Как правильно сдать уточняющий сзв м
Возможна ли уточненка формы СЗВ-М?
Как исправить поданные в ПФР сведения
Самостоятельно выявленные ошибки и неточности в форме СЗВ-М организация может исправить, не боясь штрафов. Но уточненную форму Пенсионный фонд не примет. Нужно подать либо дополняющую, либо отменяющую форму — а иногда и обе сразу.
Уточненок по СЗВ-М не бывает
При обнаружении ошибок и неточностей в форме СЗВ-М бухгалтеры хотят исправить их так же, как в большинстве других отчетов: представить уточненку. И надеются на то, что такая уточненка позволит избежать штрафов. Напомним, что штраф 500 руб. грозит за представление неполных и/или недостоверных сведений в отношении каждого застрахованного лица.
Однако классическую уточненку формы СЗВ-М отделение ПФР у вас не примет. Порядок исправления сведений другой. В поле «Тип формы» предусмотрено проставление только одного из трех нижеперечисленных кодов:
- код «исхд» (исходная форма) — указывается при первичной подаче формы СЗВ-М;
- код «доп» (дополняющая форма) — ставится при изменении ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах;
- код «отмн» (отменяющая форма) — ставится, если данные на конкретного человека надо вообще вычеркнуть из поданной ранее формы СЗВ-М.
Как видим, специального кода, позволяющего представить уточненный вариант формы СЗВ-М, в котором можно было бы указать верные данные по всем работникам в отчетном месяце, попросту нет.
Некоторые бухгалтеры дублируют правильные данные, исправляют в форме обнаруженные ошибки и/или вносят в нее недостающие сведения, ставят в графе 3 «Тип формы (код)» значение «исхд» (исходная форма) и пытаются сдать ее в ПФР. Если это делается в электронном виде, то программа такую уточненную форму просто не пропустит. Ведь одна исходная форма за тот же период уже была принята ранее. В Протоколе приема отчетности будет указан код ошибки 50, что означает следующее: протокол отрицательный и отчетность не принята.
Что сделать для исправления СЗВ-М
Для исправления сведений в СЗВ-М надо делать следующее:
- в СЗВ-М указаны данные, которые вообще в ней не должны быть (к примеру, отражены данные о работнике, уволившемся в месяце, предшествующем отчетному), надо сдать отменяющую форму СЗВ-М с кодом «отмн». В ней указываются сведения только об этом бывшем работнике, которые Пенсионный фонд должен удалить из ранее полученных от вас сведений;
- в СЗВ-М не были указаны данные о каком-то работнике, либо они были указаны не полностью (к примеру, не указан СНИЛС на нового работника), либо они были указаны неверно, то надо подать дополняющую форму СЗВ-М с кодом «доп». В ней отражаются только данные на тех лиц, сведения о которых дополняются или исправляются.
А будут ли штрафы?
Итак, ошибки обнаружены и исправлены. Теперь надо понять, как к такому исправлению отнесется ваше отделение ПФР.
Отметим: в начале 2016 г. некоторые отделения ПФР считали, что подача любых дополняющих или отменяющих форм позднее установленного срока представления сведений влечет штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо, по которому были исправлены сведения. К примеру, если дополняющая или отменяющая форма СЗВ-М за апрель 2016 г. была представлена позже 10 мая, то, по мнению инспекторов ПФР, организация не могла избежать штрафа. Логика такая: представление корректирующих данных является подтверждением того, что изначально в СЗВ-М были указаны неверные или неполные данные. И Закон о персонифицированном учете не дает страхователю какого-либо времени на исправление.
Однако есть и другой подход. Если ошибку обнаружило отделение Фонда, то оно не должно сразу налагать штраф. Сначала оно должно направить уведомление об устранении имеющихся расхождений. А страхователь в двухнедельный срок после получения такого уведомления должен представить уточненные данные. Если же в этот срок он не исправит ошибки, отделение ПФР само должно скорректировать индивидуальные сведения. О чем не позднее 7 дней со дня принятия решения и сообщит страхователю. Самостоятельно обнаруженные ошибки тоже можно исправить без штрафов.
Подтверждает такой подход и специалист одного из региональных отделений ПФР.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРЫГОВА Ольга Игоревна
Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области
“Если организация самостоятельно обнаружит ошибку или неточность в уже сданной форме СЗВ-М, она может представить либо дополняющую форму СЗВ-М, либо отменяющую и штрафа не должно быть.
Причем не имеет значения, когда организация представляет подобную форму СЗВ-М:
- до истечения срока подачи СЗВ-М;
- уже после истечения такого срока.
Так, за октябрь 2016 г. надо сдать форму не позднее 10 ноября. Предположим, что организация сдаст расчет вовремя — 9 ноября. Однако 12 ноября обнаружит, что забыла указать в нем одного из новых работников. Она может представить дополняющую форму, не опасаясь штрафа.
Если же ошибку обнаружит отделение ПФР, у организации есть 2 недели на то, чтобы исправить ошибку без штрафных санкций. И только по прошествии 2 недель, если ошибка не будет исправлена страхователем, его оштрафуют”.
С 2017 г. будет действовать новая редакция ст. 17 Закона № 27-ФЗ. На исправление ошибок, неточностей или расхождений будет даваться 5 рабочих дней с даты получения от ПФР уведомления об устранении несоответствий/ошибок.
СЗВ-М: как не налететь на штраф, подавая уточнения
Многие коллеги-бухгалтеры сообщают, что были оштрафованы ПФ РФ за представление незначительных уточнений в своевременно представленные формы СЗВ-М. Контролирующий орган не принимал во внимание никакие смягчающие обстоятельства.
Изменился ли в последнее время подход ПФ РФ к приему уточненной формы СЗВ-М?
ПФ РФ еще действует по старинке
А вот в ПФ РФ этот позитивный опыт явно перенимать не спешат. Как следствие контролирующие органы с упорством, достойным лучшего применения, выносят решения против плательщиков страховых взносов, раз за разом отменяемые судами разных уровней. Речь, конечно, идет о ситуациях, по которым имеется полностью положительная для плательщиков арбитражная практика.
Пример – ошибки названных плательщиков в отчетах по форме СЗВ-М. Как известно, у бухгалтеров сложилось мнение, что хотя он и представляется ежемесячно, это не очень важный отчет. По итогам его представления никакие платежи не производятся, он носит лишь информационный характер. Тем не менее, за ошибки, которые в нем допущены, возможен немалый штраф, прямо пропорциональный их количеству: за каждую ошибку – 500 руб. Что немаловажно, даже представление уточненных расчетов не спасает от штрафов. В этом смысле ситуация не меняется.
Но неизменным остается и другое: если плательщик обращается в суд, там принимается решение в пользу плательщика.
Проиллюстрируем данный тезис на примере одного из последних судебных решений. Речь идет о деле № А83-7961/2017.
Суд отменил назначение штрафа
Контролирующий орган решил настаивать на том, что сведения о застрахованных лицах поданы несвоевременно (имея в виду сведения об одном застрахованном лице, которые отсутствовали в первоначальном отчете, но появились в уточняющем, поданном, действительно, за пределами установленного срока. Согласно ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в частности,данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В указанном пункте речь идет о сведениях, которые приведены в отчете по форме СЗВ-М. То есть объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в ПФ РФ либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 27‑ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Суд указал, что это следует делать в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах [1] (далее – Инструкция).
Обратите внимание:
В рассматриваемый период, за который страхователь представил отчет, и правда действовала Инструкция. Но с 19.02.2017 она утратила силу, а вместо нее применяется Новая инструкция [2] с тем же названием.
Существенная разница между ними в том, что в Инструкции, в отличие от Новой инструкции, не упоминается отчет по форме СЗВ-М. Ведь Инструкция была утверждена задолго до появления данного отчета, а соответствующие изменения в нее не вносились.
Зато положения, на которые опирался крымский суд, в Инструкции и Новой инструкции очень сходны.
В пунктах 34 и 41 Инструкции говорится, что страхователь может представить корректирующие сведения в контролирующий орган, если сам обнаружит ошибки в формах индивидуального (персонифицированного) учета или их найдет контролирующий орган и сообщит об этом страхователю. В любом случае на это отводилось две недели.
К сведению:
Согласно п. 39 Новой инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях [3] в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФ РФ самостоятельно представить в этот орган уточненные (исправленные) сведения о данном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФ РФ, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФ РФ, страхователю вручается уведомление о необходимости устранить ошибки в течение пяти рабочих дней. Тот в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления представляет уточненные индивидуальные сведения (п. 37 Новой инструкции). В этом случае финансовые санкции к страхователю тоже не применяются.
Как отметил суд, ни Федеральный закон № 27‑ФЗ, ни Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых в ПФ РФ корректировок, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, а корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для представления отчета [4] .
Суд напомнил и о Письме ПФ РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ». Согласно этому письму чиновники сочли возможным не применять финансовые санкции, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФ РФ ошибки. Арбитры подчеркнули, что и Новая инструкция содержит аналогичные положения.
В связи с этим важен их вывод, что оснований привлекать крымского страхователя к ответственности в рассматриваемой ситуации у органов ПФ РФ не имелось, поскольку неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений была выявлена и устранена страхователем путем направления корректирующих сведений по правилам действующего законодательства.
ПФ РФ борется, но безрезультатно
Аргумент чиновников был несколько странным – форма СЗВ-М не является общей на всех застрахованных лиц, сведения о застрахованном лице предоставляются в отношении каждого из них. Апелляционный суд возразил, что непредставление страхователем сведений о застрахованном лице в установленный законом срок расценивается как представление неполных сведений. Иначе говоря, хотя сведения оказались неполными, они были представлены в срок. В остальном апелляционный суд полностью согласился с рассуждениями судей Арбитражного суда Республики Крым и признал их (а также сделанные арбитрами выводы) верными.
Наконец, что очень важно, в пользу плательщика страховых взносов оказалось и Постановление АС ЦО от 29.05.2018 по данному делу, что еще более подчеркивает бессмысленность попыток органов ПФ РФ бороться в ситуации их очевидной неправоты, а крымских и севастопольских страхователей обнадеживает. Арбитры подтвердили, что действия страхователя следует расценивать как реализацию права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного ст. 15 Федерального закона № 27‑ФЗ.
Конечно, чиновники ПФ РФ могут дойти до самой высокой инстанции, но не вызывает сомнений, что и там их постигнет неудача (см., например, определения ВС РФ от 26.03.2018 № 306‑КГ18-1470 по делу № А12-3595/2017, от 10.05.2018 № 303‑КГ18-99 по делу № А73-910/2017).
Работодатели, к которым контролирующий орган применит штрафные санкции после представления уточненного отчета по форме СЗВ-М, могут не сомневаться, что суды поддержат их, а не чиновников. Порукой тому положительная арбитражная практика, к которой, помимо уже рассмотренных решений, можно отнести постановления АС ЦО от 07.02.2018 № Ф10-6047/2017 по делу № А83-5838/2017, от 31.08.2017 № Ф10-3336/2017 по делу № А83-9369/2016.
Таким образом, с одной стороны, отношение ПФ РФ к представлению уточненных сведений о застрахованных лицах после истечения установленного срока не изменилось – они готовы штрафовать страхователей по малейшему поводу. С другой стороны плательщики смело могут рассчитывать на то, что соответствующий штраф будет отменен в суде.
СЗВ-М: корректировка
Обязанность по предоставлению в ПФР сведений о застрахованных лицах установлена для всех страхователей (п. 2.2 стат. 11 Закона № 27-ФЗ от 01.04.96 г.). Данные, которые отражаются в отчете, должны быть точными. В случае подачи недостоверной информации потребуются уточнения. Иначе работодателю грозит штраф по стат. 17 № 27-ФЗ. Разберемся, как выполняется корректировка СЗВ-М без штрафа.
Когда нужно исправить СЗВ-М
Актуальный бланк утвержден в Постановлении Правления ПФР № 83п от 01.02.16 г. Документ подается в фонд ежемесячно до 15-го числа. Важным условием, при котором возможны уточнения, является факт принятия отчета ПФР. Ведь повторная подача документа бывает только при первоначальном принятии исходного.
При обнаружении неверных сведений в ранее предоставленном отчете заполняется дополняющая или отменяющая форма. К примеру, если забыли одного сотрудника, подается корректировка СЗВ-М с кодом ДОП. При подаче данных на уволившегося специалиста, также требуются уточнения с типом ОТМН.
Как сдать СЗВ-М без штрафа
Уточнить СЗВ-М без штрафа можно с помощью подачи в фонд еще одного отчетного документа. Основной признак корректировки отражается в разделе 3 бланка:
- ДОП – при подаче дополняющей формы. Код используется, когда сотрудника забыли указать в ранее предоставленном отчете.
- ОТМН – при подаче отменяющей формы. Этот код применяется, когда необходимо отменить ошибочные данные на специалиста.
К примеру, 29.03.2019 г. из организации был уволен менеджер Карпов А.В. При этом бухгалтер ошибочно отразил этого специалиста в исходной форме за март. Чтобы убрать сотрудника без штрафа, корректировка СЗВ-М подается за этот же период с типом ОТМН. При этом в документе приводится информация только на того работника, по которому были предоставлены ошибочные данные.
Предположим, ситуация обратная. Трудовой договор с работником был заключен 29.03.2019 г. Но бухгалтер забыл включить нового специалиста в отчет за март. Поможет добавить сотрудника без штрафа корректировка СЗВ-М за март 2019 г. Тип формы – ДОП.
Берется ли штраф за корректировку СЗВ-М?
Виды санкций за подачу страхователем ложных сведений или неполных утверждены в стат. 17 № 27-ФЗ. По нормативным требованиям в случае предоставления недостоверной информации нарушителю придется заплатить 500 руб. за каждого работника, по которому допущены ошибки.
Можно ли и как исправить СЗВ-М без штрафа? Ведь фактически сдача уточнений означает наличие неточностей в исходном документе. И предоставление корректировки автоматически влечет привлечение страхователя к ответственности. По разъяснениям чиновников ПФР сдача дополняющего отчета или отменяющего без штрафа возможна только в том случае, если не истек крайний срок подачи формы.
К примеру, форму за март 2019 г. сдали 02.04.19 г. После обнаружили ошибки: забыли учесть одного работника. Корректирующую СЗВ-М с типом ДОП нужно отправить не позже 15-го апреля включительно. При более поздней сдаче страхователю грозит штраф размером в 500 руб. (за одно застрахованное лицо).
Возможные ошибки в СЗВ-М и как их исправить
Автор: Юлия Попик
старший бухгалтер по расчету заработной платы 1C-WiseAdvice
Ошибки в форме СЗВ-М различаются по степени критичности. Одни ошибки чреваты крупными штрафами и сложно исправляются. Другие исправить достаточно легко. А некоторые неточности могут быть вообще несущественны. Об этом – в нашей статье.
Общие правила сдачи СЗВ-М
Сведения о застрахованных физлицах по форме СЗВ-М (утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п) должны сдавать в ПФР по итогам каждого месяца все страхователи. То есть, все организации, которые имеют штатных и внештатных работников (застрахованных лиц). В форму включают сведения обо всех застрахованных физлицах, которые выполняют работу на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.
Неважно, вела организация фактическую деятельность или нет, а также были ли выплаты людям в отчетном месяце или нет. Подать форму СЗВ-М нужно в любом случае. Это следует из положений пункта 2.2 статьи 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
СЗВ-М сдают в территориальные отделения ПФР по месту учета страхователя, то есть организации – работодателя.
Форму можно сдать:
- на бумаге или в электронном виде – если число физлиц, которые включены в отчет, меньше 25 человек;
- только в электронном виде – если количество человек, включенных в отчет, 25 и более.
СЗВ-М сдают ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Когда СЗВ-М придется отменить или дополнить
Первичный отчет имеет тип «исходная» с кодом «исхд».
Дополняющую форму СЗВ-М (с признаком «доп») организация подает, если кого-то из застрахованных лиц забыли включить в отчет. В этом случае в отчет с кодом «доп» включают только тех физических лиц, сведения о которых добавляют.
Отменяющую форму СЗВ-М (с признаком «отмн») сдают, если в первичный отчет занесли лишних сотрудников (например, тех, кто уже уволен в прошлом периоде) – в неё включают сведения об этих работниках.
Если по каким-либо работникам в отчете допущены опечатки (например, ошибка в ФИО или СНИЛС) то действовать нужно так:
- сформировать отменяющую форму, аннулировав ошибочную запись;
- сформировать дополняющий отчет, сделав запись правильную.
Такие правила следуют из постановления Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.
Ответственность
По общему правилу, размер штрафа составляет 500 руб. за каждое застрахованное лицо. Страхователя оштрафуют на эту сумму:
- если он сдаст отчет позже срока;
- если он сдаст отчет своевременно, но укажет в нем данные не по всем сотрудникам;
- если он сдаст отчет вовремя, но укажет в нем недостоверные сведения (например, неверный СНИЛС или ФИО сотрудника).
Кроме того, виновному должностному лицу придется заплатить от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).
Штрафа можно избежать, если организация устранит ошибки и несоответствия в течение пяти дней с момента получения уведомления об ошибках от ПФР. Также санкций не будет, если страхователь выявит и исправит ошибки самостоятельно, до того, как их обнаружит ПФР.
Такие выводы следуют из части 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и п. 39 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н.
Важно!
По мнению ПФР, без санкций можно исправить только ошибочные данные по тем сотрудникам, которые уже были в исходном отчете. Если же страхователь «забыл» про кого-то из работников, а затем сдал на него дополняющую форму, то наказания не избежать (письмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602). Причем даже в том случае, если организация обнаружила и исправила ошибку самостоятельно.
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения как в пользу страхователей (постановление 2ААС от 21.05.2018 № 02АП-2626/2018), так и в пользу чиновников (постановление 14 ААС от 28.04.2018 № 14 АП-10424/2017). Высшие судебные инстанции пока не высказали однозначного мнения по данному вопросу. Поэтому страхователю, который нашел «пропущенных» сотрудников, нужно быть готовым к уплате штрафа или к судебным тяжбам.
Еще один штраф предусмотрен за то, что организация, которая обязана сдавать СЗВ-М в электронном виде, представила его на бумаге. В этом случае страхователя оштрафуют на 1000 руб. Это правило части 4 статьи 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Виды и коды ошибок в СЗВ-М
После сдачи СЗВ-М страхователем, программа ПФР проверяет, корректно ли составлен отчет. В результате такой проверки компания может получить протокол со статусом «Документ принят», «Документ принят частично» или «Документ не принят».
Каждому виду ошибок в СЗВ-М присвоен соответствующий код. А именно:
- коды 10 и 20 – предупреждение. СЗВ-М с такой неточностью считается принятым. То есть отчет примут, несмотря на ошибку. Однако указанная в отчете информация требует разъяснений либо проверки. Получив такое предупреждение, страхователю нужно еще раз проверить правильность представленных сведений и в случае необходимости внести соответствующие исправления;
- коды 30 и 40 – ошибка. Это означает, что отчет с ошибкой примут, но частично. Если ошибку не исправить к сроку сдачи отчета, штрафов не избежать;
- код 50 – грубая ошибка. Наличие такого кода в протоколе означает, что сведения по всем застрахованным лицам, указанным в отчете, не приняты и считаются не представленными. В этом случае страхователю необходимо устранить все ошибки и повторно сдать СЗВ-М.
Далее остановимся на каждом из видов ошибок более подробно.
Грубые ошибки в СЗВ-М (код ошибки – 50)
Таким ошибкам соответствует код 50, а форма СЗВ-М при их наличии считается непредставленной. То есть – отчет не принят, нужен новый исходный отчет. Как правило, такие ошибки связаны с некорректными данными об организации-страхователе (ИНН, регистрационный номер, электронная подпись и т.п.). В таких случаях СЗВ-М необходимо сформировать заново (с кодом «исхд»).
Важно!
Нельзя отправлять тот же файл, который в фонде первый раз не приняли, – даже если в нём все ошибки скорректированы. Если при повторной отправке имя файла будет тем же, что и в первый раз, проверочная программа ПФР автоматически откажет в приеме.