любой процесс регулирования самостоятельными организациями. Примером такой модели является Великобритания.

Рассматривая Россию, стоит сказать, что основным органом, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг в стране, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Она состоит из центрального аппарата и территориальных органов. Центральный аппарат состоит из 14 управлений, каждый из них отвечает за различные процессы, как эмиссия, мониторинг, правовое регулирование, деятельность профессиональных участников. Соответственно, все отделы связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Эта реформа была введена после 2004 года, когда некоторые обособленные органы, которые регулировали только рынок ценных бумаг и активность бирж, были признаны недействительными.

В России Государство выполняет следующие функции на рынке ценных бумаг:

1. Разрабатывает различные программы и стратегии по наилучшему развитию рынка ценных бумаг, наблюдает и регулирует за исполнением этой программы, вырабатывает законодательные акты для реализации этих стратегий;

2. Устанавливает основные требования и правила для участников рынка ценных бумаг;

3. Обеспечивает контроль за безопасностью на рынке и его устойчивости;

4. Своевременно информирует всех инвесторов о состоянии на рынке ценных бумаг;

5. Составляет государственные системы страхования на рынке ценных бумаг;

6. Контролирует за вложениями инвестиций в государственные ценные бумаги. [4]

Основное воздействие о н государства на рынок ценных бумаг несут нормативно- правовые акты, которые являются регуляторами рынка. Именно с их помощью государство может не просто контролировать рынок, но и положительно влиять на общую ситуацию, возникающую на рынке и повлиять на скорость становления фондового рынка.

Как говорилось ранее, в Великобритании несколько иная система регулирования рынка ценных бумаг, отличная от Российской системы. Она включает в себя большую степень регулирования со стороны саморегулируемых организаций.

Великобритания — страна с уже давно сложившимся рынком ценных бумаг, а последние изменения в данном вопросе показывают, что правительство Великобритании стремится создать более надежную законодательную основу для своевременного перехода от контроля и регуляции фондового рынка традициями к контролю и регуляции на основе законодательных актов. [5]

В основном регулирование производится специальными не государственными органами, конечно же в основе их работы лежат законы, но тем не менее, государство не проявляет никакого давления на эти организации, именно это является основным отличием.

Сейчас действует пять саморегулируещих органов (СРО), которые выполняют функции, делегированные советом по финансовым услугам, наиболее значимые из них:

Читать еще:  Инвестиционная деятельность гк рф

1. Совет по ценным бумагам и фьючерсам (SFA), который регулирует деятельность фирм, которые совершают инвестиционную деятельность с ценными бумагами, еврооблигациями, финансовыми и товарными фьючерсами.

2. Организация инвестиционых управляющих (IMRO), она регулирует деятельность институтов коллективного инвестирования, которые командуют разными фондами.

3. Совет по личным инвестициям (PIA). PIA главный орган наблюдения за деятельностью компаний, что действуют на рынке страхования и инвестиций, в том числе предприятия взаимного страхования, общих юнит-трастов инвестиционных компаний.

В Англии работать на рынке ценных бумаг, можно только если ты являешься членом одной или нескольких саморегулирующихся организаций.

Такой механизм регулирования делает рынок ценных бумаг Великобритании одним из самых развитых и организованных в Мире. В такой системе есть плюс, так как контроль и регулирование возлагается на негосударственные органы, чьи правила совпадают с правилами государства, это делает их крайне заинтересованными в соблюдении этих самых правил.

В России же РЦБ был сформирован в свое время с большим количеством финансовых пирамид, а резкий переход страны на рыночную экономику и в последствии крах этих пирамид привел к нестабильной ситуации на рынке ценных бумаг. Обеспокоенность и недоверие населения к вложениям такого рода ставили развитие данного рынка в нашей стране под угрозу. Но сейчас, государство старается контролировать РЦБ и создавать наиболее выгодные программы для улучшения рынка.

В заключении можно сказать, что каждой модели регулирования присущи свои преимущества и недостатки, они достаточно различны между собой, но не смотря на это, государство должно оставаться мощнейшей и основной силой, которая обязана проводить контроль и регулирование рынка в целях его перспективного развития.

На сегодняшний момент, на фоне различных событий в мире, из-за нестабильной экономической ситуации и разногласий в отношениях стран и по многим другим факторам, ситуация на рынках рассматриваемых мною стран, может кардинально измениться. Но чтобы был нанесен наименьший вред по фондовым рынкам, государствам следует как можно лучше систематизировать механизм регулирования и контроля рынка ценных бумаг. Стоит опираться на экономические показатели динамики развития рынка и проводить своевременные анализы его состояния.

Многое зависит от структуризации рынка и следует выбирать наиболее правильные методы и способы регулирования данного сегмента фондового рынка, чтобы достичь поставленной цели, оставлять данный элемент в стабильном состоянии и гарантировать ему дальнейшее позитивное развитие.

1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996г. (с изм. и доп.)

2. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участиники.- М., 2012

3. Галанов В. Рынок ценных бумаг: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2012.-448 с.

4. Кузнецов Б. Т. Рынок ценных бумаг: учебное пособие.-M.: Юнити-Дана, 2012 год

5. Рубцов Б. Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. — М.: Инфра-М, 2010. С. 166–173

12.2. Участники рынка ценных бумаг

12.2. Участники рынка ценных бумаг

Субъекты (участники) рынка ценных бумаг — это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т. е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных бумаг.

Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:

— организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;

— государственные органы регулирования и контроля.

Эмитенты — организации, выпускающие ценные бумаги в обращение. В качестве эмитентов обычно выступают государство, коммерческие предприятия и организации.

Инвестиционная компания — юридическое лицо, действующее не за счет клиента, а за свой собственный счет. Основными функциями инвестиционной компании являются выпуск собственных ценных бумаг (акций, облигаций), вложение полученных средств в ценные бумаги, купля-продажа ценных бумаг в качестве дилера (ценные бумаги реализуются часто только среди юридических лиц). Базовой функцией инвестиционной компании является андеррайтинг — покупка и гарантированная покупка ценных бумаг при их первичном размещении для продажи инвесторам.

Инвестиционный фонд — один из видов инвестиционной компании, его специфика в России заключается в привлечении средств населения. Существуют следующие виды инвестиционных фондов; акционерные (открытого типа) и паевые.

Инвестиционный фонд в виде открытого АО выпускает обыкновенные акции, которые могут быть проданы всем желающим. Объем акций не ограничен, и в любое время может быть сделана дополнительная эмиссия.

Паевые инвестиционные фонды (ПИФ). Российские паевые инвестиционные фонды представляют собой аналог взаимных фондов, которые существуют за рубежом более 70 лет. В России создано более 16 таких фондов, учредителями являются нерезиденты. ПИФ — не юридическое лицо, а лишь имущественный комплекс. По договору доверительного управления имуществом владелец денежных средств передает доверительному управляющему на определенный срок (не более 5 лет) свои денежные средства в доверительное управление. При этом права собственности сохраняются за инвестором. Инвестор получает именную ценную бумагу — инвестиционный пай, которая может быть как в документарной, так и в бездокументарной форме, на эту ценную бумагу не начисляются и не выплачиваются ни проценты, ни дивиденды. У такой ценной бумаги есть лишь цена размещения и цена выкупа. Цена размещения — такая цена, которую платит инвестор при покупке пая, цена выкупа — цена, по которой у него этот инвестиционный пай выкупает управляющая компания. Инвестор может потребовать свои денежные средства обратно в любой момент. В зависимости от срока возврата денежных средств ПИФ делятся на открытые и закрытые. В первом из них инвесторы имеют возможность продать паи в любой день. Продажа паев интервального (закрытого) фонда возможна через определенные в проспекте эмиссии сроки, но не реже одного раза в год. Все ныне действующие в России ПИФ являются открытыми. Именно система паевых фондов оказалась наиболее устойчивой к кризисным потрясениям августа 1998 г.

Читать еще:  Метод возврата инвестиций

Инвесторы — покупатели ценных бумаг, выпущенных в обращение. В качестве инвесторов выступают физические лица, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) денежных средств. Инвестор — физическое или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Инвесторы в зависимости от своей стратегии делятся на стратегических, институциональных и частных.

Стратегические инвесторы ставят своей целью получение контроля над деятельностью акционерного общества. Степень влияния на деятельность АО зависит от количества акций. По российскому законодательству обладание разным количеством акций предоставляет инвестору разные права. Если инвестор обладает 1 % акций, то он имеет право ознакомиться с информацией в реестре акционеров, обратиться в суд с иском к члену Совета директоров АО. Если инвестор обладает 10 % голосов, то он имеет право созыва внеочередного общего собрания акционеров, ознакомления со списком участников общего собрания акционеров, требования проверки финансово-хозяйственной деятельности общества. Если инвестор имеет 75 % акций +1, то он полностью контролирует АО.

Институциональные инвесторы — это портфельные инвесторы, т. е. они формируют свой портфель ценных бумаг с целью получения дохода. К ним относятся коммерческие банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды.

Частные инвесторы — это индивидуальные инвесторы.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица или граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. К ним относятся брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли, коммерческие банки.

Фондовые посредники — торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. Брокер — посредник, который за определенные комиссионные совершает сделки для клиента.

Дилер — юридическое лицо, которое самостоятельно за свой счет осуществляет операции на рынке ценных бумаг и публично объявляет свои цены. Как правило, дилер имеет и брокерскую лицензию.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг — организации, выполняющие все остальные функции, кроме купли-продажи. К этим организациям относятся организаторы рынка (фондовые биржи); депозитарии, регистраторы, расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры); информационные органы, государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг.

Инфраструктура фондового рынка схематично представлена на рис. 5.

Рис. 5. Инфраструктура фондового рынка

1 — депонирование ценных бумаг; 2 — приказы, поручения; 3 — заявки; 4 — информация; 5 — сделки; 6 — денежные средства; 7 — отчеты

Фондовая биржа — торговая система, обеспечивающая совершение сделок с ценными бумагами. Является организатором торговли на рынке ценных бумаг, который не совмещает эту деятельность с другими видами деятельности, кроме депозитарной и деятельности по определению взаимных обязательств (клиринговой). Фондовая биржа — некоммерческая организация. Торговля осуществляется только между членами фондовой биржи. Все остальные могут совершать операции только через членов биржи. Фондовыми биржами признаются фондовые отделы товарных и валютных бирж. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственные исполнительные органы, коммерческие банки — юридические лица. Порядок вступления в члены биржи и численность членов устанавливает сама фондовая биржа.

Функции фондовой биржи:

— купля-продажа ценных бумаг;

— выявление равновесной биржевой цены;

— аккумуляция временно свободных денежных средств;

— обеспечение арбитража (механизма разрешения споров);

— обеспечение гласности и открытости биржевых торгов, доступности информации;

— обеспечение гарантий исполнения биржевых сделок;

— контроль качества ценных бумаг;

— посредничество в расчетах;

— разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

Лидерами среди организаторов фондового рынка являются Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и Российская торговая система (РТС).

Для торговли на фондовой бирже ценные бумаги должны быть предварительно положены на хранение (задепонированы) в депозитарии — специализированном хранилище, гарантирующем наличие ценных бумаг у продавцов на момент сделки. Все операции оформляются через депозитарий, т. к. ценные бумаги бездокументарны.

Депозитарная деятельность — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Депозитарий передает сведения регистратору, который хранит все сведения о владельцах. Права собственности на ценные бумаги учитываются в реестрах. Регистраторы (реестродержатели) — это компании, которые ведут эти реестры (регистрируют владельцев). Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Лица, осуществляющие деятельность по ведению и хранению реестра — это регистраторы или держатели реестра. Ими могут быть только юридические лица. Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг по поручению эмитента.

Расчетно-кассовые центры хранят денежные средства. За правильностью расчетов между РКЦ и депозитариями осуществляется контроль со стороны клиринговой комиссии. Клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Деятельность по управлению ценными бумагами осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему в управление и принадлежащими третьему лицу денежными средствами и ценными бумагами.

Федеральная служба по финансовым рынкам — главный государственный контролирующий орган на рынке ценных бумаг. Выдает лицензии профессиональным участникам рынка ценных бумаг (биржам, брокерам, депозитариям, регистраторам).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector