Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отдел анализа и планирования налоговых проверок

Как планируются налоговые проверки

Любую организацию или индивидуального предпринимателя интересует, насколько велика вероятность налоговой проверки, когда его бизнес подвергнется столь серьезному испытанию. Практика показывает, что по результатам таких проверок, как правило, доначисляются недоимки по налоговым платежам, штрафы и пени в значительном размере и лишь 7 % налогоплательщиков избегают доначислений.

Расскажем, по каким критериям обычно составляется план налоговых выездных проверок, у каких организаций имеются риски попасть в этот план.

План налоговой проверки готовится на основе предпроверочного анализа деятельности организации и утверждается управлением ФНС. Такой анализ проводят аналитики. Это могут быть отделы или специально созданные группы в налоговой инспекции.

Как проводят предпроверочный анализ?

В рамках предпроверочного анализа аналитики изучают информацию о компании, полученной как из внешних, так и внутренних источников. Схема проведения анализа представлена на рис. 1.

У банка, в котором открыты счета организации, запрашивается расширенная выписка за проверяемый период, внимательно изучаются контрагенты компании — претендента на проверку. Кроме этого, инспекторы изучают общедоступную информацию, размещенную на интернет-ресурсах или в средствах массовой информации, на официальном сайте компании.

Предпроверочный анализ данных об организации на основании внутренних источников представлен в табл. 1, из внешних — в табл. 2.

После проведенного анализа составляется заключение. Заключение аналитиков содержит рекомендации по выездным проверкам и предполагаемые суммы доначислений по результатам проверок.

Расчет суммы предполагаемых доначислений

Суммы предполагаемых доначислений по результатам проведенного анализа могут быть рассчитаны по следующим основаниям (табл. 3).

Для наглядности приведем примеры ситуаций, которые могут заинтересовать налоговых инспекторов.

Пример 1

Данные организации по Отчету о финансовых результатах и декларации по налогу прибыль приведены в табл. 4. Сравним их и оценим риски.

Как видим, доход в декларации по прибыли меньше дохода, отраженного в Отчете о финансовых результатах, а расходы в декларации превышают расходы в бухгалтерской отчетности. Прибыль в бухгалтерском учете составляет 1500 тыс. руб., а в налоговом — всего 10 тыс. руб.

По такой отчетности налоговые аналитики могут доначислить налог на прибыль следующим образом:

1. Рассчитаем разницу между суммой доходов и суммой расходов в бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по формуле:

(стр. 010 формы № 2 + стр. 2340 формы № 2 – стр. 010 декларации – стр. 020 декларации) – (стр. 2120 формы № 2 + стр. 2350 формы № 2 + стр. 2150 формы № 2 – стр. 030 декларации – стр. 040 декларации) = (25 350 + 2750 – 25 350 – 1750) – (20 000 + 4450 + 2150 – 24 850 – 2240) = 1000 – (–490) = 1490.

2. Умножим полученную разницу на ставку налога на прибыль:

1490 тыс. руб. × 20 % = 298 тыс. руб.

Доначисления по налогу на прибыль составят 298 000 руб.

Обязаны ли налоговики предупреждать о налоговых проверках?

План налоговых проверок составляется исключительно для личного пользования. Узнать, на законных основаниях включена организация в него или нет, нельзя, так как план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован.

Соответственно, обязанности предварительно ознакомить компанию с намерением провести выездную налоговую проверку у налогового органа нет. Об этом неоднократно упоминалось ранее в письмах ФНС, например, от 18.11.2010 № АС-37-2/15853, 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@, а также в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 № А28-2594/2011.

Как узнать о готовящейся выездной проверке?

Бывают ситуации, когда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, если руководство компании своевременно сможет подготовить необходимые документы к проверке, то в ходе самой налоговой проверки не нужно будет тратить время на их сбор.

Предупредить о грозящей проверке могут контрагенты компании — поставщики (или покупатели), сообщив о том, что у них в числе прочих запрашивают документы в отношении сделок с вашей компанией.

Сведений о проверке могут поступить из банка — сотрудники банка могут сообщить, что инспектор интересуется движением денежных средств на счетах вашей компании, в частности основаниями поступления денег на расчетный и/или валютный счет и куда списываются деньги с данного счета.

Все это может стать сигналом для компании, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все связи налогоплательщика на наличие в них схем уклонения от налогообложения, мнимых или притворных сделок.

А. Анисимова,
эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2019.

План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут

Мы благодарим нашу читательницу Е.А. Никонову, главного бухгалтера ООО ПКФ «БиК» из г. Уфы, за предложенную тему статьи.

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверо к Письмо ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Читать еще:  Анализ актива и пассива бухгалтерского баланса

Контрагент сообщил вам, что налоговики запросили у него документы по вашим совместным сделкам? Это один из тревожных звоночков, свидетельствующих о приближающейся выездной проверке

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщико в Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверо к Письмо ФНС от 31.07.2007 № 06-1-04/505 .

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговико в разд. 4 Концепции . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

Мнение читателя

“ А я всегда у своего инспектора отдела камеральных проверок узнаю, нет ли нас в плане на выездную. Причем абсолютно безвозмездн о ” .

Валентина Сергеевна,
главный бухгалтер, г. Санкт-Петербург

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа не т Письма ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853, от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 № А28-2594/2011 .

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверк у п. 1 ст. 89 НК РФ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ .

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сдело к пп. 2, 3, 5 ст. 93.1 НК РФ; Письмо Минфина от 20.06.2008 № 03-02-07/1-225 . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

Выездная налоговая проверка — формальность. Судьба компании решается до проверки

Выездная налоговая проверка — это страх налогоплательщиков. Но на самом деле боятся проверки не стоит. Когда к предпринимателю пришли с проверкой, у ФНС уже собрана вся доказательная база против компании. Выездная проверка — формальность. Что это значит? Что ФНС собирает всю необходимую ей информацию до проверки.

Почему ФНС доначисляет налоги в 99,2% случаев проведения выездных налоговых проверок?

Потому, что налоговая пользуется программным обеспечением: несколькими программами, которые анализируют деятельность налогоплательщика и позволяют ФНС заранее понять, есть ли нарушения, за которые можно доначислить. Это называется предпроверочным анализом.

Из этого следует вывод, что если ФНС пришла, значит, нарушения уже найдены. Их осталось только зафиксировать в ходе проверки. Это, как говорится, дело техники.

Но доначислить — это не цель ФНС. Цель — взыскать. Доначисление налогов без взыскания инспекции не нужно и даже вредно, поскольку на предпроверочный анализ и саму выездную проверку тратится время сотрудников.

Из этого следует второй вывод: при предпроверочном анализе, о котором мы ещё поговорим, ФНС проверяет, можно ли взыскать налог за счёт самой компании и/или её руководителей, учредителей и даже членов их семей.

Каким программным обеспечением пользуется налоговая, чтобы выйти на ВНП?

Вручную невозможно обработать всю информацию, которой владеет ФНС, и тем более невозможно сделать из этой информации выводы. Поэтому на службе у налоговой много программ, которые собирают, сопоставляют и анализируют информацию. Вот некоторые из них:

АСК НДС-2. Эта программа ищет разрывы в цепочке уплаты НДС. Как? Сопоставляет информацию, полученную от компании-налогоплательщика с информацией от его контрагентов. Если есть «разрыв», то, возможно, кто-то «химичит» с НДС. У АСК НДС-2 есть «надстройка». Это

СУР АСК НДС-2. Программа, которая выставляет каждому налогоплательщику уровень риска: «низкий», «средний», «высокий». В категорию «высокий риск» попадают компании, которые не имеют ресурсов, чтобы заниматься заявленной деятельностью, платит НДС по минимуму или не платят вообще, связанные с однодневками.

Читать еще:  Управленческий анализ проводится как часто

Кстати, мы писали об этих программах в статье, посвящённой СУР АСК НДС-2.

Программно-информационный комплекс (ПИК) «ВНП-Отбор» анализирует известные данные о компании по 43-ём критериям. Программа начисляет баллы. Больше баллов — подозрительнее компания, вероятность выездной проверки выше.

ПИК «Однодневка» собирает сведения о «массовых» учредителях и руководителях компаний и о «массовых» регистрациях. К контрагентам таких компаний будут вопросы. И не только к ним. Инспектор «разматывает» всю цепочку компаний, связанных с однодневкой. Поэтому даже самые честные и добросовестные компании внезапно могут оказаться в одной цепочке с однодневкой.

ПИК «Налог-3». Самая всеобъемлющая база, в которой собрана масса информации о налогоплательщике: наличие средств, имущества, состав учредителей и руководителей и т.д.

Подобных ПИКов у ФНС много. Они обновляются, совершенствуются, интегрируются друг с другом.

ФНС пользуется не только своими ПИКами.

Запросы в банк как доказывание необоснованной налоговой выгоды

При изучении банковской выписки «спорного» контрагента инспекция делает вывод: что контрагент не осуществляет операции, свойственные обычной хозяйственной деятельности (не имеет расходов на уплату коммунальных платежей, электроэнергии, аренды, канцелярских товаров, заработной платы); движение денежных средств по счетам контрагента носит транзитный характер. Оплата производится на счета таких же недобросовестных контрагентов с низкой налоговой нагрузкой, и в дальнейшем, обналичиваются через расчетные счета ИП.

Иногда инспекцией удается доказать «круговое» движение денежных средств, т.е. возврат денежных средств по цепочке компаний на счета контролируемой налогоплательщиком компании.

ФНС анализирует также IP-адрес. Если управление счетами компаний происходит с одного компьютера, то это признак взаимозависимости.

Проверят Фейсбук, ВКонтаке и блог

Фискалы не гнушаются и информацией из открытых источников. Бизнесмен радуется покупке Феррари на странице Фейсбука? Рассказывает о строительстве трёхэтажного дома? Фискалы сверят эту информацию со своими данными о доходах бизнесмена. Если он строит дом, а у самого зарплата 100 000 рублей, то вопрос — не обналичивает ли он деньги?

Бизнесмен говорит о «группе компаний», которой он руководит? Вот и повод ещё раз проверить взаимозависимые компании.

Сколько денег и с кого можно взыскать?

Вы помните, что цель – именно фактическое взыскание. Для этого налоговая должна установить, что есть лица, которые причастны к уклонению от уплаты налогов, и с которых можно взыскать деньги. Это руководители, учредители, топ-менеджеры компаний и их семьи.

Чтобы узнать, чем владеют все эти люди, ФНС сделает запросы в Росреестр (недвижимость) и ГИБДД (движимое имущество).

Что после анализа?

Результат проведённого анализа – заключение, в выводах которого указывается, рекомендовано ли проведение ВНП или нет. К этому времени ФНС накапливает такое количество сведений о компании, что заранее может спрогнозировать:

  • сколько будет взыскано;
  • какие мероприятия нужно провести;
  • какие документы и по каким сделкам с какими контрагентами нужно запросить.

Вот откуда берётся 99%-ая эффективность при ВНП. Не забываем и про камеральные проверки, которые позволяют взыскивать «без лишних движений». Камеральные проверки столь же опасны, как и выездные, если не опаснее.

Выводы или «но и есть и хорошие новости…»

Сейчас у ФНС есть возможности собрать огромное количество информации о компании, её контрагентах, сделках, платежах, руководителях, учредителях, членах их семей и движении имущества. Поэтому, когда ФНС проводит выездную проверку, её цель – закрепить доказательную базу, которая уже давно была собрана.

Чем крупнее бизнес, тем он привлекательнее для ФНС с точки зрения доначислений. С большого и взять можно много. Поэтому можно рассмотреть вариант дробления бизнеса, чтобы стать малым в глазах налоговой. Но к дроблению надо подходить очень, очень аккуратно; оптимизация налогов не может быть самостоятельной целью дробления бизнеса. Мы писали о печальном случае, как компании доначислили более 200 млн рублей из-за дробления.

Если по результатам предпроверочного анализа выяснится, что взыскать с компании, взаимосвязанных компаний, контролирующих лиц и членов их семей нечего, то вероятность выездной проверки падает. ФНС нужно взыскать, а не просто доначислить.

Таким образом, рекомендуем вам «раствориться» среди налогоплательщиков и не привлекать к себе излишнего внимания. Также заранее обеспокоиться по поводу своих личных активов, что бы они не пошли на погашение долгов компании. Подробнее об услуге “Сопровождение налоговых проверок” вы можете прочитать здесь.

Любое столкновение бизнеса с налоговой, следственным комитетом или полицией — это риск остаться без бизнеса. И оказаться за решёткой.
  • 99,64% — процент обвинительных приговоров по уголовным делам против предпринимателей.
  • В 90% случаев после проверок бизнес разоряется из-за непосильных доначислений.
  • 17 000 000 рублей — среднее доначисление налогов по результатам выездной проверки по России. В Москве эта цифра в разы выше.

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:

Почему углублённые камеральные проверки опаснее выездных?

Как инспекции взыскивают налоги с взаимозавивимого бизнеса и людей?

IP и MAC-адреса компьютеров — лучшие друзья налоговой?

Осмотры в рамках выездных проверок опаснее выемки документов и компьютеров?

Мы добились отмены решения инспекции в УФНС и сохранили компании 30 млн руб

Почти все директора совершают эту ошибку во время выездной налоговой проверки. Её цена в среднем 56 млн руб

Ваша заявка успешно отправлена!

Читать еще:  Анализ формирования и использования прибыли предприятия

Спасибо большое за обращение в нашу компанию, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Запишитесь на консультацию, чтобы узнать, как безопасно вести свой бизнес, исключить многомиллионные доначисления и уголовные дела

Звоните адвокату прямо сейчас +7 (499) 283-80-20 или оставляйте заявку на обратный звонок

Подпишитесь на новости

Получайте новости об изменениях в законах, анализ судебной практики и рекомендации наших экспертов о том, как обезопасить свой бизнес и себя от налоговых обвинений.

Присоединяйтесь к нам

Спасибо за обращение в нашу компанию, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Спасибо за обращение в нашу компанию, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Приказ Федеральной налоговой службы от 10 июля 2017 г. N ММВ-7-15/542@ «Об организации пилотного проекта по централизации отдельных функций по контрольной и аналитической работе в территориальных налоговых органах»

В целях совершенствования системы налогового администрирования приказываю:

1. Провести пилотный проект по централизации отдельных функций по контрольной и аналитической работе в территориальных налоговых органах Пермского края, Самарской области, Тульской области, Оренбургской области, Костромской области (далее — Проект) в части повышения эффективности:

выявления рисков потерь бюджета, в том числе за счет анализа разрыва финансово-товарных цепочек, определения многосубъектных схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды;

определения групп налогоплательщиков для проведения взаимоувязанных контрольных мероприятий, в том числе камеральных налоговых проверок, мероприятий оперативного контроля, тематических выездных налоговых проверок;

планирования и координации контрольных мероприятий, в том числе рассмотрения вопроса возможности привлечения правоохранительных, контрольных и иных органов исполнительной власти с целью получения дополнительной информации для обоснования позиции налоговых органов в спорных ситуациях и обеспечения доказательной базы в целях обоснованного принятия решений;

внутриведомственного взаимодействия налоговых органов для обеспечения получения информации об участниках незаконных схем ухода от налогообложения;

побуждения налогоплательщика к уточнению и исполнению налоговых обязательств;

подготовки предложений и материалов для проведения выездных налоговых проверок;

проведения взаимоувязанных контрольных мероприятий в рамках проведения камеральных налоговых проверок, предпроверочного анализа, мероприятий оперативного контроля, тематических выездных налоговых проверок;

оценки результативности проведенных мероприятий налогового контроля.

2. Обеспечить создание единой методологии организации контрольных мероприятий в условиях централизации отдельных функций контрольной и аналитической работы и совершенствование системы мониторинга деятельности налогоплательщика с использованием информации из внутренних и внешних источников.

3. Назначить Директором Проекта заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Егорова.

4. Назначить Руководителем Проекта начальника Управления камерального контроля А.В. Егоричева.

Паспорт проекта «Централизация отдельных функций по контрольной и аналитической работе в территориальных налоговых органах» согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

План контрольных событий проекта «Централизация отдельных функций по контрольной и аналитической работе в территориальных налоговых органах» согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

состав Рабочей группы по реализации проекта «Централизация отдельных функций по контрольной и аналитической работе в территориальных налоговых органах» согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

7. Установить период проведения Проекта с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.

8. Управлению ФНС России по Пермскому краю (Л.Р. Стругова), Управлению ФНС России по Самарской области (А.В. Вихров), Управлению ФНС России по Тульской области (В.А. Суханов), Управлению ФНС России по Оренбургской области (Л.М. Прутовая), Управлению ФНС России по Костромской области (А.Е. Афанасьев) разработать проекты планов-графиков Проекта с указанием мероприятий, сроков их проведения и показателей ожидаемого результата и в срок до 01 августа 2017 года представить их Руководителю Проекта.

9. Руководителю Проекта обеспечить согласование и представление проектов планов-графиков Директору Проекта на утверждение в 10-дневный срок после получения от управлений ФНС России, участвующих в пилотном проекте.

10. Управлениям ФНС России, участвующим в пилотном проекте, в срок до 1 сентября 2017 года представить в ФНС России проекты организационных структур.

11. Управлению кадров (И.В. Шевченко) в 10-дневный срок с момента поступления рассмотреть представленные управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации проекты организационных структур в установленном порядке и представить их на утверждение.

12. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) обеспечить техническую поддержку реализации Проекта и провести модификацию прикладного программного обеспечения, связанного с централизацией отдельных функций по контрольной и аналитической работе, в установленном порядке.

13. Руководителю Проекта совместно с Аналитическим управлением (В.Н. Засько), Финансовым управлением (Т.С. Воробьева) с привлечением структурных подразделений центрального аппарата ФНС России внести в установленном порядке на рассмотрение Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России предложения по определению механизма оценки эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в условиях проведения Проекта и по результатам его завершения.

14. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего приказа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций соответствующих территориальных органов ФНС России на 2017-2018 годы.

15. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Егорова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector