Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пени по страховым взносам счет учета

Проводки по начислению пеней по налогам и страховым взносам

При уплате налогов, страховых взносов, формировании отчетности могут возникнуть риски, которые приводят к наложению штрафных санкций и начислению пени. Как отразить данные операции в учете и сформировать бухгалтерские проводки по начислению пеней по налогам на прибыль, НДС, НДФЛ и страховым взносам рассмотрим далее.

Пеня по налогам и ее расчет

За несвоевременную подачу отчетов или представление учетной информации, например при открытии текущего счета, уплату налогов позже установленного срока предусмотрено наложение штрафных санкций, размер которых регламентируется соответствующими статьями Налогового кодекса.

Пеня же – это нечто иное, нежели штрафные санкции. Она является неким средством обеспечения, которое стимулирует к своевременному исполнению своих обязанностей относительно уплаты соответствующих налогов и сборов.

Размер начисленной пени регламентируется статьей 75 НК России, которая гласит, что ее начисление происходит со дня, следующего за сроком уплаты и заканчивается днем погашения недоимки.

Согласно этой статье Налогового кодекса размер пени зависит от трех параметров:

  1. Сумма просрочки;
  2. Количество дней просрочки;
  3. От процентной ставки рефинансирования ЦБ России.

Этот показатель имеет процентное выражение, который считается от ставки рефинансирования ЦБ России умноженный на 1/300. Таким образом, расчет пени можно представить следующим образом:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Какие бывают методы взыскания пени и какие бывают последствия

Если в установленные сроки суммы налоговой задолженности и начисленной пени не были уплачены самостоятельно, то возникает право на взыскание. Уплата налогового долга и начисленной пени может происходить как добровольно, так и через суд. В случае пренебрежения добровольной уплаты используются следующие методы взыскания:

  • В банк плательщика направляется инкассовое поручение;
  • По решению суда судебные приставы могут взыскать необходимую сумму долга за счет имущественных активов должника;
  • Если должником является физ.лицо, то взыскание задолженности может происходить за счет конфискации активов плательщика.

Кроме того, нарушение сроков и сумм уплаты страховых взносов чреваты не только начислением пени, но и отрицательно сказывается на инвестировании средств пенсионных накоплений.

Особенности отражения пени по налогам в учете

Для отображения пени в учете можно использовать два счета – 91 или 99.

Для отображения начисленной пени рекомендуется использовать счет 99, что позволяет избежать постоянного налогового обязательства, поскольку при формировании декларации по налогу на прибыль, начисленная пеня по страховым взносам не входит в расчете базы налогообложения. Использование счета 99 рекомендуется закрепить в учетной политике предприятия.

Главное о страховых взносах: расчеты, проводки, отчетность

Порядок уплаты

Платежи на ВНиМ (обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование) уплачиваются по реквизитам ФНС каждый с указанием своего КБК. Сроки уплаты всех этих платежей для плательщиков, осуществляющих выплаты физлицам, одинаковы. Например, в 2020 году:

  • за январь — 15.02.2018;
  • за февраль — 15.03.2018;
  • за март — 16.04.2018;
  • за апрель — 15.05.2018;
  • за май — 15.06.2018;
  • за июнь — 16.07.2018;
  • за июль — 15.08.2018;
  • за август — 17.09.2018;
  • за сентябрь — 15.10.2018;
  • за октябрь — 15.11.2018;
  • за ноябрь — 17.12.2018;
  • за декабрь — 15.01.2019.

Для плательщиков, не осуществляющих выплат физлицам, сроки уплаты иные:

  • до 31.12 отчетного года — с суммы дохода до 300 000 рублей;
  • до 01.07 года, следующего за отчетным, с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей.

Порядок начисления

Для организаций и ИП, осуществляющих выплаты физлицам, начисление осуществляется по установленным в главе 34 НК РФ тарифам, которые не изменились, по сравнению с тарифами на 2017 год. Для организаций и ИП, осуществляющих выплаты физическим лицам, изменилась на 2020 год предельная база, подлежащая изменению ежегодно для расчета платежей на ВНИМ и ОПС (п. 6 ст. 421 НК РФ ). По отчислениям на травматизм и ОМС предельной базы нет, поэтому они начисляются на всю сумму выплат сотруднику в течение года.

На 2020 г. предельная база составляет (п. 1 Постановления от 15.11.2017 № 1378):

  • на ОПС — 1 021 000 рублей Если данный предел превышен плательщиками по пониженному тарифу, такие плательщики сверх установленного предела взносы не начисляют. Если предел превышен плательщиками по основному тарифу, отчисления на каждого работника в части, превышающей предельную величину, начисляются по формуле:
  • на ВНиМ — 815 000 рублей. На базу свыше этой суммы начисления не осуществляются.
Читать еще:  Как отразить ущерб в бухгалтерском учете

Порядок отражения начислений и уплаты отчислений в бухучете:

  • Дт 20, 26, 44 Кт 69 — начислены страховые взносы (проводка);
  • Дт 69 Кт 51 — уплачены страховые взносы (проводки).

Предприниматели, которые не осуществляют выплат физлицам, платят:

  • фиксированный платеж, его размер не зависит от суммы дохода. На 2020 год его размер составляет 32 385 руб., в том числе отчисления на ОПС в сумме 26 545 руб. и на ОМС в сумме 5840 руб.;
  • дополнительные отчисления в размере 1 % с доходов свыше 300 000 руб., максимальная величина которого на 2020 г. составляет 185 815 руб.

Соответственно, предельная сумма платежей на ОПС для ИП «за себя» за 2020 г. составит 212 360 руб.

Отчетность

Расчет по страховым взносам как в бумажной, так и в электронной форме, сдается в ФНС в сроки, установленные гл. 34 НК РФ:

  • лицам, осуществляющим выплаты физлицам не позднее 30-го числа месяца, следующего за кварталом (пп. 1 п. 1 ст. 419 , п. 7 ст. 431 НК РФ );
  • главы крестьянских и фермерских хозяйств отчитываются до 30 января календарного года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 432 НК РФ ).

Уплачивать взносы на травматизм и отчитываться по форме 4-ФСС надо в ФСС (Письмо от 17.08.2016 № 02-09-11/04-03-17282).

Кто осуществляет контроль за исчислением и уплатой

Мероприятия налогового контроля (камералка расчетов и выездные проверки) с 2017 г. осуществляются налоговыми органами.

Корректность начисления выплат за счет ФСС по-прежнему проверяет ФСС.

Ответственность за несвоевременную уплату

За просрочку платежей на ОПС, ОМС и ВНиМ пени начисляются в общем порядке, установленном пп. 3, 7 ст. 75 НК РФ :

  • за первые 30 дней просрочки за каждый день в размере 1/300 ставки рефинансирования;
  • начиная с 31-го дня просрочки — в размере 1/150 ставки рефинансирования.

Пример. Расчет пени по платежам на ВНиМ.

Взносы на ВНиМ за ноябрь 2017 г. в сумме 15 758 руб. уплачены 29.01.2018, а не 15.12.2017, как установлено НК РФ. Ставка рефинансирования 18.12.2017 снизилась с 8,25 % до 7,75 %.

Пени за первые 30 дней просрочки (с 16.12.2017 по 14.01.2018) считаем по 1/300 ставки рефинансирования. За 2 дня (с 16.12.2017 по 17.12.2017) — 8,67 руб. (15 758 × 8,25 % / 300 × 2 дн.), за 28 дней (с 18.12.2017 по 14.01.2018) — 113,98 руб. (15 758 × 7,75 % / 300 × 28 дн.).

Пени, начиная с 31 дня, то есть за оставшиеся 14 дней (с 15.01.2018 по 28.01.2018), считаются по 1/150 ставки рефинансирования — 113, 98 руб. (15 758 × 7,75 % / 150 × 14 дн.).

Всего — 236,63 руб. (8,67 + 113,98 + 113,98).

По отчислениям на травматизм пени рассчитываются иначе: в размере 1/300 ставки рефинансирования в день за весь период просрочки (п. 3, 6 ст. 26.11 Закона № 125-ФЗ).

Пример. Расчет пени по платежам на травматизм.

Сумма начислений за травматизм за декабрь 2017 г. в размере 9750 руб. оплачена 30.01.2018 вместо установленного срока уплаты 15.01.2018. Ставка рефинансирования с 18.12.2017 составляет 7,75 %.

Количество дней просрочки — 15 (с 16.01.2018 по 30.01.2018). Пени за период просрочки уплаты составляют 37,78 руб. (9750 × 7,75 % / 300 × 15 дн.).

Начислены пени по страховым взносам (проводка): Дт 99 Кт 69.

Уплачены пени по страховым взносам (проводки): Дт 69 Кт 51.

Для удобства контроля начисленных пени к счету 69 целесообразно открыть отдельные субсчета «пени» в разрезе страховых взносов, по которым они начислены.

Пени по страховым взносам (проводки)

При начислении пени за просрочку платежа по страховым взносам ее необходимо отразить на соответствующих счетах бухгалтерского учета. О правилах осуществления данного мероприятия расскажем в нашей статье.

Пени или штраф?

На законодательном уровне разделены понятия пени и штрафа.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пени представляет собой денежную сумму, которую компания обязана перечислить в бюджет государства при несвоевременной уплате страховых взносов.

Читать еще:  Расходы на воду в налоговом учете

Согласно ст. 114 НК РФ штраф представляет собой денежную сумму, которую компания должна перечислить в бюджет государства при допущении налогового правонарушения.

Соответственно, пени начисляются в том случае, когда организация пропустила срок перечисления страховых взносов — заплатила позже или же вовсе не перечислила рассчитанные суммы.

Подробнее о пени по страховым взносам читайте в статье: «Расчет пени по страховым взносам в 2018 г.»

Бухгалтерский учет пени по страхвзносам

Для целей бухгалтерского учета пени можно включить в категорию учетных объектов — «налоговые санкции». Данный подход не будет противоречить основным задачам бухгалтерского учета, а именно в части его рациональности и обеспечения полной и достоверной информацией по деятельности компании.

Для учета пени по страховым взносам нужно использовать синтетический счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Целесообразно открыть счета аналитического учета конкретно для пени по каждому виду страхования. Корреспондировать данные аналитические счета должны со счетом 99 «Прибыли и убытки», в частности с аналитическим счетом для отражения убытков от обычных видов деятельности.

Важно! Сумму пени нельзя учитывать при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Проводки для отражения пени по страхвзносам

Для отражения операций по пени необходимо формировать такие проводки:

  • Дт 99/1 Кт 69/субсчет — начислена сумма пени на сумму недоимки по страховым взносам (субсчет по видам страхования);
  • Дт 69/субсчет Кт 51 — перечислена сумма пени по недоимке по страховым взносам (субсчет по видам страхвзносов).

Если производится доначисление пени по результатам проведенной проверки, проводки составляются в обычном порядке, как и при самостоятельной уплате пени.

Отражение в бухгалтерском учете проводок по начислению пени может производиться двумя датами в зависимости от того, кто их начислил:

  • если эту операцию провела организация самостоятельно, то проводка формируется на дату расчета пени. Она указывается в справке-расчете;
  • если пени были начислены контролирующими органами, то проводка формируется на дату выставленного требования или вступления в силу решения, оформленного по результатам проверки.

В видео-материале представлена информация о заполнении платежного поручения на перечисление пени:

Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание. Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2018 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Читать еще:  84 счет бухгалтерского учета для чайников

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы». Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» одновременно с КВР 853.
*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector