Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции инвестиций в человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал

Все факторы процесса производства являются результатом различных видов инвестиций, которые обеспечивают качественное их совершенствование. Все то, что составляет человеческий капитал, также приобретается или преумножается посредством инвестиций в человека, в развитие его производительных способностей.

Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым – производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем

В данном определении отражается причинно-следственная связь между инвестициями в человека, ростом производительности и доходов работника. Определяется также и экономическая сущность самих инвестиций как вложения капитала в различные объекты в целях получения дохода либо другого положительного эффекта.

Однако важно знать, что одних инвестиций для формирования производительных способностей, особенно творческих способностей, недостаточно, так как необходимо желание самого человека.

Инвестирование в человеческий капитал – это осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих производительных качеств. Поэтому важна мотивация работников к повышению производительности и качества труда, т. е. к инвестированию в человеческий капитал.

Виды инвестиций в человеческий капитал:

• расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку работника по месту работы;

• расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий и др.;

• расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места со сравнительно высокими производительностью и доходами.

Инвестиции в человеческий капитал имеют специфические черты, отличающие их от других видов инвестиций:

• формирование человеческого капитала путем инвестиций выгоднее всего осуществлять в начальный период жизни человека, так как доходность инвестиций в человеческий капитал прямо зависит от срока его службы;

• результаты инвестирования в человеческий капитал не всегда имеют денежную форму, а могут приобретать социальный, психологический, культурный, моральный и другие эффекты, увеличивающие экономический результат;

• инвестиции в человеческий капитал преумножают производительные качества человека, эффективность и производительность его как работника, но и как обучающегося, т.е. инвестиции ускоряют и облегчают процесс дальнейшего накопления знаний и опыта;

• передача человеческого капитала может осуществляться и неформальными путями, в процессе совместной трудовой деятельности (например, передача производственного опыта);

• накопленный в результате инвестиций человеческий капитал выступает значимым фактором его воспроизводства в следующем поколении (например, уровень образования матери является определяющим фактором будущего уровня образования ее детей).

Инвестиции в человеческий капитал могут осуществлять сам его обладатель, т.е. индивид, предприятия и организации, образовательные учреждения и общество в лице государства.

Однако инвесторы будут вкладывать свой капитал только тогда, когда ожидают получить от этого вложения соответствующую отдачу, превышающую первоначальные вложения.

Так почему же государство участвует в этом процессе в качестве инвестора? Причин тому несколько.

Во-первых, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство требует постоянного переобучения и повышения квалификации работников, иначе будет расти структурная безработица. Переобучение легче происходит у работников, имеющих некоторый уровень знаний, быстрее усваивающих новые навыки. Поэтому государство, прибегая к “принудительным” мерам, устанавливает норму всеобщего среднего образования.

Во-вторых, высококвалифицированный работник более производителен и продуктивен, а значит, вносит больший вклад в рост общественного продукта.

В-третьих, любое государство стремится утвердить определенные ценности, установки, приоритеты, т.е. проводит соответствующую идеологию, для скорейшего восприятия которой необходимо грамотное население.

В-четвертых, инвестируя в здравоохранение, государство обеспечивает себя здоровыми трудовыми ресурсами, эффективно использующими рабочее время, а значит, и более продуктивными, и др.

Почему же предприятия и организации инвестируют собственные средства в своих работников? Ради получения более высокого дохода от вложенных в работника инвестиций. Инвестируя в своих работников, организации стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность. Кроме того, переподготовить работника гораздо выгоднее, чем заменить его новым. По расчетам, проведенным в компании “Дженерал электрик”, затраты на переподготовку одного инженера втрое меньше, чем на поиск, прием на работу и на адаптацию нового работника.

Однако риск таких вложений достаточно велик, ведь повысив свое образование и квалификацию за счет средств организации, работник может в любой момент поменять место работы, и тогда отдачу от вложенных инвестиций в человека организация не получит. Чтобы снизить такой риск, организации инвестируют свои средства не в общий человеческий капитал (т. е. в знания и навыки общего хакера, которые могут быть использованы практически в каждой организации), а в специальный (который нужен и применим преимущественно в данной организации), продать который другой организации для работника проблематично. Но если уж такое случилось, то организация заключает с работником договор о том, что последний обязуется проработать в организации определенный срок (обычно 7-10 лет) и не увольняться, в противном случае работник полностью возмещает организации сумму инвестиций в его человеческий капитал (например, стоимость обучения).

Частные инвестиции – это инвестиции человека в самого себя. Их размер и интенсивность зависят от ряда факторов. Самостоятельно принимая решение об инвестировании (особенно в образование), человек не знает, каким будет соотношение спроса и предложения в момент получения им профессии, будет ли он востребован как работник или пополнит армию безработных. Такая неопределенность тормозит инвестиционную активность человека. Кроме того, сегодня цена получения профессии постоянно растет, а значит, потенциально возрастает период окупаемости затрат на образование, причем о будущей доходности с большой долей вероятности мы судить не можем.

Тем не менее инвестиции в человеческий капитал являются основой накопления нематериального богатства общества, которое происходит в сфере образования, культуры и здравоохранения, включая в себя накопление опыта во всех отраслях и сферах экономики.

Читать еще:  Теория инвестиций тобина

Домашнее задание (рефераты)

  1. От первых представлений до А. Смита Гладышенко
  2. Трудовая теория стоимости: Д. Риккардо Шабанова
  3. Трудовая теория стоимости: К. Маркса Ягнова
  4. Теория факторов производства: Ж.Б. Сэй Самойлов
  5. Неоклассическое направление А.Маршала. Потоцкий
  6. Артур Пигу о роли трудового потенциала Пузач
  7. Филипс Олбан о труде Капустин
  8. Роль предпринимателя как фактора производства в трудах Й. Шумпетера. Ефремова и Лодятая
  9. Индивидуальная мотивация Ф.Тейлора. Слепухин
  10. Мотивации достижений Д. Макклелланда Тхорова
  11. О склонности к риску в ситуациях возрастания результатов ДЖ. Актинсона Акользин
  12. Теория регулирования рыночной экономики Дж.М. Кейнса
  13. Либерально-монетаристская, социально-демократическая, консервативно-корпоративная модели в формировании человеческого потенциала Мелихова
  14. Неолиберализм и трудовой потенциал Алейникова
  15. Образование как элемент, определяющий конкурентоспособность человеческого капитала Джумагулова

16. Сущность и структура человеческого капитала Баранова

17. Перечислить и кратко охарактеризовать все науки о труде Эларян

Оценка рационального вида функции доходности инвестиций в человеческий капитал

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Патутина, Е. С. Оценка рационального вида функции доходности инвестиций в человеческий капитал / Е. С. Патутина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 195-199. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4793/ (дата обращения: 11.04.2020).

Необходимым условием успешного развития предприятия является рост капитала, что при прочих равных возможностях является основой существования предприятия. Так же в статье рассчитывается вид зависимости дохода от объема средств и планируемой инвестиции.

Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, стратегии развития науки и инноваций.

В современных условиях, предприятию для перехода на инновационный путь развития необходимо определить приоритеты и критерии, что должно отразиться в первую очередь в развитии человеческого капитала (ЧК), так как он должен обеспечить функционирование инновационной экономики, общества, экономики, основанной на знаниях. Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов. С давних пор люди пытались познать тайну творческой силы человечества, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, дать количественную оценку. Классическое определение ЧК – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка.[1] ЧК с одной стороны является трудовым (ресурсным) капиталом, с другой стороны – объектом управления, с третьей стороны – субъектом управления, с четвертой стороны – целью управления (рис.1).

Рис. 1. Человеческий капитал

Главной и основной частью ЧК является интеллект, то есть способность к осуществлению познания и к эффективному решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида. В отдельных отраслях экономики, индустриально развитых странах особая значимость и ценность работников (составляющих умственный, психологический и моральный потенциал), производящих уникальные сугубо интеллектуальные продукты, представляют первостепенную ценность для работодателя. В настоящее время экономика только еще начинает предъявлять спрос на высокопрофессионально-квалифицированного специалиста, способного легко обучаться.

Инвестиции в ЧК в настоящее время превосходят инвестиции в материальную сферу. Затраты на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в несколько раз превышают материальные инвестиции. Практикой также подтверждается тезис об усилении роли государства в формировании ЧК. В своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» В.Путин отмечает, что за последние 4 года расходы бюджетной системы на социальную сферу выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза, а в доле ВВП с 21% до 27% [2].

Когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост все в большей мере обеспечивается за счет использования инновационных ресурсов, главным носителем которых, наряду с вещественными факторами, становится человек, обладающий высоким уровнем образовательной, научной и специальной подготовки. В силу этого в современных условиях возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов. Выдающийся предприниматель США, Э.Карнеги, говорил, оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей — и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних.

Сегодня в развитых странах ускоренно формируется инновационная экономика, позволяющая более половины ВВП формировать за счет наукоемкой продукции и услуг. В России, согласно стратегии развития науки и инноваций на период до 2015 года, главной целью является: формирование сбалансированного сектора исследований и разработок, эффективной инновационной системы, обеспечивающей технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в одну из основных ресурсов устойчивого экономического роста. При целевых индикаторах, устойчивый рост внутренних затрат на исследовательские разработки составляет: 2% в 2010 году, и до 2,5% в 2015 году, произойдет увеличение доли внебюджетных средств во внутренние затраты на исследования до 60% в 2010 году и до 70% в 2015 г. на сегодняшний день российская наука находится на третьем этапе реформирования 2011–2015 гг. [4] Рассмотрим целевые показатели реализации стратегии с 2004 по 2015 гг. (табл. 1).

Инвестиции в человеческий капитал — виды, особенности + ряд функций вклада в личность

Инвестиции в общем понимании — это вложение денег во что-то с целью получить прибыль через определенное или неопределенное время. В данном случае целью вклада будет личность. Сущность инвестиций в человеческий капитал — это средства, направленные на обучение и развитие индивидуума, повышение профессиональной квалификации и поддержание его здоровья.

Вложения такого вида имеют несколько другое значение, чем размещение активов в откровенно материальные ценности. Помимо чьего-то личного обогащения, здесь есть огромная социальная составляющая. Рынок труда, наполненный успешными, образованными и перспективными специалистами в состоянии вывести экономику на новый уровень, тогда как малообразованный, хилый по медицинским показателям социум – прямой путь к феодальному строю. Эту разницу легко заметить, если сравнить страны третьего мира, экономика которых направлена на добычу ископаемых, обширную агропромышленную деятельность, и развитую Европу, где все больше прав и свобод получает личность.

Читать еще:  Международное инвестиционное сотрудничество

Сегодня мы зарабатываем благодаря этим фондам:

Особенности инвестирования в человеческий капитал

  • Получение прибыли ограничивается сроком жизни или реальной трудоспособности субъекта.
  • Чем раньше начнут поступать активы, тем быстрее наступит срок окупаемости.
  • В зависимости от способностей индивидуума, доходность от его деятельности имеет предел, достигнув которого она плавно пойдет на спад.
  • Не все вклады можно расценить как инвестиции.
  • Характер вложений ограничен рядом особенностей: исторической, национальной, культурной.
  • Общество, состоящее из успешных и целеустремленных личностей — наиболее перспективно в развитии. Инвестиции в личность обещают своему обладателю высокий доход, а общественность получает высококлассного специалиста.
  • Это долгосрочные вложения, но с регулярной прибыльностью. Которая, в свою очередь, будет сохраняться на протяжении 20-25 лет в случае инвестирования в образование, и всей жизни объекта — в здоровье.

Окупаемость инвестиций в человеческий капитал считается довольно высокой при правильном выборе объекта

Ряд функций вклада в личность

Что включает в себя инвестирование в человеческий капитал:

  1. Регулирующая функция — коррекция воспроизводства человеческого капитала, управление темпами роста, напрямую связанного с ключевыми отраслями промышленности, уровнем экономики, социальной атмосферой в обществе. Инвестиции в индивидуума в этом случае социально значимый фактор, влияющий на все сферы жизни в масштабах страны.
  2. Воспроизводственная функция — рециркуляция непрекращающегося процесса восполнения человеческого, трудового, образовательного капиталов.
  3. Распределительная функция — напрямую зависит от поставленных обществом задач, государственных приоритетов и ценностей. Разделяет плоды инвестиций между собственниками и сферами производства, регулируя межличностные и межслоевые отношения в обществе.
  4. Дифференцирующая функция — следит за спросом на человеческие инвестиции, в зависимости от общественных и производственных потребностей.
  5. Стимулирующая функция — с ходом времени инструменты инвестирования меняются, здесь важно постоянное обновление, для выгодного вложения активов. Использование устаревших технологий снизит доходность от инвестирования.
  6. Информационная функция — собирает данные о потребностях тех или иных инвестиций, необходимых инструментов, статистические данных о заработной плате, уровне социальной жизни и прочие показатели.

В скором времени инвестиции в человеческий капитал окупятся и начнут приносить плоды

Виды инвестиций в человеческий капитал

Человеческий капитал — это запас благ, при накоплении которого до определенного уровня появляется доходность.

Какие виды вкладов бывают:

  • Образовательные расходы (имеется в виду общее, среднее, специальное образование).
  • Здравоохранение: профилактические меры, медицинские расходы, нормальные жилищные условия.
  • Мобильность, позволяющая людям свободно перемещаться, выбирая более оплачиваемую и потому более доходную работу.

Наиболее значимые инвестиции: в образование и здравоохранение. Они позволяют добиться высокого качества знаний, повышая стоимость человеческого капитала. Вклад в высшее образование способствует формированию высококлассных специалистов , деятельность которых в совокупности в силах повлиять на общее благосостояние нации и уровень экономики в целом.

Инвестиции в образование можно разделить на:

  • Формальные: общее, специальное и высшее образование, соответствующие установленным нормам. Профессиональные курсы, повышение квалификации и прочие, сопряженные с трудовой деятельностью.
  • Неформальные — самообразование: чтение, спорт, искусство, хобби.

Состояние здоровья субъекта также влияет на его работоспособность и на сохранность человеческого капитала

Есть еще одна, упрощенная классификация видов инвестиций в человеческий капитал:

  • Вещественные, воплощенные в людях. Это те материальные ценности, которые напрямую потрачены на формирование начального человеческого капитала, не включающие расходы на образование.
  • Невещественные, воплощенные в людях. Это непосредственно знания, полученные индивидуумом, данные ему в школе, институте, на работе.
  • Вещественные, не воплощенные в людях. Сюда относятся материальные инструменты инвестиций: здания, машины, сооружения, участвующие в образовании и здравоохранении субъекта. Например, поликлиника, стоматологический кабинет с оборудованием. Здание университета с кабинетами, классами, партами и прочим.
  • Невещественные, не воплощенные в людях. Информационные базы, технологии, обучающие курсы, созданные для обучения субъекта.

При дальнейших инвестициях показатель прибыльности растет, но имеет определенный предел

Главными инвесторами в человеческий капитал выступают:

  • Государство. Его роль велика и оно использует разные меры воздействия. К этому относятся обязательное среднее образование, медицинские осмотры и прививки. Чтобы на выходе получить образованных и здоровых граждан, будущих налогоплательщиков. Чем больше доход отдельного индивидуума, тем больше налога он сможет привнести в казну государства.
  • Негосударственные общественные фонды. Для ведения общественной деятельности также нужны особые навыки, которые и являются вкладом в данном случае. Это касается различных политических, религиозных и прочих организаций.
  • Отдельные предприятия. Здесь имеется в виду обучение на производстве, чтобы будущий работник четко соответствовал необходимым требованиям работодателя. При этом зачастую происходит инвестирование в здравоохранение в виде трудовой страховки, а также различные премии и поощрения, вырабатывающие в сотруднике приверженность к предприятию, так называемый корпоративный дух. Так, работник будет чувствовать себя защищенным, трудиться в комфортных условиях, не помышляя о смене места работы.
  • Домохозяйства. Индивидуальное инвестирование.
  • Международные фонды.
  • Образовательные учреждения.

В наше время личность является главной ценностью и на ее развитие следуют обратить пристальное внимание

«За» и «против» инвестиций в человеческий капитал

Отрицательные стороны

Это инвестиции, от которых нельзя получить отдачи. Криминал, нездоровый образ жизни, тунеядство — когда ни один из инвесторов не получает дивидендов от своих затраченных ресурсов. Почему так случается? Низкая культура, менталитет, отсутствие этики труда, культуры предпринимательства — все это негативно сказывается на результате вложений.

Риски инвестиций в человеческий капитал связаны с неэффективным вложением в отдельного индивидуума знаний , которые он не способен использовать. Это отсутствие разграничения возможности людей на усвоение информации, знаний, малоэффективная мотивация.

Положительные

Подразумевают отдачу в виде развития отдельных людей и общества в целом. Прогресс экономики и науки, улучшение благосостояния и здоровья нации. Отдача начнется не сразу, а после накопления определенного потенциала. Здесь, в противовес тунеядцам, можно поставить трудоголиков . Именно их подвиги способны количественно и быстро менять экономическую ситуацию.

Не секрет, что инвестиции в личность, это инертная составляющая

Вложение в личность в РФ

Инвестиции в человеческий капитал в России, примеры их мы рассмотрим чуть ниже. А в общем, как обстоит ситуация в нашей стране?

Читать еще:  Инвестиции в запасы

Развитые страны, как показали исследования, для получения больших возможных прибылей от инвестирования в индивидуума, вкладываются в образование и здравоохранение нации. При этом некоторые страны, в том числе и России, сильно заблуждаются относительно своего уровня развития и идут другим путем. Это главная причина для модернизации образовательного прогресса.

Именно в личностный рост стоит вкладывать активы , размещение которых будет намного доходнее, нежели в физические ценности.

Эта стратегия далека от модели развитого общества. При больших инвестициях в обязательное школьное образование и бесплатную медицину, на деле, с большой поправкой на коррупцию и халатность на местах, получается совсем не тот эффект, который следовало бы ожидать. Низкий уровень образования, слабо мотивированные выпускники, малодоступная медицинская помощь.

Вместо качественного улучшения производственных условий, повышается норма эксплуатации живого труда, только более завуалированного. Игры монополий, инфляция, спекуляция цен на основные потребительские товары – все это ведет к расхищению национального богатства.

Для изменения ситуации нужно начать с заработной платы. Эта мера должна стать именной той самой инвестицией в субъект, необходимой для его развития, а не оценкой его деятельности. Доля оплаты труда – это г лавный показатель благосостояния нации . В развитых странах это не менее 55% от ВВП. На начало 90-х в нашей стране этот показатель был 23%, а в Штатах — 59%.

В данное время в России преобладает сырьевая направленность, в приоритете физический капитал, а вот личностное развитие игнорируется

В 2010 году зарплатная доля в ВВП составил все те же 22-23%, при этом социальные льготы, ранее компенсирующие низкую оплату труда, теперь отсутствуют. Вывод: труд в России не рентабелен .

В нашей стране есть определенный набор ценностей, приветствующий по исторически сложившимся причинам: патриотизм, сплоченность, альтруизм. В этом мы схожи с развитым обществом. Чтобы физические и материальные ценности дополняли друг друга, а общество стало развитым и прогрессивным, нужно обратить внимание на личность, на инвестиции в человеческий капитал.

Инвестиции в человеческий капитал

Одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, поскольку человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества. Исследователи указывают, что большие социальные и экономические достижения являются результатом вложений капитала в образование, обучение, здравоохранение и питание, а также другие виды деятельности, обеспечивающие создание человеческого капитала. Поэтому инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым для любой национальной экономики.

Эффективность вложений в человеческий капитал довольно высока, но инвестиционный период более длительный, чем у физического капитала: до 12-20 лет.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

— расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

— расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

— расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Оригинальный подход к изучению этой проблемы разработал Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций он классифицировал следующим образом: вещественные, воплощенные в людях; вещественные, не воплощенные в людях; невещественные, воплощенные в людях; невещественные, не воплощенные в людях;

«Вещественный капитал имеет материальную, вещную форму, невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество и продуктивность. Обе части совокупного капитала распределяются в свою очередь на капитал не воплощенный в людях и «человеческий капитал».

Вещественный капитал воплощенный в людях, является одним из главных признаков расширительной концепции Дж.Кендрика. К этому капиталу он относит затраты на формирование человеческого капитала, т.е. издержки воспитания детей до 14 лет, без учета затрат на их образование. К невещественному человеческому капиталу Дж. Кендрик относит накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и затраты на перемещение рабочей силы, а к невещественному капиталу не воплощенному в людях — расходы, необходимые для накопления используемых в производстве знаний и практического опыта, включая знания, воплощенные в новых или улучшенных потребительских товарах, средствах производства, производительных процессах и системах. Эти расходы относятся к инвестициям, так как одни способствуют снижению издержек производства и увеличивают производительность труда, другие создают новые или улучшенные потребительские товары, которые служат удовлетворению потребностей.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя . Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности, а затем резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал.

5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких-то выгод, как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника – это повышение уровня доходов, большее удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения. Для работодателя – повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и эффективности труда, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства – повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение гражданской активности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector