Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвентаризация прав пользования активами

Инвентаризация нематериальных активов

В случае, если российская организация использует в своей деятельности нематериальные активы (далее — также НМА), ей надлежит проводить их инвентаризацию. Наличие НМА должно подтверждаться соответствующими документами, а сами активы должны быть своевременно и верно отражены в бухгалтерском учете. Инвентаризация нематериальных активов включает в себя проверку наличия подтверждающих документов и правильности отражения НМА в учете и отчетности.

Нормативное регулирование

Объект для проведения инвентаризации указан в пункте 3.8 Указания Минфина России от 13 июня 1995 года № 49:

  • факт документального подтверждения прав субъекта на применение соответствующего НМА;
  • вопрос о том, отражен ли НМА в балансе предприятия верно и в необходимый для этого срок.

Порядок учета и отчетности по НМА регулируется ПБУ 14/2007 (утверждено Минфином 27 декабря 2007 года).

Содержание процесса инвентаризации нематериальных активов

Как следует из пункта 5 ПБУ 14/2007 , объектом НМА является:

  • либо простой объект (право, подтвержденное документом на возможность использования объекта авторских прав);
  • либо сложный объект (право использования нескольких объектов авторских прав одновременно).

Такими объектами, как правило, являются:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • компьютерные программы;
  • различные базы данных;
  • музыкальные фонограммы;
  • изобретения и т.п.

Чтобы иметь представление о порядке нормативного регулирования авторских прав, необходимо ознакомиться с нормами части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Необходимо учитывать, что возможность использования объекта авторских прав и возможность использования его материального носителя не идентичны.

В ходе инвентаризации НМА проверке подлежат, в частности, такие документы, как:

  • патенты на изобретения;
  • свидетельства о регистрации компьютерных программ;
  • авторские договоры и договоры о передаче исключительных прав;
  • лицензионные договоры и т.п.;
  • документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности на объект НМА (при необходимости).

В ходе проведения инвентаризации нематериальных активов следует проконтролировать не только наличие самого актива, но и верность отражения НМА в аналитическом учете (инвентарных карточках).

Синтетический учет НМА следует проанализировать в журналах-ордерах 10, 13 и в ведомости учета НМА N 17.

Кроме этого, следует проанализировать сведения в учете об амортизации соответствующих НМА. При этом важно учитывать, что метод осуществления амортизации подлежит ежегодному уточнению. Это необходимо для того, чтобы сделать максимально идентичными расчет амортизации для бухгалтерского учета и расчет для учета налогового. Подобное уточнение метода расчета амортизации надлежит проводить до подготовки бухгалтерской отчетности.

Как правило, порядок инвентаризации нематериальных активов можно условно разделить на три этапа:

  • определение состава инвентаризационной комиссии, срока для осуществления инвентаризации и причин ее проведения. Все эти составляющие должны быть включены в один документ — приказ руководителя о проведении инвентаризации;
  • установление факта наличия НМА. Этот этап включает в себя выявление и проверку подтверждающих документов;
  • сличение установленных в результате вышеуказанной процедуры проверки сведений с информацией, содержащейся в учете.

Инвентаризационная комиссия устанавливает, являются ли достоверными сведения, включенные в инвентарные карточки учета соответствующих НМА, и созданы ли такие карточки для всех указанных активов.

Документальное оформление инвентаризации нематериальных активов

По результатам проведения рассматриваемой проверки инвентаризационная комиссия оформляет ведомость по форме ИНВ-1а.

Каждое лицо, несущее ответственность за сохранность подтверждающих документов на НМА, должно расписаться в заголовке инвентаризационной описи.

Если в ходе проверки были установлены неучтенные активы, они также подлежат включению в опись.

Опись распечатывается в двух экземплярах (один для бухгалтерии, второй для ответственного за хранение документов лица).

Этот документ должен быть подписан каждым членом инвентаризационной комиссии.

Кроме этого, оформляется сличительная ведомость (форма ИНВ-18 ). Она предназначена для учета разночтений между фактическими данными (т. е. данными инвентаризационной описи) и данными бухучета.

Этот документ также распечатывается в двух экземплярах.

Результаты инвентаризации НМА должны быть приняты к бухгалтерскому учету.

Излишки относятся на финансовый результат и принимаются к учету по рыночной стоимости. Недостачи взыскиваются за счет виновных материально ответственных лиц или также списываются на финансовый результат.

Обращаем внимание, что начиная с 2013 года унифицированные формы применять не обязательно. Для того, чтобы учитывать результаты инвентаризации, организация вправе разработать и утвердить собственные формы документации с указанием всех необходимых для этой операции реквизитов. После этого организация вправе осуществлять оформление инвентаризации ОС с использованием собственных форм документации.

Инвентаризация НМА: проводки бюджетного учета

Бюджетные учреждения отражают результаты инвентаризации в следующем порядке:

  • излишки приходуются в учете по рыночной стоимости (проводка Дт. 010301320 (010201320) – Кт. 040101180).
  • недостача списывается (например, Дт. 010407420 (010408420), Дт. 040101273 – Кт. 010301420 (010201420).

Инвентаризация нематериальных активов: проводки бухучета

В бухучете результаты инвентаризации отражаются так:

  • излишки включаются в состав прочих доходов отчетного периода (проводка Дт. 04 — Кт. 91, субсч. «Прочие доходы»);
  • недостача списывается на прочие расходы (Дт. 91, субсч. «Прочие расходы» – Кт. 04).

В бюджетном учреждении по договорам безвозмездного пользования (на определенный срок, с пролонгацией срока или бессрочно) получены основные средства (движимое имущество). Договоры заключены учреждением как в 2017 году, то есть являются переходящими, так и в 2018 году. Как осуществить бухгалтерский учет такого имущества: на каком счете, по какой стоимости, по какому источнику, на основании каких документов ставить на учет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При классификации имущества, полученного по договорам безвозмездного пользования в качестве объектов операционной аренды, права пользования активами учитываются по справедливой стоимости арендных платежей на счете 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами». При классификации объектов учета в качестве неоперационной (финансовой) аренды полученное в безвозмездное пользование подлежит учету в составе основных средств на соответствующем аналитическом счете счета 0 101 00 000 «Основные средства».
Бюджетное учреждение может учесть полученное по договорам безвозмездного пользования движимое имущество по КФО 2. Однако принятие имущества по КФО 2 не является препятствием для его использования в целях выполнения государственного (муниципального) задания.

Обоснование вывода:
В силу положений п.п. 2, 7, 8, 11, 14, 17, 18.2, 18.3, 26 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее — СГС «Аренда»), договор безвозмездного пользования имуществом является частным случаем аренды на льготных условиях.
Порядок отражения в бухгалтерском учете объектов учета аренды при безвозмездном пользовании зависит от классификации их в качестве операционной или неоперационной (финансовой) аренды. Классификация объекта учета аренды, в том числе отнесение договора к операционной или финансовой аренде, относится к сфере профессионального суждения должностных лиц учреждения и осуществляется в соответствии с разделом III СГС «Аренда» (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), п. III.1 раздела III, п. IV.1 раздела IV письма Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464).
Отметим, что в системных письмах Минфина России указано, что при заключении договора безвозмездного бессрочного пользования возникают отношения по неоперационной (финансовой) аренде (письмо Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257, письмо Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237). Следовательно, полученные по таким договорам объекты могут быть учтены учреждением-ссудополучателем в составе основных средств.
Вместе с тем в частном разъяснении о порядке отражения в бухгалтерском учете пользователем (арендатором) имущества — нежилых помещений, принятых на основании договора безвозмездного пользования, заключенного на неопределенный срок, специалисты финансового ведомства указали на необходимость его классификации, как объекта учета операционной аренды, полагаясь на принцип допущения непрерывности деятельности субъекта учета, принимая во внимание период бюджетного цикла и рыночную стоимость арендных платежей по аналогичным объектам имущества (письмо Минфина России от 07.03.2018 N 02-07-10/14794).
Согласно п. 20 СГС «Аренда» объект учета операционной аренды — право пользования активом отражается пользователем в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета с применением счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами». При первоначальном признании объектов учета неоперационной (финансовой) аренды у пользователя имущества они отражаются в составе основных средств на соответствующем аналитическом счете счета 0 101 00 000 «Основные средства» (п.п. 18, 18.1 СГС «Аренда», смотрите также раздел II.1 письма от 13.12.2017 N 02-07-07/83464).
При операционной аренде признание права пользования активом отражается в бухгалтерском учете ссудополучателя по дебету счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» (п. 67.3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). В свою очередь, принятие к учету пользователем объектов имущества, полученных в безвозмездное бессрочное пользование, относящихся к объектам учета финансовой (неоперационной) аренды, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования»*(1).
Положения Инструкции N 174н прямо не указывают на то, в рамках какого из источников финансового обеспечения деятельности необходимо учитывать права пользования активами и (или) объекты основных средств при получении имущества в безвозмездное пользование. Какие-либо разъяснения специалистов финансового ведомства по данному вопросу в настоящее время отсутствуют. Полагаем, что до внесения соответствующих изменений в Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, в части порядка отражения соответствующих показателей в рамках конкретных видов финансового обеспечения деятельности бюджетным учреждением в рамках учетной политики может быть принято решение об отражении объектов учета аренды в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2) независимо
даже в том случае, если указанное имущество будет использоваться учреждением при выполнении госзадания. Дело в том, что само по себе принятие объектов нефинансовых активов, используемых в рамках выполнения госзадания, к учету в рамках приносящей доход деятельности не исключает возможности осуществления расходов по содержанию указанного имущества за счет средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения госзадания*(2).
Объекты учета аренды на льготных условиях отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (п. 26 СГС «Аренда»). При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета как от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (п. 59 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы. «, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н).
По объектам учета аренды, возникающим из договоров безвозмездного пользования, заключенных до 2018 года, бюджетному учреждению необходимо сформировать «входящие» остатки. Операции по формированию входящих остатков отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) (пп. «г» п. 2, пп. «г» п. 3 Методических указаний) с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
При классификации объектов учета аренды, возникших в рамках договора безвозмездного пользования, в качестве операционной аренды, формирование входящих остатков отражается с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 0 111 4Х 000 Кредит 0 401 30 000 *(3)
— отражено признание права пользования объектами операционной аренды по справедливой стоимости арендных платежей *(1);
2. Уменьшение забалансового счета 01
— отражено выбытие объекта имущества с забалансового учета;
3. Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 401 40 182
— отражено принятие отложенных доходов от предоставления права пользования активом.
При классификации объектов учета аренды, возникших в рамках договора безвозмездного пользования, в качестве финансовой аренды формирование входящих остатков отражается с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 0 101 ХХ 000 Кредит 0 401 30 000
— отражено принятие актива в качестве самостоятельного инвентарного объекта;
2. Уменьшение забалансового счета 01
— отражено выбытие объекта имущества с забалансового учета;
3. Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 401 40 182
— отражено принятие отложенных доходов.
По договорам безвозмездного пользования, заключенным в 2018 году и классифицированным в качестве объектов операционной аренды, в учете бюджетного учреждения отражаются следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 0 111 4Х 350 Кредит 0 401 40 182
— принятие к учету права пользования активом по справедливой стоимости арендных платежей;
2. Дебет 0 401 40 182 Кредит 0 401 10 182
— признание отложенных доходов от предоставления права пользования активом доходами текущего периода;
3. Дебет 0 109 ХХ 224 (0 401 20 224) Кредит 0 104 4Х 450
— начисление амортизации на право пользования активом (ежемесячно на протяжении срока использования имущества);
4. Дебет 0 104 4Х 450 Кредит 0 111 4Х 350
— прекращение права пользования активом по истечении срока пользования имуществом.
По договорам безвозмездного пользования, заключенным в 2018 году и классифицированным в качестве объектов финансовой аренды, в учете бюджетного учреждения оформляются следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 0 101 4Х 310 Кредит 0 401 40 182
— принятие к учету объектов основных средств по справедливой стоимости арендных платежей, определенной исходя из оставшегося срока полезного использования имущества;
2. Дебет 0 401 40 182 Кредит 0 401 10 182
— признание отложенных доходов доходами текущего отчетного периода (ежемесячно);
3. Дебет 0 109 ХХ 224 (0 401 20 224) Кредит 0 104 4Х 411
— начисление амортизации на объект основных средств (ежемесячно).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п.п. 20, 21 СГС «Концептуальные основы» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Унифицированные формы первичных учетных документов, применяющиеся учреждениями госсектора, а также Методические указания по их заполнению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Приказ N 52н).
Принятие к бухгалтерскому учету согласно условиям договоров безвозмездного пользования имущества осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих получение (передачу) материальных ценностей. Отметим, что в действующем законодательстве нет четкого перечня таких документов. Поэтому согласно Приказу N 52н бюджетное учреждение может оформить получение материальных ценностей, например, Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Детальный порядок документального оформления подобных операций необходимо установить в учетной политике учреждения.

Читать еще:  Постановление правительства нижегородской области 599

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту «Аренда» у ссудополучателя (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 9 Инструкции N 174н принятие к бухгалтерскому учету арендатором при неоперационной (финансовой) аренде согласно условиям договора аренды (безвозмездного бессрочного пользования) объекта основных средств, являющегося предметом неоперационной (финансовой) аренды, отражается по сумме арендных обязательств арендатора (пользователя имущества) и затрат, непосредственно связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды (безвозмездного пользования), на основании первичных учетных документов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 41 000 «Вложения в основные средства — объекты финансовой аренды». В то же время согласно Инструкциям NN 162н и 183н указанная хозяйственная операция отражается по дебету счета 0 101 00 000 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» (абзац 10 п. 7 Инструкции N 162н, абзац 25 п. 9 Инструкции N 183н). Учитывая, что при безвозмездном пользовании ввиду отсутствия обязательств по перечислению арендной платы возможность формирования показателей счета 0 106 41 000 «Вложения в основные средства — объекты финансовой аренды» отсутствует, до устранения специалистами финансового ведомства противоречий в Инструкции N 174н в целях выполнения требований абзаца десятого п. 3 Инструкции N 157н порядок отражения указанной хозяйственной операции целесообразно закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.
*(2) Более подробно смотрите ответ на Вопрос: Институт планирует провести ремонт части здания, полученного в безвозмездное пользование от бюджетного учреждения. Правомерно ли осуществить данные расходы за счет средств субсидии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.).
*(3) Если в 22, 23 разрядах номера счета бюджетного учета здесь и далее указано «ХХ» или «Х», а также в 24-26 разрядах указано «ХХХ», то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, а также коды КОСГУ, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.

Читать еще:  Постановление правительства рф ндс 20

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Форма ИНВ-1а. Инвентаризационная опись нематериальных активов

Нематериальные активы (далее — НМА) в компании должны правильно и вовремя учитываться, поэтому проводят их инвентаризацию. Для этого создается специальная комиссия, а результаты процедуры вносят в опись по форме ИНВ-1а. Разберемся, как правильно внести все данные в этот документ.

Нематериальные активы

К НМА относят различные изобретения, товарные знаки, компьютерные программы, какие-либо секреты производства и т.д.

Документ, который закрепил правила учета НМА, — это ПБУ 14/2007. Оно было утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 №153н. Именно этим ПБУ нужно пользоваться при работе с НМА организации.

При проведении инвентаризации НМА проверяют, согласно Приказу Минфина от 13.06.95 №49:

  • правильно и вовремя ли были отражены НМА на балансе компании;
  • есть ли в компании документы, которые могут подтвердить, что у нее есть права на использование НМА.

Обязательно ли работать с формой ИНВ-1а?

Бланк ИНВ-1а разработан и утвержден Госкомстатом России, постановлением от 18 августа 1998 года №88. До начала 2013 года форма была обязательной к применению, после — стала лишь рекомендованной. То есть для проведения инвентаризации НМА компания сегодня может использовать документ, разработанный самостоятельно для собственного удобства на основе ИНВ-1а. Однако в том случае руководство должно помнить, что нельзя полностью изменять унифицированный бланк: обязательные реквизиты всегда должны быть на документе, иначе проверяющие органы усомнятся в его достоверности.

Не все компании пользуются правом на разработку своих бланков. Кому-то удобнее использовать ИНВ-1а, так как это привычная форма для многих работников со стажем, а также в этом случае у проверяющих органов не будет вопросов к этим документам.

К сведению! Выбор тех или иных форм руководство компании должно зафиксировать в учетной политике.

Комиссия

Для проведения любой инвентаризации всегда назначается специальная комиссия. В ее состав могут входить бухгалтер, юрист, работники администрации, руководители отделов, специалисты. Состав должен утвердить руководитель компании (Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49).

Материально ответственные лица в состав комиссии не входят, поскольку инвентаризация как раз и проверяет их работу. Комиссия создается на постоянной основе. Количество человек не ограничено, но обычно это 3-4 сотрудника.

Как правильно заполнить форму ИНВ-1а

Бланк состоит из трех страниц. Расскажем подробно о каждой из них.

Первая страница

Здесь необходимо внести такую информацию, как:

  1. Наименование компании, предприятия и структурного подразделения. Название должно быть указано такое же, как и во всех других документах.
  2. Код по ОКПО.
  3. Код вида деятельности.
  4. Реквизиты документа (номер и дата составления), на основании которого проводится инвентаризация. Это приказ, постановление или распоряжение. Как правило, бывает приказ.
  5. Даты начала и окончания процедуры инвентаризации.
  6. Вид операции (заполняется не всегда).
  7. Номер и дата составления заполняемой инвентарной описи.
  8. Список НМА, которые подвергаются инвентаризации.
  9. Их местонахождение. Здесь отмечают, в каком структурном подразделении находятся НМА.
Читать еще:  Закон оренбургской области об административных правонарушениях


Далее следует расписка о том, что все бумаги НМА отправлены в бухгалтерию, а сами НМА учтены или списаны. Свои подписи ставят сотрудники, ответственные за хранение бумаг на право компании на НМА.

Вторая страница

На этой странице расположена таблица. В нее заносят следующие данные:

  1. Номер по порядку.
  2. Наименование НМА, функция и краткая характеристика.
  3. Документ о его регистрации, с такими реквизитами, как название, дата составления и номер.
  4. Дата постановки на учет в компании.
  5. Фактическая стоимость по данным первички.
  6. Стоимость по данным бухучета.

В конце таблицы подводят итог по общей стоимости всех активов. Затем подводят итоги по странице: указывают количество порядковых номеров в таблице и на сумму фактически. Эти записи нужно делать прописью.

Внимание! Если в организации много НМА, то можно добавить необходимое количество страниц в бланк. Тогда по каждой из них нужно будет подводить итог в конце.

Третья страница

В первую очередь подводят итоги в целом по описи. Затем ставят свои подписи председатель и члены комиссии, после чего лица, ответственные за сохранность документов на право на НМА, расписываются в том, что все НМА проверены в их присутствии и претензий к комиссии нет.

В конце расписывается бухгалтер в том, что проверил все расчеты в данной описи.

Если по итогам инвентаризации были выявлены расхождения между учетными и фактическими данными, то заполняют сличительную ведомость по форме ИНВ-18.

Инвентаризация нематериальных активов

В случае, если российская организация использует в своей деятельности нематериальные активы (далее — также НМА), ей надлежит проводить их инвентаризацию. Наличие НМА должно подтверждаться соответствующими документами, а сами активы должны быть своевременно и верно отражены в бухгалтерском учете. Инвентаризация нематериальных активов включает в себя проверку наличия подтверждающих документов и правильности отражения НМА в учете и отчетности.

Нормативное регулирование

Объект для проведения инвентаризации указан в пункте 3.8 Указания Минфина России от 13 июня 1995 года № 49:

  • факт документального подтверждения прав субъекта на применение соответствующего НМА;
  • вопрос о том, отражен ли НМА в балансе предприятия верно и в необходимый для этого срок.

Порядок учета и отчетности по НМА регулируется ПБУ 14/2007 (утверждено Минфином 27 декабря 2007 года).

Содержание процесса инвентаризации нематериальных активов

Как следует из пункта 5 ПБУ 14/2007 , объектом НМА является:

  • либо простой объект (право, подтвержденное документом на возможность использования объекта авторских прав);
  • либо сложный объект (право использования нескольких объектов авторских прав одновременно).

Такими объектами, как правило, являются:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • компьютерные программы;
  • различные базы данных;
  • музыкальные фонограммы;
  • изобретения и т.п.

Чтобы иметь представление о порядке нормативного регулирования авторских прав, необходимо ознакомиться с нормами части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Необходимо учитывать, что возможность использования объекта авторских прав и возможность использования его материального носителя не идентичны.

В ходе инвентаризации НМА проверке подлежат, в частности, такие документы, как:

  • патенты на изобретения;
  • свидетельства о регистрации компьютерных программ;
  • авторские договоры и договоры о передаче исключительных прав;
  • лицензионные договоры и т.п.;
  • документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности на объект НМА (при необходимости).

В ходе проведения инвентаризации нематериальных активов следует проконтролировать не только наличие самого актива, но и верность отражения НМА в аналитическом учете (инвентарных карточках).

Синтетический учет НМА следует проанализировать в журналах-ордерах 10, 13 и в ведомости учета НМА N 17.

Кроме этого, следует проанализировать сведения в учете об амортизации соответствующих НМА. При этом важно учитывать, что метод осуществления амортизации подлежит ежегодному уточнению. Это необходимо для того, чтобы сделать максимально идентичными расчет амортизации для бухгалтерского учета и расчет для учета налогового. Подобное уточнение метода расчета амортизации надлежит проводить до подготовки бухгалтерской отчетности.

Как правило, порядок инвентаризации нематериальных активов можно условно разделить на три этапа:

  • определение состава инвентаризационной комиссии, срока для осуществления инвентаризации и причин ее проведения. Все эти составляющие должны быть включены в один документ — приказ руководителя о проведении инвентаризации;
  • установление факта наличия НМА. Этот этап включает в себя выявление и проверку подтверждающих документов;
  • сличение установленных в результате вышеуказанной процедуры проверки сведений с информацией, содержащейся в учете.

Инвентаризационная комиссия устанавливает, являются ли достоверными сведения, включенные в инвентарные карточки учета соответствующих НМА, и созданы ли такие карточки для всех указанных активов.

Документальное оформление инвентаризации нематериальных активов

По результатам проведения рассматриваемой проверки инвентаризационная комиссия оформляет ведомость по форме ИНВ-1а.

Каждое лицо, несущее ответственность за сохранность подтверждающих документов на НМА, должно расписаться в заголовке инвентаризационной описи.

Если в ходе проверки были установлены неучтенные активы, они также подлежат включению в опись.

Опись распечатывается в двух экземплярах (один для бухгалтерии, второй для ответственного за хранение документов лица).

Этот документ должен быть подписан каждым членом инвентаризационной комиссии.

Кроме этого, оформляется сличительная ведомость (форма ИНВ-18 ). Она предназначена для учета разночтений между фактическими данными (т. е. данными инвентаризационной описи) и данными бухучета.

Этот документ также распечатывается в двух экземплярах.

Результаты инвентаризации НМА должны быть приняты к бухгалтерскому учету.

Излишки относятся на финансовый результат и принимаются к учету по рыночной стоимости. Недостачи взыскиваются за счет виновных материально ответственных лиц или также списываются на финансовый результат.

Обращаем внимание, что начиная с 2013 года унифицированные формы применять не обязательно. Для того, чтобы учитывать результаты инвентаризации, организация вправе разработать и утвердить собственные формы документации с указанием всех необходимых для этой операции реквизитов. После этого организация вправе осуществлять оформление инвентаризации ОС с использованием собственных форм документации.

Инвентаризация НМА: проводки бюджетного учета

Бюджетные учреждения отражают результаты инвентаризации в следующем порядке:

  • излишки приходуются в учете по рыночной стоимости (проводка Дт. 010301320 (010201320) – Кт. 040101180).
  • недостача списывается (например, Дт. 010407420 (010408420), Дт. 040101273 – Кт. 010301420 (010201420).

Инвентаризация нематериальных активов: проводки бухучета

В бухучете результаты инвентаризации отражаются так:

  • излишки включаются в состав прочих доходов отчетного периода (проводка Дт. 04 — Кт. 91, субсч. «Прочие доходы»);
  • недостача списывается на прочие расходы (Дт. 91, субсч. «Прочие расходы» – Кт. 04).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector