Применение мер по минимизации рисков
Меры по управлению рисками и их минимизации порядок применения
Осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на применении СУР, подразумевает использование механизмов минимизации рисков. Механизмы минимизации рисков — это широкое понятие, включающее в себя совокупность инструментов, технологий, методик управления рисками и систему мер их минимизации.
Основным инструментом механизма минимизации рисков при осуществлении должностными лицами таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль является профиль риска (ПР).
Профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска.
В практическом плане профиль риска — это совокупность данных, содержащая формализованное описание области риска, индикаторов риска, указание о применении прямых мер по его минимизации и доводимая до таможенных органов в бумажном виде правовым актом ФТС России и в электронном виде.
В зависимости от региона применения профили риска могут быть трех видов:
. Общероссийский — действует на всей таможенной территории РФ.
. Региональный — действует в регионе деятельности одного РТУ.
. Зональный — действует в регионе деятельности одной таможни.
Решение об отнесении профиля риска одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида подписывает:
-общероссийский — руководитель ФТС России или лицо, им уполномоченное;
-региональный — заместитель руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.
-зональный — начальник ГУОТОиТК (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с ГУОТОиТК.
В зависимости от сроков действия профили риска делятся на виды:
-краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца);
-среднесрочный (от 1 до 3 месяцев);
-долгосрочный (от 3 до 6 месяцев).
Так же существуют автоматические профили рисков, автоматизированные и неформализованные. Последние из них доводятся до таможенных органов на бумажном носителе. Автоматические риски доводятся до таможенных органов в электронном виде. Риски по ним выявляются программно без участия должностного лица.
Созданию профиля риска предшествует процесс составления и утверждения его проекта.
Примерная структура профиля риска:. Общие сведения:
. Регистрационный номер. Первым пунктом формирования профиля риска (первый подраздел) является присвоение ему регистрационного номера, который состоит из трех элементов:
-код территориальной сферы действия ПР (общероссийский, региональный, зональный) — две цифры;
-дата регистрации ПР в журнале регистрации проектов профилей рисков (ППР) — шесть цифр;
-порядковый номер ПР, присвоенный ему по журналу регистрации ППР, — пять цифр.
2. Срок действия. Исходя из объективных обстоятельств выявления данного риска и цели создания профиля, определяется срок его действия. Графа «Вид ПР» содержит код срока действия ПР (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный) — две цифры;. Сведения об области риска.
Указывается информация о сфере применения должностными лицами таможенных органов данного ПР. В этом разделе содержится: характеристика и индикаторы риска.
«Характеристика риска» — совокупность информации о данном риске — конкретизирует критерий риска с учетом показателей данного ПР.
«Индикаторы риска» (коды и наименования) и их значения — это показатели, при совпадении которых в рабочей ситуации «срабатывает» данный ПР. Таблица индикаторов должна содержат краткие наименования индикаторов. В качестве индикаторов могут выступать следующие показатели:
-код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС;
-вес нетто товара в килограммах;
-количество в основных и дополнительных единицах измерения;
-статистическая стоимость за единицу товара;
Конкретизировать данные показатели можно в поле «Примечание».
Ниже область риска содержит свои основные показатели:
-таможенные процедуры, при которых применяется ПР;
-субъекты ВЭД (наименования, ИНН, КПП, ОГРН/ОГРНИП, вид субъекта);
-дата и номер внешнеторгового контракта, если ПР действует в отношении товаров, перевозимых по данному внешнеторговому контракту;
-наименования и коды таможенных органов;
-наименования и коды видов транспортных средств.
Союзным кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств — членов Таможенного союза. Такие области рисков определяются Комиссией Таможенного союза.
III. Меры по минимизации риска.
Определяются формы таможенного контроля, применяемые к товарам и внешнеторговым операциям, если все условия соответствуют данному ПР.
«Прямые меры по минимизации» — один из ключевых разделов во всем ПР, поскольку определяет тот перечень мер воздействия, которые будут применены. Данный раздел содержит две таблицы, которые относятся к применяемым мерам и таможенному досмотру соответственно. Первая таблица содержит описание и коды прямых мер, а также таможенные процедуры, при которых эти меры применяются. В соответствии с Классификатором прямые меры по минимизации рисков подразделяются на шесть видов:
-формы таможенного контроля;
-использование средств идентификации товаров и транспортных средств;
-использование средств идентификации транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары в таможенных целях;
-применение мер по обеспечению соблюдения законодательства при процедуре таможенного транзита (ТТ);
-сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
-иные меры по минимизации рисков.
К формам таможенного контроля, применяемых в качестве прямых мер по минимизации рисков, относятся:
-проверка документов и сведений;
-таможенный осмотр товаров, транспортных средств, физических лиц и багажа;
-таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
-проверка маркировки товаров, специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
-осмотр помещений и территорий;
-таможенная ревизия в общей и специальной формах.
Иные меры по минимизации рисков включают:
-экспертизу товаров, транспортных средств и документов;
-принятие структурными подразделениями таможни решения по отдельным видам документального контроля;
-требование о предъявлении при декларировании товаров групп риска, для которых правовыми актами ФТС России установлены отдельные места декларирования, а также групп «риска» и «прикрытия», перечень которых доводится;
-проведение дополнительного таможенного контроля, в том числе до выпуска товаров, должностными лицами ОКТО РТУ (таможни) при условии их прикомандирования к таможенному органу в месте декларирования товаров;
-направление требования о представлении дополнительных документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и иных сведений о товарах, содержащихся в таможенной декларации;
-выгрузка товаров на СВХ;
-принятие решения о выдаче разрешения на ТТ и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;
-указание во всех случаях в электронном уведомлении о направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;
-решение о выпуске принимает начальник таможенного поста;
-направление копий ДТ и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;
-проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов (ОТОиТК таможен).
Стоит отметить, что в целом все данные, содержащиеся в ПР, дублируются их кодовыми значениями, которые указаны в Классификаторах, соответствующих разделам ПР. Кодовые обозначения применяются для обработки информации ПР программными средствами ЭВМ, а также для занесения информации в базы данных ЕАИС ФТС России. Исключения составляют данные описания характеристики риска, которые индивидуальны для каждого ПР.. Контактная информации
Здесь в поле «Ответственные подразделения таможенных органов по контролю за действием ПР» указывается наименования соответствующих подразделений, на которые возлагается осуществление контроля за применением прямых мер по минимизации рисков, утвержденных в ПР и актуализация ПР. заполняются данные о контактном лице, уполномоченном давать разъяснения по вопросам действия ПР и применения мер по минимизации рисков.
Меры по предотвращению и минимизации рисков.
Всю совокупность мер по предотвращению и минимизации рисков в таможенной сфере принято делить на две группы: прямые и косвенные.
Прямые меры по предотвращению и минимизации рисков — комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом таможенного союза (ТК ТС) и правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются:
— формы таможенного контроля;
— средства идентификации товаров и транспортных средств;
— меры по обеспечению законодательства при применении процедуры таможенного транзита;
— сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств или деятельность в сфере таможенного дела;
— иные меры.
В соответствии со ст. 110 ТК ТС формами таможенного контроля, которые могут применяться в качестве прямых мер по предотвращению и минимизации рисков, являются:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности;
12) таможенная проверка.
Косвенные меры по предотвращению и минимизации рисков — комплекс мероприятий, направленных на процесс таможенного декларирования товаров и осуществляемых путем разработки и/или модернизации таможенных и информационных технологий, проведение организационно-штатных мероприятий, применение мер тарифного и нетарифного регулирования.
В случае выявления при выполнении таможенных операций рисков, содержащихся в профилях, доведенных до таможенного органа на бумажном носителе или в электронном виде, уполномоченные должностные лица применяют указанные в профиле прямые меры по их минимизации.
Для определения целесообразности применения соответствующего профиля риска, прогнозирования эффективности его действия, а также сокращения количества профилей риска направляются отчеты о реализации прямых мер по минимизации рисков (грузовой таможенной декларации в бумажном и электронном виде и соответствующие документы) в координирующие подразделения РТУ или ФТС России. Анализ этих документов проводится согласно порядку, установленному в целевых методиках и целевых технологиях таможенного контроля. По результатам анализа и прогноза эффективности дальнейшего применения профиля риска, а также анализа результатов применения прямых мер по минимизации принимается решение об актуализации или отмене конкретных профилей.
Кроме того, в целях повышения эффективности как прямых, так и косвенных мер по предотвращению и минимизации рисков в таможенной сфере необходима разработка новых и модификация существующих программных средств и информационных технологий, применяемых для таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза.
Оценка эффективности применения мер по предотвращению и минимизации рисков.
Разновидности степеней риска.
Таможенный риск — вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации
Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте.
Потенциальный риск — это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.
Товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.
Таким образом, под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг.
С экономической точки зрения имеются значительные риски в валютном регулировании, недобору таможенных платежей и сборов и т.д.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1104 ;
Приказ ФТС России от 04.02.2013 № 202 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность»
В целях обеспечения принципа выборочности таможенного контроля на основании части 2 статьи 162 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608), а также сокращения времени осуществления таможенных операций и таможенных процедур в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность (далее — Порядок).
2. Управлению рисков и оперативного контроля (Б.В. Шкуркин) осуществлять координацию деятельности таможенных органов при работе в соответствии с Порядком.
3. Главному управлению информационных технологий (А.Е. Шашаев) и Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А. Тимофеев) обеспечить в течение двух недель с момента издания настоящего приказа доработку специальных программных средств в части неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность (далее — Лица), по которым принято решение об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков (далее — Решение).
4. Управлению рисков и оперативного контроля (Б.В. Шкуркин):
1) в целях реализации положений подпункта 2 пункта 3 Порядка обеспечить разработку и применение профиля риска в отношении товаров, перемещаемых Лицами, по которым принято Решение;
2) в течение двух месяцев со дня издания настоящего приказа представить на подпись руководителю ФТС России распоряжение ФТС России о принятии Решения в отношении товаров, перемещаемых Лицами, указанными в приложениях к распоряжениям ФТС России от 12 октября 2011 г. N 184-р «Об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности», от 28 мая 2012 г. N 124-р «Об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности», от 5 июля 2012 г. N 152-р «Об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности», от 14 сентября 2012 г. N 226-р «Об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности» и от 25 октября 2012 г. N 283-р «Об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности» (далее — распоряжения ФТС России), в целях применения положений пункта 3 Порядка.
5. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить:
1) применение Порядка в регионе деятельности подчиненных таможенных органов;
2) выборочное применение отдельных мер по минимизации рисков, установленных профилями рисков, в соответствии с пунктом 3 Порядка в отношении товаров, перемещаемых Лицами, по которым принято Решение;
3) временно до утверждения распоряжения ФТС России, указанного в подпункте 2 пункта 4 настоящего приказа, применение положений пункта 3 Порядка в отношении товаров, перемещаемых Лицами, указанными в приложениях к распоряжениям ФТС России.
6. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А. Тимофеев) не позднее пяти рабочих дней со дня издания распоряжения ФТС России об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность, обеспечить рассылку в таможенные органы файлов нормативно-справочной информации, содержащих сведения о лицах, по которым определена степень выборочности применения мер по минимизации рисков, для их использования в специальных программных средствах, реализующих применение профиля риска.
(п. 6 введен Приказом ФТС России от 28.08.2013 N 1621)
7. Считать утратившими силу:
1) приказ ФТС России от 26 сентября 2011 г. N 1948 «Об утверждении Временного порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности»;
2) приказ ФТС России от 24 декабря 2012 г. N 2603 «О внесении изменения в приказ ФТС России от 26 сентября 2011 г. N 1948».
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками, утвержденной приказом ГТК России от 28.06.2004 №750 дсп (далее — Инструкция по работе с рисками), предусмотрено, заполнение отчета о результатах применения мер по минимизации рисков (далее — Отчет) в графе «С» электронной копии ГТД.
В целях контроля применения мер по минимизации рисков необходимо обеспечить заполнение Отчета уполномоченными должностными лицами таможенных органов согласно прилагаемым Правилам заполнения отчета о результатах применения по минимизации рисков в электронной копии ГТД.
Отчет заполняется только в следующих случаях:
1) при применении профилей рисков;
2) при проведении таможенного досмотра на основании информации о возможном правонарушении в области таможенного дела или обоснованных предположений о том, что заявленные сведения о товаре являются недостоверными (согласно профилям рисков № 11/101005/00227 и № 11/101005/00228);
3) при применении мер по минимизации рисков по собственному решению (кроме проверки документов и сведений);
4) при применении мер по минимизации рисков по собственному решению, на основании ориентировок;
5) при применении мер по минимизации рисков в соответствии со срочными профилями рисков ФТС России и РТУ;
6) при проведении таможенного досмотра по заявлению перевозчика или лица, перемещающего товары.
Письмо ФТС России от 07.07.2006 № 04-39/24121 «О заполнении отчета о результатах применения прямых мер по минимизации рисков» считать недействующим.
Приложение: на 6 л.
Заместитель начальника Главного управления
организации таможенного контроля
полковник таможенной службы
А.Г.Романенко
Приложение
к письму ФТС России
от 31 .10.2007 № 04-27/40681
Правила заполнения отчета о результатах применения мер по минимизации рисков в электронной копии ГТД
Настоящие Правила заполнения отчета о результатах применения мер по минимизации рисков в электронной копии ГТД (далее — Правила) содержат информацию о порядке заполнения Отчета должностными лицами таможенных постов (ОТОиТК таможен).
Правила описывают заполнение только тех полей, которые могут заполняться должностными лицами (хотя бы в одном из случаев).
При применении одновременно нескольких мер по минимизации рисков по разным основаниям (например, таможенного досмотра на основании профилей риска № 11/101005/00227 и № 11/101005/00228 и ряда иных мер, кроме проверки документов и сведений, по собственному решению) Отчет заполняется по каждому из оснований их применения. 1) Заполнение полей таблицы «ГТД — выявленные риски» (DCLVRSK.DBF).
Описание заполнения полей:
Номер товара в ГТД (G32), в отношении которого выявлен профиль риска.
«0» — указывается если выявленный профиль риска распространяется на все декларируемые в ГТД товары
Если профиль риска выявлен в отношении определенного товара, то оказывается значение, соответствующее номеру товара в ГТД.
1 CTО система таможенного оформления; ДЛ — должностное лицо таможенного поста (ОТОиТК таможни)
Подразделы номера профиля риска (код территориальной сферы действия (GR013), дата регистрации (GR014), порядковый номер (GR015)).
При применении мер по минимизации рисков по собственному решению и без специального указания (кроме проверки документов и сведений) поля GR013/GR014/ GR015 заполняются соответственно 11/280604/93333.
При проведении таможенного досмотра на основании письменного заявления перевозчика или липар перемещающего товары, поля GR013/GR014/GR015 заполняются соответственно 11/280604/94444.
При применении мер по минимизации рисков на основании срочного профиля риска поля GR013/GR014/GR015 заполняются соответственно 11/280604/95555 2 .
Код типового критерия отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска (GR041).
Поле заполняется автоматически для профилей риска в электронном виде, либо уполномоченным должностным лицом путем выбора из соответствующего справочника в системе таможенного оформления.
2) Заполнение полей таблицы «Принятые меры по выявленным рискам» (DCLRISKM.DBF).
Описание заполнения полей:
Номер личной номерной печати (ЛНП) должностного лица, применившего меру по минимизации рисков.
Поле заполняется при наличии ЛНП у должностного лица, применяющего меры по минимизации рисков (GR023).
Фамилия, имя и отчество должностного лица применившего меру по минимизации рисков (GR024).
2 Правило, указанное в настоящем абзаце действует с момента доработки структуры отчета, программных средств и их обновления в таможенных органах.