Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Единица учета материалов в учетной политике

Организация является малым предприятием, находится на общей системе налогообложения. Организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, но фактически их не применяет, ведет бухгалтерский и налоговый учет в общем порядке. Аналитика по счету 10 «Материалы» не ведется, приобретенные материально-производственные запасы (МПЗ) приходуются как одна номенклатурная единица «Строительные материалы». При этом не всегда приобретенные МПЗ полностью списываются на себестоимость строительных работ, на конец отчетных периодов бывают остатки по счету 10. Вправе ли организация выбрать единицей учета МПЗ однородную группу «Строительные материалы» для целей бухгалтерского и налогового учета?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе с учетом специфики своей деятельности выбрать единицей учета МПЗ однородную группу «Строительные материалы», закрепив такой порядок в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета.
При этом разработанная система учета движения МПЗ, правила документооборота и технология обработки учетной информации должны предоставлять достоверную информацию об их использовании в производственной деятельности Организации.

Обоснование позиции:
В настоящее время основным нормативным документом российского бухгалтерского учета является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). При этом Закон N 402-ФЗ обязывает все российские организации без исключения вести бухгалтерский учет, применяя для этого федеральные и отраслевые стандарты (ст.ст. 6 и 21 Закона N 402-ФЗ). Из п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ следует, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.
В то же время согласно п. 1.1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, признаются для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами.
Таким образом, Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (далее — ПБУ 5/01), в соответствии с нормами которого организации ведут учет материалов (в том числе строительных), признан с июля 2017 года федеральным стандартом бухгалтерского учета (информационное сообщение Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8).
Кроме того, при ведении бухгалтерского учета МПЗ организации используют Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания).
В соответствии с п. 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера МПЗ, порядка их приобретения и использования единицей МПЗ могут быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. Таким образом, ПБУ 5/01 дает организации право самостоятельно определять единицу учета материалов.
При этом законодательство по бухгалтерскому учету не содержит строгих правил в отношении построения информации на уровне субсчетов и о системе аналитического учета.
Согласно п. 3 Методических указаний организации самостоятельно разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием МПЗ. В частности, в таких документах могут устанавливаться порядок оформления (составления) первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению МПЗ, а также правила документооборота.
Отметим, что поступившие от поставщиков счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, другие сопроводительные документы (следуя буквальному прочтению, например, п. 47 Методических указаний) являются лишь основанием для приемки и оприходования товаров. ПБУ 5/01, Методическими указания не установлены какие-либо требования о соответствии наименования учетной единицы товара названию, указанному в сопроводительных документах поставщиков.
Как мы поняли из вопроса, Организация в целях оптимизации учетных процедур и уменьшения трудозатрат, связанных с ведением учета, считает возможным применять в качестве единицы учета МПЗ однородную группу под наименованием «Строительные материалы».
Понятие однородной группы, к сожалению, не раскрыто в ПБУ 5/01. По нашему мнению, не существует прямого запрета на существование однородной группы МПЗ под названием «Строительные материалы».
Считаем, что устанавливая внутренними положениями, инструкциями, иными организационно-распорядительными документами систему наименований МПЗ, их номенклатуру и единицы учета, Организация тем самым организует надлежащий учет и контроль.
Основные положения учета МПЗ следует закрепить в учетной политике.
При этом полагаем, что разработанная система учета движения МПЗ, правила документооборота и технология обработки учетной информации должны предоставлять достоверную информацию об их использовании в производственной деятельности Организации.

Налогообложение

В целях налогового учета применяются методы оценки покупных материалов, аналогичные методам оценки в бухгалтерском учете. При этом, как и в бухгалтерском учете, налогоплательщики вправе при списании различных МПЗ применять разные методы их оценки, при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-03-06/1/51819).
Поскольку для целей налогового учета не установлен порядок оценки покупных МПЗ, налогоплательщик вправе использовать порядок такой оценки исходя из правил бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 08.09.2014 N 03-03-06/1/44996).
Однако учет МПЗ по обобщенным группам наименований должен быть организован таким образом, чтобы при необходимости Организация могла убедительно обосновать экономическую целесообразность расходования данных активов.
Отметим, что на основании ст. 32 НК РФ контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах является одной из основных обязанностей налогового органа. При этом в соответствии со ст. 82 НК РФ проверка данных учёта и отчётности выступает как одна из форм проведения налогового контроля. С учётом того, что для начисления и уплаты налогов определяется налоговая база, налогоплательщики-организации должны располагать данными, содержащимися в регистрах бухгалтерского учёта, и (или) иными документально подтвержденными данными об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 54 НК РФ).
В силу пп.пп. 3, 8 п. 1 ст. 23, ст. 52, п. 1 ст. 54 НК РФ правильность данных, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф02-1921/16 по делу N А78-11476/2015).
В соответствии с абзацем третьим ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. При этом согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность, в частности, данных бухгалтерского учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Таким образом, в процессе взаимоувязки показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) и бухгалтерской отчетности налоговым органом может быть проведена проверка правильности ведения организацией бухгалтерского учёта объектов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ.
В то же время судебная практика исходит из следующего: в ходе проверки могут быть запрошены только те документы, которые относятся к конкретным операциям, по которым возникли вопросы к налогоплательщику. Это ограничение следует из прямого указания в п. 8.1 ст. 88 НК РФ. В качестве документов, не имеющих отношения к конкретным операциям, суды признают, например, карточки бухгалтерских счетов, оборотно-сальдовые ведомости, ведомости учета товарно-материальных ценностей на складе, ведомости движения товара по партиям (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф02-1921/2016 по делу N А78-11476/2015, от 28.04.2016 N Ф02-1859/2016 по делу N А78-11495/2015).

Читать еще:  Учетная политика организации образец 2020

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов;
— Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

14 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что надо изменить в учетной политике из-за нового ФСБУ

Какие необходимо предусмотреть изменения в учетной политике на следующий год в части учета запасов в связи с принятием Федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы»?

Для исполнения пункта 8 СГС «Запасы», вступающего в силу 01.01.2020 , утвержденного Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н, в учетной политике учреждения необходимо утвердить, какая единица бухгалтерского учета используется для тех или иных видов (групп) запасов. Данная единица бухгалтерского учета должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, в том числе для представления ее внешним пользователям.

В зависимости от вида запасов, порядка приобретения и использования единицей запасов может являться номенклатурная (реестровая) единица (килограмм, штука, пачка, метр и т. д.) либо однородная (реестровая) группа запасов — партия.

Для разных видов материальных запасов в учетной политике могут предусматриваться разные единицы учета запасов.

Например, при осуществлении ремонтных работ учреждение может учитывать песок тоннами, кирпич — штуками, а обои, краску — партиями, так как они могут различаться оттенком или рисунком.

Выбор единицы учета материальных запасов зависит от характера запасов, порядка их приобретения, использования и осуществляется учреждением самостоятельно.

При ведении бухгалтерского учета запасов по партиям, однородным группам учреждение организует аналитический учет запасов, обеспечивающий надлежащий контроль за сохранностью и движением (п. 8 СГС «Запасы»). Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету на основании первичных учетных документов.

Также при формировании учетной политики устанавливается порядок группировки материальных запасов в целях обеспечения их аналитического (управленческого) учета.

Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, используемых в деятельности субъекта учета более 12 месяцев, осуществляется постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию с определением срока их полезного использования (п. 10 СГС «Запасы»). Данное требование новое — ранее определять срок полезного использования для материальных запасов не нужно было.

В учетной политике необходимо отразить перечень таких материальных ценностей, подлежащих учету в составе запасов. В соответствии с методическими рекомендациями в учетной политике учреждения нужно предусмотреть порядок уточнения первоначальной стоимости материальных запасов, приобретенных, но находящихся в пути и признанных в бухучете в оценке, предусмотренной госконтрактом (договором).

К примеру, материальные запасы, находящиеся в пути, можно учитывать с выделением отклонений фактической себестоимости от транспортных расходов, наценок посреднических организаций. После исчисления фактической себестоимости, выявленные отклонения от учетной цены отражают в составе отклонений по соответствующим счетам.

Читать еще:  Учет опоздавших документов

Для правильного разнесения запасов по счетам аналитического учета, бухгалтер должен хорошо знать Инструкцию № 157н, ряд отраслевых законов и ОКПД 2. Выбор подстатьи чаще всего зависит от целевого назначения объекта учета.

Согласно п. 108 Инструкции № 157н предусмотрено два способа выбытия (отпуска) материальных запасов:

  • по фактической стоимости каждой единицы;
  • по средней фактической стоимости.

В отношении разных видов материальных запасов в учетной политике могут быть предусмотрены разные способы списания.

Данный порядок не изменяется в течение отчетного года. При формировании учетной политики на очередной финансовый год могут быть внесены поправки в ранее установленный в учреждении порядок.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением указанных активов. В учетной политике необходимо отразить порядок определения себестоимости для соответствующих видов продукции (п. 104 Инструкции № 157н), перечень расходов, которые относятся к прямым и накладным расходам, а также способы (методы) распределения накладных расходов, например, пропорционально: материальным затратам, прямым затратам на оплату труда, иным прямым затратам; объему выручки от реализации продукции (работ, услуг); иному показателю, который характеризует результаты деятельности субъекта учета.

При выборе способа распределения накладных расходов необходимо руководствоваться отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

При формировании учетной политики устанавливаются особенности оценки незавершенного производства на отчетную дату в сумме затрат, связанных с производством продукции.

Таким образом, определившись с правилами учета материальных запасов, учреждение закрепляет их в учетной политике. В документ вносятся сведения о принятом порядке:

  • группировки объектов учета для аналитического учета;
  • уточнения первоначальной стоимости приобретенных запасов, которые еще не доставлены, но приняты к учету по цене, указанной в договоре купли-продажи;
  • отражения товаров, которые переданы на реализацию, с обязательной фиксацией торговой наценки на аналитических счетах;
  • оценки незавершенного производства;
  • распределения накладных расходов;
  • определения себестоимости видов производимой продукции.

Учет ТМЦ в бухгалтерии: проводки и документы

Аббревиатура ТМЦ расшифровывается как товарно-материальные ценности. Что же такое ТМЦ и каков их учет?

ТМЦ это …

ТМЦ (материальные ценности) в бухгалтерском учете это (п. 2 ПБУ 5/01 ):

  • сырье и материалы;
  • товары, приобретенные для перепродажи;
  • готовая продукция.

ТМЦ иначе называют МПЗ – материально-производственные запасы.

Учет ТМЦ в бухгалтерии: проводки и документы

На самом деле учет ТМЦ в большой степени зависит от их вида. Проводки по учету операций с материалами сильно отличаются от проводок по операциям с товарами и готовой продукцией. Первичные документы по учету ТМЦ также оформляются в зависимости от того, о каком виде ТМЦ идет речь. Сразу скажем, что организация может разработать формы первичных документов самостоятельно и утвердить их приказом руководителя. А может использовать унифицированные формы, утвержденные Росстатом. Далее мы приведем номера форм таких унифицированных документов.

Учет материалов в бухгалтерском учете: проводки и документы

Сырье и материалы учитываются на счете 10. По дебету отражается поступление материалов, а по кредиту – выбытие по причине списания в производство, продажи и т.д. (разд. 2 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н). Например, приобретение материалов у поставщика отражается проводкой:

  • дебет счета 10 – кредит счета 60 – на стоимость материалов (без НДС).

При поступлении материалов от поставщика, как правило, оформляется приходный ордер по форме М-4.

Списание ТМЦ со счета 10 обычно оформляют требованием-накладной по форме М-11, лимитно-заборной картой по форме М-8 или актом на списание материалов. Образец акта на списание материалов в производство можно посмотреть здесь.

Акт на списание материалов в иных ситуациях можно найти здесь.

Учет товаров: проводки и документы

Для учета товаров в бухучете используется одноименный счет 41. По дебету счета отражается поступление товаров, по кредиту – списание в связи с продажей или по иным причинам (разд. 5 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н). При поступлении в организацию товаров, как правило, составляется приходный ордер по форме М-4.

При отгрузке товара покупателю оформляется товарная накладная по форме ТОРГ-12 и делает проводка:

  • дебет счета 90 – кредит счета 41 – на покупную стоимость товаров.

Испорченные товары списываются на основании актов по форме ТОРГ-15 или ТОРГ-16. Проводка будет следующей:

  • дебет счета 94 – кредит счета 41 – на покупную стоимость товаров.

Учет готовой продукции: проводки и документы

Готовая продукция отражается на бухгалтерском счете 43. По дебету счета учитывается выпуск продукции, а по кредиту – ее продажа. Причем остатки готовой продукции на складе могут оцениваться по фактической себестоимости или по плановой (нормативной) себестоимости (разд. 4 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н). Проводка по выпуску готовой продукции такая:

  • дебет счета 43 – кредит счета 20 – по плановой или фактической себестоимости продукции (правила учета фиксируются в учетной политике).

Первичные документы, оформляемые при оприходовании готовой продукции, зависят от вида выпускаемой продукции и технологии производства.

Продажа готовой продукции отражается так:

  • дебет счета 90 – кредит счета 43 – на фактическую себестоимость продукции.
Читать еще:  Бухучет это определение

Продажа готовой продукции также оформляется товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Что такое ТМЦ на складе

Специального бухгалтерского счета для учета ТМЦ на складе не предусмотрено. Подразумевается, что как только ТМЦ поступают в организацию (либо как только создана готовая продукция), они передаются на склад. И в этот момент ТМЦ отражаются по дебету счета 10, 41 или 44. А информацию о движении и остатках каждого вида ТМЦ на складе можно узнать из карточки складского учета, оформляемой по форме М-17.

Изменения в учетной политике

Нет времени читать?

На вопрос отвечает Юлия Пыркова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».

– Какие необходимо предусмотреть изменения в учетной политике на следующий год в части учета запасов в связи с принятием Федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы»?

– Для исполнения пункта 8 СГС «Запасы», вступающего в силу 01.01.2020 , утвержденного Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н, в учетной политике учреждения необходимо утвердить, какая единица бухгалтерского учета используется для тех или иных видов (групп) запасов. Данная единица бухгалтерского учета должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, в том числе для представления ее внешним пользователям.

В зависимости от вида запасов, порядка приобретения и использования единицей запасов может являться номенклатурная (реестровая) единица (килограмм, штука, пачка, метр и т. д.) либо однородная (реестровая) группа запасов – партия.

Для разных видов материальных запасов в учетной политике могут предусматриваться разные единицы учета запасов.

Например, при осуществлении ремонтных работ учреждение может учитывать песок тоннами, кирпич – штуками, а обои, краску – партиями, так как они могут различаться оттенком или рисунком.

Выбор единицы учета материальных запасов зависит от характера запасов, порядка их приобретения, использования и осуществляется учреждением самостоятельно.

При ведении бухгалтерского учета запасов по партиям, однородным группам учреждение организует аналитический учет запасов, обеспечивающий надлежащий контроль за сохранностью и движением (п. 8 СГС «Запасы»). Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету на основании первичных учетных документов.

Также при формировании учетной политики устанавливается порядок группировки материальных запасов в целях обеспечения их аналитического (управленческого) учета.

Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, используемых в деятельности субъекта учета более 12 месяцев, осуществляется постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию с определением срока их полезного использования (п. 10 СГС «Запасы»). Данное требование новое – ранее определять срок полезного использования для материальных запасов не нужно было.

В учетной политике необходимо отразить перечень таких материальных ценностей, подлежащих учету в составе запасов. В соответствии с методическими рекомендациями в учетной политике учреждения нужно предусмотреть порядок уточнения первоначальной стоимости материальных запасов, приобретенных, но находящихся в пути и признанных в бухучете в оценке, предусмотренной госконтрактом (договором).

К примеру, материальные запасы, находящиеся в пути, можно учитывать с выделением отклонений фактической себестоимости от транспортных расходов, наценок посреднических организаций. После исчисления фактической себестоимости, выявленные отклонения от учетной цены отражают в составе отклонений по соответствующим счетам.

Для правильного разнесения запасов по счетам аналитического учета, бухгалтер должен хорошо знать Инструкцию № 157н, ряд отраслевых законов и ОКПД 2. Выбор подстатьи чаще всего зависит от целевого назначения объекта учета.

Согласно п. 108 Инструкции № 157н предусмотрено два способа выбытия (отпуска) материальных запасов:

  • по фактической стоимости каждой единицы;
  • по средней фактической стоимости.

В отношении разных видов материальных запасов в учетной политике могут быть предусмотрены разные способы списания.

Данный порядок не изменяется в течение отчетного года. При формировании учетной политики на очередной финансовый год могут быть внесены поправки в ранее установленный в учреждении порядок.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением указанных активов. В учетной политике необходимо отразить порядок определения себестоимости для соответствующих видов продукции (п. 104 Инструкции № 157н), перечень расходов, которые относятся к прямым и накладным расходам, а также способы (методы) распределения накладных расходов, например, пропорционально: материальным затратам, прямым затратам на оплату труда, иным прямым затратам; объему выручки от реализации продукции (работ, услуг); иному показателю, который характеризует результаты деятельности субъекта учета.

При выборе способа распределения накладных расходов необходимо руководствоваться отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

При формировании учетной политики устанавливаются особенности оценки незавершенного производства на отчетную дату в сумме затрат, связанных с производством продукции.

Таким образом, определившись с правилами учета материальных запасов, учреждение закрепляет их в учетной политике. В документ вносятся сведения о принятом порядке:

  • группировки объектов учета для аналитического учета;
  • уточнения первоначальной стоимости приобретенных запасов, которые еще не доставлены, но приняты к учету по цене, указанной в договоре купли-продажи;
  • отражения товаров, которые переданы на реализацию, с обязательной фиксацией торговой наценки на аналитических счетах;
  • оценки незавершенного производства;
  • распределения накладных расходов;
  • определения себестоимости видов производимой продукции.

Автор: Юлия Пыркова,
бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector