Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общедоступные критерии риска

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Подготовлены на основании
Концепции системы планирования
выездных налоговых проверок,
утвержденных приказом ФНС России
от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.20071. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 1.
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога, равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

По налогу на прибыль организаций.

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.).

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации).

4) Официальные Интернет-сайты Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики составляет не более 100 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете составляет не более 100 млн. рублей;
— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации составляет не более 24,8 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей составляет не более 150 кв. метров;
— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 %.

Читать еще:  Независимая оценка пожарного риска косгу

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п.3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п.п.4 п.1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая, с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 2.

В части налога на прибыль организаций:
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Методика определения критериев риска: что применяют налоговые инспекторы при мониторинге отчетности?

В предлагаемом материале мы расскажем о трех основных критериях, на которые обращают внимание налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок: убытки, налоговые нагрузки и значительные суммы налоговых вычетов по НДС.

Право на проведение налоговых проверок регламентировано гл. 14 «Налоговый контроль» Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Планирование и критерии отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок установлены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее — Приказ № ММ-3-06/333@). Методы и способы анализа налоговой и финансовой отчетности предприятий и индивидуальных предпринимателей, используемые сотрудниками налоговых служб при отборе кандидатов на очередную выездную проверку, разъяснены в письме ФНС, Минфина России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» (далее — письмо № АС-4-2/12722).

Итак, благодаря Приказу № ММ-3-06/333@ любая организация может проанализировать финансовые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности и самостоятельно оценить вероятность проведения налоговой проверки.

Опасения чаще всего вызывают НДС и налог на прибыль. Определение налогооблагаемой базы по этим налогам, как правило, вызывает споры с налоговыми органами. Кроме того, не следует забывать про налоговые нагрузки и рентабельность продаж, так как они могут сыграть не последнюю роль в поиске «рисковых» налогоплательщиков.

Критерии, по которым организации могут попасть в поле зрения налоговой инспекции, изложены в разд. 4 Приказа № ММ-3-06/333@. Всего их 12. Мы рассмотрим первые три критерия:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Расчет налоговой нагрузки приведен в приложении № 3 к Приказу № ММ-3-06/333@. Она рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

Наличие риска или его отсутствие в хозяйственной деятельности организации налоговые органы определяют на основании анализа данных бухгалтерской и налоговой отчетности. Анализ заключается в сопоставимости показателей разных форм отчетности. Например, сравниваются доходы от реализации, отраженные в стр. 010 листа 02 налоговой декларации по прибыли, и налоговая база по НДС.

Налоговая база по декларациям НДС — это сумма стр. 010, 020, 030, 040, 050, 080 гр. 3 разд. 3, сумма показателей гр. 2 разд. 4 (операции по реализации товаров (работ, услуг) по ставке 0 %) и гр. 2 разд. 7 (операции, не подлежащие налогообложению, освобождаемые от налогообложения). Превышение доходов, заявленных в декларации по прибыли, над налоговой базой по НДС будет воспринято налоговыми инспекторами как занижение налоговой базы по НДС с выяснением причин такого занижения. В итоге предприятие рискует попасть под налоговую проверку.

В декларациях по НДС суммы значительных налоговых вычетов сравниваются с данными бухгалтерского баланса, то есть с суммой кредиторской задолженности (стр. 1520) и запасов (стр. 1210). Если суммы налоговых вычетов значительные и на протяжении нескольких кварталов наблюдается рост запасов и кредиторской задолженности, то у налоговых инспекторов может сложиться мнение, что организация заключает договоры с контрагентами, имеющими признаки фирм-«однодневок». В этом случае организация также имеет все основания попасть в список выездных налоговых проверок.

Читать еще:  Риски при отсутствии первичных документов

Кроме того, на основе данных налоговой и бухгалтерской отчетности налоговые органы рассчитывают налоговые нагрузки по каждому налогу, а также рентабельность продаж и сравнивают их со среднеотраслевыми показателями по аналогичному виду деятельности. Если налоговые нагрузки и рентабельность продаж низкие, организация становится кандидатом на налоговую проверку.

Механизм отбора групп предприятий по определенным критериям риска приведен в письме № АС-4-2/12722. Рассмотрим, как осуществляется отбор групп, предложенный в данном письме. В качестве критериев риска возьмем убыточную деятельность, низкие налоговые нагрузки по налогу на прибыль и НДС:

  • критерий «Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности».

Отбор налогоплательщиков данной группы производится на основании деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых по стр. 100 листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток) за два предыдущих налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года.

В список включаются также организации, не заполнившие стр. 100 листа 02, у которых расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов;

  • критерий «Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций».

Для определения налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций используют данные налоговой декларации по прибыли. Налоговая нагрузка определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль (стр. 180 листа 02 декларации по прибыли) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма стр. 010 и 020 листа 02 декларации по прибыли) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для производителей продукции (товаров, работ, услуг) понимается нагрузка, составляющая менее 3 %, для торговых организаций — менее 1 %;

  • критерий «Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС».

Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по налогу на добавленную стоимость, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составило 89 % и более.

Таким образом, наличие риска или его отсутствие налоговые органы определяют на основании анализа данных бухгалтерской и налоговой отчетности за три года. Методика анализа предложена в приложениях к письму № АС-4-2/12722. Например, для анализа платежей по налогу прибыль используется Приложение № 3, по НДС — Приложение № 4.

Методику определения критериев риска, применяемых налоговыми инспекторами при мониторинге бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков, покажем на наглядном примере. Используя данную методику, организации могут оценить для себя имеющиеся критерии риска прохождения налоговой проверки, сделать выводы и принять решения, как минимизировать риск налоговых проверок в будущем.

Е. В. Акимова, аудитор

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2015.

Критерии налоговых рисков — когда ФНС может прийти с проверкой

Визит ФНС с внеплановой выездной налоговой проверкой — практически всегда неожиданность для предпринимателя. Внезапная налоговая проверка опасна не только тем, что она затрудняет работу фирмы — существует большой риск, что по ее итогам налоговики найдут не одно нарушение, привлекут виновных лиц к ответственности и заставят компанию сделать доначисление налогов. Можно ли спрогнозировать визит налоговых инспекторов заранее?

С Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной еще 30.05.2007 года, это сделать под силу каждому предпринимателю.

В Концепции приведены критерии самостоятельной оценки рисков — 12 положений. Перечислим их:

  1. Фирма платит меньше налогов, чем другие юрлица по данному региону, занимающиеся аналогичным видом деятельности.
  2. В бухгалтерских и налоговых документах отражены убытки за последние несколько периодов.
  3. Значительные суммы налоговых вычетов.
  4. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов от продажи товаров или оказания услуг.
  5. Уровень зарплат в данной фирме ниже, чем средний уровень зарплат в данном регионе в том же экономическом сегменте.
  6. ИП отражает сумму затрат, идентичную его сумме доходов.
  7. Многократное приближение к критериям, позволяющим применять особые налоговые режимы.
  8. Построение всей деятельности компании на сотрудничестве с фирмами-перекупщиками или посредниками.
  9. Отказ от дачи пояснений ФНС относительно выявленного несоответствия показателей деятельности.
  10. Многократное снятие налогоплательщика с налогового учета в одной ИФНС и постановка в другой ИФНС.
  11. Существенное несоответствие уровня рентабельности данной фирмы по сравнению с другими фирмами того же региона и того же экономического сектора.
  12. Функционирование юрлица с высоким уровнем налогового риска.

В Приложении № 2 к Критериям содержатся пояснения относительно каждого из 12 критериев налоговых рисков. На последнем пункте следует остановиться подробнее.

Деятельность с высоким уровнем налогового риска означает, что с большой долей вероятности данная фирма реализует «серые» схемы уклонения от налогов и получения необоснованной выгоды. Например, на это могут указывать «проблемные» контрагенты — без регистрации в ЕГРЮЛ, с отсутствием данных по директору или другому лицу, подписавшему договор, и т.д.

Каков риск налоговой проверки вашей фирмы?

Конечно, ни на одном сайте невозможно посмотреть списки фирм, деятельность которых сотрудники ФНС будут проверять в ходе выездного инспектирования. На официальном сайте Генпрокуратуры РФ можно найти планы всех других проверок, кроме налоговых.

Читать еще:  Узнать класс риска по оквэд

Однако предпринимателям стоит иметь в виду — чем больше критериев исполняется, тем выше риск налоговой проверки. Кроме того, на решение налоговиков посетить именно вашу организацию могут повлиять также обращения граждан, например, о том, что работодатель выплачивает зарплату «в конверте» или иным образом нарушает действующее законодательство.

Поэтому если вы изучили критерии самостоятельной оценки налоговых рисков и понимаете, что визит ФНС не за горами, вам следует немедленно:

  1. Привести в соответствие действующему законодательству все бухгалтерские документы и отчетность. Если это необходимо, нужно провести аудит документации.
  2. Издать локальный акт, регулирующий функционирование компании на время инспектирования. В этом акте, например, нужно прописать, кто будет взаимодействовать с сотрудниками ФНС, готовить документы для Инспекции, где будут размещаться проверяющие и т.д.
  3. Сделать копии важных документов, в том числе скопировать информацию, содержащуюся на жестких дисках компьютеров.
  4. Если каких-то бумаг не хватает — запросить их копии, например, у контрагентов.
  5. Озаботиться подготовкой помещения, где будут размещаться проверяющие.
  6. Найти налогового адвоката, который проконтролирует работу ФНС и не допустит нарушений прав компании.

Указанные выше действия, во-первых, снизят риск возникновения налоговых споров, во-вторых, ускорят проверку деятельности организации, в—третьих, предотвратят хаос и неразбериху среди сотрудников. Поэтому изучайте критерии налоговых рисков и готовьтесь к возможным ревизиям заранее.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ ). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по другим аналогичным организациям (ИП) в определенной отрасли;
  • убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности по итогам нескольких налоговых периодов. На практике инспекторы нередко просят предоставить пояснения возникновения убытков. И если доводы в пояснении будут выглядеть убедительно, ВНП может и не состояться;
  • существенные суммы налоговых вычетов в отчетности. А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС;
  • более высокий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;
  • среднемесячная зарплата работников налогоплательщика ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в регионе, где он ведет деятельность. Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ;
  • показатели деятельности налогоплательщика на грани соответствия предельным значениям, соблюдение которых обязательно для применения спецрежима. К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
  • указание ИП суммы расхода, максимально близкой к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • заключение плательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без разумных для этого экономических причин;
  • непредставление налогоплательщиком пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление запрашиваемых документов или предоставление им информации об их утрате (уничтожении, порче и т.п.);
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между инспекциями);
  • заметное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector