Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ налоговой нагрузки предприятия

Оценка налоговой нагрузки на организацию

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 1972 раза

Библиографическое описание:

Ярыгина, В. С. Оценка налоговой нагрузки на организацию / В. С. Ярыгина, А. В. Плахов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 416-417. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35979/ (дата обращения: 11.04.2020).

Налоговая нагрузка помогает повысить эффективное использование финансов предприятия. При определении налоговой нагрузки выявляется уровень воздействия внесенных налогов на итоги финансовой деятельности предприятия, что помогает раскрыть в достаточной степени эффективные способы уменьшения налоговой нагрузки без противоречия законодательству.

Основной целью комплексного анализа налоговой отдачи предприятий и отраслей на региональном уровне является принятие управленческих решений по повышению эффективности функционирования отраслей и предприятий региональной экономики, по обеспечению устойчивого роста доходов регионального бюджета (не за счет увеличения налоговой нагрузки), привлечению инвестиций в передовые отрасли, а, в конечном счете, способствовать стимулированному развитию национальной экономики. [7]

Достижению данных результатов способствует:

– установление абсолютно точной суммы налоговых расходов;

– определение динамики уплаты налогов в процессе изменения масштаба и видов выполняемых работ организации;

– расчет относительной величины нагрузки налога;

– установление уровня, при котором налоговые расходы не должны превышать допустимые нормы, определение методов снижения расходов в случае их увеличения.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговое бремя, коэффициенты определения налоговой нагрузки.

Точного определения налоговой нагрузки в литературе пока не существует. В основном многие авторы определяют налоговую нагрузку в качестве определенной части налоговых обязательств, которая обязательно выплачивается предприятием без отсрочек и перенесения на другие субъекты экономики страны. Уменьшение величины налоговой нагрузки также не допустимо, когда проводится налоговое планирование, оптимизация налоговых платежей или другие меры.

Противоречивая трактовка налоговой нагрузки заключается в том, что нельзя рассматривать данную нагрузку в качестве объекта управления при анализе какого-то отдельного предприятия. Налоговая нагрузка должна быть неуправляемым объектом, которая не предполагает вариантов оптимизирования.

Однако в реальной практике существует иной подход к налоговой нагрузке:

1) для снижения налогового бремени, Налоговым кодексом предусматривает использование в деятельности предприятия определенных льгот. Статья 145 НК РФ разрешает ряду плательщиков налогов не производить выплату НДС, по решению самого плательщика.

2) Политика предприятия, ведущая налоговый учет определяет ряд мер и положений, которые разрешают выбирать решения в отношении налоговой нагрузки. В частности, применимы амортизация имущества предприятия либо списание излишней стоимости запасов предприятия.

3) Существует ряд специальных налоговых режимов. Каждый решим имеет свою методику расчета и уплаты налоговых обязательств. Выбор режима зависит от предприятия. При желании можно перейти на другой налоговый режим, однако не ранее чем через года, после начала действия выбранного и установленного режима на предприятии [5].

Именно поэтому налоговая нагрузка определяется как часть обязательств по уплате налогов именно самим предприятием и не допускает перекладывание этих обязательств на другие субъекты экономики РФ.

Также сравнивают между собой налоговую нагрузку и налоговое бремя. Одни авторы считают, что данные термины обозначают один и тот же показатель. Другие считают, что «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» — совершенно разные понятия.

Автор Басалаева Е. В. определяет налоговое бремя как часть налоговой нагрузки, в результате которой значительно снижается эффективность деятельности предприятия.

По мнению Федосимова Б. А. в России на предприятиях применяют следующие показатели: доля налогов в выручке, в активах, в валюте баланса и другие [4].

Авторы Вахрушина М. А. и Пласкова Н. С. выделяют показатели, которые, в достаточной степени, должны определять выполнение обязательств при выплате налогов:

– коэффициент налоговой платежеспособности;

– коэффициент налоговой оборачиваемости;

– коэффициент налоговой емкости;

– коэффициент рентабельности налоговых затрат и другие.

Не существует единой методики, которая бы определяла расчеты совокупной налоговой нагрузке при анализе налогов на примере отдельного субъекта экономики.

Предприятиям, несмотря на отсутствие единой методологии и методик при анализе уплат налоговых обязательств, все равно нужно производить расчеты налоговой нагрузки, чтобы в дальнейшем разрабатывать налоговую стратегию и решать задачи по нормализации и уменьшению налоговых рисков [6].

При расчете налоговой нагрузки используют:

  1. коэффициент совокупной налоговой нагрузки — совокупность налоговых платежей к выручке. Данный показатель определяет долю необходимых к выплате налоговых обязательств, которые взимаются из доходов. Если наблюдается снижение коэффициента совокупной нагрузки — это характеризует положительную динамику.
  2. коэффициент налоговой эффективности применяется не для всех налогов, а лишь для определенных:

где: Нi — величина налога i-го вида;

Дj — величина аналитического показателя j-го вида.

Если наблюдается уменьшение данного коэффициента в отношении установленной налоговой ставки, то это означает, что предприятие использовало в своей деятельности льготы.

  1. доля налогов в добавленной стоимости — сумма налоговых платежей к добавленной стоимости. В ее состав включается:

– — фонд оплаты труда работников;

– — чистая прибыль предприятия.

  1. коэффициент налоговой эластичности — изменение относительной налоговой нагрузки при таком же изменении налоговой базы. Данный показатель насколько эффективно применяются льготы и зачетные механизмы. с помощью коэффициента налоговой эластичности можно рассчитать НДС, налог на прибыль, при действии регрессивной шкалы налогообложения.
Читать еще:  Внешний и внутренний анализ

Отличия в анализе и оценки налоговой нагрузке:

  1. изменения в динамике абсолютной налоговой нагрузке не являются достаточными, в связи с тем, что не помогают устанавливать связь с показателями финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Желательно, чтобы анализ налоговой нагрузки рассматривался в изменении абсолютных и относительных показателей;
  2. расширение оценки налоговой нагрузки с помощью использования коэффициента налоговой эффективности поможет хотя бы косвенно оценивать понесенные затраты при предоставлении платежной отсрочки покупателям и наладить кредитную политику на предприятии;
  3. достаточно трудоемок расчет и анализ сравнения динамики коэффициентов налоговой нагрузки в отношении отдельных видов налогов. Поэтому предлагается осуществлять такие расчеты только отношении наиболее «затратных» налогов, таких как:

– налог на прибыль организации

– другие налоги, в зависимости от деятельности предприятия (акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и другие).

Таким образом, были рассмотрены основные моменты при рассмотрении налоговой нагрузки, выделены основные коэффициенты, применяемые при оценке налоговой нагрузки.

  1. Басалаева Е. В. Расчет налоговой нагрузки // Налоги, № 2, 2016. — с. 15–25.
  2. Вахрушина М. А. Анализ финансовой отчетности. М.: Вузовский учебник, 2012. — 367 с.
  3. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333. — 50 с.
  4. Лисовская И. А. Стратегическое управление финансами предприятия // Российское предпринимательство, № 9, 2011. — с. 23–37.
  5. Постановление Правительства РФ от 23.06.2006 № 391. —
  6. Федосимов Б. А. Оценка налоговой нагрузки предприятий // Налоги, № 1, 2010. — с. 24–35.
  7. Плахов А. В. Системный анализ механизма налогового регулирования отраслей экономики // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 3 (14). С. 23–27.

Анализ и оценка налоговой нагрузки организации

На понятие налоговой нагрузки государство и собственники бизнеса смотрят по-разному. Для представителей государства от данного показателя зависит, например, формирование бюджетов различных уровней. Для бизнесменов налоговая нагрузка – один из инструментов влияния на финансовые результаты деятельности своей компании. Как оптимизировать расходы на налоги и не испортить отношения с ФНС, читайте в публикации.

Принципиальное значение анализа налоговой нагрузки

Законодательство не дает четкого определения налоговой нагрузке. Данное понятие, напрямую влияющее на развитие государственной налоговой политики и налогового контроля, не первое десятилетие остается спорным. Впрочем, как и вопрос: много или мало платит налогов конкретная компания.

Само по себе слово «нагрузка» подразумевает скоординированные встречные действия, призванные сохранить функционирование объекта, оказавшегося под давлением. В первую очередь к таким действиям относятся оптимизация расходов на налоги и снижение уровня налоговых рисков. Главное – оценка налоговой нагрузки поможет отследить степень ее давления на финансовую и хозяйственную активность компании с одной стороны, и насколько вызывающе данные показатели смотрятся рядом со средними по отрасли цифрами – с другой.

Естественно, все стремятся свести расходы к минимуму и тем самым повысить эффективность управления финансами компании. Но в то же время недальновидная экономия на налогах может привести к еще большим проблемам и затратам в виде доначислений и штрафов по результатам налоговых проверок. Поэтому важно выработать стратегию снижения нагрузки в рамках действующего законодательства.

Чтобы безопасно снижать налоговые расходы, необходимо четко понимать, как проводить анализ показателей налоговой нагрузки и что делать с его результатами.

Специалисты 1C-WiseAdvice тщательно следят, чтобы налоговая нагрузка клиента всегда оставалась в безопасной зоне, не вызывающей интереса налоговиков. Мы предлагаем только законные варианты снижения налоговой нагрузки , которые разрабатываются индивидуально с учетом структуры конкретного бизнеса и специфики деятельности компании.

Проблема методики оценки налоговой нагрузки

Сегодня в России нет единой методологии оценки размера налоговой нагрузки организации. Зачастую одни и те же формулы используются, например, для расчета налоговой нагрузки и налогового потенциала, что затрудняет эффективное использование полученных результатов. Отсутствие четкого определения и методики оценки налоговой нагрузки предполагают различные способы ее измерения, а отсюда – неоднозначные результаты.

Способы оценки налоговой нагрузки являются «подвижными формулами», реагирующими на изменения в законодательстве, особенности конкретного бизнеса, региональные показатели рентабельности. Поэтому лучше использовать не один метод оценки, а их совокупность. Комплексный подход позволит учитывать все внешние и внутренние факторы, а, следовательно, результаты исследования принесут практическую пользу руководителю компании и собственникам бизнеса.

В любом случае показатель налоговой нагрузки оценивает ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией, и, по мнению ФНС, не может быть:

  • перенесена на другие экономические субъекты (в частности, за счет повышения цен);
  • уменьшена посредством налогового планирования, оптимизации налоговых платежей и другими способами.

На что ориентированы различные методики

Независимо от того, какие именно методы анализа налоговой нагрузки применяются, необходимо понимать: в этом деле важна не столько величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, сколько объем прибыли, которая остается в распоряжении компании после уплаты всех налогов. Поэтому, например, формула, предложенная ФНС, точно не является эталонной – так как не учитывает долю каждого уплаченного налога в выручке от реализации, а значит, не устанавливает влияние размера уплаченных налогов на финансовое состояние компании.

Читать еще:  Упрощенная форма баланса для анализа

Итак, формула расчета налоговой нагрузки, предложенная ФНС:

Налоговая нагрузка = (Общая сумма налогов / Выручка) х 100%

Нужно иметь в виду, что для налоговиков, разработавших эту формулу, первостепенное значение имеет соблюдение средних значений по отраслям, а не рентабельность вашего бизнеса.

Методика, разработанная Минфином, определяет общую долю налогов в выручке от реализации. Но этот способ опять-таки не разделяет налоги на группы, каждая из которых оказывают свою степень давления на соответствующий источник платежа.

В то же время, учитывая трудоемкость расчетов по отдельным налогам, компаниям, применяющим общую систему налогообложения, лучше выделить наиболее «затратные».

Так, у компаний на общей системе налогообложения самыми «затратными» являются НДС и налог на прибыль.

Когда налоговая нагрузка превращается в налоговое бремя

Оценить степень налогового давления можно и «на глазок», не используя сложные расчеты. Если величина налоговых расходов превышает 40% от прибыли, то налоговая нагрузка уже перешла в налоговое бремя – ту степень давления, когда интересы государства в бизнесе преобладают над интересами собственников. Налоговая нагрузка считается нормальной в интервале от 20 до 40 %. Чем ближе к 40%, тем больше неиспользованных возможностей по оптимизации расходов. Показатель меньше 20% является предупреждением, что на организацию могут обратить внимание налоговики.

Анализ налоговых рисков и формирование налоговой стратегии

Опираясь на выводы, полученные в результате исследования, и на действующее законодательство, организация формирует оптимальную налоговую стратегию, включающую учетную политику для целей налогообложения и средства управления налоговыми рисками.

От эффективности данных действий зависит, как будут складываться взаимоотношения с ФНС. Ведь в списке критериев, по которым налогоплательщик может сам узнать, не находится ли он в группе риска, значится: «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности)».

Несмотря на то, что официально плана по штрафам и доначислениям не существует, по факту основной задачей инспекторов остается максимально возможное пополнение бюджета за счет налогоплательщиков. И идут в первую очередь они в те компании, где можно к чему-то придраться. А свою строгость, кстати, оправдывают объективными экономическими факторами.

Так, в разделе II «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» говорится, что «с учетом складывающейся экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы».

Следовательно, задача собственников – грамотно и, не выходя за рамки закона, корректировать налоговую нагрузку. В рамках риск-ориентированного подхода при бухгалтерском обслуживании специалисты 1C-WiseAdvice следят, чтобы налоговая нагрузка клиентов не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%.

Также мы всегда говорим о том, что не обязательно рисковать и прибегать к агрессивным схемам оптимизации расходов на налоги, чтобы снизить налоговое давление на бизнес. В рамках проектов по оптимизации мы предлагаем клиентам различные варианты уменьшения налоговой нагрузки, заточенные под конкретный бизнес и с учетом всех его юридических особенностей.

И, наши специалисты способны взглянуть на проблему глазами налоговика. В команде с ними трудятся наши специалисты по оптимизации бухгалтерии, которые анализируют предлагаемые решения с точки зрения документооборота, сложности подготовки отчетности и налоговых деклараций, соответствия налоговой нагрузки ожиданиям ИФНС и пр.

Сравнительный анализ методик расчета налоговой нагрузки организации

В экономической литературе присутствуют различные методики исчисления налоговой нагрузки предприятия. Основные различия рассматриваемых методик состоят в определении:

  1. структуры налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки;
  2. состояния учитываемых налогов (уплаченные или начисленные);
  3. интегрального показателя, с которым сравнивают сумму налогов.

Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки представлена в таблице 1.

Налоговая нагрузка – это объем фактически уплаченных налогов и сборов, т.е. уровень фактического воздействия налогообложения на экономику.

На уровне законодательства РФ (ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ) термин налоговая нагрузка формулируется как: расчетного суммарного объема денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, применение которых вызвано мерами по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект на день начала финансирования инвестиционных проектов

Таблица 1. Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки

Для точности расчетов на уровне экономического субъекта используют не одну методику определения налоговой нагрузки, а их совокупность, поскольку полученные результаты позволяют более полно описать текущую и ретроспективную ситуацию по налоговым платежам предприятия.

Также, следует отметить что, ФНС России (Приложение №3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@) определены среднеотраслевые значения налоговой нагрузки, с актуализированными значениями среднеотраслевых показателей, можно ознакомиться на сайте ФНС России

Читать еще:  Анализ системы налогообложения ооо

Отметим что при всем многообразии методик определения налоговой нагрузки большинство из них несовершенно.

Так показатель налоговой нагрузки, рассчитанный в соответствии с методикой Департамента налоговой политики Минфина России, не характеризует влияния налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает долю каждого налога в выручке от реализации.

В методике М.Н. Крейниной недооценивается влияние косвенных налогов.

При использовании методики определения налоговой нагрузки А. Кадушина и Н. Михайловой предоставляется возможность просчитать влияние повышения или понижения налоговых ставок и увеличения льгот на темпы развития экономического субъекта.

Согласно методике Е.А. Кировой необходимо различать два показателя, характеризующих налоговую нагрузку: абсолютный и относительный. При этом показатель абсолютной налоговой нагрузки не показывает всей тяжести налоговых обязательств предприятия. Другими словами, методика не учитывает влияния таких показателей, как рентабельность, оборачиваемость оборотных активов, трудоемкость, и не дает возможности прогнозировать динамику деловой активности хозяйствующего субъекта.

Методика расчета налоговой нагрузки М.И. Литвина включает в расчет налог на доходы физических лиц, хотя плательщиком данного налога предприятие не является, а всего лишь выполняет функции налогового агента.

Методика Т.К. Островенко является мультипликативной, а не количественной, что позволяет по результатам расчетов делать обобщенные выводы, способствующие принятию наиболее верных управленческих решений. Данная методика является синтезом описанных методик.

Список литературы:

  1. Дрожжина И.А. Практическая реализация методики расчета налоговой нагрузки экономического субъекта // Управленческий учет. 2009. №11.
  2. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2011.
  3. Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы // Аудиторские ведомости. 2001. №9.
  4. Цыгичко А.Н. Нормализация налоговой нагрузки. М.: ИТРК, 2002.

Анализ показателей налоговых издержек и налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, с показателями его деятельности. Могут использоваться, как обобщающие, так и частные показатели налоговой нагрузки. Для их расчета необходимо правильно сформировать налоговые издержки, которые представляют собой общую сумму всех видов изъятия доходов предприятия в казну государства. Следовательно, они должны включать не только сумму непосредственно налогов и сборов, но и штрафных санкций и пени, дополняющих платежи в казну.

Обобщающие показатели налоговой нагрузки отражают уровень налогов и сборов всех видов, не зависимо от уровней налоговой системы, характера и содержания самих налогов, по отношению к общей сумме доходов, используемых финансовых ресурсов и т.д.

Алгоритмы их расчета можно представить следующим образом:

(70)

где ННдох – налоговая нагрузка на доходы предприятия;

НИ – налоговые издержки;

Добщ – доходы от всех видов деятельности.

Данный показатель отражает ту долю доходов, которую государство изымает в виде налогов и сборов. По нему можно судить о степени жесткости налоговой системы. В литературе отмечается, что, если более трети доходов предпринимателей уходит на налоговые издержки, то развивается теневой бизнес.

(71)

где ННфин – налоговая нагрузка на финансовые ресурсы;

ВБср – среднегодовая сумма валюты баланса.

В этом показателе отражается доля налоговых издержек в общей сумме средств, используемых предприятиями в бизнесе. Потенциально более крупные предприятия, использующие больше средств в обороте, могут иметь и меньшую налоговую нагрузку. Однако это зависит и от видов деятельности, рыночных факторов, налоговой политики и др., что требует специальных исследований.

(72)

где ННчп – налоговая нагрузка на чистую прибыль;

ЧП – чистая прибыль.

В расчетах этого показателя экономисты правомерно считают необходимым уточнить понятие чистой прибыли. В бухгалтерской отчетности она показывается за минусом не только налога на прибыль, но и других аналогичных обязательных платежей, что не позволяет выделить чистые налоговые издержки без штрафных санкций и пени и чистую прибыль, которая должна рассчитываться без налога на прибыль.

Налоговую нагрузку можно считать и по отношению к сумме нераспределенной прибыли т.к. последняя отражает ее участие в пополнении финансовых ресурсов предприятия. Соизмерение налоговых издержек и нераспределенной прибыли показывает, какую ее часть государство изъяло в соответствии с налоговым законодательством.

(73)

где ННск – налоговая нагрузка на собственный капитал;

СКср – среднегодовая сумма собственного капитала по балансу.

В этом показателе отражается доля налоговых издержек в собственных ресурсах предприятия и заинтересованность его в наращивании собственных источников в целях снижения налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка может быть показана в расчете на одного работника. При анализе сравнение ее с показателями средней заработной платы и прибыли на 1 человека, позволит установить вклад каждого работника в формирование прибыли предприятия, государственного бюджета и собственного дохода.

Наряду с обобщающими могут использоваться и частные показатели налоговой нагрузки. В их числе представляются наиболее информативными показатели налоговой нагрузки, рассчитанные по источникам возмещения. В бухгалтерском учете налоги относятся на дебет счетов по учету реализации, затрат на производство, финансовых результатов, чистой прибыли. Соответственно формируются четыре группы налоговых издержек. Налоговая нагрузка в данном случае рассчитывается путем отношения налоговых издержек по соответствующей группе к источнику их покрытия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector