Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет себестоимости образовательной услуги

Калькуляция затрат на образовательные услуги

Классификация методов расчета себестоимости

Классификация используемых методов расчета себестоимости для образовательных услуг зависит от выбора формирования затрат: по факту, по плану или по утвержденным нормативам (рис.1).

На использование того или иного метода расчета себестоимости подготовки специалистов влияют:

— категории обучающихся (с одной или несколькими базами распределения затрат);

— опора на численность обучающихся;

— опора на штатные нормативы;

— опора на стандарты по статьям расходов;

— опора на удельную трудоемкость учебного плана.

Рис.5.1. Классификация методов расчета себестоимости

Затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием и кодами экономической классификации по следующим укрупненным элементам:

· текущие затраты, включающие материальные и приравненные к ним затраты, расходы по оплате труда с отчислениями, а также расходы по возмещению износа (амортизация) оборудования и других основных средств;

· капитальные вложения, связанные с приобретением оборудования и других основных средств, услугами по разработке проектной документации, программных продуктов.

В калькуляцию по образовательным услугам (основным и дополнительным) могут быть включены: все затраты (текущие и дополнительные); либо текущие и часть элементов капитальных затрат; либо только текущие, относящиеся к учебному процессу, обслуживанию учебного процесса; административно-хозяйственные и эксплуатационные расходы. Выбор того или иного способа калькулирования затрат определяется следующими факторами:

1) длительностью выполнения платной образовательной услуги;

2) степенью использования материальной базы ОУ в процессе оказания услуги;

3) конъюнктурой рынка (услуги, не пользующиеся активным спросом, могут не включать элементы капитальных затрат);

4) другими факторами, существенными для конкретного ОУ при формировании цены платной образовательной услуги.

Детальный перечень элементов затрат базируется на экономической классификации и включает:

1. Заработную плату профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала.

2. Отчисления в социальные фонды.

3. Приобретение расходных материалов.

4. Оплату коммунальных услуг.

5. Оплату транспортных услуг.

6. Оплату услуг связи и телекоммуникационных услуг.

7. Расходы на командировки и служебные поездки.

8. Учебные и научные расходы, в том числе на: учебную, производственную практику и экспедиции; приобретение книг для библиотеки, подписку на периодические издания, приобретение программных продуктов, расходных материалов.

9. Текущий ремонт инвентаря и оборудования.

10. Текущий ремонт зданий и сооружений.

11. Выплату стипендий студентам (включается в стоимость платной образовательной услуги в зависимости от условий договора).

12. Питание студентов (включается в стоимость платной образовательной услуги в зависимости от условий договора).

13. Культурно-массовую работу с учащимися и оздоровительные мероприятия.

14. Содержание общежитий.

15. Оплату услуг проживания.

16. Приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Калькуляция стоимости услуг

Под калькуляцией понимают процесс расчета стоимости услуги (или товара), основанный на утвержденной методике, а также сам документ, который содержит данные об издержках. Расчет производится для того, чтобы относительно точно определить себестоимость той или иной услуги. Образец калькуляции и правила составления этого документа подробно описаны в статье.

Скачать образец калькуляции стоимости услуг можно в конце статьи.

Подходы к определению цены услуги

Стоимость услуги определяется с помощью сразу нескольких подходов: компания не может реализовывать ее дешевле себестоимости и наценки, однако к тому же приходится ориентироваться на ценовую политику конкурентов и на платежеспособный спрос покупателей.

При этом в отличие от цены за единицу продукции (материального товара) определить точную себестоимость оказываемого сервиса более трудно, поскольку в случае с услугой возможно определить только смету прогнозируемых затрат, которые могут меняться в зависимости от рыночной ситуации. К тому же понятия «типовая, однородная услуга» как такового не существует. Любой сервис может включать в себя комбинацию разных элементов, поэтому и себестоимость, и потребительская цена могут значительно меняться в зависимости от ситуации.

Однако в любом случае виды издержек будут постоянными – это:

  • траты на материалы и другие материальные издержки;
  • амортизация;
  • оплата труда;
  • социальные отчисления, налоги;
  • обслуживание кредитов;
  • арендные платежи и др.

В готовом документе по калькуляции все эти издержки можно группировать как по статьям, так и по видам затрат.

Калькуляция стоимости: образец

Сам документ обычно составляют в виде таблицы, в которой отражены прямые расходы (зарплата, налоги, социальные взносы) и косвенные (все остальные).

Статьи калькуляции можно указывать в любой формулировке – вот пример расчетов себестоимости выполнения работ по созданию обычного маникюра.

Также расчеты можно составлять в динамике, анализируя одинаковые показатели по разным периодам.

Инструкция по составлению и видео

Проведение расчетов осуществляется в соответствии с заранее разработанной методикой или инструкцией, в которой описан алгоритм калькуляции. Например, оплата образовательных услуг зависит от количества часов, а также степени квалификации преподавателя, что обязательно прописывается в соответствующих методических рекомендациях.

По сути, калькуляция – это подробное описание расходов, связанных с оказанием «единицы» услуги, которую можно измерить различными способами:

  1. Почасовой тариф – именно так измеряют образовательные услуги.
  2. Путем описания результата – например, косметический ремонт с указанием площади помещения.
  3. С помощью других показателей – перевозка груза на расстояние 45 км.
Читать еще:  Расчет налога на прибыль 2020

Структура расходов напрямую будет зависеть от вида выполняемых работ. Поэтому и алгоритм составления калькуляции будет иметь свои отличия. На примере расчетов, связанных с транспортными услугами, инструкция будет выглядеть так.

Сначала оценивают себестоимость услуги исходя из расходов по заработной плате:

  • водителей;
  • рабочих вспомогательной сферы, обслуживающих транспорт;
  • руководителей, служащих и других специалистов, работающих на предприятии.

Далее учитывают отчисления, связанные с социальными взносами, а также траты на обслуживание автомобилей и другой техники:

  • ремонт текущий, капитальный;
  • горюче-смазочные материалы;
  • амортизация основных средств;
  • сезонные расходы (масло, шины и др.).

Затем учитывают налоговые выплаты и определяют другие показатели:

  1. Прибыль в соответствии с планом.
  2. НДС.
  3. Тариф с НДС и без него.

Обычно составляется с описанием конкретной услуги: например, перевозка кирпичей может обойтись дороже, чем перевозка более легких предметов (сена, подушек и т.п.).

Чем проще выглядит услуга в смысле ее осуществления, тем проще будет и сама смета расходов. Например, если речь идет о выступлении артистов, танцевальных или певческих коллективах, траты связаны с выплатой зарплаты, социальных взносов, а также с предоставлением в аренду соответствующего помещения.

При производстве товаров практически всегда нужно учитывать не только издержки на изготовление единицы продукции, но и возможные потери на разных этапах цикла.

Калькуляция составляется и для ремонтных работ. Обычно объем таких услуг измеряется площадью помещения и другими показателями (например, длина откоса, площадь потолка). В смете приводят издержки в расчете на единицу работы, указывают конкретный вид деятельности (например, выравнивание стен, покраска, монтаж натяжного потолка и многое другое), а затем приводят стоимость по каждой работе и итоговую величину.

Таким образом, алгоритм по составлению калькуляции выглядит так:

  1. Определяют единицу услуги – какой именно объем работ предполагается реализовать в данном случае (ремонт 1 квартиры, перевозка 5 тонн груза на расстояние 100 км, оказание услуги репетитора на 10 учебных часов и т.п.).
  2. Уточняют подробный список всех трат по их себестоимости.
  3. Определяют тариф с НДС и без него.
  4. Указывают плановую прибыль.

Видео инструкция по составлению


Документ обычно подписывает главный бухгалтер, на нем ставится печать компании. Руководство не обязано разглашать подобную информацию для своих клиентов. В законодательстве также нет никаких указаний относительно того, нужно ли прикладывать калькуляцию к договорам с контрагентами, поэтому решение можно принять по своему усмотрению.

1.1 Расчет стоимости платных образовательных услуг

В личном кабинете на cbias.ru в разделе «ИС по платным образовательным услугам» на вкладке Стоимость обучения на 2-м и последующих курсах для головной организации и каждого филиала введите данные о стоимости обучения из прошлогоднего приказа и планируемую стоимость обучения в новом учебном году.
Для введённых данных осуществляется проверка правильности применения норм части 3 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому рост стоимости обучения не должен превышать уровень инфляции, предусмотренный основными характеристиками федерального бюджета на текущий финансовый год.
В ходе проверки планируемая стоимость обучения на 2 курсе в новом учебном году сравнивается со стоимостью обучения на 1 курсе, установленной приказом прошлого года, умноженной на коэффициент инфляции. Планируемая стоимость обучения на 3 курсе в новом учебном году сравнивается с умноженной на коэффициент инфляции стоимостью обучения на 2 курсе, установленной приказом прошлого года, и т.д. В случаи роста стоимости ПОУ для 2-го и последующих курсов выше уровня инфляции данный факт будет отражён в справке о результатах мониторинга.
Если в организации в заключаемых договорах на оказание ПОУ принято указывать полную стоимость обучения, эта стоимость не подлежит изменению и неравномерно распределена по годам обучения (курсам), то для настройки алгоритма проверки роста стоимости обучения выше уровня инфляции необходимо кликнуть по ссылке «Нажмите здесь, если в договорах указывается полная стоимость обучения с неравномерной разбивкой по годам» и отметить, в каких годах заключение договоров осуществлялось на указанных выше условиях. Данную настройку необходимо выполнить для головной организации и всех филиалов, договора на обучение в которых заключаются или заключались на условиях фиксации полной стоимости обучения с неравномерной разбивкой по годам.
Если по некоторым направлениям подготовки в прошлом учебном году ПОУ не оказывались (стоимость ПОУ не была установлена), а в новом учебном году образовательная организация снова планирует оказывать ПОУ по этим направлениям подготовки, то для определения стоимости обучения на 2-м и последующих курсах применяется тот же подход, что для определения стоимости обучения на 1-м курсе: стоимость обучения не должна быть меньше норматива НЗКВ. В качестве значения для стоимости обучения в прошлом учебном году в таких случаях нужно вводить ноль. В разделе Локальные НПА необходимо также загрузить копии НПА, объясняющих причину отмены и последующего возобновления оказания ПОУ по данным направлениям подготовки.

Вводите стоимость обучения без скидки.

Всю необходимую информацию о коэффициентах и расчетах Вы можете найти в своем личном кабинете в разделе «Информация об объемах ФО ГЗ» — «Начальный расчет на 2019 год».

Читать еще:  Расчет утраченного заработка формула

НЗ и НЗКВ рассчитаны для направлений подготовки, по которым у вашего вуза есть государственное задание на оказание образовательных услуг. По другим направлениям подготовки при установлении стоимости обучения на 1-м курсе необходимо ориентироваться на БНЗ.

Поправку на инфляцию применяете к стоимости обучения, указанной в последнем доп. соглашении на оказании платных образовательных услуг со студентами за 2018 год.

В соответствии с пунктом 6 Приказа Минобрнауки России от 20.12.2010г. № 1898 размер платы в расчёте на единицу оказания платных образовательных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год, определённых в том числе с учётом формы обучения, а также коэффициентов выравнивания. То есть определен только минимальный допустимый размер платы за обучения.
Таким образом, стоимость обучения рассчитывается учреждением самостоятельно на основе локальных НПА, при этом Минобрнауки России определен минимальный размер платы, которую может установить образовательное учреждение.

Для направлений подготовки и форм обучения, для которых имеются рассчитанные значения НЗ и НЗКВ, стоимость обучения на 1 курсе не должна быть меньше НЗКВ.

Нет, не имеет. В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы, размер платы в расчете на единицу оказания платных образовательных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год, определенных в том числе с учетом формы обучения, а также коэффициентов выравнивания, применяемых Минобрнауки России в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года № 640.

Оказание платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования образовательными организациями высшего образования, подведомственными Минобрнауки России, возможно в соответствии с частью 17 статьи 2 и статьей 101 Закона об образовании и регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 (далее – Правила). В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» Минобрнауки России разработан Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы) относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. № 818).

Формирование цен на образовательные услуги;

Формирование цен на образовательные услуги является важной проблемой современного рынка. При их формировании применяют два метода расчета: нормативный и рыночный.

При нормативном методе расчет ориентировочной стоимости обучения в образовательных учреждениях составляется на основе учета расходов по таким статьям, как:

1) оплата труда с начислениями на заработную плату;

2) отчисления в централизованный фонд образовательного учреждения и его структурных подразделений, определяемые положением о внебюджетной деятельности этого учреждения;

3) материальные затраты;

4) отчисления в фонд развития образовательной структуры (отделения).

Необходимо различать два вида цен (тарифов) на образовательные услуги. Одни тарифы устанавливаются и регулируются государством – на услуги, оказываемые в рамках государственных программ и стандартов, а другие формируются на свободном рынке. В основу государственного регулирования цен на образовательные услуги в условиях рынка следует положить использование цен, рассчитанных по утвержденным методикам с учетом научно обоснованных, общественно необходимых норм и нормативов затрат ресурсов.

Нормативная цена образовательных услуг включает две части: нормативную себестоимость и прибыль.

Нормативная себестоимость состоит из текущих затрат и амортизационных отчислений на содержание основных фондов.

Особую значимость в финансировании высшего и среднего профессионального образования имеют нормативы бюджетного финансирования образовательных учреждений. Они варьируются между двумя полюсами. Верхней границей является цена образовательной услуги (стоимость обучения одного учащегося в год). Нижняя граница определяется реальными возможностями бюджета, а также сложившейся финансово-бюджетной практикой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (норматив минимальной бюджетной обеспеченности).

Цена образовательной услуги (Ц) определяется по формуле:[74]

, где (8.5)

Т – текущие затраты, которые являются самой представительной статьей расходов; к ним, прежде всего, относится фонд оплаты труда, куда включается заработная плата с учетом обязательных взносов на социальное и медицинское страхование и в Пенсионный фонд, а также стипендии, учебные и хозяйственные затраты,

И – затраты на содержание и капитальный ремонт основных фондов,

Р – расходы на развитие, включая капитальное строительство.

Заработная плата составляет примерно 44-45% всех расходов, на хозяйственные нужды выделяется 15%, на поддержание и развитие материальной базы – 19%, социальные расходы составляют 30%. Структура перечисленных затрат заметно различается в зависимости от типов образовательных учреждений и конкретных ситуаций.

Читать еще:  Расчет по страховым совмещение тарифов

Составляющая Т отражает потребности образовательных учреждений, неполное удовлетворение которых неизбежно приводит к нарушению образовательного процесса.

Составляющая И характеризует затраты, сокращение которых приводит к старению основных средств и, как следствие, к снижению качества обучения.

Сумма Т+И представляет собой себестоимость образовательной услуги.

Третья составляющая Р определяет расходы на развитие образовательных учреждений, то есть на расширенное воспроизводство трудовых и материальных ресурсов образовательного учреждения. Эти затраты невозможно отложить или уменьшить, поскольку проводимая в 1990-е годы политика привела к резкому снижению потенциала образовательной отрасли (рис. 8.10).[75]

Рисунок 8.10 — Структура цен образовательных услуг

В общем случае границы возможных значений норматива бюджетного финансирования Н определяются из соотношений:

(8.6)

В нормативах бюджетного финансирования образования не учитываются:

1) дотации и субсидии, направляемые образовательным учреждениям в соответствии с государственными и общественными приоритетами;

2) субвенции, стимулирующие отдельные направления образовательной деятельности (например, компьютеризацию образовательного процесса и др.)

Размеры финансирования образовательных учреждений складываются из следующих показателей:

1) норматива финансирования на одного студента учреждения высшего или среднего профессионального образования;

2) нормативов потребности в финансировании по основным статьям классификации расходов бюджета;

3) системы нормативов, агрегированных по основным направлениям или по группам расходов.

Такое построение нормативной базы позволяет приводить и обосновывать разноплановые автономные расчеты потребности в бюджетных средствах с их детализацией по отдельным статьям (при необходимости).

Прибыль используется на развитие учебного заведения и материальное поощрение сотрудников и обучающихся, общественные, научные, методические мероприятия и др.

Разумеется, теоретически нормативная цена должна совпадать с реальной, сложившейся на основе спроса и предложения. Фактически же это не так, что объясняется несовершенством методик расчета государственных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося в зависимости от типа, вида и категории образовательного учреждения.

Свободный рыночный метод появляется в связи с переходом к рыночной экономике и проблемы ценообразования приобретают первостепенное значение. Цена товара – это основное звено рыночного механизма, который приходит в движение с помощью двух других его звеньев – спроса-предложения и конкуренции.

Цена услуг представляет собой денежное выражение их стоимости. Она может отклоняться от стоимости в зависимости от соотношения спроса и предложения. Однако цены на услуги образования имеют существенные особенности, обусловленные их спецификой как разновидности насущных общественных благ и некоммерческого характера многих учебных заведений.

Услуги образования относятся к товарам дорогостоящим, что объясняется целым рядом обстоятельств. Они производятся в результате высококвалифицированного педагогического труда с применением современного учебно-лабораторного оборудования. Высокие цены на образовательные услуги в значительной мере связаны с их предельной полезностью, уникальностью, некоторые из них имеют монопольную цену.

За большую часть образовательных услуг расплачиваются не непосредственные потребители этих услуг, обучающиеся, а государство, через расходы бюджетов соответствующих уровней. Однако поступающие в учебные заведения бюджетные средства в лучшем случае оказываются достаточными лишь для текущих расходов: на выплату заработных плат, стипендий, канцелярские и другие расходы. Этих финансовых ресурсов часто не хватает для обновления материально-технической базы учебных заведений и на капитальный ремонт основных фондов. В таком случае цена услуг оказывается не только ниже их стоимости, но и ниже их себестоимости. Чтобы поправить свое финансовое положение, учебные заведения вынуждены привлекать иные источники финансирования, главными из которых являются: предоставление платных образовательных услуг, сдача в аренду помещений, оказание непрофильных услуг, реализация методической литературы и др. Полученные от них доходы в системе профессионального образования являются чуть ли не единственным более или менее стабильным и реальным источником получения средств.

На образовательные услуги государственных и негосударственных учебных заведений применяются свободные рыночные тарифы, способные возместить издержки образовательного учреждения по предоставлению образовательных услуг. Общие и текущие расходы в негосударственных образовательных учреждениях в расчете на одного обучающегося относительно больше, чем в государственных, потому что негосударственные образовательные учреждения часто не имеют собственных зданий, необходимого оборудования, поэтому арендуют их за высокую плату. Оплата труда работников в них значительно выше. Все это объясняет более высокую плату за обучение в данных учреждениях.

Это обусловлено тем, что явно недостаточна финансовая помощь со стороны местных органов власти, не предусмотрены финансовые льготы по аренде частным учебным заведениям, практикуется их «коммерческое» налогообложение. Частные школы приравнены к коммерческим предприятиям. Даже в тех случаях, когда в образовательном учреждении за уменьшенную плату или бесплатно обучают детей-сирот или детей из малообеспеченных семей, эти образовательные учреждения не имеет льгот.

Но, с другой стороны, высокая плата за обучение не всегда соответствует его качеству и предоставляемым услугам: нередко завышенные суммы запрашиваются за евроремонт и различные детали интерьера в классах. Иногда негосударственные образовательные учреждения требуют, кроме ежемесячной платы, внести вступительный («благотворительный») взнос.

Все это приводит к увеличению цен на образовательные услуги.

Таким образом, при определении затрат на образовательные услуги необходимо учитывать не только нормативный метод, но и рыночный.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector