Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзор правоприменительной практики фас россии

Обзор правоприменительной практики фас россии

В заседании совета приняли участие представители научного сообщества, судьи арбитражных судов, представители аппарата Верховного Суда РФ и руководители территориальных органов.

«Задача, которая стоит сегодня перед советом, связана с подготовкой основных, ключевых разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства в соответствии с Национальным планом развития конкуренции. По многим вопросам в практике нет единого понимания. Мы сможем сформулировать ключевые подходы по применению антимонопольного законодательства в основных направлениях в рамках совета», – сказал заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

Заседание было поделено на четыре тематических блока: злоупотребление доминирующим положением, субсидии и преференции: вопросы влияния на конкуренцию, картели и иные ограничивающие конкуренцию соглашения, а также вопросы процедурно-процессуального характера.

Обсуждались вопросы, связанные с установлением злоупотребления доминирующим положением, определением понятия неопределенного круга потребителей в контексте складывающихся судебных подходов, а также проведением анализа состояния конкуренции на товарном рынке и коллективным доминированием.

Кроме того, совет рассмотрел практику по квалификации антимонопольными органами действий органов властей всех уровней по предоставлению отдельным юридическим лицам субсидий, а также вопросы предоставления преференций хозяйствующим субъектам, возможные нарушения при реализации таких действий.

Заседание завершилось обсуждением вопросов процедурно-процессуального характера. В числе наиболее значимых тем – разграничение предупредительных и пресекательно-восстановительных мер контроля, процессуальные аспекты выдачи предупреждений.

Также участники совета коснулись вопросов возможности обжалования принятых территориальными органами ФАС России решений и предписаний в порядке внутриведомственной апелляции. «По этому процедурному инструменту нет закрепления в позициях высшей судебной инстанции, а бизнесу необходимо четкое представление о возможностях этого института», – прокомментировал начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов.

В рамках мероприятия участники поговорили о правоприменительной и судебной практике по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях. Докладчиком по этому вопросу стал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. Он отметил, что участникам дискуссии удалось прийти к консенсусу по наиболее сложным вопросам антикартельного правоприменения.

«Мы смогли договориться о том, что картель все-таки является запретом per se и не требует доказывания ограничения конкуренции, о том, что нет необходимости вводить некие „стандарты доказывания“ по делам о картелях и доказательства должны оцениваться с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, что картель может являться длящимся правонарушением, а „картельные иммунитеты“, закрепленные в законе, не подлежат расширительному толкованию», – заявил Андрей Тенишев.

Читать еще:  Постановление правительства 895

«Дискуссию по ряду вопросов мы решили продолжить. Например, еще раз обсудить, что является моментом окончания длящегося нарушения по делам о картелях», – добавил он.

О других выступлениях в рамках V Международной научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» читайте в следующих публикациях:

Обзор ФАС: как суды решали антимонопольные споры

«Екатеринбургэнерго» имело раньше статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО), а затем утратило его и перестало выполнять функции ЕТО. При этом новую единую организацию в регионе еще не назначили. Хотя по закону ЕТО, утратившая статус, должна продолжить работать, пока не назначат новую ЕТО.

Свердловское УФАС России признало, что «Екатеринбургэнерго» нарушило закон о защите конкуренции, поэтому компания получила предписание. Она попыталась оспорить решение в судебном порядке (дело № А60-27564/2017), однако все три инстанции позицию антимонопольного регулятора поддержали. Суды пришли к выводу, что организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по ряду оснований, обязана продолжить исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации такого статуса.

ООО «Фарм СКД» и ОАО «Новофарм» заключили антиконкурентное соглашение, которое помогло поддержать цены на 465 аукционах, в чем их уличила антимонопольная служба. За картельный сговор компаниям назначили штраф свыше 90 млн руб. Было установлено, что торги завершались с минимальным снижением начальной максимальной цены, предложения подавались одной организацией, а вторая отказывалась от конкурентной борьбы. Кроме этого, организации использовали один IP-адрес на аукционах. Суды трех инстанций признали (дело № А40-35064/17) решение и предписание ФАС законным, отметив, что подобные совпадения (подача заявок и ценовых предложений с одного IP-адреса и совпадение свойств файловых заявок) не могут быть случайными и возможны только по предварительной договоренности.

Обширную практику антимонопольный регулятор приводит по делам о тарифном регулировании. В частности, два решения вынес Верховный суд.

Читать еще:  Распоряжение правительства кбр

Так, «Крымтеплоэлектроцентраль» пыталась оспорить цены в ВС на 2018 год на электроэнергию и мощность для определенных режимов (дело № АКПИ18-67). Компания посчитала, что тарифы противоречат правилам оптового рынка и приведут к значительному снижению в 2018 году выручки компании, что в конечном итоге может стать причиной дефицита электричества в Крыму. ВС определил, что ФАС при назначении ценообразования определила состав расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и произвела их экономическую обоснованность в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Поэтому истцу было отказано.

В другом деле (№ АКПИ18-26) ООО «Омскгазсеть» пыталось оспорить в ВС тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Омской области. По мнению компании, тарифы не обеспечивают экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых для транспортировки газа, а также нарушают права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности.

В требованиях ВС отказал, подчеркнув, что закон не обязывает органы исполнительной власти осуществлять государственное регулирование тарифов исключительно с целью последующего их ежегодного повышения и увеличения валовой выручки конкретного субъекта. Также ВС разъяснил, что ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» не содержит предписаний о полном возмещении организациям затрат на оплату работ сторонних организаций.

Подготовлено по материалам пресс-службы ФАС.

ФАС России: Законопроекты, затрагивающие сферу ГОЗ, прошли публичное обсуждение

Игорь Артемьев, глава ФАС РФ, рассказал об общественно значимых нормативно-правовых актах, разрабатываемых антимонопольным ведомством.

Выступая в ходе первого в 2019 году заседания Общественного совета при ФАС России, Артемьев сообщил, что законопроект о запрете создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, подготовленный ФАС России, прошел 29 марта первое чтение и готовится ко следующему рассмотрению в Государственной Думе.

Кроме того, подготовлены 5-ый антимонопольный пакет «цифровая экономика», поправки о признании Закона о естественных монополиях утратившим силу, поправки, предусматривающие внедрение антимонопольного комплаенса, законопроект о принудительном лицензировании. Все они находятся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Читать еще:  Учет налоги и право электронная версия

«У нас есть четыре кита: антимонопольное регулирование, регулирование в сфере гособоронзаказа, госзакупок и закупок госкомпаний, тарифное регулирование. Все законопроекты, затрагивающие эти сферы, прошли общественное и профессиональное обсуждение, по ним сняты многие разногласия. Наша стратегия деятельности прописана в этих документах – мы пытаемся создать конкурентную среду и защитить потребителя, — подчеркнул глава ФАС России. — Если все эти законодательные акты будут приняты, а у меня есть уверенность, что они будут приняты — начнется новая эпоха«.

Спикеры ФАС России приняли участие в 795 публичных мероприятиях (конференции, семинары, слушания и т.д.). Была проведена активная разъяснительная и консультативная работа: издано 16 разъяснений Президиума ФАС, подготовлены обзоры практики коллегиальных органов ФАС России, ежемесячные видео обзоры практики применения законодательства и судебной практики.

«Публичные обсуждения правоприменительной практики ФАС России проводятся ежеквартально: 2 в очном формате, 2 в формате видеоконференции с трансляцией в социальных сетях. Заблаговременно к участию в обсуждениях приглашаются не менее 200 представителей бизнеса, научного сообщества и органов власти. Причем доклады на таких встречах занимают до 30% общего времени, главное внимание к диалогу – ответам на вопросы участников мероприятий», — подчеркнул начальник Правового управления ФАС России.

Кроме того, мероприятия по открытости являются неотъемлемой частью комплаенса ФАС России, предусматривающие обсуждение проектов разрабатываемых правовых актов и анализ действующих документов с точки зрения предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства. Доклад о проделанной работе будет представлен на рассмотрение членам Общественного совета и опубликован на сайте ведомства.

В 2019 году ФАС России намерена готовить обзоры правоприменительной практики не только антимонопольного законодательства, но и в других сферах, доработать официальный сайт ведомства в части повышения удобства пользования, модернизировать сайт по реализации Национального плана развития конкуренции и расширить каналы информирования.

Из сообщения пресс-службы ФАС России

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector