Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Критерии риска для проверок

Как узнать категорию риска предприятия

Где найти и посмотреть категорию риска организации

Закон требует публиковать категории рисков предприятия на официальном сайте Роструд РФ, чтобы у бизнеса была информация. И ведомство регулярно публикует эти данные, ежегодно обновляя сведения. Но общественности доступен только перечень работодателей по категориям риска «высокий» и «значительный». Их в первую очередь проверяют, т. к. Роспотребнадзор и иные органы считают предприятия этого уровня самыми неблагополучными (нарушения регистрируются вновь и вновь).

Способа, как узнать категорию риска организации по ИНН на сайте Роструда, пока не придумали. Единственное — вы по ИНН проверяете себя в списках работодателей с высоким и значительным уровнем опасности.

Если в этих двух списках вас нет, как узнать, какую категорию риска присвоил компании или предпринимателю Роструд? Самое простое — подать запрос в ГИТ. Ответ на запрос, по закону, присылают в течение 15 рабочих дней.

В чем суть риск-ориентированного подхода

Использование риск-ориентированного подхода (РОП) предусмотрено:

  • ст. 8.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

РОП — это способ организации надзора, в рамках которого суровость проведения проверок контролирующими органами зависит от присвоенной категории риска по охране труда компаниям и ИП. При присвоении класса опасности во внимание принимается тяжесть результатов несоблюдения ТК РФ.

При проведении проверок используется подход, при котором пристальное внимание проверяющих органов уделяется потенциально неблагополучным предприятиям. Благодаря этому, число проверок в отношении добросовестных работодателей уменьшается.

Как оценивают степень опасности причинения вреда

На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — это Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.

В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность. В зависимости от этого показателя работодателей делят на следующие классы:

Показатель потенциального риска

Но для отнесения работодателя к конкретному классу одного критерия недостаточно, есть и другие. А еще утверждена особая форма, позволяющая рассчитать показатель потенциального риска причинения вреда:

  • Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения организациями или ИП обязательных требований;
  • Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения организаций или ИП, связанного с исполнением обязательных требований.

А Ку рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

  • наличие несчастных случаев;
  • факт задолженности по зарплате;
  • наличие факта назначения административных наказаний.

Чтобы понять, за какие нарушения организации присвоена та или иная степень риска, ГИТ разработал специальную памятку для работодателей.

Также Роструд опубликовал перечни актов, содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверок. Полный список размещен на сайте ведомства.

Кто присваивает классы опасности и как их изменить

Из Постановления № 875 понятно, кто вправе присваивать работодателям категорию высокого риска. К наивысшему классу опасности компанию или ИП вправе отнести только главный государственный инспектор труда РФ и его заместители. Об отнесении к иным категориям (умеренного, среднего и значительного риска) выносят решения главные государственные инспекторы труда субъектов РФ.

Чтоб изменить класс опасности, юрлицо или ИП вправе обратиться с заявлением. Но пересмотреть решение о категории риска сможет только то должностное лицо, которое его вынесло.

Класс опасности меняется и автоматически:

  • повышается, если у работодателя произошел несчастный случай со смертью;
  • понижается, если проверки не выявили нарушений.

Проверки Роструда по регламенту

С 22 октября Роструд обязан проводить проверки работодателей по административному регламенту, утв. Приказом от 13.06.2019 № 160. В документе описана последовательность действий инспекторов, их полномочия, обязанности и права компаний и ИП. Поскольку регламент написан по нормам международных конвенций, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при проверках, Постановления Правительства от 01.09.2012 № 875, никаких новых правил в нем нет. Но ознакомиться с ним все же следует, чтобы в случае превышения полномочий указать на это проверяющим или обжаловать их решения.

По общим правилам, продолжительность проверки Роструда — не более 20 рабочих дней. Малое предприятие инспектируют не более 50 часов в год, а плановая выездная проверка микропредприятия должна длиться не более 15 часов в год. Помимо этого, инспекторы при создании графика визитов к работодателям обязаны следовать риск-ориентированному подходу.

Как категория риска влияет на периодичность проверки

Зная, где посмотреть категорию риска организации, в дальнейшем легко определить, с какой периодичностью проводятся плановые проверки в отношении конкретного работодателя. В Письме Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 описаны следующие правила:

Методика определения критериев риска: что применяют налоговые инспекторы при мониторинге отчетности?

В предлагаемом материале мы расскажем о трех основных критериях, на которые обращают внимание налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок: убытки, налоговые нагрузки и значительные суммы налоговых вычетов по НДС.

Право на проведение налоговых проверок регламентировано гл. 14 «Налоговый контроль» Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Планирование и критерии отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок установлены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее — Приказ № ММ-3-06/333@). Методы и способы анализа налоговой и финансовой отчетности предприятий и индивидуальных предпринимателей, используемые сотрудниками налоговых служб при отборе кандидатов на очередную выездную проверку, разъяснены в письме ФНС, Минфина России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» (далее — письмо № АС-4-2/12722).

Читать еще:  Квалификационный справочник юрисконсульт

Итак, благодаря Приказу № ММ-3-06/333@ любая организация может проанализировать финансовые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности и самостоятельно оценить вероятность проведения налоговой проверки.

Опасения чаще всего вызывают НДС и налог на прибыль. Определение налогооблагаемой базы по этим налогам, как правило, вызывает споры с налоговыми органами. Кроме того, не следует забывать про налоговые нагрузки и рентабельность продаж, так как они могут сыграть не последнюю роль в поиске «рисковых» налогоплательщиков.

Критерии, по которым организации могут попасть в поле зрения налоговой инспекции, изложены в разд. 4 Приказа № ММ-3-06/333@. Всего их 12. Мы рассмотрим первые три критерия:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Расчет налоговой нагрузки приведен в приложении № 3 к Приказу № ММ-3-06/333@. Она рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

Наличие риска или его отсутствие в хозяйственной деятельности организации налоговые органы определяют на основании анализа данных бухгалтерской и налоговой отчетности. Анализ заключается в сопоставимости показателей разных форм отчетности. Например, сравниваются доходы от реализации, отраженные в стр. 010 листа 02 налоговой декларации по прибыли, и налоговая база по НДС.

Налоговая база по декларациям НДС — это сумма стр. 010, 020, 030, 040, 050, 080 гр. 3 разд. 3, сумма показателей гр. 2 разд. 4 (операции по реализации товаров (работ, услуг) по ставке 0 %) и гр. 2 разд. 7 (операции, не подлежащие налогообложению, освобождаемые от налогообложения). Превышение доходов, заявленных в декларации по прибыли, над налоговой базой по НДС будет воспринято налоговыми инспекторами как занижение налоговой базы по НДС с выяснением причин такого занижения. В итоге предприятие рискует попасть под налоговую проверку.

В декларациях по НДС суммы значительных налоговых вычетов сравниваются с данными бухгалтерского баланса, то есть с суммой кредиторской задолженности (стр. 1520) и запасов (стр. 1210). Если суммы налоговых вычетов значительные и на протяжении нескольких кварталов наблюдается рост запасов и кредиторской задолженности, то у налоговых инспекторов может сложиться мнение, что организация заключает договоры с контрагентами, имеющими признаки фирм-«однодневок». В этом случае организация также имеет все основания попасть в список выездных налоговых проверок.

Кроме того, на основе данных налоговой и бухгалтерской отчетности налоговые органы рассчитывают налоговые нагрузки по каждому налогу, а также рентабельность продаж и сравнивают их со среднеотраслевыми показателями по аналогичному виду деятельности. Если налоговые нагрузки и рентабельность продаж низкие, организация становится кандидатом на налоговую проверку.

Механизм отбора групп предприятий по определенным критериям риска приведен в письме № АС-4-2/12722. Рассмотрим, как осуществляется отбор групп, предложенный в данном письме. В качестве критериев риска возьмем убыточную деятельность, низкие налоговые нагрузки по налогу на прибыль и НДС:

  • критерий «Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности».

Отбор налогоплательщиков данной группы производится на основании деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых по стр. 100 листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток) за два предыдущих налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года.

В список включаются также организации, не заполнившие стр. 100 листа 02, у которых расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов;

  • критерий «Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций».

Для определения налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций используют данные налоговой декларации по прибыли. Налоговая нагрузка определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль (стр. 180 листа 02 декларации по прибыли) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма стр. 010 и 020 листа 02 декларации по прибыли) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для производителей продукции (товаров, работ, услуг) понимается нагрузка, составляющая менее 3 %, для торговых организаций — менее 1 %;

  • критерий «Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС».

Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по налогу на добавленную стоимость, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составило 89 % и более.

Таким образом, наличие риска или его отсутствие налоговые органы определяют на основании анализа данных бухгалтерской и налоговой отчетности за три года. Методика анализа предложена в приложениях к письму № АС-4-2/12722. Например, для анализа платежей по налогу прибыль используется Приложение № 3, по НДС — Приложение № 4.

Методику определения критериев риска, применяемых налоговыми инспекторами при мониторинге бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков, покажем на наглядном примере. Используя данную методику, организации могут оценить для себя имеющиеся критерии риска прохождения налоговой проверки, сделать выводы и принять решения, как минимизировать риск налоговых проверок в будущем.

Читать еще:  Оценка профессионального риска на промышленных предприятиях

Е. В. Акимова, аудитор

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2015.

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Подготовлены на основании
Концепции системы планирования
выездных налоговых проверок,
утвержденных приказом ФНС России
от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.20071. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 1.
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога, равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

По налогу на прибыль организаций.

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.).

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации).

4) Официальные Интернет-сайты Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики составляет не более 100 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете составляет не более 100 млн. рублей;
— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации составляет не более 24,8 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей составляет не более 150 кв. метров;
— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 %.

Читать еще:  Анализ предпринимательских рисков

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п.3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п.п.4 п.1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая, с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 2.

В части налога на прибыль организаций:
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 % и более.

С 1 января 2020 года все предприятия обязаны перейти на новые правила оценки категорий риска и классов опасности

Опубликовано: 18.11.2019 Рубрика: Новости Автор: Единый Стандарт

В Постановление Правительства Российской Федерации № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (от 17 августа 2016) был внесён ряд поправок, касающихся отнесения юридических лиц к определённому классу профриска. Также были установлены сроки перехода предприятий к новым правилам оценки риска и опасности их деятельности. Так, 1 января 2020 г. официально вступает в силу новый порядок определения класса профессиональных рисков на предприятиях всех форм собственности.

Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан создать у себя систему управления охраной труда (ред., – СУОТ). И именно оценка профрисков является обязательным этапом при формировании СУОТ. Данные меры необходимы, чтобы исключить или минимизировать риски на рабочем месте сотрудника.

В Постановлении представлен перечень видов регионального государственного надзора, при проведении которых определение категории риска является обязательной мерой. Это экологический, строительный, жилищный, ветеринарный госконтроль, а также контроль в сфере регулируемых тарифов, защиты граждан от чрезвычайных ситуаций и надзор за состоянием автомобильных трасс регионального значения. Надзор по каждому критерию осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Суть нововведения заключается в том, что от категории риска и класса опасности объекта зависит форма, периодичность и объём региональных государственных проверок. Данная мера является обязательной и позволяет оптимизировать процесс государственного контроля (надзора) как для подконтрольного предприятия, так и для органов контроля. Порядок и сроки проведения проверки регламентированы положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В случае соответствия организации различным категориям риска, предприятию присваивается более высокие из них. И наоборот, объекты, которым не присвоены классы опасности, относятся к низким классам опасности. Информация о соответствии предприятия наивысшему классу опасности считается открытой и должна быть представлена на официальном сайте общего доступа. При оценке рисков также оценивается степень тяжести потенциального вреда при несоблюдении юридическими лицами обязательных требований, а также уровень сложности устранения возможных последствий.

Постановление регламентирует санкции при нарушениях порядка проведения оценки рисков. При первичном нарушении порядка оценки или игнорировании обязательных требований со стороны подконтрольного объекта, данное предприятие облагается штрафными санкциями до 80 тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП), при повторных нарушениях организации грозит административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. В свою очередь, юридическое лицо также имеет право подать заявление об изменении класса профриска или, в случае несогласия с решением уполномоченных органов о присвоении категории опасности, обжаловать таковое в административном порядке.

Для проведения оценки профрисков не нужно иметь аккредитацию и лицензию, работодатель может это сделать самостоятельно. Исходя из практики, обращаться желательно к экспертам, которые имеют опыт разработки документации в области СУОТ, а также в компании, которые занимаются проведением специальной оценки условий труда. Потому как на сегодняшний день нет четких рекомендаций по формированию документации по результатам оценки профрисков, а также использованию методик при определении рисков, поэтому опыт работы в этой области является преимуществом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector