Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование инвестиций

Государственное регулирование инвестиций

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности — одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок [4].

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

В целом государственное регулирование осуществляется:

— в соответствии с государственными инвестиционными программами;

— прямым управлением государственными инвестициями;

— введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;

— проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

— контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;

— антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

— экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Государственное регулирование инвестиций

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе III данного Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.В соответствии с Законом государственное регулирование включает:

1. регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);

2. прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Рис. 1 Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

Читать еще:  Отчет по инвестиционной деятельности

· совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

· установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;

· защиты интересов инвесторов;

· предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

· расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

· создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов;

· принятие антимонопольных мер;

· расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

· развития финансового лизинга в Российской Федерации;

· проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

· создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами. Конкретными формами такого участия являются:

· разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

· формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

· предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

· размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов РФ на конкурсной основе на условиях срочности, платности, возвратности;

· закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;

· проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

· защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, материалов;

· разработка и утверждение стандартов, и осуществление контроля за их соблюдением;

· вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

· предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством РФ.

Инструмент государственного воздействия на инвестиционную сферу достаточно широк:

· денежно-кредитная политика (включая валютную);

· амортизационная политика и др.

В государственном инвестировании можно выделить несколько направлений:

1) Финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАЙЛ); последняя может быть частично включена в состав ФЦП.

2) Выдача гарантий правительства или региональных органов власти под программы, которые осуществляются за счет иностранных кредитов.

3) Различные формы непрямого государственного участия. Например, субсидирование процентной ставки при получении инвестором банковских кредитов; предоставление местными властями налоговых отсрочек и кредитов предприятиям, инвестирующим свою прибыль в развитие и др.

Инвестиционный климат

Инвестиционный климат — это «совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала».

Характеристика инвестиционного климата состоит из двух составляющих:

· оценки тех факторов, которые притягивают инвестиции в регион;

· оценки рисков инвестирования.

Другими словами, баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска и определяет инвестиционный климат в том или ином регионе (стране, ее отдельных субъектах).

Основой инвестиционной привлекательности является эффективность вложений. Инвестиции в первую очередь направляются в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционного климата следует проводить, по оценке инвестиционных рисков.

В большинстве регионов есть инструменты для привлечения инвестиций.

1. Стратегия социально-экономического развития.

2. Совет по предпринимательству.

3. Бизнес – инкубатор.

4. Программа льготного кредитования.

5. Субсидии и т.п.

К факторам, благоприятствующим притоку инвестиций в ту или иную страну, относятся:

• высокий потенциал внутреннего рынка;

• высокая норма прибыли;

• низкий уровень конкуренции;

• стабильная налоговая система;

• низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);

• эффективная поддержка государства.

Препятствуют развитию инвестиционных процессов, ухудшают инвестиционный климат в стране следующие факторы:

• политическая нестабильность в стране;

• социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т. д.);

• высокий уровень инфляции;

• высокие ставки рефинансирования;

• высокий уровень внешнего и внутреннего долга;

• пассивное сальдо платежного баланса;

• неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;

• высокие трансакционные издержки.

Оценку инвестиционного климата страны постоянно осуществляют многие известные консалтинговые компании.

На сегодняшний день существуют различные методики и подходы к оценке инвестиционной привлекательности. Различия в существующих способах оценки определяются главным образом в зависимости от целей предполагаемого исследования, которые отличаются по количественным и качественным характеристикам, способам отбора показателей и т. д. В настоящее время существуют различные методики, предлагаемые отдельными авторами и целыми школами ведения бизнеса.

Способы оценки инвестиционного климата:

· методы балльных оценок;

· методы рейтинговых оценок.

В России наибольшую известность в оценке инвестиционного климата регионов получили рейтинги инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, публикуемые журналом «Эксперт». Весомым достоинством методики журнала «Эксперт» является то, что в ней показатели инвестиционной привлекательности рассматриваются не сами по себе, а как результат воздействия нескольких параметров, которые можно измерить.

Читать еще:  Оценка общественной эффективности инвестиционного проекта

По данным опроса MerrilLynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС.

В рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике по версии KPMG.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Для того, чтобы инвесторы не боялись финансировать проекты, государство должно гарантировать сохранность инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ, как и в любой другой стране, осуществляется на основе принятого законодательства.

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности

В российской Федерации такое регулирование основывается на следующей законодательной базе:

  • «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.);
  • «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.).

Государственное регулирование в инвестиционной деятельности осуществляется на основе этих двух законов.

Совет! Так как законодательство постоянно совершенствуется и изменяется в соответствии с требованиями времени, то изучение нормативно-правовых актов стоит начинать, проверив актуальность имеющейся версии. Сделать это можно, воспользовавшись услугами специальных сайтов, таких как консультант-плюс.

Россия, как и другие страны, пытается активно привлекать иностранные инвестиции, поэтому государственное регулирование иностранных инвестиций является приоритетным направлением и находится в зоне постоянного внимания Правительства (см. ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование).

На данный момент в России создана правовая база, включающая более 30 нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимоотношения субъектов предпринимательства в области:

  • налогообложения;
  • использования иностранных инвестиций;
  • конкурсным процедурам в области централизованного размещения инвестиционных ресурсов и др.

Формы регулирования инвестиционной деятельности

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности удобно разбить на три блока, как показано на рисунке.

Каждый из блоков включает в себя определенные меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим поподробнее каждый блок.

Создание благоприятных экономических условий

Инвестирование возможно только в том случае, когда инвестор видит, что его финансовые средства принесут прибыль. В каком случае это возможно?

Государственные органы власти, заинтересованные в увеличении инвестиций, должны обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов и использовать следующие методы инвестиционного государственного регулирования:

  • предоставление налоговых льгот инвесторам;
  • гибкая амортизационная политика;
  • создание условий для использования свободных средств населения и организаций;
  • возможность использования залоговых схем при кредитовании;
  • стимулирование развития лизинговых схем;
  • создание условия для формирования инвесторами собственных фондов развития;
  • возможность переоценки основных средств на темп инфляции;
  • возможность льготного использования природных ресурсов и земли при определенных условиях;
  • эффективная система антимонопольного регулирования;
  • создание институтов объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности

В этом блоке государственное регулирование в инвестиционной сфере осуществляется в виде:

  • разработки и финансирования за счет федерального бюджета инвестиционных проектов, для реализации как российскими предпринимателями, а также и при участии иностранных инвесторов;
  • государственных гарантий по проектам, финансируемым из госбюджета;
  • предоставление на конкурсной основе средств из региональных и федерального бюджетов;
  • выпуск ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;
  • заключения на состязательной основе концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами;
  • возобновления финансирования законсервированных по каким-то причинам объектов, находящихся в государственной собственности;

Иные методы регулирования

Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности проявляется в следующих действиях государства:

  • организация экспертизы инвестиционных проектов;
  • защита интересов субъектов инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных.

Совет! Инвестору стоит изучить организации, оказывающие содействие инвесторам, так как часто их помощь бывает действительно полезной. Например, для проведения экспертизы качества проектов важна компетенция и квалификация экспертов. Поэтому велика вероятность, что квалифицированный специалист работает именно в такой организации.

Роль государства в инвестиционном процессе

Роль государства в социально-экономическом развитии обычно возрастает в периоды кризисов и снижается в периоды расцвета.

Именно государство обеспечивает соблюдение законности и стимулирует экономическое развитие, которое не возможно без таких действий со стороны государства, как:

  • взвешенная экономическая и структурная политика;
  • государственная поддержка предприятий различных форм собственности;
  • инвестиционная политика;
  • создание благоприятных инвестиционных условий для страны, региона, отдельного предприятия.

Государственное и правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными и региональными органами управления.

Результативность их деятельности обусловлена тремя факторами:

  • политической стабильностью;
  • высоким уровнем профессионализма сотрудников, занимающихся осуществлением инвестиционной политики;
  • качеством институтов содействия инвестиционному процессу.

Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности велика, а успех регулирования во многом зависит от его нацеленности на решение социальных целей и задач.

Государственное регулирование инвестиционного процесса представляет собой сложный механизм, состоящий из:

  • целей;
  • субъектов;
  • объектов;
  • средств регулирования.

Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности

осуществляется при помощи двух видов методов:

  • прямого воздействия;
  • косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия реализуются посредством использования следующих инструментов регулирования:

  • правового;
  • административного;
  • экономического.
Читать еще:  Риск портфельных инвестиций

Например, государственное регулирование инвестиционного проекта заключается в разработке и утверждении проекта, определении источников его финансирования, проведения экспертизы качества, определение источников финансирования. Все эти действия проводятся в рамках метода прямого воздействия.

Методы косвенного регулирования делятся на:

  • активно-структурные;
  • инструменты бюджетно-налоговой политики;
  • инструменты денежно-кредитной политики.

С другой стороны, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться при помощи административных и экономических методов.

Что такое: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность

В экономической литературе часто применяются понятия инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционная привлекательность это государственное регулирование всех процессов, прямо или косвенно связанных с инвестированием, которое ведет или к притоку или к оттоку инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционного климата заключается в развитии инвестиционного потенциала и регулировании инвестиционных рисков.

Роль государства в регулировании инвестиционного процесса заключается в следующем:

  • государство выступает в качестве главного, фундаментального системообразующего фактора, так как разрабатывает и следит за использованием нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, определяет общую стратегию развития инвестиционного рынка и правила поведения участников;
  • государство само является субъектом инвестиционной деятельности, так как финансирует многие проекты и получает прибыль от инвестиций.

Таким образом, именно государство создает оптимальные условия для осуществления инвестиционного процесса. Создаваемая нормативно –правовая база, налоговая система, система поддержки предпринимателей, судебная система, отношение к незыблемости частной собственности, — все это влияет на объем инвестиций, поступающий в экономику.

Совет! Не стоит отказываться от помощи специалистов, особенно, если инвестор планирует финансировать дорогостоящие проекты или проекты в других странах. Часто опыт специалиста помогает избежать финансовых потерь.

Государственное регулирование инвестиций

Государственное регулирование инвестиций: задачи и содержание

Основная задача государственного регулирования экономики – обеспечение ее сбалансированного, наиболее эффективного развития. Большое значение в этом процессе играют инвестиции, поэтому в государственном регулировании особое место занимает регулирование инвестиционных процессов. Объекты социального назначения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и т.д.) нуждаются в инвестициях, а для инвесторов вложение в них является, как правило, делом убыточным. Поэтому государство стремится заинтересовать инвесторов для работы в данной сфере.

Государственное регулирование осуществляется органами государственной власти РФ и органами ее субъектов и имеет два направления деятельности:

  • создание наиболее благоприятных условий для создания, развития и совершенствования инвестиционных процессов;
  • непосредственное участие государства и государственных органов в инвестиционной деятельности.

Субъектам инвестиционной деятельности со стороны государства гарантированы: гласность в обсуждении вопросов инвестиционных проектов; обеспечение равных прав; защита капитальных вложений; право на обжалование в суде действий и решений должностных лиц органов государственной власти.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Создание благоприятных условий для инвестирования возможно при совершенствовании элементов экономических механизмов и экономической системы, наиболее тесно связанных с инвестиционной деятельностью:

  • механизмов начисления;
  • налоговой системы;
  • механизмов использования амортизации;
  • системы привлечения средств населения;
  • механизмов финансового лизинга, информационных систем, антимонопольной деятельности.

Эффективное регулирование инвестиционной деятельности возможно только при условии создания отдельных правовых норм. Посредством права в инвестиционной деятельности определяется нормативная база, статус участников инвестиционного процесса, ответственность субъекта и регулируются между ними отношения.

Все правовые нормы, регулирующие инвестиционные процессы, могут носить дозволяющий, запрещающий, стимулирующий и обязывающий характер. Существующие и действующие в области инвестирования нормативно-правовые акты подразделяются на группы актов: законодательных (федеральные и федеральные конституционные законы, законодательство субъектов РФ, международные договоры), подзаконных (указы Президента, постановления правительства, межправительственные соглашения и постановления, ведомственные акты и решения муниципальных органов), индивидуальных (локальные административные акты, нормативно-правовые договоры).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основные цели и задачи инвестиционной деятельности определяет единая государственная инвестиционная политика, указывающая самые эффективные направления для вложения инвестиций. Данная политика реализуется главным образом экономическими методами, используя бюджетное инвестирование, систему налогообложения, амортизационную, валютную, кредитную политику и т.д.

Регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Государственное регулирование инвестиций в РФ осуществляется в форме капитальных вложений через органы государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ.

Государственное регулирование инвестиций предполагает создание условий для инвестиционной деятельности и непосредственное участие государства в этой деятельности, реализуемой в виде капитальных вложений для осуществления инвестиционной деятельности:

  • отдельных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;
  • совершенствования системы налогообложения, механизмов расчета амортизации, использования амортизационных отчислений;
  • предоставления субъектам инвестиций льготных условий для пользования разными природными ресурсами и землей (в соответствии с законодательством РФ);
  • для защиты интересов инвесторов;
  • создания и дальнейшего развития сети информационно-аналитических центров, которые осуществляют проведение и публикацию рейтингов субъектов инвестиционной деятельности;
  • расширения использования средств внебюджетных источников финансирования, населения и объектов социально-культурного назначения, жилищного строительства;
  • принятия различных антимонопольных мер;
  • развития финансового лизинга в РФ;
  • расширения возможностей применения залогов при кредитовании;
  • проведения пересмотра основных фондов согласно с темпами инфляции;
  • создания возможностей для создания субъектами инвестиций собственных инвестиционных фондов;
  • финансирования совместных инвестиционных проектов РФ с иностранными государствами;
  • формирования перечня объектов технического перевооружения, предназначенных для федеральных государственных потребностей, их финансирования за счет средств федерального бюджета и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector