Bynets.ru

Журнал финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

500 счета в бюджетном учете

Энциклопедия решений. Санкционирование расходов. Счет 500 00 (для госсектора)

Санкционирование расходов. Счет 500 00 (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Согласно п. 308 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), счета по учету санкционирования расходов организаций госсектора предназначены для обобщения и сопоставления информации о размерах:

— лимитов бюджетных обязательств;

— прогнозных показателей по доходам бюджета;

— сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (иным плановым документом) показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам);

— принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств);

— принятых авансовых денежных обязательств *(1);

— авансовых денежных обязательств к исполнению *(1);

— исполненных денежных обязательств *(1).

Учет операций по санкционированию расходов осуществляется на счете 0 500 00 000 «Санкционирование расходов» в рамках всех видов деятельности. На данном счете операции по исполнению принятых обязательств (денежных обязательств) в бухгалтерском учете учреждений не отражаются — при формировании отчетности такая информация показывается на основании данных, учитываемых на счетах 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами», 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения».

Примечание

Начиная с 2017 года, учет принимаемых, принятых (отложенных) федеральными казенными учреждениями обязательств (денежных (авансовых) обязательств), а также исполненных денежных обязательств осуществляется органами Федерального казначейства. В целях ведения такого учета Единый план счетов дополнен счетами 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства», 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению» и 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства», применяемыми органами Федерального казначейства в части кассового исполнения федерального бюджета.

По общему правилу данные по санкционированию расходов группируются в разрезе финансовых периодов на следующих счетах (п. 309 Инструкции N 157н):

— 0 500 10 000 «Санкционирование по текущему финансовому году»;

— 0 500 20 000 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)»;

— 0 500 30 000 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)»;

— 0 500 40 000 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;

— 0 500 90 000 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)».

Перенос и перерегистрацию показателей 500-х счетов по завершении года согласно п.п. 310, 312 Инструкции N 157н надо проводить так:

Любые изменения показателей, ранее отраженных в общеустановленном порядке на счетах по учету санкционирования расходов, в соответствии с требованиями п. 311 Инструкции N 157н отражаются в следующем порядке:

— увеличение показателей — со знаком «плюс»;

— уменьшение показателей — со знаком «минус».

Принципиальное значение имеет также вопрос организации учета на счете 502 00 «Принятые обязательства». Для отражения информации на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства» необходимо руководствоваться исключительно определениями понятий «обязательства участника бюджетного процесса», «обязательства учреждения», приведенными в п. 308 Инструкции N 157н, — показатели данного счета напрямую не «привязаны» к информации, отражаемой на иных счетах бухгалтерского учета.

А вот показатели принятых денежных обязательств, учтенные на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства», напротив, должны соответствовать определенным показателям соответствующих счетов бухгалтерского учета (206 00 «Расчеты по выданным авансам», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и т.д.). Такой вывод следует из определения понятия «денежные обязательства», которое содержится в п. 308 Инструкции N 157н. В отношении участников бюджетного процесса необходимость применения данного порядка организации учета прямо предусмотрена п. 141 Инструкции N 162н, для бюджетных и автономных учреждений — п. 166 Инструкции N 174н и п. 195 Инструкции N 183н соответственно.

Если бюджетное (автономное) учреждение осуществляет операции, в отношении которых должна формироваться бюджетная отчетность, учет санкционирования расходов должен осуществляться с применением кода вида финансового обеспечения (деятельности) «1» («Бюджетная деятельность») в порядке, установленном Инструкцией N 162н. К таким операциям относятся, в частности, операции, связанные с осуществлением полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами.

В отношении кредиторской задолженности за отчетный год условиями договора (контракта) или положениям действующего законодательства может предусматриваться:

— предоставление (оформление) документов в очередном году;

— оплата в очередном году.

Например, по оказанным в декабре отчетного года услугам документы могут поступить в организацию госсектора только в январе и обязанность произвести оплату согласно договору также появится только в январе. Другой пример: обязанность определить налоговую базу (произвести расчет) и уплатить ряд налогов по итогам отчетного года согласно требованиям НК РФ возникает уже в очередном году. Учитывая, что дата (момент) признания обязательств за налоговый период в бухгалтерском учете организаций госсектора в настоящее время нормативно не урегулированы, обязательства в сумме кредиторской задолженности по налогам, исходя из положений учетной политики организации госсектора, могут не найти отражения в отчетном периоде.

Читать еще:  Учет в благотворительном фонде

В целях формирования качественной и достоверной бухгалтерской отчетности организации госсектора целесообразно установить в учетной политике критерии существенности, в том числе в отношении сумм кредиторской задолженности по налогам *(2). В случае если дата признания налоговых обязательств в бухгалтерском учете согласно учетной политике учреждения находится за пределами налогового периода, совпадающего с отчетным периодом, но при этом сумма задолженности является существенной и подлежит отражению в отчетном периоде, указанная задолженность на счетах санкционирования расходов отражается с указанием аналитической группы 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)» — как обязательства, принятые в пределах лимитов (плановых назначений) на очередной финансовый год (см. письма Минфина России от 07.11.2014 N 02-07-10/56182, от 26.12.2014 N 02-07-10/68478).

Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета санкционирования расходов, смотрите в путеводителях:

*(1) Учет соответствующих показателей осуществляется органами Федерального казначейства в части кассового исполнения федерального бюджета.

*(2) Критерий существенности устанавливается учреждением самостоятельно и утверждается в рамках учетной политики (абзац 7 п. 1 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918). При определении критерия существенности желательно принимать во внимание норму ст. 15.11 КоАП РФ, согласно которой искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

500 счета в бюджетном учете

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ 500-Х СЧЕТОВ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ШИХОВ А.Ю.,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Бухгалтерский учет на основе Единого плана счетов в государственных и муниципальных учреждениях независимо от их типа в целом не имеет принципиальных различий. Однако в Едином плане счетов есть ряд счетов, которые применяются только учреждениями соответствующего типа. Особое значение при этом отводится 500-м счетам, которые предназначены для контроля за исполнением учреждениями утвержденных им планов.

История вопроса

Группа 500-х счетов в Едином плане счетов, утвержденном в составе Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н), представлена в разделе 5 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта».
Понятие «санкционирование расходов» в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений появилось еще в 2005 году в связи с принятием приказа Минфина России от 26.08.2004 № 70н, утвердившего Инструкцию по бюджетному учету. При этом наиболее существенные изменения в учет санкционирования расходов внесены Инструкцией № 157н, а именно:
— существенно изменилась структура соответствующего раздела Плана счетов;
— введены новые счета;
— несколько изменилось предназначение отдельных ранее используемых счетов.
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ государственные и муниципальные учреждения, получившие статус бюджетного и автономного учреждения, были выведены из бюджетного процесса. В связи с этим применение счетов раздела 5 «Санкционирование расходов» на «равных правах» с казенными учреждениями стало невозможным, а необходимость контроля за исполнением бюджетными и автономными учреждениями своих обязательств по реализации полномочий соответствующих органов исполнительной власти осталась.
С учетом накопленного практического опыта на страницах нашего журнала наиболее подробно были разобраны операции по санкционированию расходов в учреждениях — получателях бюджетных средств . При этом казенные учреждения могут практически в полном объеме применять опыт отражения таких операций в бюджетном учете уже в рамках Инструкции № 157н и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).
См. статьи Г.А. Селезневой в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 8 за 2008 год, А.Ю. Шихова в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 3 за 2011 год.

Однако за последние восемь лет многие вопросы ведения бухгалтерского учета на счетах санкционирования расходов так и остались неурегулированными. Поэтому необходимость сбора и учета информации об осуществлении соответствующих хозяйственных операций на 500-х счетах бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений — особенно бюджетных и автономных — по-прежнему представляется излишней и неактуальной. Тем более что применение на практике полученных на рассматриваемых счетах сведений остается невостребованным не только самими бухгалтерами и руководителями учреждений, но и другими пользователями отчетности, в частности главными распорядителями бюджетных средств.
В то же время отсутствие четкой позиции Минфина России по порядку отражения операций на 500-х счетах привело к появлению среди бухгалтеров и экспертов различных точек зрения по данному вопросу. Поскольку отражение операций на этих счетах нормативно на федеральном уровне не раскрыто, то каждый главный распорядитель бюджетных средств, учредитель или главный бухгалтер учреждения вынужден были самостоятельно регулировать отражение операций на 500-х счетах, издавая ведомственные или локальные акты.
Тем не менее вопросы по применению 500-х счетов обозначаются все острее, поэтому мы предлагаем вниманию читателей свое решение проблем.

Объект учета

Напомним, что порядок исполнения бюджета по расходам, закрепленный в статье 219 Бюджетного кодекса РФ, в целом соответствует порядку бюджетного учета обязательств получателями бюджетных средств согласно Инструкции № 162н. Именно бюджетный процесс или, точнее, последовательность действий участников бюджетного процесса при исполнении бюджета по расходам является своего рода объектом учета, который отражается на 500-х счетах в бюджетном учете в соответствии с Инструкцией № 162н.

Читать еще:  Раздельный учет ндс 5 процентов

Организуем правильно учет принятых обязательств

Автономные учреждения обязаны вести двойной учет принятых обязательств (на счетах групп 300 00 «Обязательства» и 500 00 «Санкционирование расходов»). Как правильно организовать учет операций на данных счетах? В каких регистрах бухгалтерского учета ведутся такие операции? На основании каких документов и в какой момент следует отражать обязательства учреждения на том или ином счете? Ответы на эти вопросы представлены в статье.

Необходимость вести двойной учет принятых учреждением обязательств в государственных (муниципальных) автономных учреждениях регламентирована инструкциями № 157н, 183н. В соответствии с указанными нормативными документами в Плане счетов бухгалтерского учета для этих целей предусмотрены разделы 3 «Обязательства» и 5 «Санкционирование расходов».

На счетах группы 300 00 «Обязательства» отражаются расчеты с контрагентами (с поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами и т. д.). При этом к расчетам по обязательствам также относятся расчеты по выданным авансам (счет 206 00), расчеты с подотчетными лицами (счет 208 00). Учет операций по указанным счетам ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по оплате труда, журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, журнале операций с безналичными денежными средствами – в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты, журнале по прочим операциям – в части иных операций.

Счета группы 500 00 «Санкционирование расходов» предназначены для обобщения информации о ходе исполнения автономным учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (счет 502 01), принятых денежных обязательств (счет 502 02) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. При этом отметим, что операции на данных счетах не влияют на финансовый результат деятельности учреждения. Учет таких операций осуществляется в журнале по операциям санкционирования на основании первичных учетных документов, установленных учреждением самостоятельно с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, определенных финансовым органом.

Напомним, принятые обязательства отражаются в момент их возникновения (например, заключение договоров, начисление заработной платы, страховых взносов, налогов, учет иных расходов учреждения). Принятые денежные обязательства отражаются, когда по условиям договора или в соответствии с законами, иными нормативными актами у учреждения возникла обязанность уплатить денежные средства по принятым обязательствам. Аналитический учет принятых обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064), в котором указываются основание для их принятия (наименование, номер и дата документа), номер счета бухгалтерского учета и сумма (в рублях, иностранной валюте), дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В учреждении целесообразно организовать учет принятых (денежных) обязательств таким образом, чтобы оптимизировать учетные процедуры для бухгалтера. Так как в соответствии с п. 318 Инструкции № 157н учет принятых обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие согласно перечню, установленному в учетной политике учреждения, в этом же перечне можно прописать, в какой момент они должны отражаться в учете.

Рассмотрим в таблице примерный перечень принимаемых автономным учреждением обязательств в соответствии с п. 308 Инструкции № 157н, основания для их принятия и момент отражения в бухгалтерском учете по тому или иному счету.

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения». Санкционирование расходов

Многочисленные скандалы, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, и растущее внимание к реализации социальных программ стимулирует государство каждый год вводить новые требования по контролю расходования бюджетных средств, и 2010 год не стал исключением.

Настоящий доклад познакомит Вас с изменениями, которые претерпели синтетические субсчета 500-го счета вследствие принятия новых инструкций бюджетного учета в государственных учреждениях. Кроме того, Вы узнаете, как данный раздел учета реализован в новом программном продукте 1С «Бухгалтерия государственного учреждения».

Прежде всего, рассмотрим сравнительную таблицу соответствия субсчетов 500-го счета, которая наглядно отображает изменения, произошедшие в плане счетов в части санкционирования расходов в связи с вступлением в силу приказа № 157н. Помимо соответствия субсчетов счета санкционирования расходов в таблице приведены сведения о том, в каких типах учреждений данные субсчета будут использоваться.

Как видно из таблицы, счет 501 «Лимиты бюджетных обязательств» будет использоваться только в казенных учреждениях.

Счета 502.01 «Принятые бюджетные обязательства» и 502.02 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности» объединены, согласно новой инструкции, в один счет — 502.01 «Принятые обязательства».

Добавлен новый субсчет 502.02 «Принятые денежные обязательства».

«Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности» (504,01) изменен на 504 «Сметные (плановые) назначения», а вместо 504.02 Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств применяется 506 счет «Право на принятие обязательств».

Читать еще:  Бухгалтерский учет вскрышных работ

Счета 507 «Утвержденный объем финансового обеспечения» и 508 «Получено финансового обеспечения» — новые, и используются только в бюджетных и автономных учреждениях.

Как и любой участок учета, санкционирование расходов можно разделить на подразделы. С тремя такими подразделами мы познакомимся и рассмотрим их учет в программе:

  • ЛБО счет 501,
  • Сметные назначения счет 504,
  • Бюджетные и денежные обязательства счет 502.

Проводки по получению ЛБО оформляются документом «Бюджетные данные получателей бюджетных средств». Документ вводится после получения Расходного расписания, выписки из лицевого счета получателя средств бюджета. В табличной части следует указать ЛБО, доведенные до участника бюджетного процесса. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в этом документе, равно как и в других документов раздела санкционирования расходов, в качестве подсказки выводится корреспонденция счетов, которая будет сформирована этим документом. Таким образом, для корректного оформления той или иной операции, пользователю достаточно правильно подобрать документ. Для этого можно воспользоваться подсказкой (F1), в которой содержится подробное описание документов, а также порядка их заполнения. Кроме того, с информацией по оформлению различных операций в программе можно ознакомиться на диске ИТС.

Для отражения сметных назначений предназначен документ «Регистрация сметных назначений». Он предназначен для регистрации сведений об утвержденных сметных назначениях (изменениях сметных назначений) по приносящей доход деятельности казенных и бюджетных учреждений.

Сметные назначения учитываются в программе в разрезе пунктов Разрешения на осуществление приносящей доход деятельности.

В программе предусмотрено ведение сметных назначений по приносящей доход деятельности как в целом на год, так и поквартально или помесячно, в зависимости от установленного в учреждении порядка составления и утверждения сметы. И как уже было отмечено, проводка, формируемая этим документом, в информативном порядке отражается в форме документа.

Обязательства учитываются на счете 502. Их ведут все виды учреждений: казенные, бюджетные, автономные.

Существует два вида обязательств. бюджетные и денежные.

Бюджетные обязательства возникают в момент заключения контрактов, и прочих договоров с различными физическими и юридическими лицами, независимо от времени свершения сделки.

Денежными бюджетные обязательства становятся в момент возникновения кредиторской задолженности, который обозначен поступлением документов от поставщика, и в этот момент и формируется проводка: Дт 502.11 Кт 502.12

Для отражения Бюджетных обязательств необходимо заполнить справочник «Договоры и иные основания заполнения принятия обязательств». В процессе заполнения справочника обязательств возникает множество вопросов, и большинство из них касается учета заработной платы и страховых взносов.

Среди специалистов по бюджетному учету существуют разные мнения о том, какие документы являются основаниями для принятия этих видов бюджетных обязательств.

Одним из изменений является необходимость отражать полученные бюджетные обязательства на основании планового штатного расписания с последующей корректировкой в конце года. Однако, такой способ не позволяет отслеживать остаток неиспользованных лимитов и равномерность расходования денежных средств в течение финансового года, а также делать расчет экономии оплаты труда. По факту, выплачиваемая зарплата может существенно отличаться от запланированной, поэтому существует и другое мнение на этот счет.

Альтернативным способом является принятие бюджетных обязательств датой образования кредиторской задолженности, а именно на основании расчетно-платежных ведомостей.

Руководствуясь п. 249 Инструкции по бюджетному учету бюджетное учреждение должно самостоятельно утвердить перечень документов — оснований для принятия обязательств и отразить их в приказе об учетной политике учреждения.

В случае, если. в качестве основания для принятия бюджетных обязательств принято решение использовать расчетно-платежные ведомости, и это зафиксировано в учетной политике Вашей организации, тогда Вам необходимо будет заполнить справочник «Договоры и иные основания заполнения принятия обязательств». В данном случае при заполнении справочника в качестве основания следует указать платежную ведомость месяца, за который выплачивается зарплата.

После заполнения справочника обязательств, оформляется документ «Принятие бюджетных обязательств».

Документ будет выглядеть следующим образом.

В заключении хотелось рассказать немного об отчетах.

Отследить исполнение принятых обязательств можно с помощью отчетов. «Сводные данные об исполнении бюджета ПБС» и «Сводные данные об исполнении сметы ПД».

Как видите, отчеты формируются в различных разрезах. К примеру, отчет «Сводные данные об исполнении бюджета» в рамках бюджетной деятельности можно сформировать в разрезе лицевых счетов, договоров по принятым обязательствам и по КПС.

На данном слайде представлен вариант формирования отчета по принятым обязательствам, в разрезе КБК, КОСГУ, и оснований принятых обязательств.

Еще один вариант отчета в разрезе КПС и КОСГУ можно получить, выбрав вариант «Сводно по КПС».

Для того, чтобы отследить исполнение принятых бюджетных обязательств по предпринимательской деятельности можно воспользоваться отчетом «Сводные данные об исполнении сметы ПД». Список вариантов формирования этого отчета намного шире, на слайде представлен один из них.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector