Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвентаризация расчетов по налогам и сборам

Инвентаризация расчетов

Образец приказа о проведении инвентаризации расчетов

Инвентаризация должна проводиться в любой организации, это установлено ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В процессе инвентаризации необходимо сопоставить фактическое наличие объектов с данными бухгалтерского учета, одним из обязательных этапов является инвентаризация расчетов.

Необходимость проведения инвентаризации

Порядок инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). Также определены ситуации, в которых инвентаризация обязательна (пункты 1.5, 1.6 Приказа № 49), в частности перед составлением годовой отчетности.

Кроме того, организация сама вправе определить, когда и как проводить инвентаризацию. Например, детально порядок инвентаризации расчетов может быть предусмотрен в локальном акте, положении по инвентаризации, с указанием сроков, процедуры и порядка оформления документов.

При этом организация вправе разработать собственные формы документов или использовать унифицированные формы, в частности акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17 и справку к акту, с указанием документа, подтверждающего задолженность.

Проведение инвентаризации расчетов

Инвентаризация расчетов регламентируется пунктами 3.44 — 3.48 Приказа № 49, согласно которым проверяются расчеты со всеми дебиторами и кредиторами. Необходимо проверить данные по счетам 60, 62, 68, 70, 71, 73, 76, а также расчеты с иными дебиторами и кредиторами.

Отдельно приказ о проведении инвентаризации расчетов можно не составлять, если этот этап проводится в рамках инвентаризации всех объектов и обязательств организации.

Скачать образец приказа о проведении инвентаризации расчетов

До проведения инвентаризации необходимо вести постоянную работу по контролю за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, формировать документальное подтверждение. Часто предприятия обращают пристальное внимание на получение задолженности, но своевременное перечисление платежей имеет не меньшее значение, так как повлечет штрафные санкции, особенно в отношении бюджетных платежей, поэтому надо особое внимание обратить на налоговую инвентаризацию.

В рамках инвентаризации:

  • проводится проверка наличия документов;
  • осуществляется сверка с отражением в учете числящейся задолженности;
  • выявляется просроченная задолженность.

При наличии большого объема операций и количества контрагентов в целях внутреннего контроля организацией может быть установлено проведение инвентаризация расчетов чаще одного раза в год.

Инвентаризация по налогам и сборам

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с налоговым органом по платежам в бюджет.

Согласно подп. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ предоставление справок по платежам и проведение сверок являются обязанностями налоговых органов. Результаты совместной сверки налоговых платежей оформляются актом. Порядок проведения сверки установлен п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ в редакции от 21.01.2013 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Для проведения в организации инвентаризации расчетов по налогам и сборам необходимо получить акт сверки расчетов. Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ в редакции от 23.01.2014 утверждена форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

В акт инвентаризации включаются данные, исходя из акта сверки с налоговым органом, которые сверяются с отражением в учете. По результатам инвентаризации при необходимости предпринимаются меры по возврату переплаты из бюджета и погашению недоимки.

Инвентаризация расчетов с контрагентами

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с контрагентами – поставщиками, покупателями и иными дебиторами и кредиторами. Это может быть установлено в локальном порядке проведения инвентаризации расчетов с указанием сроков ежегодной инвентаризации и сроков начала процедуры сверки с контрагентами в рамках подготовки к годовой инвентаризации.

Акт сверки составляется в двух экземплярах и направляется всем дебиторам и кредиторам. Установленной формы не существует, поэтому организация может разработать собственную форму акта. Рекомендуется указывать достаточно подробно информацию, а не только сальдо на дату сверки.

Надо учитывать, что акт сверки – это не просто формальность для инвентаризационных документов, а документ, подтверждающий взаиморасчеты с контрагентом, и в случае разногласий акт сверки может фигурировать в суде. Поэтому необходимо отнестись ответственно и к разработке формата документа, и к внесению данных. В первую очередь необходимо указать данные контрагента, данные договора, чтобы не было разногласий, в рамках какой сделки и с кем проводится сверка. Можно подробно указать платежи, особенно если были просрочки, а также общую сумму за период. Зависит от того, насколько удобно это организации и отражает расчеты. Обязательно подписание акта сверки уполномоченным лицом контрагента. Рекомендуется проверить полномочия на подписание, особенно в случае наличия задолженности.

Инвентаризация расчетов с контрагентами является серьёзным этапом инвентаризации, и может быть выделена рабочая комиссия для проведения только этого этапа.

В процессе инвентаризации проводится сверка всех документов с данными учета, может обнаружиться ненаправление актов контрагенту или подписание с разногласиями. Поэтому надо проверить договорные условия, указание на сроки исполнения обязательств. Затем сверить их с отражением в учете задолженности и сопоставить с условиями договора.

В процессе инвентаризации выявляется и задолженность, срок взыскания которой истек. Надлежащее оформление результатов инвентаризации имеет важное значение для отражения не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Так, суд подтвердил правомерность доначисления налога на прибыль в связи с тем, что дебиторская задолженность была списана без документального оформления. В решении суда указано, в том числе, об отсутствии актов инвентаризации на конец налогового периода (Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 305-КГ15-13588 по делу N А40-29510/2014 ).

Помимо инвентаризации с покупателями, поставщиками, необходимо проверить расчеты с иными дебиторами и кредиторами, в частности, провести инвентаризацию расчетов с банками, особенно при наличии кредитных обязательств.

В случае выявления сумм с истекшим сроком давности акты инвентаризации будут одним из оснований для списания таких сумм на финансовые результаты организации.

Инвентаризация расчетов: проблемы и решения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.03.2016 2016-03-15

Статья просмотрена: 4845 раз

Библиографическое описание:

Макарова, О. В. Инвентаризация расчетов: проблемы и решения / О. В. Макарова, Ю. С. Котельник. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 493-498. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26874/ (дата обращения: 10.04.2020).

Актуальность темы. Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов. Инвентаризация расчетов является наиболее сложным и проблемным вопросом в современных условиях.

Актуальность статьи обусловлена большим интересом к данной теме в современной науке в частности со стороны таких авторов как Супряга Р. А., Боровская И. В., Тепляков А. Б., с другой стороны, ее недостаточным раскрытием и разработанностью практического материала для применения финансовыми службами хозяйствующих субъектов. Таким образом, рассмотрение вопросов инвентаризации расчетов носит теоретическую и практическую значимость.

Объектом исследования в статье выбран анализ условий проведения инвентаризации расчетов коммерческих организаций Российской Федерации и разработка практических рекомендаций по ее проведению.

Целью статьи является формулировка этапов проведения инвентаризации расчетов для корректного практического отражения результатов инвентаризации при составлении годовой финансовой отчетности.

Основной материал. Годовая инвентаризация расчетов проводится, как правило, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом с целью подготовить данные для составления достоверной годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация проводится путем проверки достоверности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета на конец года. Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов приведены в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 [7].

В ходе инвентаризации расчетов проверяется правильность и обоснованность дебиторской и кредиторской задолженности, которая числится у хозяйствующего субъекта и выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Инвентаризация расчетов включает проверку расчетов:

 с банками по займам (кредитам);

 с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам;

 работниками, в том числе подотчетными лицами;

 другими дебиторами и кредиторами.

Предлагаем семь правил, которым в обязательном порядке надо следовать при проведении инвентаризации расчетов и при отражении ее результатов в бухгалтерском учете.

Читать еще:  Ооо на усн наличные расчеты

Правило первое. Создать специальную комиссию.

Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия, состав которой утверждается руководителем в обязательном порядке. В состав инвентаризационной комиссии могут входить: представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, инженеры и другие). Следует обратить особое внимание на важные аспекты данного правила, такие как:

  1. В состав инвентаризационной комиссии не могут входить материально-ответственные лица, но они в обязательном порядке должны присутствовать при ее проведении.
  2. Ни один из членов комиссии не должен отсутствовать во время проведения инвентаризации, в обратном случае, что все результаты могут быть признаны недействительными.

Также важно знать другие случаи обязательного проведения инвентаризации расчетов:

 ликвидация или реорганизация организации;

 смена руководителя организации;

 имущество подлежит выкупу или передается в аренду;

 выявление факта хищения, порчи имущества, пожар и другое.

Правило второе. Издать приказ руководителя.

Приказ о проведении инвентаризации (либо другой распорядительный документ) является обязательным аспектом. Унифицированная форма приказа № ИНВ-22 утверждена Госкомстатом России (Постановление от 18.08.1998 г. № 88). И хотя с 1 января 2013 года с вступлением в силу Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [5] формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, большинство бухгалтеров предпочитают использовать именно эту форму приказа.

В приказе нужно обязательно отразить: состав инвентаризационной комиссии, причину и срок инвентаризации, объекты инвентаризации.

Правило третье. Подготовка кпроведению инепосредственно проведение инвентаризации расчетов.

Остановимся на этом правиле поподробнее и рассмотрим все виды расчетов организаций.

Инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками.

Инвентаризация расчетов с покупателями, заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами, кредиторами заключается в проверке сумм, которые числятся на счетах:

 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:

 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для проверки сумм на указанных счетах организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами сверки. Данная сверка с контрагентами и является подготовительным этапом к самой процедуре инвентаризации. Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нем указывается дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров, работ, услуг, а также сумма оплаты с реквизитами платежных документов. Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй — направляется в организацию, с которой проводится сверка. Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные. Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте. После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.

Помимо актов сверки, для проверки состояния расчетов с поставщиками, покупателями используются такие первичные документы, как: договора, товарные накладные, акты выполненных работ и другие документы.

Инвентаризационная комиссия проверяет все документы, касающиеся дебиторской и кредиторской задолженности, и на их основании определяет общую сумму каждого вида задолженности. Кроме того, устанавливается сумма дебиторской задолженности, подтвержденная дебиторами, не подтвержденная дебиторами, а также с истекшим сроком исковой давности.

Кроме того, при инвентаризации расчетов проверяется правильность документального оформления взаиморасчетов, если они имели место. В действующем законодательстве для подтверждения данной операции единой формы документов не установлено, в связи с чем, организации используют самостоятельно разработанные виды документов, например: соглашение о погашении взаимных обязательств, акт зачета взаимных требований и другие. В документах, отражающих операции по взаиморасчетам должны быть обязательно отражены сведения о том, по какому товару (работе или услуге), на какую сумму и в счет какого обязательства производится взаиморасчет.

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности не отражаются отдельно с делением на краткосрочную (срок ее погашения ожидается в течение года после отчетной даты) и долгосрочную (срок ее погашения ожидается не раньше, чем через год после отчетной даты) и также с делением на дебиторскую и краткосрочную. Данный учет бухгалтера вынуждены вести в разрезе аналитического учета с составлением пояснительных записок к финансовой отчетности. Чтобы определить суммы краткосрочной и долгосрочной задолженности, во время инвентаризации проверяются сроки погашения дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухгалтерского учета на конец отчетного года.

Данная особенность учета и отражения в финансовой отчетности краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженностей является, по-моему мнению, несовершенством учета.

Порядок проведения инвентаризации прочих расчетов

Обязательной инвентаризации в бухгалтерском учете подлежат расчеты, отражаемые на следующих счетах:

 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Правильность и обоснованность сумм по этим счетам проверяется следующим образом.

При инвентаризации расчетов с банками по полученным кредитам проверяется наличие и содержание кредитных договоров, своевременность и правильность отражения на счетах сумм полученных и возвращенных кредитов, их целевое использование, а также правильность отражения в учете процентов за пользование заемными средствами.

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, сборов и взносов; исчисленных в налоговых декларациях и с суммами, перечисленными в бюджет и фонды.

Согласно пункту 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н суммы расчетов с банками и бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе неурегулированных сумм по счетам бухгалтерского учета не допускается. С этой целью проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухгалтерском учете, с суммами, отраженными в налоговой инспекции по лицевому счету организации.

При инвентаризации расчетов с работниками проверяются счета 70, 71, 73 и 76. Так, по счету 70 проверяется правильность отражения задолженности перед работниками, сумм начисленной заработной платы, выплаченной заработной платы, переплат работникам. В частности проверяется, не числятся ли на этом счете не выплаченные работникам в срок (из-за неявки) суммы заработной платы, которые своевременно не задепонированы. Если подобные суммы обнаружены, их следует в обязательном порядке задепонировать, то есть списать со счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на счет 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам».

Для инвентаризации расчетов с подотчетными лицами анализируются данные авансовых отчетов работников. По этим документам проверяется соответствие выданных и возвращенных средств данным бухучета, сроки отчетности составленной подотчетными лицами, а также устанавливается целевое использование израсходованных сумм. Кроме того, проверяется наличие подтверждающих оправдательных документов, а также выявляются суммы, срок выдачи которых под отчет истек.

Инвентаризацией расчетов по прочим операциям проверяются расчеты организации с работниками по предоставлению и погашению займов, как с начислением процентов за пользование, так и беспроцентных, уплате процентов по ним, возмещению материального ущерба работниками в результате брака, хищений и недостач денежных средств, материальных ценностей и прочее.

Правило четвертое. Занести полученные данные винвентаризационные описи сприложением справок.

Формы инвентаризационных описей (актов) можно разработать самостоятельно либо использовать формы представленные в приложениях к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и обязательств № 34н [6].

Результаты инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками, например, оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме № ИНВ-17. В этой справке указываются:

 реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;

 дата и причина возникновения задолженности;

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17. В нем отражаются:

Читать еще:  Продажа программного обеспечения бухгалтерский учет

 наименование организации дебитора (кредитора);

 счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

 суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

 суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

По расчетам с банками, бюджетом и внебюджетными фондами строго утвержденных форм не существует, организации вправе разрабатывать формы актов и описей самостоятельно. Предлагается форма Акта инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами (Таблица 1).

Акт инвентаризации расчетов сбюджетом, внебюджетными фондами по налогам исборам

Видыналогов исборов

По данным учета организации

Инвентаризация расчетов

Инвентаризация является одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены в Федеральном законе от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательна инвентаризация. Правила ее проведения определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49.

Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее обязательства. Организации в процессе своей хозяйственной деятельности взаимодействуют с другими хозяйствующими субъектами (поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и т.п.), кредитными организациями, органами государственной и законодательной власти и т.д., а также с физическими лицами.

Правильность осуществления расчетов с ними и обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, проверяются в процессе инвентаризации.

В ходе инвентаризации проверке подвергаются следующие виды расчетов:

  • с подотчетными лицами;
  • с работниками;
  • с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • с банками;
  • с покупателями и заказчиками;
  • с поставщиками;
  • со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс;
  • с прочими дебиторами и кредиторами.
  • На подготовительном этапе лица, ответственные за отражение соответствующих хозяйственных операций, представляют инвентаризационной комиссии:
  • регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов;
  • первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов;
  • акты сверки.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Необходимо проверить наличие первичных документов, подтверждающих произведенные подотчетным лицом расходы. Если по истечении срока, на который был выдан аванс, работник не представил в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах, выданные работнику денежные средства могут быть включены в совокупный облагаемый доход работника.

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Следует проверить правильность начисления налогов с заработной платы, правомерность применения льгот по налогам.

Порядок проведения сверки расчетов по налогам и сборам с бюджетом приведен в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, утвержденном приказом МНС России от 10.08.04 г. № САЭ-3-27/468@ (с изменениями и дополнениями от 16.09.04 г.). Правила сверки расчетов налогоплательщиков с бюджетом, изложенные в этом документе, применяются начиная с 1 ноября 2004 г.

Сверка расчетов с бюджетом должна проводиться в обязательном порядке в следующих случаях:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
  • при процедуре cнятия налогоплательщика с налогового учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре cнятия налогоплательщика с налогового учета при ликвидации (реорганизации) юридического лица;
  • по инициативе налогоплательщика;
  • в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Формы документов, которыми оформляется результат сверки, и методические указания по их заполнению утверждены приказом МНС России от 31.08.04 г. № САЭ-3-27/483 (в ред. приказа МНС России от 16.09.04 г. № САЭ-3-27/499). К ним относятся:

  • Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом — форма № 23 (полная);
  • Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом — форма № 23-а (краткая);
  • Справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам — форма № 39-1.

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками налоговой инспекции формирует акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по формам № 23 (полная), 23-а (краткая), справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме № 39-1 на основе данных соответствующих налогового органа в двух экземплярах.

Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. Если обнаружены расхождения данных налогового органа и налогоплательщика, то срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не должен превышать 15 рабочих дней.

В случае отсутствия в форме № 23-а (краткая) расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика документ подписывается налогоплательщиком и должностным лицом, оформившим его. Начальник отдела работы с налогоплательщиками визирует оба экземпляра документа. Первый экземпляр подготовленного акта сверки по форме № 23-а (краткая) в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения для отправки заказным отправлением с уведомлением. Если акт сверки расчетов с бюджетом по форме № 23-а (краткая) вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Акт сверки может быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме № 23 (полная).

Если ошибка допущена по вине налогового органа, то она исправляется на основе служебной записки, поданной должностным лицом, выявившим ее, в отдел, допустивший ошибку. Служебная записка должна быть подана в тот же день. Срок для исправления ошибок — 3 рабочих дня.

После исправления всех ошибок в базе данных в течение трех рабочих дней формируется акт сверки расчетов с бюджетом по форме № 23-а (краткая) с учетом внесенных изменений в двух экземплярах. Первый экземпляр акта с подписями налогоплательщика и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику.

Если сверка проводится при снятии налогоплательщика с налогового учета в случае перехода из одной инспекции в другую или в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица, документы составляются в трех экземплярах и визируются начальником отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр вручается налогоплательщику. На втором и третьем экземплярах ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Один экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов, для последующего направления в налоговый орган по новому месту постановки на учет, другой остается в налоговом органе по месту проведения сверки.

Сверка остатков на расчетном счете на конец года обычно происходит по инициативе банка. Банк представляет организации-клиенту акт сверки остатков денежных средств на 1 января нового года в двух экземплярах. Форма акта произвольная и зависит от компьютерной программы, установленной в банке. Организация-клиент подтверждает указанный остаток. Оба экземпляра акта подписываются руководителем и главным бухгалтером организации и заверяются печатью организации. Один экземпляр возвращается в банк, второй — подшивается с инвентаризационными документами.

До начала сверки расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и с прочими дебиторами и кредиторами стороны подписывают акт сверки задолженности между организациями. Форма акта произвольная и разрабатывается организацией. Акт составляется в двух экземплярах: по одному для каждого участника. Можно использовать следующую форму акта:

Акт сверки задолженности между ООО «Альфа» и ООО «Вега»

Читать еще:  Расчет амортизационной премии пример для налоговой

по состоянию на 31.12.04 г.

ООО «Альфа» по договору на выполнение работ по переработке давальческого сырья от 15.07.04 г. № 6 выполнило работы на сумму 354 тыс. руб., в том числе НДС 54 тыс. руб. (счет-фактура № 97 от 12.10.04 г., акт).

ООО «Вега» по договору поставки от 31.07.04 г. № 14 отгрузило материалы на сумму 188,8 тыс. руб., в том числе НДС 28 800 руб. (счет-фактура № 113 от 20.08.04 г., накл.).

ООО «Вега» перечислило также платежным поручением № 127 от 14.10.04 г. в счет частичного погашения задолженности 106 200 руб., в том числе НДС 16 200 руб.

Стороны пришли к соглашению о зачете взаимных требований по указанным договорам.

Таким образом, задолженность ООО «Вега» перед ООО «Альфа» составляет 59 тыс. руб., в том числе НДС 9 тыс. руб.

Тема 2.3 Порядок проведения инвентаризации расчетов

В результате освоения студент должен знать:

— порядок инвентаризации расчетов;

— порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

— технологию определения реального состояния расчетов;

— порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета;

Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами предполагает проверку расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами с целью подтверждения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Прежде чем начать проверку, комиссия должна получить от бухгалтерии организации специальную справку — приложение к форме N ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», в которой приводят развернутую информацию по каждому дебитору и кредитору:

— наименование, адрес, телефон контрагента;

— документ, подтверждающий задолженность.

На основании справки инвентаризационная комиссия заполняет форму N ИНВ-17. В ней указывают наименование дебитора (кредитора), общую сумму задолженности с расшифровкой:

Согласно п. 1.2 Методических указаний дебиторская задолженность относится к имуществу организации, а кредиторская задолженность и резервы — к финансовым обязательствам.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности важно провести инвентаризацию расчетов, которая заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов с банками, бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами (п. 3.44 Методических указаний).

Инвентаризация проводится путем проверки сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета на конец года, а также выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Инвентаризация включает проверку расчетов с:

— покупателями и поставщиками (сч. 60, 62, 76);

— банками по займам (кредитам) (сч. 66, 67);

— бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам (сч. 68, 69);

— работниками, в том числе подотчетными лицами (сч. 70, 71, 73, 76-4);

— другими дебиторами и кредиторами (сч. 76).

При проведении инвентаризации расчетов используются данные аналитического учета, первичные документы.

Инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками.

При инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами икредиторами организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами.

Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нем указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), а также сумма оплаты и реквизиты платежных документов за сверяемый период (год). Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй направляется в организацию, с которой проводится сверка. Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные. Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте. После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации. Во время инвентаризации проверяются также сроки погашения дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухучета на конец года.

Торговая организация составляет акты сверки (в двух экземплярах) со всеми своими поставщиками, покупателями и направляет их им любым удобным способом (например, доставляет курьером, почтой). Организация, получившая акты, подтверждает сумму задолженности либо (если не согласна с результатом) формирует свой акт сверки. В любом случае один экземпляр акта должен вернуться в торговую организацию с печатью, подписью уполномоченных на то лиц организации-контрагента. Подтвержденные таким образом суммы дебиторской (кредиторской) задолженности можно считать достоверными.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме N ИНВ-17. В этой справке указываются:

— реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;

— дата и причина возникновения задолженности;

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17.

Инвентаризация расчетов с банками

При инвентаризации расчетов с банками по полученным кредитам проверяются наличие и содержание соответствующих договоров, своевременность и правильность отражения на счетах сумм полученных и возвращенных кредитов, их целевое использование, а также правильность отражения в учете процентов за пользование заемными средствами.

Инвентаризация расчетов с бюджетом

Рассмотрим порядок проведения. В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.

Согласно Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставлять на бухгалтерском балансе неурегулированные суммы по этим расчетам не допускается.

НК РФ п.11 статья 32 указывает, что налоговые органы обязаны: осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

Как правило, сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

— ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

— при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;

— при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;

— по инициативе налогоплательщика;

— в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах

Итак, получить информацию о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам могут любое юридическое лицо и предприниматель, обратившись с заявлением в свою налоговую инспекцию. Те организации, которые представляют налоговые декларации в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, могут воспользоваться электронным способом подтверждения расчетов. Получить данную информацию следует на дату, максимально близкую к отчетной.

Инвентаризация расчетов с работниками организации

В процессе инвентаризации расчетов с работниками организации (счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям») могут быть выявлены невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов. Кроме того, выявляются суммы переплат работникам, устанавливаются причины их возникновения.

Итак, инвентаризационная комиссия должна подтвердить:

— либо наличие кредиторской задолженности перед работниками;

— либо наличие дебиторской задолженности работников перед организацией.

Для этого необходимо проверить документы, на основании которых задолженность возникла и, возможно, была частично погашена.

При проведении инвентаризации расчетов с работниками необходимо проверить задолженность, которая числится по счетам синтетического учета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector