Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет лицензий на право пользования недрами

Как отразить в учете расходы на получение лицензии на пользование недрами

Предоставление недр в пользование оформляется лицензией (п. 4 ст. 10.1, ч. 1 ст. 11 Закона от 21 февраля1992 г. № 2395-1, п. 2.1 положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты госрегистрации этого разрешительного документа (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля1992 г. № 2395-1).

Бухучет

Затраты, связанные с приобретением лицензии на пользование недрами, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Учитывайте их в составе расходов будущих периодов на дату их возникновения.

Списывайте лицензионные расходы в порядке, установленном организацией, например равномерно в течение срока действия лицензии. Это следует из пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, пунктов 5 и 9 ПБУ 10/99 и подтверждено письмом Минфина России от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5. Порядок списания нужно отразить в учетной политике для целей бухучета .

Указанные операции отразите проводками:

Дебет 97 Кредит 76
– отражены в составе расходов будущих периодов затраты на получение лицензии;

Дебет 20 Кредит 97
– списана на затраты часть расходов на получение лицензии.

За выдачу лицензии взимается госпошлина в сумме 6000 руб. (абз. 2 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Расходы на уплату госпошлины учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Уплату пошлины отразите проводками:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– отражены расходы на уплату госпошлины;

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– перечислена пошлина в бюджет.

Если организация не выиграла конкурс или отказалась от получения лицензии, предварительные расходы, связанные с ее получением, спишите на прочие затраты. Указанную операцию отразите в месяце, в котором организация получила уведомление о том, что она не выиграла конкурс (или в месяце, в котором принято решение об отказе в участии в конкурсе). Это следует из пунктов 11 и 18 ПБУ 10/99.

При этом в учете сделайте следующие проводки.

На дату осуществления предварительных расходов, связанных с получением лицензии:

Дебет 97 Кредит 76
– отражены в составе расходов будущих периодов расходы, связанные с получением лицензии.

На дату получения решения о том, что организация не выиграла конкурс (на дату принятия решения об отказе в участии в конкурсе):

Дебет 91-2 Кредит 97
– списаны на прочие расходы предварительные затраты, связанные с получением лицензии.

ОСНО

Затраты, связанные с приобретением лицензии на добычу полезных ископаемых, относятся к расходам на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ). Перечень расходов на приобретение лицензии, а также порядок их учета регламентируются статьей 261 и пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

К лицензионным расходам, в частности, относятся расходы:

  • связанные с проведением аудита запасов месторождения;
  • связанные с предварительной оценкой месторождения;
  • на приобретение геологической и иной информации. При этом расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов принимаются для целей налога на прибыль в сумме фактических затрат (п. 6 ст. 261 НК РФ);
  • на оплату участия в конкурсе (аукционе);
  • на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.

Порядок учета расходов на приобретение лицензии на пользование недрами зависит от факта заключения лицензионного соглашения (получения лицензии).

Если организация получила лицензию, расходы на ее получение учитывайте одним из следующих способов:

  • в составе нематериальных активов – списанием через амортизацию линейным или нелинейным способом;
  • составе прочих расходов – путем списания в течение двух лет.

Госпошлину, уплачиваемую за регистрацию лицензии, учитывайте при расчете налога на прибыль единовременно в составе прочих расходов (ст. 264, 272 НК РФ).

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: с какого периода начинать списывать расходы на лицензию на пользование недрами в налоговом учете? Организация списывает расходы в течение двух лет.

Расходы начинайте списывать в последний день того отчетного (налогового) периода, в котором произошла госрегистрация лицензии.

Объясняется это следующим.

По правилам подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ датой признания расходов является одна из следующих дат:

  • дата расчетов по условиям договоров;
  • дата предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последнее число отчетного (налогового) периода, в котором имели место расходы.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты госрегистрации лицензии (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля1992 г. № 2395-1).

Следовательно, датой начала списания лицензионных расходов будет являться последнее число того отчетного (налогового) периода, в котором произошла государственная регистрация лицензии.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 23 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/610.

Если организация учитывает расходы в составе нематериальных активов и списывает через амортизацию, в учете возникает отложенный налоговый актив. Это объясняется тем, что расход в виде амортизационных отчислений признается в налоговом учете начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации лицензии, а в бухучете – начиная с месяца регистрации лицензии.

Отложенный налоговый актив отразите проводкой:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражен отложенный налоговый актив.

В последнем месяце списания амортизации отразите погашение отложенного налогового актива:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– погашен отложенный налоговый актив.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на получение лицензии. Лицензия организацией получена и впоследствии не отзывалась

ЗАО «Альфа» по результатам конкурса получило лицензию на пользование недрами. Затраты, связанные с получением лицензии, организация понесла в марте. Сумма затрат составила 3 600 000 руб. (в т. ч. сбор за участие в конкурсе, затраты на аудит запасов, сбор за получение лицензии). Дата государственной регистрации лицензии – 1 апреля 2016 г. Лицензия выдана сроком на 10 лет.

За регистрацию лицензии в марте уплачена госпошлина в размере 6000 руб.

Учетной политикой для целей бухучета предусмотрено равномерное списание расходов будущих периодов в течение срока действия лицензии.

Учетной политикой для целей налогового учета предусмотрено равномерное списание затрат на получение лицензии в составе прочих расходов в течение двух лет.

Ежемесячно бухгалтер списывал:
– в бухучете – расходы в сумме 30 000 руб. (3 600 000 руб. : 10 лет : 12 мес.);
– в налоговом учете – расходы в сумме 150 000 руб. (3 600 000 руб. : 2 года : 12 мес.).

В учете бухгалтер сделал следующие проводки.

Дебет 97 Кредит 76
– 3 600 000 руб. – учтены расходы на лицензию в составе расходов будущих периодов;

Дебет 76 Кредит 51
– 3 600 000 руб. – оплачены расходы, связанные с получением лицензии;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– 6000 руб. – учтены расходы на уплату государственной пошлины;

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– 6000 руб. – перечислена пошлина в бюджет.

Сумму госпошлины бухгалтер учел при расчете налога на прибыль единовременно в составе прочих расходов в марте.

Дебет 20 Кредит 97
– 30 000 руб. (3 600 000 руб. : 10 лет : 12 мес.) – списаны расходы на получение лицензии;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
– 24 000 руб. ((150 000 руб. – 30 000 руб.) × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство.

В течение двух лет (до даты полного списания расходов в налоговом учете) по кредиту счета 77 накопится сумма отложенного налогового обязательства в размере 576 000 руб.

((150 000 руб. – 30 000 руб.) × 20% × 12 мес. × 2 года).

После полного списания расходов в налоговом учете (после истечения двух лет) накопленная сумма отложенного налогового обязательства будет ежемесячно погашаться:

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 6000 руб. (576 000 руб. : 8 лет : 12 мес.) – отражено погашение отложенного налогового обязательства.

Если организация лицензию не получила (не выиграла конкурс), то расходы на ее приобретение включите в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса (аукциона). Расходы списывайте равномерно в течение двух лет.

Читать еще:  Лицензия на неисключительные права проводки

На практике могут быть ситуации, когда организация после предварительных расходов, связанных с получением лицензии, может принять решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности получения лицензии. В этом случае произведенные расходы также учитывайте в составе прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято такое решение. Затраты списывайте равномерно в течение двух лет. Указанное решение оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Расходы можно учесть при наличии экономического обоснования отказа от получения лицензии (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен абзацем 4 пункта 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на получение лицензии. Организация не выиграла конкурс

В апреле ЗАО «Альфа» принимало участие в конкурсе на получение лицензии на пользование недрами. Затраты, связанные с получением лицензии, составили 1 000 000 руб. (сбор за участие в конкурсе, затраты на аудит запасов).

В мае стало известно, что «Альфа» не выиграла конкурс.

В учете «Альфы» бухгалтер отразил данные операции следующим образом.

Дебет 97 Кредит 76
– 1 000 000 руб. – учтены в состав расходов будущих периодов предварительные затраты, связанные с получением лицензии.

Дебет 91-2 Кредит 97
– 1 000 000 руб. – отнесены на прочие расходы затраты, связанные с получением лицензии.

В налоговом учете данные расходы бухгалтер учитывал в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение двух лет.

Ежемесячно с месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, бухгалтер признавал в расходах 41 667 руб. (1 000 000 руб. : (2 года × 12 мес.)).

В связи с тем, что в бухучете расходы признаются единовременно, а в налоговом учете списываются равномерно в течение двух лет, в учете возникает отложенный налоговый актив.

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 200 000 руб. (1 000 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

Ежемесячно в течение 24 месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем участия в конкурсе, отложенный налоговый актив погашается:

68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 8333 руб. (41667 руб. × 20%) – погашен отложенный налоговый актив.

Лицензирование скважин на воду

Полный цикл работ

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область

  • Home
  • Ответы эксперта
  • Лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод юридическими лицами в вопросах и ответах. Кто выдает лицензию. Зачем она нужна и другие важные вопросы.

06.02.2020 Обновлено 16.03.2020 20:45 Просмотров: 171

Лицензия на пользование недрами при добыче подземных вод через скважину, колодец, каптаж частые вопросы и простые ответы

Подземные воды по закону О Недрах принадлежат государству. Добыча подземных вод для нужд юридических лиц в большинстве случае осуществляется на основании лицензии которая дает права пользования недрами. В этой статье в формате вопрос – ответ расскажем о наиболее важных моментах связанных с необходимостью оформления лицензии, возможностями управления правом добычи подземных вод на разных этапах жизненного цикла водозаборных сооружений и о других существенных моментах.

Готовим полный пакет документов для получения лицензии на право пользования недрами в ЦФО. Опыт работы с юридическими лицами разного профиля, садовыми товариществами. Готовы проконсультировать по составу услуги и объемам затрат в зависимости от ваших исходных данных. Телефон +7 903 647-37-39. Звоните.

Лицензия на право пользования недрами оформляется при добыче подземных вод любым способом (скважина, колодец, игла, каптаж)?

Да. Если по назначению использование подземных вод может быть связано с коммерческой деятельностью юридического лица, то необходимо оформить лицензию на добычу подземных вод для законного извлечения последней и использования в деятельности организации.

Лицензия на пользование недрами (водой) на какой срок выдается?

Максимальный срок указанный в законе О Недрах 25 лет. Есть типы лицензий, которые выдаются на 1 год и менее.

В действительности срок прописанный в лицензии зависит не только от условий, прописанных в законе, но и от ситуации с подземными водами в каждом конкретном субъекте федерации.

Существует ли реестр лицензий на пользование недрами?

Да. Реестр лицензий на право пользования недрами ведется на федеральном и региональном уровнях. Как правило, информация о выданных лицензиях дублируется и в федеральной и в региональной базах.

Кто выдает лицензию на пользование недрами в случае добычи подземных вод через скважину / колодец / каптаж?

Лицензию можно получить на 2-х уровнях:

Федеральная лицензия выдается на добычу подземных вод при суточных объемах более 500 кубических метров. Кроме этого на федеральный уровень придется обращаться за лицензией, в случае если планируется добывать подземные воды, находящиеся на федеральном учете.

На региональном уровне лицензию получают при объемах добычи меньше 100 кубометров в сутки.

Чем чревато пользование недрами без лицензии?

Нарушение закона в части добычи подземных ископаемых без лицензии в нашей стране преследуется:

  • Штрафом для юридического лица до 1 000 000 (на момент написания статьи по КоАП 7.3);
  • Штрафом для ответственных сотрудников юридического лица;
  • Предписанием о тампонаже водозаборного сооружения.

Возможны и иные последствия.

Какие виды лицензий на право пользования недрами существуют?

Вопрос классификации один из самых неоднозначных. В нем многое зависит от точки зрения.

Можно выделить виды лицензий на пользование недрами по сроку действия. В этом случае лицензии можно разделить на:

  • Краткосрочные (до 1 года);
  • Долгосрочные (до 25 лет).

Можно классифицировать лицензии по праву, которые они предоставляют. В этом случае выделяют следующие основные виды лицензий на право пользования недрами:

  • На разведку запасов подземных вод;
  • На добычу подземных вод;
  • Совмещенная лицензия на разведку и добычу подземных вод.

Как происходит получение лицензии на пользование недрами при добыче подземных вод?

Процесс оформления лицензии достаточно многогранный. Порядок и набор работ зависит от ряда факторов:

  • Объем добываемых вод;
  • Тип добываемых вод;
  • Назначение использование;
  • И т.д.

В зависимости от набора факторов определяется порядок получения лицензии на пользование недрами. В самом общем случае можно обозначить следующий порядок мероприятий:

  • Сбор исходных данных и постановка задачи;
  • Подготовка инженерной документации на водозаборное сооружение;
  • Сбор документов о юридическом лице, получающем лицензию;
  • Формирование пакета документов и подача в лицензирующий орган;
  • Получение лицензии или отказа;
  • В случае отказа придется повторить работы перечисленные выше с целью устранения выявленных недочетов.

Как происходит продление лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод?

За год до окончания срока действия нужно ознакомится с текущим порядком продления лицензий. Обычно за это время удается подготовить необходимый пакет документов и подать их на продление.

Эти документы могут быть отклонены. Причиной отклонения может стать нарушений условий выданной лицензии.

Имеет место переоформление лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод?

Слово переоформление достаточно размытое. Можно понимать под ним «передачу» прав от одного юрлица к другому. На момент написания статьи эту процедуру провести было нельзя. Можно понимать под переоформление внесение изменений связанных, например, с объемами добычи. Такое переоформление возможно.

Когда возможно внесение изменений в лицензию на пользование недрами?

Частично мы уже ответили на этот вопрос в предыдущем. Кроме упомянутых ситуаций внесение изменений возможно при обнаружении технических ошибок в лицензии и при целом ряде других моментов. Подробнее с этим вопросом лучше разбираться на основании закона.

Каково содержание лицензии на пользование недрами?

В состав лицензии входит официальный бланк с указанием наименование лицензирующего органа, типа лицензии, срока выдачи и срока окончания действия. К официальному бланку в качестве неотъемлемого приложения выдаются условия пользования недрами. Кроме этого в качестве приложений могут быть выданы и иные документы.

Условия пользования недрами приложение к лицензии – что это?

Условия пользования недрами неотъемлемая часть лицензии в которой содержаться ключевые требования к держателю лицензии в отношении отчетности, выплаты налогов, оформления дополнительных документов, дополнительного оборудования водозаборного сооружения и прочие существенные моменты.

Планируете получение лицензии на пользование недрами для добычи воды для нужд юридического лица? Есть вопросы? Наши специалисты готовы ответить. Телефон +7 903 647-37-39.

Подборки из журналов бухгалтеру

Учитываем платежи по лицензии на право пользования недрами

  • » rel=»nofollow»>

Подробности Категория: Подборки из журналов бухгалтеру Опубликовано: 12.02.2015 00:00

Предоставление участков недр для деятельности организаций оформляется лицензиями. Такая норма определена статьей 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (далее – Закон № 2395-1). В зависимости от видов работ они выдаются для следующих целей:

  • добычи полезных ископаемых;
  • геологического изучения недр;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не предназначены для добычи полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение.

Об этом сказано в пунктах 6.1, 6.12 Положения, утвержденного постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.

Для получения лицензии компания должна понести определенные расходы по оформлению документов, включая государственную пошлину. Уплачивается также и сбор за участие в конкурсе или аукционе (ст. 42 Закона № 2395-1).

В конечном итоге предусматривается целая система различных платежей за право пользования недрами которые могут быть разовыми или регулярными (ст. 39 Закона № 2395-1). В первом случае они определяются наступлением определенных событий, указанных в лицензии (ст. 40 Закона № 2395-1). Во втором – возникают при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ. К ним относятся поиск, разведка и оценка месторождений. Разрешение может быть выдано и на геологическое изучение и оценку пригодности участков для возведения сооружений, не предназначенных для добычи полезных ископаемых, а также на строительство и эксплуатацию объектов для этих целей под землей (кроме неглубокого залегания). Об этом сказано в пункте 1 статьи 43 Закона № 2395-1.

Порядок формирования затрат

К расходам, понесенным при приобретении лицензии, относятся, в частности, следующие:

  • предварительная оценка, аудит запасов и разработка технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения;
  • приобретение геологической и иной информации;
  • оплата участия в конкурсе или аукционе.

Это установлено пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что какие-либо другие непоименованные затраты могут включаться в стоимость лицензии, если необходимы для ее приобретения. Такой подход разделяется арбитрами (постановление ФАС Поволжского округа от 30 июля 2009 г. № А55-20098/2008).

Важно отметить, что организация самостоятельно выбирает порядок учета расходов, формирующих стоимость лицензии. Это также определено пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ. Применяется один из двух способов, закрепляемых в налоговой учетной политике а именно: затраты могут быть включены в состав амортизируемых нематериальных активов или учитываться в качестве прочих расходов в течение двух лет.

Что не включается в цену лицензии

Законодательством определено, что она содержит в обязательном порядке условия по платежам, взимаемыми за право пользования недрами (п. 6 ст. 12 Закона № 2395-1). Основанием для них является наступление определенного события. Значит, они относятся к обязательству по уже приобретенной лицензии. Поэтому не могут быть включены в ее стоимость и учитываются в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Финансисты придерживаются аналогичной позиции (письма Минфина России от 23 июля 2013 г. № 03-03-06/1/28990, от 13 января 2011 г. № 03-03-06/1/8, от 19 августа 2008 г. № 03-03-06/1/171). Существуют также и судебные решения, в которых разделяется такая точка зрения (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17 мая 2010 г. № А27-17423/2009, ФАС Поволжского округа от 30 июля 2009 г. № А55-20098/2008).

Отметим, в соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ разовые платежи в полном объеме могут быть отнесены на затраты текущего периода. Такую возможность подтверждают и чиновники (письма Минфина России от 29 августа 2011 г. № 03-06-06-01/20 и УФНС России по г. Москве от 26 февраля 2009 г. № 16-15/017022). При условии, что согласно налоговой учетной политике компании, применяющей метод начисления, такие расходы относятся к косвенным.

В аналогичном порядке стоит учитывать и регулярные платежи.

При этом обоснование возможности учета их при расчете налога на прибыль заключается в следующем. В пункте 2 статьи 43 Закона № 2395-1 указано, что сумма регулярных платежей включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в течение года равными долями, а по налоговому законодательству перечень таких расходов является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Накапливание текущих расходов

Итак, одним из вариантов учета затрат по лицензии является их отнесение в состав прочих расходов в течение двух лет. Можно ли для этого использовать счет 97 «Расходы будущих периодов»? Напомним, в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, его применение ограничено. Возможность накопления на нем расходов определяется условиями признания активов в соответствии с нормативными документами бухучета.

Однако чиновники объяснили: расходы, понесенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, могут учитываться на счете 97 (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5). Получается, если какие-либо затраты соответствуют условиям признания определенного актива, то они отражаются в его составе. В других случаях – в качестве расходов будущих периодов, которые списываются в течение времени, к которому относятся.

В нашем случае учитывать их нужно с последнего числа отчетного или налогового периода, в котором проведена регистрация лицензии (письмо Минфина России от 23 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/610). Это касается, например, затрат по участию в конкурсе на ее получение. Такие рекомендации чиновников основываются на норме подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ, определяющего дату принятия к учету прочих расходов.

Капитализация затрат

Возможность учета лицензий на пользование недрами в составе нематериальных активов предусмотрена ПБУ 24/2011. Общий принцип заключается в следующем. В период освоения природных ресурсов компания накапливает как материальные, так и нематериальные расходы.

К последней категории относятся и лицензии, так как затраты на их приобретение не приводят к созданию актива, имеющего материально-вещественную форму (п. 6 ПБУ 24/2011). В соответствии с пунктом 1 примера, содержащегося в приложении к ПБУ 24/2011, к расходам, учитываемым на приобретение нематериальных поисковых активов, могут быть отнесены в том числе затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа. Таким образом, в соответствии с требованиями ПБУ 24/2011 из совокупности понесенных расходов предприятие формирует актив. Он оценивается по сумме фактических затрат. Основание – пункт 12 ПБУ 24/2011.

Впоследствии у организации появляется возможность перевести его в состав объектов, учитываемых на счете 04 «Нематериальные активы». Но произойти это может только при условии коммерческой целесообразности добычи. То есть документального подтверждения вероятности, что экономические выгоды в этом случае превысят затраты. Это следует из пунктов 21, 22 ПБУ 24/2011.

Причем обратите внимание, в общем случае перенос на счет 04 «Нематериальные активы» делается по остаточной стоимости (подп. «б» п. 23 ПБУ 24/2011). Однако, как следует из пункта 2 примера, нематериальные поисковые активы не амортизируются в период деятельности по поиску, оценке месторождений и разведке полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 9 ПБУ 24/2011 для оформления записей на счетах бухгалтеру нужно открыть отдельные субсчета к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».

С учетом этого замечания составим примеры проводок:
ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных поисковых активов» КРЕДИТ 76
– оказаны сторонней организацией юридические услуги по подготовке документов к участию в конкурсе или аукционе;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных поисковых активов» КРЕДИТ 76
– отражены затраты по уплате сбора за участие в конкурсе или аукционе;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных поисковых активов» КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина»
– учтены расходы по уплате госпошлины;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Нематериальные поисковые активы» КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных поисковых активов»
– признан пригодным поисковый актив;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08 субсчет «Нематериальные поисковые активы»
– переведен поисковый актив в НМА.

Ю. Лакша,
налоговый консультант

Предприятие несет расходы на освоение природных ресурсов

Если предприятие занимается освоением новых месторождений полезных ископаемых, ему нужно строго соблюдать правила признания таких расходов в целях налогообложения. Ведь траты на освоение немалые, а небольшая ошибка в их учете ведет к значительному занижению налогооблагаемой прибыли.

Состав расходов

В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1) расходы на освоение природных ресурсов относятся к прочим. При этом в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ уточнено, что именно относится к таким расходам.

Правда, приведенный перечень открыт, так что налогоплательщик может его расширить. Главное, чтобы затраты относились именно к периоду освоения ресурсов, когда компания еще не получает от такой деятельности дохода. Рассмотрим некоторые расходы подробнее.

К данному виду трат относится аудит запасов, а также разведка ископаемых и гидрогеологические изыскания. Но учтите, что такая деятельность должна быть подтверждена специальными лицензиями, иначе затраты нельзя будет признать.

Выдачей лицензий занимается Федеральное агентство по недропользованию (п. 5.3.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293). В то же время на некоторые виды работ лицензия не требуется. К ним, например, относятся прогнозирование землетрясений, геологические съемки, исследование вулканов, изучение режима подземных вод.

>|Данное ведомство отвечает за создание и ведение единой системы ископаемых, а также контролирует использование полученной информации.|

>|Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике. Составить ее поможет сервис «Учетная политика 2012».|

В статье 325 Налогового кодекса РФ представлен незакрытый перечень расходов на получение лицензий. К ним относят:

– расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

– расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;

– расходы на приобретение геологической и иной информации;

– расходы на оплату участия в конкурсе;

– расходы на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.

Полученная лицензия является нематериальным активом, а значит, расходы на ее получение списываются через амортизацию. Правда, если компании по каким-либо причинам не удалось получить лицензию, эти расходы все равно можно учесть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса. В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае если указанные лицензии выдаются предприятию без проведения конкурсов.

Те, кому не удалось получить лицензию на право пользования недрами, учитывают связанные с ее получением расходы в течение двух лет (ст. 325 Налогового кодекса РФ).

В налоговом учете действует несколько принципов признания расходов на освоение природных ресурсов.

Принцип 1. Отдельный учет по каждому участку. Если работы по освоению ресурсов ведутся на нескольких участках, то в соответствии с пунктом 2 статьи 261 и пунктом 2 статьи 325 Налогового кодекса РФ учет расходов нужно вести отдельно по каждому участку. При этом в учетной политике необходимо прописать порядок распределения расходов по разным участкам.

Принцип 2. Поэтапное списание расходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 261 Налогового кодекса РФ расходы на освоение природных ресурсов признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены этапы работ. Трудности могут возникнуть в том случае, когда на разных территориях участка работы заканчиваются в разное время.

В этом случае общие расходы необходимо распределить по частям участка (п. 2 ст. 325 Налогового кодекса РФ):

где Др – доля общих расходов, подлежащих учету при завершении этапа; Ср – сумма расходов, относящихся к отдельным частям участка; Ос – общая сумма расходов, осуществленных по освоению участка.

>|Налоговым кодексом РФ не определено, в какой именно момент нужно произвести расчет доли. Скорее всего это следует делать каждый раз на момент завершения очередного этапа работ по участку.|

Проанализируем постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июля 2011 г. № А27-16988/2010. Предприятие осуществило работы по рекультивации нарушенных земель на участках месторождений, введенных в эксплуатацию, на которых завершен этап геологического исследования. Все затраты были учтены компанией единовременно. Но инспекторы посчитали, что такие расходы (2007–2008 годы) организация учла неверно. И настаивала на применении статей 261 и 325 Налогового кодекса РФ: расходы принимаются равномерно в течение пяти лет (сейчас срок списания составляет два года).

Однако в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ данные расходы должны списываться равномерно, только если рекультивация связана с освоением природных ресурсов. А, согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на рекультивацию можно списывать единовременно, если они производятся в рамках другой деятельности.

А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2011 г. № А44-4519/2010 содержится вывод судей о том, что предоставление в пользование участков недр, расположенных на охраняемой природной территории, неправомерно.

То есть при отсутствии данных, позволяющих точно определить статус участков недр, но при наличии сведений об их нахождении на той же территории, где расположен памятник природы, у лицензирующего органа нет оснований для выставления таких участков на аукцион.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector