Bynets.ru

Журнал финансиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ структуры доходов консолидированного бюджета рф

Анализ структуры консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации

ФедеральнОе государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «КГТУ»)

Кафедра финансов и кредита

Анализ структуры консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации

по выполнению контрольной работы

по дисциплине «Финансы»

к.э.н., доцент каф. ФинК

1. Цель выполнения работы

Целью работы является формирование навыков по анализу структуры консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. В процессе работы производится анализ:

1. структуры консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по уровням бюджетной системы и видам местных бюджетов;

2. соотношения собственных доходов бюджетов и трансфертов из вышестоящих бюджетов;

3. структуры собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов;

4. результата исполнения бюджетов;

5. выполнения бюджетных назначений по доходам;

6. структуры расходов консолидированного бюджета в соответствии с функциональной классификацией;

7. экономической структуры доходов бюджетов;

8. дефицита регионального и местных бюджетов.

2. Исходные данные

При выполнении контрольной работы используются данные с официального сайта Федерального казначейства.

Порядок получения исходных данных:

1. Зайти на сайт Федерального казначейства http://roskazna.ru/

2. В разделе «Исполнение бюджетов» выбрать «Консолидированные бюджеты субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов»

3. Выбрать отчет за последний завершенный год и скачать zip-архив.

4. В полученном архиве открыть подархив с именем, начинающимся на 0503317 и содержащий файлы Excel:

5. В данном архиве содержатся данные по всем субъектам Российской Федерации. Код субъекта (Приложение 1) включен в имя файла MS Excel:

0503317-3_FO_035-2115933.XLS

В данном примере 35 – код Калининградской области.

Для анализа выбирается файл, код региона которого соответствует последним двум цифрам номера зачетной книжки.

3. Использование MS Excel

Выполнение работы требует базовых знаний о работе табличного процессора (MS Excel пакета Microsoft Office, Calc пакета Open Office). В методических указаниях предполагается использование MS Excel 2007 – 2010.

При выполнении работы рекомендуется использование следующих возможностей:

· работа с листом – закрепление заголовком таблиц;

· использование фильтров значений;

· работа с диаграммами.

4. Порядок выполнения работы

Результаты работы оформляются в виде табличных и графических данных.

4.1. Структура консолидированного бюджета

Цель анализа: определение состава консолидированного бюджета субъекта российской Федерации по видам бюджетов:

· бюджета субъекта Российской Федерации;

· бюджетов городских округов;

· бюджетов муниципальных районов;

· бюджетов городских и сельских поселений;

· бюджетов территориального государственного внебюджетного фонда.

Для анализа структуры используются данные о фактическом поступлении доходов в соответствующие бюджеты. Данные о доходах содержатся на закладке «1». Для проведения анализа оцениваются данные в верхней строке «Доходы бюджета – ИТОГО». При этом из доходов бюджета субъекта Федерации (столбец 18) вычитаются суммы межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты другого уровня. Результаты сводятся в таблицу:

На основе таблицы строится круговая диаграмма:

4.2. Структура доходов бюджетов

Целью анализа является определение основных доходных источников бюджета субъекта РФ и местных бюджетов. На основании полученных данных проводится оценка доли финансовой помощи в общем объеме доходов бюджетов и определяется, какие собственные доходы формируют соответствующие бюджеты.

Для проведения анализа составляется таблица:

*Используется группа, подгруппа и статья доходов.

На основе данных таблицы строится диаграмма структуры налоговых и неналоговых доходов по данным строк 1 … 11.

4.3. Структура расходов консолидированного бюджета

Целью анализа является определение доли расходов на выполнение основных функций государства в соответствии с кодами разделов бюджетной классификации Российской Федерации. Анализ производится на основании отчетных данных о бюджетных расходах (закладка «2»). Анализ производится по консолидированному бюджету субъекта Российской Федерации Для анализа составляется таблица:

На основе данных таблицы строится круговая диаграмма:

4.4. Расчет величины дефицита бюджетов

Целью анализа является расчет размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и общего уровня дефицита местных бюджетов и оценка его соответствия требованиям бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов годового объема его доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, дефицит местного бюджета – соответственно 10 процентов.

Отрицательная величина дефицита означает превышение доходов над расходами (профицит).

Анализ производится на основании ранее полученных данных о доходах бюджета и величине его дефицита (закладка «3»). Анализ производится раздельно по бюджету субъекта Российской Федерации и местным бюджетам. Результат расчета представляется в виде таблицы:

Анализ состава и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Понятие консолидированного бюджета как одного из важнейших инструментов государственной финансовой и экономической политики. Основные показатели консолидированного бюджета Российской Федерации за 2010-2012 гг., их применение при бюджетном планировании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО Байкальский государственный университет экономики и права

Направление 08.01.00.62 Экономика «Финансы и кредит»

По дисциплине «Финансы»

Выполнил: Деканова Анастасия Андреевна

Проверил: канд. экон. наук, доцент

Щукина Татьяна Владимировна

Аналитическая часть


Консолидированный бюджет является одним из важнейших инструментов государственной финансовой и экономической политики. Консолидированный бюджет РФ не рассматривается и не утверждается законодательными органами. Необходимо понимать тот момент, что такой бюджет является, прежде всего статистическим, характеризующий данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории Российской Федерации.


Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ — представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.


Показатели консолидированного бюджета применяются при бюджетном планировании. При анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны (т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему) необходимо знание показателей консолидированного бюджета. Именно с помощью показателей консолидированного бюджета РФ можно найти степень централизации финансовых ресурсов, которые формируются в стране и отражаются в сводном финансовом балансе государства.

консолидированный бюджет бюджетное планирование

Исследуем динамику поступления доходов в консолидированный бюджет РФ. Для этого обратимся к таблице 2.

Таблица 2. Доходы консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Из данной таблицы видно, что общие доходы в периоде с 2010 по 2012 годы имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что экономика страны вышла из экономического кризиса 2008 года, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год. А теперь проанализируем динамику расходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Таблица 3. Расходы консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Данная таблица показывает, что расходы консолидированного бюджета РФ увеличиваются.

Выборы президента в 2012 году привели к увеличению расходов на социальную сферу. Также нельзя забывать и про Олимпиаду в Сочи в 2014 году, про Чемпионат мира по футболу в 2018, реформу милиции, «Сколково» и многое другое. Поэтому в ближайший период расходы будут только расти.

Для полного представления динамики доходов и расходов консолидированного бюджета РФ построим диаграмму.

Данная диаграмма показана на рисунке 1, доходы и расходы (млрд. руб.)

Из представленного рисунка 1 видно, что в 2010 году был дефицит бюджета, связанный с непредвиденными расходами в плане летних пожаров и большое количество государственных средств было направлено на преодоление сложной ситуации, а в периоде с 2011 по 2012 годы ситуация изменилась и дефицит перерос в профицит. Изначально бюджет 2011 года был сверстан с дефицитом в 3,6 процента ВВП. Профицита удалось добиться благодаря росту цен на нефть. А в 2012 году благодаря поступлениям от внешнеэкономической деятельности.

Теперь перейдем, непосредственно, к анализу динамики и структуры прямых налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации.

Для начала составим таблицу поступления прямых налогов в консолидированный бюджет РФ.

Таблица 4. Прямые налоги консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Виды прямых налогов

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Налог на добычу полезных ископаемых

Поступления от налога на прибыль организаций с 2010 по 2012 год увеличились на 581,2 млрд. руб. Поступления от налога на доходы физических лиц, в указанный период, выросли на 471,1 млрд. руб. Поступления от налога на имущество физических лиц возросли на 2 млрд. руб. Суммы поступлений от налога на имущество организаций увеличились на 114,6 млрд. руб. Поступления от транспортного налога возросли на 14,5 млрд. руб. Поступления от налога на игорный бизнес увеличились на 0,4 млрд. руб. Доходы от земельного налога возросли на 25,5 млрд. руб. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 1053,1 млрд. руб. Поступления от водного налога уменьшились на 3,4 млрд. руб. Таким образом можно сделать вывод, что все статьи налоговых доходов, кроме дохода от Водного налога, в периоде с 2010 по 2012 год имели тенденцию роста.

Для более детального анализа налоговых доходов рассмотрим таблицу удельного веса доходов консолидированного бюджета РФ.

Таблица 5. Структура доходов консолидированного бюджета за 2010-2012 гг.

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Налог на добычу полезных ископаемых

Итого прямых налогов:

Из данных представленной таблицы видно, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль организаций более 30% всех прямых налогов.

Наименьший удельный вес имеет налог на игорный бизнес.

Таким образом, можно утверждать, что в целом картина сложилась благоприятная и можно сделать вывод, что на протяжении 2010-2012 гг. доходы консолидированного бюджета росли из года в год.

Но не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Существует важная проблема, такая как недополучение доходов в консолидированный бюджет. Во многом это связано с уклонением как организаций, так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства. Как с этим бороться? Необходимо выбрать правильные и четко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.

Вот какие меры планируется в период 2013-2015 гг. государством в рамках развития налоговой системы.

В рамках налога на прибыль планируется:

1) упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом;

2) изменить порядок восстановления амортизационной премии;

3) исключить из перечня необлагаемых доходов недавно включенные туда доходы в виде имущества или прав, переданных организации ее участниками в целях увеличения ее чистых активов;

4) уточнить понятие агрессивной среды, чтобы сузить сферу применения повышающего коэффициента амортизации.

По налогу на имущество организаций предполагаются следующие мероприятия:

1) освободить от налогообложения движимое имущество (машины, оборудование и др.);

2) перейти к определению налоговой базы исходя из кадастровой, а не остаточной стоимости имущества;

3) поэтапно в течение 7 лет отменить некоторые крупные льготы (например, в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи и т.п.).

Налог на доходы физических лиц:

1) ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения его неоднозначного и расширительного толкования;

2) освободить от налогообложения некоторые социально значимые

доходы, например в виде:

стоимости медицинских услуг, оплачиваемых за своих работников

работодателями на «доходно-расходной» УСНО или ЕСХН;

единовременных выплат безработным в рамках программы

по содействию самозанятости;

земли, бесплатно предоставляемой многодетным семьям.

Таким образом, достижение указанных направлений, в конечном итоге, позволит стабилизировать российскую налоговую систему.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ, часть первая и вторая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (редакция от 03.11.2013);

Книга с 1-3 авторами:

2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. — М.:»Дашков и Ко», 2007. 3. Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: ЮРАЙТ, 2007. — 939 с. Книга с количеством авторов более 3-х:

4. Налоги: учебное пособие / под ред. Ивановой Н.Г. — М.: Налоги и налогообложение, 2008. — 368 с.;

5. Официальный сайт Министерства финансов РФ информационно-аналитический раздел: [Электронный ресурс]. URL: http://www.info. ninfin.ru. (Дата обращения: 9.12.2012 г.).

6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru. (Дата обращения: 9.12.2012 г.). 7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base. garant.ru/70169348/.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и сущность консолидированного бюджета как источника формирования показателей сводного государственного и территориальных финансовых балансов, его доходы и расходы. Состояние и перспективы развития консолидированного бюджета Российской Федерации.

курсовая работа [44,9 K], добавлен 03.10.2014

Анализ социально-экономических показателей Калининградской области. Структура доходов консолидированного бюджета региона и консолидированного бюджета всех субъектов Российской Федерации. Расходы на социальную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство.

контрольная работа [636,1 K], добавлен 09.01.2016

Рассмотрение вопросов консолидированного бюджета различных уровней бюджетной системы. Система формирования консолидированного бюджета Российской Федерации. Анализ и оценка расходной и доходной части консолидированного бюджета Челябинской области.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 31.08.2013

Анализ основных показателей исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов. Изучение особенностей реализации фискальной политики в переходной экономике. Исполнение по расходам республиканского бюджета.

контрольная работа [537,6 K], добавлен 20.10.2013

Динамика доходов консолидированного бюджета России. Анализ темпов роста доходной части консолидированного бюджета РФ. Повышение эффективности механизма перераспределения внутреннего валового продукта посредством формирования федерального бюджета.

курсовая работа [336,8 K], добавлен 13.12.2012

Понятие и значение консолидированного бюджета, характеристика формирования его доходов и расходов на примере Краснодарского края. Сущность и становление бюджетного федерализма в РФ. Основные тенденции развития отношений между бюджетами различного уровня.

курсовая работа [453,8 K], добавлен 15.02.2010

Экономическое содержание и условия обеспечения устойчивости бюджета Российской Федерации. Изучение структуры доходов и расходов федерального (местного и регионального) бюджета. Определение основных задач бюджетной политики России на 2010-2012 гг.

курсовая работа [757,7 K], добавлен 12.10.2010

Экономический анализ источников доходов и структуры расходов бюджета Ставрополья, социальные показатели региона. Оценка дефицита консолидированного бюджета и стратегий увеличения доходов. Анализ отраслевой структуры валового регионального продукта.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 19.09.2011

Бюджетная система РФ и принципы ее построения. Анализ доходов консолидированного бюджета. Динамика доходной части государственных внебюджетных фондов. Оценка расходной части федерального бюджета. Источники покрытия дефицита консолидированного бюджета.

курсовая работа [59,8 K], добавлен 19.03.2014

Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ. Особенности бюджетного устройства. Инвестиционная активность производителей. Высокий уровень ставки банковского процента, падение производства. Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ.

курсовая работа [725,8 K], добавлен 29.08.2010

Консолидированный бюджет — что это такое простыми словами

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов любого уровня, состоящий из федерального и консолидированных бюджетов Российской федерации. Если говорить простыми словами, это суммирование федерального, субъективного госбюджета и местных бюджетов. Формирование такого свода регламентируется законодательством. При рассматривании консолидированного бюджета конкретного субъекта федерации учитываются региональные средства и финансовое состояние муниципальных структур.

Что это такое

Консолидированным бюджетом субъекта РФ считается региональный бюджет совместно с местными структурами, содержащий важные для страны показатели, с помощью которых определяется текущее финансовое состояние бюджета и его распределение на каждую ступень финансовой структуры. При этом можно внедрять определённые котировки, повышающие качество распределения, если обнаружились недостатки.

Показателями пользуются при:

  • бюджетном и сводном финансовом планировании;
  • формировании и использовании денежного фонда государства;
  • разработке прогноза социального и экономического развития государства и регионов;
  • расчётах, характеризующих степень обеспеченности населения и территорий.

Основная функция консолидированного бюджета – объединить показатели определённой территории. Именно в нём отражён баланс расходов и доходов госбюджета, итоги планирования и реализации финансовой политики. Анализ определённых параметров помогает оценить сумму финансового баланса для каждого уровня. Состояние этих параметров зависит от доходов и расходов, демонстрирующих положение в сфере финансов страны и каждой отдельно взятой отрасли.

Доходные и расходные бюджетные характеристики:

Доходные статьи

Бюджетные доходы – это денежные средства, которые поступили в органы государственной власти на безвозвратной и безвозмездной основе с учётом законодательства РФ. Поступления делятся на 4 группы:

  1. Доходы целевых бюджетных фондов.
  2. Безвозмездные перечисления.
  3. Налоговые перечисления.
  4. Неналоговые перечисления.

Список целевых бюджетных фондов:

  • восстановление и охрана водных объектов;
  • управление, изучение, сохранение и воспроизводство водных биоресурсов;
  • содействие военной реформе;
  • министерства атомной энергии РФ;
  • воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • борьба с преступностью;
  • развитие таможенной системы;
  • МНС и служба налоговой полиции;
  • экологические и дорожные фонды.

Безвозмездно перечислять средства могут:

  1. Наднациональные организации.
  2. Государственные организации.
  3. Государственные внебюджетные фонды.
  4. Бюджетные структуры других уровней.
  5. Нерезиденты.

Налоговыми доходами являются законодательно утверждённое налогообложение:

  • прироста капитала, прибыли;
  • совокупного дохода;
  • услуг, товаров, регистрационных и лицензионных сборов;
  • имущества;
  • внешнеэкономических операций и торговли.

Неналоговыми являются доходы, которые приносят:

  1. Внешнеэкономическая деятельность.
  2. Возмещение ущерба.
  3. Штрафы.
  4. Государственное и муниципальное имущество.
  5. Административные платежи и сборы.
  6. Продажа земли и нематериальных активов.
  7. Негосударственные капитальные трансферты.

Расходные статьи

Бюджетные расходы составляют денежные средства, направленные на нужды непроизводственных и производственных организаций, которые получают и распоряжаются бюджетными деньгами. Бюджетные средства могут распределяться по разным уровням системы безвозвратно (субсидиями, субвенциями, дотациями) или возвратно (бюджетными кредитами и ссудами).

Экономическое содержание бюджетных расходов делит их на капитальные и текущие. На всех уровнях преобладают капитальные расходы, которыми обеспечиваются:

  • финансовая помощь другим бюджетным структурам;
  • безопасность и деятельность правоохранительных органов;
  • национальная оборона;
  • обслуживание госдолга;
  • международная деятельность.

Текущими бюджетными расходами обеспечивается:

  1. Государственная поддержка некоторых экономических отраслей.
  2. Работа бюджетных организаций и органов власти.
  3. Другие расходы, находящиеся в списке капитальных.

Особенности финансовой системы страны

Так как в консолидированном бюджете содержится информация о положении бюджетной структуры всех уровней финансирования, важно регулировать каждую отдельную сферу. Бюджетная система России состоит из четырёх уровней, где каждый зависит от предыдущего. Иерархическая структура выглядит таким образом:

  • первый. Госбюджет, включающий объём средств внебюджетных фондов;
  • второй. Бюджетные структуры субъектов государства, дополненные средствами территориальных внебюджетных государственных фондов;
  • третий. Муниципальные бюджеты;
  • четвёртый. Самые мелкие муниципальные структуры.

Такая структура финансовой системы указывает на максимальное значение госбюджета, который демонстрирует ситуацию с финансами в стране. С помощью этой структуры происходит распределение дохода в каждом территориальном объекте. Регулирует эти процессы высший законодательный орган страны – государственное собрание. Денежные средства распределяются на основании утверждённых нормативов, которые одинаковы на всей территории.

Консолидированный бюджет РФ предполагает наличие бюджетов субъектов федерации. Эти структуры формируются в соответствии с законодательством. При этом должна обеспечиваться гарантия независимости каждой территориальной единицы и их максимальная обособленность (при наличии их личной ответственности). Муниципальные бюджеты создаются органами местного самоуправления.

Исполнение бюджета является основной стадией бюджетного процесса и заключается в обеспечении полных и своевременных поступлений доходов, предусмотренных законодательством, и в бесперебойном финансировании запланированных бюджетных расходов. Именно на этой стадии доходы зачисляются в бюджет и производятся расходы.

Применение

Характеристики консолидированного бюджета используются при утверждении государственного финансирования. Эти параметры имеют большое значение при расчётах ставок налогообложения и определении величины дотаций. Далее эти средства направляются в субъекты федерации разного уровня.

Для понимания текущего финансового положения учитывается множество характеристик трат и доходов. С помощью продемонстрированных показателей оценивается и проводится сводный денежный план государства, в котором рассматриваются средства, наполняющие федеральный бюджет. Учёт помогает понять степень эффективности распределения средств, оказывающих влияние на общий баланс финансов государства.

Кроме того, в консолидированном бюджете содержатся данные, используемые при планировании с разным периодом действия. Чтобы оценить экономическое или социальное развитие того или иного территориального субъекта и всего государства, требуется осуществить расчёты, основанные на этих характеристиках. Также они применяются для арифметического моделирования.

Следует обратить внимание на то, что этими данными определяется финансовое обеспечение граждан страны. Показатели, которые используются при этом, помогают увидеть информацию о тратах конкретного гражданина в каждой сфере жизни: образовательной, медицинской, рабочей и т.д. Использованием средних характеристик сравнивается гражданская обеспеченность в рамках конкретной территориальной единицы.

Итоги

На основании вышеописанной информации можно подвести итоги и сделать вывод, что характеристики консолидированного бюджета помогают:

  1. Осуществить точечный анализ финансовой сферы страны.
  2. Делать прогнозы финансового положения страны в будущем.
  3. Определять финансовый баланс и уровень обеспеченности граждан.

При помощи таких финансовых данных можно установить текущую ситуацию в федеральной финансовой системе на всех её уровнях. Эти данные имеют большое значение при планировании финансов, осуществлении прогнозирования по финансовой системе и определении финансового положения любой государственной единицы, как населённого пункта, так и отдельного гражданина.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сущность консолидированного бюджета состоит в том, что он является источником информации и при этом не утверждается в законодательном порядке. Консолидированный бюджет РФ публикуется в ежегодном сборнике государственного комитета статистики РФ (Госкомстат РФ) «Российский статистический ежегодник».

В доходную часть консолидированного бюджета входят налоговые поступления, включая:

налог на прибыль организаций;

налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ);

налог на добавленную стоимость (далее – НДС);

акцизы по подакцизным товарам;

налоги на совокупный налог;

налоги на имущество;

налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) [4].

К неналоговым поступлениям, составляющим консолидированный бюджет РФ, относятся:

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;

доходы от продажи материальных и нематериальных ресурсов;

безвозмездные поступления и др. [4].

Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Структуру бюджетной системы РФ можно представить на рисунке 1.

Консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет РФ

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Федеральные целевые бюджетные фонды

Территориальные целевые бюджетные фонды

Бюджеты муниципальных образований

Бюджеты субъектов РФ

Рисунок 1 – Бюджетная система РФ*

*Источник: составлено автором на основании ст. 10 Бюджетного кодекса РФ [1]

Как видно из схемы, бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты [1].

Каждый из уровней бюджетной системы предназначен для исполнения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, соответственно.

Прежде чем отразить распределение доходов консолидированного бюджета РФ по видам поступлений, в таблице 1 проанализируем распределение общего объёма доходной части бюджета.

Из представленной таблицы видно, что большая часть доходов консолидированного бюджета РФ направляется в федеральный бюджет РФ. За анализируемый период наблюдается положительная динамика поступлений денежных средств в консолидированный бюджет РФ, а как следствие, в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Так в 2010 г. в бюджет государства поступило 16031,93 млрд. рублей, что на 7403,17 млрд. рублей или на 46,18 % меньше, чем в 2012 г. Из них в федеральный бюджет в 2010 г. направилось 8121,54 млрд. рублей, за два года объём денежных средств увеличился на 55,33 %. Из общего размера доходов консолидированного бюджета РФ, в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 6310,55 млрд. рублей, данное поступление меньше аналогичного за 2012 г. на 1589,1млрд. рублей (на 25,18 %).

Поступления по уровням бюджета*

Отклонение 2012 г. от 2010 г.

абсолютное, млрд. руб.

Консолидированный бюджет РФ, млрд. руб., в том числе:

в федеральный бюджет РФ

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

* Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [3]

В 2011 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 20855,4 млрд. рублей. Денежные средства распределились между бюджетами следующим образом: в федеральный бюджет направилось 11172,21 млрд. рублей, в консолидированный бюджет субъектов РФ – 7484,79 млрд. рублей.

Для большей наглядности, представим данные в виде диаграммы, которая отразит распределение доходной части консолидированного бюджета РФ между федеральным бюджетом РФ и консолидированными бюджетами субъектов РФ, и на которой будет чётко прослеживаться динамика наполняемости обоих видов бюджетов (рисунок 2).

Более подробный анализ распределения дохода бюджета возможен при детальном рассмотрении структуры и динамики доходов консолидированного бюджета РФ в зависимости от вида поступлений, наполняющих доходную часть бюджета (таблица 2).

Консолидированный бюджет субъектов РФ наполнялся за счёт такого вида неналоговых платежей, как безвозмездные поступления. В 2010 г. за счёт безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ направилось 1398,89 млрд. рублей, в 2011 г. – 1768,8 млрд. рублей, в 2012 г. – 1624,35 млрд. рублей.

Рисунок 2 – Распределение доходной части консолидированного бюджета РФ, млрд. рублей*

*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [3]

Что касается налоговых поступлений, то не все их них направляются как в федеральный бюджет, так и в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Так налог на доходы физических лиц и имущественные налоги направляются только в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Основным источником пополнения доходной части федерального бюджета РФ происходит за счёт НДС и НДПИ. В 2010 г. за счёт НДС в федеральный бюджет поступило 2498,26 млрд. рублей, в 2011 г. – 3250,41 млрд. рублей, в 2012 г. – 3545,8 млрд. рублей. Поступления НДПИ несколько меньше, но также играют немаловажную роль в формировании федерального бюджета. В 2010 г. за счёт данного налога бюджет пополнился на 1376,64 млрд. рублей, в 2011 г. – на 2007,5 млрд. рублей, в 2012 г. – на 2420,5 млрд. рублей.

Консолидированные бюджеты субъектов РФ пополнялись в основном за счёт НДФЛ, при этом в 2010 г. поступило 1790,5 млрд. рублей, в 2011 г. – 1995,81 млрд. рублей, в 2012 г. – 2261,5 млрд. рублей. Основная часть налога на прибыль направляется в консолидированный бюджет субъектов РФ. В 2010 г. за счёт налога на прибыль бюджет пополнился на 1519,54 млрд. рублей, в 2011 г. – 1927,94 млрд. рублей, а в 2012 г. – 1979,9 млрд. рублей.

Структура и динамика доходов консолидированного бюджета РФ (млрд. рублей)*

Читать еще:  Краткий анализ бухгалтерского баланса
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector