Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка профессиональных рисков на рабочем месте

С 1 января 2020 года все предприятия обязаны перейти на новые правила оценки категорий риска и классов опасности

Опубликовано: 18.11.2019 Рубрика: Новости Автор: Единый Стандарт

В Постановление Правительства Российской Федерации № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (от 17 августа 2016) был внесён ряд поправок, касающихся отнесения юридических лиц к определённому классу профриска. Также были установлены сроки перехода предприятий к новым правилам оценки риска и опасности их деятельности. Так, 1 января 2020 г. официально вступает в силу новый порядок определения класса профессиональных рисков на предприятиях всех форм собственности.

Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан создать у себя систему управления охраной труда (ред., – СУОТ). И именно оценка профрисков является обязательным этапом при формировании СУОТ. Данные меры необходимы, чтобы исключить или минимизировать риски на рабочем месте сотрудника.

В Постановлении представлен перечень видов регионального государственного надзора, при проведении которых определение категории риска является обязательной мерой. Это экологический, строительный, жилищный, ветеринарный госконтроль, а также контроль в сфере регулируемых тарифов, защиты граждан от чрезвычайных ситуаций и надзор за состоянием автомобильных трасс регионального значения. Надзор по каждому критерию осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Суть нововведения заключается в том, что от категории риска и класса опасности объекта зависит форма, периодичность и объём региональных государственных проверок. Данная мера является обязательной и позволяет оптимизировать процесс государственного контроля (надзора) как для подконтрольного предприятия, так и для органов контроля. Порядок и сроки проведения проверки регламентированы положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В случае соответствия организации различным категориям риска, предприятию присваивается более высокие из них. И наоборот, объекты, которым не присвоены классы опасности, относятся к низким классам опасности. Информация о соответствии предприятия наивысшему классу опасности считается открытой и должна быть представлена на официальном сайте общего доступа. При оценке рисков также оценивается степень тяжести потенциального вреда при несоблюдении юридическими лицами обязательных требований, а также уровень сложности устранения возможных последствий.

Постановление регламентирует санкции при нарушениях порядка проведения оценки рисков. При первичном нарушении порядка оценки или игнорировании обязательных требований со стороны подконтрольного объекта, данное предприятие облагается штрафными санкциями до 80 тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП), при повторных нарушениях организации грозит административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. В свою очередь, юридическое лицо также имеет право подать заявление об изменении класса профриска или, в случае несогласия с решением уполномоченных органов о присвоении категории опасности, обжаловать таковое в административном порядке.

Для проведения оценки профрисков не нужно иметь аккредитацию и лицензию, работодатель может это сделать самостоятельно. Исходя из практики, обращаться желательно к экспертам, которые имеют опыт разработки документации в области СУОТ, а также в компании, которые занимаются проведением специальной оценки условий труда. Потому как на сегодняшний день нет четких рекомендаций по формированию документации по результатам оценки профрисков, а также использованию методик при определении рисков, поэтому опыт работы в этой области является преимуществом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оценка профессиональных рисков: этапы, методы

Рассмотрим этапы управления рисками, применяемые для этих целей методики, рассматривает преимущества и недостатки самых популярных методик.

ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СУОТ

Обратившись к пунктам 33–35 Типового положения[1], мы увидим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками, исходя из специфики своей деятельности, устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:

• оценка уровней профессиональных рисков;

• снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу СУОТ. Порядок реализации перечисленных выше мероприятий работодатель определяет самостоятельно.

И уже на этом этапе многие делают ошибку, полагая, что достаточно оценить риски, обратившись в экспертную организацию, и можно спать спокойно, положив в шкаф парочку увесистых папок с картами идентификации опасностей и оценки рисков. Запомните: знание об имеющихся рисках и их уровне никак не повлияют на них, если не осуществлять мероприятия по их управлению.

Оценка риска — лишь часть процесса управления рисками, которая представляет собой поэтапный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, анализируют последствия и вероятность возникновения опасных событий и принимают решение о необходимости обработки риска.

В соответствии с Типовым положением о СУОТ работодатель должен определить порядок реализации мероприятий по управлению рисками на каждом этапе. Рассмотрим их.

ЭТАП 1. ВЫЯВЛЯЕМ (ИДЕНТИФИЦИРУЕМ) РИСКИ

Поскольку риск — это мера опасности, то первый этап управления рисками— это выявление или идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня. Для этого работодатель привлекает:

• службы (специалиста) охраны труда;

• комитет (комиссии) по охране труда;

• работников или уполномоченных ими представительных органов.

К идентификации могут привлекаться сторонние экспертные организации и (или) специалисты (эксперты), имеющие необходимый опыт.

Исполнителя могут оказывать данную услугу двумя способами:

1) выполняя функции службы охраны труда (в организациях с численностью работников до 50 чел.);

2) оказывая консультационные услуги.

В первом случае требуется аккредитация Минтруда России, во втором — нет. Иных требований к «оценщикам» нормативно не установлено.

Читать еще:  Анализ делового риска

Обратите внимание!

Нет такой профессии— «специалист по оценке рисков».

Наиболее целесообразно проводить идентификацию своими силами комиссионно. Членами комиссии могут быть специалисты по эксплуатации оборудования, технологи, энергетики, специалист по нормированию труда и специалист по охране труда и (или) промышленной безопасности.

На небольших предприятиях идентификация опасностей может осуществляться одним работником, например специалистом по охране труда или работником, выполняющим его функции.

Организационно-распорядительные документы на всех этапах управления рисками формируют систему взаимосвязанных мероприятий — систему управления профессиональными рисками (далее — СУПР). Они позволяют не только определить последовательность, порядок выполнения отдельных этапов, распределить обязанности между участниками процесса, но и зафиксировать результаты работы.

На первом этапе имеет смысл составить следующие документы:

• Приказ о создании комиссии по проведению оценки профессиональных рисков.

• Приказ об утверждении Положения о СУПР.

• Положение о СУПР.

• Политика по управлению профрисками на предприятиии.

• План мероприятий по реализации процедур СУПР.

• Планирование работ по управлению профрисками на предприятии.

Обратите внимание!

Шаблоны этих документов вы можете скачать на «Сервисе форм». Предлагаем два пакета документов: по матричному методу оценки рисков и по методу Фанни-Кинни.

Поскольку управление рисками — процесс повторяющийся, то для инициации очередного издается приказ (пример 1) и составляется план-график проведения работ (пример 2).

Идентификацию опасностей следует проводить:

на отдельных рабочих местах, рассматриваемых как рабочая зона (рабочее место) нахождения персонала на территории и на производственных объектах, контролируемых организацией;

на путях передвижения по рабочей зоне, по территории и на производственных объектах, контролируемых организацией;

на отдельных рабочих местах, находящихся вне территории и производственных объектов, контролируемых организацией (например, при движении на объекты (с объектов), на объектах, подконтрольных другим организациям, при выполнении работ в качестве подрядчика, в командировках персонала и т. п.).

Идентификация может проводиться в плановом или внеплановом, выборочном или обязательном порядке[2] поэтапно. Рассмотрим эти этапы.

Предварительный (подготовительный) этап.

На этом этапе анализируем документированную информацию, а также:

• выявляем и регистрируем все опасности и их источники;

• составляем перечень работ и операций, при выполнении которых присутствует конкретная опасность.

[1]Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.

[2]ГОСТ 12.0.230.4-2018 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ».

С. Г. Подберезина,
эксперт, консультант по ОТ

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2020.

Оценка профессиональных рисков: что, зачем и как?

Что такое оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору. Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР. Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.

Обратите внимание, нужно учесть и оценить опасности не только для работников предприятия, но и для подрядчиков, участвующих в производственном процессе.

В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии) .

При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах. Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля , заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.). Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.

Опять душат бизнес проверками?

Оценка профессиональных рисков — это новая головная боль, как для руководителей, так и для специалистов, потому что необходимо учесть много тонкостей и формальностей, плюс есть ряд неопределенностей. ГИТ уже издала предписания на этот счёт.

У процедуры есть и положительные стороны: ОПР помогает проверить условия труда сотрудников, состояние помещений, зданий, оборудования, порядок в документах. При систематическом подходе, который и подразумевает процедура управления профессиональными рисками, реальные риски должны сводиться из года в год к допустимому минимуму, обеспечивая большую безопасность при выполнении рабочих обязанностей.

Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?

В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.

Привлеку компанию. Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.

На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.

Читать еще:  Риски при доверительном управлении имуществом

Почему лучше обратиться в экспертную компанию:

  • ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
  • в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ №438Н Минтруда);
  • имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.

При выборе компании уточните:

  • что вам выдадут по результатам оценки;
  • компетенцию и наличие обучения у экспертов;
  • есть ли гарантия на работы;
  • какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
  • каковы сроки выполнения работы;
  • есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).
  • гарантия;
  • сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).
  • различия в ценах на услугу;
  • сложность с выбором компании.

Сделаю сам. Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.

  • относительно низкая стоимость;
  • возможность получить дополнительный опыт;
  • вовлеченность работников.
  • вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ;
  • срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
  • отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.

Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.

Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.

У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?

Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.

Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.

Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.

Когда нужно провести оценку рисков?

Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.

Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей

Для тех, кто делать оценку рисков не хочет, предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) . При первом нарушении:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 рублей;
  • юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.

Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку

Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.

Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.

В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:

1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.

  • Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей.
  • Утверждение состава комиссии по оценке рисков.
  • Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.

2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.

  • Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений.
  • Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.

3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.

  • Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба.
  • Ранжирование реестра рисков.
  • Оценка приемлемости рисков.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.

  • Разработка мер по исключению и снижению рисков.
  • Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.

Документы для оценки рисков

Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов. Сейчас требований по их оформлению нет. Главное, чтобы они были утверждены работодателем.

  • Приказ о создании комиссии, договор со специализированной организацией.
  • Методика оценки.
  • Перечень мест для оценки.
  • Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
  • Классификатор опасностей.
  • План мероприятий по управлению рисками.
  • Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах).
Читать еще:  Узнать класс профессионального риска по оквэд

Оценка профессиональных рисков – что делать с результатами?

Безусловно, оценка профессиональных рисков на рабочих местах это прямая обязанность специалиста по охране труда (СОТа), по крайней мере – организация данной работы. К подобной оценке могут привлекаться и различные технические специалисты, и лаборатории (естественно — при необходимости), да и представители службы по персоналу тоже не должны оставаться безучастными, но в любом случае, возглавить эту работу придется СОТу. С него же потом за её результаты и последствия будет спрос.

О том, насколько тесно иногда связана работа СОТа и кадровика уже говорилось в статье про штрафы за СОУТ . Почти такая же зависимость возникает и при проведении оценки профессиональных рисков.

Начнем с того, что инспектора ГИТ единодушны в данном вопросе — если предприятие не разработало у себя систему управления охраной труда, в которую включено управление профрисками, значит оно игнорирует требования статьи 209 ТК РФ, где дается понятие этого самого действия:

«Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков»

Следовательно, работодатель не оценивающий профриски с учетом своей специфики, не выявляющий, не устраняющий и не снижающий их воздействие, дает возможность ГИТ оштрафовать себя на 80 тыс. рублей, согласно ч.1 ст 5.27.1 КоАП.

Можно долго спорить и рассуждать о том, что по оценке профрисков отсутствует законодательная база, нет официальной методики этой оценки утвержденной федеральным органом исполнительной власти, как прописано в ч.14 ст.209 ТК РФ. К тому же инспектор ГИТ во время проверки не должен выходить за рамки проверочных листов (контрольных вопросов), среди которых пока не наблюдаются конкретные требования к наличию на предприятии оцененных и управляемых профессиональных рисков.

Но факт остается фактом – и штрафы предприятия получают, причем не только за отсутствие работы специалистов по охране труда в направлении оценки профрисков, но и за то, что с полученными результатами этой самой оценки работники предприятия не ознакомлены как положено.

И вот тут возникает два логичных вопроса:

1. Как же правильно провести оценку рисков на рабочих местах, особенно, если на предприятии не одна сотня рабочих мест (РМ) и профессий?

2. Как правильно ознакомить работников с их профессиональными рисками, что бы проделанная работа не пропала даром и принесла понимание не только самим работникам, но и удовлетворила инспекторов ГИТ?

На первый вопрос однозначного ответа нет. Но, в любом случае, на начальном этапе оценки рисков, если уж за неё браться, СОТу и кадрам усилия придется объединить.

Оптимальный порядок работы выглядит почти так же, как процедура специальной оценки условий труда (СОУТ):

1. Составление перечня РМ и профессий, на которых намечено провести оценку рисков.

2. Уточнение количества работающих на каждом РМ, подлежащем оценке профриска.

Без помощи кадров в первых двух вопросах СОТу разобраться будет трудно, да и не совсем в его компетенции.

Далее, желательно привлекать технологов и «узких» специалистов, что бы точно определить:

3. Какие конкретно операции и с какой частотой совершают работники на своих рабочих местах.

4. Выявление опасных операций (их и стоит рассматривать, как наличие риска).

5. Определение количества и частоты опасных операций (рисков).

6. Поиск технических и административных возможностей для снижения тяжести выявленного риска или его полного устранения.

А вот следующим пунктом, СОТу, скорей всего, предстоит заниматься самостоятельно.

7. Анализ выявленных рисков и расчет их значимости.

Здесь, как правило, используются понятия – низкий, средний или высокий риск, которые зависят от числовых значений, полученных при расчетах значимости рисков. Единой методики нет, но можно выбрать для себя наиболее приемлемый вариант из того что есть.

Если уж для СОТа работа по оценке рисков окажется непосильной задачей, а у предприятия найдутся лишние средства, то всегда можно обратиться к независимым экспертам и специалистам аккредитованных организаций, которые не откажут в квалифицированной помощи.

Последний, завершающий пункт в процедуре:

8. Информирование работников о наличии и уровне профрисков на их рабочих местах.

Инспектор ГИТ останется доволен, если обнаружит, что в трудовые договора (допсоглашения) трудящихся внесены не только сведения по СОУТ, но и информация о профессиональных рисках. Аргументируется требование тем, что понятие «условия труда» включает в себя не только класс/подкласс, взятый из карты спецоценки, а нечто большее, например — факторы трудового процесса и производственной среды, в которой этот процесс происходит. Всё вместе и оказывает влияние на здоровье работающего человека (ч. 2 ст. 209 ТК РФ) и может причинять ему вред, а значит, является профриском.

Если кадровик не захочет отразить в трудовом договоре данные по выявленным рискам, то хотя бы ссылку, например на карту оценки рисков, которую составил СОТ, ему сделать придется. Главное, что бы сотрудник ознакомился под роспись с такой картой и его информировали не только о результатах спецоценки, но и о собственных профессиональных рисках.

Вот тогда СОТ и кадровик могут вздохнуть спокойно, ведь им будет не сложно доказать любому инспектору, что задачи, связанные с условиями труда работников реализованы в полном объеме, люди с результатами ознакомлены, меры приняты, а требования ТК РФ выполнены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector