Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Состав бухгалтерской отчетности в учетной политике

Инструкция по составлению учетной политики

Вот и подошло время для написания главного документа любой организации — учетной политики. Предлагаем вашему вниманию краткую инструкцию по ее составлению для целей бухгалтерского и налогового учета.

Требисова Ксения Александровна, главный эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Общие положения

Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, применяются всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

При составлении учетной политики организации руководствуются законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также требованиями ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, которое устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Однако каждая организация составляет учетную политику «самостоятельно исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности» 1.

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя 2.

Принятая учетная политика применяется организацией последовательно из года в год3. Внесение изменений допускается в случаях, определенных действующим законодательством РФ 4.

В то же время утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в деятельности организации впервые, изменением учетной политики не считается.

В учетной политике организации обязательно утверждаются:

  • «рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета» 5.

Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Далее организация должна отразить в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета 6.

1. Классификация и порядок признания организацией доходов При составлении этого раздела необходимо учитывать, что доходы организации, согласно внесенным в ПБУ 9/99 изменениям7, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

2. Бухгалтерский учет основных средств Организации следует указать такие элементы учета основных средств, как:

  • порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
  • порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по объектам основных средств;
  • порядок учета расходов на ремонт основных средств;
  • другие существенные моменты учета основных средств 8.

3. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов Данный раздел учетной политики должен содержать элементы бухгалтерского учета материалов (сырья), товаров и готовой продукции 9.

Например, по материалам (сырью) в учетной политике прописываются следующие способы ведения бухгалтерского учета:

  • определение единицы материалов (или номенклатурный номер, или партия и т. п.);
  • оценка поступающих материалов;
  • учет и списание транспортно-заготовительных расходов по материалам;
  • оценка отпускаемых в производство материалов;
  • создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Поступление материалов в организацию может отражаться либо по плановым (учетным) ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», либо без их использования по фактическим затратам на приобретение.

Оценка материалов при отпуске их в производство и ином выбытии может производиться одним из следующих способов 10:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (МПЗ) — способ ФИФО;
  • по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов — способ ЛИФО.

Действующее бухгалтерское законодательство РФ предусматривает возможность создания организацией резерва под снижение стоимости МПЗ 11. Соответствующие операции отражаются на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» 12.

Целесообразность создания этого резерва каждая организация определяет самостоятельно и закрепляет принятое решение в учетной политике.

Что касается учета готовой продукции, то в учетной политике нужно прописать порядок ее оценки 13:

  • либо по фактической себестоимости с отражением на счете 43 «Готовая продукция»;
  • либо по нормативной (плановой) себестоимости (с отдельным учетом отклонений от фактической себестоимости) с использованием счета 40 «Выпуск готовой продукции».

Как правило, вышесказанное находит свое отражение в учетной политике организаций, которые занимаются промышленной, сельскохозяйственной и другой производственной деятельностью.

Следующий элемент учетной политики обычно относится к торговым организациям.

Здесь необходимо предусмотреть:

  • порядок оценки покупных товаров;
  • способ списания товаров при их выбытии.

Товары как часть МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости 14.

Если организация занимается розничной торговлей, то нужно отразить метод оценки товаров при их приобретении по фактической себестоимости или по продажным ценам.

4. Бухгалтерский учет нематериальных активов В этом разделе учетной политики организации необходимо указать:

  • порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов;
  • порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по нематериальным активам;
  • порядок отражения амортизационных отчислений по нематериальным активам в бухгалтерском учете: путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» либо через уменьшение первоначальной стоимости нематериальных активов (в этом случае амортизация начисляется непосредственно по кредиту счета 04 «Нематериальные активы») 15.

5. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)В первую очередь организации целесообразно предусмотреть следующее деление затрат:

  • на затраты, непосредственно связанные с производственным процессом (выполнением работ, оказанием услуг) с их подразделением по элементам16 и отражаемые на счетах 20 «Основное производство» и (или) 23 «Вспомогательные производства»;
  • на затраты, не связанные непосредственно с производственным процессом и отражаемые на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 25 «Общепроизводственные расходы».

К элементам учетной политики также относятся: а) Порядок формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Организации имеют право формировать в бухгалтерском учете:

  • полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг);
  • сокращенную производственную себестоимость продукции (работ, услуг), то есть по методу «директ-костинг».

б) Оценка незавершенного производства (НЗП).

Под НЗП понимается продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки изделия 17.

Остаток по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость НЗП 18.

Поэтому в учетной политике следует указать один из способов оценки НЗП 19:

  • по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

6. Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию Как правило, организации имеют долговые обязательства. Поэтому в учетной политике должны быть отражены:

  • порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность;
  • порядок списания дополнительных затрат по займам;
  • порядок признания организацией процентов по полученным займам и кредитам.

При написании вышеуказанных элементов учетной политики организациям следует руководствоваться ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утв. Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н.

7. Учет расходов будущих периодов Этот раздел касается расходов, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам. Учет данных расходов осуществляется на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В учетной политике нужно указать порядок списания данных расходов (например, равномерно, пропорционально объему продукции и др.) 20, а также элементы по учету:

  • финансовых вложений (при осуществлении таких операций) 21;
  • расходов на продажу 22;
  • специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды 23;
  • а также по созданию резервов по сомнительным долгам и резервов предстоящих расходов.

Учетная политика для целей налогового учета

Раскрытие учетной политики

На сегодня учетная политика является одним из главнейших инструментов на предприятии. Данный документ определяет способы и методы ведения учета. Бухгалтер играет важную роль в организации. Ведь именно правильно составленная им учетная политика и является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия.

Читать еще:  Учет импортного оборудования

Все организации как большие, так и малые обязаны иметь учетную политику, составленную в соответствии с законодательством.

Учетная политика — свод вариантов ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Верно выбранная политика очень сильно влияет на показатели: прибыль, налоги и состояние предприятия в целом. Поэтому, можно сказать, что учетная политика — это одна из важнейших составляющих любого предприятия.

Порядок формирования учетной политики организации утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», соответствующее положение» Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)».

Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:

— рабочий план счетов предприятия;

— формы первичных документов и других регистров;

— порядок проведения инвентаризации;

— способы оценки обязательств и активов;

— контроль за хозяйственными операциями.

Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.

Целью учетной политики — является документальное закрепление, на уровне локальных нормативно — правовых актов, способа учета активов и обязательств коммерческой организации и определение особенностей учетного процесса по всем участкам бухгалтерского учета предприятия, начиная от основных средств и заканчивая сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Организации, которые публикуют свою отчетность, в соответствии с ПБУ 1/2008 должны указывать способы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке. В этой записке должны содержаться следующая информация:

— способы начисления амортизации;

— методы оценки МПЗ, товаров, готовой продукции;

— способы признания выручки от различных видов деятельности.

Если же предприятие внесло каких-либо поправки в учетную политику, то в пояснительной записке оно обязано указать причину этих изменений, их содержание и отражение последствий, а также применение новых нормативных актов.

Также в пояснительной записке должны указываться оценочные значения, к которым, согласно ПБУ 21/2008, относятся: размер оценочных резервов, которые создало предприятие сроки полезного использования.

Можно заметить, что изменения в ПБУ всё дальше отдаляют бухгалтерский и налоговый учёт друг от друга, так как НК РФ строго определяет формирование резерва по сомнительным долгам и запрещает изменять сроки полезного использования.

При необходимости предприятие может изменить план счетов, а также включить или же, наоборот, убрать субсчета. По закону организации должны использовать первичные документы, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, при разработки которых предусматривается наличие следующих данных:

— наименование организации, составившей документ;

— содержание хозяйственных операций;

— измерители хозяйственных операций в денежных и натуральных измерителях;

— список должностных лиц подписи сторон.

На сегодняшний день допускается создание собственных бланков первичных документов. Также организация должна утвердить регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для накопления информации, отражающейся в первичных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обязанность следить за правильностью составления регистров лежит на лице, составившее и подписавшее их. Эти лица обязаны хранить государственную и коммерческую тайны. График документооборота тоже предусматривается в учетной политике. Обязанность по его составлению лежит на главном бухгалтере. В соответствии с п.33 Положения поведению бухгалтерского учета отчетность должна включать показатели деятельности филиалов и подразделений данной организации. Но законом не предусмотрены формы и сроки представления отчетности обособленных подразделений, так что это нужно обязательно указать в учетной политики головной организации.

Помимо всего прочего в учетной политике прописываются способы представления отчетности. Организации сама выбирает, как представлять ей отчетность: в электронном виде или на бумажных носителях.

В соответствии с п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика должна соответствовать следующим требованиям:

— полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности в учете;

— своевременное отражение хозяйственных операций в учете;

— приоритет содержания над формой;

— равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день месяца.

Существенными считаются способы ведения бухучета, без информации о применении которых, пользователи отчетности не смогут правильно оценить финансовое положение предприятия. Кроме перечисленных способов компания имеет право описать в учетной политике и иные аспекты бухгалтерского учета.

Главной задачей современной налоговой политики всякой организации выступает планомерное снижение налоговой нагрузки, т.е. соотношения общей суммы всех ранее уплаченных за определенный период времени налогов к сумме выручки, полученной за тот же период.

Снижение же налоговой нагрузки, безусловно, предполагает последовательно проводимые соответствующие действия и, конечно же, выполнение многих положений, к которым относятся:

— готовность руководства конкретной организации к реализации налогового планирования;

— наличие стратегии бизнеса в целом, что может быть при условии планирования продаж, ценовой политики и т.д.;

— формирование структурного подразделения непосредственно по налоговому планированию;

— внедрение системы сбора, а также обработки информации, т.е. системы расчетов и отчетности, соответствующие должностные инструкции работников, которые задействованы во внедряемой системе.

Итак, налоговая учетная политика обычно состоит из трех взаимодополняющих разделов.

Первый раздел ориентирован на организационно-технические вопросы, к которым следует отнести:

– организацию ведения соответствующего налогового учета (силами сотрудников бухгалтерии, посредством организации структурного подразделения на предприятии, применении услуг сторонней организации);

– систему налоговых регистров;

– систему документооборота в целях заполнения соответствующих налоговых регистров.

Во втором разделе раскрывается выбор организацией методов ведения налогового учета и приемов исчисления налоговой базы при предоставлении подобного права налогоплательщику НК РФ.

Третий раздел направлен на разъяснение вопросов исчисления налогов, согласно которым нормы налогового права отсутствуют либо не имеют конкретного порядка действий.

Например, организация самостоятельно формирует порядок ведения соответствующего налогового учета, так как НК РФ устанавливает лишь общие положения (ст. 313 НК РФ).

Следовательно, налоговая учетная политика разрабатывается исходя из принципа последовательности, использования норм и правил самого налогового учета, согласно ст. 313 НК РФ. Данный принцип говорит о последовательности применения методов ведения налогового учета, которые закреплены в учетной политике, от одного налогового периода к другому.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность определяется составом включенных в нее основных отчетных форм и пояснений к ним. Состав основного перечня форм годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности определен ст. 14 ФЗ «О бухгалтерском учете». В названом законе указано, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Раскрытие состава и структуры приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в Приказе № 66н Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 02.07.2010 г. По вышеуказанному приказу, к формам приложений относятся: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств, иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснения).

Под раскрытием основной информации следует понимать требования, установленные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). В соответствии с названным положением:

— информация об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета, систематизируется в бухгалтерской отчетности;

— показатели об отдельных видах активах, обязательствах, доходах, расходов и хозяйственных операциях могут приводиться в бухгалтерском балансе и в отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

К числу дополнительной информации следует отнести показатели пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, где сосредоточены в соответствии с Приказом № 66н по разделам следующие виды информации о:

а) наличие и движение: нематериальных активов; результатов НИОКР; основных средств; финансовых вложений; запасов; дебиторской и кредиторской задолженности;

б) стоимости: нематериальных активов, созданных самой организацией; незаконченных и неоформленных НИОКР и незаконченные операции по приобретению нематериальных активов; незавершенных капитальных вложениях и др.

в) стоимости и ином использовании активов и обязательств организации, к примеру затрат на производство, оценочные обязательства.

Описание учетной политики в бухгалтерской отчетности организаций

Учетная политика и бухгалтерская отчетность

Учетная политика организации и изменения в учетной политике

В ПБУ 1/2008 дано определение учетной политики (п. 2).

Читать еще:  Учет в благотворительном фонде

Под учетной политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

ПБУ 1/2008 устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ независимо от организационно-правовых форм (кроме кредитных организаций).

Предприятия, руководствуясь законодательством и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, самостоятельно формируют учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, что соответствует ФЗ РФ «О бухгалтерском учете».

Основное назначение и главная задача принимаемой предприятием учетной политики – максимально адекватно отразить деятельность предприятия, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней для целей эффективного регулирования этой деятельности в интересах дела и заинтересованных лиц.

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если стандартами не установлены такие способы ведения учета тех или иных объектов, то предприятие само разрабатывает соответствующие процедуры исходя и закрепляет их в учетной политике. При этом разрешено опираться на МСФО из требований законодательства. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики на предприятии. Оно заключается в том, что выбор способов ведения учета осуществляется на единых основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме этого формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной связи с налоговым планированием.

Принятая предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается предание ее гласности. Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета.

Необходимость в этом связана с назначением финансовой информации о деятельности предприятия. Чтобы проанализировать состояние предприятия на основе его финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение – ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Иными словами, заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения (существенные способы ведения учета). Под основными понимаются те положения учетной политики, которые существенно влияют на представление об имущественном и финансовом положении предприятия, его денежном обороте или результатах его деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут повлиять на интерпретацию данных. Иными словами, существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых, пользователи бухгалтерской отчетности не могут сделать полезные выводы по ней. Очевидно, что раскрытию подлежат главным образом методические способы ведения учета. Что касается технического и организационного аспектов системы бухгалтерского учета, то, поскольку их знание не является определяющим для пользователей отчетности, они могут не описываться в отчете.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами:

· путем описания каждого из них;

· путем указания отклонений от общих правил.

При использовании первого способа пояснительная информация к бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех основных положений учетной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет. Такое описание целесообразно делать в расчете на пользователей отчетности, незнакомых с российскими правилами и практикой бухгалтерского учета. В частности, оно уместно в отчете предприятия с иностранным участием (полностью или частично принадлежащим иностранным инвесторам), где существенны имущественные и финансовые интересы иностранных инвесторов. Являясь чаще всего транснациональными компаниями, эти инвесторы нуждаются в финансовой информации, формирующейся в бухгалтерском учете принадлежащих им предприятий в России. Их интересуют результаты деятельности российского подразделения, от которых зависят размеры причитающихся дивидендов.

Кроме того, соответствующие данные имеют значение для отношений этих инвесторов с налоговыми органами их стран в части налоговых обязательств. Однако, бухгалтерская отчетность российского предприятия, подготовленная исходя из национальных правил и традиций, чаще всего требует трансформации применительно к правилам, принятым в компании. Выполнить подобную трансформацию, не имея подробных сведений о том, как была подготовлена отчетность, не представляется возможным.

Второй способраскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования», рассчитанной на подготовленного читателя, т.е. пользователя имеющего представление (хотя бы общее) о правилах учета, действующих в стране. При этом способе основные положения учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если предприятие допускает по тем или иным причинам отступления от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.

Аналогичный подход действует в отношении раскрытия описанных в ПБУ 1/2008 допущений (допущение имущественной обособленности, допущение непрерывной деятельности, допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, допущение последовательности применения учетной политики), использованных предприятием при формировании учетной политики. Если учетная политика разработана, исходя из этих допущений, то они могут не описываться в отчете, так как следование им подразумевается. При отступлении от них предприятие должно отметить данный факт, указать причины и последствия (в стоимостном выражении) его.

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных организацией:

· в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов;

· исходя из отраслевой принадлежности предприятия;

· в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

Особому описанию подлежат изменения в учетной политике организации, происшедшие в течение отчетного года, равно как в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному, и существенно влияющие (содержательно и количественно) на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Речь идет об отчетности как отчетного, так и последующих периодов. Раскрытие этих случаев позволяет оценить изменения в колебаниях тех или иных показателей отчетности. Описание изменений должно сопровождаться раскрытием причин этих изменений и стоимостной оценкой их последствий. Благодаря этому пользователь бухгалтерского отчета сможет понять, как изменения в учетной политике повлияли на имущественное и финансовое состояние, а также на результаты деятельности общества.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике по конкретным вопросам бухгалтерского учета определяются организацией исходя из требований соответствующих стандартов.

Пояснения к учетной политике должны быть четкими, ясными, по возможности краткими и не должны дублировать информацию, содержащуюся в других разделах отчета.

Учетная политика должна раскрываться в бухгалтерском отчете за год. Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно. Исключения должны составлять случаи, когда при подготовке промежуточного отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с последним по времени составления бухгалтерским отчетом, раскрывавшим учетную политику. В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме, меньше установленного, раскрытию подлежит как минимум та информация об учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым материалам.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает неправильного или неточного отражения фактов хозяйственной деятельности организации в этой отчетности. Оно не снимает с предприятия ответственности за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Бухгалтерская отчетность – это система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации.

Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:

— полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств;

Читать еще:  Учетная политика готовая продукция

— тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением организаций, финансируемых из бюджета, а также некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) состоит из:

— отчета о прибылях и убытках;

— отчета об изменении капитала;

— отчета о движении денежных средств;

— приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности;

Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.

Состав бухгалтерской отчетности организаций, финансируемых из бюджета, определяется Министерством финансов Республики Беларусь.

Состав промежуточной и консолидированной бухгалтерской отчетности определяется Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков — Национальным банком Республики Беларусь), республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается руководителем обслуживающей организации и (или) специалистом-бухгалтером, ведущим бухгалтерский учет.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций — с даты их государственной регистрации, создания по 31 декабря включительно.

Организации (за исключением организаций, финансируемых из бюджета) представляют годовую бухгалтерскую отчетность:

— учредителям (участникам) организации или собственникам ее имущества в соответствии с ее учредительными документами;

— государственным органам (иным государственным организациям), если отчитывающиеся организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь находятся в их подчинении (входят в их состав), или являются организациями государственной формы собственности, или имеют в уставном фонде долю государственной собственности, а также иным организациям в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Государственные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам государственного управления, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Организации (за исключением организаций, финансируемых из бюджета) представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года.

Промежуточная бухгалтерская отчетность представляется в сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков — Национальным банком Республики Беларусь), республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, но не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется такая отчетность.

Консолидированная бухгалтерская отчетность составляется в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков — Национальным банком Республики Беларусь), республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

Представляемая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Организации, финансируемые из бюджета, представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, определенные Министерством финансов Республики Беларусь.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи по принадлежности.

Годовая бухгалтерская отчетность организации может быть опубликована, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации в определенных объемах. Если достоверность годовой бухгалтерской отчетности организации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, бухгалтерская отчетность публикуется вместе с итоговой частью аудиторского заключения.

Если в опубликованную бухгалтерскую отчетность в результате дополнительного аудита или проверок соответствующими контрольными органами вносятся изменения, то эти изменения должны быть опубликованы.

Учетная политика — совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Учетная политика организации включает в себя:

— описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;

— план счетов бухгалтерского учета организации;

— применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых;

— регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота).

8. При формировании учетной политики организации необходимо исходить из:

— обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;

— непрерывности деятельности организации;

— последовательности применения учетной политики;

— временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей документацией (решением, приказом, распоряжением, другим документом).

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Вновь создаваемая организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня создания (государственной регистрации).

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. При этом существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в составе бухгалтерской отчетности, относятся способы погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и другие.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Представляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, раскрывшей учетную политику.

Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях:

— реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;

— изменения законодательства Республики Беларусь;

— изменения условий деятельности.

Если изменения в учетной политике организации влияют на метод признания выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (метод признания выручки «по оплате» меняется на метод «по отгрузке»), то списание на счета учета реализации товаров, продукции, работ, услуг, отгруженных до начала отчетного года, производится «по оплате» в течение первого квартала отчетного года.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Изменения учетной политики, оказавшие влияние на финансовые результаты деятельности организации, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности. Изменения учетной политики объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector