Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет транспортной экспедиции

Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции

В связи со значительным увеличением грузопотоков, происходит активное развитие транспортно-экспедиторских услуг. Для того чтобы правильно организовать бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции, необходимо
знания законодательных актов. Деятельность в области экспедирования грузов регламентируется:

  • Федеральным Законом Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.03г,
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554,
  • Главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса РФ.

При заключении сделки по экспедироваю грузов, стороны обязаны составить и подписать Договор транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента (Грузоотправителя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. При этом, экспедитор может выступить:

  • агентом или посредником между Клиентом и Перевозчиком,
  • исполнителем услуг по перевозке.

Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает посредником, Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение и оплатить все расходы, понесенные в интересах Клиента. Для целей бухгалтерского и налогового учета в этом случае доходом Клиента будет являться вознаграждение Экспедитора. Договором транспортной экспедиции должно быть определено, какие затраты, понесенные в ходе исполнения данного договора экспедиции, будут возмещены Клиентов и в каких размерах.

Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает как исполнитель услуг, то все расчеты с Перевозчиком Экспедитор осуществляет от своего имени. В этом случае Экспедитор может:

  • оказать услуги Клиенту собственными силами,
  • привлечь для исполнения услуг сторонние организации.

Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает как исполнитель услуг, стоимость по договору определяется в виде единой суммы, которая включает в себя и вознаграждение Экспедитора и компенсацию затрат Экспедитора. Доходом Экспедитора будет являться выручка от реализации услуг. Затраты, возникшие в ходе выполнения данного договора, принимаются в качестве расходов для целей налогообложения.

При приеме груза Экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторские документы.

К экспедиторским документам относятся:

  • поручение экспедитору (заполняется клиентом в двух экземплярах, оригинал передается экспедитору, должно содержать достоверные и полные данные о грузе),
  • экспедиторская расписка (заполняется экспедитором в двух экземплярах, оригинал вручается грузоотправителю или клиенту, содержит достоверные и полные данные о грузе, позволяет отследить цепочку экспедиторов в конкретной перевозке),
  • складская расписка (заполняется экспедитором при приеме груза на временное складское хранение, оригинал вручается клиенту).

Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 года № 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

После совершения сделки Экспедитор обязан представить Клиенту подтверждающие документы. К документам, подтверждающим факт оказания услуги относятся:

  • Акт о выполнении услуг с указанием вознаграждения экспедитора,
  • Отчет Экспедитора.

К Отчету Экспедитора необходимо приложить документы, подтверждающие понесенным экспедитором расходы, связанным с организацией перевозки и дополнительно возмещаемым клиентом:

  • копии договоров с перевозчиками ,
  • копии актов выполненных работ с указанием маршрута,
  • счета-фактуры,
  • копии платежных поручений и банковских выписок,
  • другие документы, относящиеся к сделке.

Если один Экспедитор оказывает сопровождение и перевозку грузов от места отправления до места назначения различными видами транспорта, такие перевозки называются мультимодальными. Экспедитор принимает на себя ответственность за перевозку на всем расстоянии и оформляет для Клиента соответствующие транспортные документы.

Расходы на страхование груза могут осуществляться как за счет Клиента, так и за счет Экспедитора. Нормами Федерального Закона № 87-ФЗ предусмотрена ответственность Экспедитора перед Клиентом за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза и отсутствует запрет на заключение договора страхования грузов Экспедитором.

Отсюда следует, что затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав расходов Экспедитора в качестве возмещаемых расходов, если такие расходы прямо прописаны в договоре транспортной экспедиции, заключенным между Клиентом и Экспедитором.

Если в договоре транспортной экспедиции такого условия не предусмотрено, то расходы на страхование будут являться общими расходами Экспедитора, связанные с осуществление экспедиторской деятельности.

Законом № 87-ФЗ не предусмотрено обязательное страхование ответственности Экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом. Поэтому добровольное страхование ответственности Экспедитора не может быть признано расходом для целей налогообложения прибыли.

Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции осуществляется на балансовых счетах 90 и 76. Учет вознаграждения Экспедитора осуществляется на балансовом счете 90 «Выручка по оказанной услуге». На сумму вознаграждения не позднее 5-ти дней с момента оказания услуги составляется счет-фактура и отражается в книге продаж.

Все расходы,связанные с перевозкой и возмещаемые клиентом дополнительно, учитываются Экспедитором на балансовом счете 76 и не учитываются в расходах при расчете налога на прибыль. НДС по таким расходам бюджету не предъявляется.

Если у Вас появились вопросы, или Вам необходима помощь по бухгалтерскому учету услуг транспортной экспедиции, просим обращаться по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с НДС

Несмотря на то что договор транспортной экспедиции прямо предусмотрен Гражданским кодексом, как только его не называют: и посредническим, и договором об оказании услуг. Но, конечно, дело тут не только в названии, но и в условиях самого договор а ч. 1 ст. 431 ГК РФ , которые могут влиять и на налогообложение операций по нему.

Посмотрим, каким же должен быть договор, по которому оказываются транспортно-экспедиционные услуги, чтобы налоговики не предъявили претензий по НДС ни к перевозчику, ни к заказчику.

Транспортная экспедиция и посредничество — в чем разница

Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.

По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчик а п. 1 ст. 801 ГК РФ .

Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором ) п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ . Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.

В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки — исключительно доставка груз а п. 1 ст. 785 ГК РФ . А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставк и п. 1 ст. 801 ГК РФ , в частности:

  • оформление документов на груз;
  • прохождение таможенных процедур;
  • уплата таможенных пошлин и сборов;
  • упаковка груза;
  • погрузка и разгрузка;
  • проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
  • хранение товаров;
  • получение груза.

Именно поэтому транспортная экспедиция — самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК Р Ф гл. 41 ГК РФ . Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным Законо м Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» , предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедито р п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ :

  • поручение экспедитору — «дополняет» договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
  • экспедиторская расписка — составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
  • складская расписка — составляется при получении груза на ответственное хранение.

Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.

Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т. п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.

Читать еще:  Узел учета тепловой энергии окоф 2020

Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.

Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки 0% п. 1 ст. 156 НК РФ; Письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-08/147, от 18.03.2011 № 03-07-08/74, от 18.03.2009 № 03-07-08/58; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139247 .

С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 0% подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ .

Чтобы было меньше споров, формулируйте условия договора так, чтобы для всех было очевидно, какие услуги оказываются непосредственно вами, а для каких вы нанимаете исполнителей

Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку 0% подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ . Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставк и ст. 165 НК РФ .

Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК Р Ф подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ . Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0% Письма Минфина России от 29.07.2011 № 03-07-08/244, от 13.05.2011 № 03-07-08/148 . Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.

Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.

Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции — это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.201 1 Постановления ФАС МО от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 № А40-53580/07-104-296 .

«Внутренняя» экспедиция для экспедитора

Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам — непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедитор а п. 1 ст. 156 НК РФ .

Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:

  • оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
  • все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).

Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознаграждени я п. 1 ст. 156 НК РФ . А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчика м п. 3, п. 11, п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@ .

Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц — заключите отдельные договоры:

  • транспортной экспедиции — на услуги, оказываемые вами;
  • посреднический — на услуги, оказываемые третьими лицами.

Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.

Если на все услуги уже заключен договор транспортной экспедиции, то в случае спора вам надо будет доказать, что по всем или каким-то отдельным услугам, оказываемым в рамках договора, вы выступаете как посредник, то есть:

  • сами услуги не оказываете, а только находите лиц, которые это сделают, и получаете за это вознаграждение (оно должно быть указано в договоре);
  • все затраты по этим услугам несет заказчик.

Экспедиция для заказчика

Если вы заказываете международную перевозку, облагаемую НДС по ставке 0%, то заявлять к вычету вам нечего, в выставленном счете-фактуре налог будет равен нулю.

По «внутренней» же экспедиции вы получите от экспедитора:

С тем, что экспедитор вправе перевыставлять счета-фактуры по услугам, которые непосредственно оказаны третьим лицам, не спорит и Минфи н Письма Минфина России от 14.11.2006 № 03-04-09/20, от 30.03.2005 № 03-04-11/69 .

Чтобы было меньше споров по транспортно-экспедиторским услугам, четче формулируйте условия договора. Тогда, даже если спор дойдет до суда, договор будет отличным доказательством вашей правоты. Ведь не стоит забывать, что дело не в названии договора, а в его сути.

Транспортная экспедиция: особенности учета и составления счетов-фактур

Комментарий к Письму Минфина России от 21.09.2012 N 03-07-09/132 «О порядке составления счетов-фактур при оказании услуг по договору транспортной экспедиции»

В рассматриваемом Письме от 21.09.2012 N 03-07-09/132 специалисты Минфина России разъяснили, как оформлять счета-фактуры организациям, которые оказывают услуги по договорам транспортной экспедиции.

У читателей может возникнуть вопрос: а в чем, собственно, сложности? Услуги, которые оказывает экспедитор в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК РФ). Значит, счет-фактуру следует выписывать на стоимость оказанных услуг.
Однако не все так просто. Дело в том, что на сегодняшний день нет однозначной позиции по вопросу, является ли договор транспортной экспедиции посредническим или нет. А отсюда и сложности, возникающие при составлении счетов-фактур.

Особенности договора транспортной экспедиции

Напомним, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Иными словами, экспедитор за вознаграждение и за счет другой стороны выполняет лично или организует выполнение третьими лицами определенных работ (услуг) (ст. 805 ГК РФ).

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом. Для этого экспедитор заключает от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечивает отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать и дополнительные услуги, необходимые для доставки груза, например такие как:

  • получение документов, необходимых для экспорта или импорта;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • иные операции и услуги.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

Следовательно, договор транспортной экспедиции не является договором на перевозку груза. Непосредственно перевозкой груза занимается специализированная транспортная организация, которая владеет собственными транспортными средствами (автомобилями, самолетами, морскими судами, железнодорожными составами).

В то же время специализированная транспортная компания может выступать одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика. В этом случае договор, заключенный между транспортной компанией и клиентом, будет являться смешанным. Отношения с клиентом будут регулироваться не только положениями гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ.

Читать еще:  Замена стороны в договоре бухгалтерский учет

Договор об оказании услуг или посреднический договор

В отношении правовой природы договоров транспортной экспедиции существует две различные позиции.

Первая из них основана на том, что договор транспортной экспедиции является посредническим договором. На это указывают положения ст. 801 ГК РФ об обязанности экспедитора заключить договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также об обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиторских услуг. Кроме того, клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, которые он понес в интересах клиента (ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Вторая позиция прямо противоположна первой. По мнению специалистов, которые придерживаются этой позиции, договор транспортной экспедиции не является посредническим, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора.

Такую позицию занял, в частности, ФАС Московского округа. В своих Постановлениях от 22.01.2008 N КА-А41/14327-07, от 15.02.2008 N КА-А41/262-08 по делу N А41-К2-8680/07, от 27.11.2008 N КГ-А40/10970-08 суд пришел к выводу о том, что транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности. Отсюда и вывод о том, что договор транспортной экспедиции не является посредническим (Определением ВАС РФ от 07.05.2009 N ВАС-2785/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения).

Позиция ФАС Московского округа основана на выводах, приведенных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 N 5056/98 по делу N А56-19229/97.

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции можно разделить на две группы. Основные услуги экспедитора по договору транспортной экспедиции (заключение договора перевозки грузов, осуществление расчетов с перевозчиками, оформление соглашений о страховании грузов) напоминают действия агента, которые он совершает в интересах принципала, то есть имеют черты посреднических операций. В то же время экспедитор может оказывать услуги по перевозке самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Дополнительные услуги для клиента согласно договору транспортной экспедиции (получение документов, необходимых для экспорта или импорта, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения и др.) экспедитор, как правило, оказывает своими силами.

Следовательно, договор транспортной экспедиции — это особый вид гражданско-правового договора, который может содержать положения, аналогичные договору об оказании услуг или посредническому договору.

Бухгалтерский учет и налог на прибыль

Положения договора транспортной экспедиции влияют на порядок бухгалтерского учета и расчет налога на прибыль. Иными словами, в зависимости от условий договора транспортной экспедиции бухгалтер будет отражать в бухгалтерском и налоговом учете выручку от реализации и расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, то выручкой от реализации будет являться стоимость всех услуг, оказанных клиенту в рамках договора, включая стоимость перевозки. При этом не имеет значения, осуществляет ли перевозку перевозчик или экспедитор. Выручка от реализации в этом случае признается экспедитором исходя из всех поступлений по договору транспортной экспедиции. В себестоимость экспедиционных услуг включаются все затраты, понесенные в связи с исполнением договора.

Пример. Организация ООО «Трансэкспедиция» заключила договор транспортной экспедиции с ООО «Стройпромторг» на организацию перевозок строительных материалов. Согласно условиям договора экспедитор может привлекать третьих лиц для выполнения обязательств по договору.
Согласно договору перевозки, заключенному экспедитором с ООО «Трансвей», расходы на оплату услуг перевозчика составили 47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.
Вариант 1 (заключен договор об оказании услуг). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. Клиент не компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор не передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО «Трансэкспедиция» необходимо сделать следующие записи:
Дебет 20 Кредит 60
— 40 000 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 19 Кредит 60
— 7200 руб. — учтена сумма «входного» НДС;
Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», Кредит 19
— 7200 руб. — предъявлена к налоговому вычету сумма «входного» НДС;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 59 000 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»,
— 9000 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-2 Кредит 20
— 40 000 руб. — списаны расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (59 000 — 9000 — 40 000) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы от реализации все поступления от клиента (50 000 руб.), а выплаты перевозчику (40 000 руб.) он может учитывать в составе расходов при условии, что эти затраты клиент не компенсирует (Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/185, от 16.02.2009 N 03-03-06/1/65).

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, то выручкой от реализации будет являться вознаграждение экспедитора без учета стоимости перевозки. При этом клиент компенсирует экспедитору расходы, понесенные им по договору перевозки, и другие расходы.

Окончание примера. Вариант 2 (заключен посреднический договор). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб. Клиент компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО «Трансэкспедиция» необходимо сделать следующие записи:
Дебет 76 Кредит 60
— 47 200 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика, подлежащие компенсации клиентом;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 11 800 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»,
— 1800 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (11 800 — 1800) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы только свое вознаграждение (10 000 руб.). Денежные средства, поступившие от клиента и перечисленные перевозчику в счет оплаты услуг по перевозке (47 200 руб.), в целях налогообложения не признаются ни доходом, ни расходом (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ, Письма Минфина России от 24.05.2012 N 03-03-06/1/270, от 30.03.2005 N 03-04-11/69).

Примечание. Считаем, что для корректности пример следовало бы дополнить условием об отсутствии собственных затрат экспедитора в обоих вариантах выполнения договора.

НДС и счета-фактуры

Как видно из приведенного примера, порядок расчета НДС также зависит от юридической квалификации договора транспортной экспедиции.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, налоговой базой по НДС будут все поступления по договору транспортной экспедиции. Следовательно, экспедитор должен оформить счет-фактуру на весь объем оказанных услуг и зарегистрировать его в книге продаж (на сумму 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.). «Входной» НДС, указанный перевозчиком в счете-фактуре на услуги по перевозке (7200 руб.), экспедитор может предъявить к налоговому вычету.

Если же положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому, экспедитор обязан уплатить НДС только со своего посреднического вознаграждения.

При этом он оформляет для клиента два счета-фактуры: один — на сумму вознаграждения экспедитора без указания стоимости услуг по перевозке (11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.), другой — на стоимость услуг по перевозке (47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.).

В комментируемом Письме N 03-07-09/132 специалисты Минфина России напомнили, что счет-фактуру на стоимость услуг по перевозке экспедитор составляет в порядке, который предусмотрен Правилами заполнения счетов-фактур (Правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137) для комиссионеров (агентов).

Читать еще:  Временные разницы в бухучете

Это значит, что в счете-фактуре, который на стоимость услуг по перевозке выставляет клиенту экспедитор, ему необходимо указать реквизиты фактического перевозчика (наименование, ИНН, КПП, адрес) и проставить свою подпись.

Свое наименование в таком счете-фактуре экспедитор может указать дополнительно (Письмо ФНС России от 04.04.2012 N ЕД-4-3/5617@).

Счет-фактуру, который экспедитор выставляет клиенту на стоимость услуг по перевозке, экспедитор не регистрирует в книге продаж. Следовательно, сумму НДС, указанную в этом счете-фактуре (7200 руб.), экспедитор не должен перечислять в бюджет и указывать в налоговой декларации по НДС.

Счет-фактуру, который экспедитор получил от перевозчика, экспедитор не регистрирует в книге покупок. Следовательно, сумму «входного» НДС по услугам перевозчика (7200 руб.) он не предъявляет к налоговому вычету и также не указывает в налоговой декларации по НДС.

Транспортная экспедиция: учет и налогообложение

Необходимость доставить до места назначения товар или какие-либо материалы возникает у многих компаний. При этом далеко не каждая из них имеет свой транспорт. А значит, достаточно много организаций, которые заинтересованы в заключении договора транспортной экспедиции. Так почему бы не воспользоваться столь массовым спросом и не оказать им подобную услугу? Главное, освоить все премудрости оформляемых при этом документов и не запутаться в учете.

Своеобразный договор

Транспортно-экспедиционные услуги — это деятельность по организации перевозки груза, заключению соответствующих договоров, обеспечению отправки и получения продукции, а также иные связанные с этим услуги. Об этом говорится в пункте 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением правительства от 8 сентября 2006 года № 554 (далее — Правила).

Основанием для оказания подобных услуг является договор транспортной экспедиции, заключаемый в соответствии с главой 41 Гражданского кодекса. По такому контракту одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Стороны сделки могут предусмотреть обязанность исполнителя организовать перевозку груза транспортом и по согласованному маршруту. Кроме того, экспедитор может от имени клиента или от своего имени заключить договор перевозки груза, а также обеспечить отправку и получение товара.

Вдобавок к этому статья 801 Гражданского кодекса позволяет прописать в тексте договора ряд дополнительных услуг, оказываемых экспедитором. В частности, допускается: уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза и его получение в пункте назначения.

Необходимо помнить о том, что договор заключается в письменной форме (ст. 802 ГК). Согласно пункту 7 Правил неотъемлемой частью договора являются экспедиторские документы. К таковым относятся:

  • поручение экспедитору, в котором фиксируются перечень и условия оказания услуг;
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (свидетельствует о принятии экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Формы данных бумаг и порядок их оформления утверждены приказом Минтранса от 11 февраля 2008 года № 23.

Отметим, что для договора транспортной экспедиции предусмотрен особый срок исковой давности. Он составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Это прямо предусмотрено статьей 13 «профильного» Закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ. До обращения в суд клиент обязан предъявить экспедитору претензию в письменной форме.

Что касается «налоговой стороны» транспортной экспедиции, то для данного контракта главами 21 и 25 Налогового кодекса не предусмотрено каких-либо особенностей. Между тем по общему правилу экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Естественно, в тексте соглашения можно прописать иной порядок.

Соответственно, заключаемый контракт может быть близок по содержанию либо к договору возмездного оказания услуг, либо к посредническому соглашению (в случае привлечения для выполнения определенных работ третьих лиц).

Сам, все сам…

Если экспедитор берется выполнять все работы единолично, то он взваливает на свои плечи не только решение организационных вопросов, но и занимается непосредственно перевозкой.

В таком случае цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. На основании статьи 249 Кодекса денежные средства, полученные от клиента, учитываются в доходах экспедитора для целей налогообложения прибыли в полном объеме. Вполне логично, что все расходы, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут учитываться при налогообложении прибыли по общим правилам.

Согласно статье 154 Кодекса облагаемая база по НДС при данной схеме сотрудничества определяется как общая стоимость оказанных услуг. В то же время довольно часто экспедиторы перевозят грузы не только по России, но и транспортируют товары за рубеж. Правда, международные поездки таят в себе множество проблем.

Дело в том, что работы, непосредственно связанные с экспортом товаров, облагаются НДС по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК). К таким услугам можно отнести: организацию и сопровождение перевозок, перевозку и транспортировку, организацию, сопровождение, погрузку и перегрузку вывозимых товаров.

Однако экспедитор способен оказывать и иные услуги, например получить необходимые документы или выполнить ряд таможенных формальностей. Вообще-то налоговики воспринимают сопутствующие экспедиторским услуги как деятельность, не связанную с ВЭД. В результате контролеры регулярно отказывают в применении льготной ставки на том основании, что данные работы прямо не предусмотрены в главе 21 Кодекса.

К счастью для налогоплательщиков, судьи рассуждают иначе. Арбитры указывают на то, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза. При этом перечень «экспортных услуг» не ограничен. А посему применение нулевой ставки является правомерным. Именно такой вывод содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 20 ноября 2008 года по делу № А55-8864/08, ФАС Московского округа от 1 сентября 2008 года № КА-А40/7988-08 по делу № А40-1703/08-107-6 и ФАС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2008 года № Ф08-2708/2008 по делу № А32-20879/2007-46/419.

Помощь друга

Впрочем, гораздо чаще экспедитор выступает в роли «связующего звена» между клиентом и конкретными исполнителями. При этом доходами посредника признается лишь его вознаграждение. В то же время расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, подлежат возмещению и не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 9 ст. 270 НК). Если же затраты экспедитора по условиям договора не компенсируются клиентом, то тогда они могут учитываться при налогообложении прибыли (письмо Минфина от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/65).

Что касается НДС, то экспедиторы-«посредники» определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения. По сути, экспедитор лишь «перевыставляет» клиенту услуги, оказанные фактическими исполнителями. Следовательно, принять к вычету «входной» налог он не имеет права. На этом акцентирует внимание Минфин в письме от 30 марта 2005 года № 03-04-11/69.

Нельзя не упомянуть и об экспортных операциях, производимых экспедитором с помощью третьих лиц. В таком случае налоговики мотивируют свой отказ в применении нулевой ставки тем, что все работы производятся третьими лицами, а экспедитор лишь координирует их действия. Правда, судей это нисколько не смущает. По аналогии с исполнением договора своими силами, служители Фемиды считают обоснованным применение нулевой ставки по НДС (постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 мая 2007 г. по делу № А56-4649/2006; ФАС Московского округа от 26 февраля 2008 г. № КА-А40/830-08 по делу № А40-31999/07-33-189 и др.)

В заключение — пару слов о «смешанном» контракте, когда экспедитор часть услуг выполняет сам, а часть — заказывает на стороне. Как нетрудно догадаться, в договоре отдельно нужно указать стоимость услуг, оказываемых экспедитором, и размер вознаграждения за организацию перевозки.

А. Березин,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector