Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухгалтерский учет международных перевозок

Учет услуг по перевозке автотранспортом импортируемого товара по России, если это только один из этапов международной перевозки товара

Пункт отправления импортируемого товара расположен за пределами РФ, а конечный пункт назначения находится на территории РФ. Организация, являясь одним из перевозчиков, перевозит товар по территории РФ (от российского морского порта до пункта перегрузки товара). Стоимость перевозки (провозная плата), установленная договором и указанная в транспортной накладной, равна 230 000 руб. Фактическая себестоимость оказанных услуг по данным бухгалтерского учета составила 140 000 руб. Стоимость перевозимого имущества — 2 000 000 руб. Плата за оказанные услуги получена от отправителя в месяце, следующем за месяцем оказания услуг (подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг). Расходы, связанные с оказанием услуг, оплачены в месяце их оказания. Бухгалтерская отчетность составляется на конец каждого месяца.

Гражданско-правовые отношения

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается составлением транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки) (п. п. 1, 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

Согласно п. 1 ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 259-ФЗ).

Бухгалтерский учет

При оказании услуг по перевозке товаров организация-перевозчик учитывает полученный от грузоотправителя товар (право собственности на который к перевозчику не переходит, но за сохранность которого он несет ответственность) на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). На дату передачи товара грузополучателю или его управомоченному лицу стоимость груза списывается с забалансового счета 002.

Выручка от оказания услуг по перевозке груза признается доходом от обычных видов деятельности на дату их оказания (подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг) в сумме, установленной договором (п. п. 5, 6, 6.1, 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Одновременно с признанием дохода от оказания транспортных услуг происходит списание фактической себестоимости оказанных услуг, которая учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 9, 16, 19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Услуги, оказываемые российскими организациями по международной перевозке груза, облагаются НДС по ставке 0%. При этом под международными перевозками товаров для целей применения ставки 0% понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположены за пределами территории Российской Федерации (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ). Пунктами отправления и назначения, по мнению Минфина России, признаются пункты, указанные в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг (Письма от 09.06.2011 N 03-07-08/172, от 14.02.2011 N 03-07-08/41).

При перевозке импортируемых (ввозимых на территорию РФ) товаров несколькими видами транспорта возникает вопрос о том, какая ставка НДС применяется в отношении отдельного этапа международной перевозки товаров, который осуществляется между пунктами, расположенными, в частности, на территории РФ.

Согласно позиции Пленума ВАС РФ по вопросу применения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, сформированной в п. 18 Постановления от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки. В Постановлении Пленума ВАС РФ N 33 указано: при толковании норм пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ необходимо учитывать, что оказание услуг по международной перевозке товаров несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

По мнению Минфина России, нулевую ставку налога применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1, 2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает организатором международной перевозки сам экспедитор либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг или иное лицо (см., например, Письма Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65899, от 26.11.2014 N 03-07-08/60215, от 17.10.2014 N 03-07-08/52436).

Исходя из данной позиции Пленума ВАС РФ и Минфина России, можно сделать вывод о правомерности применения ставки 0% перевозчиком в отношении отдельного этапа международной перевозки товаров, который осуществляется между пунктами, расположенными на территории РФ.

Дополнительную информацию о применении ставки НДС 0% по услугам международной перевозки товаров см. в Практическом пособии по НДС.

Правомерность применения нулевой ставки НДС подтверждается документами, установленными п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

Указанные документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах, предусмотренных пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ, а в случаях ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза — с даты оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства — члена Таможенного союза (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Сумма провозной платы, установленная договором, является для организации-перевозчика выручкой от реализации услуг (пп. 1 п. 1 ст. 248, п. п. 1, 2 ст. 249 НК РФ).

При применении метода начисления доходы в размере провозной платы признаются на день оказания услуг (то есть на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг) независимо от фактического поступления денег в счет их оплаты (п. п. 1, 3 ст. 271 НК РФ).

Читать еще:  Раздельный учет ндс 5 процентов

Расходы, связанные с оказанием услуг, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). При этом учитываются положения ст. 318 НК РФ, в соответствии с которыми косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, а прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены (абз. 1, 2 п. 2 ст. 318 НК РФ) . В данной консультации исходим из предположения, что согласно учетной политике перечень прямых расходов в налоговом учете соответствует перечню расходов, на базе которых формируется себестоимость услуг перевозки товара в бухгалтерском учете, и их суммы равны.

При кассовом методе провозную плату за оказанные услуги перевозчик включает в доходы в момент поступления средств на расчетный счет или в кассу (п. 2 ст. 273 НК РФ). Расходы, связанные с оказанием услуг, признаются после их фактической оплаты, то есть в данном случае — в месяце их оказания (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

При применении кассового метода доход в налоговом учете будет признан в месяце получения оплаты от отправителя, тогда как для целей бухгалтерского учета доход признается в месяце фактического оказания услуг.

В данном случае плата за услуги перевозки получена в месяце, следующем за месяцем фактического оказания данных услуг. В связи с этим в месяце признания выручки в бухгалтерском учете возникают налогооблагаемая временная разница и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которые будут погашены в месяце получения оплаты (п. п. 12, 15, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Читать еще:  Расходы по претензиям в налоговом учете

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Выпуск от 20 ноября 2015 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации (перевозчика) услуги по международной перевозке груза (вывоз товаров за пределы РФ), если оплата услуг производится на условиях 100%-ной предоплаты?

Перевозка груза осуществлена автомобильным транспортом по договору перевозки, заключенному между организацией-перевозчиком и грузоотправителем, в отчетном периоде, следующем за периодом поступления предоплаты. Договорная стоимость перевозки (провозная плата) составляет 80 000 руб. Фактическая себестоимость оказанных услуг составляет 68 000 руб. Расходы, связанные с оказанием услуг перевозки, оплачены в отчетном периоде их оказания. Стоимость перевозимого груза, указанная в товаросопроводительных документах, составляет 560 000 руб. Оказание услуг перевозки подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг по установленной договором форме.

Сумма «входного» НДС (9500 руб.) по материалам (работам, услугам), приобретенным для осуществления международной перевозки, к моменту оказания услуг к вычету не принята.

Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% по международной перевозке, собраны организацией в установленный законодательством срок.

Корреспонденция счетов:

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ).

Провозная плата устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ).

Заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается составлением транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 Закона N 259-ФЗ).

Денежные средства, полученные от грузоотправителя согласно условиям договора в порядке предварительной оплаты услуг по перевозке груза, до момента признания выручки не признаются доходами и учитываются в составе кредиторской задолженности (п. п. 3, 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Выручка от оказания услуг по перевозке груза признается в составе доходов от обычных видов деятельности на дату их оказания (подписания документа, свидетельствующего об их оказании, в данном случае — акта приемки-сдачи оказанных услуг) в размере их договорной стоимости (п. п. 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99).

Одновременно с выручкой на себестоимость продаж текущего отчетного периода относится себестоимость оказанных услуг, сформированная на базе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 9, 19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

На принятый к перевозке груз право собственности к перевозчику не переходит, однако он несет ответственность за его сохранность, поэтому согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, стоимость этого груза, указанная в товаросопроводительных документах (прилагаемых к транспортной накладной), учитывается перевозчиком на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на хранение». Списывается с забалансового счета стоимость груза в момент передачи его грузополучателю.

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Операция по реализации услуг (в том числе по перевозке товаров) на территории РФ признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Налоговая база определяется как стоимость услуг, установленная договором, без включения в нее НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Перевозка товаров российской транспортной компанией с территории РФ в пункт назначения, расположенный за пределами территории РФ, соответствует понятию международной перевозки и согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежит налогообложению НДС по ставке 0%.

В данном случае организацией получена 100%-ная предварительная оплата в счет оплаты услуг по перевозке товаров. Поскольку реализация услуг по международной перевозке облагается НДС по ставке 0%, сумма предоплаты не включается в налоговую базу по НДС, т.е. НДС с полученной предоплаты не исчисляется (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Дополнительно по вопросу налогообложения НДС полученного аванса по операциям, облагаемым по ставке 0%, см. Практическое пособие по НДС.

Дополнительную информацию о применении ставки НДС 0% по услугам международной перевозки товаров см. в Практическом пособии по НДС.

Обоснованность применения ставки 0% подтверждается путем представления в налоговый орган пакета документов, предусмотренных п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Такой пакет должен быть представлен в течение 180 дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на транспортных, товаросопроводительных документах и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (в случае вывоза товаров с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза — с даты оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки, находящегося на территории другого государства — члена Таможенного союза), одновременно с представлением налоговой декларации (п. п. 9, 10 ст. 165 НК РФ).

По общему правилу моментом определения налоговой базы по НДС при реализации услуг по международной перевозке товаров является последнее число квартала, в котором собран указанный пакет документов (п. 9 ст. 167 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации организацией своевременно представлены в налоговый орган все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0%.

Читать еще:  Лицензия криптопро бухгалтерский учет

При реализации услуг международной перевозки установлен особый порядок вычета НДС, предъявленного поставщиками материалов (работ, услуг) при их приобретении для осуществления международной перевозки, согласно которому вычет производится на момент определения налоговой базы, т.е. на последнее число квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167, пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ) .

Дополнительно об исчислении сумм НДС, заполнении соответствующих разделов декларации и представлении ее вместе с документами в налоговую инспекцию, если документы собраны в течение 180 календарных дней, см. в Практическом пособии по НДС.

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, полученные в порядке предварительной оплаты услуг перевозки, не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль при применении метода начисления (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Выручка от реализации услуг по договору перевозки признается в составе доходов от реализации исходя из их договорной стоимости (пп. 1 п. 1 ст. 248, п. п. 1, 2 ст. 249 НК РФ).

При применении метода начисления доходы признаются на дату подписания документа, свидетельствующего об оказании услуги (в данном случае — акта приемки-сдачи оказанных услуг) (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 1 ст. 272 НК РФ). При этом расходы признаются с учетом требований ст. 318 НК РФ, заключающихся в том, что все расходы (за исключением внереализационных) распределяются на прямые (перечень которых определяется учетной политикой) и косвенные. В данной консультации исходим из предположения, что согласно учетной политике перечень прямых расходов соответствует перечню расходов, на базе которых формируется себестоимость услуг перевозки товара в бухгалтерском учете, и их суммы равны.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации услуг, а косвенные — в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода (абз. 1, 2 п. 2 ст. 318 НК РФ) .

При кассовом методе признания доходов и расходов датой получения дохода признается день поступления оплаты на счет организации в банке (п. 2 ст. 273 НК РФ). Следовательно, в данном случае доход признается организацией на дату получения предоплаты (п. 8 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты с учетом особенностей, предусмотренных п. 3 ст. 273 НК РФ.

Применение ПБУ 18/02

При применении метода начисления различий в признании доходов и расходов между бухгалтерским и налоговым учетом нет. Следовательно, разницы, в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, не возникают.

В случае применения кассового метода при признании дохода в виде выручки от оказания услуг перевозки в налоговом учете в одном отчетном периоде, а в бухгалтерском учете — в другом (более позднем) на дату поступления предоплаты возникают вычитаемая временная разница (ВВР) в размере признанного в налоговом учете дохода и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА) (п. п. 11, 14 ПБУ 18/02). Возникшие ВВР и ОНА погашаются в периоде признания дохода в бухгалтерском учете (в периоде оказания услуг по перевозке товаров) (п. 17 ПБУ 18/02).

Так как в рассматриваемой ситуации расходы, связанные с оказанием услуг по договору перевозки, оплачены в периоде их оказания, разницы в соответствии с ПБУ 18/02 не возникают.

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

62-ав «Расчеты по полученным авансам и предоплате»;

62-у «Расчеты с покупателями и заказчиками за услуги».

К балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»:

Учёт международных перевозок

Финансовая сторона международных перевозок представляет собой достаточно сложную систему, которая гораздо богаче тех же перевозок внутри страны. Объясняется это в первую очередь сложным законодательством — ведь здесь нужно учитывать не только въездные пошлины и прохождение таможенного контроля, а и неоднородное действие законов различных стран в отношении самих перевозок и транспортируемого груза.

Также в этом случае необходимо разбираться во множестве различных международных договоров и связанных с ними схем упрощения прохождения таможенного контроля. Такие важные для международных перевозок TIR, книжка МДП — это все требует тщательной проработки на стадии заготовки документов. С другой стороны, это все также усложняет и бухгалтерский учет международных перевозок.

Факторы, от которых зависит учет перевозок

В общем такой учет международных перевозок будет зависеть от перечня фактических расходов, осуществлённых в каждой отдельно взятой международной перевозке. Более того, по большей части это зависит от договора перевозки — основного транспортного документа. Приблизительный перечень расходов выглядит так:

  • Командировочные расходы экспедиторов — водителей.
  • Таможенные сборы.
  • Оказание различных сервисных услуг по техническому обслуживанию или даже ремонту подвижного состава.
  • Уплата всех налогов и сборов при въезде на территорию иностранного государства.
  • Приобретение бланков книжек МДП.
  • Страхование транспорта, водителей и грузов.
  • Страхование ответственности водителя.
  • Предварительное оформление разрешений для проезда по территории иностранного государства.
  • Оплата расходов по транспортировке автомобилей на железнодорожных платформах, паромах, и пр.

Налоги

Немаловажная часть бухгалтерского учета международных перевозок — налоги. Особенно если учесть возможность так называемого двойного налогообложения — такое бывает в определённых случаях. Поэтому здесь нужно быть особенно внимательным:

  • во-первых, чтоб не попасть под дополнительное налогообложение,
  • во-вторых, чтоб не попасть в другую крайность — уклонение от налогов.

Согласно НК РФ, в случаях, когда и налоговый кодекс, и какой-нибудь из международных договоров утверждают разное в отношении какой-либо ситуации, приоритет следует отдавать указаниям международного договора. Это важный пункт, который может значительно упростить жизнь перевозчику, но применять его следует с осторожностью.

С другой стороны следует учитывать и законодательство принимающей страны — часть налогов уплачивается также и там. И с этой стороны международные договоры могут как играть большую роль, так и вообще ни на что не влиять. Это достаточно серьёзно усложняет учет международных перевозок, ставя необходимость изучения законодательства если и не на первое место, то по меньшей мере очень недалеко от него.

Это основные факторы учета международных перевозок, которые могут поначалу даже немного запутать. Как бы там ни было, наиболее сложная часть — это изучение законодательной базы. И здесь варианты достаточно определённы: либо делать это самому, либо поручить роботу специалистам.

Также важная деталь — вести учет международных перевозок нужно водителю-экспедитору, что автоматически требует от него соответствующих навыков и знаний.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector