Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фнс риски бизнеса

Должная осмотрительность при проверке контрагента (Оценка налоговых рисков)

Должная осмотрительность — принятие комплекса мер и действий, направленных на получение необходимой и достоверной информации о потенциальном Контрагенте. Анализ полученной информации позволяет оценить возможные налоговые и финансовые риски при работе с Контрагентом.

Проявлять Должную осмотрительность должны все организации при выборе контрагента (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53)
ФНС РФ часто использует данный термин для отказа от возмещения НДС (предоставление вычета), а также оспаривает расходы организаций, если платежи прошли на “компании-однодневки”

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете проявить Должную осмотрительность, оценить налоговые риски, получить готовый отчет на любую организацию и необходимые рекомендации по формированию пакета документов.

Для получения отчета “Оценка налоговых рисков” (Должная осмотрительность) на Юридическое лицо, Индивидуального Предпринимателя необходимо найти организацию по ИНН / ОГРН / ОКПО / Наименованию компании / ФИО Руководителя.

Воспользуйтесь поисковой строкой:

Рекомендации по проведению дополнительной проверки Контрагента и формированию полного комплекта документов при проявлении Должной Осмотрительности составлены с учетом:

  • • Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53;
  • • Письма ФНС РФ от 11.02.2010 г. № 3−7−07/84;
  • • Письмо ФНС РФ от 23.01.2013 г. № АС-4-2/710;
  • • Письмо ФНС РФ от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547;
  • • Письмо ФНС РФ от 12.05.2017 № АС-4-2/8872;

Рекомендации призывают делать упор на проверку реальности совершенных операций и действий Контрагента и оценку должной осмотрительности при выборе контрагента. Пакет документов формируется согласно полученному уровню риска:

Низкий уровень налоговых рисков

  • — Получить с сайта nalog.ru официальную выписку ЕГРЮЛ на дату проверки Контрагента
  • — Получить у Контрагента копии Уставных документов, лицензий, допусков СРО (если есть) бухгалтерскую отчетность за последний отчетный период.
  • — Получить у Контрагента подтверждение полномочий Руководителя, а также копии документа удостоверяющего личность, в случае, если действует Представитель по доверенности, заверенную организацией копию доверенности и копии документа удостоверяющего личность Представителя.

Средний уровень налоговых рисков

  • Низкий уровень +
  • — Получить у Контрагента копии договора аренды или собственности помещений необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, проверить достоверность предоставленной информации.
  • — Получить информацию о месте нахождения организации Контрагента, сверить с юридическим адресом.

Высокий уровень налоговых рисков

  • Средний уровень +
  • — Проверить наличие персонала, материально технической базы, необходимых ресурсов, у Контрагента для осуществления деятельности, убедиться в наличии условий для осуществления соответствующей заявленной экономической деятельности.
  • — Проверить наличие общедоступной информации о деятельности Контрагента (наличие сайта, рекламы, рекомендации Партнеров)

Уровень налогового риска рассчитывается на основании скоринговой системы, анализирующей информацию о деятельности организации. Уровень риска и система скоринга является мнением администрации портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС и не несет каких либо гарантий третьим лицам, а также не является руководством к каким либо действиям. За достоверность информации администрация портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ответственности не несет. Данные отчета и уровень риска могут быть автоматически изменены при получении новой информации

Желаем Вам плодотворной, комфортной работы на портале, используя функционал “Должная осмотрительность” и получение отчета “Оценка налоговых рисков” по организациям РФ!
Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

ФНС и МВД vs Бизнес: как налоговые риски становятся уголовными

Время, когда предприниматель мог искренне надеяться, что налоговикам и правоохранителям до него нет дела, поскольку его компания не самый примечательный налогоплательщик, прошло. Условия администрирования бизнеса меняются — государство активно выводит предпринимателей в «белую зону». Компании начинают «обеляться», а налоговики и правоохранители активно взаимодействуют, повышая показатели собираемости налогов, выявляя не только недобросовестных налогоплательщиков, но и стоящих за ними физлиц-выгодоприобритателей, а это уже персональная ответственность, зачастую перерастающая в уголовную.

Какие существуют критерии проявления интереса к компаниям со стороны налоговиков? Как налоговые правонарушения перерастают в уголовные риски? Что нужно предпринять, чтобы не попасть в поле зрения ФНС и УЭБиПК? Как обезопасить себя и свой бизнес?

Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Цифровизация на службе ФНС

Например, если ваш контрагент не уплатили налоги, а вы включили сделку с ним в налоговую декларацию и получили вычеты, то не сомневайтесь, АСК НДС-2 это отследит.

СУР АСК НДС-2 определит в вашей цепочке поставок наличие «однодневок» и отнесет вашу компанию к категории налогоплательщиков с высоким уровнем рисков, что может стать поводом к проведению предпроверочного анализа и выездной проверки.

ВНП-отбор сопоставляет вашу фирму с другими участниками отрасли по ряду критериев и проставляет баллы. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к выездной проверке.

АИС «Налог-3» анализирует движение денежных средств, наличие имущества. Ведь налоговикам важно не только начислить недоимку, но и определить вероятность ее взыскания с компании.

В арсенале налоговых органов порядка 20 систем, которые помогают отслеживать правонарушения.

Три признака того, что вами заинтересовалась ФНС

  1. Вас пригласили на одну из комиссий — убытки, НДС, зарплата.
  2. Вашим контрагентам и в банк направлены запросы.
  3. Вы получили требования по сомнительным сделкам.

Стоить отметить, что не всегда вышеперечисленные события заканчиваются выездной налоговой проверкой. Если по каким-то причинам налоговая служба решила, что приходить к вам с проверкой нецелесообразно, не спешите радоваться, информация по Вам может быть передана в УЭБиПК. Согласно Письму Следственного комитета РФ от 13 сентября 2017 г. N 225-38823-17 в 2016 году СК РФ возбуждено 3111 уголовных дел по налоговым составам, в том числе 1676 по материалам, поступившим из ФНС России, то есть более 53%.

Передача информации из ФНС в УЭБиПК регламентируется письмом от ФНС России от 22.04.2015 №ПА-4-6/6929 «О порядке взаимодействия с МВД России». Сведения могут передаваться в любое время и в любом объеме. Сотрудники УЭБиПК имеют доступ к налоговой тайне, поэтому никаких проблем с передачей информации не возникает.

ФНС передала информацию о нарушениях в УЭБиПК: основные признаки

Вторым сигналом может служить получение запроса с требованием предоставить документацию о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Ну и третий сигнал — вызов на опрос сотрудников вашей компании и контрагентов.

Если Вы получили запрос не спишите готовить документы. Помните, что запрос должен обладать следующими критериями законности:

  1. Обоснованность — основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию (ссылка на п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции»).
  2. Правомерным — содержит данные о направлении запроса в рамках материала проверки (должен быть указан номер КУСП — номер регистрации материала проверки в книге учета сообщений о преступлении).
  3. Мотивированным — указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы относятся к предмету проверки.

Если запрос не обладает вышеперечисленными свойствами, то можно ответить на запрос письмом с просьбой устранить имеющиеся недостатки и направить повторное требование. Помимо запроса, оперативники могут прийти в офис и самостоятельно изъять необходимые документы. Несмотря на то, что обследование является гласным разыскным мероприятием и должно проводиться только с согласия компании, на практике обследование мало чем отличается от обыска. Поэтому после получения запроса из полиции, для понимания и минимизации рисков, рекомендуем вам обратиться к юристам, специализирующимся в данной отрасли права.

Читать еще:  Классификатор мер по минимизации рисков

Уголовное преследование: как доказать отсутствие умысла

Косвенный умысел — лицо относится безразлично к негативным последствиям (причинение ущерба бюджету вследствие неуплаты налогов): вам предлагают заключить договор с сомнительным контрагентом, вам все равно будет ли он платить налоги, ваша цель — исполнение договора. Сделка реальна, имеет деловую цель.

При прямом умысле — лицо желает наступления негативных последствий: вы самостоятельно привлекаете недобросовестного налогоплательщика с целью сэкономить на налогах. Говоря терминами налоговиков и правоохранителей, ваша цель — получение необоснованной налоговой выгоды. При этом сделка фиктивна либо исполняется иным контрагентом и/или на иных условиях.

Как правоохранители доказывают наличие у вас прямого умысла?

Мне нравится выражение «любая имитация оставляет следы имитации», приведенное в методических рекомендациях по выявлению умысла ФНС и СК РФ от 2017 года (Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@). И если вы привлекли одну или несколько фирм-однодневок и пытаетесь имитировать с их участием реальную финансово-хозяйственную деятельность, то следы такой имитации можно выявить, например, с помощью следующих действий:

  1. Опросить сотрудников отделов закупок, сбыта, склада о том, знаком ли им такой контрагент. Как правило, сотрудники компании говорят от кого на самом деле поступал товар или кем выполнялись работы, а о фиктивном контрагенте либо вовсе не знают, либо дают противоречивые показания.
  2. Изъять информацию из пункта пропускной системы, сбор данных о логистике.
  3. Изъять данные электронной переписки, исследовав которую, установить с кем на самом деле происходило общение по заключению и исполнению спорных сделок.
  4. Взять данные из налоговой и банка об IPи MAC-адресах компьютеров, с которых осуществлялось отправление отчетности и платежей спорных компаний.

Реальный пример из нашей практики: производственная компания, при помощи фирм-однодневок, завышала стоимость расходных материалов и формально производила ежемесячный ремонт и техобслуживание оборудования. Сотрудники правоохранительных органов опросили работников отдела ремонта, которые пояснили, что станки ремонтируются раз в пять лет. Сотрудники склада дали сведения, кто и в каком объеме на самом деле привозил расходные материалы и запчасти. Естественно, о существовании фиктивных контрагентов, указанных в налоговой декларации, никто из работников не знал.

10 действий, которые помогут самостоятельно снизить риск привлечения к уголовной ответственности

  1. Отслеживайте свои показатели относительно общедоступных критериев отбора для ВНП (Приказ ФНС России от 30.05.2007 NММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).
  2. Отслеживайте факторы проявления интереса со стороны ФНС и МВД (см. выше).
  3. Храните документацию и цифровую информацию вне офиса.
  4. Полностью откажитесь от схем с «однодневками».
  5. Проведите работу по выявлению фиктивных сделок и контрагентов.
  6. Установите процесс выбора данных контрагентов и лиц к нему причастных.
  7. Объясните процесс выбора данных контрагентов, как и кем он сделан.
  8. Соберите доказательства реальности сделок с фиктивными контрагентами, если это возможно.
  9. Соберите доказательства отсутствия умысла у руководства компании (как пример, руководитель компании не осуществляет подбор контрагентов).
  10. Получите пояснения причастных к сделкам лиц (закупки, сбыт, склад и др.).

В заключение хочу отметить, что наша команда более 12 лет занимается защитой бизнеса от уголовной ответственности и часто сталкиваемся с тем, что руководители и собственники компаний, даже понимая свои риски, откладывают работу с ними на «потом». Но это «потом» может наступить и помимо вашей воли.

Защита от претензий правоохранителей в рамках возбужденного уголовного дела, а тем более переданного в суд, ресурсозатратна (морально и материально) и низкоэффективна. Как показывает практика, и уголовные, и налоговые риски есть в любой компании и лучше проработать их до того, как ваша фирма попадет в поле зрения госорганов.

Проведите в своей компании профилактику уголовных рисков и это позволит вам:

  1. Определить бизнес-процессы и сделки, содержащие уголовные риски
  2. Установить лиц, несущих риск привлечения к уголовной ответственности, повысить их защищенность
  3. Повысить защищенность и стабильность работы компании даже в процессе предъявления претензий со стороны правоохранительных и налоговых органов
  4. Снизить риск попадания компании в поле зрения контролирующих органов.

Налоговые риски

В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения.

Классификация налоговых рисков

Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.

Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:

  • полностью отсутствует вероятность того, что исход будет благоприятный;
  • вероятность возникновения новых угроз довольно высока. При этом они стану следствием неверных решений. Предусмотреть их появление практически невозможно;
  • присутствует следственная связь с правовой и экономической неграмотностью субъекта;
  • негативные последствия являются итогом для всех участников налоговых отношений;
  • различное проявление по отношению к разным субъектам.

Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:

  • информационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:

  • организационные – недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за своевременное исчисление и перечисление в бюджет обязательных платежей, отсутствие взаимосвязи между налоговым подразделением и налоговой инспекцией;
  • технические – недостаточное налоговое планирование или полное его отсутствие;
  • экономические. Содержать в штате целое подразделение, которое будет заниматься исключительно налогами – довольно затратно. Дешевле обратиться к посредникам. Но и на этот шаг бизнесмены идут неохотно, считая, что у них в фирме не возникнет предпосылок к налоговым потерям;
  • социальные – собственник предприятия и управленцы не могут прийти к единственно верному решению относительно налогов.

Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:

  • внутренние и внешние;
  • предсказуемые и непредсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.

При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.

В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:

  • субъекты, которые несут угрозы;
  • факторы, их определяющие;
  • период возникновения;
  • зависящие от размеров будущих потерь.
Читать еще:  Ип риски и ответственность

Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:

  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики. В России ими выступают предприятия, предприниматели и граждане;
  • взаимосвязанные лица;
  • само государство.

Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.

Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:

  • информационные. Они связаны с недостаточной информативностью, которая может возникнуть между сторонами разногласий;
  • процессуальные, отражают несовершенство судебной системы и недостаточность инструментов регулирования договорных отношений между субъектами экономической жизни страны;
  • окружающие, могут возникнуть из-за того, что налогоплательщики и налоговые органы по-разному воспринимают суммы, поступающие в бюджет в виде обязательных платежей;
  • репутационные. Они связаны с тем, как тот или иной субъект хозяйственной деятельности оценочно воспринимает деятельность своего конкурента.

Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.

Оценка налоговых рисков

Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:

  • уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
  • в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
  • налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
  • темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
  • работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
  • налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
  • годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
  • свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
  • неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
  • неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
  • ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.

Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.

Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.

Почему рисками нужно управлять

Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.

Задачи создания такого отдела:

  • сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
  • определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
  • определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
  • разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
  • подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.

«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами. Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени. По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.

Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.

К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.

Можно ли снизить угрозы налоговых потерь

Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:

  • максимальная автоматизация всех рабочих процессов, включая документооборот. Нужно снизить уровень человеческого фактора;
  • повышение уровня знаний в налоговом законодательстве у руководителей высшего и среднего звена;
  • систематическое повышение уровня квалификации тех сотрудников, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате налогов. Для этого их необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, тренинги семинары, проводимые ФНС. При необходимости, можно ввести в штат отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно расчетами по налогам;
  • систематическое проведение аудита внутренними ресурсами и с привлечением сторонних специалистов. Это наиболее эффективный метод налогового риск-менеджмента. Его суть в том, что нужно создать отдельный департамент, который будет отвечать за то, чтобы все обязательные платежи правильно исчислялись и вовремя закрывались. Эти мероприятия проводятся в интересах фирмы. Они закрепляются на локальном уровне, осуществляются своими силами. При необходимости, приглашаются специалисты из сторонних компаний, чтобы провести дополнительную проверку. Такие «двойные» меры позволяют минимизировать налоговые риски до низшего предела;
  • непрерывное взаимодействие с консалтинговыми фирмами по конкретным вопросам налогообложения. Эксперты из этих фирм владеют информацией относительно всех последних актуальных изменений в профессиональной области. Используя свой практический опыт в российском налоговом праве, они сводят к минимуму все «популярные» риски;
  • страхование собственных рисков. То есть, фирма самостоятельно обращается в страховую компанию с целью заключения договора на страхование собственной ответственности;
  • создание резервов для покрытия убытков, если таковых не удастся избежать. Это самострахование, и он экономнее страхования через СК.

Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.

Читать еще:  Юрисконсульт справочник должностей

Цена преступления

Пока Путин поддержал одно предложение – увеличить налоговую недоимку, за которую наступает уголовная ответственность, рассказывают чиновники, как именно – пока не решено.

Повышение этой суммы обсуждается несколько лет. Сейчас уголовное дело может быть возбуждено за неуплату компанией более 5 млн руб. за три года, если недоимка превышает 25% всех налоговых платежей. Второе условие не действует, если бюджет не получил более 15 млн руб. Особо крупным считается долг в 15 млн руб. и 50% соответственно либо 45 млн. Больше всего из-за низких порогов страдает крупный бизнес – для компаний с налогами на миллиарды рублей недоимка в несколько десятков миллионов незаметна, но может привести к уголовному преследованию, указывает советник юрфирмы Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов.

В 2017 г. риски бизнеса даже выросли, так как кроме налогов учитываются еще и неуплаченные страховые взносы, а с 2021 г. добавится несколько неналоговых платежей: утилизационный сбор на автомобили, отчисления операторов связи и туристический сбор. Рост налогооблагаемой базы – самое объективное основание, чтобы пересмотреть пороги по налоговым преступлениям, говорит руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Лучше всего отказаться от абсолютных цифр и использовать только относительные – пропорционально ранее уплаченным налогам, чтобы учесть размер бизнеса, предлагает он. Абсолютные цифры тоже нужны, чтобы не перегружать правоохранительные органы совсем мелкими преступлениями, считает Ерасов.

Если повышение порогов было поддержано на совещании, то предложение вернуть прежнюю процедуру возбуждения налоговых уголовных дел – на основании предварительного заключения налоговиков – президент отверг, говорят три чиновника. В 2014 г. правоохранительные органы получили право самостоятельно возбуждать такие дела. Возвращение к прежней процедуре бизнес предлагал обсудить на экспертном совете Минэкономразвития по снижению уголовных рисков в конце сентября. Все чаще в налоговых проверках принимают участие оперативники, рассказывает Ерасов, в последние два года уголовные дела возбуждаются даже после погашения недоимки. В 2018 г. за уклонение от уплаты налогов было осуждено более 566 человек, говорится в материалах судебного департамента при Верховном суде, из них 55 лишились свободы.

Валюта не сдается

Решение об отмене валютных статей УК на совещании принято не было, указывают собеседники «Ведомостей». Необходимый для этого законопроект подготовил и направил на рассмотрение в ведомства Минфин. Ответственность за нерепатриацию валютной выручки министерство предлагает отменить, а за переводы нерезидентам по подложным документам (ст. 193 и 193.1 УК соответственно) – сделать квалифицирующим признаком преступлений, связанных с легализацией. Это только способ их совершения, пишет министерство в пояснительной записке. Такие изменения снизят риски привлечения предпринимателей к уголовной ответственности из-за одного только невозвращения денег, передал через представителя замминистра финансов Алексей Моисеев. «Уголовная ответственность за невозврат валютной выручки – это рудимент», – говорил первый зампред правительства, министр финансов Антон Силуанов в начале ноября.

Законопроект об отмене только ст. 193 также подготовил и внес в правительство Минюст, сказал его представитель. Но министерство в отличие от Минфина предлагает ее нормы перенести в другие статьи УК, например о мошенничестве или легализации. Против либерализации выступали силовики и ЦБ, говорил ранее Моисеев. Представитель ЦБ переадресовал запрос «Ведомостей» в Минфин.

По данным МВД и судебного департамента, на которые ссылается РСПП в письме Силуанову, в 2018 г. девять человек лишились свободы за использование подложных документов при переводах нерезидентам. Но риски оказаться под следствием велики, говорила руководитель Центра ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. Случается, что российский импортер переносит срок платежа и фиксирует это не изменениями в контракте, а, например, в переписке, рассказывает старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина, даже за это может грозить уголовная ответственность.

Если будет принят законопроект Минфина, будут закрыты все дела по ст. 193 и 193.1 УК. Одно из самых громких по ст. 193.1 – дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова, которого заподозрили в сговоре с бывшими топ-менеджерами компании для вывода ее средств на счета кипрской Panabel Limited (в ноябре Петров сообщил, что «Рольф» будет продан).

Холдинг как преступление

Не было принято решение и об отмене одной из самых опасных для бизнеса статей УК, которая наказывает за организацию преступного сообщества или участие в нем (ст. 210). Ограничить случаи, когда холдинг признается организованной преступной группой, а сотрудники такой компании – ее участниками, поручал сам Путин.

Свои предложения направляла в государственно-правовое управление президента в июле Генпрокуратура, говорил ее представитель. На экспертном совете Минэкономразвития обсуждалось, как ограничить применение ст. 210 к руководителям компаний, рассказал представитель министерства. Она была использована, например, в делах владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда, а также бывшего министра открытого правительства Михаила Абызова.

По обвинению в организации преступного сообщества можно максимально долго (до полутора лет) держать людей под стражей, говорил партнер «Коблев и партнеры» Руслан Коблев, срок следствия по экономическим делам затягивается и бизнес может быть разрушен. По такой статье можно арестовать все активы компании, отмечала Виктория Бурковская, партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Представители МВД, ФТС и Росфинмониторинга отказались от комментариев по поправкам в УК, а Минюста, ФСБ, ФНС и СКР не ответили на запросы «Ведомостей».

Страхи инвесторов

Доверие между предпринимателями и правоохранительной системой – одно из ключевых условий роста инвестиционной активности, признавал министр экономического развития Максим Орешкин. Пока доверия не хватает: за январь – сентябрь 2019 г. инвестиции в основной капитал, по данным Росстата, выросли лишь на 0,7% в годовом выражении.

Риски уголовной ответственности из-за неполученной валютной выручки, например, часто удерживают компании от выхода на внешние рынки, говорил представитель Российского экспортного центра. При подготовке стратегии экспорта услуг бизнес называл валютные ограничения одним из основных барьеров, отмечала Левашенко.

В России ухудшился инвестиционный климат, указывалось в рейтинге мировой конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум, в частности, менее эффективной стала защита собственности. Это одна из причин, почему инвесторы могут предпочесть России другую страну, замечает главный экономист Global BCS Владимир Тихомиров.

У силовиков даже при либерализации УК останется достаточно инструментов для давления на бизнес, уверены эксперты. Повышение порогов в налоговых статьях полезно для бизнеса, но дело может быть возбуждено и по другим статьям, например «Мошенничество», рассуждает Ерасов: «Правоохранители так и поступают – налоговые статьи им менее интересны, потому что такие дела можно прекращать в связи с уплатой налогов». Поэтому главное – не поправки в УК, а повышение эффективности судебной системы, замечает Тихомиров. Уголовная ответственность – основной риск бизнеса, подчеркивает член экспертного совета Торгово-промышленной палаты Максим Хвалибов: «Своими действиями власти пилят сук, на котором сидят».

В подготовке статьи участвовала Светлана Ястребова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector